Р.М. Нуреев
СОЦИАЛЬНЫЙ РЫНОЧНЫЙ ПОРЯДОК В ГЕРМАНИИ: ПУТЬ ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Теория социального рыночного хозяйства
Для формирования рыночной экономики в России необходимо создание институциональных условий, аналогичных «социальному рыночному хозяйству» в Германии. Методологические основы ее были созданы ордо-либеральной «теорией порядка» (В. Ойкен, Ф. Бем, В.Репке, А. Рюстов, Л. Микш, А. Мюллер-Армак). Основными элементами концепции социального рыночного хозяйства являются:
- личная свобода;
- социальная справедливость;
- экономическая дееспособность.
Немецкие экономисты на себе испытали пагубность милитаризации экономики и подавления гражданских свобод. Им предстояло решить дилемму невозможности спонтанного порядка и неприемлемости всепроникающего государственного вмешательства. Необходимо было определить разумные границы и эффективные методы государственного вмешательства в экономику, с одной стороны, и активно защитить свободную рыночную экономику от чрезмерного вмешательства государства, с другой.
Концепция социального рыночного хозяйства формировалась в атмосфере всеобщего хаоса в стране, где старый тоталитарный режим — «централизованно-управляемое хозяйство» — рухнул, а «меновое хозяйство» уже успело предстать в форме анархии и «черного рынка». Германия потеряла четверть своей довоенной территории, была разделена на оккупационные зоны. Производство в начале 1948 г. едва достигало половины уровня 1936 г. Огромные людские потери, деморализованное войной и разрухой население, 12 млн беженцев, изношенный реальный капитал, разрушенная инфраструктура, карточная система и сохранение элементов нацистской системы управле-
© Р.М. Нуреев, 2006
ния — вот далеко не полный перечень бедствий послевоенной Германии. Произошла поистине «потеря старого мира без приобретения нового». Чувство апатии и безысходности толкало к пренебрежению установленными нормами. Порядок был настоятельно необходим. Без него было бы немыслимо никакое возрождение страны. Неудивительно поэтому, что появившаяся в 1930-40-е годы «теория порядка» послужила методологической основой социального рыночного хозяйства в ФРГ.
Социальное рыночное хозяйство возникло как особый тип общественного устройства. Еще Вильгельм Рёпке (1899-1966) выступил не столько против господства государства как такового, сколько против его тоталитарных тенденций (будь то в социалистических или капиталистических одеждах). Поэтому он резко критиковал «фискальный социализм» кейнсианства, считая, что граждане, которые не принадлежат к мощным союзам, оказываются отделенными от принятия судьбоносных решений, то есть от государства. Усиление влияния государства на экономическое развитие страны снова делало актуальным вопрос о том, в чьих интересах работает государственный аппарат, кто контролирует государственную машину. Между тем, первым условием общественной интеграции, с его точки зрения, является свободное государство, в котором повиновение и порядок существуют лишь с согласия граждан. Поддерживать структурные изменения путем содействия приспособлению хозяйствующих субъектов призывал и видный немецкий социолог Александр Рюстов (1885-1963).
Одним из духовных отцов немецкого ордолиберализма по праву считается Вальтер Ойкен (1891-1950). В своем фундаментальном труде «Основы национальной экономики» (1940) он сформулировал чрезвычайно важные положения о взаимозависимости порядков (политического, экономического, социального и правового). В «Основных принципах экономической политики» (работе, изданной уже после его смерти в 1952 году) он выдвинул идею о том, что государство организует рынок, проводя политику порядка. Решающим элементом этого порядка должна стать свободная конкуренция. Эти идеи В. Ойкена развивал его соратник — немецкий правовед Франц Бём (1895-1977). Основное его внимание уделено обоснованию взаимосвязи права и власти. Только сильное правовое государство может стать гарантом эф-
фективной рыночной экономики. Сильное государство — это не такое государство, которое раздает налево и направо многочисленные льготы, а то, которое использует политическую власть для создания условий для честной конкурентной борьбы.
Предстояло решить сложную дилемму невозможности спонтанного рыночного порядка, с одной стороны, и неприемлемости государственного вмешательства — с другой. Поэтому предстояло решить двуединую задачу: определить границы и методы государственного воздействия на экономику страны в таких пределах, чтобы не разрушить основы рыночной экономики сильным государством.
Термин «социальное рыночное хозяйство» был предложен Альфредом Мюллер-Армаком (1900-1978). Будучи руководителем отдела экономической политики Министерства экономики, — того отдела, который отвечал за обоснование общей концепции реформ, — он стремился «поставить рыночное хозяйство на службу социальному». Фактически, он пытался реализовать свои идеи о преодолении разрыва между индивидуализмом и коллективизмом, общественными и государственными институтами, которые он начал разрабатывать еще в 30-е годы.
Это не означает, что взгляды ордо-либералов были абсолютно едины, между ними были заметные различия, которые наглядно представлены в таблице. Однако, тем не менее, эти различия не носили принципиального характера. Классики социально-рыночного хозяйства характеризовали его различные стороны.
Таковы были основные идеи, которые легли в основу политики Людвига Эрхарда (1897-1977).
Практика социального рыночного хозяйства
Реформы Людвига Эрхарда создали предпосылки для воплощения теории социального рыночного хозяйства в германской практике. «Рыночная экономика, — писал Л. Эрхард в своей книге «Полвека размышлений», — оправданна с хозяйственной и нравственной течек зрения только до тех пор, пока она полнее и лучше, чем какая-либо иная форма экономики, обеспечивает оптимальное удовлетворение потребностей всего народа, когда она в максимальной степени наделяет номинальные доходы граждан реальной покупательной способностью».
Спектр неолиберализма
1. Неолиберализм в узком смысле слова — Фридрих А. Хайек: «Обновить классический либерализм!»
2. Ревизия неолиберализма 2.1. Либеральный интер-венцио-низм 2.1.1. Общественно-политический неолиберализм Вильгельма Рёпке: «Укреплять силы общественной интеграции!»
2.1.2. Неолиберализм в рыночной политике Александра Рюстова: «Поддерживать структурные изменения путем содействия приспособлению хозяйствующих субъектов!»
2.1.3. Социальный неолиберализм Альфреда Мюллер-Армака: «Поставить рыночное хозяйство на службу социальному!»
2.2. Ордолиберализм Вальтера Ойкена и Франца Бёма: «Создать и поддерживать конкурентный порядок!»
3. Социальное рыночное хозяйство Людвига Эрхарда: «Систематическая экономическая политика, содействующая свободе!»
Источник: Социальное рыночное хозяйство: истоки, концепция, практика. М., 2001. С. 43.
В августе 1948 г. на съезде Христианской демократической партии (в г. Реклингхайзене) Л. Эрахард провозгласил необходимость создания такой системы хозяйствования, которая смогла бы обеспечить «благосостояние для всех». Социальное-рыночное хозяйство — это особый тип общественного устройства и особый способ мышления. Однако не следует думать, что эти идеи были сразу приняты населением. Для того чтобы благие начинания превратились в реальность, нужно, чтобы были выполнены важнейшие требования, необходимые для проведения эффективной экономической политики:
1. Проводимая политика должна быть понятной гражданам.
2. Политики должны убедить людей в ее правильности.
3. Политика должна быть последовательной.
4. Она должна быть открытой и честной.
5. Должна быть правильно выстроена тактически, т.е. ориентироваться не только на долгосрочный, конечный результат, но и демонстрировать свою убедительность и эффективность в разумные, с точки зрения ожидания населения, временные сроки.
Основы будущих реформ были заложены в секретном меморандуме, который был закончен еще в марте 1944 г. В нем дава-
лась оценка экономической и финансовой системы нацистской Германии в конце войны и намечалась программа перехода от военной экономики к экономике мирного времени.
Промышленное производство в 1946 г. составляло только 33% от уровня 1936 года. Промышленность в это время могла обеспечить каждого немца парой обуви раз в 12 лет, а костюмом раз в 50 лет! Государственный долг составлял 415 млрд марок, а общие размеры необеспеченного товарной массой денежного спроса оценивался в 300 млрд марок. Подлинной денежной единицей стала пачка американских сигарет. За одну пачку «Camel» можно было приобрести полфунта масла, за блок — пару ботинок, а за 300 блоков «Фольксваген». В этих условиях 20 июня 1948 г. была проведена денежная реформа.
Каждый житель получал право обменять 60 марок по курсу 1 к 1. Половину сбережений можно было обменять 1 к 10, а вторую половину 1 к 20. Текущие платежи (зарплата, пенсия, квартплата, обменивались в соотношении 1 к 1), взаимные обязательства предприятий 1 к 10. Все обязательства государства, выраженные в рейхсмарках, аннулировались без всякой компенсации. Монопольное право на выпуск новых банкнот было передано Банку немецких земель. Стратегическая линия Эрхарда состояла в том, чтобы, используя стабилизирующий эффект жесткой денежной реформы, приступить к радикальной перестройке механизма управления экономикой. Важную роль в этом занимали условия для развития рыночной конкуренции и социальные амортизаторы для защиты наиболее слабых.
Минимально необходимая критическая масса рыночных преобразований была осуществлена быстро и комплексно: либерализация цен, отмена многочисленных регламентаций, сковывающих хозяйственную инициативу, переориентация инвестиционных потоков в сферу производства потребительских благ и услуг.
Эрхард умело сочетал концепцию большого скачка и градуа-листский подход. Так контроль над ценами основных продуктов питания был снят лишь в 1957 г. когда была установлена конвертируемость немецкой марки. Были приняты эффективные антиинфляционные меры: блокирование вкладов (было заморожено 70% средств на счетах населения), регулярно публиковались ка-
талоги «уместных цен», учитывающие реальные издержки производства и разумную прибыль, была принята государственная программа продажи «Каждому человеку» необходимых потребительских товаров по сниженным ценам.
Выборы 1953 г., на которых ХДС/ХСС одержали убедительную победу, создали предпосылки для дальнейшего углубления реформ. В результате в 1957 г. удалось провести через Бундестаг «Закон против ограничения конкуренции», который создал дейст-вительные предпосылки для развития малого и среднего бизнеса.
К началу 1960-х гг. ВВП Западной Германии увеличился по сравнению с 1950 г. почти в три раза. Среднегодовые темпы роста экономики составили 10%, а безработица всего 1%. Наиболее ярким критерием эффективность экономической политики государства стали не масштабы ее активности, а конечные результаты развития национальной экономики.
Применение концепции в Германии превзошло все самые радужные прогнозы, однако опасность таилась в сильном государстве. Государственная бюрократия далеко не всегда использует свой руль в нужном направлении. Она часто склонна преувеличивать свою роль в хозяйственном развитии. В результате «порядка» становилось все больше и больше, а «свободы» все меньше и меньше. Появилась опасность превращения рыночной свободы в свободу, направляемую и контролируемую государством. Дело в том, что политика хозяйственного порядка представляла собой альтернативу и чистому либерализму, и плановой экономике, и даже олигархическому капитализму. Важно, однако, чтобы регулирование свободы осуществлялось не сверху, а снизу, чтобы существовала органическая взаимосвязь между свободой, самостоятельностью и ответственностью. Если этот баланс нарушается, то нарастает зависимость людей от государства, а свободные граждане превращаются в послушных подданных. Социальные блага должны быть не дарованы государством, а заработаны самими трудящимися.
Однако в конце 1960-х гг. возникли первые сигналы, свидетельствующие о ревизии социального рыночного хозяйства. Отчасти это было связано с переходом от бурого роста к нормальному экономическому развитию, отчасти — следствием
разбухшего государственного бюджета, отчасти — следствием постоянных требований профсоюзов, выступающих за более быстрый рост заработной платы. В результате возникла спираль «зарплаты-цены», которая не замедлила сказаться на темпах экономического роста.
12 10 8 6 4 2 0
10,2
4,5 4 0
2 7_
г-И гИ
3,1
1,2
0,4
0,7
1961-1970 1971-1980 1981-1990 1991-2000 2001-2005 □ Германия ■ Япония
Темпы роста ВВП в Германии и Японии
(Источники: Economist Intelligence Unit, Deutsche Bank)
1967 г. стал поворотным в экономической политике ФРГ На смену Людвигу Эрхарду пришел Карл Шиллер, который попытался соединить несоединимое — свободу и социализм, конкуренцию и планирование, неолибирализм и неокейнсианство. Новизна заключалась в резком расширении государственного вмешательства в экономику. Его лозунгом стало: «Конкуренция — насколько возможно, планирование — насколько необходимо». Неудивительно, что на смену блоку ХДС/ХСС в 1969 г. пришло правительство социал-демократов, объединившихся со свободными демократами («малая коалиция» — СДПГ и СвДП).
Таким образом, та экономическая политика, которую сам Эр-хард называл социальным рыночным хозяйством, проводилась менее 20 лет — с 1948 по 1967 гг. Именно в течение этого времени и наблюдалось «немецкое чудо». Когда же в конце 1960-х гг. принципы экономической политики Германии подверглись решительной ревизии, то «чудо» окончилось. Эту новую политику если и можно называть «социальным рыночным хозяйством», то обязательно подчеркивая, что она шла во многом вразрез с идеями ордолиберализма и с практикой Эрхарда.