УДК 316
Игошев Михаил Владиславович
кандидат экономических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Пермского государственного национального исследовательского университета [email protected]
СОЦИЕТАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ТРАКТОВКЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Igoshev Mikhail Vladislavovich
PhD, Assistant Professor of the Physical Education and Sport Department, Perm State National Research University [email protected]
SOCIETAL APPROACH TO INTERPRETATION OF THE SELF-PRESERVATION BEHAVIOUR
Аннотация:
В статье рассмотрены новые для отечественной социологии вопросы трактовки процессов формирования культуры самосохранительного поведения на основе социетального подхода. Проведен анализ основных подсистем общества, включая социетальную подсистему, показана ее роль для успешного формирования культуры самосохранительного поведения российских граждан.
Ключевые слова:
здоровой образ жизни, культура самосохрани-тельного поведения, социетальный подход в социологии.
Summary:
The article discusses new for the national social science interpretation of the formation of the selfpreservation behaviour culture on the basis of the societal approach. The author studies principle subsystems of the society, including the societal one, and considers its significance for successful formation of the self-preservation behaviour culture of the Russian people.
Keywords:
healthy living, culture of self-preservation behavior, societal approach in social science.
Анализ отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной вопросам самосохранительного поведения, показал, что эти вопросы исследовались и исследуются, прежде всего, в медицинских науках, в социологии медицины. Однако, на самом деле самосохрани-тельное поведение - понятие и явление значительно более широкое и фундаментальное, чем просто решение медицинской проблемы предупреждения заболеваемости и лечения болезней, в том числе социальных.
Этот вывод подтверждает и слабая реакция российского общества и его различных групп на целый комплекс законов и мероприятий в области охраны здоровья и привития здорового образа жизни, проводимых в течение многих лет по инициативе российского правительства и активизированных в последние годы.
Основная проблема, на наш взгляд, заключается в слабой теоретической проработке данного вопроса именно в рамках социологических исследований. Кроме того, весьма важным для разработки действительно реализуемых на практике мероприятий по формированию здорового образа жизни среди российских граждан является изменение парадигмы исследования, в частности, переход от теоретических положений функционализма к социетальной социологии. Этот вывод подтверждается опытом развития социологической науки за рубежом.
Ни для кого не секрет, что экономически развитые западные общества уже в середине ХХ в. столкнулись с явно выраженной проблемой распада больших социальных групп, появлением социальной аномии, с формированием негативных тенденций в ценностных ориентациях различных групп населения и рядом других негативных социальных явлений. Это вызвало необходимость их пристального изучения. Однако преобладавший в тот период функциональный подход рассматривал общество с позиции больших социальных групп - общественных институтов - достаточно однородных по своему содержанию. Таким образом, развитие общества и социальная жизнь объяснялись в рамках функционального подхода через описание общества как совокупности (суммы) больших социальных групп, классов, объединенных единством образа жизни, уровнем дохода и местом в экономическом производстве.
Общественное же развитие показывало иную картину. Уже на рубеже Х1Х-ХХ вв. классики социологии Э. Дюркгейм, М. Вебер [1], а также Т. Веблен и Дж. Коммонс отмечали особую значимость социальных ценностей и норм поведения для поддержания в обществе состояния социального баланса и равновесия. Это послужило основой для создания институциональной теории, которая стала серьезной альтернативой классической экономической теории.
В социологии этот подход завоевывал свое признание более долго. По сути, практика исследования социетальных характеристик общества сформировалась в западной социологии под влиянием идей Т. Парсонса на основе ряда положений и отдельных элементов таких направлений исследований в классической социологии, как теория социальной интеграции и теория социального действия [2].
Отличительной особенностью социетального подхода является его ориентация на самый широкий уровень социальной системы - в качестве базовой схемы анализа он рассматривает всю совокупность общественных связей и отношений. Социетальный метод исследования трактует общество как совокупность наиболее сложных и крупных систем с развитыми и разветвленными социальными структурами, институтами и организациями, которые тесно связаны друг с другом и взаимодействуют, выполняя многочисленные функции [3].
Согласно определению Т. Парсонса, социетальное сообщество представляет собой «сложную сеть взаимопроникающих коллективов и коллективных лояльностей, систему, для которой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки, деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.п. отделены друг от друга (дифференцированы). К тому же каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из множества семей, каждая из которых насчитывает лишь несколько человек, и из многих локальных сообществ» [4, с. 25]. Такой подход принципиально важен с точки зрения воздействия на целевые установки общества в целом и его отдельных групп.
При этом, согласно Т. Парсонсу, социетальное общество является лишь одной из четырех частей общества в целом, выполняет определенные функции, имеет собственные структурные компоненты, а также собственные аспекты развития, отличные от других социальных подсистем - подсистемы воспроизводства образца (фидуциарная подсистема), политической подсистемы и экономической подсистемы.
С точки зрения формирования культуры самосохранительного поведения в обществе наиболее важными, на наш взгляд, являются такие подсистемы общества в целом, как «социе-тальное общество» и «воспроизводство образца». В первой из выделенных подсистем - «социе-тальное общество» - основными структурными компонентами выступают нормы поведения, аспектом развития является «включение», а основной функцией - интеграция. Во второй подсистеме - фидуциарной - основными структурными компонентами выступают ценности, аспектом развития является «генерализация ценностей», а основной функцией - воспроизводство образца. Для привития и распространения в обществе правил и норм поведения, ориентированных на создание культуры самосохранительного поведения и на здоровый образ жизни как части культуры самосохранительного поведения, именно эти подсистемы оказывают наибольшее влияние.
В наших предшествующих исследованиях было выявлено, что в современных российских условиях в силу множества социальных и экономических причин, ценность здоровья часто отодвигается на второй план по сравнению с материальными ценностями (ценностью заработной платы, хороших жилищных условий и т.д.), хотя и является по своей сути одной из основополагающих ценностей людей [5, с. 24-34].
Как мы уже отмечали, в России ситуация со здоровьем населения ухудшается из года в год, что среди прочих факторов, значительно затрудняет проведение экономических и социальных реформ. В течение последних десятилетий в России, как и во многих странах мира, происходит снижение качества жизни людей (например, увеличение количества сердечнососудистых, нервно-психологических, желудочно-кишечных, опорно-двигательных и других заболеваний) под воздействием ряда объективных и субъективных факторов [6, с. 22]. Поэтому основной задачей как национальных, так и наднациональных органов (например, ВОЗ) является формирование во всех когортах и социальных группах бережного отношения к своему здоровью и здоровью членов своей семьи, коллег, окружающих людей [7, с. 40-44].
Распространение в обществе принципов здорового образа жизни и культуры самосохрани-тельного поведения в значительной степени зависит от целей и задач социально-экономической политики государства, формирующей у граждан духовные потребности. И от того, насколько успешно государству удается реализовать свою политику, настолько хорошо прививаются среди населения основные ценностные установки, в том числе установки по отношению к своему здоровью как к важнейшей ценности, а к его сохранению - как к необходимой основе реализации других своих жизненных целей и нормы поведения для достижения этих ценностей.
Внедрение норм и ценностей самосохранительного поведения позволит решить множество задач, стоящих перед всем мировым сообществом в области охраны здоровья.
В частности, в докладе о состоянии здравоохранения в Европе 2012 г. отдельным блоком выделены социальные детерминанты здоровья и неравенства в отношении здоровья, а также четко обозначено, что для эффективности принимаемых в отношении социальных детерминант
здоровья мер необходимо, чтобы все субъекты согласовывали между собой свои цели, действовали сообща и стремились к достижению одновременно многих социальных целей [8, с. 8]. В докладе отмечается, что 50 % неравенств в отношении здоровья обусловлены социальными детерминантами здоровья, которые охватывают политические, социально-экономические и экологические факторы. В Европе социальные неравенства в отношении здоровья вызывают высокую обеспокоенность, учитывая расширяющийся разрыв и социальный градиент в продолжительности жизни населения между многими европейскими странами и внутри стран [9, с. 7].
Среди предпосылок, позволяющих, по мнению авторов Доклада, успешно преодолеть социальные неравенства в отношении здоровья населения европейских стран, особо выделяются:
1. Внутреннее стремление различных когорт обеспечить такое положение, при котором все люди имеют равные возможности укреплять или поддерживать свое здоровье.
2. Понимание среди различных когорт цепочки взаимосвязей от социальных детерминант до фактического состояния здоровья каждого конкретного человека - цепочка от социальных детерминант до конечных показателях здоровья через различия в социальных группах населения (детей, подростков, лиц пожилого возраста, женщин и т.д.) степени их подверженности различного рода воздействиям, их уязвимости в рисковых, неблагоприятных условиях, порядком взаимодействии с системой здравоохранения и т.д.
3. Определение практических шагов для уменьшения социальных неравенств в отношении здоровья на основе участия населения и всех заинтересованных сторон [10, с. 7-8].
Как видно из приведенного выше, суть предпосылок, направленных на преодоление социальных неравенств в отношении здоровья населения в Европе базируется на социетальном подходе. Это в полной мере относится и к ситуации в России. Таким образом, одной из важнейших задач создания условий для развития российского общества является формирование положительных ценностных установок населения в отношении своего здоровья, а комплекс мероприятий, направленных на формирование в российском обществе культуры самосохрани-тельного поведения, должен опираться на теоретические и методические положения социе-тальной социологии.
Ссылки:
1. Weber M. The theory of social and economic organization. N.Y.- Oxford Univ. Press, 1947.
2. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.
3. Зборовский Г.Е.. Общая социология: учебник. М., 2004.
4. Парсонс Т. Указ. соч.
5. Игошев М.В., Мингалева Ж.А. Факторы формирования позитивных демографических тенденций. Формирование современного демографического потенциала как основа структурной модернизации экономики // Российское предпринимательство. 2011. № 2-1. С. 24-31.
6. Игошев М.В., Мингалева Ж.А. Здоровье нации, экономика и физкультура. К вопросу о преодолении негативных тенденций в формировании качественных характеристик населения // Российское предпринимательство. 2010. № 4-1. С. 22-27.
7. Мингалева Ж.А., Игошев М.В. Институциональные условия формирования региональной стратегии повышения здоровья населения // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки = St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2010. Т. 2. № 96. С. 40-44.
8. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2012 г.: выработка курса на благополучие: резюме / Всемирная организация здравоохранения. Копенгаген, 2013.
9. Там же.
10. Там же.