СЕМИНА И. А., САЛЬКАЕВА Д. Ф.
СОЦИО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБСЛУЖИВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ Г. САРАНСКА)1
Аннотация. Представлена сравнительная характеристика элементов торговой территориальной системы г. Саранска. Методом интервьюирования потребителей разных возрастных категорий выявляется спектр и разнообразие услуг торгово-развлекательного характера на данной территории.
Ключевые слова: город, Саранск, торговля, сфера услуг, городское пространство, территориальная система обслуживания, торговый комплекс.
SEMINA I. A., SALKAEVA D. F.
TERRITORIAL SERVICE TRADE SYSTEM: A SOCIAL AND GEOGRAPHICAL STUDY OF SHOPPING CENTRES OF SARANSK CITY
Abstract. The article presents a comparative study of the elements of trade territorial system of the city of Saransk. By interviewing consumers of different ages, the study reveals the range and diversity of commercial and entertainment services provided on the territory in question.
Keywords: city, Saransk, trade, service sector, urban space, territorial service system, shopping centre.
На экономику города оказывает влияние не только географическое положение, определяющее производственные и торговые связи с окружающим пространством, но и внутритерриториальная организация самого города [1-3]. Взаиморасположение территориальных систем городского хозяйства, в свою очередь, оказывает влияние на особенность и функционирование сектора услуг. Сектор услуг города - сложный по территориальному и отраслевому составу пласт, поэтому каждая из его составляющих требует отдельного изучения [4-8]. В качестве объекта исследования выступают крупные торговые комплексы (далее - ТК): торгово-развлекательные центры, торговые центры, рынки г. Саранска.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1) рассмотрены основные объекты, где оказываются торгово-развлекательные и сопутствующие услуги населению по жилым микрорайонам города;
2) определен спектр услуг, оказываемых в данных торговых объектах;
1 Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-05-02526 А).
3) методом интервьюирования потребителей услуг разных возрастных категорий выявлены потребности в услугах, частота и удобство их пользования.
Основные объекты, где оказываются торгово-развлекательные и другие услуги, представлены в таблице 1. Они отличаются от других объектов разнообразными видами обслуживания и большой посещаемостью людей независимо от пола и возраста.
Таблица 1
Территориальные объекты исследования г. Саранска
Жилые микрорайоны ТК
Юго-Запад «Макс» «Еиго8раг» «Юго -Западный»
Светотехстрой «Глобус» «Данко» (ТЦ «Данко и рынок ООО «Данко») «Ринг»
Химмаш «Сити-парк» «Заречный»
Центр «Огарев-плаза» «Центральный универмаг» «Рио» «Центральный рынок» «Кировский»
Сравнительный анализ торгово-развлекательных центров, торговых центров и рынков города приведен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика торговых объектов г. Саранска
Территориальные Общие черты Различия
объекты
исследования
1 2 3 4
«Eurospar» 1. На первом этаже каждый ТЦ 1. Различие в основном
«Рио» имеет продуктовые магазины определяется
ы «Макс» такие, как: Перекресток, Лента, в развлекательных и прочих
р н «Огарёв Plaza» Free, Эверест, Eurospar (искл. услугах, предоставляемых
н е я «Глобус» «Огарёв Plaza»), магазины населению. Например, в ТЦ «Макс»
е «Сити-Парк» сотовой связи и электроники: имеются автосимуляторы, а также
ы н М.видео (в 3-х ТЦ), Эльдорадо игровой центр «Джунгли». В
л ле (в 2-х ТЦ), МТС (в 4-х ТЦ), «Сити-Парке» специально
е н <я Билайн (в 3-х ТЦ), Евросеть (нет оборудованные игровые площадки
е в «Огарёв Plaza», Мегафон (в 2-х и аттракционы. В 2-х ТЦ
л и ТЦ), DNS (в 2-х), Теле-2 (в 2-х кинотеатры, как для взрослых, так и
ео а о ТЦ), Ростелеком (только в для детей: Синема стар, 7Б
р ■ о «Огарёв Plaza», Связной (в 2-х Космостар, Мадагаскар.
и о и р о Н ТЦ), Телефон.ру («Сити-Парк»).
3
4
2. В каждом TTO, имеются аптеки, салоны оптики, парфюмерные и ювелирные магазины, такие как: 585 Gold, Алмаз Холдинг, Pandora, Yves Rosher и др. Магазины мужской и женской одежды: Снежная королева, O'stin, Zolla, F5, H&M (только в «Сити Парск»), Gloria Jeans, Спортмастер, Bershka, Эконика, Tom Tailor, Milawitsa и др. Популярные магазины обуви: Kari, Belwest, ЦентрОбувь и др. Практически в каждом TЦ имеются магазины и для детей разных возрастов: Kari kids, Детский Мир, Вырастайка, Бегемот, Toy&Toy и др. Tакже в каждом TЦ в обязательном порядке имеются банкоматы.
2. Следующая отличительная особенность заключается в наличии таких магазинов, которые присутствуют не в каждом ТЦ. Сюда можно отнести: магазины спортивного инвентаря и питания (Спорт Сити, Рыболов, Фитнес life), также фотосалоны (Матрица и др.), турагенства («Лазурный берег», «Fox Travel»), музыкальный магазин «Floyd», центр лазерной косметологии «Платина», табачный магазин «Al Capone», магазин ортопедических матрасов «Ascona» и др.
3. Наличие в ТЦ специальных мест общественного питания: Coffee Like, Doner Kebab, Марио Pizza, Суши бар-тратория IL SUSH-KA, Baskin Robbins, Суши в боксе, Malina и др. Таким образом, наиболее широкий спектр предоставляемых торговых и развлекательных услуг имеют такие торговые центры «Сити-Парк», «Рио», «Макс»._
л а н s
<и Я
й 2 и о
U
а о H
«Юго-Западный»
«Центральный
универмаг»
«Данко»
«Кировский»
Все эти торговые комплексы объединяет то, что в них размещен большой спектр товаров и услуг, для всех категорий населения. Продовольственные товары представлены в магазинах «Магнит», «Перекресток», «Караван», «Городок», «пекарня». Магазины сотовой связи и электроники «Мегафон», «Офелия», «DNS», «Tele2».
Различия можно найти в том, что все они не равнозначны для населения, их престижность неодинакова. В ТК «Юго-Западный» очень скудный спектр услуг. ТК «Кировский» пользуется популярностью у населения, так как там больше ассортимент оказываемых услуг: ювелирная мастерская, ремонт обуви, ремонт часов, мини-ателье, швейная мастерская, изготовление ключей, автотовары и услуги._
«Центральный Рынок» «Заречный» «Ринг»
s
s 2 Он
На каждом рынке имеются частные продуктовые магазины и торговые лавки со свежими овощами и фруктами, а также другими продовольственными товарами. Салоны связи и сети платежных терминалов, банкоматов: «МТС», «Мегафон», «Билайн», «Связной», «Евросеть» и др.
Наличие не на всех рынках таких известных и популярных магазинов, как «ЦентрОбувь», «Магнит», «Мультимаг», «Еврошоп», «Московская ярмарка» и др.
1
2
з
1 2 3 4
На территории рынков имеются аптеки, парикмахерские, цветочные магазины и магазины, продающие товары для домашних животных, также небольшие и брендовые магазины с одеждой для населения любого возраста и свободные торговые ряды. Практически на каждом рынке предоставляются услуги ремонта одежды и обуви. Не на всех рынках имеются «специальные» магазины и услуги: Евростиль, Пирамида, Умелец, Мусульманская лавка, ремонт часов, а также ювелирные мастерские и др.
Исследование проводилось эмпирическим путем при использовании собственных наблюдений и опроса посетителей торговых центров города Саранска методом собственно-случайной выборки по полу и возрасту. В каждом ТЦ было опрошено порядка 70 человек. Проводя сравнительную характеристику рынков города Саранска по выставленным баллам посетителей разных возрастных групп, можно сказать, что по всем категориям вопросов интервьюируемых более всего устраивает рынок «Заречный», а менее всего - рынок «Ринг». Отдельно выделить какой-либо рынок по спектру предоставляемых торгово-развлекательных услуг крайне затруднительно и между ними, в целом, больше сходств, чем различий. И для каждой категории населения тот или иной рынок окажется предпочтительнее по определенным причинам.
Возрастная группа 16-20 лет по территориальной доступности высоко оценили рынок «Заречный». Меньше баллов посетители данной группы поставили рынкам «Ринг» и «Юго-Западный». Барьеры на пути они легче преодолевают до «Юго-Западного», «Ринга» и «Заречного» рынков, сложнее - до Центрального рынка. По их мнению, хорошая парковка находится на рынках «Заречный» и «Юго-Западный», а плохая - на рынке «Ринг». Больший ассортимент товаров эта возрастная группа выделяет на рынках «Ринг» и «Заречный». Цены на товары их устраивают на Центральном рынке, считают, что там дешевле чем на рынке «Ринг». На вопрос о качестве товара хорошую оценку получили рынки «Заречный» и «Центральный», а вот рынок «Ринг», по мнению молодых людей, этим похвастаться не может. Качество обслуживания получило приоритет на рынках «Юго-Западный» и «Заречный», а вот Кировский рынок в эту категорию не попал. По характеристике внутреннего пространства, размера рынка, дополнительных услуг, развлечениям и престижности на первом месте оказался рынок «Заречный». Неудобство в комфорте по площадному признаку и организации торговых рядов вызывают рынки «Ринг» и «Юго-Западный». Самым безопасным рынком молодые люди считают рынок «Заречный», от него
не отстает рынок «Кировский», а вот самым опасным, по их мнению, оказался «Центральный» рынок.
Люди в возрасте 21-29 лет территориальную доступность оценили следующим образом, рынки «Центральный», «Заречный» и «Кировский» получили довольно хорошую оценку, а вот рынок «Ринг» - наоборот. Барьеров по пути у них практически нет к рынкам «Ринг», «Заречный» и «Юго-Западный», а возможность добраться до Центрального рынка вызывает определенные трудности - пробки для владельцев личного транспорта, большая наполняемость подвижного состава для людей, пользующихся общественным транспортом и др. Парковка им нравится больше у рынка «Заречного», чем у «Ринга». Ассортимент товаров более разнообразен, по мнению опрашиваемых, у Центрального рынка, а менее всего - у рынка «Ринг». В категориях «ценовая группа», «качество товара», «качество облуживания», «внутреннее пространство» более высокие оценки у рынков «Заречный» и «Юго-Западный», а вот на последнем стоит рынок «Ринг». Большим размером, по мнению этой возрастной группы, выделяется рынок «Заречный», а незначительным - «Юго-Западный». Дополнительными услугами и развлечениями, по мнению опрошенных этого возраста, может похвастаться рынок «Заречный», а вот рынкам «Ринг» и «Центральный» они присвоили очень маленькие баллы. Престижным, среди опрошенных этой возрастной группы, оказался рынок «Кировский», а непрестижным - «Ринг». Хорошей безопасностью, по мнению людей, обладают рынки «Кировский» и «Заречный», а вот небезопасным они считают Центральный рынок.
Наиболее доступным рынком для людей в возрасте 30-44 лет оказался рынок «Юго-Западный», менее - «Ринг». Опрошенные выделили определенные барьеры по доступности к Центральному рынку, а легче им добраться до рынка «Заречный». Парковка не устраивает посетителей рынка «Ринг», а у рынка «Заречный» - наоборот. Хороший ассортимент товаров, по мнению опрошенных, у рынков «Заречный» и «Юго-Западный», а наименьший у Кировского рынка. Невысокие цены, по мнению опрошенных, на рынках «Заречный» и «Центральный», дорогим они посчитали рынок «Ринг». В категориях «качество товаров», «качество облуживания» и «внутреннее пространство» высокую оценку получили рынки «Заречный» и «Юго-Западный», а наименьшую - рынок «Ринг». По размеру объекта хороший балл был поставлен рынку «Заречный», а наименьший - «Юго-Западному». Дополнительными услугами, по их мнению, больше обладает рынок «Кировский». Престижным также оказался рынок «Кировский», а менее престижным - «Юго-Западный» рынок. Безопасными они считают рынки «Ринг» и «Юго-Западный», а вот «Центральный» -наоборот.
В таких категориях как «расстояние», «барьеры», «парковка», «ассортимент товаров», «ценовая группа», «качество товара», «качество обслуживания» и «внутренне пространство» на первом месте оказался рынок «Юго-Западный», по мнению опрошенных лиц в возрасте от 45 до 59 лет. При этом им сложнее добраться до рынков «Ринг» и «Центральный». Меньший балл получила парковка рынка «Ринг», ассортимент товаров оказался невысок у рынков «Центральный» и «Заречный». Цены высокие, по их мнению, на Центральном рынке. Невысокий балл по качеству облуживания и внутреннего пространства получил рынок «Ринг». Дополнительными услугами и престижностью обладает рынок «Заречный». Самым небезопасным рынком они считают Центральный рынок.
Анализируя ответы опрошенных в возрасте от 60 лет и старше, почти во всех категориях вопросов на первом месте преобладает рынок «Юго-Западный». Только в категориях «размер рынка», «дополнительные услуги (развлечения)» и «престижность» получил высокий бал рынок «Заречный». Сложно добираться до рынков «Центральный» и «Ринг». По мнению этой возрастной категории, парковка мала у Центрального рынка, недостаточно ассортимента на Кировском рынке, цены высоки на рынке Ринг. Качество товаров, качество обслуживания и внутренне пространство, по их мнению, оказалось низким у рынка «Ринг». Мало дополнительных услуг у Центрального рынка, непрестижным, по их мнению, оказался рынок «Ринг». Наиболее безопасным, по оценке опрошенных, явился рынок «Кировский», а вот наиболее опасным - Центральный рынок.
Самым востребованным торговым центром (далее - ТЦ), по мнению потребителей, является ТЦ «Рио», так как у него хорошее расположение, разнообразие товаров и услуг. Также ему не уступает ТЦ «Сити-Парк», новый торгово-развлекательный центр, открытый совсем недавно, который привлекает к себе внимание разнообразием товаров и услуг. Самым невостребованным является ТЦ «Данко». Он находится далеко от центра и в своем жилом микрорайоне города занимает далеко не первое место.
Рассматривая ассортимент магазинов, на первый план выходят ТЦ «Рио» и ТЦ «Eurospar». Магазины торговых центров «Макс», «Сити-Парк», «Универмаг» и «Огарёв Plaza» были оценены как магазины с достаточным ассортиментом. ТЦ «Данко» и ТЦ «Глобус» отличаются от остальных торговых центров тем, что там сосредоточенны магазины, в основном ориентирующиеся на продукты, бытовую технику и электронику. Качество товаров во всех данных торгово-развлекательных центрах большинством покупателей разных возрастных групп оценивается на «четвёрку», а качество обслуживания - на более высокий балл, но есть и исключения, например, ТЦ «Универмаг» покупателями оценен на два балла.
Внутреннее пространство помогает сориентироваться в здании и быстро найти нужный нам магазин. Почти все ТЦ люди оценивают как комфортные, но только не ТЦ «Универмаг» и ТЦ «Данко». Парковка устраивает потребителей не на всех торговых площадках. Хорошие достаточно объемные парковки только в ТЦ «Данко» и ТЦ «Макс», неплохая парковка около ТЦ «Eurospar». Около ТЦ «Огарёв Plaza» небольшая парковка, а у ТЦ «Сити-Парк» практически отсутствует наземная парковка.
Ценовая категория оценивается везде по-разному. В этом плане людям нравятся ТЦ «Рио», ТЦ «Сити-Парк», ТЦ «Eurospar». Цены на продукты почти везде одинаковы, различия лишь составляют цены на одежду, обувь, бытовую технику, электронику.
В дополнительных услугах нуждаются такие торговые центры, как «Данко», «Макс», «Огарёв Plaza» и «Eurospar». Последний в основном специализируется на продуктах питания.
По степени престижности пьедестал занимает ТЦ «Сити-Парк». Он совсем новый и привлекает большое количество покупателей. В нем много магазинов, немало услуг и развлечений. Торговые центры «Макс», «Огарёв Plaza», «Eurospar», «Рио» и «Глобус» достаточно престижны. Менее престижными являются ТЦ «Универмаг» и ТЦ «Данко», их в основном посещают люди, живущие поблизости. Покупателям с других микрорайонов невыгодно приезжать в них для приобретения товаров, когда можно аналогичные товары и продукты купить в своем микрорайоне.
Различия в оценках безопасности самих зданий торгово-развлекательных центров не так уж различаются. Высшую оценку получил ТЦ «Сити-Парк», в других ТЦ оценка не превышает «четвёрку».
В заключение отметим, что люди пользуются не одним ТЦ или рынком. Они ищут более удобное место для покупки товаров и услуг, в котором можно не только «закупиться», но и отдохнуть. Если потребителю понравился ТЦ или рынок, то расстояние и барьеры на пути до него (если таковые есть) не имеют значения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фоломейкина Л. Н. Рынок экологических товаров, работ и услуг в регионе // Регионология. - 2014. - № 1 (86). - С. 147-154.
2. Семина И. А. Развитие транспортной инфраструктуры г. Саранска при реализации столичных функций // Регионология. - 2015. - № 1 (90). - С. 57-66.
3. Салькаева Д. Ф. Трансформационные процессы в городском пространстве // Научные труды SWorld. - 2015. - Т. 15. - № 4 (41). - С. 38-42.
4. Семина И. А., Фоломейкина Л. Н. Оценка качества городской среды для жизнедеятельности населения и комфортности проживания (город - район - двор) // Мозаика городских пространств: экономические, социальные, культурные и экологические процессы: сборник материалов Всероссийской научной конференции / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Русское географическое общество. - М., 2016. - С. 253-257.
5. Кустов М. В., Логинова Н. Н., Семина И. А. Использование ГИС-технологий для обеспечения устойчивого развития городских территорий // ИнтерКарто/ИнтерГИС 10: устойчивое развитие территорий: геоинформационное обеспечение и практический опыт: материалы Международной конференции. - Владивосток, Чанчунь (КНР), 12-19 июля 2004 г. - Владивосток: ООО «К и партнеры», 2004. -С. 61-67.
6. Салькаева Д. Ф. Экономико-географический подход к изучению социальной инфраструктуры региона (на примере Приволжского федерального округа) [Электронный ресурс] // Огарев-опНие. - 2015. - № 7. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/ehkonomiko-geograficheskijj-podkhod-k-izucheniyu-socialnojj-infrastruktury-regiona-na-primere-privolzhskogo-federalnogo-okruga.
7. Семина И. А., Хохлова Е. Э. Социально-географические аспекты исследования транспорта [Электронный ресурс] // Огарёв-online. - 2014. - № 10 (24). - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/socialno-geograficheskie-aspekty-issledovaniya-transporta.
8. Семина И. А. Транспортная инфраструктура в социально-экономическом и экологическом развитии региона // Проблемы региональной экологии. - № 4. -2008. - С. 126-133.