Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 3 (12). С. 99-106. © Н.А. Соколова, 2007
УДК 349.3
СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Н.А. СОКОЛОВА (N.A. SOKOLOVA)
Рассматривается понятие социального туризма применительно к отношениям в системе социальной защиты населения. Закрепление в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» конкретных источников финансирования социального туризма позволяет конкретизировать положения о нем, определить его виды, круг субъектов, основания возникновения и т. д.
Notion of social tourism in the context of relations in system of public social protection is considered. Consolidation of concrete sources offinance of social tourism in federal law “About basis of touristic activity" allows to specificate regulations for it, define its kinds, circle of subjects, ground of origin and so forth.
Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [1] (далее - Закон об основах туристской деятельности) определяет социальный туризм как туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей. Определение социального туризма в таком виде появилось в законе после внесенных в 2007 г. поправок.
Закон провозглашает поддержку и развитие социального туризма приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности. Однако указанные нормы носят декларативный характер, поскольку за время действия Закона об основах туристской деятельности не было принято ни одного нормативного акта, направленного на развитие социального туризма.
В мировой практике социальный туризм является эффективным инструментом социальной политики. Основной целью развития данного вида туризма является предоставление широкому кругу лиц, в том числе и с низким уровнем доходов, возможности пользоваться туристскими услугами. А.Ю. Александрова отмечает, что «концепция социального туризма покоится на трех основополагающих принципах: обеспечение отдыха
всех и каждого члена общества, субсидирование туризма малоимущих, а также активное участие центральных правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в его развитии» [2].
Социальный туризм, активно развивающийся в европейских странах, не носит социально-обеспечительного характера. Граждане этих стран получают возможность пользоваться туристскими услугами при реализации программ социального туризма, прежде всего через систему отпускных чеков, которые представляют собой средство расчета за туристские услуги. Отпускные чеки выпускаются специализированным органом и распространяются среди оптовых покупателей чеков, которыми чаще всего выступают организации - работодатели или общественные организации. Затем чеки реализовываются физическим лицам - работникам - со значительной скидкой (до 80 %). В свою очередь, обладатели отпускных чеков расплачиваются ими с организациями, предоставляющими туристические услуги и заключившими договор со специализированным органом, эти чеки выпускающим. Указанный орган возмещает денежные средства поставщикам туристских услуг.
Система отпускных чеков выгодна всем ее участникам. Физические лица получают возможность путешествовать, посещать экскурсионные и массовые мероприятия, полно-
ценно отдыхать с наименьшими затратами для семейных бюджетов. Оптовые покупатели чеков могут эффективно влиять на кадровую политику своих предприятий, кроме того, они получают определенные налоговые льготы; поставщики туристских услуг имеют гарантии стабильного развития своего бизнеса. Специализированный орган, выпускающий отпускные чеки, кроме возможности действенного регулирования туристской деятельности, получает вознаграждение по договорам, заключенным с покупателями отпускных чеков и поставщиками туристских услуг.
Из сказанного следует, что реализация программ социального туризма практически не требует бюджетных затрат и представляет собой грамотно организованную и самоокупаемую систему. Основная роль государства в таком случае сводится лишь к созданию благоприятных экономических и правовых условий для ее функционирования.
Определение социального туризма, закрепленное в Законе об основах туристской деятельности, обозначает иную позицию российского государства в его организации.
Характерной особенностью социального туризма, как отмечают специалисты в этой области [3], является способ финансирования данного вида путешествий. Определение рассматриваемого понятия позволяет выделить несколько финансовых источников: бюджет, государственные внебюджетные фонды и средства работодателей.
Однако такая дефиниция содержит лишь общие положения и не позволяет конкретизировать права граждан в сфере социального туризма.
Исходя из наименования рассматриваемого вида туризма и общих положений о его финансировании, представляется необходимым определить место социального туризма в системе социальной защиты населения. Это позволит установить возможность использования правовых механизмов социальной защиты населения в дальнейшем регулировании социального туризма.
Определение понятия «социальный туризм» строится с использованием легальной дефиниции туризма, который в соответствии с Законом об основах туристской деятельно-
сти представляет собой временные выезды (путешествия) физических лиц с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Как видно, социальному туризму присущи те же цели, что и обычному туризму, хотя прямо законом это не оговаривается.
Для того чтобы определить объем финансирования мероприятий, связанных с социальным туризмом, следует установить, что собой представляют временные выезды (путешествия). По сути, речь идет о туристском продукте, под которым в ст. 1 Закона об основах туристской деятельности понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. В качестве потребительских свойств туристского продукта закон называет программу пребывания, маршрут и условия путешествия, а также средства размещения, условия проживания (место нахождения средства размещения, его категории) и питания, услуги по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, наличие экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также дополнительные услуги.
Стоимость поездок зависит от того, какие именно услуги включены в содержание туристского продукта. Остается неясным вопрос о пределах финансового участия субъектов, на которые возложена обязанность по финансированию социального туризма, о том, какие конкретно услуги должны быть оплачены?
Из определения социального туризма также не понятно, кто может быть социальным туристом, каковы условия и порядок реализации прав граждан в этой сфере.
Поскольку в законе называются только финансовые источники рассматриваемого вида туризма, попытаемся конкретизировать эти положения. Итак, закон устанавливает,
что социальный туризм оплачивается за счет средств бюджета. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) бюджеты городских и сельских поселений.
Средства, заложенные в бюджеты различных уровней, расходуются на реализацию полномочий соответствующих государственных или муниципальных образований. В законодательных актах, определяющих компетенцию указанных образований, прямо об обеспечении финансирования социального туризма не говорится.
Социальный туризм связан с санаторнокурортным лечением (оздоровлением), предусмотренным социальным законодательством. Эта связь выражается в следующем. Одним из видов туризма является лечебно-оздоровительный, или медицинский туризм. Данный вид туризма обусловлен потребностью лечения различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм человека (климатолечение, грязелечение, бальнеолечение и др.) [4]. Также отметим оздоровительную направленность такого вида туризма, под которой обычно понимают восстановление физических и духовных сил человека, поддержание его работоспособности с использованием природно-климатических туристских ресурсов. Кроме того, объекты санаторно-курортного лечения отнесены Законом об основах туристской деятельности к объектам туристской индустрии.
За счет средств бюджета финансируется санаторно-курортное лечение, предоставляемое в рамках государственной социальной помощи, а также в некоторых других случаях.
Так, в ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» [5] предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены семей военнослужащих - граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанные военнослужащие оплачивают 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определены иные условия оплаты. В Положении о службе в органах Внутренних дел РФ, утвержденном постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. [6], аналогичная льгота предусмотрена и в отношении сотрудников органов внутренних дел.
Указанные нормы получили свое развитие в ведомственных нормативных актах: приказе МВД РФ от 25 июля 2002 г. «Об организации в системе МВД России оздоровительного отдыха» [7], а также приказе Минобороны РФ от 3 октября 2001 г. «Об организации в Вооруженных Силах РФ туристских поездок за границу» [8].
Второй источник финансирования социального туризма - это государственные внебюджетные фонды. Статья 13 Бюджетного кодекса РФ [9] определяет государственный внебюджетный фонд как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Отметим, что реализация указанных конституционных прав осуществляется прежде всего в рамках социального страхования.
В ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социаль-
ного страхования» [10] (далее - закон от 16 июля 1999 г.) обязательное социальное страхование определяется как система создаваемых государством различного рода мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными [11], трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию. Основной целью обязательного социального страхования является компенсация утраченного дохода застрахованного лица. Причины, повлекшие изменение материального положения застрахованного, перечисленные в определении, являются страховыми случаями (в законе они не совсем правильно названы страховыми рисками).
Характеризуя значение санаторно-курортного лечения в системе социального страхования, можно выделить три подхода.
Во-первых, санаторно-курортное лечение можно рассматривать как причину дополнительных расходов, вызванных временной нетрудоспособностью лица, т. е. оно является следствием наступления такого страхового случая, как временная нетрудоспособность или инвалидность.
Во-вторых, исходя из определения обязательного социального страхования, приведенного выше, необходимость санаторно-курортного лечения является самостоятельным страховым случаем. Данная позиция наиболее уязвима, поскольку необходимость получения санаторно-курортного лечения не всегда связана с утратой заработка. Это подтверждается и тем, что среди страховых случаев, перечисленных в ст. 7 закона от 16 июля 1999 г., санаторно-курортное лечение не названо.
В-третьих, учитывая принцип сочетания компенсации социального риска с его про-
филактикой [12], санаторно-курортное лечение можно определить как меру, направленную на восстановление и поддержание здоровья, а значит, и возможности застрахованного лица полноценно трудиться и материально себя обеспечивать. Таким образом, необходимость санаторно-курортного лечения не всегда вызвана расстройством здоровья.
Среди видов обеспечения по социальному страхованию названы: пособие на санаторно-курортное лечение, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Анализируя вопросы, связанные с предоставлением такого вида обеспечения, как оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, М.Ю. Федорова справедливо отмечает, что не вполне понятно, какому виду риска соответствует это социально-страховое обеспечение. В законодательстве также отсутствуют четкие условия, при которых застрахованное лицо имеет право на данный вид социально-страхового обеспечения [13]. Пособие на санаторно-курортное лечение предлагается рассматривать не как самостоятельную разновидность пособий по социальному страхованию, а как взаимосвязанное с пособием по временной нетрудоспособности, выступающее либо как основной реабилитационный фактор после перенесенных заболеваний, либо как средство их профилактики [14].
Рассмотрим соотношение этих видов обеспечения по социальному страхованию с социальным туризмом. Ранее мы определили, что туристская поездка минимально должна включать в себя услуги по перевозке и размещению. Пособие на санаторно-курортное лечение призвано компенсировать утраченный заработок в период долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения, т. е. не предполагает оплату туристских услуг, а значит и к социальному туризму имеет весьма отдаленное отношение. Если же в дальнейшем функцией данного пособия будет частичная компенсация расходов на проезд к месту лечения
и обратно, то его можно будет рассматривать в системе социального туризма.
Более близким к понятию социального туризма является такой вид обеспечения, как оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности туристская путевка - это документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности. Вероятнее всего, оплата путевок на санаторно-курортное лечение будет включать в себя оплату проживания, питания, а также определенного набора медицинских услуг. Несмотря на то, что в некоторых случаях действующим законодательством предусмотрена полная оплата путевок, можно вести речь только о частичной оплате туристической поездки, так как по общему правилу проезд должен оплачиваться застрахованным лицом самостоятельно.
Круг лиц, имеющих право на обеспечение данного вида, обозначен как «работники и члены их семей». Анализ постановления Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. [15] позволяет сделать вывод, что к членам семьи в данном случае относятся только дети работников.
Еще одним условием для получения социально-страхового обеспечения такого рода является наличие медицинского заключения, выданного соответствующим учреждением здравоохранения.
Более четко нормы о предоставлении санаторно-курортного лечения прописаны в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [16]. Застрахованным лицом в данном виде страхования является физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
Одним из видов социально-страхового обеспечения названа оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию в
организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях - оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. В данном случае мы можем констатировать полную оплату поездок такого вида.
Иные условия направления граждан на санаторно-курортное лечение предусмотрены в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» [17]. Различия по сравнению с санаторнокурортным лечением, предоставляемым в рамках обязательного социального страхования, можно провести прежде всего по субъектному составу.
Категории граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение в составе набора социальных услуг, перечислены в ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи». Это ветераны и участники Великой Отечественной войны, ветераны иных боевых действий, а также инвалиды.
Еще одной особенностью данного вида отношений по социальному туризму является ограниченный перечень санаторно-курортных объектов туристкой индустрии, который устанавливается Минздравсоцразвития РФ.
В соответствии с приказом Минздрав-соцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. [18] путевки приобретаются Фондом социального страхования РФ и выдаются гражданам, имеющим право на набор социальных услуг, вместе со специальным талоном на право получения бесплатных проездных документов. Таким образом, по формальным признакам санаторно-курортное лечение, предоставляемое в рамках государственной социальной помощи, можно отнести к социальному туризму.
Третьим источником финансирования социального туризма Закон об основах туристской деятельности называет средства работодателей. Среди обязанностей работодателей, закрепленных в ст. 22 Трудового кодек-
са РФ [19], финансирование социального туризма не названо. В ст. 41 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Вероятно, Закон об основах туристской деятельности говорит о возможном финансировании туризма для своих работников крупными предприятиями. Однако отсутствие благоприятных условий такой деятельности, например правовых мер, выражающихся в предоставлении налоговых льгот, не позволяет социальному туризму развиваться на должном уровне.
Анализ действующего законодательства в сфере социального туризма позволяет сделать следующие выводы.
Услуги по проживанию, питанию, получению медицинской помощи и проезду, которые составляют санаторно-курортное лечение, нельзя признать туристским продуктом, так как они не являются комплексом услуг, оказываемых за единую цену. Также в этих правоотношениях отсутствует субъект, выполняющий функции туроператора, поскольку путевки приобретает Фонд социального страхования или работодатель, а проезд граждане организуют самостоятельно.
Статья 10 Закона об основах туристской деятельности предусматривает, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в определенных случаях между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Заказчиком туристского продукта закон называет туриста или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законного представителя несовершеннолетнего туриста.
Между потребителем санаторно-курортных услуг и их поставщиком (санаторнокурортным учреждением) не возникает договорных отношений. Это означает, что лицо, имеющее право на санаторно-курортное ле-
чение, не может воспользоваться правами туриста, вытекающими из договорных правоотношений. Кроме того, социальные туристы фактически лишаются статуса потребителей услуг, что не позволяет им защищать свои права в соответствии с действующим законодательством.
С точки зрения туристского законодательства более правильным является компенсация определенных расходов, которые произвел социальный турист. В этом случае он является субъектом туристских правоотношений с той лишь разницей, что оплату предоставленных ему услуг осуществит другое лицо либо будет произведено возмещение затрат социального туриста.
Закон об основах туристской деятельности определяет, что условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Очевидно, что санаторно-курортная путевка не отвечает таким требованиям. Отсутствие четко закрепленных условий лечебно-оздоровительных поездок не позволяет определить критерии качества предоставленных туристских услуг.
Новое определение социального туризма, в частности конкретизация источников его финансирования, обусловливает необходимость применения как законодательства о туризме, так и социального законодательства. Но сделать это достаточно сложно в силу множества различий между правоотношениями в рамках обычного туризма и социального туризма. Эти правоотношения различаются по отраслевой принадлежности, субъектному составу, основаниям их возникновения и т. д. Однако, на наш взгляд, такое обособление социального туризма, финансируемого за счет бюджетных и социальностраховых средств, не способствует его эффективному развитию.
Средства на финансирование социального туризма выделяются преимущественно из Фонда социального страхования и федерального бюджета.
Единственная цель социально-туристских поездок в нашей стране - лечебно-оздоровительная. Такое ограничение целей социаль-
ного туризма не обосновано, поскольку суть социального туризма заключается прежде всего в вовлечении в туристские отношения как можно большего числа граждан, предоставлении им возможности полноценно отдыхать, познавать новое, знакомиться с памятниками истории, культуры, искусства и т. д.
В соответствии с действующим законодательством круг субъектов социального туризма весьма неоднороден, их можно объединить только по одному признаку - необходимость получения санаторно-курортных услуг.
В международно-правовых актах социальными туристами чаще называются студенты, инвалиды, пенсионеры. Эти категории граждан, как правило, не обладают достаточными средствами для путешествий. По нашему мнению, определять круг социальных туристов только по признаку финансовой состоятельности не совсем правильно. Ограничение возможности путешествовать может быть связано не только с отсутствием денег, но и с определенным состоянием здоровья (инвалиды, лица преклонного возраста). В связи с этим можно сказать, что только выделение денежных средств на социальный туризм не решит проблему. Необходимо создание соответствующих условий для туристических поездок различных категорий граждан. Например, в Германии существуют отели, специально приспособленные для обслуживания лиц с ограниченной подвижностью. Другим примером может служить действующая в мире система молодежных хос-телей - дешевых гостиниц по типу студенческих общежитий [20].
В России отсутствует надлежащее правовое регулирование социального туризма. Можно выразить надежду, что изменение определения данного понятия станет первым шагом на пути создания в этой сфере полноценной законодательной базы. Это позволит эффективно использовать возможности социального туризма не только как меры социальной поддержки, но и как инструмента повышения уровня качества жизни граждан.
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // СЗ
РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491; 2003. - № 2. -Ст. 167; 2004. - № 35. - Ст. 3607.
2. Александрова А.Ю. Международный туризм.
- М.: Аспект Пресс, 2004. - С. 26.
3. См. об этом: Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издат. дом «Герда», 2006. -С. 79.
4. Организация туризма. - Минск: Новое знание, 2006. - С. 32.
5. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. - 1998. -№ 22. - Ст. 2331; 2000. - № 1. - Ст. 12; № 26.
- Ст. 2729; № 33. - Ст. 3348; 2001. - № 31. -Ст. 3173; 2002. - № 19. - Ст. 1794; № 21. -Ст. 1919; 2003. - № 46 (ч. I). - Ст. 4437; 2004.
- № 18. - Ст. 1687; № 30. - Ст. 3089; № 35. -Ст. 3607; 2005. - № 17. - Ст. 1483; Рос. газ. -2005. - 29 декабря; 2006. - 15 февраля, 11 мая, 14 июля; 2007. - 10 января.
6. Постановление Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. «Об утверждении Положения о службе в органах Внутренних дел РФ и текста присяги сотрудника органов Внутренних дел РФ» // СПС «Консультант Плюс».
7. Приказ МВД РФ от 25 июля 2002 г. «Об организации в системе МВД России оздоровительного отдыха» // Рос. газ. - 2002. - 14 августа.
8. Приказ Минобороны РФ от 3 октября 2001 г. «Об организации в Вооруженных силах РФ туристских поездок за границу» // Рос. газ. -
2002. - 11 января.
9. Бюджетный кодекс РФ. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.
10. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3686;
2003. - № 1. - Ст. 5; № 52. - Ст. 5037; 2004. -№ 10. - Ст. 836.
11. С 1 января 2001 г. страхование на случай безработицы не осуществляется, однако соответствующие изменения в закон внесены не были.
12. См. об этом: Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. - Омск: Омский госуни-верситет, 2003. - С. 52.
13. Федорова М.Ю. Указ. соч. - С. 281.
14. Там же. - С. 282.
15. Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей» // Рос. газ. - 2001. - 27 апреля.
16. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // СЗ РФ. - 1998. -№ 31. - Ст. 3803; 1999. - № 29. - Ст. 3702;
2001. - № 44. - Ст. 4152; 2002. - № 1. - Ст. 2; № 48. - Ст. 4737; 2003. - № 17. - Ст. 1554; № 28. - Ст. 2887; № 43. - Ст. 4108; 2004. -№ 35. - Ст. 3607; № 49. - Ст. 4851.
17. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» // СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699; БМТ. - 2000. -№ 6; 2004. - № 35. - Ст. 3607.
18. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2004 г. «Об утверждении Порядка пре-
доставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 7.
19. Трудовой кодекс РФ. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006.
20. Биржаков М.Б. Указ. соч. - С. 80-81.