Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Роговская Наталия Ивановна

Описана роль социокультурной компетенции в формировании познавательного интереса к иностранному языку у студентов вуза как одного из малоизученных, но эффективных средств данного процесса. Проведен анализ научно-педагогической и методической литературы по выделенной проблеме. Выявлены уровни лингвострановедческих знаний, характеризующие развитие социокультурной компетенции и формирование устойчивого познавательного интереса к иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Роговская Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL COMPETENCE AS AN EFFICIENT MEANS OF THE FORMATION OF COGNITIVE INTEREST TO FOREIGN LANGUAGE OF STUDENTS IN UNIVERSITIES

The article deals with the description of the role of the sociocultural competence in the formation of the cognitive interest to foreign language of students in universities as one of the understudied but efficient means of this process. There is conducted the analysis of the scientific pedagogical and methodological literature of the issue. The author reveals the levels of the knowledge of the linguistic and cultural studies characterizing the development of the sociocultural competence and the formation of the strong cognitive interest to the foreign language.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

педагогические науки

9. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. N.Yu. Shvedovoj. 23-e izd., ispr. M., 1990.

10. Polonskij V.M. Slovar' po obrazovaniyu i pe-dagogike. M., 2004.

11. Portai distancionnoj podderzhki obrazovatel'-nogo processa filiala MGU v g. Sevastopole [Elek-tronnyj resurs]. URL: https://distant.sev.msu.ru/ (data obrashcheniya: 30.01.2021).

12. Prioritetnyj proekt v sfere «Obrazovanie» «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]: utv. pre-zidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym pro-ektam, protokol ot 25 okt. 2016 g. № 9. URL: http:// government.ru/projects/selection/643/ (data obrashcheniya: 27.01.2021).

13. Programma «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Ros-sijskoj Federacii. URL: http://static.government.ru/me dia/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 16.01.2021).

14. Sergeeva I.V. Pedagogicheskie usloviya is-pol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tekh-nologij v razvitii issledovatel'skih kompetencij ob-uchayushchihsya po programme bakalavriata: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Groznyj, 2020.

н.и. роговская

(Москва)

социокультурная компетенция как эффективное средство формирования познавательного интереса к иностранному языку у студентов вуза

Описана роль социокультурной компетенции в формировании познавательного интереса к иностранному языку у студентов вуза как одного из малоизученных, но эффективных средств данного процесса. Проведен анализ научно-педагогической и методической литературы по выделенной проблеме. Выявлены уровни лингвострановедческих знаний, характеризующие развитие социокультурной компетенции и формирование устойчивого познавательного интереса к иностранному языку.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, познавательный интерес, иностранный язык, студенты вуза.

Pedagogical conditions of the formation of the foreign professionally oriented competence of bachelors in the conditions of online education

The article deals with the essence and specific features of the concept "pedagogical conditions" as the foundational component of the organization of the educational process during the integration of online education format in the system of higher school. The pedagogical issue of the formation of the foreign professionally oriented competence of bachelors in the context of the states of the digital didactics is described. There are analysed the tools of online education supporting the observation of the suggested pedagogical conditions.

Key words: pedagogical conditions, foreign professionally oriented competence, online education, bachelor's degree program, higher education.

(Статья поступила в редакцию 24.02.2021)

О Роговская Н.И., 2021

Состояние высшего образования в наши дни - это широкое поле для педагогического творчества, открывающее нам пути для методики преподавания разных учебных предметов. Без сомнения, чем больше в нашей стране будет образованных людей, тем будет выше статус нашего общества. Налицо тенденция формирования глобального образовательного уровня, вызванная прорывом в сфере информационных технологий, которые требуют знаний во многих областях, и прежде всего знания иностранных языков.

Столь же важным является постепенное сокращение рабочих мест. Люди, которые приходят на рынок труда с заметно более высокой квалификацией, которые владеют иностранными языками, имеют, несомненно, большие шансы на успех. Таким образом, преподавание иностранного языка связано с интенсивным использованием его как инструмента познания.

Формирование таких качеств личности, как осознание себя членом социума и признание права равенства себя и других людей, на каком бы языке они ни говорили, способность к общению и сопереживанию так же нужны,

ИЗВЕСТИЯ вгпу

как и фундаментальные научные знания и владение иностранным языком. Система высшего образования призвана в свете определенных нравственных установок помочь студенту вуза сформировать профессиональную и языковую компетентности, а также умение вести себя в поликультурном пространстве.

Мы считаем коммуникативную компетенцию в процессе обучения иностранному языку ведущей предметной компетенцией. В то же время социокультурная компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции. Знание иностранного языка остается неполным, если не погрузиться в реальную жизненную социокультурную среду, если не иметь представлений о нормах поведения носителей языка и социокультурных традициях страны изучаемого языка.

Выделяя социокультурную компетенцию как наиболее эффективное средство формирования познавательного интереса к иностранному языку у студентов вуза, мы рассматриваем поведенческие характеристики общения с позиции ценностей, коммуникативные подходы - с точки зрения ментальных представлений, а со стороны взаимодействия в речи -языковую категоризацию мира, а также этические нормы, которых придерживаются носители культуры страны изучаемого языка. Таким образом, социокультурная компетенция через изучение иностранного языка может выражаться в раскрытии общечеловеческих ценностей, в формировании личности, которая ощущает свою принадлежность к поликультурному социуму. Кроме того, социокультурная компетенция связана с развитием позитивного отношения и уважения к представителям страны изучаемого языка, к истории народа, его культуре, традициям и обычаям.

Анализ научно-педагогической и методической литературы показал, что такое эффективное средство формирования познавательного интереса, как социокультурная компетенция, недостаточно изучено и мало используется в теории и практике обучения иностранному языку. Именно поэтому при разработке методического комплекса формирования познавательного интереса к иностранному языку у студентов вуза, где социокультурная компетенция выступает как наиболее эффективное средство данного процесса, необходимо создавать такие дидактические условия, целями которых являются:

- поликультурное развитие студентов;

- осознание ими себя как носителей разных, но взаимосвязанных культур;

- формирование у студентов устойчивой мотивации к овладению языковой, межличностной и социокультурной компетенциями, востребованными в ситуациях межкультурного диалога.

Дидактическая модель данного методического комплекса осуществляется в процессе повышения уровня познавательного интереса студентов вуза в ходе обучения иностранному языку при условии:

1) использования преподавателем разнообразных видов и форм учебной работы;

2) включения в деятельность ситуаций межкультурной коммуникации;

3) закрепления умений использовать знания о культурных традициях и формах поведения;

4) их применения в практике речи;

5) формирования и развития способности рефлексии на иностранном языке.

В рамках нашего исследования нас наиболее интересуют научные и методические труды по формированию и развитию познавательного интереса к иностранному языку. Рассмотрим те методы и средства формирования познавательного интереса у изучающих иностранный язык, которые предлагают отечественные и зарубежные ученые-педагоги.

М.Л. Вайсбурд предлагает использовать прежде всего наглядные методы обучения, формирующие познавательные интересы к иностранному языку, и обращает внимание на роль индивидуальных особенностей учащихся [2]. И.Г. Овчинникова, Н.И. Бересне-ва, Л.А. Дубровская, Е.Б. Пенягина выступают за использование игр на занятиях по иностранному языку, особенно на начальном этапе его изучения, и отмечают, что формирование интереса к иностранному языку невозможно без регулярной внеаудиторной деятельности [7]. И.И. Кошманова совместно с другими практикующими преподавателями иностранного языка выпустила целый ряд книг с тестами, кроссвордами, головоломками, интеллектуальными играми на английском языке для того, чтобы стимулировать интерес к изучению английского языка [4; 6].

Е.Д. Божович отмечает, что немаловажную роль в формировании познавательного интереса играют музыка и песни, ведь эмоциональное восприятие такого предмета, как иностранный язык, наиболее эффективно, по мнению автора, проходит через музыкально-творческую деятельность [1]. С.Н. Цейтлин, в свою очередь, выступает за формирование познава-

тельного интереса сквозь призму реальных ситуаций общения на занятии [11].

Проблемой формирования познавательного интереса в процессе обучения иностранному языку по сей день заняты педагоги за рубежом. Большое внимание ей уделяют педагоги университета Кембриджа.

Дик олрайт и Кэтлин М. Бэйли утверждают, что успешное усвоение программы и формирование познавательных интересов будут проходить быстрее, если учитывать при этом такой фактор, как окружающая среда, т. е. кабинет, его устройство, оборудование и оформление [12].

В своей книге «Преподавание и изучение языков» Эрл В. Стевик пишет об инновационном подходе к изучению иностранного языка и нетрадиционных методиках, направленных не только на формирование определенных навыков и умений, но и на воспитание познавательного интереса к иностранному языку.

Эллис Омаджио Хэдли в своем исследовании «Изучение языка в контексте» говорит о том, что формирование и развитие познавательного интереса во многом зависят от профессиональности самого педагога.

Марианна Сэлс-Мёрсиа в своей книге собрала статьи разных авторов, которые делятся опытом работы по формированию и развитию познавательных интересов к изучению иностранного языка [13].

Учитывая специфику преподавания иностранного языка, мы полагаем, что для развития социокультурной компетенции студентов и дальнейшего формирования у них устойчивого познавательного интереса к изучению иностранного языка наиболее целесообразно использование лингвострановедческого аспекта. Применение данного аспекта в процессе обучения иностранному языку подразумевает соединение языкового материала и сведений из сферы национальной культуры страны изучаемого языка. Здесь мы имеем в виду совокупность и сочетаемость элементов страноведения с языковыми ситуациями, которые являются не только способами общения, но и средствами знакомства с новой действительностью, что крайне важно для применения иностранного языка на практике и имеет тесную связь с выходом на другую культуру и ее носителей.

Заметим, что можно выделить следующие формы культуры:

- соционормативную;

- этническую;

- мировоззренческую;

- художественную.

Эти формы культуры являются основой классификации областей культуры для ее преподавания студентам вуза в ходе изучения ими иностранного языка [3].

Студенты-первокурсники (особенно обучающиеся на тех факультетах, где иностранный язык не является профильным) часто имеют лингвострановедческие знания различного уровня.

Вслед за С.Л. Волковой определим данные уровни.

• нулевой - знания о стране изучаемого языка отсутствуют или представлены в виде результатов неточного воображения;

• первый - знания представлены в виде информации о названии страны, студенты осознают, что ее жители используют для общения другой язык и что их образ жизни отличается от их собственной жизни;

• второй - имеется информация об образе жизни зарубежных сверстников и особенностях жизни в их стране, студенты умеют самостоятельно выделить отличие в жизни двух стран и двух культур;

• третий - продолжается процесс накопления знаний о культуре другой страны, студенты умеют использовать эти знания в продуктивной речи;

• четвертый - студенты могут выделять не только отличительные, но и объединяющие признаки культур; далее процесс накопления знаний продолжается как на этом, так и на всех последующих уровнях;

• пятый - характеризуется умением сравнивать две изучаемые культуры на уровне продуктивной речи [Там же].

Помогая студентам переходить от одного уровня лингвострановедческих знаний к другому, преподаватель направляет студентов на понимание привычек и поведения представителей страны изучаемого языка, что составляет важный элемент в процессе развития правильного использования иностранного языка в устной и письменной речи и более эффективного коммуникативного взаимодействия с носителями языка.

Осознание студентами повышения уровня умения пользоваться своими знаниями способствует формированию устойчивого познавательного интереса к изучению иностранного языка. И в то же время успех студента повышает его умственную работоспособность, которая как раз находится под влиянием таких

известия вгпу

факторов, как наличие цели, мотивация и познавательный интерес.

Все это делает процесс познания интересным, увлекательным и личностно значимым для учащихся, а также повышает темп и объем усвоения материала. Познавательный интерес является главной предпосылкой и источником постоянного повышения эффективности процесса обучения любому предмету, в том числе иностранному языку, формирует устойчивую направленность на овладение прочными практическими речевыми умениями и на достижение высокого уровня мастерства.

Формирование и развитие познавательного интереса у студентов вуза, изучающих иностранный язык, в том числе и на факультетах, где иностранный язык не является профильным, в настоящее время имеет колоссальное значение в силу высоких требований, которые предъявляются к уровню владения иностранным языком выпускников высших учебных заведений. В этом свете необходимо использовать средства и методы, способствующие формированию устойчивого познавательного интереса студентов при обучении иностранным языкам. Как уже было сказано, таким средством, по нашему мнению, является использование лингвострановедческого аспекта и развитие социокультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку и параллельного формирования устойчивого познавательного интереса к данному предмету у студентов вуза.

таким образом, переход от одного уровня лингвострановедческих знаний к другому будет характеризовать не только развитие социокультурной компетенции студента, но и формирование у него устойчивого познавательного интереса к иностранному языку.

список литературы

1. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования: учеб.-метод. пособие. Воронеж, 2002.

2. Вайсбурд М.Л. Методы обучения. Выбор за вами // Иностранный язык в школе. 2000. № 2. С. 29-34.

3. Волкова С.Л. Роль познавательного интереса в процессе обучения иностранному языку // Науч.-техн. вестн. информац. технологий, механики и оптики. 2007. С. 48-52.

4. Кошманова И.И. Тесты по английскому языку. Орфография. Лексика. Грамматика. 3-е изд. М., 2004.

5. Милованова Л.А. Иностранные языки в профильной школе: учеб. пособие для учителей, асп. и студ. Волгоград, 2009.

6. Николаенко Т.Г., Кошманова И.И. Английский язык для детей: сб. упражнений. М., 2016.

7. Овчинникова И.Г., Береснева Н.И., Дубровская Л.А., Пенягина Е.Б. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции). Пермь, 2000.

8. Роговская Н.И. Социокультурная компетенция как элемент коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку студентов-бакалавров // Речевая коммуникация: междисциплинарное взаимодействие, проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 26-27 нояб. 2019 г.) / гл. ред. Е.М. Саф-ронова, С.Г. Ярикова. Волгоград, 2019. С. 290-297.

9. Роговская Н.И. Формирование познавательных интересов как средство повышения эффективности усвоения лексического и грамматического материала студентами неязыковых специальностей // Иноязычная подготовка в системе высшего образования: материалы науч.-практ. конф. каф. иностр. языков / отв. ред. В.П. Неустроева. Нижний Тагил, 2010. С. 126-128.

10. Роговская Н.И. Формирование познавательных интересов подростков с учетом гендерных особенностей: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2007.

11. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000.

12. Allwright D., Bailey, Kathleen M. Focus on Language Classroom. Cambridge, 1991.

13. Teaching English as a Second or Foreign Language / Marianne Celce-Mursia (ed.). Boston, Massachusetts, 1991.

* * *

1. Bozhovich E.D. Uchitelyu o yazykovoj kom-petencii shkol'nikov. Psihologo-pedagogicheskie as-pekty yazykovogo obrazovaniya: ucheb.-metod. po-sobie. Voronezh, 2002.

2. Vajsburd M.L. Metody obucheniya. Vybor za vami // Inostrannyj yazyk v shkole. 2000. № 2. S. 29-34.

3. Volkova S.L. Rol' poznavatel'nogo interesa v processe obucheniya inostrannomu yazyku // Nauch.-tekhn. vestn. informac. tekhnologij, mekhaniki i optiki. 2007. S. 48-52.

4. Koshmanova I.I. Testy po anglijskomu yazy-ku. Orfografiya. Leksika. Grammatika. 3-e izd. M., 2004.

5. Milovanova L.A. Inostrannye yazyki v profil'-noj shkole: ucheb. posobie dlya uchitelej, asp. i stud. Volgograd, 2009.

6. Nikolaenko T.G., Koshmanova I.I. Anglijskij yazyk dlya detej: sb. uprazhnenij. M., 2016.

7. Ovchinnikova I.G., Beresneva N.I., Dubrov-skaya L.A., Penyagina E.B. Leksikon mladshego shkol'-nika (harakteristika leksicheskogo komponenta yazy-kovoj kompetencii). Perm', 2000.

8. Rogovskaya N.I. Sociokul'turnaya kompeten-ciya kak element kommunikativnoj kompetencii v processe obucheniya inostrannomu yazyku studen-tov-bakalavrov. Rechevaya kommunikaciya: mezhdis-ciplinarnoe vzaimodejstvie, problemy i perspektivy: materialy IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Volgograd, 26-27 noyab. 2019 g.) / gl. red. E.M. Safronova, S.G. Yarikova. Volgograd, 2019. S. 290-297.

9. Rogovskaya N.I. Formirovanie poznavatel'nyh interesov kak sredstvo povysheniya effektivnosti usvoeniya leksicheskogo i grammaticheskogo mate-riala studentami neyazykovyh special'nostej // Inoya-zychnaya podgotovka v sisteme vysshego obrazovaniya: materialy nauch.-prakt. konf. kaf. inostr. yazykov / otv. red. V.P. Neustroeva. Nizhnij Tagil, 2010. S. 126128.

10. Rogovskaya N.I. Formirovanie poznavatel'nyh interesov podrostkov s uchetom gendernyh osoben-nostej: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2007.

11. Cejtlin S.N. Yazyk i rebenok: Lingvistika detskoj rechi: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M., 2000.

Sociocultural competence as an efficient means of the formation of cognitive interest to foreign language of students in universities

The article deals with the description of the role of the sociocultural competence in the formation of the cognitive interest to foreign language of students in universities as one of the understudied but efficient means of this process. There is conducted the analysis of the scientific pedagogical and methodological literature of the issue. The author reveals the levels of the knowledge of the linguistic and cultural studies characterizing the development of the sociocultural competence and the formation of the strong cognitive interest to the foreign language.

Key words: sociocultural competence, cognitive interest, foreign language, students of university.

(Статья поступила в редакцию 05.02.2021)

и.С. бессарабова, фу ин

(Волгоград)

ЦЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

воспитания в современной школе кнр

Экологическое воспитание молодежи имеет особое значение в современном китайском обществе. На основе анализа концепций китайских ученых рассматриваются подходы к определению понятия «экологическое воспитание» и постановке целей воспитательной работы в данном направлении.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическое образование, экологическое просвещение, экологическое самосознание, экологическая грамотность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К числу актуальных задач современного образования в мире относится задача экологического воспитания молодежи, важность которой обусловлена стремлением человека к защите природной среды от пагубного воздействия достижений научно-технического прогресса, продолжающих загрязнять и истощать мировые природные ресурсы. Сегодня страны мира находятся в активном поиске технологий, которые позволят осуществлять дальнейшее развитие государств без разрушения природной среды.

Образование наделено большой ответственностью за предотвращение мировой экологической катастрофы, т. к. современное общество остро нуждается в гражданах с гуманистически ориентированным общественным сознанием, способных ценить окружающую природу и понимать важность ее сбережения для последующих поколений. Именно поэтому образовательная политика любой страны придает вопросам экологического воспитания молодежи статус государственной значимости, не ограничиваясь только экологическим просвещением обучающихся, а формируя у молодежи способность понимать взаимозависимость жизни человека на Земле и действий, которые он предпринимает по отношению к природным ресурсам.

Китай в этом плане не является исключением. Согласно данным СМИ, экологическая проблема в современном Китае является более острой по сравнению с другими странами, т. к.

О Бессарабова И.С., Фу Ин, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.