УДК 159.9
социальный психоанализ как методология
познания человека в современном мире
Федоркина Алла Павловна — доктор философских наук, профессор факультета Национальной безопасности Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС); просп. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; е-mail: fedorkina.aUa@mail.ru
Адекватная оценка траектории развития человека в сегодняшнем мире невозможна без переосмысления теоретических и методологических основ его исследования в новых социальных условиях, влияющих на этот процесс. Современные идеи, представления, взгляды и концепции зарубежных и отечественных учёных дают возможность расширить и углубить традиционные научные представления, позволяют разработать новые направления методологии исследования человека.
Необходимость новых подходов связана с тем, что всё более подтверждается позиция тех учёных, которые предсказывали, что XXI век будет «веком масс и толп». Это произойдёт в результате воздействия средств массовой информации, коммуникации, Интернета, которые повлияют на процессы масси-фикации общества, превращения ин-
дивида в единицу толпы, а человеческих умов — в массовый разум [3]. Это, в свою очередь, создаёт возможность манипулирования человеческой психикой, использования методов внушения, приспособленных к социальным масштабам.
Мы являемся свидетелями развития социальных процессов, влияющих на человека по такому сценарию, когда большие массы людей перемещаются из одних регионов земного шара в другие, когда происходит смешение титульных наций с этническими группами различной культуры и религии. Вследствие этого развиваются процессы хаотиза-ции общества, у отдельных социальных групп возникает стремление доказать силу своих этнических и религиозных предпочтений в крайних формах их проявления в виде террористических актов. Более глубоко понять эти явления помо-
гает не только политический и экономический, но и психологический анализ как самого человека, так и влияющих на него социальных процессов.
Социальные процессы кардинально меняют жизнь значительной части людей в мире. Понимание такого рода процессов связано с определением их сущности. Классическое определение социальных процессов дал П. Сорокин, который определял эти процессы как любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции»; иными словами, как любое изменение изучаемого объекта в течение определённого времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик [4].
В современных исследованиях социальные процессы определяются в большинстве случаев как совокупная
РЕЗЮМЕ
Перспективным направлением анализа человека в современном мире является социальный психоанализ. Методология социального психоанализа предполагает исследование психики как на индивидуальном, так и на групповом, социумном уровне. В этом контексте структура психики рассматривается как состоящая из следующих компонентов: сознание, индивидуальное и коллективное бессознательное, социальное бессознательное, вершинная психология. На уровне социума вершинная психология определяется как духовный слой социальной психики, основа идеологических и духовных ориентиров развития человека в определённой системе социальных координат. Это обусловливает возможность понимания соотношения сознания и бессознательного как структурных компонентов психики, зависящих от гендерных факторов, культуры, религии, расы и социальных условий, характерных для различных исторических эпох.
Концептуальная схема социального психоанализа позволяет рассматривать человека через призму социальных раздражителей и смыслов, выявить причины, движущие силы, механизмы «глубинной» и «вершинной» мотиваций поведения, а также закономерностей взаимодействия бессознательного с другими слоями, уровнями, стратами психики.
На уровне общества методология социального психоанализа позволяет раскрыть глубинные тенденции развития современных общественных процессов, латентную мотивацию поведения различных социальных субъектов, понять природу сдвигов психического в сторону бессознательного, когда на первый план выдвигаются витальные потребности или инстинктивная компонента в определении диспозиции социума. Это позволяет выявить причины иррациональных паттернов поведения людей, скрытые импульсы современных процессов хаотизации, маргинализации, атомизации, эгоцентристской ориентации социальных субъектов.
Ключевые слова: социальный психоанализ, структура социальной психики, сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, социальное бессознательное.
62 АКМЕОЛОГИЯ / ДСМЕОЮОУ 2^2017
деятельность институализированных и неинституализированных субъектов, определяющая общественную жизнь и представляющая собой циклическое, эволюционное развитие.
В качестве факторов, влияющих на социальные процессы, указываются: территория, особенности самого общества, его элементы. Территория определяет исторически складывающиеся границы осуществления социальных процессов, на которые оказывают влияние также климат, ландшафт, географическое расположение.
При всех позициях объяснения социальных процессов важно обратить особое внимание на явно недооцененную современными исследователями психологическую составляющую этих процессов, так как субъектами в них выступают отдельные индивиды, группы, большие социальные общности, имеющие свои особые психологические характеристики. Раскрытие этих характеристик является, на наш взгляд, предпосылкой понимания современного человека.
С этой точки зрения одним из перспективных направлений методологического анализа являются психоаналитические концепции. В их основе лежат представления о структуре психики, главными элементами которой выступают не только сознание, но и бессознательное.
Классическая психоаналитическая концепция З. Фрейда была построена на утверждении, что главным мотивом поведения индивида является бессознательное. Оно теснейшим образом взаимодействует с предсознательны-ми и сознательными слоями психики посредством психоаналитических механизмов вытеснения, сопротивления, сублимирования. При этом важно подчеркнуть, что основоположник теории психоанализа не трактовал бессознательное как антитезис сознания; сознание он также определял как одну из сущностных характеристик психики, как одно из свойств психики, которое может в той или иной мере взаимодействовать с другими её составляющими или вообще отсутствовать. Он наполнил структурные составляющие психики содержанием, разделив её на «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» в большей степени определяется бессознательной структурой психики, «Я» представлено сознанием и связано с внешним миром реальности, «Сверх-Я» вследствие истории своего образования имеет тес-
ную связь с филогенетическим происхождением [6].
Дальнейшее развитие классического психоанализа осуществил К.Г. Юнг. Он выдвинул идею о коллективном бессознательном в структуре психики и применил учение о бессознательном в различных отраслях — в психологии народов, в литературоведении, в искусстве и религии. Он расширил представление о бессознательном и обосновал отличающуюся от классической другую структуру психики. Эта структура, по Юнгу, включает в себя «индивидуальное бессознательное» как совокупность тех психических процессов, которые сами по себе могут достичь сознания, но из-за своей несовместимости с ним подвергались вытеснению и находятся ниже «порога» сознания. Следующая структура — «коллективное бессознательное». Его содержанием являются архетипы как всеобщие априорные системы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддаётся осознанию, и поэтому никакая психоаналитическая техника не поможет «вспомнить» его, так как оно не было вытеснено и не было забыто. Особенность коллективного бессознательного состоит в том, что само по себе оно, по Юнгу, не существует, поскольку является лишь возможностью, которую мы с древних времён унаследовали в виде мнемонических образов [9]. Это — не врождённые представления, а врождённая возможность представлений, априорные идеи, существование которых не может быть установлено иначе, как через опыт их восприятия. Это — психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа, который проявляется при определённых условиях, включая влияние социальных факторов, которые могут «провоцировать» проявления этого бессознательного [9].
Таким образом, Юнг создал новую теоретико-методологическую предпосылку исследования индивида не только с точки зрения изначально заложенных в нём биолого-физиологических качеств, но и при определённых социальных условиях, проявляемых в различных формах восприятия действительности и поведения в результате воздействия окружающей среды. В этом заключалась, на наш взгляд, особая психоаналитическая позиция Юнга, предполагающая объяснение через призму со-
отношения сознания и бессознательного в социальном контексте как результата воздействия социальных процессов. Это была первая предпосылка трансформации психоанализа из его классической формы в социальную, а именно — в социальный психоанализ [9].
В дальнейшем идеи социального психоанализа были развиты последователями психоаналитического направления, которые доказали возможность использования психоанализа для объяснения таких массовидных психологических явлений, как настроение, мнение, социальные представления, групповые формы сознания и многие другие. Индивид в таком контексте становился участником социальных процессов, в которых он проявлялся как представитель определённой социальной группы, отражающей этническую принадлежность, гендерные и другие различия, изначально содержащие свои особые характеристики коллективного бессознательного.
Такой взгляд на человека предполагал, что у отдельных индивидов и народов, цивилизаций и эпох есть свойственный им уровень бессознательного, своя глубинная психология.
Именно в этом направлении развивалось «прикладное» применение идей психоанализа Э. Фроммом, К. Хорни, А. Фрейд, А. Адлером [1; 5; 7; 8] и многими другими учёными, в результате чего в научный оборот вошли новые понятия (в частности такие, как «социальное бессознательное», «социальный характер», «психические болезни общества»). Учёные успешно разрабатывали и использовали психоанализ в качестве методологии познания индивида как представителя конкретной культуры, религии, расы и социальных условий, характерных для различных исторических периодов развития человеческого общества. Менее исследованной в психоаналитической структуре психики осталась её третья составляющая — «Сверх-Я», нашедшая своё воплощение в понятиях «сверхсознание» и «вершинная психология». Эта составляющая играет значительную роль в целостном строении психики.
Впервые понятие «вершинная психология» употребил в 1920-е годы Л.С. Выготский в связи с разработкой методологических основ новой советской психологии, в основу которой он положил идею культурно-исторического развития человека. Как одно из наиболее перспективных направлений этой
науки он назвал вершинную психологию, предметом которой будут выступать «вершины», а не «глубины» личности [2]. Также он называл вершинную психологию психологией смысла, полагая, что развитие будущей российской психологии должно идти именно в этом направлении. Однако по идеологическим причинам эта основополагающая идея Выготского на относительно долгое время была предана забвению. Лишь в конце XX века она в явной форме получила своё воспроизведение в популярном направлении западной психологии — логотерапии В. Франкла. В работе «Человек в поисках смысла» он определил вершинную психологию как психологию смысла жизни, выраженного в мировоззрении, которое делает жизнь осмысленной [2].
Вершинная психология, на наш взгляд, с позиции социального психоанализа может рассматриваться как психология духовного слоя психики не только на уровне отдельного индивида, но и на уровне социума, этноса. Этот слой проявляется в идеологии, религии и других духовных образованиях, передаваемых из поколения в поколение. Тем самым социальный психоанализ как методология включает в поле своего исследования не только глубинные, но и вершинные слои психики, а также и их взаимодействие.
Данный подход позволяет убедиться в актуальности и перспективности анализа психики человека в современных условиях в плане соотношения понятий «психическое», «сознание», «бессознательное», «вершинная психология» и сделать вывод о необходимости анализа человека в парадигме социального психоанализа.
Главный вывод из данного контекста исследования заключается в том, что как бессознательное познаётся через сознание, так и познание сознания (индивида, социума) связано с изучением глубинных и вершинных слоёв психики. Концептуальная схема анализа человека в современном мире, в аспекте социального психоанализа, может быть представлена следующим образом:
1) познание природы сознания (индивида, социума) возможно через раскрытие его взаимосвязей с бессознательным;
2) бессознательное как совокупность явлений и процессов есть многоуровневая система, имеющая свою структуру, «глубины», способы познания и отношение с сознанием;
3) бессознательное также существует как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, который дефи-нируется как «коллективное бессознательное»;
4) бессознательное рассматривается в соотношении не только с индивидуальным, но и с общественным сознанием, с «социальным бессознательным»;
5) социальный психоанализ включает в себя не только исследование «глубин» (личности, социума), но и вершинную психологию как психологию духовности, высшего слоя психики, опосредующего человеческое существование, и ставит вопрос о концепции сознания в парадигме, где оно рассматривается во взаимосвязи с глубинными и вершинными слоями психики.
Представленная концептуальная схема познания человека в современном мире позволяет рассматривать социальный психоанализ как модификацию классического психоанализа применительно к исследованию человека через познание социальных раздражителей и смыслов, выявление причин, движущих сил, механизмов «глубинной» и «вершинной» мотивации поведения субъектов, закономерностей взаимодействия бессознательного с другими слоями, уровнями, стратами психики. С позиций социального психоанализа возможно исследование процессов перехода психики от сознательного к бессознательному, применительно не только к индивидуальному, но и общественному уровню.
Таким образом, социальный психоанализ не ограничивается исследованием только «глубин» личности, социума, но и исследует «Сверх-Я» как «вершинную психологию», психологию духа, духовности, «высшего слоя» психики.
С позиций социального психоанализа историко-психологические корни любой социальной группы, любого этноса, их социальный опыт как основа глубинной психологии (бессознательного) отражаются в некоей «особенности», специфичности его «психологии вершин», в том духовном начале, которое отличало и продолжает отличать один этнос от других. Метод социального психоанализа позволяет обнаружить глубинные тенденции развития современного человека, латентную мотивацию поведения различных социальных субъектов, понять природу сдвигов психики в сторону бессознательного, когда в реальной жизни могут актуализироваться преимущественно «витальные пот-
ребности», инстинктивная компонента в определении диспозиции социума. Набирающие силу процессы хаотизации, маргинализации, атомизации, доминирующей эгоцентристской ориентации в различных сферах общественной жизни препятствуют прогрессивному развитию общества. Использование психоанализа как методологии познания человека в современном мире даёт возможность предостеречь общество от манипулирования сознанием и ставит новую для науки проблему социальной психокоррекции в контексте требований социального прогресса и гуманизации человеческого общества.
ССЫЛКИ
[1]. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. — М.: Изд-во «Когито-центр», 2002. — 320 с.
[2]. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. — М.: Изд-во «Смысл», 2005. — С. 3-28.
[3]. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. — М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996. — 478 с.
[4]. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. — М.: Астрель, 2006. — С. 80.
[5]. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 1993. — 144 с.
[6]. Фрейд З. «Я и Оно». — Харьков: Изд-во «ЭКСМО», 2004. — С. 351-392.
[7]. Фромм Э. Иметь или быть. — М.: Изд-во АСТ, 2014. — 320 с.
[8] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М.: Изд-во «Студия Ардис», 2006. — 187 с.
[9]. Юнг К.Г. «Архетип и символ». — М.: Изд-во «Ренессанс», 1991. — 262 с.
REFERENCES
[1]. Adler A. Essays on individual psychology [Essays in individual psychology]. M.: Publishing House. Kogito-Tsentr, 2002. 320 p.
[2]. Vygotsky L.S. Historical sense of psychological crisis // the Psychology of human development. [Historical sense of psychological crisis // the Psychology of human development]. M.: Izd-vo Sense; 2005. P. 1-28.
[3]. Moscovici S. the Age of crowds. A historical treatise on mass psychology]. M.: Publishing house «Centre of psychology and psychotherapy», 1996. 478 p.
64
АКМЕОЛОГИЯ / ACMEOLOGY 2^2017
[4]. Sorokin P. Social and cultural dynamics [Social and cultural dynamics. SPb]. M.: SPb, 2000.With.80.
[5]. Freud A. Psychology «I» and protective mechanisms [Psychology «I» and protective mechanisms]. M.: Publishing house: «Pedagogika-Press», 1993. 144 p.
[6]. Freud S. Ego and the [Ego and the ID]. Tbilisi:Merani, 1991. P. 351-392.
[7]. Fromm E. To have or to be. [To have or to be]. M.: Publishing house AST, 2014. 320 p.
[8]. Horney K. The Neurotic personality of our time. Publisher [the Neurotic
personality of our time]. M.: Studio Ardis, 2006. 187 p.
[9]. Jung C.G. Archetype and symbol [Archetype and symbol]. Publishing house «Renaissance» SP «IVO-Led», 1991. 262 p.
SOCIAL PSYCHOANALYSYS AS METHODOLOGY OF COGNITION OF A HUMAN BEING IN CONTEMPORARY WORLD
Alla P. Fedorkina — Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Faculty of National Security, Institute of Law and National Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Vernadskogo Prospect, 84, Moscow, 119606, Russia; e-mail: fedorkina.alla@mail.ru
ABSTRACT
A perspective direction of analysis of a human being in contemporary world is social psychoanalysis. Methodology of social psychoanalysis assumes study of psychics both on individual as well as on group and socium levels. In this context structure of psychics is being reviewed as consisting of the following components: consciousness, individual and collective unconscious, social unconscious, apical psychology. On socium level apical psychology is defined as spiritual layer of social psychics, the basis of ideological and spiritual reference points of developing of a human being in certain system of social coordinates. This causes possibility of understanding of ratio of consciousness and unconscious as structure components of psychics, depending also on gender factors, culture, religion, race and social conditions characteristic for different historical epochs.
Conceptual scheme of social psychoanalysis allows viewing a human being through the prism of social irritants and senses, revealing the reasons, driving forces, mechanisms of root and apical motivation of behavior, as well as patterns of interaction of unconscious with other layers, levels, and strata of psychics.
Оn the society level, the methodology of social psychoanalysis allows revealing the profound tendencies of development of modern social processes, latent motivation of behavior of different social subjects, understanding the nature of shifts of psychical to unconscious, when vital necessities or instinctive components to determine socium disposition are being put forward. This allows understanding the reasons of irrational patterns of human behaviour, hidden impulses of modern processes of chaotisation, marginalization, atomization, egocentric orientation of social subjects.
Keywords: social psychoanalysis, structure of social psychics, consciousness, individual unconscious, collective unconscious, social unconscious.