Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТАНЦЕМ НА КОЛЯСКАХ'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТАНЦЕМ НА КОЛЯСКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная реабилитация / спортивные танцы на колясках / дети с поражением опорно-двигательного аппарата / коммуникация / специалист в области адаптивной физической культуры / social and cultural rehabilitation / wheelchair dance sport / children with locomotor disabilities / communication / specialist in the field of adaptive physical culture

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

В статье показано, что разнообразие форм спортивных танцев на колясках позволяет специалистам в области адаптивной физической культуры сделать их доступным средством социокультурной реабилитации для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Проведенное исследование показало, что на данный момент нет достаточного количества исследований о социокультурном значении занятий спортивным танцем на колясках в процессе реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата, отсутствуют программы обучения и научно-методическое обеспечение совместного взаимодействия разного контингента детей в этом виде деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Эйдельман Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH LOCOMOTOR DISABILITIES: THE CASE OF WHEELCHAIR DANCE SPORT

The article shows that a variety of dance sport forms allows specialists in the field of adaptive physical culture to make dance sport an accessible means of sociocultural rehabilitation for children with locomotor disabilities. The study showed that today there is not sufficient research on the sociocultural importance of wheelchair dance sport in rehabilitation of children with locomotor disabilities. The study also revealed that there are neither training programs nor scientific and methodological support of the interaction of different groups of children in this type of activity.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТАНЦЕМ НА КОЛЯСКАХ»

УДК 796 EDN AVBZYB

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-209-73-81

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ

ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТАНЦЕМ НА КОЛЯСКАХ

Л. Н. Эйдельман

Аннотация. В статье показано, что разнообразие форм спортивных танцев на колясках позволяет специалистам в области адаптивной физической культуры сделать их доступным средством социокультурной реабилитации для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Проведенное исследование показало, что на данный момент нет достаточного количества исследований о социокультурном значении занятий спортивным танцем на колясках в процессе реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата, отсутствуют программы обучения и научно-методическое обеспечение совместного взаимодействия разного контингента детей в этом виде деятельности.

Ключевые слова: социокультурная реабилитация, спортивные танцы на колясках, дети с поражением опорно-двигательного аппарата, коммуникация, специалист в области адаптивной физической культуры

SOCIO-CULTURAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH LOCOMOTOR DISABILITIES: THE CASE OF WHEELCHAIR DANCE SPORT

L. N. Eidelman

Abstract. The article shows that a variety of dance sport forms allows specialists in the field of adaptive physical culture to make dance sport an accessible means of sociocultural rehabilitation for children with locomotor disabilities. The study showed that today there is not sufficient research on the sociocultural importance of wheelchair dance sport in rehabilitation of children with locomotor disabilities. The study also revealed that there are neither training programs nor scientific and methodological support of the interaction of different groups of children in this type of activity.

Keywords: social and cultural rehabilitation, wheelchair dance sport, children with locomotor disabilities, communication, specialist in the field of adaptive physical culture

В настоящее время в России и в мире в целом прослеживается неуклонное увеличение числа инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. В Российской Федерации каждые 10 лет количество детей с поражением опорно-двигательного аппарата возрастает на 15%. Как показал анализ литературных источников, у детей с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) наблюдается повышенный уровень тревожности, отме-

чается тенденция к снижению уровня общительности.

Процесс коммуникации — один из главенствующих аспектов социокультурной жизни человека. Без обмена информацией и социального взаимодействия у индивида появятся коммуникативные барьеры, которые лишат его к доступу общественно, а иногда и жизненно важной информации. Большинство из них считают, что чем больше степень поражения опорно-двигательного аппарата,

тем меньше становится уровень их социально-активной жизни. Из-за невозможности самостоятельных действий, ограничений в общении, низкой мобильности повышается уровень агрессивности, замкнутости, болезненной уязвимости, теряется уверенность в себе. Исходя из этого, можно утверждать, что проблема ограниченности в жизнедеятельности становится дилеммой не только индивида, а и общества в целом.

Для обеспечения достойного качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья важно осуществлять не только медицинскую реабилитацию, но и включать данную категорию лиц в общественную активность, то есть содействовать их социокультурной реабилитации. Это направление, как свидетельствуют научные исследования, способствует развитию у детей уверенности в себе и своих потенциальных возможностях.

В настоящее время в Российской Федерации действует нормативно-правовой документ «Программа социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов» [3]. Данная Программа предусматривает проведение мероприятий социокультурной реабилитации в учреждениях культуры, центрах социальной реабилитации, образовательных учреждениях. В современном обществе созданы гражданские институты для решения задач социокультурной реабилитации инвалидов — это учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, фитнес-центры и учреждения, относящиеся к социальной защите населения.

Социокультурная реабилитация позволяет ребенку с поражением опорно-двигательного аппарата интегрироваться в окружающий социум, адаптироваться к социокультурной среде, приобщиться к миру искусства через различные виды творческой деятельности, развить социально-необходимые качества для коммуникации. Ее целями являются создание культурно-развивающей среды для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, формирование их социальной активности, привлечение к культурно-мас-

совым мероприятиям, «мягкое» и «безболезненное» адаптирование данной категории людей в социум.

Спортивные танцы на колясках — особый вид адаптивного спорта, включающий в себя социальные и интегративные особенности, которые используются в формировании физического и духовного баланса у занимающихся детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Как и любой вид искусства, спортивные танцы на колясках доставляют эстетическое удовольствие. Благодаря танцам, дети с поражением опорно-двигательного аппарата могут лучше узнать свои двигательные возможности, улучшить физические кондиции, выразить эмоции и настроение в художественной форме [4].

Спортивные танцы на колясках позволяют:

— установить контакт с детьми в «обход речи», так как специфика проведения этих занятий связана с визуальной, пластической, аудиальной коммуникациями, позволяющими установить взаимодействие и убрать барьеры в общении между педагогом и ребенком;

— сформировать у детей с поражением опорно-двигательного аппарата социальную активность.

Тем не менее на данный момент нет достаточного количества исследований о социокультурном значении занятий спортивным танцем на колясках в процессе реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата, отсутствуют программы обучения и научно-методическое обеспечение совместного взаимодействия разного контингента детей в этом виде деятельности [6], что свидетельствует об актуальности данного исследования.

Анализ научно-методической литературы позволил установить, что танцы на инвалидных колясках — одно из популярных направлений двигательной активности у детей с поражением опорно-двигательного аппарата, включающее в себя одиночный танец

(Single Dance), дуэт (Duo Dance), комби (Combi Dance), ансамбль (Group Dance). На занятиях изучаются не только традиционные стили — вальс, квикстеп, венский вальс, ча-ча-ча, самба, пасадобль, румба, джайв, но и хип-хоп, народный танец, детский игровой танец, балет, контемпорари и многие другие. Используются поддержки и акробатические элементы [2].

Спортивные танцы на колясках выступают «как вид физического и психологического развития, а также реабилитации людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата». «Энергетика, заложенная традицией в эстетику танцев и воплощенная в движениях, помогает людям испытать ощущение целительной силы соразмерной физической нагрузки» [1, с. 214]. Специфика движений корпусом и руками базируется на традиционной хореографии. Используются классические обозначения для положений тела и его частей: подготовительная, первая, вторая, третья позиции рук; положение корпуса анфас, то есть фронтальное, при котором корпус, лицо, плечи направлены вперед без поворота; эпольман (epaulement, от epaule — плечо) — положение корпуса определяется поворотом плеча, направлениями поз и движений танцующих под тем или иным углом по отношению к зрителю или плану танцевального зала; повороты вокруг своей оси — пируэты.

Все это помогает развить художественный кругозор, вносит красоту в окружающую жизнь и позволяет видеть мир через призму эстетики. Погружаясь в ритм танца, ребенок с поражением опорно-двигательного аппарата оздоравливается как физически, так и психически. Творческое образное мышление, воображение, связанное со зрительными, слуховыми, тактильными образами, позволяет повлиять на психоэмоциональную сферу ребенка с проблемами в развитии. Танец подчеркивает индивидуальность каждого танцующего ребенка, помогает ему выразить свои эмоции, получить удовольствия от движений, понять красоту танцевального движения, что, в конечном итоге, облегчает

взаимодействие и взаимопонимание между детьми и взрослыми [7; 8].

Парные танцы на колясках помогают индивиду узнать возможности своего тела, позволяют раскрыть свой творческий потенциал, реализовать свои способности, о которых ребенок порой даже и не подозревает, социализироваться в общество, приобретая новых друзей и, что немаловажно, научиться в совершенстве управлять коляской с помощью сохранных конечностей. Танец в паре помогает приобрести умения, связанные с преодолением разногласий, нахождением компромиссов, способствует раскрытию многогранности личности ребенка, его физического потенциала, нормализует проявление эмоций, формирует волевые качества.

Комбинированные дуэты. Такой дуэт влияет на расширение круга общения ребенка с ПОДА, позволяет найти ему контакт с партнером и почувствовать себя с ним «на одной волне», способствует пониманию и принятию человека с другими возможностями, нахождению контакта между разными группами детей на уровне вербального и невербального взаимодействия.

Индивидуальные занятия спортивным танцем на колясках обеспечивают тесный контакт занимающихся с педагогом. Их преимущество заключается в возможности точно выстраивать план тренировки под конкретного ребенка, исходя из его уровня личностных, психологических и физических способностей. Этот тип занятий подходит замкнутым в себе индивидам, не способных в данный момент к установлению социальных связей.

Групповые занятия спортивными танцами на колясках позволяют выстроить конструктивный диалог с новыми людьми, не бояться новых знакомств и идти на взаимодействие с партнером. Доказано, что дети с проблемами в развитии наиболее успешно развиваются в среде своих сверстников, именно в данной обстановке у них лучше закрепляются и формируются двигательные, коммуникативные и социальные навыки. Это связано с тем, что группа — своеобразный

микросоциум, приобретенные умения в нем можно перенести в реальную жизнь, так же как и ролевые модели поведения.

Вместе с тем, как показал опыт практической деятельности, не каждый специалист в области адаптивной физической культуры может вести занятия спортивными танцами на колясках. Для этого необходимы специальные знания и умения. Федерация танцев на колясках России выпустила два учебных пособия с техникой базовых элементов, которые предназначены исключительно для тренеров и спортсменов. Немногочисленные публикации по данной тематике и малое количество научных исследований, отсутствие учебно-методических пособий для специалистов по адаптивной физической культуре создают определенные трудности при проведении занятий «Спортивные танцы на колясках», поэтому зачастую педагогический процесс не всегда строится планомерно и правильно. Все это показывает, что «существует острая необходимость в разработке данной проблематики, позволяющей детерминировать самые различные аспекты учебно-творческого процесса» [5, с. 65].

Анкетирование 120 специалистов, работающих в сфере адаптивной физической

культуры, и последующий анализ их мнения позволяет утверждать, что социокультурная реабилитация детей с поражением опорно-двигательного аппарата возможна в процессе занятий спортивными танцами на колясках (рис. 1).

По мнению большинства респондентов (64%), такие занятия помогают развитию двигательной активности, эмоциональной сферы детей с поражением опорно-двигательного аппарата, общей и речевой моторики, расширяют и обогащают словарный запас, формируют умения выполнять танцевальные движения, взаимодействовать с партнером, управлять танцевальной коляской, воспитывают уверенность в себе.

Стоит отметить, что на вопрос «Будут ли способствовать занятия спортивными танцами приобретению социальных и коммуникативных навыков у детей с поражением опорно-двигательного аппарата» 93 респондента (77%) ответили утвердительно (рис. 2). Это связано, по мнению большинства опрошенных, с тем, что ресурсный потенциал занятий спортивными танцами на колясках дает таким детям возможность с большей активностью включаться в коллективную двигательную деятельность с другими детьми и взрослыми.

Рис. 1. Оценочное мнение респондентов о возможности социокультурной реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата в процессе занятий спортивными танцами

на колясках (n = 120)

Fig. 1. The view of the respondents on the possibility of sociocultural rehabilitation of children with locomotor disabilities through wheelchair dance sport (n = 120)

Ш 11% "Возможно"

□ 12% 'Не знаю"

□ 0% "Нет"

77% "Да"

Рис. 2. Возможность приобретения социальных и коммуникативных навыков у детей с поражением опорно-двигательного аппарата в процессе занятий спортивными танцами на колясках

(по данным опроса специалистов, n = 120)

Fig. 2. The possibility of acquiring social and communicative skills by children with locomotor disabilities in the process of wheelchair dance sport (a survey of specialists, n = 120)

Вопрос, который был задан специалистам: «Рекомендовали бы Вы родителям, имеющим ребенкас поражением опорно-двигательногоаппарата, занятия спортивными танцами на колясках», — для нас имеет особое еончсние. Ооветы оеспиндентов распределились следующим образом: 69% (62 чел.) ответили «да»,28% (34 чел.) — «нет», 13% (13 чел.) — «незнак»>, 8% (10 чел.) — «возможно» (рис. 3).

Обосзовывтя ввой ответ « нет»« респонденты отметили, что спортивные танцы на колясках являются наименее разработанным направлением в адаптивной физической

культуре и адаптивном спорте, нет адаптированных программ и методик для данной нанегорти лпи^нет нптодиченкиси ндокти-ческих рекомендаций по организации занятий спортивными танцами на колясках для рабооы сданной жпзологнсо, отсутсивуют обучающие семинары и курсы повышения ввалчфяыкации пт спорквятыштанцям ня ко-тяск«4 дтя спсциализчов «5 оОеазыияввптвв-ной физической культуры.

Отуеча« ттярясанкеты «Хотели бы Вы организовать и вести занятиями спортивными танцами на колясках для детей с поражением опорно-двигательного аппарата»,

Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос «Рекомендовали бы Вы родителям, имеющим ребенка с поражением опорно-двигательного аппарата, занятия спортивными танцами на колясках» (n = 120)

Fig. 3. The answers of the respondents to the question "Would you recommend wheelchair dance sport to parents of a child with locomotor disabilities" (n = 120)

61% (73 чел.) опрошенных ответили «да», 27% (32 чел.) — «нет», 8% (10 чел.) — «не знаю», 4% (5 чел.) — «возможно» (рис. 4).

Среди факторов, объясняющих «нет» и «не знаю», лидируют следующие: отсутствие танцевального опыта, специальных знаний и умений в области методики преподавания спортивных танцев на колясках, опыта владения танцевальной коляской, условий для проведения занятий и необходимого оборудования.

В 2023 году был проведен опрос в форме анкетирования детей, занимающихся спортивными танцами на колясках (п = 18).

На вопрос «Как относятся родители к тому, что Вы занимаетесь спортивными танцами на колясках», 17 респондентов (94 %) выбрали вариант ответа «поддерживают и гордятся». Лишь один респондент затруднился с ответом на данный вопрос (рис. 5). Исходя из этого, можно сделать вывод, что социально-психологическая установка семьи на поддержку стремления своего ребенка заниматься данным видом деятельности, по нашему мнению, является важнейшим критерием для успешной социокультурной реабилитации данного инд ивида.

Рис. 4. Результаты ответа респондентов на вопрос «Хотели бы Вы организовать и вести занятия спортивными танцами на колясках для детей с поражением опорно-двигательного

аппарата» (п = 120)

Fig. 4. The answers of the respondents to the question "Would you like to organize and conduct wheelchair dance sport classes for children with locomotor disabilities" (n = 120)

0 6% "Не знаю"

■ 0% "Родителям всё равно"

а 94% "Гордятся"

Рис. 5. Отношение родителей к занятиям свож детей спортивными танцами на колясках (по данным опроса детей с ПОДА, n = 18)

Fig. 5. The attitude of parents to their childr participating in wheelchair dance sport (a survey of children with locomotor disabilities, n = 18)

В качестве одной из важнейших детерминант, определяющих социокультурную реабилитацию, можно выделить социально-психологические установки ребенка с поражением опорно-двигательного аппарата по отношению к педагогу. Доверительные отношения с преподавателем в процессе занятий (36%), возможность обратиться к нему за помощью (32%), быть услышанным и понятым (32%) — это условия для эффектного общения и взаимодействия преподавателя и ребенка с поражением опорно-двигательного аппарата.

Коммуникативное пространство современного ребенка с поражением опорно-двигательного аппарата построено как совокупность немногочисленных актов общения, где существуют разные субъекты социума. В соответствии с заявленной проблемой мы задали вопрос детям: «Помогают ли Вам занятия спортивными танцами в расширении круга общения», — и получили следующий результат: 16 человек из 18 ответили утвердительно и только 2 человека из 18 сомневались в этом.

Дети с поражением опорно-двигательного аппарата также поделились изменениями в своей жизни с началом занятий спортивными танцами на колясках: «Я перестал сидеть дома, появился досуг», «Появилась уверенность в себе, я стал лучше себя чувствовать», «Поменялось все! Стало много общения», «Появилось много новых друзей, в жизни стало больше общения!».

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия спортивными танцами на колясках будут способствовать развитию личности ребенка в спортивном, социальном, культурном и духовно-нравственном аспектах. Разнообразие форм спортивных танцев на колясках позволяет специалистам в области адаптивной физической культуры сделать их доступным средством социокультурной реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья. Социально-психологический потенциал танцев на колясках позволяет ребенку с поражением опорно-двигательного аппарата раскрыть в себе новые возможности, обрести друзей и получить эстетическое удовольствие от двигательного действия. Применение спортивных танцев на колясках в социокультурной реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата раскрепощает их и делает уверенными в себе, сближает ребенка с инвалидностью с партнером по танцу. Однако для успешного применения спортивных танцев на колясках в социокультурной реабилитации детей с поражением опорно-двигательного аппарата требуется разработка специальных методик и программ, учитывающих ограничения и различия физических и психологических возможностей индивидуумов, а также необходимы дальнейшие исследования в этом направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пивторак А. Н. Анализ авторской программы по социально-культурной реабилитации инвалидов среднего возраста средствами бальной хореографии «Танцы на колясках» // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. С. 214-220. https://www.doi.org/10.17223/15617793/457/25

2. Правила «Танцы на колясках» (спортивные паратанцы «Para Dance Sport» — название по версии Международного Паралимпийского Комитета). [Электронный ресурс]. URL: https://wdr.ru/images/docs/ Rules_of_the_competition_in_wheelchair_dance_2019.pdf (дата обращения 26.07.2023).

3. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 3019 «Об утверждении модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71626104/ (дата обращения 15.05.2023).

4. Эйдельман Л. Н. Адаптивный танец как доступное средство социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные технологии в физическом воспитании и спорте: сборник

материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. А. Ю. Фролова. Тула: Тульское производственное полиграфическое объединение, 2020. С. 135-138.

5. Эйдельман Л. Н. Интеграция танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования детей: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2020. 335 с.

6. Эйдельман Л. Н. Особенности взаимодействия специалиста по адаптивной физической культуре с детьми, занимающимися танцами на колясках // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2023. С. 489-492.

7. Эйдельман Л. Н. Педагогический опыт применения адаптивного танца на занятиях с лицами, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья // Социокультурная обусловленность современного хореографического образования: Вызовы времени, инновационный опыт, перспективы развития: материалы IV Международной научно-практической конференции / под ред. Л. А. Касима-новой, Я. Ю. Гуровой, А. Ю. Гусева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. С. 63-65.

8. Эйдельман Л. Н. Танцевальные технологии в физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья // Физическое воспитание в условиях современного образовательного процесса: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Шуя, 22 марта 2022 г. / под ред. М. И. Правдова. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2022. С. 263-266.

REFERENCES

1. Pivtorak A. N. Analiz avtorskoj programmy po sotsial'no-kul'turnoj reabilitatsii invalidov srednego vozrasta sredstvami bal'noj khoreografii "Tantsy na kolyaskakh" // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. № 457. S. 214-220. https://www. doi.org/10.m23/15617793/457/25

2. Pravila "Tantsy na kolyaskakh" (sportivnye paratantsy "Para Dance Sport" — nazvanie po versii Mezh-dunarodnogo Paralimpijskogo Komiteta). [Elektronnyj resurs]. URL: https://wdr.ru/images/docs/Rules_of_ the_competition_in_wheelchair_dance_2019.pdf (data obrashcheniya 26.07.2023).

3. Prikaz Ministerstva kul'tury Rossijskoj Federatsii ot 30 dekabrya 2016 g. № 3019 "Ob utverzhdenii model'noj programmy sotsiokul'turnoj reabilitatsii invalidov, v tom chisle detej-invalidov". [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/71626104/ (data obrashcheniya 15.05.2023).

4. Ejdel'man L. N. Adaptivnyj tanets kak dostupnoe sredstvo sotsializatsii lits s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya // Sovremennye tekhnologii v fizicheskom vospitanii i sporte: sbornik materialov Vseros-sijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem / pod red. A. Yu. Frolova. Tula: Tul'skoe proizvodstvennoe poligraficheskoe ob"edinenie, 2020. S. 135-138.

5. Ejdel'man L. N. Integratsiya tantseval'noj i fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti v sisteme dopolni-tel'nogo obrazovaniya detej: dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2020. 335 s.

6. Ejdel'man L. N. Osobennosti vzaimodejstviya spetsialista po adaptivnoj fizicheskoj kul'ture s det'mi, zanimayushchimisya tantsami na kolyaskakh // Fizicheskoe vospitanie v usloviyakh sovremennogo obra-zovatel'nogo protsessa: sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Shuya: Izd-vo Shujskogo filíala IvGU, 2023. S. 489-492.

7. Ejdel'man L. N. Pedagogicheskij opyt primeneniya adaptivnogo tantsa na zanyatiyakh s litsami, imeyu-shchimi invalidnost' i ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya // Sotsiokul'turnaya obuslovlennost' sovremennogo khoreograficheskogo obrazovaniya: Vyzovy vremeni, innovatsionnyj opyt, perspektivy razvitiya: mate-rialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii / pod red. L. A. Kasimanovoj, Ya. Yu. Gurovoj, A. Yu. Guseva. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2021. S. 63-65.

8. Ejdel'man L. N. Tantseval'nye tekhnologii v fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti s det'mi, imeyu-shchimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya // Fizicheskoe vospitanie v usloviyakh sovremennogo obra-zovatel'nogo protsessa: sbornik materialov IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, Shuya, 22 marta 2022 g. / pod red. M. I. Pravdova. Shuya: Izd-vo Shujskogo filiala IvGU, 2022. S. 263-266.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ЭЙДЕЛЬМАН Любовь Николаевна — Lubov N. Eidelman

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia. SPIN-код: 8070-5840, ORCID: 0000-0002-5926-6351, e-mail: [email protected] Доктор педагогических наук, заведующий кафедрой оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта.

Поступила в редакцию: 1 июня 2023. Прошла рецензирование: 30 июня 2023. Принята к печати: 15 сентября 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.