УДК 159.9.316.6 ББК 88
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СЕМЬИ И ШКОЛЫ)
О.А. ШУМАКОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: olgash37@yandex.ru
Аннотация
В статье представлен опыт деятельности образовательного учреждения по поддержке семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыты типичные проблемы, встречающиеся в инклюзивной практике, ключевые позиции по преодолению трудностей социокультурной реабилитации с учетом уникальных характеристик школы. Представлен перечень мероприятий взаимодействия семьи и школы по обеспечению позитивной вертикали инклюзии (позитивного движения вперед) детей с ОВЗ.
Ключевые слова: инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья, социокультурная реабилитация.
Актуальность. Категория детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии - это особая категория обучающихся. Для них характерны, как правило, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. До последнего времени считалось, что система образования не может оказывать продуктивную помощь этим детям, и их обучение сводилось в большинстве случаев к надомному и проведению посильных коррекционно-обучающих мероприятий.
Образование и «вхождение в жизнь» так называемого «сложного» ребенка оставалась трудноразрешимой задачей его семьи. Опыт зарубежных стран (Германии, Японии, Испании, Италии и др.), напротив, указывает на то, что дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе со сложными сочетанными нарушениями в развитии, успешно адаптируются в социуме, становятся не только социабельными, но и социально успешными. Российский опыт пока в решении проблемы недостаточно широко представлен, но уже отмечаются поступательные шаги в комплексном решении проблемы, например, в 2013 году в Законе «Об образовании в РФ» отдельным пунктом закреплено осуществление инклюзивного образования, что в правовом поле снимает барьеры-ограничения в получении образования детьми-инвалидами.
Особое внимание работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии,
уделено в системе отечественного образования посредством реализации принципов
доступности и качества коррекционного образования. Об этом, в частности, свидетельствуют действующие руководящие документы разного уровня: закон РФ «Об образовании» с изменениями и дополнениями; национальная образовательная инициатива «Новая школа»; Типовое положение о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, региональные и муниципальные нормативные документы и др.
Анализируя нормативно-правовую базу современного коррекционного образования, мы поставили особые акценты в понимании проблемы инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов со сложными сочетанными нарушениями в развитии (далее - дети с ОВЗ):
во-первых, для успешной инклюзии требуется последовательное, поэтапное, поуровневое социальное и профессиональное взаимодействие, что может быть обеспечено в процессе сетевой согласованной деятельности учреждений образования, культуры, здравоохранения и др. на всех ступенях образования - дошкольного, школьного и постшкольного;
во-вторых, необходим новый подход к принципиальным позициям учебно-
воспитательной системы коррекционного учреждения с оптимальной ориентацией на социокультурную среду, интериоризация которой способствует гармоничному созреванию личности;
в-третьих, социальная интеграция детей как высшая ступень социализации успешна при одновременной дифференциации,
способствующей поддержанию и укреплению «ресурса безопасности» в индивидуальном и личностном аспекте ребенка-инвалида.
Опыт традиционной системы коррекционно-развивающей деятельности с данной категорией детей заключается в создании адаптивной образовательной среды с представленным комплексом психолого-педагогических и медико-социальных услуг в целях дальнейшей социализации либо социально-средовой адаптации учащихся и воспитанников коррекционного учреждения.
Проблемно-ориентированный анализ теории и практики воспитания и социализации детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии, выявил следующий ряд ключевых проблем, которые затрудняют положительную динамику инклюзии:
1. Достаточно высокая степень социальной пассивности обучающихся, преобладание позиции «потребителя» социальных услуг, а не активного их созидателя или «со-трудника». Данная позиция проявляется в школьной жизнедеятельности обучающихся и экстраполируется после окончания школы в личную, общественную и трудовую жизнь, а зачастую приводит и к изоляции от социума.
2. Недостаточная сформированность социокультурных качеств, приводящая к рассогласованию личностной зрелости ребенка и интенсивно изменяющегося социума, отставание траекторий личностного развития от требований социокультурной среды, смещение акцентов на медико-реабилитационные способы сопровождения социализации вместо гармонизированного, учитывающего все стороны воспитательного коррекционно-развивающего процесса социализации личности совместно с социальным окружением. Исследование мнения родителей обнаружило заинтересованность в необходимости эффективного решения данных вопросов.
3. Слабая координация звеньев педагогической системы образовательного учреждения на уровне внутреннего
взаимодействия, «замыкания» проблемы работы со «сложными» детьми на службе медико-психолого-педагогического сопровождения, что ограничивает ресурсы инклюзии детей с ОВЗ.
4. Эффект деятельности образовательного учреждения является «парниковым», когда ребенок-инвалид может жить полноценно только в стенах образовательного учреждения, и выход в социум воспринимается и проживается ребенком и его семьей как стресс, в результате которого принимаются решения отчуждения от социума, происходит угасание социализации.
Вполне очевидно, что такой подход отражает реализацию минимальных возможностей образовательного учреждения и способствует лишь ситуационному, неустойчивому результату социальной адаптированности личности ребенка с ОВЗ. Нашей же стратегией в решении проблемы стала социокультурная реабилитация семьи в совместных целенаправленных действиях образовательного учреждения по обеспечению позитивной вертикали инклюзии (позитивного движения вперед) детей с ОВЗ. Наше образовательное учреждение - школа-интернат № 4 г. Челябинска - активно разрабатывает и реализует программы социальной инклюзии детей-инвалидов в совместном взаимодействии с семьей. Мы предлагаем ознакомиться с нашим опытом и кратко охарактеризуем основные идеи социокультурной организации коррекционно-образовательного процесса.
При проектировании инклюзивного образовательного процесса школы-интерната мы исходили из следующих позиций:
• образовательный процесс должен быть открытым; открытость подразумевает под собой способность и возможность всей учебной и воспитательной системы учреждения быть взаимосвязанной с реальным социумом, гармонично и гибко меняться в соответствии с изменяющимися социальными условиями и культурной средой; социального партнерства -непрерывного сотрудничества с организациями разного типа, вида, формы собственности, а также с физическими лицами;
• педагогические действия должны быть адресными, то есть должны отражать потребности детей с разным исходным уровнем обучаемости, разным темпом и особенностями
развития, вариациями включения в процесс обучения (в отличие от ориентированности на «среднего» ученика со сходной патологией), быть составной частью индивидуальной программы инклюзии ребенка с ОВЗ; толерантности - принятия и понимания потребностей и особенностей всех участников инклюзивного образовательного процесса;
• коррекционно-образовательные технологии должны сосредотачивать целесообразное единство инвариантных, традиционно сложившихся и позитивно зарекомендовавших себя способов коррекционно-развивающей, медико-реабилитационной, социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности, и вариативных, инновационных, новаторских и экспериментальных разработок (например, нами разработанные разноуровневые элективные курсы, поэтапные программы социально-трудовой подготовки и др.);
• процесс инклюзии должен быть непрерывным и охватывать дошкольную, школьную и постшкольную ступени развития ребенка с ОВЗ, опираясь на идею объединения основных аспектов социальной инклюзии -социально-психологического (самопознание и освоение микросоциума), социально-бытового (позиционирование себя в семье и освоение мезосоциума), социально-трудового (обучение общественно-полезному труду и освоение макросоциума);
• здоровьесбережения и безопасности -учета индивидуальных резервов здоровья всех участников образовательного процесса, приоритет ценности здоровья в деятельности и отношениях;
• целью и результатом инклюзивного образовательного процесса должна стать семья и каждая личность, активно включенные в социальные отношения, способные быть самостоятельными, востребованными и удовлетворенными в социальных отношениях.
Цель деятельности учреждения: разработка, апробация и распространение психолого-педагогических, методических разработок, способствующих эффективной
социокультурной реабилитации семьи, обеспечивающей позитивную инклюзию детей с ОВЗ.
Задачи педагогического коллектива школы-интерната:
1. Разработка методик и технологий организационно-педагогического, методического и психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзии детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии.
2. Консультационная и научно-методическая поддержка деятельности образовательных учреждений региона по развитию инклюзивного образования.
3. Проведение информационно-просветительской работы среди педагогических работников и социального окружения.
4. Реализация инклюзивной образовательной практики в образовательном учреждении с публикацией ее результатов.
5. Распространение опыта инклюзивной образовательной практики путем участия в научно-практических конференциях, проведения обучающих семинаров, мастер-классов с использованием современных информационных технологий, публикации выводов передового опыта.
Внутренние ресурсы учреждения: научные, методические, информационные, кадровые, организационные укрепляют уникальные возможности школы-интерната , которые позволяют наиболее полно и всесторонне решать задачи социокультурной реабилитации семьи:
• комплексная адресная помощь ребёнку (медико-психолого-педагогическое сопровождение ребёнка) на протяжении всего процесса обучения;
• наличие в штате специалистов всех профилей (учителя-логопеды, психологи, учителя-предметники, воспитатели, педагоги дополнительного образования, социальный педагог, врачи - ортопед, психиатр, невропатолог, педиатр, стоматолог, офтальмолог, иглорефлексотерапевт, инструктор ЛФК);
• обширный спектр бесплатных медицинских услуг (дети получают 2-3 полных курса лечения в год) - массаж, озокерит, подводный душ-массаж, лечебные ванны, различные виды электролечения и т.д.;
• охват детей в возрастном диапазоне от 3лет до 21 года;
• обучение и воспитание по ступеням: дошкольное образование, начальное общее
образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование;
• опыт реализации четырех вариантов учебного плана СКОУ VI вида:
- для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
- для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и задержку психического развития;
- для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и умственную отсталость;
- для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и умеренную умственную отсталость;
• опыт обучения и воспитания детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (различные патологии) в сочетании с задержкой, нарушением умственного развития, ранним детским аутизмом, нарушениями зрения и слуха, различными психопатическими расстройствами;
• охват детей, проживающих в Челябинске и Челябинской области (наличие интернатного отделения с круглосуточным пребыванием детей);
• непрерывное взаимодействие с семьей.
Механизмы реализации задач
Система социокультурных взаимосвязей. Проведение непрерывной социальной информационно-просветительской работы.
Создание целесообразной базы данных организаций, социальных партнеров, физических лиц, привлекаемых к решению поставленных задач. Разработка и реализация технологии социального партнерства и диалога с обществом.
Активизация кадрового ресурса. Создание условий позитивного профессионального развития педагогов, обеспечение комфортного для творческой деятельности микроклимата в педагогическом коллективе, проведение педагогических мастерских, материальное стимулирование.
Обновление информационных ресурсов. Пополнение библиотечного фонда,
еженедельное обновление сайта учреждения. Поиск и внесение в базу данных информации о тенденциях развития инклюзивного образования в регионе, стране, за рубежом.
Совершенствование методических ресурсов. Организация разработки и апробации учебно-
методических комплексов по обучению и воспитанию детей с умеренной умственной отсталостью. Систематизация учебно-методического обеспечения по классам обучения (с первого по двенадцатый). Разработка структуры и содержания индивидуальных программ инклюзии и их реализация на практике.
Обновление организационных ресурсов. Создание и поддержка творческих инициативных групп педагогов и родителей. Использование современных информационных и коммуникационных технологий при решении основных задач деятельности. Повышение компьютерной грамотности участников образовательного процесса.
Оптимизация экономических ресурсов. Привлечение бюджетных средств для выполнения проекта. Оснащение ресурсного центра с учетом содержания процесса достижения поставленных целей.
Деятельность образовательного учреждения распределяется относительно цели и задач в четыре компонента:
• социокультурный; научно-
практический; психолого-педагогический;
учебно-методический.
Реализация каждого компонента
осуществляется в двух направлениях: проектирование инклюзивной практики и ее распространение в системе образования; осуществление инклюзивной практики во взаимодействии с семьей. Другими словами, социокультурная реабилитация семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ не является специально «насаждаемым» процессом, а «мягко», на основе психолого-педагогического взаимодействия семья включается в социальные отношения, снимая внутренние психологические барьеры и находя новые пути приобретения социального благополучия. Этот процесс подкрепляется психолого-
педагогической, научно-практической и учебно-методической поддержкой со стороны школы.
Социокультурный компонент программы
Социокультурный компонент - отражает разработку технологии проектирования системы внешних связей учреждения на основе принципа открытости образовательного процесса, создания инвариантной
социокультурной части содержания
индивидуальной траектории инклюзии.
Продуктом реализации компонента является:
• технологическая карта системы внешних связей образовательного учреждения;
Научно-практический компонент Научно-практический компонент -представляет систему научно-практических мероприятий по обобщению передового отечественного и зарубежного опыта в решении проблемы, разработки программ обмена
• инвариантное содержание программы инклюзии детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии
• реальное включение семьи в социокультурные отношения.
опытом, педагогических мастерских; разработки и проведения тематических конференций, круглых столов, текущих и итоговых совещаний, консультаций;
продвижение публикаций опыта ресурсного центра в научно-практических изданиях.
Планируемые мероприятия Имеющийся у учреждения методический ресурс
Разработка и проведение социальных акций с привлечением социальных информационных партнеров
1) Межведомственные акции: • «Образование всем детям» • «Защита» • «Дети улиц» • «За здоровый образ жизни» • «Подросток» 2) Активизация внешних связей с профильными кафедрами высших образовательных учреждений. 3) Привлечение благотворительной и спонсорской помощи организаций-партнеров. 4) Актуализация информационного партнерства со средствами массовой информации (сайты , телевидение) Разработаны рабочие программы для работы с детьми с умеренной умственной отсталостью: 1. Практикум по освоению окружающего мира (с выходом в естественную социокультурную среду). 2. Знакомство с искусством (с приглашением театральных групп в учреждение). 3. Ролевая игра «Профессия». Разработаны программы социальной инклюзии для детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии в условиях воспитательной работы учреждения
Разработка методов и приемов привлечения общественности к совместным социокультурным мероприятиям
-Фестиваль рисунков на асфальте «Моя мечта». -Дистанционное взаимодействие с детьми с ОВЗ из других школ города и области Разработаны рабочие программы проведения фестивалей. Внедрена методика дистанционного взаимодействия. Разработаны технологические карты деятельности привлеченных волонтеров, студентов, старшеклассников к сопровождению детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии в социокультурных мероприятиях
Проектирование программ социального просвещения путем активизации сайта учреждения
Создание интерактивной странички «Наши достижения» для размещения проделанной работы, фотографий, видео. Привлечение студентов вузов города для наполнения информации о событиях в культуре и искусстве региона Функционирует сайт с еженедельным обновлением информации. Создан документальный фильм о наших детях
Проведение областного дистанционного конкурса творческой деятельности (номинации-фото, поделка, презентация)
Разработка Положения о проведении областного интерактивного дистанционного конкурса детского творчества «Мой мир» с номинациями «Фото», «Презентация», «Поделка». Проведение конкурса. Распространение информации о конкурсе в социуме и образовательной системе Разработана и проводится ежегодная акция «Лепка из пластилина «Слепи жизнь». В учреждении работают непрерывные конкурсы изобразительного творчества, фотодела, компьютерного дизайна
Выставка работ (с социальным заданием «Подпиши рисунок»)
Разработка Положения о проведении областной выставки рисунка детей-инвалидов с социальным заданием «Подпиши мой рисунок». Проведение выставки В учреждении на постоянной основе проводится выставка рисунков детей-инвалидов со сложными сочетанными нарушениями в развитии
Информирование и подготовка к участию в конкурсах разного уровня и содержания детей с ОВЗ
Создание красочной, «пульсирующей» доски объявлений на официальном сайте школы Действующие мероприятия в учреждении: -раздел новостей на сайте учреждения; -родительские собрания; -активная электронная почта; -активный интернет-форум; -буклеты и т.п.
Продуктом реализации компонента являются:
• -разработанная и поведенная открытая интерактивная лекция-семинар «Инклюзивная практика детей с ОВЗ в России и за рубежом»;
• -разработанные и проведённые научно-практические мероприятия;
Психолого-педагогический компонент Психолого-педагогический компонент -отражает систему мероприятий по поддержке семьи ребенка со сложными сочетанными нарушениями в развитии, психопрофилактику и психокоррекцию профессионального
выгорания педагогов, работающих с данной категорией обучающихся.
Продуктом реализации компонента являются:
• публикации педагогического коллектива;
• рекомендации по интеграции учебных планов и составлению части образовательной
• программы «Психолого-педагогическая реабилитация».
• программы психологической поддержки семьи и педагогов, осуществляющих инклюзивную практику;
• программы и рекомендации для педагогов-психологов по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии.
Планируемые мероприятия Имеющийся у учреждения методический ресурс
Разработка программы психологического обучения родителей ребенка с ОВЗ
Программа тренинга межличностного общения в семье, воспитывающей ребенка-инвалида Разработан и апробирован курс «Школа родительского успеха»
Разработка перечня актуальной тематики психологических консультаций для педагогов-психологов образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивную практику
Выявление локуса потребностей субъектов Разработаны рекомендации по актуальным проблемам
Планируемые мероприятия Имеющийся у учреждения методический ресурс
Содержание и мультимедийное демонстрационное наполнение по теме лекции «Инклюзивная практика детей с ОВЗ в России и за рубежом»
Разработка и проведение интерактивной лекции-семинара с педагогами школы и региона с размещением дидактических мультимедийных материалов на сайте учреждения Проведен подбор теоретического материала и аналитических данных по проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Разработка и реализация программ обучающих семинаров, тренингов для педагогов, тьюторов, реализующих инклюзивную практику
Разработка рекомендаций для управленческого аппарата учреждения по обучению педагогического коллектива основам педагогического проектирования процесса инклюзии ребенка с ОВЗ Рабочие программы по повышению отдельных профессиональных компетенций педагогов
Разработка рекомендаций по интеграции учебных планов и составлению части образовательной программы «Психолого-педагогическая реабилитация»
Разработка рекомендаций. Обсуждение рекомендаций на открытом педагогическом совете учреждения. Распространение рекомендаций в образовательной системе региона Разработана образовательная программа учреждения. Разработаны программы психолого-педагогического сопровождения адаптации и реабилитации детей со сложными сочетанными недостатками в развитии
Участие в форумах и конференциях
Программа работы круглого стола в контексте целей и задач проекта и режима работы форума Разработана и используется технология проведения круглого стола с различным составом участников
Программа мастер-класса в контексте целей и задач проекта и режима работы конференции Разработана и используется технология проведения мастер-класса
Проведение тематических педагогических мастерских для педагогов системы образования региона
Комплекс педагогических мастерских: 1) Мастерская директора. 2) Мастерская педагога-организатора. 3) Мастерская психолога. 4) Мастерская учителя-воспитателя. 5) Мастерская педагогического проектирования Технология проведения педагогической мастерской с использованием современных мультимедиа технологий
образовательного процесса с инклюзивной практикой. Разработка тематики консультаций на основе выявленных потребностей. Разработка пакета мультимедийного сопровождения к психологическим консультациям коррекционного образовательного процесса. Разработан и включен в деятельность психологической службы комплект раздаточного информационного материала по разработанным темам
Рекомендации по профессионально-личностному росту и активизации факторов удовлетворенности от собственной деятельности педагогов инклюзивной практики
Составление личностного компонента профессиограммы педагога инклюзивной практики Разработана и апробирована деловая игра для педагогов по освоению позитивной педагогики. Проводятся психологические консультации по запросу педагогов
Реализация психологических методик профилактики эмоционального выгорания педагогов инклюзивной практики
Разработка и проведение тренинга предупреждения эмоционального выгорания педагогов Проводятся плановые и по запросу деловые игры по профессиональному росту педагогов
Учебно-методический компонент Учебно-методический компонент -включает систему мероприятий по разработке, апробации, корректировке эффективных программ инклюзии детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии. В качестве основного вида деятельности выступает педагогическое проектирование.
Продуктом реализации компонента являются:
• учебно-методические рекомендации;
• рабочие программы по проблемам инклюзии детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии;
• комплектование мультимедийными дидактическими средствами рабочих программ инклюзии детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии.
Планируемые мероприятия Имеющийся у учреждения методический ресурс
Формирование навыков самообслуживания у детей
Программа системы обучающих игр по формированию навыков гигиены, приема пищи, культуры одежды, самостоятельности в выполнении поручений от элементарных до индивидуально возможных сложных Технологии игр по темам: -Гигиена -Питание -Одежда Компетентность педагогов в формировании самостоятельности ребенка со сложными сочетанными нарушениями в развитии
Формирование навыков самопрезентации детей
Программа системы обучающих игр, используемых на учебных занятиях и в домашней работе 1) Технологии игр по темам: «Я в семье» «Кто на свете всех милее?» «Улыбнись маме» «Найди на фотографии своего любимого человека» «Как мама свою детку любит» «Мой любимый дом - как уютно в нем». 2) Программы бесед на темы: «Моя семья» «Основа семьи - любовь» «Мой любимый, светлый дом - хорошо и чисто в нем» «Уважение к взрослым» «Помощь малышам» 2) Проводится социально-семейный проект «Создание Семейного древа»
Разработка программы эмоционального развития ребенка со сложными сочетанными нарушениями в развитии
Разработка программы и сопровождающего дидактического материала по эмоциональному развитию детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии. Реализация программы в инклюзивной практике учреждения Технологии игр, занятий, индивидуальных заданий; разработана структура учебно-методического пособия; комплект дидактических материалов, в том числе мультимедийных
Разработка и совершенствование элективных курсов по социально-трудовой подготовке
Составление программы элективного курса по Рабочие программы формирования трудовых
социально-трудовой подготовке с дидактическим наполнением. Реализация программы в инклюзивной практике учреждения навыков обучающихся. Опыт привлечения детей с умеренной умственной отсталостью к общественно-полезному труду
Разработка элективных курсов по освоению способов социализации на основе современных информационных технологий для детей с ОВЗ
Составление рабочей программы формирования умений общаться с другими на основе компьютерных технологий (освоение на доступном ребенку уровне компьютерных игр, электронной почты). Реализация программы в инклюзивной практике учреждения Опыт обучения детей работе на компьютере в режиме «печатания»
Разработка элективных курсов по формированию прочных коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Составление программы элективного курса по формированию коммуникативных навыков Психолого-педагогические программы индивидуального развития детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии
Анализ деятельности нашего учреждения в течение трех последних лет привел к констатации того, что нам удалось следующее:
• охватить образовательными услугами детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии, что привело к повышению социальной активности их родителей, преодолению изоляции семей детей-инвалидов;
• повысить уровень и качество жизни семей детей-инвалидов и детей с ОВЗ в целом, эффективность их включения в социокультурное пространство;
• активизировать включенность общественных организаций и бизнес-сообщество в решение проблем инклюзии детей-инвалидов;
• повысить компетентность педагогов системы образования в области инклюзии детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов со сложными сочетанными нарушениями в развитии;
• осуществить обмен передовым педагогическим и родительским опытом;
• активизировать педагогических работников к поисковой и исследовательской деятельности в области проблем инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов и усилить их взаимодействие с семьей;
• приобщить педагогических работников к педагогическому проектированию, позволяющему создавать новые программы и учебно-методические пособия;
• разработать и реализовать программы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
• осуществить психолого-педагогическую поддержку семьи и педагогов инклюзивной практики;
• разработать и апробировать частные методики по осуществлению инклюзивной практики в образовательном учреждении для детей со сложными сочетанными нарушениями в развитии.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Система ГАРАНТ: Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362Mixzz47KRK55mL
2. Что такое инклюзивное (включающее) образование? [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.inva-life.ru/forum/43-86-188-16-127449 7679
SOCIO-CULTURAL REHABILITATION FAMILIES RAISING A CHILD WITH DISABILITIES HEALTH (EXPERIENCE OF COOPERATION BETWEEN HOME AND
SCHOOL)
O.A. SHUMAKOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: olgash37@yandex.ru
Abstract
The article presents the experience of the educational institution to support families raising a child with disabilities . Reveals the typical problems encountered in the inclusive practice, a key position to address the challenges of social and cultural rehabilitation , taking into account the unique characteristics of the school. Presents a list of activities the family interaction and the school to ensure the inclusion of positive vertical (positive movement forward) children.
Keywords: inclusion, children with disabilities, socio-cultural rehabilitation.