Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»'

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студентки медицинского колледжа / социальный статус / профориентация
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тихонова Е. Н., Латышевская Н. И., Левченко Н. В., Давыденко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»»

90

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3) https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3

https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕГРУЗОК

Степанова М.И.

Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, Мытищи, Россия

Ключевые слова: школьники; учебные перегрузки; нормативно-методические документы

Актуальность. Образовательные нагрузки (ОН) относят к значимым факторам школьной среды, оказывающим негативное влияние на здоровье учащихся. Стремительная цифро-визация школьного образования, увеличение объёма и разнообразия информации актуализируют необходимость профилактики избыточных ОН и их негативного влияния на здоровье учащихся. Цель: обосновать гигиенические мероприятия, снижающие негативное влияние ОН на функциональное состояние школьников и их здоровье.

Материалы и методы. Ретроспективный анализ нормативных правовых документов, регламентирующих ОН школьников; анализ отечественных и зарубежных работ по влиянию ОН и организации учебного процесса на здоровье школьников.

Результаты. История регламентации ОН школьников показывает, что более 50 лет количественные показатели урочной нагрузки менялись незначительно. Для 5-дневной учебной недели диапазон показателей ОН для 1-11-х классов в 1996 г составлял 20-34 ч, а в 2021 г. — 21-34 ч. Многие годы гигиенические нормативы подготовки домашних заданий оставались неизменными. В 2011 г они были несколько снижены. Обновление учебных планов, как правило, наращивает содержание, оставляя практически неизменным прежние ОН, а попытки снижения ОН на протяжении более 80 лет успеха не имели. Результаты работы позволили предложить реальные способы снижения ОН: использование здоровьесберега-ющих педагогических технологий, эффективность которых имеет доказательную базу; регламентация объёма домашней работы с использованием возможностей её разнообразия и индивидуализации с учётом особенностей учащихся; снижение наполняемости классов для личностно-ориентированного дозирования ОН, включая домашние задания, с учётом учебных возможностей и состояния здоровья учащихся, что одновременно способствует поддержанию безопасных микроклиматических условий, профилактике переутомления детей; включение мониторинга ОН в план производственного контроля для возможности оперативной её коррекции, включая затраты на самоподготовку; повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах здоровьесбережения школьников.

Заключение. Для повышения эффективности надзорных мероприятий Роспотребнадзора и компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики переутомления учащихся и сбережения их здоровья следует использовать МР 2.4. 0331-23 «Методические рекомендации по обеспечению оптимизации образовательной нагрузки в общеобразовательных организациях».

* * *

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОК МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

Тихонова Е.Н., Латышевская Н.И., Левченко Н.В., Давыденко Л.А.

Волгоградский государственный медицинский университет Минздрава России, Волгоград, Россия

Ключевые слова: студентки медицинского колледжа; социальный статус; профориентация

Актуальность. Сохраняется тенденция к уменьшению численности среднего медицинского персонала, несмотря на увеличение выпуска специалистов среднего профессионального звена медицинского профиля. Одной из причин такой ситуации является разочарование в профессии. Цель: определить социальный статус студенток медицинского колледжа как фактор мотивации выбора профессии.

Материалы и методы. В работе использована авторская анкета и проведено анонимное анкетирование. Все респонденты дали добровольное информированное согласие на участие в работе.

Результаты. Большинство респондентов (82,5 ± 0,17%) являются жителями Волгоградской области, при этом 58,7 ± 0,17% от общего числа респондентов являются жителями Волгограда, остальная часть студентов — из сельской местности. Студенты из сельской местности более высоко оценили личную заинтересованность в получении среднего медицинского образования. Важным является и социальный статус родителей, который влияет на получение образования детьми. Так, у 56,3 ± 0,19% респондентов образование матери среднее или среднее специальное. Число студентов, у которых отцы имеют среднее (среднее специальное) образование, — 46,8% опрошенных, высшее — 41,3%. Доля родителей — рабочих оказалась самой значительной: 38,1 ± 0,19% отцов и 52,4 ± 0,17% матерей. Основные мотивы выбора профессии медсестры: востребованность на рынке труда (41,8 ± 0,3%) и возможность оказания медицинской помощи родным и знакомым (44,9 ± 0,3%). Четвёртая часть опрошенных студентов (26,2 ± 0,4%) ответили, что выбирали профессию из-за возможности карьерного роста и возможности реализации своих личностных качеств (милосердие, сострадание и др.). Каждый 5-й респондент поступил в медицинский колледж, уступив желаниям родителей. Это говорит о том, что выпускники школ не всегда способны к самостоятельному принятию решения и в выборе будущей профессии во многом зависят от родителей. Анализ мнения студентов о престижности профессии «среднего медицинского работника» показал, что половина опрошенных студентов (46,8 ± 0,9%) считают профессию среднего медицинского работника престижной. Если бы перед студентами снова стоял выбор профессии, 31,8 ± 0,9% респондентов ответили, что все равно избрали бы эту профессию. Другая часть опрошенных (46,8 ± 0,9%) выбрала бы профессию врача, пятая часть респондентов (21,4 ± 1,1%) допускает выбор профессии, не связанной с медициной.

Заключение. Полученные данные используются при разработке и проведении профориентационной работы с выпускниками общеобразовательных организаций.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.