Научная статья на тему 'Социокультурная обусловленность восприятия визуальной рекламы учреждений культуры и искусства'

Социокультурная обусловленность восприятия визуальной рекламы учреждений культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1766
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВИЗУАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОЖИДАНИЯ / РЕКЛАМНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / ADVERTISING COMMUNICATIONS / VISUAL ADVERTISING / SOCIO-CULTURAL CONDITIONING OF PERCEPTION / CONSUMER EXPECTATIONS / ADVERTISING IMPACT / SOCIO-CULTURAL SPHERE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кошетарова Л. Н., Крикунова Е. А.

В данной работе впервые рассмотрены особенности визуальной рекламы учреждений культуры и искусства, с точки зрения социокультурной обусловленности её восприятия человеком. С учетом ожиданий целевой аудиторией потребителей культурных услуг в статье выведен ряд рекомендаций по созданию визуальной рекламы учреждений социально-культурной сферы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this paper, the features of a visual advertisement of culture and art from the perspective of socio-cultural conditionality of human perception. Taking into account the expectations of the target audience of consumers of cultural services launched a series of recommendations for the creation of visual advertising facilities socio-cultural sphere.

Текст научной работы на тему «Социокультурная обусловленность восприятия визуальной рекламы учреждений культуры и искусства»

12. Феофанов О.А. США: реклама и общество. М.: Мысль, 1974.

13. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ.; Науч. ред. Я. Н. Засурский. М.: Мысль, 1980.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Л.Н. Кошетарова, Е.А. Крикунова

Тюменский государственный институт культуры [email protected], [email protected]

В данной работе впервые рассмотрены особенности визуальной рекламы учреждений культуры и искусства, с точки зрения социокультурной обусловленности её восприятия человеком. С учетом ожиданий целевой аудиторией потребителей культурных услуг в статье выведен ряд рекомендаций по созданию визуальной рекламы учреждений социально-культурной сферы.

Ключевые слова: рекламные коммуникации, визуальная реклама, социокультурная обусловленность восприятия, потребительские ожидания, рекламное воздействие, учреждения социально-культурной сферы.

In this paper, the features of a visual advertisement of culture and art from the perspective of socio-cultural conditionality of human perception. Taking into account the expectations of the target audience of consumers of cultural services launched a series of recommendations for the creation of visual advertising facilities socio-cultural sphere.

Keywords: Advertising communications, visual advertising, socio-cultural conditioning of perception, consumer expectations, advertising impact, socio-cultural sphere.

Визуальные коммуникации на сегодняшний день являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Уже в ХХ веке

визуальные коммуникации осуществили мощную экспансию во все сферы культуры, что стало возможным за счет активного развития визуального искусства, а также чрезвычайно активного развития электронных и цифровых технологий. В XXI веке, в связи с глобальной виртуализацией культурного пространства, роль визуальных коммуникаций, становится главенствующей. Одной из базовых составляющих современных масс-медиа, создающих визуальный интерфейс передачи и потребления информации, являются рекламные визуальные коммуникации, трансформирующие и переводящие любую информацию на язык символов и образов, который воспринимается во много раз быстрее и точнее вербального текста (что для рекламы является самым весомым аргументом).

Проблема восприятия визуальной рекламы потребителем на сегодняшний день продолжает оставаться одной из актуальных как для рекламодателей, так и для создателей рекламных сообщений, т.к. данный процесс играет решающую роль в создании эффективной рекламной коммуникации. Поэтому, изучая данный процесс, специалисты обращают пристальное внимание не только на его психологический аспект, но и на социальный и культурологический.

Э. Плесси трактует восприятие как психический процесс, посредствам которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию (в том числе рекламную) для создания значимой картины окружающего мира

[11, с. 5].

Специалист в области психологии рекламы А.Н. Лебедев-Любимов отмечает, что с помощью восприятия человек узнаёт и различает объекты, относит их к определённой категории, классифицирует, в результате чего в его сознании возникают субъективные образы предметов - представления [9, с. 175].

К. Мозер рассматривает восприятие как процесс и результат принятия и переработки раздражителей. Результат при этом является, как правило, комбинацией внешних раздражителей, ожиданий или опыта и находится на уровне физиологических возможностей аппарата восприятия. Это означает, что раздражители никогда не принимаются из внешнего мира без ожиданий или предубеждений. Ожидания и

гипотезы играют немаловажную роль при восприятии, которое частично возникает из проверки предварительных гипотез. Эмоции и ценности также влияют и способствуют тому, что человек не просто регистрирует «отражения реальности», но и конструирует реальность [10, с.153].

Специфика бытия рекламного образа состоит в том, что он изначально нацелен на кратковременную жизнь, определяемую утилитарностью его основных функций. Поэтому задачи массовой коммуникации, посредством которой осуществляется воздействие рекламы на человека и последующее её восприятие, весьма сложны. Рекламодатель имеет дело с большим количеством людей, которых он не знает, и не может контролировать условия, в которых будет восприниматься его рекламное обращение. Но при этом, организатор рекламы, используя средства массовой коммуникации, имеет возможность применять любое количество художественных и графических изображений, чтобы придать обращению привлекательность.

Воздействие на человека с помощью образов наиболее изучено в эстетике и психологии искусства. Ю.Б. Борев определяет художественное восприятие как особый творческий процесс, обусловленный индивидуально-эмоциональными особенностями воспринимающего сознания, а также определяемый эпохой, культурной средой, объективными качествами самого произведения, которое складывается из смыслов, заложенных в нем автором и актуализированных воспринимающим субъектом. Эстетическое восприятие несколько шире художественного и определяется как «духовно-культурное присвоение личностью общечеловечески значимого в реальном мире» [3, с. 41]. Характер и качество эстетического восприятия обусловлены как устойчивыми факторами (жизненный опыт и культурный уровень развития индивида), так и ситуационно изменчивыми (настроение и психологическое состояние индивида).

Реклама не является искусством, но подобно ему воздействует на потребителя яркими и впечатляющими образами. В.И. Шуванов считает, что при восприятии рекламы исключительно важное значение имеет формирование перспективных визуальных образов, т.к. «образы прямо адресованы чувствам человека» [15, с.57].

Восприятие человеком визуальных образов также существенно зависит от социокультурного опыта его предшественников, традиционных ценностей конкретного сообщества (в котором происходит становление личности), от сложившейся в этом сообществе системы разделяемых представлений, интерпретаций и оценок действительности, от этнических предубеждений, стереотипов и других особенностей. Поэтому при создании рекламных сообщений необходимо учитывать все объективно существующие механизмы визуального восприятия, которые могут влиять на степень эффективности его воздействия.

Во-первых, это синестезия - комплексность человеческого восприятия. Механизм чувственных взаимодействий реализует всю полноту и глубинность человеческого мировосприятия. Чем большее количество чувственных «каналов» подключается к восприятию, тем выше расценивается качество (эффективность) рекламной коммуникации. Именно за счет синестезии восприятия, обращенный к человеку визуальный компонент способен существенно активизировать воздействие рекламного продукта на потребителя [1, с. 124-125].

Вторым важнейшим аспектом эффективности рекламного воздействия является апперцепция - зависимость восприятия от прошлого жизненного опыта. Достаточно сильное влияние на человека оказывают элементы, связанные с ментальностью, традициями, архетипами и символами того или иного народа. В визуальной рекламе особой значимостью могут наполняться многие связанные с традицией элементы культуры и быта (национальные особенности одежды, пищи, предметов интерьера). Также большое значение в процессе восприятия рекламы имеют ассоциации, складывающиеся в культурной практике. Учитывая коллективный опыт различных национальных общностей (целевых аудиторий), реклама способна достичь максимального эффекта психологического воздействия - подвести подсознание человека к формированию «шестого чувства» - покупательского интереса к рекламируемому продукту.

Третьим важным механизмом рекламного восприятия является нормированность эстетических критериев. Для обеспечения легкости и позитивности восприятия рекламы следует

учитывать сформировавшиеся в данное историческое время и в данном географическом регионе общепринятые нормы представлений о прекрасном и безобразном. Именно эстетические критерии различных национальных общностей формируют опыт больших социальных групп, координируя тем самым отношение индивидов к определенным визуальным реалиям [1].

Так, например, огромное значение для визуального восприятия в различных культурах имеют тип лица и пропорции человеческого тела. Эстетические стереотипы восприятия определяют как сложившиеся представления о физической красоте определенного народа (разрез глаз, форма носа, цвет волос), так и эстетические стандарты в целом. Чувство физической красоты человеческого тела возникло и фиксировалось уже в генах наших предков, для которых критерием красоты была способность к деятельности (для мужчин) и продолжению рода (для женщин). У первобытных племен красивым считалось лишь то, что способствовало стабилизации системы, её устойчивости против вредных воздействий, выживаемости и развитию. Такое чувство физической красоты К.Г. Юнг в своих работах называл «коллективным бессознательным» [16].

В процессе развития культуры происходили регулярные качественные сдвиги, как в структуре эстетического восприятия, так и характере общественно закрепленных норм и идеалов. Именно нормами культуры обусловлено восприятие различных геометрических и архитектурных форм. Культурно опосредованным является, например, восприятие круговых (в восточных культурах) или прямоугольных (в европейской культуре) конструкций, применяемых как на художественном, так и на бытовом уровне [6].

Значимой социокультурной обусловленностью также обладает и восприятие цвета в рекламе. Сильное эмоциональное воздействие определенных цветовых сочетаний было замечено и освоено еще в глубокой древности и целенаправленно используется в разных сферах и в настоящее время. О.В. Кошеренкова отмечает, что в процессе культурно-исторического развития системы искусственной визуальной информации, цветовое восприятие кардинально изменилось. Общественное сознание, одухотворяя процесс познания, обогащаясь новыми информацион-

ными средствами, не могло оставить без внимания феноменальные цветоразличительные способности человека. Цвет стал использоваться вначале в качестве простого коммуникативного средства, затем знака - символа, и, наконец, в качестве системы языкового характера [7, с.54].

Цвет рассматривается в качестве одного из наиболее важных психологических компонентов, обеспечивающих эффективность восприятия рекламы [5, с.59]. Психологи утверждают, что 60% успеха рекламы зависит именно от цветового решения, которое вызывает не только соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и в некотором смысле формирует его эмоции [13, с.148].

Культурная обусловленность восприятия различных цветовых сочетаний во многом зависит от того, что один и тот же цвет в различных культурах имеет различное ценностное содержание. Например, в некоторых странах Восточной и передней Азии черный цвет (в отличие от европейской традиции) оценивается как позитивный, священный в противовес белому, ассоциирующемуся с силами зла. В Марокко особую эстетическую значимость имеют желтый и красный цвета, в Эфиопии -красный, зеленый, голубой и коричневый. В Индонезии и Индии оранжевый цвет связывается с колониальным рабством (цветом правящей династией Нидерландов), следовательно, эстетически воспринимается резко негативно [6, с. 22]. Поэтому рекламные сообщения с несогласованной цветовой гаммой нужно применять с большой осторожностью.

В контексте данной статьи перед нами стоит задача раскрыть особенности визуальной рекламы учреждений культуры и искусства, с точки зрения социокультурной обусловленности восприятия и ожиданий целевого потребителя культурных услуг.

Важнейшим отличием рекламы учреждений культуры и искусства является предмет рекламной коммуникации. Реклама в социально-культурной сфере, прежде всего, ориентирована на потребителя культурных услуг. Культурная услуга (концертное мероприятие, встреча с известным писателем, спектакль, выставка) обычно проводится один раз, и её реклама не несёт функцию напоминания (т. к. это принято в рекламе товаров).

Поэтому, надо четко знать на какую аудиторию будет рассчитана та или иная услуга, чтобы наладить с целевыми потребителями прямую рекламную коммуникацию (что особенно актуально для такой многонациональной страны как Россия).

Потребители услуг таких учреждений культуры и искусства как филармония, музей изобразительных искусств, театр оперы и балета являются истинными ценителями музыкального, художественного и хореографического искусства. Такие потребители очень критично относятся к подаче рекламной информации, так как в их сознании присутствует определенное ожидание, какой должна быть реклама, интересующей их культурной услуги. Исходя из чего, они бессознательно ожидают от рекламы учреждений культуры и искусства повышенной эстетической выразительности, этической корректности, достоверности, дифференцированности. При этом, можно сказать, что их ожидания имеют определенную культурно-историческую обусловленность.

Восприятие человека существенно зависит от социокультурного опыта его предшественников, традиционных ценностей, сложившейся в сообществе системы разделяемых стереотипов, представлений, интерпретаций и оценок действительности, от этнических предубеждений и других особенностей. Первые светские театры, салоны, картинные галереи, музеи, кабаре появились в Европе, и изначально афиши, информирующие публику об открытии художественных выставок, новых спектаклей, музыкальных или поэтических вечеров, создавались известными художниками, такими как Анри Тулуз Лотрек, Альфонс Муха, Жюль Шере, Пьер Боннар, Обри Бердслей, Теофиль Стейнлен. В России афиши к спектаклям, выставкам и кинофильмам создавали такие известные всем мастера кисти как Валентин Серов, Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Казимир Малевич, Василий Кандинский и др. Не смотря на то, что публика театров и салонов из поколения в поколение постоянно менялась, предъявляемые высокие требования к эстетическому оформлению рекламных афиш постепенно сформировались.

Однако сегодня мы достаточно часто можем наблюдать на улицах крупных городов безвкусные, композиционно невыдержанные, а порой даже двусмысленные рекламные афиши и пла-

каты учреждений социально-культурной сферы. Рекламные сообщения часто не учитывают возраст и особенности целевой аудитории или размещаются там, где их сложно найти. Такой подход к рекламной деятельности ведёт к тому, что люди либо не замечают нужную им рекламную информацию, либо, увидев безвкусную, «аляповатую» рекламу, просто избегают её. Решению данной проблемы может способствовать изучение особенностей и культурной обусловленности восприятия человеком визуальной информации учреждений культуры и искусства, и их дальнейший учёт при создании рекламных сообщений.

Чем же обусловлены ожидания потребителей культурных услуг? И как учет этих ожиданий может способствовать совершенствованию рекламных коммуникаций учреждений культуры и искусства? Для ответа на эти вопросы сначала необходимо выявить специфические черты рекламных коммуникаций в социально-культурный сфере.

Всю рекламу учреждений социально-культурной сферы в зависимости от целей можно разделить на следующие группы [2, с. 250]:

1) реклама с целью продвижения продуктов и услуг учреждения;

2) реклама с целью позиционирования самого учреждения (это создание положительного имиджа, обеспечивающего успешное решение практических задач, умение точно «выйти» на соответствующую аудиторию);

3) социальная реклама (так или иначе, реклама учреждений культуры, носит социальный характер, т. к. имеет цель вовлечение людей в различные социально-культурные акции).

Отличительными чертами рекламной коммуникации в сфере культуры и искусства являются:

- во-первых, повышенная чувствительность общества к связи искусства с предпринимательством, и, в частности, с рекламой;

- во-вторых, относительно низкая численность зрительской аудитории (истинных ценителей классической живописи, музыки, хореографического искусства и др.);

- в-третьих, недостаточное освещение событий в мире искусства (вернисажей, концертов классической и народной музыки и т.п.) в средствах массовой информации.

Специфику рекламы в социально-культурной сфере также можно выявить в связи с реализуемыми ею функциями. Если важнейшей функцией рекламы в коммерческом секторе является экономическая, направленная на получение прибыли, то в сфере социально культурной деятельности приоритеты расставлены несколько иначе. Рассмотрим эти основные функции более подробно.

Важнейшей функцией рекламы в сфере социально-культурной деятельности является социальная. Для сферы культуры эта функция определяющая, поскольку реклама способствует интеграции населения, становлению его единства. Реклама унифицирует потребности и вкусы населения, органично связывая материальное и духовное в жизни любого человека. Реклама мероприятий, услуг учреждений культуры, наоборот, «приобщает людей к духовным достижениям, помогает им почувствовать себя частью общества, которому предлагается все самое лучшее» [4, с. 223].

В связи с этим необходимо выделить воспитательную функцию рекламы учреждений культуры. Традиционная реклама социокультурных услуг демонстрирует человеку готовые формы поведения в той или иной ситуации, определяет, что хорошо, а что плохо.

Непосредственно связана с воспитательной и социальной функциями рекламы еще одна - идеологическая. Реклама всегда обслуживает определенную идеологию, если под этим понимается концептуальное выражение интересов определенной социальной группы, её целей, путей реализации. В разряд идеологических видов рекламы, безусловно, входит и такое нововведение, как социальная реклама, в цели которой входит привлечение внимания человека к таким глобальным ценностям, как любовь к Родине, возрождение национальных святынь, идеи объединения общества для решения задач общенационального масштаба. Характерно, что социальная реклама является прямым социальным заказом от социокультурной сферы к области коммерческой деятельности. Существует и другая сторона ре-

кламной деятельности учреждений культуры - агитационная: они принимают активное участие в организации и проведении рекламных кампаний социального характера, связанных с защитой окружающей среды, защитой детей, помощью инвалидам и престарелым, безработным, посвященных борьбе с алкоголизмом, курением и наркоманией, борьбе со СПИДом и т.д. [4, с.225].

Исходя из функциональных особенностей сферы культуры и искусства, специфика её рекламной деятельности определяется, прежде всего, тем, что реклама одновременно выступает и как элемент маркетинга, и как существенный компонент самой культуры (что проявляется в реализации присущих ей социальной, воспитательной, идеологической и агитационной функциях).

Реклама услуг социально-культурных учреждений является значимым фактором для привлечения потенциальных потребителей. Сегментирование аудитории позволяет отличать рекламу культурных услуг от рекламы другой продукции, т. к. в подавляющем большинстве она ориентирована на определённую группу потребителей этих услуг (например, для любителей искусства - реклама концерта известного певца, для ветеранов -реклама праздничного мероприятия, посвящённого 9 мая и т. п.). В связи с чем, существуют определенные различия и возможности визуального воздействия на целевую аудиторию рекламы различных типов учреждений социально-культурной сферы. Рассмотрим их более подробно.

Библиотеки. Реклама органично существует в библиотеках. Сегодня она играет роль института, с помощью которого читатель знает всё или почти всё об этом учреждении. Работа библиотек наполнена разносторонним и разнообразным содержанием. Развитие информационных технологий влияет как на традиционные формы её работы, так и на современные методики, обеспечивающие читателям доступ практически к неограниченному спектру визуальных информационных ресурсов. Реклама создаёт более привлекательный образ библиотеки, и раскрывает содержание предлагаемых услуг для человека [12]. Она должна быть хорошо продумана, иначе библиотечно-информационная сфера будет испытывать на себе последствия негативного воздействия безвкусной или некорректной рекламы. Кроме того рекламные сообщения библиотеки должны со-

здаваться с обязательным с учётом потребностей конкретных пользователей и групп, своего местоположения, статуса, информационной оснащенности и новизны фондов. Многие библиотеки сотрудничают с местными СМИ, где также размещают свою рекламу, к которой прилагаются такие требования как краткость, корректность, динамизм и яркость. Для усиления эффекта восприятия в рекламе библиотек акцент в цветовом оформлении должен делаться на все оттенки синего цвета (т.к. этот цвет больше всего подходит для рекламирования интеллектуальных услуг), а в качестве иллюстраций предлагается использовать фотографии (т.к. они вызывают больше доверия). Для рекламирования мероприятий для детей следует использовать более яркие графические иллюстрации.

Музеи являются одной из духовных и эстетических направляющих учреждений культуры. Реклама им необходима, чтобы заявить потребителю о новой интересной выставке или о каком-нибудь грядущем проекте, мероприятии. Визуальная реклама некоторых музеев отличается оригинальностью композиции и цветовым решением, что привлекает внимание и вызывает позитивные эмоции. На афишах музея может быть иллюстрация, фотография (например, музей изобразительных искусств на афишах традиционно размещает картины выставляющихся художников, или, наоборот, может просто использовать один цвет и шрифт, как бы приближаясь к минимализму). Сегодня музеям очень сложно конкурировать на рынке культурных услуг за внимание с телевидением и интернетом, поэтому реклама для музея - это дополнительная возможность привлечь внимание современного человека. Эффективная визуальная реклама (в т. ч. в сети интернет) может изменить понимание музея как чего-то утратившего свою актуальность и вернуть в свою постоянную аудиторию молодое поколение. Так Л.Б Хазиев предлагает в качестве альтернативной визуальной формы использовать для рекламирования социокультурных услуг приложения на смартфонах, айфонах и других устройствах, имеющих выход в интернет, а также активно использовать социальные сети. В качестве яркого примера можно привести «День музейных сел-фи», объявленный международным музейным проектом «Си1-1;игеТЪеше8», приглашающий посетителей музеев делать авто-

портреты на фоне любого экспоната и подписывать хештегом #Мшеиш8еШе [14].

Дома и дворцы культуры (т.ч. центры национальных культур) активней всего работают с местным населением, поэтому должны предельно внимательно относиться к содержанию своих рекламных сообщений. В большинстве своем рекламные материалы данных учреждений отличаются корректностью, однако у потребителей имеются претензии к их оформлению. Основное замечание - это перегруженность афиш большим количеством иллюстраций и текстов. Шрифтовая пестрота напрягает человеческий взгляд, в связи с чем, текст плохо воспринимается, и информация не усваивается целиком. Поэтому создателям рекламы услуг домов досуга и дворцов культуры надо стремиться к минимизации текстовой информации, и помнить, что одна крупная иллюстрация воспринимается лучше, чем несколько мелких.

Визуальные рекламные коммуникации театра отличается от обычной визуальной коммуникации. Об этом в работе «Реклама и театр в коммуникативном пространстве современной культуры» писала Д. К. Красноярова, отмечающая, что реклама театра обладает высокой степенью театральности, воплощая в себе следующие особенности театральной коммуникации: представляет собой набор действий, направленных на демонстрацию иллюзорной, «несуществующей» реальности; отличается семиотической сложностью языка; использует измерение присутствия (вкус, осязание и обоняние) и активную позицию воспринимающего субъекта (интерактивная реклама); предоставляет опыт непосредственного переживания (событийность рекламы); осуществляет тотальную символизацию всех объектов, попадающих в поле действия «рекламного спектакля» и эстетизацию явлений; характеризуется отношением зрителя, напоминающим «условную веру» театрального зрителя [8, с. 14-15].

Вместе с тем, рекламная и театральная коммуникации не могут быть признаны тождественными, так как в них присутствует существенное различие - разный характер соотношения необходимости и случайности в процессе их реализации. «В рекламной коммуникации заложено осознанное стремление к сведению любой случайности к минимуму в ходе передачи реклам-

ного сообщения, являясь необходимым источником уникальности каждого театрального представления» [8].

Таким образом, визуальные рекламные коммуникации учреждений культуры и искусства имеют свою специфику, во многом обусловленную психологическими и социокультурными особенностями восприятия потенциальной целевой аудитории. Обусловленность восприятия визуальной рекламы учреждений социально-культурной сферы, в первую очередь, зависит от специфики реализуемых ею функций (социальной, воспитательной, просветительной, идеологической, агитационной). Для того чтобы квалифицированно осуществлять рекламную деятельность в социально-культурной сфере, необходимо владеть знаниями о содержании этих функций.

Потребители услуг учреждений культуры и искусства бессознательно ожидают от рекламы повышенной этической корректности, достоверности и эстетической выразительности. Учёт этих особенностей восприятия при создании визуальных рекламных коммуникаций учреждений социально-культурной сферы, будет способствовать увеличению востребованности культурных услуг и поддержанию высокого статуса и имиджа организации.

Анализ особенностей восприятия целевой аудиторией визуальной рекламы учреждений культуры позволил нам вывести ряд рекомендаций, способствующих совершенствованию образного и содержательного качества наружной, печатной, телевизионной и др. визуальных средств рекламы данных организаций.

Во-первых, учреждения культуры и искусства должны предъявлять более высокие этические требования к содержанию и образам рекламной коммуникации. Обращенная к различным целевым аудиториям реклама обязательно должна учитывать определенные их социокультурные установки, а также иметь половые и возрастные разграничения (например, некоторые афиши с пометкой «18+» должны размещаться в строго отведённых местах, недоступных детской аудитории);

Во-вторых, в подобной рекламе должны предъявляться более высокие эстетические требования к композиционному оформлению, пропорциональности, яркости, насыщенности, контрастности, образной целостности и т.п.);

В-третьих, реклама традиционных услуг учреждений культуры и искусства (концертов классической музыки, оперы, балета и т.п.) должна соответствовать ожиданиям целевой потребительской аудитории (их идеалам, стереотипам и ценностям).

Список литературы

1. Анатомия рекламного образа / под общ. ред. А. В. Овруц-кого. СПб: Питер, 2004.

2. Бобылева М. П. Рекламный менеджмент: Основы профессиональной деятельности. М.: Журнал «Управление персоналом», 2004.

3. Борев Ю. Б. Эстетика. Р/Дону: Феникс, 2004.

4. Бочкарева Э. Э. Функции рекламы в сфере культуры и искусства // Вестник МГУКИ. 2013. № 4 (54). С. 222-225.

5. Ильиченко А. В. Роль цвета в рекламе. Региональная модель развития // Детерминанты экономики и маркетинга : материалы I междунар. студ. науч.-практ. конф. (Ставрополь, 8-9 апреля 2015 г.). Ставрополь: Секвойя, 2015. Т II.

6. Костина А.В. Эстетика рекламы : уч. пособие. М.: Вершина, 2003.

7. Кошеренкова О. В. Символика цвета в культуре // Аналитика культурологии. 2015. №2 (32). С. 156-162.

8. Красноярова Д. К. Реклама и театр в коммуникативном пространстве современной культуры: Автореф. дис. на соискание уч. степ. кандидата филос. наук. Омск. ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет», 2009.

9. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. 2-е изд. СПб: Питер, 2007.

10. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы; пер. с нем. Xарьков: Гуманитарный Центр, 2004.

11. Плесси Э. Психология рекламного влияния. Как эффективно воздействовать на потребителей: пер с англ.; под ред. Л. Богомоловой. СПб: Питер, 2007.

12. Рекламная деятельность библиотек в современных условиях: теория и практика изучения [Электронный ресурс]. - URL: http://bibliokasharv.ru/index.php?do=static&page=reklamnava deyat elnost_bibliotek - (дата обращения 15.04.2016). - Загл. с экрана.

13. Сысоева С. В. Использование цвета в рекламе [Электронный ресурс] // СТЭЖ. 2011. №12. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsveta-v-reklame (дата обращения: 07.02.2016). - Загл. с экрана.

14. Хазиев Л. Б. Инновационные методы рекламы в социально-культурной сфере // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2014. № 2. С.98-102.

15. Шуванов В.И. Психология рекламы. Р/Дону: Феникс, 2003.

16. Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.