Научная статья на тему 'Социокультурные особенности развития продюсирования'

Социокультурные особенности развития продюсирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1170
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДЮСИРОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭКОНОМИКА / МЕНЕДЖЕР / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / PRODUCING / SOCIAL AND CULTURAL PECULIARITIES / ECONOMICS / MANAGER / SOCIAL AND CULTURAL SPHERE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попов А. С.

Представлена ретроспектива процесса становления продюсирования как вида профессиональной деятельности в России. Обзорно охарактеризован исторический контекст воз-никновения профессии, аргументируется предположение о пионерах организации зрелищного искусства в государстве. Автор прослеживает эволюцию квалификационных требований к про-дюсеру шоу-программ, отмечает некоторые особенности социальной рецепции профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND CULTURAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL PRODUCING

The article is devoted to a retrospective of producing genesis as a sort of professional ac-tivity in Russia. The author reviews the historical context of the profession origin, argues a hypothesis for “pioneers” of Russian entertaining art. Also, the article traces an evolution of qualification require-ments for a today’s professional show producer, notes some features of social reception of the profession

Текст научной работы на тему «Социокультурные особенности развития продюсирования»

развратить личность, привести к ограничению духовного мира, асоциальности, пьянству и наркомании, деформировать сознание и поведение. Негативные последствия необходимо предотвращать посредством грамотно организованной досуговой инфраструктуры, студенческой молодёжи будет намного проще формировать положительное и уважительное отношение к самому себе, проявить свое неповторимое «Я», обрести смысл жизни, наполнив его ценностными ори-ентациями.

Список литературы

1. Волосков, И. В. Особенности социализации учащейся молодёжи // Социологические исследования. - 2009. - № 6. - С. 107-109.

2. Гулина, М. А. Словарь-справочник по социальной работе. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 400 с.

3. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социологические исследования. -2007. - № 4. - С. 37-43.

4. Вишневский, Ю. Р. Гражданская культура студентов. Тенденции проблемы формирования / Ю. Р. Вишневский, Д. В. Трынов, В. Т. Шапко // Социологические исследования. - 2009. - № 4. - С. 108117.

5. Артюхова, Ю. В. Ценности и воспитание // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 117-121.

6. Всемирная энциклопедия : Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - Москва : АСТ , Минск : Харвест, 2001. - 1312 с. - (Современный литератор).

7. Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 нояб. 2014 г. № 2403-р. [Электронный ресурс] / Правительство Российской Федерации. - Электрон. дан. - Москва, [б. г.] - 2018. - Режим доступа : http://static.government.ru/media/iiles/ceFXleNUqOU. pdf (дата обращения: 29.03.2018).

8. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности : учебник. - Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2007. - 479 с.

Elena I. Murzina, Senior Lecturer Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)

murzina310@mail.ru

THE YOUTH'S AXIOLOGICAL SYSTEM AND LEISURE PRACTICES

Abstract. The paper analysis the value aspect of today's Russian student youth's leisure practices. The author states the crisis of creative basis for the youth's leisure motivation. The author gives a review of the today's youth's most popular leisure tastes served by cultural institutions. Also, the author of the paper names some social risks that become inherent because of the youth's leaning to leisure activity with distinct destructive effect in relation to a personality.

Keywords: values (axiological) system, the young people, cultural and leisure sphere, the youth's leisure tastes forming.

УДК 379.8:7.091:331.102.24(470+571).000.93

А. С. Попов, аспирант

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

forever_923@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОДЮСИРОВАНИЯ

Аннотация. Представлена ретроспектива процесса становления продюсирования как вида профессиональной деятельности в России. Обзорно охарактеризован исторический контекст возникновения профессии, аргументируется предположение о пионерах организации зрелищного

искусства в государстве. Автор прослеживает эволюцию квалификационных требований к продюсеру шоу-программ, отмечает некоторые особенности социальной рецепции профессии.

Ключевые слова: продюсирование, социокультурные особенности, экономика, менеджер, социокультурная сфера.

Профессия продюсера - относительно недавнее явление, в мире её история насчитывает одно столетие, в России - около двадцати лет. Современные экономические условия диктуют необходимость наличия профессионалов такого рода в сфере культуры и социокультурной деятельности при создании творческих проектов самого разного масштаба. Несмотря на это, четкого сформированного понятия о данной профессии в сознании большинства наших соотечественников на сегодняшний день не сложилось, хотя профессия продюсера имеет вполне определенную историю возникновения, а также путь становления и развития в нашей стране.

Первоначально следует рассмотреть само базовое понятие «продюсер» (от англ. producer -производитель, товаропроизводитель, изготовитель) - специалист, который принимает непосредственное участие в производстве проекта, регулирует (или помогает регулировать) финансовые, административные, технологические, творческие или юридические аспекты деятельности, сочетает в себе навыки деятельности экономиста, менеджера и автора. Профессиональный и грамотный продюсер отличается от менеджера, антрепренера, импресарио и прочих схожих направлений деятельности тем, что главным образом создает идею. Лишь затем начинает изыскивать финансовые ресурсы, решать организационные и административные задачи [1].

Следует ознакомиться с историей появления данной профессии в мире. Впервые профессия продюсера возникла в киноиндустрии в 1910-х гг. XX в. в Голливуде. Тогда объединение сразу нескольких кинокомпаний естественным образом привело к необходимости выделения лица, осуществляющего общее руководство процессом выпуска фильма на всех его этапах, наделённого самыми широкими полномочиями. Этот специалист должен был разбираться в экономике, администрировании и творческой части одновременно. Таким образом, продюсирование зародилось и сформировалось как профессиональная сфера деятельности в США сто лет назад [3].

В России данная профессия появилась в 90-х годах прошлого века, вместе с переходом на рыночную модель экономики. Наряду со сферой обслуживания, торговли, образования и прочими в социокультурную сферу внедряется система купли-продажи, появляется термин «творческий продукт». Но считать момент распада СССР и возникновение Российской Федерации точкой отсчета в истории отечественного продюсирования было бы неверно. Д. С. Жарков в своей книге «Продюсирование и постановка шоу-программ» приводит в качестве корней данной профессии в России - скоморошество. Следует отметить, что многие исследователи видят в творческой деятельности бродячих артистов на Руси предпосылки циркового искусства, эстрады и шоу-бизнеса, следственно, можно сделать вывод о том, что скоморошество действительно явилось прародителем продюсирования, так как именно от зрелищных видов искусств и произошла данная профессия. В те далекие времена уличные артисты точно рассчитывали прибыльные для выступлений места, где можно было заработать ту или иную сумму, самостоятельно организовывали выступления. Далее, при Петре I возникают концертные площадки в садах, парках и на привокзальных площадях, выводя уличное зрелище на новый, качественно лучший уровень.

Самостоятельную и вполне обоснованную версию предпосылок продюсирования в России выдвигают театроведы, считая первым русским продюсером В. И. Немировича-Данченко, потому что именно он был автором идеи нового театра.

Также к числу первых в истории продюсеров театрального дела причисляют Сергея Дягилева, организатора блистательных «Русских сезонов» во Франции. Знаменитый меценат находил таланты, привлекал художников первой величины для оформления спектаклей, организовывал выступления своей труппы в лучших залах Парижа. За двадцать лет существования «Русских сезонов» миру было открыто множество новых, ранее неизвестных дарований [1].

Дягилев показал свыше 80 оригинальных произведений и на десятилетия вперед определил развитие мирового сценического искусства. В дореволюционном театре продюсерами могли выступать и чиновники, и частные лица. Директорам императорских и казенных театров продюсер-ские полномочия и функции делегировались верховной властью - двором или правительством;

руководителям городских театров - театральными комиссиями городских дум; антрепренерам и выборным руководителям актерских товариществ - профессиональным сообществом и, наконец, руководителям народных театров - широкими слоями склонной к сценическому творчеству общественности. Таким образом, разные социальные группы выбирали продюсеров в соответствии со своими интересами и потребностями.

После революции ситуация радикально изменилась. В театр пришел новый, как сказал К. С. Станиславский, «первобытный в отношении искусства» зритель. Новая власть еще не утвердилась и даже не представляла себе, какими принципами следует руководствоваться в организации культурной жизни. Построение коммунистического общества, к которому приступили большевики, предполагало национализацию производства. Как при таких установках быть с культурой, они не знали: что можно национализировать, если средства производства здесь, по сути, особый художественный дар? Как выразился Ленин, «наука, техника, искусство - в руках специалистов и в их головах». Назначенный им нарком Луначарский даже пропагандировал формулу Карла Каутского: «Величайший порядок и планомерность в производстве и полная анархия в искусстве». Видимо, поэтому в Программе РКП образца 1919 года рядом стоят идея «государственной помощи искусству» и идея «саморазвития рабочих».

В годы военного коммунизма художественная жизнь фокусируется на театральном искусстве. Государство, уже частично взявшее на себя функции продюсера, еще руководствовалось не корыстными, а романтическими целями «окультуривания» страны.

К концу 30-х годов государство оказывается главным и единственным распорядителем театральной жизни. Как и положено продюсеру, оно изыскивает средства и направляет их туда, куда считает правильным, контролирует соответствие того, что делают творцы (актеры, режиссеры, драматурги), собственной продюсерской концепции, в данном случае - государственным приоритетам культурной политики, своей идеологической стратегии и тактике. Система, просуществовавшая более 60 лет [1].

Ближе к 60-м годам прошлого века, как только страна окончательно «встала на ноги» после войны, семимильными шагами движется технический прогресс, в жизни граждан СССР прочно обосновывается телевидении и радио, развивается киноиндустрия, цирк и эстрада, в искусстве начинают четко обозначаться грани его жанров и направлений. Вместе с тем и система его продвижения зрителю также начинает становиться более специализированной: появляются администраторы и импресарио, полностью согласовывающие и решающие административные и финансовые вопросы, учитывая особенности и специфику жанров. Примерно в это время зарождаются основные направления сегодняшнего продюсирования в России.

На сегодняшний день существует несколько официально признанных направлений продю-серской деятельности:

- телевизионное и радио продюсирование;

- музыкальное продюсирование (шоу-бизнес);

- продюсирование эстрадных программ;

- продюсирование компьютерных игр (веб-продюсирование);

- кинопродюсирование.

Активное становление профессии продюсера как самостоятельной сферы деятельности происходит в начале 90-х годов ХХ века, когда распадается СССР, образовывается Российская Федерация и на смену административно-командной модели экономики приходит рыночная. Сфера эстрадного искусства, кинематографа и телевидения лишается государственного содержания и попечения, что приводит к серьезным метаморфозам и необходимости появления лидера, который будет специализироваться на продаже творческого продукта, владея одновременно качествами менеджера, знаниями экономиста и грамотностью профессионала в сфере культуры и искусства. Тем самым определяется профессия продюсера. Активный расцвет российского продюсиро-вания начинается в середине 90-х годов и длится более десяти лет. В этот период многие, даже не имеющие достаточного отношения к искусству люди, вполне успешно пробовали себя в данном качестве, так как русский зритель, увидевший на телевизионном экране и эстраде свободу слова, самовыражения и нравов, категорически запрещенных прежде при Советской власти, долгое

время не мог морально насытиться новизной. Понятие высоких нравственных идеалов, этики, эстетики и духовности были на определенное время забыты, именно в этот период, поняв спрос тогдашнего зрителя, продюсеры давали ему то, что он желал видеть, то есть не слишком качественный, абсолютно не нравственный творческий продукт общего потребления. Предугадывание зрительского спроса, опережающий анализ ситуации на рынке творческого и культурного продукта - одна из важнейших черт успешного продюсера [2].

Примерно к 2010-му году положение вещей меняется: зритель становится более разборчивым, утонченным. Пресыщенный негативом, свободой нравов и откровенностью на экране, сцене театра, эстраде и т. д., социум опять начинает тянуться в вечному, светлому и высоконравственному, что серьезно меняет концепцию работы продюсеров во всех сферах деятельности: кино, телевидение, эстрада, что приводит к некому естественному отбору - в профессии остаются в основном сильнейшие, случайные люди, добившиеся успеха в 90-е и начале 2000-х, в большинстве не выдержали перемену вкусовых предпочтений.

Сегодня профессия продюсера в России вполне состоявшееся и сформировавшееся понятие, воспринимаемое обществом. Кинопроизводство, телевидение, радио, эстрада, театр, цирк сейчас немыслимы без работы продюсера. Вместе с ростом потребительского спроса внедряются новые понятия, как, например, продюсер компьютерных игр, разрабатывающий методы привлечения пользователей виртуальных развлечений, или продюсирование социокультурной сферы. Многие ВУЗы культуры начали готовить специалистов по данному направлению [4].

Являясь продюсером «Радио Сибирь. Омск» и непосредственным участником создания творческого продукта, хочу отметить, что моя профессиональная компетенция растет вместе с изучением теоретической базы социально-культурной деятельности. Именно она становится основой для успешной работы. За последние 2 года был реализован ряд важных и значимых культурных проектов, которые приносят пользу не только городу Омску, но и всему сибирскому региону. Это «Молодая музыка Сибири» - проект, направленный на знакомство и популяризацию творчества молодых сибирских музыкантов в радиоэфире. «Международный фестиваль фейерверков» на День знаний - грандиозное по своему размаху мероприятие на открытом воздухе, настраивающее на позитивный лад и родителей и учеников перед предстоящим учебным годом. «Дело 5 минут» к Международному дню защиты детей - серия концертов, сборы от которых идут в детские благотворительные фонды. Эти и многие другие начинания дают возможность любому сибиряку созидать культурное пространство вокруг себя и дарить великое множество улыбок своим близким, что ежегодно доказывает огромное количество отзывов слушателей в прямом эфире и комментариев интернет-пользователей в социальных сетях.

Список литературы

1. Жарков, Д. С. Продюсирование и постановка шоу-программ : учебник. - Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2010. - 245 с.

2. Корнилова, С. М. Музыкальный менеджмент. - Москва : Юнити-Дана, 2006. - 164 с.

3. Криштул, Б. Кинопродюсер. - Москва : Изд-во Рос. гос. б-ки, 2008. - 243 с.

4. Суминова, Т. Н. Продюсер: сущность и специфика социокультурного феномена // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 5. - С. 92-98.

Aleksey S. Popov, Postgraduate Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

forever_923@mail.ru

SOCIAL AND CULTURAL PECULIARITIES OF PROFESSIONAL PRODUCING

Abstract. The article is devoted to a retrospective of producing genesis as a sort of professional activity in Russia. The author reviews the historical context of the profession origin, argues a hypothesis for "pioneers" of Russian entertaining art. Also, the article traces an evolution of qualification requirements for a today's professional show producer, notes some features of social reception of the profession.

Keywords: producing, social and cultural peculiarities, economics, a manager, social and cultural sphere.

УДК 37.035.6:379.8:378.14(571.13-25)

Л. В. Секретова, кандидат педагогических наук, доцент Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

sekretova.l@mail.ru

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МОДЕЛЕЙ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ФОРМ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. Грамотное организационно-педагогическое сопровождение многостороннего межэтнического диалога - необходимое условие гармонизации межнациональных отношений в современной молодёжной среде. Нейтрализация конфликтного потенциала межнациональных контактов - один из ключевых приоритетов развития этнокультурной коммуникации в пространстве межгосударственного взаимодействия стран евразийского региона. Рассматривается опыт моделирования этноориентированных программ на примере работы I культурно-образовательного форума «Академия русской культуры» (г. Омск, 22-25 марта 2018 г.), организованного Государственным центром народного творчества при поддержке Министерства культуры Омской области, Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, Омской Епархии Русской Православной Церкви.

Ключевые слова: воспитание, модели, организационно-методические формы, просвещение, социально-культурная деятельность, этнонаправленные технологии.

Важными целями государственной культурной политики являются: «сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения...» [1]. В Российской Федерации принят целый пакет нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность различных социальных институтов в области этнокультурного воспитания, образования, просвещения. Так, в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года определены, в числе других, задачи по содействию национально-культурному развитию, по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения [2].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ В. В. Путина 31 декабря 2015 г., наряду с проблемами укрепления обороны страны, обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, говорится об укреплении национального согласия, сохранении и развитии культуры. Культура названа одним из стратегических национальных приоритетов, а стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области культуры названы: «. сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодёжи в духе гражданственности; сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны» [3].

Именно традиционные ценности, такие как родная земля и природа, жизнь и труд, семья и родня, духовность и нравственность, соборность и другие, представляют собой содержание этно-направленных технологий социально-культурной деятельности. Однако для их трансляции и освоения требуется подобрать оптимальную форму или модель, которые обеспечили бы эффективное восприятие творимого и транслируемого смысла.

Для решения данной задачи специалистам социально-культурной деятельности необходимо знать и владеть всею совокупностью имеющихся организационно-методических форм социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.