УДК 378(517.3)
doi: 10.18101/2305-753Х-2016-4-96-99
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАНИЯ
В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ)
© Дашиева Саяна Зэмбэевна
заведующая историко-краеведческим центром им. М. Н. Хангалова,
Национальный музей Республики Бурятия E-mail: [email protected]
Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Грант №14-31-01299 а2 «Социокультурное пространство столиц Внутренней Азии (на примере г. Улан-Удэ (Республика Бурятия РФ), г. Улан-Батор (Монголия), г. Хух-Хото (Автономный район Внутренняя Монголия КНР))»
В статье говорится об истории Педагогического университета Монголии. Высшее образование стало опираться на национальную культуру, расширяется сотрудничество монгольских и зарубежных вузов, повышение качества обучения и приближение к мировому уровню стали главной целью высшего образования Монголии. В образовательной сфере отражаются реальные изменения в экономической и социальной сферах государства. Учитывая опыт прошлого, высшее образование идет в направление осмысления современных процессов модернизации и интернационализации, происходящих в системе высшего образования в направлении мирового образовательного пространства.
Ключевые слова: образование, педагогический университет, глобализация, образовательные стандарты.
В конце 1940-х годах отмечался быстрый рост количества начальных, неполных средних и средних школ. Дня новых школ требовались кадры работников народного образования. Стал вопрос о необходимости обеспечения школы квалифицированными преподавателями. В этих целях и был открыт в 1944 г. Вечерний учительский институт [1, c. 123].
Но этого оказалось недостаточно. Все те учебные заведения, которые были в 1940-х гг. не смогли полностью удовлетворить потребности Министерства Просвещения Монгольской Народной Республики в кадрах. В 1951 г. было принято решение, которое решило бы проблемы кадров народного образования - был создан Педагогический институт. Всего в институте было восемь преподавателей, около 212 студентов и с библиотекой с 2000 книгами. Монгольский государственный университет образования является одним из основных университетов, который готовит из поколения в поколение учителей для школ. Пединститут готовит преподавателей для 5-7 классов неполной средней школы. Срок обучения трехлетний. В институте имелись факультеты: физико-математический, исторический, монгольского языка и литературы, естественно-географический [2]. В 1955 г. был открыт физкультурный факультет [3]. И стали обеспечивать систематическое пополнение рядов работников образования.
Первым ректор стал ТYнжингийн Машлай (1951-1957), ученый, преподаватель, Министр просвещения. Он окончил Московский государственный педаго-
гический институт им. В. И. Ленина (ныне Московский государственный педагогический университет (МШУ)) факультет педагогики и психологии в Москве. Также он был первым ректором Монгольского государственного университета, основанного в 1942 г. Первыми преподавателями стали: физик Н. Элбэг; историк Ж. Батменх; математик Ш. Батаа; монгольский язык Ц. Элзийхутаг и П.Сарантуяа; естественно-географический Т. Балдан [4, с. 156].
В течение последних 65 лет университет менял свое название: 1957-1991 гг. Государственный педагогический институт - выпускает специалистов в зависимости от социальных потребностей общества; 1991-2003 гг. Государственный педагогический университет; 2003 г. становится Монгольским государственным университетом образования, где стали проводятся исследования, научные анализы и клинические операции.
В настоящее время в Монгольском государственном университете образования готовят бакалавров, магистров, обучаются в докторантуре по многим специальностям, «14000 студентов - это магистранты и докторанты, 1000 и более -преподавателей и работников, 20 с лишним учебных корпусов и общежитий, около 10 научно-исследовательских центров, электронная база библиотечного фонда с более 196 000 ед. хранения... более 40 лабораторий, более 500 аудиторий, более 10 современных спортивных и учебных залов...» [5]. Создаются для студентов и преподавателей благоприятные условия для обучения и работы.
С 2014 года Монгольский государственный университет образования (МГУО) начал проводит образовательную реформу по улучшению и повышению качество оказываемых образовательных услуг в соответствии с потребностями общества и международными стандартами.
Для повышения качества педагогического образования основное внимание уделяется качеству выпускников и обучающихся студентов, участвующих разного рода грантах студентов и повышение качества профессорско-педагогического состава, прохождение в сельской местности студенческой практики.
С 2014 г. ректор университета является профессор, доктор Д. Менхжаргал. Университет сотрудничает по разным направлениям в сфере образования, стажировки и практики с 70-ю Азиатскими странами, 17-ю Европейскими странами и 5-ю странами Латинской Америки [6]. В сфере образования в ВУЗе осуществляется в направлении повышения качества образования, укрепления связей рынка образовательных услуг с потребителем, повышении инновационной роли системы образования в экономике. Что говорит о необходимости развития в тесном межрегиональном и международном сотрудничестве. Демографическая ситуация в стране, оказывая непосредственное влияние на формирование рынка труда, становится одним из важных факторов человеческого развития в Монголии.
Таким образом, Монгольский государственный университет образования делает многое для повышения качества образовательных услуг и в целом, преодолевая большие трудности, создает новую систему образования, ориентированную на требования современного рынка и международные образовательные стандарты. Следовательно, государственным структурам, ученым, педагогам предстоит большая работа по повышению качества образования и приведению его в соответствие с потребностями общества.
Преобразования последних лет произошли в ответ на массовый спрос на высшее образование. Выпускники смогут внести достойный вклад в глобальную экономику 21 века. Университеты, являясь хранилищем знаний и двигателем науки, в свою очередь являются фактором социализации студенческой молодежи через образовательные услуги. Получая знания в вузе молодежь включается в социальную роль студента, помимо знаний получает опыт, принимает нормы, правила и функции этой роли, для того чтобы войти в круг одногруппников, однокурсников и в целом студенчества. Здесь студент получает первичные азы профессии, определяется его жизненная и мировоззренческая позиции.
Таким образом, учитывая опыт прошлого образование, идет в направление осмысления современных процессов модернизации и интернационализации, происходящих в системе высшего образования в направлении мирового образовательного пространства. Вуз выступает в качестве социокультурного института, способного, удовлетворению потребностей и интересов личности с учетом национальных и общечеловеческих ценностей. Интересы человека являются важным фактором, обуславливающим, общее направление человеческой деятельности по созданию ценностей общества и его культурного потенциала. Процесс глобализации, несомненно, оказывает самое непосредственное влияние не только на образование, искусство, культуру, но и ценности человека.
Литература
1. Михайлов Г. И. Культурное строительство в МНР. Исторический очерк. - М.: Академия наук СССР, 1957. - С. 123
2. Архивные материалы (Использованы материалы из архива МонГУ) <^нэн», 14 мая 1953 г.
3. Архивные материалы (Использованы материалы из архива МонГУ) <^нэн», 4 сентября 1955 г.
4. Анхны багшийн нэг проф. Жамбын Батменхийн (МАХН-ын ТХ-ны еренхий на-рийн бичгийн дарга, БНМАУ-ын АИХ-ны Тэргуулэгчдийн даргаасан) дурсамжаас. Ула-анбаатар хот, 2006. - с. 159.
5. Монгол Улсын Боловсролын Их Сургуулийн Туухт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mnue.mn/home/detial/11443798-a101-4dfb-9c77-eb3cb6a06db5
6. Монгол улсын боловсролын их сургууль. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cmuc.edu.mn/view.php?id=44
7. Бэхбаатар Батсайхан. Теория и практика становления и развития педагогического образования в Монголии в XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. —Москва, 2004. [Электронный ресурс] — Режим доступа: 2004.http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13 -00-01/dissertariya-teoriya-i-praktika-staшvlemya-i-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-mongolii-v-xx-veke
SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF EDUCATION
IN THE CONDITIONS OF FORMATION HIGH PEDAGOGICAL SCHOOL
(EXAMPLE OF MONGOLIA SATE UNIVERSITY OF EDUCATION)
Sayana Z. Dashieva
the Head of Local History Center named after M. N. Hangalov National Museum of the Republic of Buryatia E-mail: [email protected]
The article describes the history of Mongolia Normal University. Higher education has to rely on national culture, expanding cooperation between Mongolian and foreign universities. Improve the quality of studying and approach to the world level are the main purposes of higher education in Mongolia. The education sphere reflects a real change of the economic and social process in the state. Higher education is in the direction of understanding of contemporary modernization and internationalization processes taking place in world higher education.
Keywords: education, pedagogical university, globalization, educational standards.