УДК 81'243
СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС ТВИТТЕР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
© Ольга Викторовна ПУСТОВАЛОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кафедра лингвистики и лингводидактики, аспирант,
e-mail: olser13@mail.ru
Статья посвящена вопросу онлайн-обучения средствами социального сервиса Твиттер. Автор статьи анализирует различные подходы к использованию возможностей Твиттера в процессе обучения иностранным языкам и выделяет преимущества Твиттера при его использовании. В статье также обозначены дидактические свойства и функции Твиттера как инструмента развития речевых умений у студентов.
Ключевые слова: Твиттер; обучение; иностранный язык; дидактические свойства; методические функции.
Социальный микроблогерский сервис Твиттер относится к сервисам веб 2.0. В своей книге Т. О’Рейли определяет Твиттер как интернет-сайт, представляющий собой систему микроблогов. Микроблог - это обычный блог («виртуальный дневник»), только с некоторыми особенностями, которые, в свою очередь, также характерны и для Твиттера:
- одно сообщение не может превышать 140 символов;
- возможность писать через специальные программы;
- возможность отвечать на публикации других людей;
- возможность процитировать другого человека (англ. «retweet»);
- возможность посылать личные сообщения, которые увидите лишь вы и человек, которому вы посылаете сообщение;
- возможность «следовать» за кем-то (follow), т. е. добавить кого-то в список контактов. Легче всего создать список контактов, добавив пользователей со схожими интересами. Вы добавите их, а они добавят вас [1].
Необходимо отметить, что традиционно при описании методического потенциала конкретной интернет-технологии ученые описывают ее дидактические свойства и функции [2-7]. Основываясь на принцип действия Твиттера, его применение и различные исследования его потенциала, мы можем выделить несколько основных дидактических свойств этой информационно-коммуника-ционной интернет-технологии.
Прежде всего, это:
- высокая степень интерактивности ресурса (необходимо «постоянно» быть в Твиттере. (мы употребили наречие «постоянно», естественно, не в прямом смысле, а «постоянно» - это настолько, насколько позволяет пользователю его временной запас);
- лаконичность (ограничение длины сообщения-твита);
- четкая направленность на адресата, служащая для постоянного овладения его вниманием с использованием символа «@»;
- линейность (сообщения располагаются в хронологическом порядке одно под другим) [7];
- нацеленность на сотрудничество;
- контекстность (англ.: “coherence”), т. е. сфокусированность на определенных тематических рубриках, выбираемых пользователями;
- высокая степень информативности ресурса (возможность получать информацию различного рода и из различных источников);
- высокий исследовательский потенциал сервиса;
- возможность публикации [8];
- гипертекстовая структура [9].
Кроме того, в Твиттере наблюдается и
стремительный «размыв» социальных границ: частное, приватное становится общественным, публичным и доступным всем или «для друзей».
Твиттер является одним из наиболее популярных образовательных платформ, основанных на интернет-технологиях веб 2.0. Более того, отличительной особенностью использования Твиттера является публичная
доступность сообщений, появляющихся на твит-ленте, что расширяет «образовательные возможности» данного ресурса [10];
При анализе образовательного потенциала данного сервиса, целесообразно рассматривать службу Твиттера с точки зрения ее коммуникативных характеристик. С. Уил-лер считает, что Твиттер призван заполнить тот пробел, который существует между сервисами электронной почты и интернет-приложениями для передачи мгновенных сообщений [11]. Ряд исследователей коммуникативных возможностей Твиттера указывают, что данный сервис является уникальным, т. к. одновременно сочетает в себе как асинхронный, так и синхронный форматы коммуникации, являясь некой платформой, где оба формата реализуются одновременно. Согласно метафоре, предложенной Томом Барретом: «Твиттер подобен реке, которая постоянно течет». Он также считает, что именно последовательность сообщений, которая выстраивает определенный коммуникативный контекст, представляет особую педагогическую ценность и играет важную роль в образовательных коммуникациях в сети Интернет [12].
Анализ значительного количества литературы подтвердил, что Твиттер вообще стал широко использоваться в образовательных целях. Считаем целесообразным привести несколько примеров.
Вот уже несколько месяцев преподаватель клуба «Сценической речи и ораторского искусства» американского университета Джорджа Мейсона Д. Перри использует Твиттер для оттачивания навыков импровизированного монолога, когда выступающий в течение пяти минут должен связать поступающие обрывками твит-фразы в единый текст для последующего получасового сценического выступления. Пэрри особо выделил то, что Твиттер способствовал изменению динамики урока, как ни одна технология, используемая педагогом до этого.
Дэвид Сильвер, адьюнкт-профессор в университете Сан-Франциско, использует Твиттер на своих занятиях по изучению СМИ. Он пишет, что Твиттер стал одним из главных способов общения в аудитории и даже заменил три технологии при ведении урока. Во-первых, Твиттер заменил список адресатов: годами Сильвер использовал спи-
сок имен, которым регулярно отправлял учебные материалы, темы рефератов, тематические рекламные проспекты, и т. д. Сейчас же для этих целей и чтобы расширить внеаудиторное общение, Сильвер использует Твиттер. Во-вторых, в своей статье Сильвер сообщает, что на его занятиях Твиттер занял место электронной почты: раньше, если появлялось что-то новое по теме, или появлялись дополнительные часы, или менялось место для проведения занятий, он посылал своим студентам сообщения на электронную почту. Теперь, если Сильвер хочет сообщить что-то своим студентам, или студенты - ему, они используют Твиттер. Наконец, раньше студенты Сильвера распечатывали домашние задания, а преподаватель собирал их в коробку, чтобы потом поставить отметки. Сейчас его студенты помещают все выполняемые задания в блоги, выполняют задания в Июкг, загружают видео, публикуют свои работы в процессе выполнения. Затем они пишут об этом в Твиттер, а преподаватель все проверяет и оценивает. Важным моментом здесь является то, что в процессе проверки и оценивания участвуют и преподаватель, и сами студенты [13].
В материалах XVII международной конференции по Социальным сервисам в мировой образовательной практике, авторы статьи «Почему образовательный и исследовательский процессы выигрывают с Веб 2.0?» С. Ульрих и К. Боро описывают свой первый опыт использования Твиттера в обучении иностранному языку в университете в Шанхае. Главной задачей исследования было: рост активного участия студентов на уроках устной и письменной практике по английскому языку. Исследователи делают особый акцент на то, что на востоке образовательная практика, в общем, сводится к передаче знаний преподавателем студентам, нежели формирование студентами собственных представлений, знаний через активное участие в образовательном процессе. Естественно, о выходе за рамки аудиторного обучения, как правило, не приходится говорить. Авторы исследования попросили каждого из студентов создать аккаунт в Твиттере и следовать друг за другом. Студентам было дано задание публиковать минимум 7 твитов в неделю по определенной теме и читать твиты друг друга. У студентов была возможность подго-
товить сообщения и ответы на другие твиты. Ульрих и Боро наблюдали за общением студентов, многим из которых удалось объединиться в сообщества, и провели итоговый опрос, показавший, что Твиттер способствовал активному вовлечению студентов в процесс обучения. К тому же, 94 % студентов утверждали, что заметили улучшение своего английского после обучения с Твиттером. Около половины студентов сказали, что чувствовали себя уверенно в общении даже с носителями языка [14].
Более того, Твиттер дает студентам уникальную возможность войти в «профессиональное сообщество», как называет это
Э. Уэнгер, т. е. при необходимости контактировать с практикующими специалистами, экспертами или просто людьми, очень заинтересованными в той или иной теме [15]. Через Твиттер студенты могут погрузиться в обучение как в «функциональную деятельность, контекст и культуру» той или иной сферы. Дж. Дюнлап и П. Лоуэнтал добавляют, что помимо формирования собственной образовательной сети, студенты имеют возможность получить практически мгновенный ответ от специалистов по интересующей их теме [16].
Еще один опыт использования Твиттера на занятиях в университете Далласа описан в работах М. Ранкин и К. Смит. Чтобы «ввести более личностно-ориентированную технику обучения», педагоги внедрили в занятия Твиттер. Три занятия в неделю остались прежними, а четвертое посвятили «Твиттер-эксперименту». Преподаватель создал свой аккаунт, а каждый студент - свой. Преподаватель дал ссылку на текст по изучаемой теме с заданием студентам поделиться своими впечатлениями, мнениями и вопросами по прочитанному. В течение «Твиттер-встреч» педагоги организовывали контрольные онлайн-тесты. По словам Ранкин и Смит, обсуждения прочитанного в Твиттере были очень продуктивными, использовалось приложение Twitdeck, чтобы выводить твиты на большой экран. В Tweetdeck преподаватель сделала несколько колонок для разных хэштегов, чтобы удачнее следить за ходом беседы. В течении «Твиттер-эксперимента» выяснилось, что наиболее плодотворным, с генерированием особо интересных идей, является обучение с Твиттером в небольших группах [17].
Дальнейший анализ работ, посвященных использованию Твиттера в классе, показал, что согласно опыту М. Эбнер и С. Ленхардт, Твиттер также может быть средством улучшения технологического процесса обучения. Стало очевидным, что большой поток информации приводит к формированию более четких точек зрения, к изменению отношения к той или иной проблеме, к раскрытию внутреннего потенциала студента, к ответственности и самостоятельности обучаемых в учебном процессе [18].
Анализ образовательного потенциала дает возможность представить дидактические свойства и сопутствующие им методические функции сервиса Твиттер, которые должны учитываться при разработке методики обучения иностранному языку посредством Твиттера:
Лаконичность. Ограничение количества печатных знаков (до 140 символов) может служить стимулом для студентов тщательно продумывать содержание, стилистическое, орфографическое и пунктуационное оформление будущего письменного высказывания. Развивает умения написания конспектов, планов, основное «письменное умение журналистов и издателей» - каждое слово - на вес золота.
Публичность. Учитывая то, что содержание конкретного твита может быть доступно любому пользователю Твиттера, данный сервис может использоваться для организации сетевого взаимодействия между обучающимися на иностранном языке и организации внеаудиторной учебной деятельности студентов, направленной на развитие аспектов языка (лексики, грамматики, орфографии), видов речевой деятельности (чтения, письма, аудирования), а также социокультурной и межкультурной компетенций.
Линейность. Текстовая информация (с возможными ссылками на аудио-, видео- и фото-материалы) в Твиттере размещаются в хронологической последовательности посетителями. Твиттер не позволяет вносить изменения и дополнения в ранее опубликованную в сообщениях информацию. Ее можно только удалить. Именно последовательность сообщений, которая выстраивает определенный коммуникативный контекст, представляет особую педагогическую ценность. Такое дидактическое свойство Твиттера позволяет
разрабатывать методики развития речевых умений обучающихся, при которых особая роль будет отводиться индивидуальной работе каждого студента (в рамках педагогической технологии обучения в сотрудничестве) и организации сетевого общения между участниками проекта.
Гипертекстовая структура. В Твиттере существует особая иерархическая связь между частями информации. Это, во-первых, обеспечивает быстрый доступ к аутентичным учебным и справочным ресурсам, программам в любое время; во-вторых, создает дополнительные возможности для свободной навигации по определенной твиттер-страни-це, удобного перехода от одного раздела сервиса к другому, перехода на дополнительные ресурсы сети Интернет по освещаемой тематике. Данная возможность позволит участникам твиттер-обучения делать гиперссылки на твиттер-странички или блоги других пользователей. Все это будет наиболее актуально при развитии умения написания рецензий и обзоров (на книги, фильмы, музыку, выставки и т. д.), а также докладов и сообщений. Такая структура Твиттера служит для обогащения языковой и социокультурной практики обучающихся.
Контекстность. Хэштеги в Твиттере позволяют сфокусироваться на определенных тематических рубриках (как правило. самых популярных и обсуждаемых в мире), выбираемых пользователями. Возможность найти сообщение по определенному слову и наблюдать за деятельностью специалистов по интересующей теме. Данное свойство Твиттера дает возможность встраивания в контекст обучения, в определенное социальное окружение и усиливает чувство сопричастности с глобальным образовательным процессом в целом.
Исследовательский потенциал. Большое количество приложений и служб в Твиттере позволяют студентам применять новые способы в проведении исследований - создают новые структуры организации данных в сети Интернет, новые источники, формы и инструменты запроса информации. Тем самым Твиттер расширяет познавательные способности обучаемых, формирует более широкий взгляд на мир, возможность лучше понять окружающий их мир; развивает навыки критического мышления. Все это вдохновляет
студента быть независимым исследователем, развивая умения самостоятельной учебной деятельности.
1. O'Reilly T., Milstein S. The Twitter Book. N. Y., 2009.
2. Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1. С. 120-133.
3. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
4. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы (окончание) // Иностранные языки в школе. 2012. № 3. С. 2-9.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии
Веб 2.0: социальный сервис вики в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 5. С. 2-8.
6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии
Веб 2.0: социальный сервис подкастов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 6. С. 8-11.
7. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Технологии Веб 2.0: социальный сервис блогов в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 12-18.
8. Leslie S., Landon B. Social software for learning: what is it, why use it? The observatory on borderless higher education. L., 2008.
9. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологи в обучении иностранному языку: теория и практика. М., 2012.
10. Parry D.H. Twitter for Academia // Academ-hack. 2008. URL: http://academhack.outsidethe text.com/home/2008/twitter-for-academia.
11. Wheeler S. Is Twitter the Semantic Web? // Learning with “e”s. 2009. URL: http://steve-wheeler.blogspot.com/2009/03/is-twitter-semantic web.html.
12. Barrett T. Twitter a Teaching and Learning Tool. ICT in My Classroom. 2008. URL: http://tbarrett.edublogs.org/2008/03/29/twitter-a-teaching-and-learning-tool
13. Silver D. This Replaces Those - Twitter In the Classroom. Teaching and Learning in the City Called San Francisco. February 22, 2010. URL: http://silverinsf.blogspot.com/2009/02/this-replaces-those-twitter-in.html
14. Ullrich C., Borau K. Why web 2.0 is good for learning and for research: principles and prototypes. In WWW ’08: Proceeding of the 17th international conference on World Wide Web. N. Y., 2008. P. 705-714.
15. Wenger E. Communities of Practice: Learning, Meaning, and Identity. Cambridge, 2006.
16. Dunlap J., Lowenthal P. Tweeting the Night Away: Using Twitter to Enhance Social Presence // Journal of Information Systems Education. 2009. V. 20. №. 2. P. 129-136.
17. Smith K, Rankin H. The twitter experiment -bringing twitter to the classroom at UT Dallas.
April. 2009. URL: http://kesmit3.blogspot.com/ 2009/04/twitter-experimentbringingtwitterto.html
18. Ebner М., Lienhardt С. Microblogs in higher education - a chance to facilitate informal and process oriented learning // Computers & Education. 2010.
Поступила в редакцию 18.04.2012 г.
UDC 81'243
DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE SKILLS BY MEANS OF SOCIAL SERVICE TWITTER Olga Viktorovna PUSTOVALOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Linguistics and Linguodidactics Department, Post-graduate Student, e-mail: olser13@mail.ru
The article is devoted to the Twitter’s facilities in on-line education. The author analyses different approaches to the Twitter usage in foreign languages teaching and defines Twitter’s positive potential in education process. The article also deals with Twitter’s didactic qualities and functions as serving tools in the development of students’ communicative skills. Key words: Twitter; teaching approach; foreign language; didactic qualities; pedagogical functions.