ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УДК 373.1.02
Н. Л. Винниченко, В. В. Обухов
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК МЕХАНИЗМ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматривается возможность сетевого взаимодействия различных социальных институтов в воспитании и социализации молодого поколения в современном российском обществе. Сетевое взаимодействие осуществляется через реализацию Программы воспитания и социализации школьников, которая является основным компонентом Федерального образовательного стандарта общей школы. Механизмом сетевого взаимодействия выступает социальный проект, интегрирующий воспитательные ресурсы социальной среды.
Ключевые слова: программа воспитания и социализации, социальный проект, социальные партнеры воспитания, социально-личностные компетенции школьника, воспитательные ресурсы среды.
Воспитание нового поколения всегда было приоритетным вопросом общества. Долговременные задачи реформирования и модернизации страны требуют объединения усилий всех государственных социальных структур по обеспечению интеллектуального, нравственного, культурного воспитания граждан, преданных Отчизне и готовых обогащать ее потенциал, умножать и защищать ее духовно-нравственные ценности. Идея сохранения и развития России может быть осуществлена не только на основе собственной истории, культуры, духовности, но и при активной интеграции в мировую культуру.
Последние десятилетия развития нашего общества показали, что в социокультурной жизни России произошли кардинальные изменения, которые способствовали созданию принципиально иных условий социализации подрастающего поколения относительно тех, в которых происходила социализация нынешних взрослых поколений. Опираясь на исследования психологического института РАО, А. В. Мудрик констатирует, что «...картина мира современного взрослого и картина мира современного подростка существенно, принципиально во многом различаются между собой. Младшие учатся не только у старших, но в значительной мере младшие учатся у сверстников, и, более того, ситуация такова, что старшие вынуждены учиться у младших, потому что младшие зачастую лучше адаптируются к реалиям» [1].
Это обстоятельство позволяет рассматривать воспитание как социальную проблему. Если общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколе-
ние освоило культурные ценности человечества, а взрослые помогли им в этом, то необходимо искать формы продуктивного взаимодействия, прежде всего педагогов и воспитанников. Но сначала нужно определиться с актуальными направлениями воспитания, с тем, каким же мы хотим видеть современного молодого человека, который будет развивать наше общество дальше в XXI в.
Для реализации этой идеи в последние годы разработаны и приняты важные программные документы как на федеральном, так и местном уровне. Одними из наиболее важных являются Государ -ственная программа развития воспитания и социализации детей в Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Главной идеей Программы, как отмечают специалисты, является «создание единого воспитательного пространства на основе модернизации подходов, приоритетных направлений, современных педагогических и психологических технологий». Программа направлена на укрепление социального партнерства, консолидацию усилий общества и государства, социально ориентированного бизнеса, науки, искусства, конфессий, средств массовой информации, общеобразовательной, профессиональной школы, регионов, органов местного самоуправления, негосударственных организаций в решении актуальных проблем воспитания новых поколений [2].
Очень важным шагом также является включение Программы воспитания и социализации в Федеральный государственный образовательный стан-
дарт (ФГОС) общей школы как основного воспитательного компонента. Особое внимание данному компоненту уделялось ввиду того, что «на протяжении ряда лет в российском обществе все более активно инициируется вопрос о выявлении приоритетов развития воспитания как общенациональной системы, создании условий для эффективной, целенаправленной деятельности всех социальных институтов по воспитанию подрастающих поколений» [3].
Приоритетное значение в Программе имеют идеи социального партнерства на основе социально-педагогической солидарности, проектирования педагогически целесообразных отношений и комфортных сред в социуме, реализации конвенциального подхода к развитию воспитания.
Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, создание условий для полноценной реализации потенциала воспитательного процесса в решении задач консолидации нации, обеспечение конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства, воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширению пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве [3].
На основе воспитательного компонента ФГОС каждое образовательное учреждение должно разработать Программу воспитания и социализации с учетом своих специфических условий, идей и представлений о полноценном разностороннем развитии личности обучающихся. Программа воспитания и социализации охватывает все виды деятельности школьников (учебную, внеучебную и внешкольную), является ядром интеграции всех направлений воспитания и деятельности всех субъектов образовательного пространства.
Содержание воспитания раскрыто в логике интегрированных характеристик основных направлений процесса духовно-нравственного развития: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственно-этической культуры, формирование понятий о нравственности и этических нормах социального взаимодействия; воспитание ценностного отношения к образованию, развитие творческой познавательной активности и культуры умственного труда; воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду и жизни, под-
готовка к сознательному выбору профессии; воспитание физической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; развитие экологической культуры личности, ценностного отношения к природе (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) [4].
По новому определяются результаты воспитания в образовательном учреждении. В Программе они представлены не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно значимых функций (с учетом особенностей возраста), формируемую в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально значимыми ценностями [2]. Важно, чтобы знания, усвоенные детьми на уроке, апробировались детьми на практике, чтобы нравственные нормы, демократические ценности, гуманистический, субъектный подходы определяли качество взаимоотношений педагогов и учащихся в рамках учебного процесса.
Стратегической целью воспитания является обеспечение духовно-нравственного становления личности подростка, его активной созидательной позиции, гражданской идентичности, готовности к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике.
Достижение этой важной и сложной цели требует комплекса механизмов, с помощью которых не только возможна реализация программы воспитания и социализации, но и привлечение социальных партнеров. Партнеры для достижения цели воспитания необходимы, так как развитие социально-личностных компетенций школьников возможно лишь при создании широкого спектра самой разнообразной социальной деятельности. В качестве социальных партнеров образовательное учреждение может привлечь другие образовательные учреждения (разных типов, видов и уровней), учреждения культуры и искусства (музеи, галереи, библиотеки, театры), общественные организации (клубы, ассоциации) и т. п. Механизмом взаимодействия партнеров может стать проект совместной деятельности. Проект может быть долго-
срочным, интегрируя несколько направлений деятельности, а также краткосрочным, охватывающим только одно какое-то дело. Главное, чтобы проект был настоящим делом, вовлекающим школьников в реальную социальную жизнь вместе с другими людьми.
Разные направления воспитательной работы предполагают разработку проектов, сочетающих разнообразные формы деятельности детей. Важно, чтобы разные формы являлись необходимыми условиями для развития сознания школьников, формирования у них привычек и поведения, соответствующих вызовам современного демократического общества.
Развитие содержания гражданского и патриотического воспитания в школе предполагает усиление внимания к формированию у подростков ценностного отношения и интереса к культурноисторическому прошлому России и современной социально-экономической и политической жизни страны, уважения к национальным героям, стремления к реализации активной гражданской позиции в социальной практике, осознанного позитивного отношения к патриотическим ценностям, исполнению гражданского долга, опыта участия в деятельности детских общественных организаций, понимания антигуманной сущности экстремистских группировок и негативного отношения к асоциальным проявлениям, готовности к самостоятельному выбору в пользу демократических ценностей, чувства ответственности за свои поступки.
Актуальной сферой социальных инициатив учащихся основной школы в контексте задач гражданского и патриотического воспитания являются проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории страны, помощи в восстановлении памятников культуры, проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам, изучения и развития этнокультурных традиций, создания музеев историко-краеведческого содержания, проведения трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности [5].
Представляемый на конференциях и семинарах педагогический опыт применения новых технологий воспитания показывает, что проектная деятельность вызывает значительный интерес педагогов. Проектная деятельность как педагогическая технология направлена на развитие самых разных качеств личности школьника и способствует формированию интегративных характеристик. Во многих образовательных учреждениях проектную деятельность рассматривают как инновационный метод, позволяющий модернизировать содержание
учебного материала, но более всего организацию образовательного процесса.
Первоначально чаще всего педагоги обращаются к проектам в учебной деятельности. Формирование компетенций школьника как интегральной характеристики возможно, если он включен в деятельность, которая предусматривает сочетание различных действий и применения знаний разных учебных предметов. Так, на уроках информатики школьники в рамках проектной деятельности разрабатывают электронные оболочки учебников, которыми могут воспользоваться учителя школы, школьные сайты по различным направлениям, отражающие многообразие школьной жизни, макеты буклетов, в которых рассказывается о проходящих событиях. При взаимодействии нескольких школ и вуза может быть разработан проект по объединению электронных ресурсов, которыми могли бы пользоваться жители района, города [6].
На уроках технологии работа на деревообрабатывающих станках превращается в процесс изготовления игрушек для детского сада. Ребята не только вытачивают их из дерева, но и расписывают.
Для формирования диалоговой компетенции только уроков литературы становится недостаточно, возникает идея создания литературной гостиной. Все заседания школьники разрабатывают сами по тем темам, которые вызывают у них интерес, приглашая на диалог с писателями всех желающих.
Выход учебных проектов за пределы учебной деятельности вполне понятен, поскольку у детей и педагогов появляется потребность не только что-то узнать самим, но и представить это другим, услышать оценку людей, посмотреть на их эмоциональный отклик.
Большое число проектов носит групповой или коллективный характер. Такие проекты прежде всего направлены на достижение воспитательных задач. Самое главное в них - развитие инициативы детей, создание условий для их самореализации. Стержневой идеей таких проектов могут быть традиции школы, народа. Подготовка традиционных праздников способствует интеграции пространства образовательного учреждения, поскольку активно участвуют в них большинство детей, педагогов, а также многие родители и другие люди.
При использовании проектной технологии в образовательном процессе педагоги почти сразу начинают понимать, что наиболее эффективной формой совместной деятельности является социальное проектирование. Разрабатывая проекты, направленные на пользу и радость другим людям, школьники острее начинают осознавать важность помощи маленьким детям в детских садах и пожилым людям. Они отмечают, что намного приятнее сделать что-то для других, чем просто для себя. Тем самым
социальные проекты способствуют становлению нравственных позиций в личности школьника, развитию главных человеческих качеств - доброты, милосердия, взаимопомощи и других.
Объединяясь для разработки социального проекта, социальные партнеры формируют сеть, в рамках которой создаются благоприятные условия для самореализации всех участников проекта. Современное воспитание не предполагает ярко выраженных иерархических отношений взрослый - ребенок. Партнеры в проекте выступают на равных, перенимая опыт друг друга, несмотря на разницу в возрасте и статусе. Таким образом, проект является не только механизмом сетевого взаимодействия, но и условием развития педагогически целесообразных гуманных отношений между педагогами и школьниками, родителями и детьми, старшими и младшими. Все это повышает воспитательный потенциал социальной среды, мобилизуя воспитательные ресурсы взаимодействующих социальных институтов.
Обращение к технологии проектной деятельности выявило, кроме положительных сторон, много проблем. Одной из главных проблем является готовность педагога к организации проектной деятельности. Не сразу учитель понимает, что в проектной деятельности нельзя ограничиться только инструкциями, разработанными для выполнения того или иного задания. Самое важное - вызвать интерес школьника к проекту как к творческому акту, стимулировать его инициативу, предоставлять определенную свободу действий. Подготовка к использованию технологии проектной деятельности требует от педагога дополнительных знаний, психологического напряжения, постоянной рефлексии своей деятельности.
Другой проблемой является учет психологической и организационной готовности к проектной
деятельности самого ребенка. Поскольку в ФГОС исследовательский проект предполагается как обязательная деятельность школьника, возникает необходимость постепенной подготовки и включения в эту деятельность школьников. Наиболее самостоятельные и активные школьники включаются в проект сразу и без напряжения. Но достаточно большая категория детей испытывает трудности, связанные с самыми разными причинами. Выявить эти причины диагностическими методами и оказать помощь ребенку должен педагог при помощи психологической службы школы.
Для решения этих проблем педагоги предлагали включать в курсовую подготовку повышения квалификации больше практических форм работы: тренингов, мастер-классов, где бы они получили возможность приобрести необходимые навыки профессиональной деятельности. В качестве мастеров и тренеров предлагается приглашать старшеклассников, которые достаточно хорошо овладевают подобными социальными технологиями в детских общественных организациях, в летних тематических лагерях, школах актива и т. п. Такое взаимодействие создавало бы хорошую базу для социального партнерства школы с разными социальными институтами.
Эффективность реализации содержания воспитания зависит от педагогически обоснованного выбора и системы применения воспитательных технологий, форм совместной деятельности детей и взрослых. Приоритетное значение в основной школе имеют технологии, формы и методы, обеспечивающие пространство самореализации, самодеятельности учащихся, наличие перспектив социального роста, эмоциональность, красочность, событийность школьной жизни - всего, что способствует формированию позитивного социального опыта.
Список литературы
Мудрик А. В. Воспитание в современной России как социальная проблема. URL: http://www.ok.sarscout.ru/index.php7optiorFcom_content &view=article&id=52:1&catid=45: baza&Itemid=54
Дармодехин С. В. Развитие воспитания в современной России / Институт семьи и воспитания. 2009. URL: http://www.niisv.ru/new-section5294
Дармодехин С. В. Воспитательный компонент федеральных государственных образовательных стандартов / Институт семьи и воспитания. 2009. URL: http://www.niisv.ru/newsection5294
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. 2009. № 17. URL: http://www.vestnik.edu.ru/proect.html
Вагнер И. В. Проектирование содержания воспитания школьников в контексте Федерального государственного стандарта общего образования / Институт семьи и воспитания. 2009. URL: http://www.niisv.ru/newsection5294
Румбешта Е. А., Гельфман Э. Г., Ревякина В. И., Винниченко Н. Л. Современный учитель: подготовка, опыт, компетенции // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 2 (46). С. 165-168.
Винниченко Н. Л., кандидат педагогических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: vinnat@yandex.ru
Обухов В. В., доктор физико-математических наук, профессор.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: rector@tspu.edu.ru
Материал поступил в редакцию 17.05.2012.
N. L. Vinnichenko, V. V. Obukhov
SOCIAL PROJECT AS MECHANISM FOR NETWORKING IN IMPLEMENTATION OF EDUCATION PROGRAMME AND SOCIALIZATION OF STUDENTS
The article deals with the possibility of networking in various social education institutions and socialization of young people in contemporary Russian society. Networking is fulfilled through the implementation of programs of education and socialization of students, which is the main component of the overall federal education standards of the school. A social networking project, integrating educational resources of the social environment serve as the mechanism.
Key words: program of education and socialization, social project, social partners in education, social and personal competence of students, educational resources of the environment.
Vinnichenko N. L.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: vinnat@yandex.ru
Obukhov V. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: rector@tspu.edu.ru