Научная статья на тему 'Социальный субъект и альтернативность трансформаций социального развития'

Социальный субъект и альтернативность трансформаций социального развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
713
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ / АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / НЕСТАБИЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ВЫБОР / ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ МОДАЛЬНОСТИ / SOCIAL SUBJECT / ALTERNATIVE / SOCIAL PROCESSES / THE UNSTABLE SITUATION / TRANSFORMATION / SELECTION / EPISTEMIC MODALITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таранова Вероника Андреевна

В статье рассматриваются трансформации социального развития с позиции принципа альтернативности. Представляются концептуальные аспекты соотнесения социальных процессов с их направленностью. Показывается, что социальное развитие от интервала настоящего времени может предполагаться как нереализованные в будущем времени альтернативы. В рамках социальных трансформаций раскрывается значимость осуществляемого социальным субъектом выбора альтернативы выступает в качестве объективных законов в контексте общественно-практической деятельности социальных индивидов. Демонстрируется, что социальный субъект, обозначая определённый сегмент развития социума, именно в нём определяет тот спектр возможных сценариев, посредством которых в будущем можно наблюдать развитие современного социума. Цель. Раскрывается роль социального субъекта в трансформациях альтернативного развития социальных процессов. Методы проведения работы: метод единства абстрактного и конкретного, метод аналогии и моделирования, метод системного подхода. Результаты: по результатам исследования определено, что социальный субъект как индивид вне взаимосвязи с другими социальными индивидами вряд ли может существенно повлиять на изменение нестабильных ситуаций в рамках существования социума, на развитие социальной системы, внести позитив в период нестабильности. В подобных критических ситуациях у социального индивида иногда появляются приоритетные мотивы для конструктивного и эффективного решения поставленных задач. Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы в методологии науки, социальной философии и философии времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SUBJECT AND THE ALTERNATIVE NATURE OF THE TRANSFORMATIONS OF SOCIAL DEVELOPMENT

The article considers the transformation of the social development from the position of principle of incompatibility. Shall be submitted to the conceptual aspects of the correlation of the social processes with their orientation. It is shown that the social development of the interval of this time can be assumed as unrealised in the future alternatives. In the framework of the social transformations reveals the importance of ongoing social entity to choose an alternative acts as the objective laws in the context of socio-practical activity of the social individuals. Demonstrates that social subject, indicating a certain segment of the development of the society, that it determines the range of possible scenarios, through which in the future you can watch the development of a modern society. Purpose. Reveals the role of a social actor in transformations of alternative development of social processes. Methods of work: the method of the unity of the abstract and concrete, the analogy method and simulation, the method of systematic approach. Results: the research determined that the social subject as an individual outside of the relationship with other social agents can hardly significantly influence the change of the unstable situations in the framework of the existence of the society, on the development of the social system, to make a positive in a period of instability. In such critical situations, social individual can sometimes appear priority motives for constructive and effective solution of the tasks set. The area of application of the results: the results of the study may be used in the methodology of science, social philosophy and the philosophy of time.

Текст научной работы на тему «Социальный субъект и альтернативность трансформаций социального развития»

УДК 316.3 СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ И АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Таранова В.А.

В статье рассматриваются трансформации социального развития с позиции принципа альтернативности. Представляются концептуальные аспекты соотнесения социальных процессов с их направленностью. Показывается, что социальное развитие от интервала настоящего времени может предполагаться как нереализованные в будущем времени альтернативы. В рамках социальных трансформаций раскрывается значимость осуществляемого социальным субъектом выбора альтернативы выступает в качестве объективных законов в контексте общественно-практической деятельности социальных индивидов. Демонстрируется, что социальный субъект, обозначая определённый сегмент развития социума, именно в нём определяет тот спектр возможных сценариев, посредством которых в будущем можно наблюдать развитие современного социума.

Цель. Раскрывается роль социального субъекта в трансформациях альтернативного развития социальных процессов.

Методы проведения работы: метод единства абстрактного и

конкретного, метод аналогии и моделирования, метод системного подхода.

Результаты: по результатам исследования определено, что социальный субъект как индивид вне взаимосвязи с другими социальными индивидами вряд ли может существенно повлиять на изменение нестабильных ситуаций в рамках существования социума, на развитие социальной системы, внести позитив в период нестабильности. В подобных критических ситуациях у социального

индивида иногда появляются приоритетные мотивы для конструктивного и эффективного решения поставленных задач.

Область применения результатов: результаты исследования могут быть использованы в методологии науки, социальной философии и философии времени.

Ключевые слова: социальный субъект, альтернативность, социальные процессы, нестабильная ситуация, трансформация, выбор, эпистемические модальности.

SOCIAL SUBJECT AND THE ALTERNATIVE NATURE OF THE TRANSFORMATIONS OF SOCIAL DEVELOPMENT

Taranova V.A.

The article considers the transformation of the social development from the position of principle of incompatibility. Shall be submitted to the conceptual aspects of the correlation of the social processes with their orientation. It is shown that the social development of the interval of this time can be assumed as unrealised in the future alternatives. In the framework of the social transformations reveals the importance of ongoing social entity to choose an alternative acts as the objective laws in the context of socio-practical activity of the social individuals. Demonstrates that social subject, indicating a certain segment of the development of the society, that it determines the range of possible scenarios, through which in the future you can watch the development of a modern society.

Purpose. Reveals the role of a social actor in transformations of alternative development of social processes.

Methods of work: the method of the unity of the abstract and concrete, the analogy method and simulation, the method of systematic approach.

Results: the research determined that the social subject as an individual outside of the relationship with other social agents can hardly significantly influence the change of the unstable situations in the framework of the existence of the society, on the development of the social system, to make a positive in a period of instability. In such critical situations, social individual can sometimes appear priority motives for constructive and effective solution of the tasks set.

The area of application of the results: the results of the study may be used in the methodology of science, social philosophy and the philosophy of time

Key words: social subject, alternative, social processes, the unstable situation, transformation, selection, epistemic modalities.

В современной социально-философской литературе достаточно актуальным представляется исследование различных сегментов времени. Подобная ситуация обычно возникает в тех случаях, когда в контексте исследовательских задач появляется проблема не только реконструкции прошлого, но и его соотнесение с настоящим и будущим с учетом социального развития. Выделение области прошлого времени или некоторых сегментов в рамках прошлого демонстрирует то, что в этом сегменте случались исторические события неоднозначные для их оценки по отношению не только к соответствующей системе ценностей прошлого, но и по отношению к оценочному фактору в рамках настоящей социальной реальности. Дискурс идёт о том, что мыслительные конструкции, как воспроизведение некоторых сегментов прошлого времени, не следует понимать только как свершившийся линейный исторический процесс. Если исходить из того, что социальный субъект, соотнося исторические и социальные процессы, концентрирует внимание на интервале настоящего времени, то с этим интервалом будут соотноситься как реализованные, так и нереализованные в прошлом процессы.

В этом случае интервал настоящего времени может рассматриваться как часть реализованных или нереализованных процессов, либо как такой сегмент

цепочки различных социальных событий, которые прошли через него или в нём реализовались, или обозначились как перспективы для будущего альтернативного развития социума. Хотя нельзя не отметить и то, что проблема соотнесения именно исторического процесса с направленностью в будущее в социально-философской литературе является малоразработанной.

Обратим внимание на то, что направленность социальных процессов, впрочем, как и исторических, по отношению к будущему - это всегда изучение социальным субъектом альтернатив, которые могут иметь место и могут не иметь его, могут реализоваться и могут не реализоваться, могут находиться в некотором соотношении, а могут находиться в прямом противопоставлении или противоречии друг с другом. Все эти оттенки социальный субъект как исследователь должен учитывать.

Социальный субъект, обозначая определённый сегмент развития социума, именно в нём определяет тот спектр возможных сценариев, посредством которых в будущем можно наблюдать развитие современного социума. В этой связи нельзя не обратить внимание на то, что общественное развитие от интервала настоящего времени может предполагаться как нереализованные в будущем времени альтернативы. Они имеют направление к различным сценариям будущего с точки зрения их корреляции со значимыми и незначимыми событиями, которые рассматриваются именно в рамках этих альтернатив.

Социальный субъект предполагает альтернативы трансформаций социального процесса как некоторые идеальные конструкции, которые получают своё определение, обозначение и фиксацию, но имеют небольшую степень реализации с учётом их наполненности социальными событиями. Если ситуация принимает некоторые иные формы, то есть степень реализации альтернатив максимально приближается к реальным ситуациям, то следует рассматривать весь сегмент процессов, которые возможно получили начало в прошлом времени, прошли через длительное настоящее и предстали в качестве

альтернатив в отношении будущего. В этом направлении вполне интересны и продуктивны идеи и концепции учёных-философов, которые связаны с концепцией возможных миров, идущей от Г. Лейбница [1]. Особенности применения концепции возможных миров к альтернативным сценариям представляют собой своеобразную конструкцию сегмента будущего времени.

Построение и моделирование социальных процессов в подобных случаях отражает альтернативы социального процесса именно через возможные миры, коррелируя их, с одной стороны, с теми социальными событиями, которые относятся к периоду настоящего времени и, с другой стороны, с точки зрения реализации этих альтернатив как мысленных конструкций в рамках самих возможных миров. Последнее является деятельностью воображения социального субъекта по построению сценариев развития социальных процессов в будущем времени. Отметим, что существует не только определённая сфера или спектр альтернатив, связанных с моделированием социальных процессов, но и такие альтернативные пути, которые предполагают, что исследователь локально фиксирует только две альтернативы в рамках возможных миров.

Подобное выделение обычно связано с теми ситуациями, когда исследователь сталкивается с набором значимых, но противоположных социальных событий, получивших или получающих свою реализацию в различных возможных мирах. Конечно, в этой связи социальные субъекты будут стремиться к тому, чтобы перейти от нестабильной ситуации к некоторому устойчивому состоянию или развитию социума, хотя вполне естественно, что в рамках его трансформации социальные процессы будут протекать через альтернативную деятельность социальных субъектов, руководствующихся различными системами ценностей и идеалов. Последнее является вполне характерной ситуацией для общественного развития.

В рамках социальных трансформаций значимость осуществляемого социальным субъектом выбора альтернативы предполагает, что

функционирующие в рамках социума законы не являются чем-то внешним по отношению к социуму как системе, а выступают действительно в качестве объективных законов в контексте общественно-практической деятельности социальных индивидов. В данном случае, исследователь выходит на проблемы, связанные с законами-тенденциями, аккумулирующими в себе разнообразные действия, стремления, поступки, взаимодействующих в рамках данного социума индивидов.

В подобных ситуациях достаточно интересная проблема, связанная с определением исторической необходимости, фактически превращается в историческую неизбежность. Однако так как в социальных и исторических процессах достаточно большую роль играет фактор случайности, то подобные законы нередко приобретают статистический оттенок и соответственно имеют вероятностный характер. Поэтому следует говорить о том, что при социальном моделировании процессов деятельность социального субъекта, конечно, направлена на изучение и демонстрацию самого механизма выбора определённого пути или перспективы из множества возможных альтернатив. В контексте нестабильных периодов развития общества этих альтернатив естественно становится всё больше и больше, хотя проблема выбора от этого не уходит, а наоборот обостряется.

Появляется необходимость выбора некоторого множества альтернатив, соответствующих именно прогрессивному развитию социума. При этом в нестабильных ситуациях или периодах трансформации социума после их преодоления может появиться и неопределённое количество альтернатив, касающихся иного этапа общественного развития, для которого будут присущи противоречивые, а возможно и хаотические аспекты при характеристике социума как интегрального понятия. В этом смысле подобные альтернативы в рамках нестабильных ситуаций иногда начинают играть приоритетную роль в трансформациях существующего социума.

Обратим внимание на то, что социальный субъект должен добиться адекватной оценки нестабильной ситуации, так как от её интерпретации и

понимания будет зависеть перспектива развития социума в целом. С позиции экстенсиональных факторов - будет предполагаться количество, глубина и значимость тех целей и задач, которые социальный субъект ставит перед собой на пути преодоления кризисных ситуаций.

Социальный субъект как индивид вне взаимосвязи с другими социальными индивидами вряд ли может существенно повлиять на изменение нестабильных ситуаций в рамках существования социума, на развитие социальной системы, внести позитив в период нестабильности. В подобных критических ситуациях у социального индивида иногда появляются приоритетные мотивы для конструктивного и эффективного решения поставленных задач.

В этой связи В.С. Швырёв справедливо отмечал, что «рациональное отношение к миру обязательно предполагает нацеленность на эффективность, на успешность действия. Но сама по себе эффективность, успешность не может ни коим образом рассматриваться как достаточный специфический признак рациональности. Эффективность поведения если она достигается на основе непосредственной инстинктообразной реакции организма, автоматизма сознания, воспроизведение традиционных штампов поведения действия методом «слепого тыка», спонтанных импровизаций не может считаться свидетельством рационального действия. Какие - то удачные находки и решения действительно являющиеся объективными и целесообразными, помогающими успешна решать стоящие перед субъектом деятельности задачи, очень часто создают иллюзию рационального поведения там, где имеют место другие типы ориентации в реальности адекватной к ней адаптации» [2, с. 4243].

В рамках моделирования социальных процессов аналитический подход подразумевает приоритетность синтеза в исследовании альтернативных направлений развития социума и соответствующей темпоральной референции, позволяющей не только раскрыть особенности общественного развития, но и обозначить те особенности рационального конструирования будущего как

спектра альтернатив, реализация которых позволит наметить некоторые сценарии развития социума с позиции их наполненности социальными событиями. Аналитический подход к социальному моделированию позволяет социальному субъекту понять, что именно от его рационального выбора непосредственно будет зависеть развитие социума и направленность тех локальных социальных процессов, которые в нём происходят. Аналитический подход к альтернативам социального развития направлен на изучение самих механизмов выбора из спектра возможных сценариев, которые предполагают осуществление социальных процессов в направленнии к позитивным сценариям в будущем времени. При этом будущее время - это некоторый спектр реализованных возможностей, осознаваемый как нечто значимое, открытое, но неопределённое.

Когда рассматриваются проблемы альтернативной истории и проблемы альтернативности в рамках развития социальных процессов, то исследователь сталкивается с тем, что приходится использовать не только теоретические наработки в области аналитической философии истории, использовать основные принципы и методы диалектической концепции, но и прибегать к иным методам, например, связанным с теорией эпистемических модальностей или теорией игр. В данном случае в терминологический оборот входят термины, которые нечасто используются в русле социально-философского анализа социальных процессов, тем более в тех его аспектах, которые связаны с их социальным моделированием.

Речь идёт об использовании таких понятий как «мнение», «предположение», «достоверность», которые получили своё развитие в рамках неопозитивистских концепциях, тем не менее, широкого распространения в социальном моделировании не получили. В принципе, такая ситуация может иметь различные объяснения.

Использование эпистемических понятий в рамках моделирования социальных процессов вполне соотносится с теми или иными сегментами неопозитивистских концепций, особенно в части верифицируемости различных

социальных событий. Тем более, когда исследователь предполагает аналитическое представление моделирования социальных процессов с позиции их места в общей картине развития социума, то естественно аналитический подход предполагает использование не только эпистемических, но и модальных понятий. И тогда он невольно сталкивается с другой проблемой, а именно с тем, что в рамках подобного эпистемического знания возникает, например, такое достаточно неоднозначное понятие, как «эпистемическая вероятность».

Проблема переносится в сферу соотношения альтернативного, аналитического и вероятностного, причём, если говорится о том, что приоритет отдаётся альтернативным путям развития социальных процессов, то вполне естественно, что подходы к этим альтернативам предполагают, как аналитический, так и вероятностный вариант. С общефилософской точки зрения вполне понятно, что аналитический подход во многом будет связываться как с диалектической концепцией, так и с аналитической концепцией философии истории. Что же касается вероятностного подхода, то возникает целый ряд проблемных ситуаций, связанных с малоразработанностью того терминологического аппарата, который будет эффективен при рассмотрении вероятностных альтернативных сценариев развития истории, исторических процессов, реконструкции этих исторических процессов и, наконец, социального моделирования непосредственно социальных процессов, образующих интегральный характер социума на различных этапах его развития.

В этой связи появляется и такой интересный аспект, который в современных исследованиях по социальной философии не всегда привлекает внимание учёных. Этот аспект связан с достаточно тесной связью между концептами «вероятность» и «смысл». Отметим, что существует ряд концепций, связанных с вероятностно-смысловым пониманием альтернативности исторических и социальных процессов. Подобная ситуация, на наш взгляд, требует специального исследования.

Обратим внимание на то, что такие концепты, как «возможно», «возможно будет», «может быть», «наступит», «предполагает», иногда в русле аналитической философии могут восприниматься в одном ряду понятий, характерных для динамического отображения социальной действительности. Однако, когда речь заходит о сфере вероятностного знания, о сфере вероятностного отношения к альтернативам как по отношению к реконструкции исторических процессов, так и построению сценариев будущего в отношении настоящих социальных процессов, то подобные оттенки могут нести разную долю вероятности.

Поэтому исследователь может столкнуться с тем, что употребление различных терминологических систем или концептуально-семантических оттенков значений различных понятий или концептов может привести к образованию семантического поля, в котором мыслительные конструкции с точки зрения вероятностного конструирования сценариев будущего развития даже могут быть заблокированы. И подобное блокирование альтернатив социального развития происходит даже не потому, что социальный субъект, исходя из реалий современного ему социума и исходя из тех локальных процессов, которые в нём происходят, неправильно определяет перспективы развития социума в будущем.

Дискурс относительно определения наступления вероятности или продолжения социального процесса в будущем как некоторой альтернативы неправильно определяется изначально с точки зрения понимания подобной альтернативы, как необходимого продолжения реального социального процесса, так и с точки зрения того, что исследователь применяет такую систему понятий, в которой достаточно затруднительно представить вероятностную картину будущего времени. Использование в контексте социального моделирования различных эпистемических и модальных концептов иногда может принципиально изменять степень вероятности той или иной альтернативы даже не с точки зрения её наступления или возникновения, а с точки зрения того смысла, который будет вкладываться в эту альтернативу.

Конечно, в рамках социально-философского исследования подобные проблемы возникают потому, что исследователь имеет дело с определённым субъективным восприятием развития исторического процесса, исторической реконструкции и представлением о том будущем времени, которое действительно предполагает ветвящиеся структуры, то есть структуры времени, в которых принцип «ветвления» является одной из базисных характеристик.

Однако подобное субъективное восприятие в рамках социального моделирования относительно вероятностного подхода в некоторой степени может блокироваться тем, что социальный субъект как исследователь должен опираться на цель исследования, на те фрагменты теории социального выбора, которые не только соотносятся с этой целью, но и соответствуют задачам самого исследования. Следует учитывать различные факторы, которые могут повлиять на то, что данная альтернатива будет являться не только вполне достоверной, но и осуществиться в будущем.

Дискурс идет о том, чтобы не только правильно выбрать модальные и эпистемические концепты, но и те факторы, которые непосредственно влияют на конструирование альтернатив в рамках соотношения аналитического и вероятностного подходов к построению сценариев будущего. Среди этих факторов выделяются понимание, оценка, объяснение, достоверность и другие.

Список литературы

1. Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком. Сочинения: в 4-х томах. М., том 1. 1982-1984. 441 с.

2. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. 160 с.

References

1. Leybnits G.V. Perepiska s Klarkom. Sochineniya: v 4-kh tomakh [Correspondence with Clark. Works: in 4 volumes]. M., volume 1. 1982-1984. 441 p.

2. Shvyrev V.S. Ratsional'nost' kak tsennost' kul'tury [Rationality as the value of culture]. M., 2003. 160 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Таранова Вероника Андреевна, аспирант кафедры философии

Таганрогский государственный педагогический институт им. А.П. Чехова ул. Инициативная 50, г. Таганрог, 347936, Россия vitl_2002@list. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Taranova Veronica Andreyevna, graduate student, Department of Philosophy

Taganrog State Pedagogical Institute

50, Initsiativnaya str., Taganrog, 347936, Russia

vitl_2002@list. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.