УДК 331
Г.И. Петрова, О.А. Гоманенко
СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК: ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
В настоящей статье внимание сосредоточено на личностных и профессиональных компетенциях социального работника. В ходе эмпирического исследования устанавливается соответствие специалиста современным требованиям общества и профессии.
Ключевые слова: социальная работа, социальный работник, компетентность, компетенции.
В настоящее время наблюдается интенсивное развитие социальной работы как профессиональной деятельности. Этот процесс обусловлен, во-первых, обострением ряда социальных проблем, таких как дифференциация населения, безработица, появление беженцев и вынужденных переселенцев и т.д. Во-вторых, относительной молодостью социальной работы как науки, которая вынуждена одновременно и разрабатывать методологические основы данной области знания, и строить эффективную систему социальной помощи. И, наконец, в-третьих, запросами практики, которые за последние годы претерпели количественные и качественные изменения, что говорит не только о расширении числа нуждающихся в социальной защите, но и об усложнении их проблем. Поэтому, на данном этапе своего развития социальная работа нуждается, прежде всего, в квалифицированных, компетентных специалистах, способных эффективно функционировать в системе социальной защиты и содействовать ее оптимизации для успешного разрешения социальных проблем.
Социальный работник является ключевой фигурой социального взаимодействия. Он играет активную роль в структурировании, программировании и координации действий систем социальной помощи с целью содействия человеку в преодолении трудной жизненной ситуации, поиске своего места в изменяющемся мире, ориентации в новых социальных отношениях и т.д. [9] Достижение данной цели предполагает высокую личностную и профессиональную компетентность специалиста. Тем не менее, до недавнего времени, данной проблеме не уделялось должного внимания [5]. Сейчас же подобная тематика находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных авторов.
Прежде, чем мы обратимся к проблеме личностных и профессиональных компетенций социального работника, поясним некоторые понятия, используемые в данной работе. Под компетентностью мы будем понимать осведомленность, профессиональную грамотность человека, а также знания, опыт в той или иной сфере деятельности. Компетенции же, на наш взгляд, представляют собой компоненты, составляющие компетентности, хотя, зачастую, в словарях данные понятия рассматриваются как синонимы.
На данный момент разработана модель социального работника, включающая конкретные личностные и профессиональные компетенции специалиста [6]. Так, И.А. Зимняя и др. (И. Арановская, М.Д. Ильязова, Л.А. Першина, О.В. Плешакова и др.) в структуре профессиональной компетентности специалиста отмечают следующие аспекты: мотивационный аспект (готовность к профессиональной деятельности); когнитивный аспект (владение знанием содержания компетентности, общая культура, грамотность); поведенческий аспект (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях); ценностно-смысловой аспект (отношение к содержанию компетентности, направленность, ценностные ориентации), регулятивный аспект (эмоционально -волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).
Другие исследователи занимаются выявлением отдельных компонентов профессиональной компетентности социального работника [4, с. 120]. Е.И. Холостова выделяет три группы качеств. Первую группу составляют психофизиологические характеристики - особенности функционирования нервной системы и психики человека, - которые определяют потенциальные или реализуемые способности к профессиональной деятельности. К ним относятся: психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), психические состояния (стресс, апатия, гнев и др.), психические свойства (черты характера). Вторая группа - психологические качества - характеризует профессионала как личность и включает: волевые качества (целеустремленность, решительность, терпеливость, самообладание), интеллектуальные качества (критичность мышления, остроумие, креативность) и др. Третью группу образуют психолого-педагогические качества, определяющие степень привлекательности
© Петрова Г.И., Гоманенко О.А., 2016.
личности. К ним относятся: коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, гибкость и др. [8] Подобной точки зрения на личностные качества социального работника придерживается и Л.Д. Демина [3, с. 110].
Согласно Т.Ю. Базарову, в рамках профессиональной компетентности социального работника, различают: методический компонент (профессиональные умения, специальная компетентность, стремление к самосовершенствованию, профессиональное самосознание, широкий кругозор, творчество, высокий образовательный уровень); организационный компонент (организаторские способности, целенаправленность, уверенность в себе, оперативность, внимательность, тактичность, толерантность); социальный компонент (адаптивность, коммуникативность, эмпатичность, гуманность). Аналогичные компоненты были выделены Н.Н. Гришиной [7].
Т.Д. Шевеленкова особое внимание уделяет эмоциональной стороне личности специалиста. По мнению автора, социальный работник должен обладать такими качествами как: экстравертированность, толерантность, эмпатичность, эмоциональная устойчивость, синергетический характер эмоциональных переживаний, оптимальный уровень тревожности [11, с. 25-32]. Схожий набор личностных характеристик профессионала дает Б.Ю. Шапиро: способность к эмпатии, высокий социальный интеллект, коммуникабельность, открытость, терпеливость, стрессоустойчивость [10, с. 32-43].
В настоящее время существует ряд исследований, посвященных изучению личности социального работника. Так, согласно О.М. Никулиной и Т.А. Юмашевой, профессиональная компетентность социального работника определяется следующими качествами: высокая нормативность поведения, склонность к чрезмерному следованию моральным нормам, общительность, эмоциональная устойчивость, реалистичность в оценке действительности, ориентированность на социальное одобрение, коммуникативная направленность и средний уровень эмпатии. Личность специалиста также характеризует определенный набор качеств: принципиальность, ответственность, коммуникабельность, корректность, высокая эмоциональность, доверчивость, контроль собственного поведения, достаточная степень конформности, способность к радикальным изменениям [6].
Другое исследование, осуществленное Э.Э. Эзиешвили и М.К. Саниной, свидетельствует о приоритетном значении индивидуально-психологических особенностей и коммуникативных способностей специалиста. Среди них были отмечены, как наиболее важные во взаимодействии с клиентами, следующие: коммуникабельность, эмпатичность, ответственность, способность слушать собеседника, откликаться на его просьбы, оказывать реальную помощь [12, с. 14-17].
Определение «ключевых компетенций» социального работника не менее актуально и за рубежом. Так, в Германии, в профиле компетенций социальных работников выделяют два измерения. Первое измерение содержит базовые компетенции, которые позволяют специалистам действовать в различных плоскостях социальной практики. К ним относятся: компетенции вмешательства, определяющие способность эффективно и оперативно действовать в ситуации; компетенции оценки действий, предполагающие способность профессионала оценить собственный практический опыт и опыт коллег; и, наконец, способность размышлять, с целью анализа актуального проблемного поля профессиональной деятельности. Второе измерение включает центральные компетенции, которые характеризуют личность социального работника, а именно: личные компетенции и компетенции отношения (наблюдательность, рефлексивность, эмпатичность, готовность брать на себя ответственность и др.), социальные и коммуникативные (способность к кооперации, сотрудничеству, коммуникативные способности и др.), системные (способность ориентироваться и действовать в социальной системе и др.), организационные (способность планировать, осуществлять и документировать свою деятельность, располагать знаниями в области менеджмента и др.), а также компетенции развития и учебные компетенции (готовность к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, владеть инструментами развития). Помимо перечисленного к центральным относятся компетенции, генерируемые в рамках профессиональной практики: теоретические знания и методические компетенции, компетенции исполнения профессии, культурные и творческие компетенции [13].
В Швейцарии к специалистам в области социальной работы предъявляются следующие требования. Cyril Jäger указывает на две группы компетенций. Первую группу составляют ключевые компетенции, которые характеризуют личность социального работника: профессиональное любопытство, коммуникативные навыки, гибкость, целостное мышление, инициатива и управление собственными ресурсами. Высокое развитие данных качеств способствует их переходу в профессиональные компетенции, которые образуют вторую группу. Здесь различают четыре области компетенций: деловые компетенции (способность понимать и толковать практические случаи); методологические компетенции (способность переносить знания в практическую деятельность); социальные компетенции (способность к сотрудничеству, кооперации, высокая степень эмпатичности, умение строить отношения и др.) и самокомпетенции (рефлексивность и др.) [14].
Совет по образованию США представил следующие профессиональные компетенции социального работника: способность идентифицировать и оценить ситуацию; планировать, осуществлять и оценивать свою деятельность; активно участвовать в создании новых и модифицированных систем услуг; способность к постоянному профессиональному самосовершенствованию; содействовать совершенствованию социальной службы; помогать людям в развитии их способностей к решению проблем; защищать наиболее уязвимых членов общества; способствовать эффективному и гуманному действию систем услуг и их связям с людьми [8].
Таким образом, современное общество предъявляет весьма высокие требования к личностным и профессиональным компетенциям специалиста. Так, в структуре профессиональной компетентности социального работника можно выделить: методический компонент (профессиональные умения, стремление к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, профессиональное самосознание, способность оценить собственный практический опыт и опыт коллег, профессиональное любопытство, способность переносить знания в практическую деятельность, широкий кругозор, творчество, высокий образовательный уровень); организационный компонент (организаторские способности, способность планировать свою деятельность, эффективно и оперативно действовать в ситуации, целенаправленность, уверенность в себе, внимательность, тактичность, толерантность, гибкость); социальный компонент (высокий социальный интеллект, адаптивность, коммуникативность, эмпатичность, гуманность). Личностную компетентность специалиста составляют следующие качества: коммуникабельность, эмпатичность, толерантность, эмоциональная устойчивость, ответственность, высокая нормативность поведения, склонность к чрезмерному следованию моральным нормам, открытость, способность к сотрудничеству, реалистичность в оценке действительности и т.д. Исходя из этого, нам стало интересно, соответствует ли современный социальный работник данным критериям. Ответ на данный вопрос мы получили в ходе эмпирического исследования.
Эмпирическую базу нашего исследования составили 40 респондентов в возрасте от 21 до 59 лет и имеющих трудовой стаж от года до 39 лет. Выявить особенности личности социального работника, нам позволили 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С) и описательные статистики, дающие возможность описать особенности специалистов (рис. 1).
Рис. 1. Описательные статистики
Так, согласно полученным данным, большинство специалистов по социальной работе демонстрируют высокое развитие моральных качеств, развитое чувство долга и ответственности, высокую нормативность поведения и жесткий самоконтроль, совестливость. Специалисты обладают конкретным мышлением, что говорит об ориентации на конкретную реальную деятельность и возможных трудностях, возникающих при решении абстрактных задач. Также отмечаются приверженность традициям, консервативность и склонность к противодействию новым идеям. Социальные работники имеют адекватную самооценку, что позволяет им реально оценивать свои потребности и имеющиеся ресурсы. Кроме того, профессионалы характеризуется целеустремленностью, активностью, деловой направленностью, способностью принимать самостоятельные, неординарные решения, склонностью к проявлению лидерских качеств. Во взаимодействии с окружающими людьми специалисты характеризуются коммуникабельностью и дипломатичностью, терпимостью и эмоциональной выдержанностью. Они легко адаптируются и устанавливают межличностные контакты, открыты и готовы к сотрудничеству. Эмоциональная сфера профессионалов отличается устойчивостью и сдержанностью в проявлении чувств. В то же время они способны сопереживать человеку, доверчивы. Также, данной группе работников свойственна определенная расслабленность, спокойствие и невозмутимость.
Таким образом, приходим к выводу, что современный социальный работник, действительно, большей частью, удовлетворяет перечисленным выше компетенциям. Это свидетельствует о наличии компетентных кадровых ресурсов, способных стимулировать дальнейшее развитие социальной работы, содействовать ее оптимизации, гибко реагировать на изменение потребностей клиентов и быстро адаптироваться к современным социальным реалиям, а, следовательно, качественно оказывать помощь и поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Библиографический список
1. Андрющенко, О.Е. Профессиональное самоопределение студентов-выпускников направления подготовки «Социальная работа»: социологический аспект / О.Е. Андрющенко // Социальная работа в России: тенденции и перспективы. Сборник материалов межд. науч.-практ.конф. в 2 томах (14-15.10.2011 г. Таганрог). - Таганрог, 2011. -Т.1. - 481 с. - С. 302-305.
2.Андрющенко, О.Е. Факторы оптимизации модели социальной защиты населения в современных условиях российского общества / О.Е. Андрющенко // Социальная работа в России: тенденции и перспективы. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Часть 1. - Таганрог: Изд-ль А.Н. Ступин, 2013. - 297 с. - С. 15-19.
3.Базарова, Т.С. Психологические характеристики профессиональной компетентности социального работника / Т.С. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - №5. - С.110.
4.Густова, Е.А. Теоретические и прикладные аспекты становления личностно-профессиональной компетенции социального работника в ВУЗе / Е.А. Густова // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - 2013. - №1. -С.120.
5.Молчанова, Н.В. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 [Электронный ресурс] / Н.В. Молчанова. - М.: 2003. - 150 с. -Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vliyanie-lichnostnykh-kachestv-budushchikh-sotsialnykh-rabotnikov-na-identifikatsiyu-s-klien, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 31.05.2015.).
6.Никулина, О.М. Социально-психологический портрет [Электронный ресурс] / О.М. Никулина, Т.А. Юмашева // Электрон. дан. - Режим доступа: URL: http://do.teleclinica.ru/206254/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 30.04.2015.).
7.Профессиональная компетентность специалиста по социальной работе с семьей [Электронный ресурс] / Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.irbis.vegu.ru/repos/7133/HTML/50.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 30.04.2015.).
8.Теория социальной работы: Учебник [Электронный ресурс] / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. - 334 с. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/view/holostova-ei-teoriya-socialnoy-raboty_dbe6bf16790.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 31.05.2015.).
9.Фирсов, М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Электронный ресурс] / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛА ДОС, 2001. - 432 с. - Режим доступа: М1р://га^сгМ.сотМос/88169355/Фирсов-Теория-социальной-работы, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 31.05.2015.).
10. Шапиро, Б.Ю. Предметно-профессиональная подготовка социальных работников: задачи, содержание, организация / Б.Ю. Шапиро // Социальная работа. - 1992. - №5. - С.32-43.
11. Шевеленкова, Т.Д. О личностной характеристике социального работника / Т.Д. Шевеленкова // Социальная работа. - 1992. - №5. - С.25-32.
12. Эзиешвили, Э.Э. Сущность психологического портрета специалиста по социальной работе / Э.Э. Эзие-швили, М.К. Санина // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №1. - С.14-17.
13. Die professionellen Kompetenzen von Sozialpädagogen/innen/innen. Ein konzeptioneller Rahmen [Электронный ресурс] / Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.vegjd.de/downloads/AIEJ[%20conceptual%20framework_DE.pdf,
свободный. - Загл. с экрана. - Яз. нем. (дата обращения: 15.04.2015.).
14. Jäger, C. Thesis an der Hochschule für Soziale Arbeit [Электронный ресурс] / C. Jäger. - Fachhochschule Nordwestschweiz, 2013. - Режим доступа: http://www.fhnw.ch/ppt/content/work/beziehungen-stationaere-erziehungshüfe/jaeger-cyrü-2013-professioneUe-beziehung-in-der-stationaeren-erziehungshüfe, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. нем. (дата обращения: 18.04.2015.).
ПЕТРОВА ГАЛИНА ИВАНОВНА - магистрант, Волгоградский государственный университет, Россия.
ГОМАНЕНКО ОЛЕСЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, Волгоградский государственный университет, Россия