УДК 371; 373;377;37.01;37.06
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА. ОПЫТ РЕШЕНИЯ. ГРАНИЦЫ И ВОЗМОЖНОСТИ.
Цирульников А.М., д.пед.н., член-корр. РАО, Институт управления образованием РАО, Москва, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены методологические основания и основные характеристики социокультурной модернизации образования(СКМО), ее отличия от модернизации технократического типа. Раскрыт инструментарий, основные типы социокультурных технологий развития образования. Освещен опыт и результаты осуществления СКМО в северном регионе. Дана оценка рисков осуществления социокультурной модернизации системы образования, перспектив и возможностей продвижения СКМО в России.
Ключевые слова: социокультурный подход к развитию системы образования. Социокультурная модернизация образования. Социокультурные технологии развития образования. Социокультурные образовательные проекты.
SOCIAL AND CULTURAL MODERNIZATION OF EDUCATION AS A PROBLEM
Tsirulnikov A.M., D.of Arts, member-corr. of RAE, Institute of management in education of RAE, Moskow. Russia. Email: [email protected]
Abstract. Methodological foundation and main features of social and cultural modernization of education (SCME) and its distinction of modernization of technocratic type are examined here. Tools, the main principles of social and cultural techniques of education development are disclosed. The experience and results of putting into practice of SCME in northern region are highlighted. Risk of implementing of social and cultural modernization of education system, expectations and possibilities of promoting SCME in Russia are evaluated. Key words:_social and cultural approach to the development of education; social and cultural modernization of education; social and cultural techniques; social and cultural projects.
«Ничто так не мешает видеть, как точка зрения» (Дон-Аминадо)
Существуют два подхода к образованию. Один кажется простым и технологичным, применим к управлению массовыми процессами и формируется узким кругом управленцев и проектировщиков.
Факторы разнообразия действительности, в которой находятся школы, играют определенную роль, их как-то учитывают (с советских времен известен принцип «учета местных условий»). Но в целом, стихийность, разнообразие, неупорядоченность
местного опыта представляются досадным недоразумением, его стараются упростить и привести в надлежащий порядок.
Данный подход может быть назван технократическим.
Однако существует и другой подход, называемый социокультурным, который лежит в основе иного типа модернизации образования, и заключает в себе иные возможности и перспективы развития.
Сделаем одно пояснение. Модернизацию мы рассматриваем не как задачу, а как проблему (А.Аузен). Проблема отличается от задачи рядом признаков (6;10): большой степенью неопределенности, типом результатов (итог решения проблемы - не конкретный, практический результат, а новые или прежние, но отрефлексированные методологические основания, иная точка зрения на вещи). И изначально присущими проблеме противоречиями, без их разрешения проблема не снимается.
В этом смысле, задачу можно не решать. Заменить одну задачу другой, кажущейся эквивалентной. Найти обходные пути. С проблемой такого рода «игры» не проходят. Проблему нельзя подменить или обойти, она или решается, или нет. Если -нет, ситуация, связанная с нерешенной проблемой, воспроизводится вновь.
Краткий экскурс в понятие «модернизации»
В сфере образования проблематика модернизации обсуждается в разных контекстах и аспектах: с точки зрения стратегий и моделей развития, в этнорегиональном аспекте, с позиций социологии, культурологии, психологии и т.д. (1;3;4;8). Уже начата разработка первых муниципальных и региональных программ социокультурной модернизации системы образования (2;5).
Вместе с тем, собственно понятие «социокультурной модернизации образования» в литературе раскрыто мало. Поэтому, приступая к преобразованиям, следовало бы разобраться с понятиями. И, прежде всего, с тем:
1) что такое модернизация вообще;
2) что такое модернизация, в том числе, в области образования - в России (исторически и сегодня);
3) что такое (в чем может состоять) модернизация системы образования социокультурного типа.
С исходным понятием относительно ясно. Модернизация понимается как «усовершенствование, улучшение, обновление»; «изменение в соответствии с требованиями времени»; «макропроцесс перехода от традиционного общества к современному обществу».
В работах разных авторов (3;4;8) освещаются история модернизации, ее типы, соотношение модернизации и социокультурных традиций, приводятся характеристики российской модернизации (3;4). Следовательно, представления о социокультурной модернизации образования вырабатываются не на голом месте, хотя в силу новизны они еще не сложились как нечто общепринятое.
Почему проваливаются реформы
Попробуем приблизиться к пониманию модернизации социокультурного типа. Начну с примера, который лично на меня произвел сильное впечатление (он не из педагогики, но легко проецируется на образование).
В XVIII веке в Германии модернизировали лесное хозяйство: реальный разнообразный, хаотически растущий старый лес попытались преобразовать в новый -более однородный и лучше соответствующий административным схемам управления лесами. Чтобы увеличить прибыль от определенного сорта древесины (норвежской ели), стали убирать из леса все, что мешало (подлесок, поваленные и сухие деревья, кустарник) и высаживать деревья одного вида и возраста строгими рядами, в армейском порядке. Первая генерация нового «научного леса» дала превосходные результаты, высокие показатели желаемой древесины, колоссальную прибыль; метод начали распространять в других странах... Но тут стали возникать досадные явления, которые, в итоге, привели к появлению в немецком словаре нового термина Waldsterben («смерть леса»).
Оказалось, что уничтожение подлеска, бурелома и сухостоя сократило разнообразие насекомых, млекопитающих и птиц, чья жизнедеятельность необходима для процессов образования почвы (почва стала истончаться и беднеть). Когда лес был разного возраста, штормовой лесоповал валил одни деревья, но могли устоять другие. Когда лес состоял из многообразия разных видов деревьев, эпидемия вредителей уничтожала одни, но не трогала другие. В научно выращенном лесе картина была совсем иной. В результате, «идеально выстроенный», удобный для управления и дававший замечательную прибыль новый лес, умер во второй генерации. Модель леса как товара потерпела крах.
Существует интереснейший анализ того, почему государственные реформы и модернизации терпят крах, причем в разных областях деятельности и разных странах: высокомодернистский город в Бразилии, коллективизация в советской России, принудительное переселение в деревню в Танзании - примеры разные, а результат тот же.
Для нас, памятуя отечественную историю, поучительны наиболее обнажающие проблему аспекты модернизации, поэтому стоит зафиксировать причины, лежащие в основе краха некоторых великих утопических социальных проектов XX века.
Для полноты развертывания бедствия необходимо сочетание четырех элементов
(9):
1) административное рвение, стремящееся привести в порядок природу и общество - «государственное упрощение»;
2) идеология «высокого модернизма» - чрезмерная вера в научно-технический прогресс, в господство человека над природой, в рациональность проекта социального порядка, выведенного из научного понимания естественных законов(«гигантские проекты» века); это утопия, но по-настоящему опасной она становится в сочетании с
3) авторитарным государством, которое способно использовать всю свою власть, чтобы воплотить высокомодернистские проекты;
4) обессиленное гражданское общество, неспособное сопротивляться этим планам; этот элемент, в сочетании с первыми тремя способен привести к бедствию.
Предлагаю оценить риски модернизации, возникающие вследствие сочетания этих элементов в нашей действительности По-моему, они достаточно высоки, и, кроме того, они усугублены еще одним моментом: для России, в историческом плане и сегодня, характерен «догоняющий тип модернизации».
Начиная со времен Петра I он состоит в том, что во-первых, берется только та часть инокультурного опыта, которая связана прежде всего со сферой военных технологий., а во-вторых, перенимается определенный уровень цивилизованности и комфорта лишь для элиты.
Это характерно и для нынешней модернизации страны, и образования, в частности. Наглядное подтверждение - элитарное образование и попытки восстановить ВПК и его прежнего научно-образовательного обеспечения (в виде воспроизводства на советском уровне вузов, типа Физтеха, Баумановского, или их аналогов). Модернизация такого рода (включая известные «упрощенческие» и «высокомодернистские» решения, типа реструктуризации», ЕГЭ и пр.) - явление обычной, технократической модернизации.
Смена «оптики» и ориентиров
Иной, социокультурный тип модернизации связан со сменой «оптики», иным взглядом на образование, при котором казавшееся второстепенным (территориально-географические, культурные, этнорегиональные особенности, местный опыт),
становится существенным. Суть социокультурного подхода к системе образования - в признании социокультурного измерения не дополнительной, а одной из основных, фундаментальных характеристик образовательных процессов (13).
Исходя из сказанного, модернизация образования может трансформироваться в социокультурную, если будет реализовывать иные стратегические ориентиры. Во-первых, это может произойти, если начнет развертываться деятельность, прямо противоположная той, в которой губительным образом сочетаются указанные четыре элемента. Это должна быть деятельность, в которой имеют место:
- ориентация на сложность и разнообразие;
- развитие существующего и местного вместо утопического проектирования всеобщего нового порядка;
- самоорганизация и саморазвитие образовательных сообществ, школ.
Иными словами, необходимо не упрощать, а исходить из сложности и разнообразия образовательных явлений и процессов (способствовать сохранению «живого леса» образования).
Нужно принимать решения, прямо противоположные «высокому модернизму» (реализовывать не глобальные, а локальные, точечные социально-образовательные проекты, стимулировать отдельные культурно-образовательные инициативы, связывающиеся в сети, опираться на богатство культурно-образовательной деятельности местных сообществ).
Надо влиять на изменение характера государства, его дальнейшую историю -через набирающее силы гражданское общество. Для этого образование, как известно, может сделать многое.
Сочетание данных ориентиров составляет, на наш взгляд, одну из ключевых характеристик социокультурной модернизации образования.
Во-вторых, необходим отход от привычной модернизации «догоняющего типа» к собственно социокультурной. В этом ключе при обсуждении смысла и содержания социокультурной модернизации встают вопросы о ценности отдельного человека, инноваций, вырастающих из традиций, культуротворчестве, общецивилизационных преобразованиях на национальной основе» и в то же время - о позитивных тенденциях «глобализма», открытом информационном обществе, мире без «границ», либеральных и демократических институтах. Учитывая отечественные реалии, это составляет поле дискуссии. Но тенденция понятна.
Инструментарий реализации
Сказанное выше можно было бы воспринимать как общие рассуждения, если бы не опыт. Наиболее примечательный наработан в республики Саха (Якутия), где автор вместе со своими коллегами работает многие годы. Сегодня уже можно говорить о пяти оформившихся в практике типах технологий, которые составляют инструментарии социокультурной модернизации образования.
1. Метод анализа социокультурной ситуации (метод СКС, (14), применяемый при разработке стратегий и моделей развития школьного и других видов образования в районах и населенных пунктах. В основе СКС лежит алгоритм анализа ситуации, помогающий идентифицировать ключевую образовательную проблему и искать средства ее разрешения. Данный метод включает анализ культурного поля моделей развивающихся образовательных систем, дифференцированных для разных типов населенных пунктов, уровня развития социальной инфраструктуры и коммуникаций; выбор и разработку конкретной модели развития образования в данной местности.
С апробации именно этой социокультурной технологии мы начали работу в регионе. Сегодня в Якутии обучены кадры, владеющие данной технологией, созданы и развиваются различные формы и механизмы ее распространения (региональная и муниципальные экспертные группы социокультурного анализа, очные и дистанционные курсы, сайты). По словам Ф.В. Габышевой, заместителя председателя правительства республики (в недавнем прошлом - министра образования), «без специальной диагностики и анализа социокультурной ситуации на школьном, муниципальном уровнях как необходимом условии разработки стратегий развития образования, не обходится сегодня ни один инновационный образовательный проект. Уже можно утверждать, что анализ социокультурной ситуации фактически стал для нашей системы образования нормой инновационной практики» (2;6).
2.Технология социокультурного проектирования в образовании, позволяющая не только диагностировать типичные ситуации, в которых находятся образовательные учреждения, но и разрабатывать и реализовывать наиболее целесообразные вариативные стратегии образовательной деятельности и модели их развития. Данная технология включает использование социокультурного анализа и выявление типов социокультурных ситуаций, разработку (выбор) дифференцированных стратегий и моделей развития образовательных систем, организацию культурно-образовательной и инновационной деятельности, социокультурный мониторинг ее процесса и результатов. Технология позволяет создавать определенного типа образовательные проекты -социокультурные, в которых образование выступает ресурсом и инструментом
решения жизненной проблемы сообщества.
3.Технология образовательной сети (15). Среди ее основных характеристик -горизонтальность и самоорганизация, общность как первичная клеточка объединения, неоднородность, неправильность и сложность сети, непохожесть лежащих в ее основе культурно-образовательных инициатив и возможность их вклада в разрешение социокультурной проблемы, ускорение инновационных процессов. Этой технологии присущ также ряд специфических характеристик сетевого управления. На практике существует несколько десятков разных моделей, используемых в разных регионах России(сообщество «именных школ», «простое товарищество», траекторно-сетевая организация образования в сельской местности, «сетевой университет» и т.д.). В Якутии апробированы внутришкольная, муниципальная и межмуниципальная сетевые модели. Сеть здесь используется как для реализации конкретных социокультурных проектов развития территорий, так и в качестве инструмента становления общественно-государственного управления образованием.
4. Образовательная экспедиция. Это социокультурная технология, соединяющая логику жизнедеятельности в условиях незапрограммированного и непредсказуемого путешествия с традиционными и нетрадиционными формами научно-педагогического исследования. В ходе образовательных экспедиций не только собирается уникальный научно-педагогический и социокультурный материал, но происходит практическая работа с учителями, управленцами, местным населением - совместный анализ социокультурных ситуаций, выработка новых проектных решений, обучение кадров, запуск инновационных процессов, становление образовательного сообщества (12). Накоплен опыт проведения образовательных экспедиций в разных, подчас отдаленных и труднодоступных районах русского Севера и южного Урала, горного Алтая и Байкала, Красноярского края и других регионов.
5. Образовательная ярмарка, в которой воплощена технология стимулирования, презентации и развития социокультурных образовательных проектов и сообществ. Это сетевой проект, обеспечивающий встречу различных культурно-образовательных инициатив по правилам ярмарочного действа с его особым укладом и содержанием, пестротой участников (педагогов, детей, родителей, народных мастеров, музыкантов и бардов, спонсоров и меценатов), между которыми возникают разнообразные контакты и завязываются отношения. Сетевое ярмарочное действо играет роль своего рода авторской микромодели культуры. В целом, ярмарка представляет собой модель открытого образовательного, общества, открытой школы, суть которой - гуманитарный
диалог. Как особая технология, возникла и оформилась в Якутии(республиканская образовательная ярмарка «Сельская школа»(«Новая марка») ежегодно проходит здесь с 2003 г.).
Предварительные результаты
По существу, социокультурная модернизация идет в республике Саха(Якутия) без малого два десятилетия, так что можно подвести промежуточные итоги.Не претендуя на систематическое описание (это дело специального исследования и национального доклада), обозначим лишь некоторые:
• «якутское педагогическое чудо»;
• утверждение социокультурного анализа образовательной практики как нормы и основы политических и управленческих решений;
• рост и усложнение инноваций в области образования;
• развитие образовательных сетей;
• появление новых рабочих мест;
• осуществление ряда социокультурных проектов;
• принятие ряда региональных стратегий и законов;
• разработка и заключение общественного образовательного договора.
Почему это стало возможно? Начну с того, что в Якутии имелись благоприятные культурно-исторические предпосылки (по ряду причин сохранялся этногенетический потенциал, народная педагогика и национальная школа). В начале 1990-х гг. они «встретились» с мощным веером политико-образовательных, содержательных и управленческих решений, обеспечивших необычайно интенсивное обновление и развитие системы образования. В ряду ключевых решений - факт признания народной педагогики населяющих Якутию этносов на конституционном уровне, принятие не имевших до этого аналогов в России законов («Об образовании», «О языках», «О правах ребенка», «Об учителе» и др.).
Республика стала первой, где начали вкладывать в образование (в 1992-1993 гг., когда уровень финансирование системы образования в Российской Федерации упал с 18 до 12%, в Якутии он поднялся до 24%). Кроме того, в Якутии стали интенсивно поддерживать одаренных детей и учительское творчество (в итоге, на международной олимпиаде школьников 2004г. сборная Якутии получила одно из первых мест, опередив по числу медалей учеников из Германии, Бельгии, Китая).
Происходящее было замечено мировым сообществом. Заместитель Генерального секретаря ЮНЕСКО, профессор Колин Пауэр еще в 1990-е гг. назвал
увиденное в республике «якутским педагогическим чудом».
В то время это не называлось социокультурной модернизацией, но, фактически, процессы носили именно этот характер. На наших глазах в Якутии была заложена новая традиция - социально-экономических и духовных инвестиций в образование. И соотнесение якутского опыта с мировым, в том числе, новейшими его образцами (Япония, страны юго-восточной Азии - молодые «азиатские драконы», Китай) дает основания утверждать, что именно социокультурная модернизация образования, как поддержка модернизируемой экономики, позволяет сделать качественный скачок в развитии общества, найти достойное место в мировой цивилизации.
С начала 2000-х гг. совместно с министерством образования республики и образовательным сообществом, мы начали уже целенаправленно и осознанно вводить отдельные элементы социокультурной модернизации в практику. Прежде всего, в инновационную, которая в Якутии весома (около трети школ находится в ранге федеральных и региональных экспериментальных и инновационных площадок, то есть, образовалась «критическая масса» инноваций, определяющих направление развития всей системы).
Одним из результатов использования инструментария социокультурного анализа стал не только количественный рост, но усложнение и увеличение качественного разнообразия инноваций, что доказывается динамикой проблематики проектов в 2000г. Якутские инновации далеко ушли от привычных и преобладающих в инновационной практике «центров» и «комплексов». Вместе с тем, множественность культурно-образовательных инициатив, локальных опытов в регионе постепенно стало складываться в образовательные сети, в которых, по нашим оценкам, сегодня проходит самоорганизация не менее 20% образовательных учреждений. Это довольно высокий показатель, свидетельствующий о социокультурном развитии республики.
Не случайно, стратегические и ключевые решения в области образования вырабатываются и принимаются сегодня в Якутии государственными органами совместно с образовательным сообществом, получившим различные институализированные формы. Так, материалы ежегодной образовательной ярмарки послужили основой разработки Стратегии образования Республике Саха (Якутия) до 2020 года, ряда республиканских законов («О государственной поддержке образовательных учреждений, находящихся в сельской местности», «О государственно-общественном управлении системой образования), нашли отражение во многих республиканских программах и проектах. Последние все более приобретают
социокультурный характер.
В качестве примера сошлемся на реализуемые в республике проекты «Трасса» (Вилюйский округ), «Дуальное образование в условиях добывающей промышленности», проект «Железнодорожная школа» (связанный с прогнозированием последствий прихода в регион железной дороги), проект образовательной поддержки социально-экономического развития Оленекского эвенкийского национального района.
Сегодня сделан еще один важный шаг - в октябре 2010 года на XII съезде учителей и общественности принята Концепция социокультурной модернизации образования в регионе, причем достижения в сфере образования планируется перенести в другие области деятельности.
Риски социокультурной модернизации системы образования. Возможности ее продвижения в России.
Накопленный в Якутии и некоторых других районах страны локальный опыт, естественно, хотелось бы сделать достоянием многих. Существует соблазн объявления нового этапа преобразований на федеральном уровне.
Однако, мы уже пережили немало реформ в образовании, в некоторых из них были активными участниками, исследовали исторический опыт реформ (11) - все это приводит нас к необходимости взвешенности и осторожности. Не только потому, что фундаментальные преобразования, тем более, в такой тонкой сфере, требуют тщательной и всесторонней подготовки. Не менее важно оценить риски социокультурной модернизации системы образования в реальном государстве и обществе, каким является Российская Федерация. Вот некоторые из них:
• разрыв культурно-образовательного пространства страны, автономизация, якобы изоляция образовательных систем регионов;
• возобладание технократической парадигмы, привычного государственно-упрощенческого подхода к модернизациям и реформам;
• формализация и бюрократизация новой образовательной практики;
• торможение инноваций на федеральном уровне;
• риски «четырехэлементной схемы»
Некоторые из этих рисков, возможно, иллюзорны, зато другие вполне реальны, и по меньшей мере два кроются не во внешних обстоятельствах, а, что называется, в головах - ценностях, представлениях, стереотипах - то есть, в том, что меняется с трудом и не берется наскоком.
Поменять «оптику», то есть, перейти от простого «немецкого научного
лесоведения» к сложному, непричесанному «живому лесу образования» - не так просто. Поэтому, как бы ни хотелось, возможности продвижения социокультурной модернизации образования в России автор видит пока в скромных, но важных пунктах:
• накопление локального опыта в регионах;
• его осторожное мультиплицирование;
• изменение (когда это возможно) характера деятельности власти в области образования;
• книги, методики, обучение, просвещение...
• Иными словами, путь постепенных, но настойчивых изменений.
Якутии для качественных изменений в системе образования понадобилось 20 лет. Сколько понадобится всей России?
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности.// «Вопросы образования», 2008, №1.
2. Габышева Ф.В Социокультурная модернизация в республике Саха (Якутия) // «Народное образование в республике Саха (Якутия), 2010, №1
3. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М., МГУКИ, 2002.
4. Межуев В.М. Ценности современности в контексте модернизации и глобализации. Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» 2009, №1
5.Методология и методика социокультурной модернизации системы образования// Материалы республиканского семинара. Якутск, 2009.
6. Проблема. Материал из Викепедии - свободной энциклопедии. URL:Mirslovarel.com
7. Проект концепции социокультурной модернизации в Республике Саха (Якутия)//ХП съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) «Новая школа - приоритете государства, общества, бизнеса». Якутск, 2000-2009 .
8. «Пути России». Московская высшая школа социальных и экономических наук. М., 2000- 2009.
9.Скотт.Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни/. Пер. с англ. Э.Н.Гусинского, Ю.И.Турчаниновой. М.: «Университетская книга», 2005.
10. Философский словарь/ZURL: www.ph1.freecopy.ru
11. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах. М. :Владос, 2001.
12.Цирульников А.М. Педагогика кочевья. Министерство образования Республики Саха (Якутия). Якутск: Офсет, 2009.
13. Цирульников А.М.. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. С.-Пб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007.
14. Цирульников А.М.. Социокультурные основания развития системы образования. Метод социокультурной ситуации.// «Вопросы образования», 2009, №2 .
15. Цирульников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательная сеть.// «Вопросы образования», 2010, №2.