УДК:1:136.3+124.6+316.774
Пальчинская Марьяна Викгоровнакандидат
философских наук, доцент кафедры философии Одесского национального морского университета [email protected]
Социокультурные
ДЕТЕРМИНАНТЫ СТАНОВЛЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОГО
ОБЩЕСТВА
Mar’ana V. Pal’chinskaya
candidate of philosophical Sciences, associate professor at the Department of philosophy. Odessa National Sea University [email protected]
SoCIO-CULTURAL DETERMINANTS OF THE FORMATION OF THE INFORMATION SOCIETY
Аннотация. В статье рассматриваются изменения в системе социальных отношений вследствие интенсификации информационных процессов, которые охватывают общество в глобальных масштабах и приводят к дальнейшему становлению информационного общества. Особую роль в функционировании данного общества играют инфокоммуникационные технологии, являющиеся технической основой для формирования глобального информационного пространства.
Анализируется личность как субъект инфоком-муникационных интеракций, включенная в процесс формирования информационного пространства. Информационное пространство становится для индивида неотъемлемой составляющей социокультурной реальности.
Ключевые слова: информационное общество, инфокоммуникационные технологии, информация, социальная реальность, информационное взаимодействие.
Annotation. The article examines the changes in the system of social relations as a result of the intensification of information processes which cover society on a global scale and lead to further development of the Information Society. The information and communication technologies play especial role in the functioning of such society, which is a technical basis for the formation of a global information space.
The personality as the subject of info-communication interactions included in the formation of information space is analyzed. Information space for the individual becomes an integral part of the socio-cultural reality.
Keywords: information society, info-communication technology, information, social reality, informational communication.
Актуальность выбранной темы обусловлена интенсификацией трансформационных процессов, присущих современному обществу. Это стимулирует научный интерес к анализу социокультурных детерминант, на которых базируется дальнейшее становление такого типа общественного устройства, как информационное общество.
Степень научной разработки. Проблема информационного общества как нового типа общественного устройства была детально проанализирована такими учеными обществоведами, как Д. Белл, 3. Бжезинский, М. Кастельс, Р. Арон,
Э. Тоффлер, И. Масуда, 3. Бауман, Т. Бэрман, Дж. Гэлбрэйт, Н. Луман, Т. Стоуньер, Дж. Ж. Фу-растье, В. Эттель, Р.Ф. Абдеев, В.В Ильин, В.Л. Иноземцев, А .И. Ракитов, Л.Д. Рейман, А.Д. Урсул и др. Однако на современном этапе общественного развития те концепции, которые предложили футурологи, лишь в некоторой степени соответствуют существующему типа социальной организации, что обуславливает необходимость в дальнейшем научном осмыслении данной проблематики.
ной формации, как информационное общество в контексте социально-философской парадигмы.
В контексте социально-философской парадигмы современное общество характеризуется как информационное, даже несмотря на то, что становление данного типа социального устройства присуще небольшому количеству стран с развитым информационным потенциалом. Этот вид социальной организации является закономерным этапом развития техногенной цивилизации, поскольку он не только коррелирует с соответствующим уровнем научно-технического прогресса, но и определяет дальнейшую цивилизационную динамику: «Информационное общество относится к ч иолу конструкций социума, в создании которых ооромную роль играют как естественные механизмы самоорганизации, так и развитие информационных технологий. Поэтому его нельзя трактовать как результат только самоорганизации общества или как результат очередной технической революции, сводя процесс его формирования к развитию средств, облегчающих информационное взаимодействие» [1, с. 180].
Цель работы - проанализировать базовые детерминанты становления такого типа социаль-
32
Анализируя современный этап развития общества, ряд исследователей в качестве его систе-
мообразующего признака выделяет информацию, рассматривая ее не только как ресурс субъектной деятельности, но и ее результат: «информация в самом широком смысле, то есть как передача знаний, имела критическую важность во всех обществах, поэтому она превратилась в атрибут специфической формы социальной организации, в которой, благодаря новым технологическим условиям, возникшим в данный исторический период, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальным источником производительности и власти» [2, с. 3]. На начальных стадиях становления информационного общества информация приобретает все признаки товара: она имеет стоимость, продается и покупается, обменивается и т.д. Но в течение дальнейшего его развития она становится одним из основных производственных ресурсов, меняя социальную структуру общества.
Поскольку социальное взаимодействие в значительной степени основывается на инфокоммуни-кационных процессах, в качестве одной из базовых детерминант становления информационного общества следует выделить информацию как фактор преобразования социальной реальности: «Информация, удовлетворяя всем требованиям философской категории, не только отражает общие формы бытия, их связи и взаимообусловленность, также является фактором развития от низшего к высшему в природе, обществе и познании» [3, с. 169]. В этих условиях в структурной организации общества происходят кардинальные изменения, поскольку социальная дифференциация осуществляется также в соответствии с информационным критерием. В контексте данного стратификационного критерия, общество условно можно разделить на три ключевых слоя. Прежде всего, это представители технократической элиты (в соответствии с терминологией Алекандра Барда), оказывающие ключевое воздействие на социальные процессы. Следующую ступень в социальной иерархии занимает средний класс квалифицированных работников. Самую значительную часть составляет низший класс, состоящих из индивидов и социальных групп, которые не способны адаптироваться к динамичным социальным изменениям (т.н. «рабочие манекены» по определению Ж. Бодрийяра). В условиях усложнения системы социального взаимодействия одним из ключевых ее элементов является субъект инфокоммуника-ционных интеракций, обладающий актуальными знаниями и технологиями социального преобразования.
В соответствии с концепцией Анатолия Ракито-ва, переход к информационному обществу предполагает преобразование производства и использования услуг и знаний в качестве одного из приоритетных продуктов социальной деятельности, причем роль знаний будет постоянно расти. По его мнению, основными критериями информационного общества могут служить количество и качество имеющейся в обработке информации, а также ее эффективная передача и переработка. Дополнительным критерием является доступность информации для каждого человека, который достигается посредством снижения ее стоимости в результате развития и своевремен-
ного внедрения новых инфокоммуникационных технологий, поэтому развитие информационного сектора экономики позволит значительно ускорить интеграцию государств в глобальное информационное пространство: «Информационная революция вырастает из технологических инноваций, но не сводится к ним. Ее технологическая составляющая собственно и есть компьютерная революция. Она радикально трансформирует все средства обработки, передачи и производства информации и опосредованно оказывает возрастающее влияние на ход исторических событий, постепенно меняя систему ценностей, мировоззрение и представления людей о самом человеке, смысле его бытия и предназначения. Поэтому философская рефлексия над компьютерной революцией перерастает в задачу осмысления социально-исторической судьбы человечества» [4, с. 14]. Главной целью информационного общества является обеспечение правовых и социальных гарантий того, что каждый индивид сможет получить всю необходимую информацию для удовлетворения своих социальных потребностей.
В информационном обществе производство информации не вытесняет материальное производство, а надстраивается над ним, выполняя роль стимула его развития. Иными словами, можно констатировать сочетание индустриальных и информационных факторов функционирования социального организма при доминировании информационных. Ряд исследователей, исходя из усиления роли информационного фактора в развитии общества и его роли в цивилизационном прогрессе, выделяют информацию и как критерий классификации цивилизаций: «Наиболее общий смысл эволюции проявляется в целенаправленном накоплении информации и увеличении ее использования» [3, с. 168]. Возникновение такого подхода, основанного на информации как базовом критерии дифференциации и понимания специфики современной цивилизации, приводит дальнейшее развитие научного интереса к проблемам информации, а также возникновении теорий, где понятие «информация» становится ключевым: «Информация в системе субъектно-субъектных отношений становится особой реальностью, особым предметом познания» [5, с. 215].
Дальнейшее становление информационного общества также обусловлено информатизацией, представляющей многовекторный процесс, направленный на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей индивидов, социальных групп и институтов с помощью современных инфокоммуникационных технологий: «Вхождение общества в постиндустриальную стадию связано с процессами всеохватывающей информатизации, которые стали одной из причин изменения статуса знания и возникновения специфического для постмодерна видения мира» [6, с. 119]. Учитывая возрастающую потребность в оптимизации информационного обмена, следует отметить их роль в формировании нового социокультурного пространства. Именно информационные технологии создают техническую возможность для формирования глобального мультиконтекстуального информационного поля, в которое по-
33
гружены базовые составляющие социальной системы. Увеличение роли информации и широкое внедрение во все сферы жизнедеятельности социума информационных технологий стимулирует информатизацию общества, которую можно определить как совокупность взаимосвязанных процессов, направленных на создание условий для удовлетворения информационных потребностей социума с помощью эффективного использования информационных и технологий. Это системный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью широкого внедрения средств массовой коммуникации и информации с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации. Информатизация общества - глобальный процесс, особенность которого заключается, прежде всего, в том, что доминирующим видом деятельности в социальной сфере являются любые операции с информацией (сбор, накопление, обработка, хранение, использование, передача и др.). С помощью разнообразных средств информационного обмена, обеспечивающих высокую скорость обработки данных, быстрый поиск информации, доступ к информационным ресурсам независимо от географических и временных ограничений, информатизация охватывают новые сферы социальной жизнедеятельности. Отмечается высокая степень внедрения информационных технологий, как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Наряду с этим возникает актуальная проблема выявления и оценки возможных социально-психологических последствий информатизации, которая влияет и на «некомпьютеризированные виды деятельности» [7, с. 3], а также на социализацию личности. Прежде всего, информатизация общества направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей посредством использования информационных ресурсов, а также на создание адекватного информационного потенциала современного общества.
Согласно концепции М. Кастельса, между концепциями «информационного» и «информацио-нального» общества есть существенные различия. В информационном обществе подчеркивается определяющая роль информации в качестве одного из базовых элементов социальной системы, однако информационное взаимодействие было неотъемлемым этапом развития общества на всех его этапах. В то же время, «ин-формациональное общество» строится таким образом, что «генерирования, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти» [2, с. 42-43]. Именно в рамках информационального общества формируется социальная виртуальность, под которой понимается система, в которой «материально-символическое существование людей полностью погружено в установку виртуальных образов, в мир убеждений, в котором символы суть не просто метафоры, но заключают в себе жизненный опыт бытия» [2, с. 504].
Виртуализация социального и индивидуального бытия также является одной из детерминант дальнейшего становления информационного общества, поскольку позволяет индивидам или
группам самостоятельно моделировать инфо-коммуникативное взаимодействие в соответствие со своими потребностями: «Моментальный мир электроинформационных средств включает нас целиком и сразу» [8, с. 344]. Виртуализация не только характеризует процесс, обозначающий увеличение роли компьютерных и мультимедийных технологий, а также компьютерных сетей в жизнедеятельности современного социума, а включает в себя как аналогичную деятельность социальных институтов в виртуальном пространстве, так и возникновение некоторых видов деятельности, которые не имеют аналогов в социальной реальности. В результате возникает глобальное сетевое пространство с особыми пространственно-временными характеристиками: «Электронная связь низвергла господство «времени» и «пространства» ...» [8, с. 342].
На виртуализацию как глобальный процесс в современном социуме указывает и увеличение сфер использования персональных компьютеров. Виртуальная реальность преимущественно отождествляется с компьютерной реальностью, характерной чертой которой является «визуализация информации» [9, с. 288]. За счет виртуализации, как процесса, который присущ современному социуму, происходит интенсификация социокультурных преобразований.
Анализируя сущностные признаки информационного общества, Никита Моисеев считал, что без свободного доступа к информации бессмысленно говорить о построении информационного общества, которое он характеризовал как «общество коллективного интеллекта планетарного масштаба» [1, с. 81]. Однако эта проблема, на его взгляд, вряд ли может быть решена в рамках современных цивилизаций, ориентированных на индивидуализм и прагматизм. По его мнению, для эффективного функционирования информационной цивилизации необходимо изменение приоритетов в направлении аксиосферы: «Информационное общество - это такой этап истории человечества, когда коллективный разум становится не только опорой развития Homo sapiens, но и объектом целенаправленных усилий по его совершенствованию» [1, с. 81-83].
Тему трансформации аксиосферы формирующегося типа социального устройства затрагивал также Станислав Лем. Он акцентировал внимание на том, что одной из основных проблем информационного общества станет не столько решение определенных технологических задач, сколько преодоление кризиса аксиосферы, возникающего как неотъемлемая составляющая тех н о ге нной цивилизации: «... основной проблемой будущего, информационного века, станет не решение тех или иных технократических задач, а психологическая профилактика возможного аксиологического коллапса, потенциального разрушения самих мотивационных основ человеческого поведения» [10, с. 128]. К подобным социальным последствиям может привести недостаточная оценка агрессивности новой информационной среды по отношению к человеку: «Технология более агрессивна, чем мы обычно думаем. Ее вторжение в психику, проблемы, связанные с синтезом и метаморфозами личности, только в наше время составляют пустое множество. Это
34
множество заполнит дальнейший прогресс. И тогда исчезнет масса моральных императивов, признанных сегодня незыблемыми, однако появятся новые вопросы, новые этические дилеммы» [10, с. 65].
В соответствии с рядом показателей мировое общество приблизилось к тем стандартам информационного общества, отличительные признаки которого указаны теоретиками. В первую очередь, речь идет о становлении глобальной информационной индустрии, находящейся в фазе технологической конвергенции. Во-вторых, следует отметить повышение роли информации в экономическом развитии, структурных изменениях в социуме. В-третьих, специфика становления информационного общества состоит в том, что эти изменения происходят в исторически сжатые сроки. Возможную тенденцию развития информационного общества в современных условиях можно определить как некую общую модель изменений, которые будут заключаться в становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации, в расширении сферы информационных услуг, в создании широкой сети информационных средств на потребительском уровне и т.д.
Завершая рассмотрение данной темы, следует сделать следующие выводы.
Социальная значимость информации резко возросла в силу ряда причин. Увеличились информационные потребности индивидов, социальных групп и институтов, вследствие чего возник рынок информационных услуг. В условиях ускоренного динамизма общественных изменений резко возрастает потребность в оперативном доступе к информации. Информация - это один из основных ресурсов информационного общества, в
Литература:
1. Моисеев Н. Универсум. Информация. Общество. М., 2001. 200 с.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 349 с.
3. Авдеев Р. Философия информационной цивилизации. М. 1994. 336 с.
4. Ракитов А. Философия компьютерной революции. М. 1991.287 с.
5. Пунченко О. Цивилизационное измерение истории человечества. Одесса. 2013. 448 с.
6. Дай сон Э. Жизнь в эпоху Интернета. М., 1998. 398 с.
7. Кучинский С. Что придет на смену индустрии современных технологий? // ЗН. 2001. № 46. с.3.
8. Информационное общество. М., 2004. 507 с.
9. Каменская Т. Социально-экономическая самозащита населения в контексте виртуализации современной реальности». Вестник ОНУ. Социология. вып. 9. 2003. . Т. 8. С. 288-292.
10. Лем С. Сумма технологий. М., 2002. 668 с.
связи с чем обостряется проблема корректности, точности информации и адекватности знания. Низкую их степень можно объяснить подвижностью социальной и культурной жизни, быстрой ее изменчивостью и, как результат, сложностью фиксации всего происходящего. Резкий рост объема информации сопровождается усилением требований к ее качеству (своевременности, полноты, достоверности и т.п.).
Информатизация общества представляет собой многогранный процесс, в котором технические, социальные, экономико-политические и культурные составляющие находятся в тесной взаимосвязи, качественно изменяя все сферы общественного и индивидуального бытия. Однако необходимая для функционирования информационного общества степень информатизации может быть достигнута лишь в обществе с высоким научно-техническим и промышленным потенциалом и соответствующим уровнем информационной культуры. В мировое информационное пространство смогут войти только наиболее развитые и соответственно подготовленные страны.
Современная информационно-техническая цивилизация превращает информационные технологии в необходимые условия социальной адаптации человека, ведь накопление объемов информации требует выработки новых критериев к их интерпретации субъектом. Масштабы применения информационных технологий в современном обществе актуализируют внимание к проблеме глобального воздействия на человека: например, интернет-среда может оцениваться либо как пространство свободы личности, или как ресурс практически неограниченного контроля за человеком со стороны государства.
Literature:
1. Moiseev N. Universe. Information. Society. M.,
2001. 200 p.
2. Castells M. Information Age: Economy, Society and Culture. M., 2000. 349 p.
3. Abdeev R. Philosophy of information civilization. M.,1994. 336 p.
4. Rakitov A. Philosophy of the computer revolution. M., 1991. 287 p.
5. Punchenko O. Civilizational dimension of human history. Odessa, 2013. 448 p.
6. Dyson E. Life in the age of the Internet. M., 1998. 398 p.
7. Kuchinsky S. What will replace the industry of modern technology? // ZN.2001. № 46. p.3.
8. The Information Society. M., 2004.507 p.
9. Kamenskaya T. Socio-economic self-defense of the population in the context of modern virtualization of reality. // Bulletin of ONU. Sociology. 2003. V. 8. P. 288-292.
10. Lem S. Sum of technologies. M., 2002. 668 p.
35