Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МНОГОКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буденис О. Г., Дашкевич С. С.

В статье предпринята попытка раскрыть значимость поликультурного образования для развития современного общества, где активно протекают глобализационные процессы, приводящие к унификации культурного разнообразия. Обозначены исторические предпосылки появления данного педагогического направления, рассмотрены его функции и принципы. Установлено, что поликультурное образование позволяет сохранить культурную самобытность наций, при этом культивируя уважительное отношение народов друг к другу, а также наладить эффективное взаимодействие мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIOCULTURAL IMPORTANCE OF MULTICULTURAL EDUCATION IN MODERN SOCIETY

The article reveals the attempt to show the importance of multicultural education for the development of modern society in the context of globalization which leads to the unification of cultural diversity. The historical prerequisites for the emergence of the given pedagogical direction have been described; the functions and principles of multicultural education have been considered. It has been established that multicultural education makes it possible to preserve the cultural identity of nations, thus cultivating respectful attitude to each other, as well as to establish effective interaction in the world community.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 378

О. Г. Буденис1, С. С. Дашкевич2

1 Старший преподаватель кафедры английской филологии, УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы», г. Гродно, Республика Беларусь 2Преподаватель кафедры английской филологии, УО «Гродненский государственный университет им. Янки Купалы», г. Гродно, Республика Беларусь

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ*

В статье предпринята попытка раскрыть значимость поликультурного образования для развития современного общества, где активно протекают глобализационные процессы, приводящие к унификации культурного разнообразия. Обозначены исторические предпосылки появления данного педагогического направления, рассмотрены его функции и принципы. Установлено, что поликультурное образование позволяет сохранить культурную самобытность наций, при этом культивируя уважительное отношение народов друг к другу, а также наладить эффективное взаимодействие мирового сообщества.

Ключевые слова: поликультурное образование, культурное разнообразие, межкультурное взаимодействие, диалог культур, многокультурное общество, молодежь, учреждение образования.

Введение

Одной из тенденций развития современного общества, охватившей практически все сферы человеческой деятельности, является глобализация, под которой понимается растущая взаимозависимость государств современного мира [1]. Вследствие этого наблюдается увеличение объема международной коммуникации в экономической, политической и культурной сферах. Сторонники такой модели развития мирового сообщества утверждают, что это единственно верный путь, поскольку взаимодействие позволяет нарастить глобальное производство и товарооборот, что содействует прогрессу мировой экономики и улучшению благосостояния людей. Однако их оппоненты полагают, что в результате сближения культур наблюдается их унификация, что ведет к стиранию самобытности и обеднению [2, с. 11].

В контексте протекания активных интеграционных процессов важная роль отводится поликультурному образованию, при котором создаются максимально возможные условия для сохранения культурного разнообразия современного общества, а также формируются навыки построения межнационального диалога и бесконфликтного сотрудничества.

В актуальной научной парадигме указанному педагогическому феномену уделяется достаточно много внимания. Цель данной статьи заключается в обосновании социокультурной значимости поликультурного образования в современном плюралистическом обществе.

В ходе исследования авторы опирались на труды ведущих отечественных ученых, таких как Г. Д. Дмитриев, Ю. Ю. Бочарова, Д. В. Сажин, В. М. Еремина, А. Ю. Белогуров, В. А. Тишков, Л. М. Дробижева, С. Г. Тер-Минасова, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова, А. Н. Джуринский, И. И. Калачева и др.

Методы и методология исследования

Для достижения поставленной цели авторами использовались общелогические и общенаучные методы теоретического исследования, а именно системный подход, диахронический и прогностический анализ, приемы хронологизации и периодизации.

* Статья выполнена в рамках проекта «Интертекстуальный подход к формированию коммуникативной культуры билингва на основе современных образовательных технологий в условиях информационного общества» «БРФФИ-Минобразование М» № Г20МВ-031 от 4.05.2020.

© Буденис О. Г., Дашкевич С. С., 2021

Результаты исследования и их обсуждение

Основы поликультурного образования были заложены в США в 1930-1940 годах в результате стремления педагогической общественности смягчить процесс адаптации иммигрантов. В 1977 году авторы международного лондонского педагогического словаря впервые фиксируют данный феномен и предпринимают попытку его толкования - поликультурное образование трактуется как «педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку» [3, с. 163].

Однако следует отметить, что данное направление педагогической деятельности - это отнюдь не новшество современности. Предпосылки его появления обнаруживаются еще в эпоху Античности. В. С. Зайцев отмечает, что уже в учениях древнегреческих философов отдаленно прослеживались идеи поликультурности. Так, Аристотель подчеркивал необходимость семейного воспитания на основе национальных традиций и обычаев. Он уделял особое внимание формированию нравственных и гражданских ценностей учителями в системе государственных школ.

Схожее понимание цели воспитания находим и у Конфуция, который считал, что школа должна содействовать укреплению нравственности, обучать бесконфликтному преодолению разногласий в гармоничном обществе. Философ утверждал, что важным аспектом педагогической деятельности является сохранение традиций своего народа [4, с. 6].

Понимание необходимости следовать традициям поликультурного образования и далее поддерживалось в научной педагогической парадигме. Значимый вклад в его развитие внес Я. А. Коменский. В программе «Панпедия» ученый обозначил необходимость подготовки молодых людей к жизни в условиях поликультурного общества. Основную цель образования и воспитания ученый видел в «формировании гражданина мира, осознающего свою ответственность за судьбу всего человечества» [5, с. 57]. Ответственность за культивирование уважительного отношения к ценностям других культур Я. А. Коменский возлагал на педагога как «посредника между культурами разных народов, организатора межкультурной коммуникации» [6, с. 65].

Идеи поликультурного образования также прослеживаются в философских трудах Ж. Ж. Руссо, который размышлял об идеальном обществе, где каждый человек сможет найти свое место и обрести свободу и счастье. Мыслитель был против объединения народов, так как видел в этом угрозу нивелирования различий между культурами и высказывался за важность сохранения их уникальности, поскольку полагал, что именно культура отличает один народ от другого [7].

Существенное значение для эволюции поликультурного образования имели идеи И. Гердера, который рассматривал культуру как одно из условий развития нации. Ценны также его утверждения относительно знакомства с культурами разных народов и обмена культурными достижениями, соотнесения уровня развития культуры с уровнем человека в этой культуре [8].

Важность такого образования также подчеркивалась П. Ф. Каптеревым, который полагал, что родной народ отнюдь не является единственным носителем истинной культуры, он утверждал, что «нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотрев их идеалы, и ценными чужими свойствами пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» [9, с. 95].

Значительное влияние на развитие современного поликультурного образования оказали идеи М. М. Бахтина. Философ понимал личность как уникальный феномен, вступающий в диалог с представителями других культур. Позднее такое понимание личности было использовано

B. С. Библером в качестве основы концепции диалога культур, внедренной впоследствии

C. Ю. Кургановым в образовательный процесс.

Как справедливо подчеркивает Д. В. Сажин, истинное самоопределение личности происходит посредством «скрещивания культур». Ученый отмечает, чем большим количеством идентичности овладевает человек, тем более он успешен в межкультурных коммуникациях, поскольку является более гибким, готовым к пониманию и восприятию разнообразия [10].

Несмотря на то, что появление первых поликультурных образовательных моделей зафиксировано именно в США, отметим, что примеры такого образования имеются и в истории отечественной педагогики. Так, начиная со второго класса, ребята Павлышской средней школы под руководством выдающегося педагога-новатора своего времени В. А. Сухомлинского совершали виртуальные путешествия по всему земному шару, используя глобус. Практику такой работы педагог позднее описал в своей книге «Сердце отдаю детям», где рассказал, что на занятиях ставил перед собой цель познакомить учеников с укладом жизни других национальностей и их культурой. В. А. Сухомлинский также подчеркивал значимость изучения литературных произведений авторства писателей и поэтов разных народов мира.

Сегодня именно школа является важнейшим центром продвижения идей поликультурности, поскольку она функционирует как своеобразная матрица социализационного процесса, так как в период обучения происходит формирование нравственных качеств, созревание духовного облика и появление осознанной гражданской позиции человека.

Поликультурное образование в современной школе базируется на принципе культурного плюрализма, признания равноправия всех этнических и социальных групп, недопустимости шовинизма и дискриминации людей по национальному признаку. Фундаментальность поликультурности в образовании реализуется посредством приобщения молодежи к культурным и научным достижениям других стран, умения выстраивать гармоничное и толерантное взаимодействие с другими народами в целях духовного обогащения и формирования готовности молодежи к жизни в поликультурной среде [11, с. 306], [12].

Среди основных функций поликультурного образования А. Ю. Белогуров выделяет следующие:

• философско-культурологическую, способствующую формированию национально -этнического сознания индивидуума;

• этико-гуманистическую, подчеркивающую в содержании образовательного процесса культурный опыт человечества в его конкретных этнонациональных формах;

• гуманитарно-гностическую, активирующую познавательный интерес, направленный на изучение родной и иностранной культур;

• воспитательно-рефлексивную, стимулирующую осознание важности культурного многообразия для развития личности и прогресса цивилизации;

• личностно-развивающую, формирующую активный интерес человека к познанию себя как личности [13, с. 45].

Согласно О. И. Гуренко, учебный процесс в рамках поликультурного образования основывается на следующих принципах:

• принцип гуманизма, при котором наблюдается признание человека основной ценностью мировой цивилизации, соответственно, обеспечивается защита его достоинства и права на свободу вне зависимости от этнической принадлежности;

• принцип толерантности, означающий уважение, восприятие и понимание богатого культурного разнообразия современного мира;

• принцип культуроцелесообразности, который предполагает, что обучение основывается на общечеловеческих ценностях и строится согласно с ценностями и нормами национальной культуры и не противоречит общечеловеческим ценностям;

• принцип диалога и взаимодействия культур, подчеркивающий, что наиболее полно материнская культура понимается лишь при взаимодействии с культурами других народов;

• принцип этнопедагогизации, в рамках которого образовательный процесс протекает с опорой на национальные традиции по воспитанию и обучению молодого поколения морально-этические и эстетические взгляды на извечные ценности семьи;

• принцип системности, способствующий системной целостности в построении и анализе поликультурных образовательных процессов [14, с. 123-124].

Перечисленные принципы поликультурного образования красноречиво отражают тот факт, что в основу этого компонента образовательной системы положена философия гуманизма, в рамках которой человек признается высшей ценностью. Содержание образования фокусирует внимание на равенстве и разнообразии культур, их значимости для мирового сообщества.

Отличительной чертой современного поликультурного образования является его сложный междисциплинарный характер, позволяющий рассматривать наиболее важные аспекты с ракурса различных учебных дисциплин гуманитарного, естественнонаучного, художественно-эстетического профиля. Для более углубленного изучения отдельных направлений зачастую организовываются факультативные занятия.

В нынешней образовательной системе значительное место отводится изучению иностранного языка, который функционирует в качестве основного средства передачи определенной информации представителю иной культуры. Знание иностранного языка способствует созданию адекватного понимания различий между коммуникативными культурами, прочному освоению правил речевого поведения в чужом социуме, что способствует более успешной коммуникации и уменьшает риск нежелательных коллизий в речевом межкультурном общении.

По мнению С. Г. Тер-Минасовой, в рамках поликультурного образования язык функционирует как средство познания и основной составляющий элемент картины мира, воспринимается как «средство расширения коммуникативного пространства, как доступ в другой мир, видение различных моделей развития мира». В поликультурной среде происходит не просто «суммирование знаний о языке, а познание историко-культурных особенностей его носителей» [15, ^ 42]. Это становится возможным, так как каждый язык опосредованно отражает окружающую реальность, кристаллизует в себе объективно-общественный смысл явлений и образует сознание коллектива. Именно поэтому индивид, воспитанный в традициях одного этнического языка, по-своему воспринимает действительность, у него формируется определенная система культурных ценностей и мировоззрение, что позволяет языку выступать в качестве средства проявления культурной идентичности нации.

Межъязыковые различия, обусловленные различием культур, наиболее очевидны в лексике и фразеологии, где обнаруживается невозможность пословного перевода. Эта безэквивалентная лексика в своем большинстве номинирует реалии - предметы и явления местной культуры. Выявлению таких культурно-бытовых особенностей должно быть осознанно уделено внимание педагога, которому необходимо объяснить обучающимся назначение предмета и грамотно перевести реалию на родной язык аудитории.

Применение нескольких языков в ежедневной коммуникации способствует развитию внутреннего мира индивидуума, поскольку позволяет прикоснуться к нравственным и интеллектуальным богатствам нации носителей неродного для него языка, зафиксированным в научной публицистике и художественной литературе.

Более того, в процессе изучения языка обучающиеся знакомятся с паралингвистическими средствами, особенностями словоупотребления, элементами невербальной коммуникации, нормами поведенческой культуры, которые могут значительно разниться от того, что принято в обществе носителя языка [16, с. 13].

Следует отметить, что поликультурное образование также функционирует как элемент гражданского воспитания, поскольку у обучающихся культивируются такие личностные качества, как толерантность, терпимость и доброжелательность к представителям других народов.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, отметим, что сегодня поликультурность - это важная характеристика современного мирового сообщества. Формирование поликультурной личности наиболее успешно осуществляется в процессе обучения, поскольку именно в это время происходит эволюция индивида, закладываются ценностные установки и формируется мировоззрение.

Социокультурная значимость поликультурного образования видится в том, что в рамках такого образования происходит созревание личности, готовой к активной созидательной деятельности в современной многонациональной среде, сохраняющей свою самобытную социально-культурную идентичность и стремящейся к пониманию других культур. Это способствует становлению и эволюции гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с этническим эгоизмом, шовинизмом и расизмом, транслируется уважительное отношение к представителям других народов [4, с. 3].

Поликультурное образование имеет особую значимость в современном плюралистическом мире, поскольку помогает противостоять этноцентризму, нацелено культивировать у учащихся толерантное уважение к другим культурам, выработать навыки бесконфликтного взаимодействия с представителями других национальностей. В мире открытых границ, где наблюдается жесткое противодействие и непринятие всего иного, такие образовательные принципы должны сыграть ключевую роль в становлении дружеских уважительных взаимодействий и помочь преодолеть дискриминацию, расизм, терроризм и прочие нетерпимости одного человека к другому. Только терпеливо и настойчиво реализуя поликультурные идеи, можно преломить негативные настрои и агрессию, бытующие в обществе.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Буденис, О. Г. Глобальный билингвизм в системе образования Республики Беларусь / О. Г. Буденис // Территория науки. - 2017. - № 5. - С. 18-21.

2. Калачёва, И. И. Молодежь и поликультурное образование в высшей школе Беларуси : пособие для адм.-упр. кадров высш. шк. / И. И. Калачёва. - Минск : Тесей, 2003. - 160 с.

3. Гуренко, О. И. Поликультурное образование в полиэтническом социуме / О. И. Гуренко // Вестн. Таганрог. ин-та им. А. П. Чехова. - 2009. - № 2. - С 163-167.

4. Зайцев, В. С. Поликультурное образование в системе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов : учеб.-метод. пособие / В. С. Зайцев. - Челябинск : Библиотека А. Mиллера, 2019. - 71 с.

5. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский. - M. : Педагогика, 1987. -

413 с.

6. Кабанова, Л. А. Поликультурное образование как средство подготовки молодежи к жизни и успешной деятельности в условиях многокультурного социума / Л. А. Кабанова // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». - 2012. - № 3 (1). - C. б5-70.

7. Руссо, Ж.-Ж. Избранное / Ж.-Ж. Руссо [пер. с фр. M. Розанова, Д. Горбова ; коммент. И. Верцман, Д. Горбова]. - M. : Терра, 1996. - 656 с.

S. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер [пер. с нем.

A. В. Mихайлова]. - M. : Наука, 1977. - 705 с.

9. О педагогическом идеале. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) : учеб. пособие для студентов пед. вузов / П. Ф. Каптерев [и др.]. - M. i Academia, 2000. -383 с.

10. Сажин, Д. В. Поликультурная теория и образовательная практика / Д. В. Сажин. - СПб. i ИОВ РАО, 2001. - 235 c.

11. Палиева, Т. В. Концептуальные основы поликультурного воспитания в процессе организации двуязычного образования в Беларуси / Т. В. Палиева // Трансформация мировоззрения в современном транзитивном обществе : материалы Mеждунар. науч. конф., Mинск, 23 нояб. 2007 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. M. Танка ; редкол^ В. В Бущик [и др.]. - Mинск, 2007. -C.30б-308.

12. Mакаев, В. В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы /

B. В. Mакаев, З. А. Mалькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. - 1999. - № 4 - C. 3-11.

13. Белогуров, А. Ю. Фактор поликультурности в контексте этнонациональной стратегии развития российского образования / А. Ю Белогуров // Проблемы поликультурного образования i сб. науч. ст. / Дагестан. гос. ун-т. - Mахачкала, 2001. - С. 43-51.

14. Педагогика многообразия : учеб. пособие / Г. Нестеренко [и др.]. - Херсон : ОЛДИПЛЮС, 201б. - 420 с.

15. Тер-Mинасова, С. Г. Язык и межкультурные коммуникации / С. Г. Тер-Mинасова. - M. i Слово, 2000. - 146 с.

16. Ломакина, О. Е. Поликультурное языковое образование: социолингвистический аспект / О. Е. Ломакина, Т. И. Mаргус // Актуальные вопросы поликультурного языкового образования i материалы I ежегод. науч. конф. лаборатории поликультурного языкового образования, 27-28 янв. 2006 г. / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; отв. ред. П. В. Сысоев. - Тамбов, 200б. - С. 1б- 1S.

Поступила в редакцию 02.12.2020 E-mail; [email protected]

O. G. Budenis, S. S. Dashkevich

THE SOCIOCULTURAL IMPORTANCE OF MULTICULTURAL EDUCATION

IN MODERN SOCIETY

The article reveals the attempt to show the importance of multicultural education for the development of modern society in the context of globalization which leads to the unification of cultural diversity. The historical prerequisites for the emergence of the given pedagogical direction have been described; the functions and principles of multicultural education have been considered. It has been established that multicultural education makes it possible to preserve the cultural identity of nations, thus cultivating respectful attitude to each other, as well as to establish effective interaction in the world community.

Keywordsi multicultural education, cultural diversity, intercultural interaction, dialogue of cultures, multicultural society, youth, educational institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.