УДК 379.85
О.А. Халява (Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого)
Тел.: (4872) 35-74-37; e-mail: [email protected] СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день отрасли такой как туризм, а в частности культурному туризму. Автор рассматривает сущность понятия туризм приводит исследователей, которые работают в этом же направление. Рассматривает историю возникновения и развития туризма. Автор анализирует факторы, формы и виды туризма. Рассматривает социокультурные и правовые основания развития культурного туризма. Автор предлагает разграничить законодательно статус религиозного туриста и паломника.
Ключевые слова: культурный туризм, познавательный туризм, религиозный туризм, паломничество, формы и виды туризма, социокультурные основания развития туризма, культурный туризм как средство межкультурной коммуникации.
В современном мире туризм стал одной из составляющих, которая не только вошла в нашу повседневную жизнь, но и тесно связана практически со всеми сферами человеческой деятельности. В конце 20 века туризм стал массовым, так как его популярность резко возросла в связи с улучшением качества и уровня жизни населения, а также за счет промышленного роста, уменьшения продолжительности рабочего дня и увеличения времени отдыха. Как отмечается в работе Л.И Ахатовой «сегодня туризм становится неотъемлемой частью человеческой жизни в большей части мира. В XX веке он, без сомнений, является феноменом мирового масштаба» [2, c. 4].
Туристическое путешествие предполагает только временный выезд человека за пределы его обычной среды обитания, без ведения в месте пребывания оплачиваемой деятельности, что исключает из категории туристов людей, профессионально или вынуждено совершающих поездки (дипломатов и консульских работников, военнослужащих, эмигрантов, беженцев, кочевников и др.)
В России исследования, посвященные туристической проблеме, появились во второй половине XX века, где рассматриваются вопросы теоретического и методологического характера, в том числе и понятийного аппарата освещаются в работах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, И.Б. Власовой, А.С. Гализдры, В.Г. Гуляева, И.В. Зорина, Е.Н. Ильиной, В. А. Квартальнова, Е.В. Листвиной, Ю.С. Путрика, В.С. Сенина, А.Д. Чудновского.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время туризм как отрасль производства стал популярной в глобальном масштабе.
Каждая страна, в которой в той или иной мере присутствуют туристические регионы, старается представить на рынок услуг большее количество качественных турпродуктов, не только пляжного типа, но и культурно-познавательного. Хочется отметить, что такая тенденция прослеживается и в России, когда достаточно большая часть населения ежегодно отправляется в путешествия за пределы своей страны, с целями отдохнуть не только на пляже, но и посетить различные культурно-исторические достопримечательности, прикоснуться к истории воочию, где туристы сталкиваются с иными представлениями, традициями, образом жизни, религиями. Туризм в социальной среде играет особую роль, он способствует взаимодействию людей.
Огромный вклад в разработку понятия «туризм» внесли такие организации как ООН, Международная ассоциация научных экспертов в области туризма, Академия туризма в Монте-Карло. В дальнейшем рассматриваемой проблеме уделялось внимание на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям (Рим, 1963) на которой даны рекомендации для определения понятия "турист" или "временный посетитель" для целей международной статистики, на конгрессе Всемирной туристской организации (Манила, 1986), Межпарламентской конференции по туризму (Гаага, 1989), Конференции по статистике туризма и путешествий Всемирной туристской организации (Оттава, 1991), все эти организации стремятся разработать более полное и четкое определение туризму с учетом геополитической ситуации и других современных тенденций, что говорит о теоретической и практической значимости определения туризма.
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное World Tourism Organization (UNWTO) и широко используемое в международной практике. В соответствии с ним туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
На сегодняшний день в ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ дается следующее определение туризму: «туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
М.А. Винокуров в своей работе «Что такое туризм?» дает весьма развернутое определение: «Туризм - это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. Это один из видов активного отдыха, наилучший способ отвлечься от суеты, увидеть новое и интересное, набраться положительных эмоций. Туризм дает возможность познакомиться с культурой других стран и частей света,
удовлетворяет любознательность человека, обогащает его духовно и оздоровляет физически, способствует развитию личности. Он позволяет совмещать отдых с познанием нового». Из данного определения видно, что туризм в современном мире приобретает различные формы и виды современного путешествия имеет разнообразные цели, от которых прямо пропорционально зависит и вид туризма.
В русскоязычной учебной литературе и периодической печати термин «культурный туризм» стал заменяться термином «культурно-познавательный» или «познавательный» (Большой Глоссарий терминов международного туризма. В 2 т. 2-е изд. СПб.: Невский Фонд, 2003.) Анализируя разные определения культурного туризма выявлен спорный момент хотелось отметить, что одни авторы дают данному понятию новые определения, полагая, что возник новый вид туризма, разделяя при этом культурный и познавательный как самостоятельные виды туризма отделяя при этом «познавательный» в отдельный вид другие же напротив рассматривают «познавательный» туризм как разновидность «культурного» третьи, говоря о «культурно-познавательном туризме», придерживаются иных терминов, например, «историко-краеведческий», «экскурсионный», «экскурсионно-познавательный» или «интеллектуальный». Выделяя для себя определение культурного туризма, мы остановились на определении Косолапова А.Б., на наш взгляд данное определение достаточно емкое и четкое: «Культурный туризм - сфера туристской деятельности, основанная преимущественно на ресурсах наследия, национальных традиций, искусства и культуры с активным использованием современных коммуникационных систем и высокотехнологичной инфраструктуры гостеприимства. Знакомство туристов с культурным наследием происходит в основном во время экскурсий, среди которых преобладают пешеходные и автобусные».
Классификацию форм туризма через признаки предложил М.П. Крачило он разграничил формы туризма по характеру организации туризма (организованный и неорганизованный, (плановый) и самодеятельный); по количеству участников (индивидуальный и групповой, школьный, молодежный, семейный и т.п.). по физической нагрузке: активный (походы, путешествия и т.п.) и пассивный (транспортный, стационарный и т.п.); по месту занятий туризмом (международный (внешний) и внутренний, дальний и местный); по уровню доступности туризма (социальный, массовый, элитарный); по туристской программе (традиционный, экзотический и экологический); по сезонности туристских маршрутов (летний, зимний и межсезонный).
Видов туризма великое множество один вид туризма проистекает из другого, формируя новые грани туризма. Мотивация туристов, а также множество факторов, которые можно свести в три группы: демографические, экономические, социальные обуславливают выделение различных видов туризма. Вид туризма во многом зависит от финансовых результатов бюджета страны или ее региона. По данному признаку в формах туризма выделяют два вида туризма: активный и пассивный туризм. Активный характеризуется
стабильным притоком граждан своей страны, а также иностранцев в туристические регионы данной страны, т.к. происходит приток денежных средств из других стран. Пассивный туризм прямо пропорционален активному, т.е. это путешествие граждан своей страны в другие страны или выезд туристов из данного региона страны. Пассивный туризм является фактором вывоза денег (валюты) из данной страны или региона.
В федеральном законе «Об основах туристической деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 года даются определения некоторых видов туризма:
•туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
•туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
•туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
• туризм международный - туризм выездной или въездной;
•туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
•туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
Если классифицировать туризм по цели путешествия туризм классифицируется на множество видов: пешеходный, экологический, велосипедный, спортивный туризм, водный туризм, рекреационный туризм, свадебный туризм, культурный туризм, этнический туризм, образовательный туризм, паломнический туризм, научный туризм, гастрономические туры, шоп-туры, морской туризм, конный туризм, музейный туризм, оздоровительный туризм, деловой туризм, познавательный туризм и др.
Туризм как сложное социокультурное явление мало изучено, вопросы значения и сущности туризма - в современном обществе вызывают интерес специалистов различных сфер деятельности: экономистов, юристов, менеджеров и др. Туризм выполняет интеграционную функцию играет важную социокультурную роль, способствуя ознакомлению людей с культурой различных стран.
В основном данной задачей занимается такой вид туризма как культурный. В своей работе М.Д. Сущинская выделяет ряд факторов, «способствующих развитию культурного туризма в современных условиях развития таких как:
• Развитие транспортной инфраструктуры.
• Развитие и расширяющаяся доступность телекоммуникационных технологий.
• Рост доходов населения.
• Повышение значения досуга как средства социальной стратификации общества в постиндустриальном обществе.
• Глобализация экономики, сопровождающаяся активным «деловым» обменом идеями, технологиями (в т. ч. потребительскими), ценностями. Завершение «холодной» войны и другие политические события, приведшие к устранению или ослаблению визовых барьеров туризма».
Под туризмом изначально понималось передвижение и временное пребывание людей вне постоянного места жительства. Однако в процессе исторического развития содержание и смысл данного понятия постоянно претерпевали изменения. Вот как трактует нам это понятие в своих работах В.А. Квартальнов "туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» [6, с. 74].
По мнению Александрова А.Ю.: «Имея длительную историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями» [1, с. 12]. Такую же точку зрения по данной проблеме имеет еще один исследователь В.Г. Сапрунова. Это связано с тем, что туризм как вид человеческой деятельности возник достаточно давно за долго до появления цивилизованного общества. Цивилизованное общество предполагает высокую степень организации своего населения, которые помимо традиционных проблем людей решают проблемы по удовлетворению духовных и интеллектуальных потребностей членов своего общества.
Рассматривая историю туризма, мы можем отметить то, что в каждой исторической эпохе встречаются такие элементы деятельности людей, как -путешествие, странствие, странничество, паломничество, которые так или иначе включают в себя элементы туризма. Путешествия, которые осуществлялись в середине I тыс. до н.э. послужили созданию некого коммуникационного пространства, для распространения идей, знаний и т.д. Путешествия Геродота, Страбона, Пифагора, Аристотеля Платона, Демокрита. В значительной степени благодаря странствиям Геродота и Страбона были написаны труды, создавшие основу географии, истории, этнографии, антропологии. Хотелось бы отметить один из крупных культурных центров античного мира Александрийский мусейон, в начале 3 в. до н. э. был центром научного туризма. Рассматривая «китайскую локальную цивилизацию» [8, с. 18] в частности Великий шелковый путь (II в. до н.э.), который главным образом повлиял на формирование межконтинентального торгового пространства. Великий Шелковый путь, как торговая магистраль, просуществовал до ХУ1 века. Путешествовали не только торговцы и исследователи, но и основоположники многих мировых религий, логичнее было бы сказать в этом контексте, что они странствовали. К примеру, на рубеже 320-х или 330-х гг. Аммон Египетский организовал колонию отшельников в Нитрийской пустыне, недалеко от Александрии. Вскоре она оказалась перенаселенной, и Аммон совместно с Антонием Великим, еще одну колонию отшельников на 18 км южнее, получившую название Келлиа.
Странствия в различные промежутки времени всегда носили разноплановый характер, так к примеру, с незапамятных времен существовали нищие и бродяги, города опасались таких чужаков и выгоняли их при малейшей возможности. Но те, «оборванные, покрытые паразитами» [3, с. 48], выйдя через одни ворота, тут же возвращались через другие. Против бродяжничества и публичного нищенства принимались специальные законы.
Многие морские путешествия с целью открытия новых земель привели к тому, что были созданы различные картографические источники, а в последствии были проложены морские экономические пути, к примеру итальянский купец и путешественник Марко Поло, представивший историю своего путешествия по Азии в знаменитой «Книге о разнообразии мира».
Калики или «перехожие» появились в Киевской Руси. Паломники чей духовный подвиг (паломничество) приравнивался к ратному. Благодаря этим странствиям возникает в нашей литературе новый жанр — «хождений» или «хожений». В основном, это были описания земель и народов по пути в Святую Землю, когда люди с пальмовыми ветвями шли поклониться христианским святыням. От пальмовой ветви и произошли слова «паломник» и «паломничество». С XVIII века появился на Руси особый подвиг - подвиг странничества. Взяв начало от подвига паломничества в святые места, подвиг странничества провозгласил святость всего мира. Целостный образ русского странничества рассматривается в труде Сергия Сидорова «О странниках русской земли» [11, с. 260-302]. С. Сидоров собирал факты и упоминания о событиях, связанных с жизнью странников, лично встречался и общался со многими людьми, которые странствовали. Однако его работа оказалась неоконченной, вследствие гибели автора в 1930-х годах.
Многие исследователи как отечественные, так и зарубежные при рассмотрении определения туризма анализируют исторические предпосылки его зарождения и становления к таким исследовательским работам можно отнести труды: Я.Ф. Антошко, Дж. Бейкера, Л.В. Баталова, Л.Н. Воронковой, В.П. Грицкевича, Л.М. Гурвича, В.В. Дворниченко, Г.П. Долженко, Л.М. Логинова, М.В. Соколовой и Г.Ф. Шаповала.
Рассматривая социокультурные основания развития туризма в целом необходимо охарактеризовать факторы, которые как способствуют развитию туризма, так и приостанавливают. Одним из важнейших факторов, которые содействуют развитию туризма является: экономические факторы развития туризма например к ним относят: уровень жизни основной массы населения, т.е. экономическая доступность туризма; социальная свобода и права, дающие возможность гражданам передвигаться внутри и за пределами своей страны, путешествовать по миру; активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда, расширения международной торговли и совершенствования транспортных средств. Фактора (ФГП) физико-географического положения выступает во всех своих разновидностях: от которого зависит набор природно-рекреационных ресурсов; (ЭГП) экономико-географического положения, особенно по отношению к главным туристским рынкам; удобность транспортных узлов, которое крайне
привлекательно для туристов. Социально-демографические факторы - это такие показатели, как трудоспособный возраст, возрастные тенденции к вступлению в брак, уровень образования, культуры, эстетические требования населения, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска, соотношение материальных и духовных потребностей в обществе, урбанизация и т.д. Политический фактор включает в себя обстановку в стране определяет все другие динамические факторы: кризисы, политическая нестабильность, военные конфликты, национальные конфликты, милитаризация экономики, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты и т.п. Геополитическая не стабильность государства, и тем более военных конфликтов служит для туристов едва ли не главной «отпугивающей» причиной.
Как динамичный и беспрерывно модернизирующийся вид деятельности такой как туризм имеет сложную структурную связь с культурой.
Определений культурного туризма достаточно много, но общий смысл сводится к тому, что культурный туризм имеет цель знакомство с такими особенностями места, которые формируют его культуру и специфику. Причем объектами туризма являются не только культурное и историческое наследие, культурный ландшафт местности, но и образ жизни людей, живущих в этом регионе, традиции, места поклонения, артефакты, верования, идеи, символы, и др.
«В настоящее время около 90% объектов в мире, представляющих туристский интерес, так или иначе связаны с религиями, хотя некоторая их часть и утратила своё первоначальное культовое значение. Поэтому необходимо определить роль религиозного туризма в жизни общества, выявить его потенциал, предпринять меры к оптимизации его развития и дать прогноз его роли в будущем» [12, с. 78]. Рассматривая религиозный туризм как вид туристической деятельности многие современные исследователи такие как Бабкин А.В., Биржаков М.Б., Христов Т.Т., выделяют две основные разновидности религиозного туризма: паломнический туризм; религиозный туризм экскурсионно-познавательной направленности.
По данным агентства религиозной информации «Благовест Инфо» одним из наиболее динамично развивающихся в последнее время и перспективных направлений культурного туризма является религиозный туризм. Сегодня осматривать религиозные памятники ежегодно отправляются 300-350 млн. человек во всем мире, совершая при этом более 3 млрд. поездок [10].
Для более подробного рассмотрения культурного туризма считаем необходимым рассмотреть функции. Главенствующей функцией культурного туризма является образовательная или педагогическая, которая связана с формированием и развитием личности; социально-культурная функция влияет на процесс взаимообогащения наций, так необходимо выделить социально-экономическую функцию туризма как способа регионального (национального) развития экономики, решающего проблемы трудоустройства населения, охраны и реставрации памятников истории, культуры, архитектуры, а так же способа
воспроизводства и восстановления производительных сил общества. Еще одна функция организационно-хозяйственная сфера туризма оказывает серьезное влияние на работу предприятий торговли, связи, коммунальных служб, учреждений культуры и других, создавая при этом практически новый рекреационно-хозяйственный комплекс, способный разрешить социально-экономические проблемы в соответствии с возможностями многих общественных и государственных организаций.
Культурный туризм - это вид туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями.
По мнению В.А. Квартальнова, «главная цель культурного туризма ознакомление с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны». Другие авторы утверждают, что это посещение исторических и культурных достопримечательностей, а Н.П. Крачило и Е.В. Кулагина добавляют еще археологические и архитектурные достопримечательности. Анализируя определения, мы выявили, что культурный туризм - это ознакомление с разного рода достопримечательностями: историческими, культурными, архитектурными, археологическими, духовными, религиозными и т. д. Достопримечательность -место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или примечательные чем-либо, к примеру, являющиеся историческим наследием народа, художественной ценностью.
Рассматривая формы культурного туризма, считаем важным заметить, что они будут схожи с формами туризма, т.к. культурный туризм является разновидностью туризма.
Виды культурного туризма разнообразны: туризм наследия, эко-культурный туризм, тематический туризм, креативный туризм, виды культурного туризма, арт-туризм, туризм впечатлений, событийный туризм такие виды культурного туризма рассматривает Сущинская М.В. Один из видов туризма рассмотрим подробнее «туризм наследия». Типичные достопримечательности для этого вида туризма будут: музеи и центры наследия, исторические сооружения (замки, крепости и храмы, мечети, минареты, и др.), культурные ландшафты, места археологических раскопок, религиозные центры, культовые места и сооружения, местные традиции, традиционные события. Из данного вида туризма вытекает такая разновидность как религиозный туризм, который на сегодняшний день является востребованным не только за границей, но и внутри страны.
«Религиозный туризм в России набирает обороты - рост паломнического и религиозного туризма в последние два-три года заметно опережает и без того высокий общий рост турпотока в столицу». Об этом
говорил 19 февраля 2013 года на пресс-конференции председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько.
Несмотря на динамику в развитии религиозного туризма в России до сих пор нет законодательной базы в сфере регулирования данной отрасли поэтому в ближайшее время необходимо внести поправки в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», такие как: в ст. 1 Основные понятия внести понятие «религиозный туризм» с его определением, а также разграничить такие понятия как религиозный турист и паломник. Естественно, возникают некоторые сложности в формировании понятийного аппарата, ведь необходимо будет разграничить такие понятия как паломник и турист. Ведь они несут в себе разную смысловую нагрузку, т.к. цели у данных субъектов разняться: паломник едет к святому месту с молитвой, а религиозный турист хочет с ней ознакомиться.
Прописать статус паломника необходимо, с методологической точки зрения т.к. финансовая сторона вопроса зависит от законодательного кодифицированного подкрепления, т.е. необходимо в первую очередь исходить из целей субъекта. Естественно сложно законодательно прописать механизм, позволяющий в точности отделить паломника от туриста, как невозможно отличить того, кто взял благословение, от того, кто его не брал. Разграничению, скорее всего, подлежит морально-этической аспект проблемы и в большой степени зависит от организаторов поездок, т.е. от их компетентности в данном вопросе. Именно они следят за тем, чтобы обычный турист не оказался в группе паломников, которые в автобусе поют акафисты, придерживаются поста и наоборот - чтобы тот, кто ищет сосредоточенности для молитв, не попал в компанию людей, не придерживающихся положенных правил для паломничества.
Мы многоконфессиональное государство и поэтому необходимо рассматривать религиозный туризм не только в православном контексте. «Только за последние три-четыре года в России значительно увеличилось количество туристов, совершающих паломничество к святыням России, а также направляющихся за границу с религиозно-познавательными целями. Основные маршруты таких поездок пролегли в Израиль, Италию, Грецию, Кипр, Турцию, Саудовскую Аравию и т.д. Наибольшее распространение в нашей стране получили такие религиозные направления, как христианство (православие и католицизм), ислам и иудаизм» [5, с. 239].
У мусульман религиозный туризм и хадж четко разграничен. Как заявляет Зампредседателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов: «Хадж - это только религиозный обряд, который совершается в определенном месте и в определенное время, все остальное - туризм».
Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются субъекты: Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай, Забайкальский край и Иркутская область. Лидером по развитию религиозного туризма в буддизм является Бурятии т.к. ей присвоили статус особой экономической зоны, в частности особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» здесь как уже 8 год реализуется план по развитию
этнического туризма, лечебно-оздоровительного, круизного, водного, экологический туризм, караванинг и т.д. В текущем году на данный проект средств из федерального бюджета выделятся не будут финансирование будет проводиться из средств субъекта. По данным «Байкал Финанс» на 2020 правительство Бурятии прогнозирует увеличение туристического потока до 2 млн прибытий в год [13]. За год республику Бурятию посетили более 26 тыс. иностранных туристов. Естественно, больше всего поток приезжает из стран Азиатско-Тихоокеанского региона - 64,8%, европейцев - 10%, граждан США -3%. Чаще всего приезжают из пограничных стран Монголии и Китая. Что касается Европы то больше всего туристов приезжает из Германии и Франции. Развитие индустрии туризма здесь стало приоритетной задачей. Республика Бурятия - единственный регион в России, где столь многогранно представлены памятники и святыни буддизма. Для развития туризма здесь есть все составляющие: уникальная природа, культурно-историческое наследие, растущий спрос со стороны российских и иностранных туристов, а также финансовые средства.
Рассматривая различия между религиозным туризмом и паломничеством основным является определение целей, во имя чего совершает своё путешествие паломник и свою поездку турист. Помимо цели у паломника есть мотивы и желания к примеру: - желание исцелиться от душевных и физических недугов; помолиться за родных и близких; обрести благодать; выполнить богоугодную работу; отмолить грехи; - стремление к подвижничеству во имя веры; обрести смысл жизни, выразить благодарность за блага, посланные свыше; проявить преданность вере. Главное в паломничестве - это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество - часть религиозной жизни верующего человека. Призывая своих верующих к совершению паломничества, Православная Церковь с уважением относится к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших современников. Главное в религиозном туризме - это знакомство с историей святых мест, жизнью святых людей, церковной архитектурой и искусством. Обо всём этом турист узнаёт во время экскурсии, которая является для него самым главным элементом поездки с точки зрения получения информации, плюс личные впечатления от увиденного на объекте показа. Так Иерей Михаил - историк и теоретик паломничества выделяет два направления, две специфические среды, в которых осуществляется организация религиозных туров: «путешествия, мотивированные религиозно с периферийной познавательной доминантой и путешествия мотивированные познавательно с периферийной религиозной доминантой» [9]. Необходимо отметить, что оба типа путешествий имеют явное религиозное содержание, т.е. в равной степени могут рассматриваться как категории религиозного туризма, хотя многое и отличает их в своей специфики друг от друга [14, с. 208].
Из выше изложенного мы видим, что туризм как вид деятельности зародился еще в середине первого тыс. до н.э. и представлялся в виде путешествий к неизведанным землям проявлялся в разных аспектах на разных
исторических этапах, сыграл огромную роль в становлении и развитии как локальных цивилизаций древности, так и мировой цивилизации в целом. На современном этапе развития человеческого общества туризм занимает не маловажное значение не только в своих прошлых ипостасях, но и в современных. Новейшие технологии в частности информационные позволяют туризму развиваться и приобретать все более новые формы взаимодействуя с различными сферами человеческого общества. В связи с тем, туризм многоаспектен и многогранен как по содержанию, так и по видам, и целям.
Таким образом, туризм, как массовое явление, начал активно развиваться во второй половине XX века в связи с процессами глобализации, которая включает в себя такие факторы, как информатизация и развитие транспортных средств, все это влечет за собой возрастающую динамику развития туризма, что может привести к превращению туризма в следующие несколько десятилетий в ведущую отрасль мирового хозяйства и важнейший социокультурный феномен. В связи с этим существует веская необходимость в формировании понятийного аппарата в области культурного и религиозного туризма, т.к. данные виды туризма являются самыми востребованными не только в экономическом плане, но и в социокультурном. Внутренний религиозный туризм стимулирует национальную гордость за историю культуры и религии своей страны. Внешний религиозный туризм, т.е. международный стимулирует уважение и понимание других культур и других религий и, как следствие способствует миру и взаимопониманию, выполняет важную миротворческую миссию в межцивилизационных контактах различных народов и представляет собой уникальное средство межкультурной коммуникации.
Таким образом, основными социально-культурными факторами, способствующими развитию культурного туризма, являются: рост благосостояния населения - увеличения дохода на каждую семью, рост осознания туристских возможностей, рост культурного уровня населения многих стран и в связи с этим стремление людей к ознакомлению с зарубежными культурными ценностями. По мнению западных специалистов, основными факторами, определяющими привлекательность туристского региона, являются: географическая доступность региона, его природно-климатические условия, отношение местного населения к приезжему; инфраструктура региона, уровень цен, рекреационные и образовательные возможности; культурные и социальные характеристики. Последний фактор, в свою очередь, привлекает туристов по следующим причинам: работа, национальная одежда, архитектура, ремесла, история, язык, религия, образование, традиции, отдых, живопись, музыка.
Анализируя понятия «туризм» и «религиозный туризм», мы видим, что понятие «туризм» закреплено как в ФЗ РФ, так и в международных нормативно правовых актах. Религиозный туризм же напротив понятие достаточно расплывчатое, т.к. субъекты религиозного туризма - это туристы и паломники, отправляясь в религиозную поездку, имеют разные цели, в основе разграничения этих понятий лежит, прежде всего, специфика мотивации, что в свою очередь усложняет формулирование определения религиозного туризма,
уместнее будет разграничить цели. Цель паломничества - поклонение святыням, цель религиозного туризма - посещение святынь с познавательными целями, без обязательного участия в религиозных церемониях. Исходя из выше изложенного, необходимо внести поправки в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» конкретно в ст. 1 Основные понятия внести такое понятие как «религиозный туризм» с его определением, а также разграничить такие понятия как «религиозный турист» и «паломник», т.к. цели у данных субъектов туризма разнятся.
Литература
1. Александрова А.Ю., Ступина О.Г. Туристское регионоведение: влияние региональной интеграции на мировой туристский рынок : монография. М.: КноРус, 2014. 176 с.
2. Ахатова Л.И. Развитие туризма как особой формы массовой культуры в России в 20-80-е годы XX века: на материалах ТАССР : дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 / Ахатова Лейсан Ильдаровна; [место защиты: Казан. гос. ун-т культуры и искусств]. Казань, 2008. 212 с.
3. Вейс Г. История цивилизации. В 3 т. Т. 3. М.: ЭКСМО Пресс, 1988.
768 с.
4. Гордин В.Э., Сущинская М., Яцкевич И. Теоретические и практические подходы к развитию культурного туризма // Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге XXI века. СПб., 2001. С. 143-161.
5. Житенев С.Ю. Русское православное паломничество. Современное состояние и развитие // Труды Академии туризма. М., 2005. Вып. 6. С. 230-248.
6. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристика : монография. М.: Советский спорт, 2001. 288 с.
7. Крачило М.П. Краезнавство i туризм. Киев: Вища школа, 1994. 191
с.
8. Кузык Б.Н., Яковец Ю. В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. Т. 3. Северное Причерноморье - пространство взаимодействия цивилизаций. М.: Ин-т экономических стратегий, 2008. 908 с.
9. Махов М. (иерей). Апостольство туризма // Апостольство туризма. Обыкновенные чудеса : сб. статей. М.: РМАТ, 1999. С. 7-9.
10. Религиозный туризм как возможная ступенька к паломничеству : конференция «Развитие религиозного туризма в России» [Электронный ресурс] / Ю. Зайцева // Благовест-Инфо : агентство религиозной информации : [сайт]. М., 2010. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=36791 (дата обращения: 24.12.2014).
11. Розов А.И. Странники, или бегуны в русском расколе. Т. 6 // Вестник Европы. 1872. № 11. 439 с.
12. Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом: (аналитический обзор) / [Житенёв С.Ю. и др.] ; Междунар. турист. акад. М. , 2010. 178 с. ; то же [Электронный ресурс]. URL:
http://www.travelglossary.ru/knowledge/files/sovremennoe sos.doc (дата
обращения: 24.04.2014).
13. Туризм дает устойчивость экономике при любых катаклизмах -глава Бурятии [Электронный ресурс] // БайкалФинанс: [сайт]. URL: http://baikalfinans.com/ekonomika/turizm-daet-ustoychivost-ekonomike-pri-lyubyih-kataklizmah-%E2%80%93-glava-buryatii.html (дата обращения: 28.12.2014).
14. Хуусконен Н.М., Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. СПб.: Герда, 2006. 208 с.
O.A. Chalyava
SOCIO-CULTURAL AND LEGAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF CULTURAL TOURISM
The article is devoted to actual industry such as tourism, especially cultural tourism. The author considers the essence of the concept of tourism leads researchers working in the same direction. Examines the history of the emergence and development of tourism. The author analyzes factors, forms and types of tourism. Considering the socio-cultural and legal basis for the development of cultural tourism. The author proposes to delineate the statutory status of religious tourists and pilgrims.
Keywords: cultural tourism, educational tourism, religious tourism, pilgrimage, forms and types of tourism, socio-cultural Foundation of the development of tourism, cultural tourism as a means of intercultural communication.