_КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА_
УДК 376.2+371
Родионова Елена Леонидовна
Кандидат педагогических наук, заместитель министра образования Нижегородской области, official@obr.kreml.nnov.ru, Нижний Новгород
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО
Аннотация. В статье раскрывается значимость социокультурного развития обучающихся в контексте ФГОС ОО. Статья посвящена актуальной проблеме социокультурного развития обучающихся, понимаемого в контексте интеграции их социального и культурного развития в реальной многомерной и многоаспектной деятельности. Данная тема актуальна в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего и среднего образования. Доказано, что социокультурное развитие в условиях динамично изменяющегося мира осуществляется с учетом построения возрастных нормативов развития, учитывающих максимальные возможности обучающихся на определенной ступени развития. Новизна исследования состоит в обосновании возможности социокультурного развития учащихся как социокультурной практики, обеспечивающей развитие социокультурного опыта. Базой исследования служат теоретические и методологические основы системно-деятельностного, социокультурного, культурологического подходов. Раскрыты основные педагогические условия социокультурного развития обучающихся. Подчеркивается, что решение данной проблемы осуществляется в контексте построения индивидуального маршрута учащимися, обеспечивающего им развитие персонального пути.
Ключевые слова: социокультурное развитие, социокультурная деятельность, педагогические условия социокультурного развития обучающихся, социокультурная практика.
Постановка задачи и научная экспозиция. Переход страны к постиндустриальному этапу развития требует коренного обновления экономики, отвечающей инновационным требованиям внедрения достижений науки, производства, повышения качества современного образования и его роли в формировании индустрии инновационных достижений во всех сферах человеческой деятельности. В современных условиях «утверждается такой подход к прогрессу, который ставит во главу угла увеличение продуктивности ресурсов, и прежде всего интеллектуальных» [1, с. 5]. В этих условиях повышается роль социокультурного развития подрастающего поколения, обеспечивающего «их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья» [2, с. 6]. На развитие современного российского образования оказывают влияние и социокультурные вызовы «как следствие прошедшей в России на рубеже веков многовекторной революции» [5, с. 117].
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях общего образования (ФГОС ОО) предполагает не только «усвоение системы
знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности» [3, с. 6] в социокультурном контексте современной эпохи. ФГОС ОО, основанный на методологии культурно-исторического и системно-деятельностного подходов, коренным образом изменил общую парадигму российского образования, ориентированную на «формирование у субъектов образовательного процесса гражданских ценностей и убеждений, обеспечение роста самосознания и гражданского взросления российского общества как основы социальной стабильности» [4, с. 64]. Воспитание гражданских ценностей и нравственных качеств у обучающихся приобретает в наши дни стратегическое значение. Оно обусловлено социокультурным развитием учащихся на основе реализации Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения во взаимосвязи с семьей, учреждениями дополнительного образования. При этом деятельность образовательной организации является ведущей, определяющей базовые ценности, мировоззренческие идеи и установки обучающихся.
CORRECTЮNAL PEDAGOGICS
В этой связи значимой становится проблема социокультурного развития обучающихся в изменившихся условиях.
Анализ методологических подходов. Социокультурное развитие нами рассматривается как интеграция социального и культурного развития учащихся в реальной социокультурной многомерно-деятельност-ной жизни. В контексте системно-деятель-ностного (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), социокультурного (А. В. Мудрик, Н. Б. Крылова, П. Сорокин) и культурологического подходов (А. П. Валицкая) социальное развитие рассматривается через призму культуры, «то есть понимание его как культурного процесса, осуществляющегося в культуро-сообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию в мире культурных ценностей» [6, с. 106]. При этом антропологические (человеко-центрированные) ценностно-целевые ориентиры характеризуют суть ФГОС ОО. В исследовании социокультурное развитие осуществляется с учетом построения возрастных нормативов развития, учитывающих «максимальные возможности развития детей на определенной ступени образования» [4, с. 172]. Именно учет возрастно-норма-тивной модели развития, раскрытой в исследовании В. И. Слободчикова позволяет выстроить возрастно-ориентированную педагогическую деятельность, обеспечивая раскрытие потенциальных возможностей обучающихся в каждом конкретном возрасте, «развертывая» их ситуации развития, становления субъектности как активной личности. Реализация возрастно-норматив-ной модели обеспечивает самоопределение - «определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего «способа жизни» и места в обществе. В процессе самоопределения человек решает две задачи - построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования)» [3, с. 68]. Именно проектирование является культурной формой деятельности обучающихся в современном
образовательном процессе.
Исследовательская часть и система доказательств. Раскрывая особенности социокультурного развития обучающихся, подчеркнем, что оно, осуществляясь преемственно, сообразно их психовозрастным особенностям, обеспечивает развитие «нового социокультурного опыта, а также опыта преодоления проблем, жизненных коллизий, оптимального выбора при решении проблем» [8, с. 272]. Учащиеся, осознавая социальную значимость собственного участия в реализации значимой деятельности, вступают в новые отношения между собой, развивают средства общения друг с другом, у них формируется субъектность - как способность к преобразованию себя и мира.
Мы рассматриваем социокультурное развитие учащихся в контексте концепции В. В. Николиной как социокультурную практику [7]. По ее мнению, социокультурная практика осуществляет процессы взаимодействия социокультурной деятельности и постижение ценностных смыслов бытия. Погружение в социокультурную практику обеспечивает становление у них ценностных смыслов, деятельностных позиций, норм, она выступает средством их самосовершенствования. Во время социокультурной практики происходит встреча с новым социокультурным содержанием, которое обучающими присваивается в процессе взаимодействия. «В этом случае она представляет собой совокупность развивающих образовательных сред, институтов, процессов, обеспечивающих различные формы организации социокультурной деятельности обучающихся и средством приобщения обучающихся к культуре в широком смысле слова в процессе развития, в первую очередь, проектной культуры обучающихся, в результате которой осваиваются знания о ценностях, нормах, социальных способах действия по разработке проекта, обеспечивая их индивидуальное развитие, включая учащихся в многообразие общественных отношений» [7, с. 272]. В процессе социокультурной практики осуществляется превращение индивидуального в общественное, «ценностей в себе» в «ценности для другого».
Социокультурное развитие обучающихся обусловливает становление гражданской идентичности личности, социальную и ду-
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
ховную консолидацию общества, социальную мобильность индивидуума, успешную социализацию подрастающего поколения, конкурентоспособность личности, общества, государства под воздействием необходимых условий и содействия с учетом построения возрастных нормативов развития, учитывающих максимальные возможности школьников на определенном уровне их развития.
В этой связи обучающиеся включаются в многообразие социокультурной деятельности в виде социальных проектов, социальных проб, социального проектирования, социальных практикумов, отражающих богатство жизни социума и обеспечивающих учащимся освоение социального опыта, социальных ролей, правил и норм общественного поведения в контексте возрастно-нормативной модели, раскрывающей «максимальные возможности развития детей на определенной ступени образования» [3, с. 425].
Следует подчеркнуть, что социокультурное развитие обучающихся связано с формированием у них «российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений, освоения основных социальных ролей, норм и правил» [3, с. 6].
Результаты исследования. В результате исследования выявлено, что в качестве основных педагогических условий социокультурного развития обучающихся, обеспечивающих им педагогическую поддержку, выступают следующие.
- Формирование и развитие демократического уклада школы, основанного во взаимосвязи учебной деятельности, внеклассной и внешкольной работы. Уклад школьной жизни рассматривается нами как сооргани-зация всех элементов учебно-воспитательного процесса, ориентированных на идеи гражданского воспитания. Определяющими в укладе школьной жизни являются: систем-но-деятельностный подход; система базовых национальных ценностей; традиции, атрибуты, ритуалы школы; создание детско-взрослой общности, общественная самоорганизация; социальное партнерство школы с другими организациями (социальное партнерство позволяет воспитывать общность, мобильность, противодействие насилию, не-
справедливости, провозглашает «открытый широкий мир» на уровне региона, страны, зарубежных стран); включение учащихся в значимые общественно-полезные дела (своего района, города). Причем общественно-значимая деятельность рассматривается как форма совместной жизнедеятельности детей и взрослых. Важное место в ней отводится детским общественным движениям. Демократический уклад школы значительно расширяет среду развития учащихся для обеспечения пересечения со многими средами, включаясь во многие события.
- Взаимодействие с семьей, поскольку родители и близкие выступают субъектами социокультурного развития. Взаимодействие реализуется на основе единства принципов, ценностей, норм, установок семьи и школы; социокультурного окружения.
- Включение учащихся в социальную проектную деятельность, которая дает им возможность осваивать новые способы действий, ставить и решать различные задачи, видеть «возможное будущее» как результат своей деятельности, развивать умение позитивно сотрудничать, создавая проектный продукт так, чтобы любой инициативный ученик получал возможность участвовать в разработке молодежной политики школы, города, области, страны, в благотворительной деятельности, детском движении, конкурсах.
- Включение учащихся в социальные и профессиональные пробы для освоения учащимися основных социальных ролей, норм, правил отношений, решения жизненных задач определяет их место в обществе, профессиональное определение, что содействует проектированию стратегии жизненной перспективы. Включение обучающихся в новые формы социально значимой деятельности создает условия для их самоутверждения и самовыражения, а также «встраивание учения в личную биографию» (И. А. Колесникова). Именно совместное создание, сотворчество, а не трансляция социокультурных ценностей, артефактов обеспечивает эффективность [10], их эмоционально-ценностное отношение к миру.
- Социокультурное развитие учащихся, несмотря на то, что реализуется в детско-взрослой общности, имеет персональный путь в виде индивидуального образователь-
CORRECГЮNAL PEDAGOGICS
ного маршрута в соответствии с его интересами, предпочтениями, основанного на принципах самодвижения, выбора, сотрудничества, педагогической поддержки со стороны педагога.
Именно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут (программа) вместе с педагогом, родителями способствует избавлению от случайности, стихийности, обеспечивая социокультурное развитие учащихся в контексте ФГОС ОО.
Выводы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что основными эффектами социокультурного развития обучающихся, организуемых в различных видах деятельности, являются:
- становление субъектности личности;
- приобретение учащимися социокультурного опыта;
- овладение учащимися культурными ценностями, обеспечивающими культурное саморазвитие, самоопределение в выборе ценностных ориентиров;
- возможность включения обучающихся в ситуации, улучшающие жизнь местного сообщества «для приобретения опыта, реального управления и действия» [8, с. 10].
Таким образом, проведенное теоретическое исследование на основе системно-де-ятельностного, социокультурного и культурологического подходов расширило знание о социокультурном развитии обучающихся. Оно показало тесную связь в контексте возрастно-нормативной модели развития. Социокультурное развитие учащихся рассматривается как их социокультурная практика, позволяющая обучающимся строить деятельность по самообразованию. Выявлены основные педагогические условия, обеспечивающие социокультурное развитие обучающихся.
Таким образом, социокультурное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО обуславливает новый образ образования, ориентированный на становление и обретение человека целостного.
Библиографический список
1. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. - 2010. -№ 4. - С. 4-18.
2. Инновационное развитие: экономика, ресурсы, управление знаниями. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 624 с.
3. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. - 432 с.
4. Максимова С. А., Герасимова И. В. Культурные эффекты повышения квалификации педагогов: на пути к человеку эпохи постмодернизма // Нижегородское образование. - 2014. - № 4. -С. 4-13.
5. Мудрик А. В. Социокультурные вызовы современной школе на макроуровне // Сибир-
- 2016. - № 1. -
ский педагогический журнал. С. 117-124.
6. Николина В. В., Родионова Е. Л. Культурологический подход в контексте инновационных процессов в образовании // Нижегородское образование. - 2014. - № 2. - С. 104-111.
7. Николина В. В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. - 2017. -№ 2. - С. 269-280.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
Поступила в редакцию 23.05.2017
_КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА_
Rodionova Elena Leonidovna
Cand. Sci. (Pedag.), Deputy Minister of education in the Nizhny Novgorod regionofficial@obr.kreml. nnov.ru, Nizhny Novgorod
SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE STANDARDS
Abstract. The article reveals the significance of social and cultural development of students in the context of the federal state standards. The paper is concerned with the essential problem of social and cultural development of students in the context of actual multidimensional activities. This topic is particularly relevant in terms of realization of the federal state educational standards in general and secondary education. It is proved that social and cultural development in a dynamic and changing world is carried out according to the age standards and maximum opportunities of students at the particular stage of development. The novelty of a research consists in justification of the possibility of pupils' social and cultural development as the sociocultural practice, providing the development of social and cultural experience. Theoretical, methodological, social and cultural approaches provide the framework for this research. The article examines and reveals the main educational environment for socio-cultural development. The paper stresses that the problem is resolved by an individual route made by students. This will ensure a personal way of their further development.
Keywords: sociocultural development, sociocultural activity, pedagogical conditions of students' sociocultural development, sociocultural practice.
References
1. Asmolov, A. G., 2010. Strategy and methodology of sociocultural modernization of education. Problems of modern education, 4, pp. 4-18. (In Russ.)
2. Innovative development: economy, resources, management of knowledge. Moscow: INFRA-M Publ., 2013, 624 p. (In Russ.)
3. Isaev, E. I., Slobodchikov, V. I., 2014. Psychology of education of a person. The formation of subjectivity in educational processes. Moscow: PSTGU Publ., 432 p. (In Russ.)
4. Maximova, S. A., Gerasimova, I. V., 2014. Cultural effects of teachers' professional development: on the way to a person of an era of a postmodernism. Nizhny Novgorod education, 4, pp. 4-13. (In Russ.)
5. Mudrik, A. V., 2016. Sociocultural calls to modern school at the macro level. Siberian pedagog-
ical journal, 1, p. 117-124. (In Russ.)
6. Nikolina, V. V., Rodionova, E. L., 2014. Cul-turological approach in the context of innovative processes in education. Nizhny Novgorod education, 2, pp. 104-111. (In Russ.)
7. Nikolina, V. V., 2017. Sociocultural practice as a vector of modern educational space development. Scientific dialogue, 2, pp. 269-280. (In Russ.)
8. Approximate main educational program of an educational institution. Main school. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 2011, 342 p. (In Russ.)
9. The formation of universal educational actions at school: from action to a thought. The system of tasks. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 2016, 159 p. (In Russ.)
10. Fundamental center of maintenance the general education. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 2011, 79 p. (In Russ.)
Submitted 23.05.2017