Е. А. Боярко
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОРИЕНТИРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Работа представлена кафедрой педагогики
Педагогического института Южного федерального университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Я. Хоронько
В статье рассмотрены социальные факторы, обусловливающие становление системы непрерывного профессионального образования. Доказана необходимость такого подхода в современных социокультурных условиях. Освещены аспекты интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования в единую систему многоуровневого профессионального образования в Южном регионе.
Ключевые слова: система многоуровневого образования, социокультурные задачи, системность, интеграция, непрерывное образование.
Social factors causing the development of continuous professional training systems are considered in the article. The necessity of this approach in modern social conditions is proved. The aspects of integration of the basic and higher professional educational establishments in the multilevel system in the South Region are covered.
Key words: system of multilevel education, social task, education system, integration, continuous education.
В системе социальных институтов современного общества образование занимает одно из ведущих мест. Происходящее в настоящее время реформирование системы образования направлено на создание единой системы многоуровневого непрерывного образования, включающего различные формы ассоциатив-
ной и структурной интеграции учреждений разных ступеней получения образования: дошкольные учреждения -
школы - лицеи - колледжи - вузы. Приоритетность этого направления в реформировании российской системы образования, модернизации его социокультурных ориентиров активно под-
держивается Министерством образования РФ.
Настоятельная потребность в повышении уровня знаний в течение всей жизни человека привела к возникновению идеи создания многоуровневой образовательной системы: многоуровневой по структуре организации процесса и непрерывной по сути и содержанию. Создание системы многоуровневого непрерывного образования не разрушает сложившуюся институциональную систему образования, однако дополняет ее, значительно расширяя и диверсифицируя ее социальные возможности. Данная система призвана решать новый социокультурный комплекс задач, в который входят: повышение качества образования, создание условий для выбора направления движения в образовательном пространстве с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечение более высокой степени социальной защищенности и доступности услуг в сфере образования.
Возрастающая роль образования в экономическом и социальном развитии современного общества, обеспечении международной конкурентоспособности национальных экономик предопределяет во всем развитом мире постоянный интерес политических, научных, деловых и общественных кругов к проблемам государственной образовательной политики. Общепринято понимание, что «будущее принадлежит тем странам, которые имеют наиболее эффективные школы, способные создать интеллектуальный потенциал как важную объективную основу для развития способностей большинства граждан и для обеспечения их благополучия»1.
Концептуальные подходы к феномену непрерывности образования концептуально осмысливались в 60-70-е гг. XX столетия. В 1965 г. на форуме ЮНЕСКО один из крупнейших теоре-
тиков непрерывного образования П. Лен-гранд представил впервые сформулированную концепцию непрерывного образования как процесса, продолжающегося в течение всей жизни, в котором большое значение имеет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов. Эта идея получила развитие в докладе комиссии под руководством Э. Фора «Учиться, чтобы жить», принятом в 1972 г. и ставшем основой решения ЮНЕСКО 1974 г. о признании непрерывного образования одним из основных принципов реформирования образования.
В 1976 г. руководителем программы развития теоретических основ непрерывного образования Р. Даве был опубликован перечень характеризующих ее признаков. Среди прочих признаков назывались: охват образованием всей жизни человека, интеграция общего и профессионального образования, системность принципов для всего образовательного процесса и др.
Некоторые исследователи считают, что идея непрерывности образования возникла как реакция на авторитарность формальной системы образования, как необходимость выйти за рамки традиционных институтов получения квалификации. С таким пониманием причин связано осмысление его назначения: непрерывность образования представляет собой комплекс мер, дающих человеку возможность учиться на протяжении всей жизни2. Однако помимо профессионализации есть и другие социокультурные мотивы обращения к непрерывному образованию. Важно учитывать потребность индивида в духовном развитии, творческой самореализации (не обязательно в профессиональной сфере).
Концепция многоуровневого непрерывного образования основана на фундаментальной идее, согласно кото-
рой на каждом этапе развития человек индивидуален и готов к дальнейшему саморазвитию. Каждый включенный в систему многоуровневого непрерывного образования «должен постоянно проектировать деятельность, т. е. быть проектировщиком, человеком, умеющим всегда относиться к своей профессии творчески. В связи с этим непрерывное образование становится технологией, стимулирующей творчество, и только в этом смысле оно непрерывно»3. Осуществление принципа непрерывности влечет за собой целый комплекс мер по перестройке базового образования.
В Южном федеральном округе России и конкретно в Ростовской области уже накоплен положительный опыт создания многоуровневых образовательных комплексов на базе таких учебных заведений, как Донской государственный технический университет, Ростовский государственный педагогический университет, Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса, Южно-Российский государственный технический университет и др.
Необходимые теоретические предпосылки исследования многоуровневых образовательных структур обусловлены развитием концепций непрерывного образования (А. П. Владиславлев, А. А. Хре-ков, Г. П. Зинченко, М. Н. Костикова, Н. К. Сергеев, В. С. Ямпольский и др.), опережающего профессионального образования как одной из ступеней системы непрерывного образования (К. К. Колин, Н. Н. Нечаев, Е. С. Полат, А. И. Сухарев и др.), личностной ориентированности непрерывного образования, а практические предпосылки - созданием и функционированием многоуровневых образовательных комплексов на базе крупных высших учебных заведений регионального значения.
Однако до сих пор не выявлена в полной мере роль многоуровневых об-
разовательных комплексов в решении проблем профессиональной социализации, выравнивания условий доступа к образовательным услугам, адаптации в образовательном процессе. В настоящее время возникла необходимость провести анализ формирования системы многоуровневого непрерывного образования, факторов ее обусловленности, в том числе на примере конкретных образовательных комплексов; диагностировать состояние и определить тенденции развития многоуровневого непрерывного образования в России.
Стремление к образованию, к знаниям во всем развитом мире признано сегодня одним из важнейших элементов национального богатства. Университеты, например, расцениваются как «скрытое оружие» в обеспечении конкурентоспособности страны на мировом рынке.
Но образование, оказав содействие современному прогрессу и став одной из его движущих сил, ныне стало его жертвой. Уже с середины 1960-х гг. стали проявляться такие тенденции в сфере образования, которые позволили некоторым исследователям сделать и обосновать вывод о мировом кризисе образования, устаревании классической модели образования.
Специфика современного этапа развития образования в нашей стране обусловлена характерными чертами переходной эпохи, а также социальноэкономическими и культурными условиями России, которые объективно изменяют содержание всей сферы образования, ее философию, создают новые культурные условия для ее развития.
Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции и достижения, признанные во всем мире. Однако за последнее десятилетие многие его завоевания оказались утраченными в связи с неспособностью традиционной системы адаптироваться к новым соци-
альными экономическим условиям, складывающимся в нашем обществе.
Рассмотрение образования как сферы производства духовного и интеллектуального потенциала по наращиванию «человеческого капитала», необходимого для решения социально-экономических проблем, сменяется подходом к образованию как сфере прежде всего духовной жизни, решения личных проблем, саморазвития, личностного роста и творческой самореализации. Новая философия образования формируется под существенным воздействием изменяющихся ориентаций человечества, выявляющих новые системы ценностей и жизненных смыслов. Развитие личности, ее образование, по мнению многих социологов, станет основным смыслоопределяющим фактором, превращающим социокультурную среду в источник постоянного духовного обогащения и поле для самоопределения, саморазвития и самореализации личности.
В новых условиях особую актуальность приобретает идея многоуровневого непрерывного образования, которое рассматривается, с одной стороны, как сфера накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления творческих способностей каждого человека, воспитания в нем высоких нравственных принципов, а с другой - как «расширение человеком направлений своей дея-
4
тельностной реализации...»
Концепция многоуровневого непрерывного образования позволяет разрешить также многие социально-образовательные проблемы взрослых, что становится неотъемлемой частью общей образовательной стратегии. Одной из основных характеристик системы многоуровневого непрерывного образования должна стать дифференциация, обеспечивающая разнообразие форм обучения на всех ступенях, позволяю-
щая максимально учитывать индивидуальные особенности каждого, его интересы, склонности, возможности, ценностные и профессиональные ориентации.
Интеграция образовательных программ с целью устранения дублирования на разных ступенях обучения позволит сделать эту систему более эффективной и выгодной с точки зрения темпоральных и материальных затрат, усовершенствования профессиональных и духовных качеств будущих специалистов.
Система многоуровневого непрерывного образования становится средством повышения качества самого обучения, благодаря реализации принципа преемственности и диалога различных уровней образования. Стратегии многоуровневого непрерывного образования предусматривают формирование у обу-чащихся смыслообразующих мотивов дальнейшей учебно-профессиональной деятельности, что позволит уменьшить трудности построения профессиональной карьеры.
Новая социально-экономическая реальность и логика внутреннего развития системы образования актуализируют задачу интеграции учреждений начального и среднего профессионального образования в единую систему базового профессионального образования, ее многоуровневого выстраивания, с опорой на интегральный тип профессионального образовательного учреждения -региональный колледж5. Региональный колледж, в свою очередь, интегрируется в образовательную структуру, которая носит название «университетский комплекс».
В настоящее время в Ростовской области на основе накопленного опыта уже отрабатывается алгоритм региональной системы многоуровневого непрерывного образования, включающий создание на базе вузов учебно-научных образовательных комплексов6. Первые
положительные результаты имеются в Южно-Российском государственном
техническом университете, а также в Южно-Российском государственном
университете экономики и сервиса, в котором с начала 1990-х гг. проводится целенаправленная работа по реализации идеи непрерывного профессионального образования.
Университетский комплекс является базой всей непрерывной многоуровневой системы образования в регионе, включающей учебно-педагогический комплекс, колледжи как важное звено ранней профессиональной ориентации и подготовки молодежи в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования, а также гимназии, лицеи, спецшколы и спецклассы, образующие среду для выявления и развития талантов, склонностей и способностей молодежи с раннего возраста и создания возможности для их доведения до передовых рубежей человеческих знаний по соответствующим направлениям и специаль-
7
ностям в университете .
Другая возможная форма интеграционного процесса - организация несколькими колледжами и вузами некоммерческого объединения - ассоциации. Кроме этого, структура системы многоуровневого непрерывного образования предполагает создание образовательных округов, где под единым управлением объединяются образовательные учреждения различных типов с целью согласования образовательных программ и выполнения социального заказа на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов.
Процессы реформирования подкрепляются академическими свободами, законодательно закрепленными за высшими учебными заведениями в последние годы. Сегодня в рамках некоторых академических программ студенты мо-
гут выбирать пути получения степени. В зависимости от интересов и направлений их будущей работы они могут выбирать в течение курса обучения предметы и факультативные курсы. Система многоуровневого высшего образования направлена на нивелирование этой опасной тенденции путем сокращения образовательных траекторий за счет оптимизации процесса обучения, устранения дублирования с целью повышении качества образования в целом и по каждой отдельной специальности.
В современных социокультурных цивилизационных условиях можно выделить ряд генеральных тенденций, определяющих изменения в социальных ориентирах, содержании, характере и условиях образования. На нынешнем этапе создания системы многоуровневого непрерывного образования необходимо более полно учесть следующие осново-полатающие факторы развития образования: усиление его общекультурной и гуманитарной направленности, универсализацию, преодоление технократического характера; дальнейшую интеграцию образования в общество, рынки труда, объективное повышение его социальной востребованности; повышение роли гражданских функций образования, требований к социально-профессиональной мобильности личности; фун-даментализацию; информатизацию; экологизацию8.
Таким образом, в процессе формирования системы многоуровневого образования ведущим принципом является многообразие, вариативность образовательных программ в пределах структурных элементов интегрированной системы. Вследствие этого сами образовательные учреждения становятся многофункциональными комплексами с наиболее полной мобилизацией образовательных ресурсов на реализацию непрерывного образования.
1 Education on Trial: Strategies for the Future. New York, 1983. P. 13.
2 Кусжанова А. Ж. Исторические типы образования // CREDO. 2000. № 18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.credo.osu.ru.
3 Шерайзина P. M. Непрерывное педагогическое образование в Новгородской области: состояние, проблемы, перспективы // Педагог. 1998. № 5.
4 Полат Е. С. Проблемы образования в канун XXI века // EIDOS-LIST. 1998. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/list.
5 Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации: Итоговый материал семинаров рабочей группы Комиссии по реформированию образования // Курьер образования. 1997. № 2.
6 Резванов С. В. Развитие высшей школы области: современные алгоритмы // Высшая школа. 2000. № 31. С. 3.
7 Проект концепции структурно-функциональных преобразований в сфере образования с целью повышения эффективности использования государственных средств // Университетское управление: практика и анализ. 1999. № 2 (9).
8 Основные направления реформирования системы образования на новом этапе // Курьер образования. 1997. № 2.