Психологические науки
РБЮнаову
УДК 316.034
А. Г. Большаков
Казанский федеральный университет, г. Казань
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Статья посвящена результатам социологического исследования по адаптации иностранных студентов, обучающихся в университетах Республики Татарстан, и профилактике студенческого делинквентного поведения. В тексте анализируются современные тенденции развития российского высшего образования, в том числе на примере Казанского федерального университета. Одна из этих тенденций - это увеличение иностранных учашдхся, поскольку их количество напрямую влияет на позицию в рейтинге того или иного университета. Рост числа иностранных студентов - это сам по себе позитивный процесс, показывающий внимание к университету во многих странах мира. Все это вписывается в тенденции интернационализации современного образования. Однако в условиях геополитического противостояния между Россией и западными странами, напряженной внешнеполитической ситуации такое увеличение таит в себе ряд рисков, вызовов и угроз. Постоянные террористические угрозы для России и сопредельных с нею стран заставляют задуматься о целесообразности интенсивной интернационализации образования в ведущих российских вузах, поскольку оно имеет обратную стороны в виде проникновения представителей экстремистских и террористических групп на территорию Российской Федерации и ее регионов. Социологическое исследование, которое приводилось среди иностранных студентов Республики Татарстан, помогло выявить точки социального напряжения во взаимоотношениях этой группы с местным населением, в кампусах, в процессе обучения, общественном транспорте и т. п. Его результаты позволяют сделать первичные выводы для профилактики делинквентных форм поведения иностранных студентов, наметить дальнейшие исследования по глубинному изучению процессов адаптации. В настоящее время положение в этой сфере относительно спокойно.
Ключевые слова: иностранные студенты, религия, адаптация, конфликты
Модернизация высшего образования в последние годы является одним из глобальных изменений, происходящих в социально-экономической сфере российского общества. Данные реформы создали совершенно новую реальность, в которой появились элитные университеты (федеральные, национальные, опорные) и вузы, которые ликвидированы через слияние, закрытие
филиалов государственных и коммерческих учебных заведений.
Постоянные структурные перестройки, сокращение преподавательского состава и персонала создали ситуацию, при которой постепенно уменьшается общее число вузов в стране, а основные государственные средства вливаются в перспективные с точки зрения народного хозяйства
© Большаков А. Г., 2016
естественно-научные направления. Государство ужесточило свою политику в сфере лицензирования, аккредитации высших учебных заведений, требований к профессорско-преподавательскому составу университетов.
Образование, в том числе и высшее, неразрывно связано с экономическими социальными и политическими процессами, идущими в какой-либо стране. Не является исключением и Российская Федерация. Непростые процессы, вызванные экономическими санкциями западных стран против российского государства, импортозамещением, экономическим кризисом, геополитическим противостоянием России и ведущих мировых держав, региональными конфликтами и др., непосредственно влияют на модернизацию российского высшего образования.
Удивление в этой связи вызывает российский тренд развития образовательных реформ, идущий целиком в рамках вестернизации, тогда как многие другие социально-политические, культурные, экономические процессы имеют обратную направленность. Представляется, что политические изменения в государственной образовательной политике не за горами. По всей видимости, поворот на реализацию национальных интересов России в сфере образования произойдет после смены нынешнего состава Правительства Российской Федерации и замены нескольких министров либеральной политической ориентации.
Нынешний государственный курс в сфере образования и науки непродуктивен с точки зрения опоры на российские ценности, развития фундаментальной науки, прогресса социальных и гуманитарных дисциплин, выработки общенациональной государственной идеологии, реализации функции по адаптации, социализации и социальной защищенности граждан России. Но при этом наведение порядка в образовательной сфере, определенная универсализация и систематизация, внедрение общих правил, противодействие коррупции и другим негативным явлениям, ориентация на рыночные нормы должны приветствоваться работодателями и обществом в целом.
Одним из фундаментальных проектов по модернизации российского высшего образования на сегодняшний день является государственная программа по вхождению российских вузов в сотню ведущих университетов мира. На политическом уровне решение задачи должно быть достигнуто к 2020 году, когда не менее 5 российских университетов достигнет показателей 100 ведущих университетов мира. Для этого им необходимо подняться
в ведущих мировых образовательных рейтингах по ряду позиций (публикационная активность, цитируемость в ведущих научных журналах, узнаваемость бренда в мире, создание лабораторий мирового уровня, академическая мобильность, создание международно признаваемых программ обучения, предпринимательская деятельность в научной сфере, наличие нобелевских лауреатов и других выдающихся ученых в составе университетов и др.).
Казанский федеральный университет, который был создан в 2009 году на базе нескольких вузов Казани, Набережных Челнов, Елабуги, Чистополя, Зеленодольска прошел значимый путь по формированию своей новой структуры («Программа развития Казанского федерального университета») и в настоящее время является одним из крупнейших университетов России, который насчитывает в своем составе более 47000 студентов и аспирантов, 9000 сотрудников, более 700 объектов собственности. По ряду количественных показателей университет опережает даже МГУ и СПбГУ, которые имеют статус федеральных университетов, закрепленный в форме специальных законов. КФУ активно участвует в программе вхождения в «Топ-100».
Одним из показателей продвижения современного российского университета является наличие значительного числа зарубежных студентов. Многие российские вузы предпринимают активные меры по улучшению такого показателя. Наличие современных образовательных программ и крупного кампуса европейского типа (Деревня Универсиады) дает возможности ежегодно привлекать большое количество зарубежных студентов в КФУ. На начало 2016 года здесь насчитывалось 3200 иностранных студентов из 91 страны, и их число продолжает увеличиваться.
По понятным причинам основной поток иностранных студентов приезжает в КФУ (как и в большинство других российских вузов) из Центральной Азии, дальнее зарубежье представлено в основном выходцами из стран Азии и Африки, наличествуют в Казанском университете и различные категории соотечественников, проживающих за рубежом (прежде всего, татары и русские).
Несколько лет в Казанском университете существовал определенный перекос в пользу иностранных студентов-гуманитариев, сегодня положение меняется, поскольку основные финансовые вливания идут именно в естественные науки, представителей точных и технических наук становится больше.
Приезд иностранных студентов, их обучение в КФУ и других вузах Республики Татарстан порождает ряд проблем, связанных с социокультурной адаптацией данной группы в принимающем регионе. С одной стороны, у КФУ и других вузов Татарстана богатые традиции по приему и обучению иностранных студентов, давно созданы все необходимые структуры и обучен персонал, занимающейся их непосредственной адаптацией (языковой, культурной, учебно-научной, воспитательной и т. п.), существует развитая система нормативно-правовых актов и положений в этой сфере. С другой стороны, татарстанские вузы, и даже Казанский университет, никогда не имели дело с такими масштабами приезжих учащихся, особенно это касается представителей дальнего зарубежья.
Современные угрозы терроризма и экстремизма, террористические атаки на ряд государств, в том числе Россию и российских граждан, заставляют задуматься, что даже жесткий отбор студентов с участием органов государственной власти и управления, силовых структур, спецслужб не может полностью обеспечить национальную безопасность в данной сфере.
Вместе с людьми, которые приезжают в Россию для того, чтобы получить образование или провести научные исследования в течение нескольких лет, мы должны ожидать проникновения и участников преступных, экстремистских, террористических групп, представителей зарубежных разведок, ведущих диверсионную деятельность против Российской Федерации и ее регионов. Например, известны факты того, что в некоторых арабских государствах лицензии по подбору будущих российских студентов продаются частным лицам за небольшую плату. Фактически Россия, ее регионы и университеты получили новый легальный канал по приему носителей террористической идеологии, хотя лишь несколько лет назад были приняты решения об обучении имам-хатыбов мечетей исключительно в России.
Здесь можно опять усомниться в правильности политического курса в сфере российского образования, когда глобальные точки роста создаются на базе федеральных университетов в центре России. Представляется, что для поддержания высокого уровня национальной безопасности можно было ограничиться формированием глобальных точек роста в нескольких университетах страны. Например, в Дальневосточном федеральном университете, учитывая геополитическое и демографи-
ческое положение Дальнего Востока, в государственном университете - Высшая школа экономики, принимая во внимание обширные связи с зарубежными странами, наличие многочисленных англоязычных программ и др. Федеральные университеты должны прежде всего работать на Россию, федеральный округ, где они созданы, регион, где расположены. То есть иметь приоритет внутренних задач над внешними.
Но в современной реальности фактически нет времени на анализ подобных прогнозов, поэтому руководство Казанского федерального университета, органы государственной власти и управления Республики Татарстан совместно с силовыми структурами и спецслужбами делают все возможное, чтобы эффективная социокультурная адаптация иностранных студентов способствовала их нормальному обучению, проживанию, взаимодействию с гражданами России. Активно в этом процессе участвуют различные общественные организации и исследователи-конфликтологи Казанского федерального университета.
Осенью 2015 года в рамках программы Республики Татарстан «Профилактика правонарушений» общественной организацией «Академия творческой молодежи Республики Татарстан» было проведено социологическое исследование по теме «Актуальные проблемы профилактики экстремизма и терроризма в среде зарубежных студентов, обучающихся в вузах Республики Татарстан». Методика данного исследования была разработана автором данной статьи.
Целью исследования было определить актуальные проблемы практик обучения и проживания зарубежных студентов, обучающихся в вузах Республики Татарстан, и наметить методы их решения через профилактику деструктивных конфликтов, экстремизма и терроризма.
В качестве метода сбора социологической информации использовался метод сплошного анкетирования, которое осуществлялось по месту учебы или жительства респондентов. Выборочная совокупность данного исследования составляла 574 человека (респондента). Подобная выборка обеспечила репрезентативный характер полученной информации при объективной статистической погрешности не более 3 %.
В рамках проведенного исследования исследовались иностранные студенты, обучающиеся в наиболее известных вузах Республики Татарстан: Казанский федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева, Казанский
национальный исследовательский технологический университет; Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казанская государственная академия ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана.
Всего было опрошено 574 человека, разной этнической и религиозной принадлежности. В исследовании приняли участие представители 35 стран мира. Преобладали представители Узбекистана (35 %), Таджикистана (16 %), Туркмении (12 %), Казахстана (9,75), Киргизии (4,5 %), Китая (3,5 %) и др. 9,9 % респондентов не указали своей гражданской принадлежности. В этом списке все достаточно традиционно, за исключением минимального представительства Азербайджана, хотя приезжие из этой страны традиционно составляют одну из самых больших диаспор мигрантов в Республике Татарстан. Азербайджанцы предпочитают обучаться в вузах других российских городов или в странах дальнего зарубежья.
По национальной (этнической) идентичности в опросе можно выделить 34 этнические группы. 17,6 % не указали своей этнической принадлежности, что требует дальнейших исследований, поскольку мотивы «респондентов-отказников» были не всегда ясны.
Этническая картина несколько отличается от параметров гражданства. Первенствовали таджики (15 %), узбеки (13 %), татары (12 %), туркмены (11,8 %), русские (5,4 %), казахи (4,5 %), киргизы (2,5 %), китайцы (0,3 %) и др. И в этом случае необходимы детальные качественные исследования. На наш взгляд, без них очевидно, что граждане Узбекистана, которые едут обучать -ся в татарстанские университеты, практически в половине случаев не являются этническими узбеками. В Казахстане и Киргизии активны не только студенты-казахи или киргизы, но и представители татарского и русского этносов. Этнических китайцев среди студентов-иностранцев республики пока немного (0,3 %).
Среди опрошенных есть представители всех мировых религий. Последователи ислама - 58 %, православия - 11 %, буддизма - 3 %, индуизма -0,6 %, католики - 0,6 %, протестанты - 0,3 %. Как атеистов себя отметили 3,5 %. Значительная часть опрошенных не отметила свою религиозную принадлежность, таких 23 % от общего числа опрошенных. Этот момент нуждается в серьезном дальнейшем изучении.
Среди опрошенных - 68 % составляют мужчины в возрасте от 18 до 34 лет, 29 % женщин в возрасте от 18 до 21 года. Можно предположить,
что такого рода тенденция, обусловлена патриархальными традициями стран и регионов, откуда женщины прибывают для обучения в Россию. 3 % опрошенных не указали свой пол.
По результатам совокупной оценки можно сделать вывод о том, что проблемы бытового характера у иностранных студентов возникают везде: и в общежитии (25 % указали как самое конфликтное место), и в учебном заведении (24,5 % указали как самое конфликтное место), и на улице (по дороге с учебы и обратно) (26,5 % указали как самое конфликтное место), и в общественном транспорте (24 % указали как самое конфликтное место). Как мы видим, место возникновения конфликтов указывается равномерно, выделить единый источник конфликтов не представляется возможным.
11,5 % респондентов указали, что конфликтов не возникает. Это свидетельствует о том, что население республики декларирует на бытовом уровне негативное отношение к мигрантам и представителям меньшинств, внешне отличным от местного населения. Чаще всего «на улице» указывалось как самое конфликтное место, наименьшее число противоборств возникает в общественном транспорте. Важно отметить, что проблемы эти носят несистемный характер, так как студенты часто ставили наименьший балл конфликтности или вовсе указывали, что конфликты отсутствуют.
В ходе проведенного анкетирования удалось решить практически все поставленные в начале исследования задачи. Подтвердилось большинство рабочих гипотез. Так, проведенный анализ позволяет утверждать, что в Республике Татарстан созданы благоприятные условия для адаптации зарубежных студентов обучающихся в вузах.
Большая часть опрошенных иностранных студентов (44 %) поставили на первое место при выборе места обучения (Республики Татарстан) комфортные условия. На втором месте престиж и известность вуза (37 %); на третьем - безопасность (24 %); на четвертом - стоимость (20 %). Значительная часть опрошенных иностранных студентов отмечает хорошие условия проживания в Республике Татарстан. 64 % студентов условия полностью устраивают, 30 % - скорее да, чем нет. Среди специфических причин недовольства условиями проживания можно выделить: погодные условия, небольшие стипендии, отсутствие социальной стипендии для иностранных студентов, трудности с трудоустройством на работу, проблема Интернета и стоимости проживания
(КНИТУ-КАИ), недоверчивое отношение со стороны населения.
Большинство студентов удовлетворены качеством образования в вузах Республики Татарстан по социально-гуманитарным, естественным и точным наукам: 68 % иностранных студентов отмечают, что полностью довольны процессом обучения в Республике Татарстан, 21 % - скорее да, чем нет, 4 % - скорее нет, чем да, 4 % - полностью не довольны.
Согласно материалам анкетирования, большинство мигрантов хотели бы остаться проживать на территории Республики Татарстан, что обусловлено экономическим факторами (54 % -наличие рабочих мест; 29 % - лучшее экономическое положение в РТ, чем там, откуда я приехал); политическими факторами (13 % - эффективность действий властей); культурными факторами (6 % - возможность свободного совершения национальных и религиозных обрядов, пропаганда своих религиозных воззрений).
Благодаря анкетированию удалось определить долю зарубежных студентов, обучающихся в Республике Татарстан, которые положительно и отрицательно оценивают возможности свободного выражения своих взглядов в регионе.
Большинство студентов удовлетворены реализацией своих этнокультурных и религиозных прав (изучение родного языка, развитие национальной культуры, возможность обмениваться религиозным опытом). 33 % опрошенных отмечают, что в РТ созданы все условия; 7 % - да, но условия реализации представителями разных конфессий не равны; 2 % опрошенных считают, что условия не созданы; 4 % - затруднились ответить.
В настоящее время притеснение в выражении своих религиозных взглядов не испытывают - 64 % опрошенных; скорее нет, чем да - 5 %; испытывают притеснения - 14 % (религиозная принадлежность - ислам, христианство); 7 % - скорее да, чем нет, 5 % - затрудняются ответить. Здесь также возможны дополнительные исследования качественного образца, поскольку процент тех, кто, «испытывает притеснения» достаточно высок.
Своими религиозными взглядами хотели бы поделиться 20 % опрошенных, 17 % - скорее да, чем нет; 8 % - скорее нет, чем да; 47 % - нет; 6 % - затруднились ответить. В то же время, отвечая на вопрос о наличии возможности делиться своими религиозными убеждениями, зарубежные студенты отметили следующее: 25 % - да; 22 % -скорее да, чем нет; 8 % - скорее нет, чем да; 28 % -нет; 8 % - затруднились ответить. Высокий процент
ответов «нет» объясняется высоким процентом тех, кто не указал свою религиозную принадлежность. Также данные результаты дают возможность предположить, что ухудшение внешнеполитической обстановки, увеличение угроз безопасности наблюдается повсеместно в Российской Федерации, что воспринимается иностранными студентами как определенный риск свободно высказывать свои мысли.
Что касается вопроса о межрелигиозных отношениях, то результаты анкетирования свидетельствуют о том, что 42 % положительно относятся к представителям другого вероисповедания; 13 % - скорее положительное, чем отрицательное, 2 % - скорее отрицательное, чем положительное; 2 % отрицательное; 32 % - нейтрально; 4 % - затруднились ответить.
Толерантным (терпимым) по отношению к представителям других религиозных направлений себя считают 76 % опрошенных, 11 % - да, но не ко всем (исключения составляют гомосексуалы, представитель сексменьшинств; к тем, кто проявляет нетерпимость к другим религиям, радикальным группировкам; к тем, кто пытается навязать свое мнение; проявляют неуважение к другой культуре); 3 % - не считают себя таковыми; 5 % - затруднились ответить.
Что касается вопроса о барьерах в общении, то их испытывают 9 % опрошенных; 9 % - скорее да, чем нет; 16 % - скорее нет, чем да; 59 % -нет; 5 % - затруднились ответить. Наиболее часто барьер в общении с людьми другого вероисповедания возникает в связи с: 1) непониманием языка (разговаривают на другом языке) - 13 %; 2) создают напряжение в обществе - 7 %; 3) непонятны, они совершенно другие - 6 %; 4) навязывают всем свои взгляды - 2 %; 5) относятся враждебно по отношению ко мне - около 2 %; 6) 5 % - затруднились ответить.
В вопросах, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями, можно выявить следующие тенденции. 33 % положительно относятся к представителям другого вероисповедания; 8 % - скорее положительное, чем отрицательное, 2 % - скорее отрицательное, чем положительное; менее 1 % - отрицательное; 10 % - нейтрально; менее 1 % - затруднились ответить.
40 % опрошенных абсолютно не ограничивают себя (избегают, не общаются) во взаимодействии с представителями других национальностей; 13 % - нет, но пытаюсь минимизировать общение; 4 % - ограничивают общение.
При этом 35 % опрошенных отметили среди близких друзей, родственников, знакомых имеется значительное количество представителей разных национальных групп; 12 % - в основном представители одной национальной группы и несколько других; 6 % - все представители одной национальности; 2,5 % - затруднились ответить.
Что касается вопроса о барьерах в общении с представителем другой национальности, то их испытывают 13 % опрошенных; 12 % - скорее да, чем нет; 15 % - скорее нет, чем да; 51 % -нет; 0,5 % - затруднились ответить. Наиболее часто барьер в общении с людьми другого вероисповедания возникает в связи с: 1) непониманием языка (разговаривают на другом языке) -14 %; 2) создают напряжение в обществе - 8 %;
3) непонятны, они совершенно другие - 5 %;
4) навязывают всем свои взгляды -2,5 %; 5) относятся враждебно по отношению ко мне - около 2 %; 6) держаться обособленно - 3 %; 7) 4 % -затруднились ответить.
Толерантным (терпимым) по отношению к представителям из другой страны себя считают 74 % опрошенных; 11 % - да, но не ко всем; 5 % -не считают себя таковыми; 3 % - затруднились ответить.
Таким образом, гипотеза о наличии различных проблем с адаптацией у иностранных студентов подтвердилась, респонденты указали все четыре предложенных территории как источник конфликтов. Открытые конфликты между студентами, обучающиеся в вузах Республики Татарстан и местным старожильческим населением фактически отсутствуют. Ситуации, в которых задействованы неонацистские организации экстремистского толка, не были выявлены, и с помощью такой методики это вряд ли возможно.
Наличие в Республике Татарстан благоприятных условий для адаптации зарубежных студен-
тов, обучающихся в вузах, полностью подтвердилось ответами респондентов.
Большинство студентов удовлетворены и качеством образования в вузах Республики Татарстан по социально-гуманитарным, естественным и точным наукам, и условиями проживаниями на территории республики. Нашла свое подтверждение и следующая гипотеза - большинство студентов удовлетворены реализацией своих этнокультурных прав (изучение родного языка, развитие национальной культуры, возможность обмениваться своим религиозным опытом).
Все основные и рабочие гипотезы нашли свое подтверждение в ходе исследования. Восприятие условий проживания и обучения в Республике Татарстан иностранными студентами, безусловно, оказывают влияние на социальную напряженность. Выявленные проблемы, потенциальные конфликтные ситуации объясняются экономическим кризисом, ухудшением внешнеполитической обстановки, изменением риторики и системы действий в сфере безопасности, влиянием СМИ и Интернета, настороженностью среди старожильческого населения, но говорить о высокой социальной напряженности не приходится. В целом респонденты полностью удовлетворены условиями проживания и обучения в вузах Татарстана и практически не сталкиваются с проявлениями этнической дискриминации.
Проведенное исследование является одной из немногих попыток поставить процесс адаптации студентов-иностранцев на научную основу. Масштабное исследование выявило определенные закономерности, теперь дело за фокус-группами, глубинными интервью, экспертными оценками. К тому же количественный и качественный состав студентов из-за рубежа, по всей видимости, будет быстро меняться, что потребует новых научных подходов к анализу феномена.
Статья поступила в редакцию 1.06.2016 г.
Для цитирования: Большаков А. Г. Социокультурная адаптация и профилактика делинкветных форм поведения иностранных студентов вузов Республики Татарстан // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 3 (23). С. 21-27.
Об авторе
Большаков Андрей Георгиевич, доктор политических наук, профессор, Казанский федеральный университет, г. Казань, bolshakov_andrei@mail.ru
A. G. Bolshakov Kazan Federal University, Kazan
SOCIO-CULTURAL ADAPTATION AND PREVENTION OF DELINQUENT FORMS OF BEHAVIOUR OF FOREIGN UNIVERSITY STUDENTS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
The article reviews the results of sociological research on the adaptation of foreign students studying at universities in the Republic of Tatarstan, and the prevention of student delinquent behavior. The text analyzes the current trends of development of the Russian higher education, including the example of the Kazan Federal University. One of these trends is the increase of foreign students, as their number directly affects the position in the ranking of a particular University. The increase in the number of foreign students is itself a positive process that shows attention to the University in many countries. It all fits in the trends of internationalization of modern education. However, in terms of geopolitical confrontation between Russia and the Western countries, in a tense foreign policy situation, this increase conceals a number of risks, threats and challenges. Constant terrorist threat for Russia and adjoining countries raises questions about the appropriateness of intensive internationalization of education in leading Russian universities, because it has the opposite side in the form of penetration of the representatives of extremist and terrorist groups on the territory of the Russian Federation and its regions. Sociological research which was cited among the foreign students of the Republic of Tatarstan has helped to identify points of social tension in the relationship of this group with the local population, in campuses, in the process of learning, public transport, etc. The results allow to draw first conclusions for prevention delinquent behavior of foreign students, to outline future research in-depth study of the process of adaptation. Currently the situation is relatively calm.
Keywords: foreign students, religion, adaptation, conflicts
Submitted 1.06.2016.
Citation for an article: Bolshakov A. G. Socio-cultural adaptation and prevention of delinquent forms of behaviour of foreign university students of the Republic of Tatarstan. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 3 (23), pp. 21-27.
About the autor
Bolshakov Andrei Georgievich, Doctor of Political Science, Professor, Kazan Federal University, Kazan, bolshakov_andrei@mail.ru