УДК 616-082-058:614.255.4
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПАЦИЕНТОВ, ОБРАТИВШИХСЯ В ОТДЕЛЕНИЕ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ
© 2005 г. С. Б. Чолоян, Е. Г. Лукьянова, Н. Ю. Перепелкина
Государственная медицинская академия,
Муниципальная детская городская клиническая больница, г. Оренбург
В статье изложены принципы организации оказания платных медицинских услуг в многопрофильной больнице, освещены правовые и экономические аспекты. Представлен четырехлетний опыт работы отделения платных услуг в муниципальной детской городской клинической больнице города Оренбурга. Проведен анализ объема и видов платных медицинских услуг. Изучен социальный портрет пациентов, получивших платные медицинские услуги. Проанализировано мнение потребителей об уровне доступно сти, качестве услуг и причинах обращения в отделение платных медицинских услуг.
Ключевые слова: многопрофильная больница, пациент, платная медицинская услуга.
В условиях становления рыночных отношений в России при дефиците бюджетного финансирования системы здравоохранения возникает необходимость привлекать и использовать все возможные (не противоречащие действующему законодательству) источники поступления финансовых средств в государственные медицинские учреждения. Одним из направлений реформирования отечественного здравоохранения является установление многоукладное™, формирование рыночных отношений и развитие платных медицинских услуг [1, 5]. Научные исследования, посвященные изучению организации оказания платных медицинских услуг в многопрофильных больницах, являются весьма актуальными.
Для более полного удовлетворения населения медицинской помощью в объемах сверх Программы Государственных гарантий в сентябре 1998 года в муниципальной детской городской клинической больнице (МДГКБ) города Оренбурга создано отделение платных медицинских услуг. Деятельность отделения регламентируется Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации о защите прав потребителей, постановлением Правительства Российской Федерации № 27 от 13.01.1996 года «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», приложением 1 к Приказу Минздравмедпрома России № 109 от
29.03.1996 года «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» [2, 3, 4], постановлением администрации Оренбургской области № 22-п от 31.01.2003 года «Об утверждении территориальной программы Государственных гарантий оказания медицинской помощи населению Оренбургской области на 2003 год», постановлениями Городского совета г. Оренбурга № 57 от
12.11.1996 года «Об организации дополнительных медицинских услуг на территории г. Оренбурга» и № 235 от 24.12.1998 года «О действующих платных услугах, оказываемых населению учреждениями муниципальной системы здравоохранения г. Оренбурга», приказом Управления здравоохранения администрации г. Оренбурга № 317 от 01.09.1998 года «О разрешении оказания платных медицинских услуг муниципальной детской городской клинической больнице».
Для того чтобы отделение платных медицинских услуг полноценно функционировало, следует решить ряд экономических проблем.
• Из-за отсутствия гарантированного объема работ при оказании платных медицинских услуг возникает необходимость более широко использовать сдельную форму оплаты труда.
• Платные услуги должны оказываться во внерабочее время, что позволяет широко использовать бестарифные системы оплаты труда, основанные на объеме или стоимости оказанных услуг.
• При оказании платных услуг труд является более интенсивным, поэтому он должен иметь более высокую оплату в расчете на единицу затраченного времени.
• В связи с высокими требованиями пациентов к услугам, предоставляемым на платной основе, медицинские работники вынуждены затрачивать больше времени и труда на их оказание. Поэтому нормы времени, нагрузки и другие показатели, используемые для расчета расценок, требуют соответствующей корректировки.
Платные медицинские услуги оказываются по инициативе пациентов посредством заключения с ними индивидуального договора, который регламентирует условия и сроки получения медицинской услуги, порядок расчета, права, обязанности и ответственность сторон. Расчет с пациентами осуществляется с применением контрольно-кассовых машин. Цены на медицинские услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оказываемые платные услуги подразделяются на немедицинские (сервисные) и медицинские. В настоящее время на базе МДГКБ оказывается около 500 видов медицинских услуг. Это консультации по 20 специальностям, ультразвуковая и эндоскопическая диагностика, медико-генетическое консультирование, лабораторные исследования, пренатальная диагностика, широкий спектр офтальмологических услуг, в т. ч. контактная коррекцию зрения, стоматологические услуги, лазеро- и физиотерапия, лечебная физкультура и др. Среди уникальных услуг, предлагаемых в МДГКБ, терапия аминокислотами, фармакоакупунктура, компьютерная экспресс-диагностика состояния здоровья по программе «Медискрин», телемедицинское консультирование, которое позволяет получать высококвалифицированную консультативную медицинскую помощь специалистов, работающих в федеральных центрах России.
Телемедицинский центр на базе МДГКБ г. Оренбурга создан в декабре 2000 года. За время его работы проведено 129 телеконсультаций. Структура их отличается преобладанием консультаций по кардиологии — 105 (81,4 %), педиатрии — 17 (13,2 %) и нейрохирургии — 7 (5,4 %). Среди телемедицинских консультаций лидировали обращения в Научный центр сердечно-сосудистой хирургии РАМН им. А. И. Бакулева (81,7 %). Кроме того, проведены консультации с ведущими сотрудниками НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко, Института ревматологии РАМН, клиники детских болезней им. И. М. Сеченова и МНИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ.
Ежедневно в отделение платных медицинских услуг МДГКБ обращается более 60 пациентов. Число посещений в 2003 году составило 16 580. По сравнению с 2002 годом этот показатель увеличился на 2,6 %. Среди всех посещений отделения платных услуг преобладали обращения жителей Оренбурга — 80,4 %, обращения сельских жителей составили
18,1 %, жителей зарубежья (Казахстан, Германия)
— 1,3 %. По возрастному составу преобладали взрослые (64,3 %).
Рассматривая структуру посещений отделения платных медицинских услуг МДГКБ, необходимо отметить, что по сравнению с 2002 годом в структуре «взрослые
— дети» число обратившихся детей увеличилось в 1,3 раза. Так, если в 2001 году удельный вес обратившихся детей составил 10 %, то в 2002-м он увеличился до 28 %, а в 2003 до 36 %.
В 2002 году среди всех видов платных медицинских услуг наиболее востребованными были медико-генетические консультации (4 302 посещения), контактная коррекция зрения (3 066 посещений), стоматологическая помощь (1 358 посещений) и консультации узких специалистов (1 260 посещений).
Для того чтобы создать социальный портрет обратившихся в отделение платных медицинских услуг МДГКБ, был проведен опрос пациентов методом анкетирования. Всего заполнена 61 анкета. В опросе приняли участие 11 мужчин (18 % респондентов) и 50 женщин (82 %). По возрастному составу пациенты распределились следующим образом: до 15 лет — 26 (42,6 %), от 15 до 18 лет — 5 (8,2 %), от 18 до 25 лет — 9 (14,7 %), от 25 до 45 лет — 18 (29,5 %), старше 45 лет — 3 (4,9 %). Большинство респондентов (69,8 %) проживают в Оренбурге, остальные — в сельской местности или других городах.
Из общего количества пациентов, ответивших на анкету, учатся — 23 (37,1 %), работают — 27 (43,5 %), не работают — 11 (19,3 %). Уровень дохода на каждого члена семьи до 800 руб. — у 6 (10,2 %) опрошенных, от 800 до 1300 руб. — у 11 (18,6 %), от 1300 до 1800 руб. — у 10 (16,8 %), от 1800 до 2300 руб. — у 16 (27,1 %), более 2300 руб.
— у 16 (27,1%).
В отделение платных медицинских услуг МДГКБ обратились впервые 45 % респондентов, повторно — 28 %, обращаются регулярно 27 %. Платные услуги в других медицинских учреждениях получали более половины опрошенных. По цели обращения пациенты распределились следующим образом: консультативная помощь — 12 (20 %), диагностические исследования — 18 (30 %), лечение — 30 (50 %). Уровень цен на платные медицинские услуги оценили как высокий 8 (14 %) респондентов, средний — 44 (77 %), низкий — 4 (9 %).
Анализ причин обращений в отделение платных медицинских услуг МДГКБ показал, что лидировали среди них: возможность получить более квалифицированную медицинскую помощь (82 %), недостаточное качество обслуживания по месту жительства (24 %), возможность пройти диагностическое обследование и лечение в более короткие сроки (15 %), отсутствие по месту жительства такого специалиста (11 %), отсутствие по месту жительства такого метода лечения (9 %), отсутствие по месту жительства такого метода исследования (7 %).
В отделение платных услуг наиболее часто обращались за стоматологической помощью — 22 % пациентов, затем за офтальмологической — 16 %, реабилитацией — 9 %, консультациями нефролога — 9 %, ультразвуковой диагностикой — 9 %, гинекологической и отоларингологической помощью — по 6 %. Более 21 % пациентов получили платные медицинские услуги в консультативно-диагностическом отделении МДГКБ.
Результаты анкетирования показали, что источником информации о платных медицинских услугах являются знакомые — 63 % случаев, рекомендации узких специалистов — 22 % и реклама — 15 %. Качеством медицинского обслуживания удовлетворены 100 % респондентов.
Анализ деятельности отделения платных медицинских услуг МДГКБ показал, что число пациентов, обратившихся за медицинской помощью на платной основе, ежегодно увеличивается. Пациенты имеют реальную возможность получить высококвалифицированную медицинскую помощь, включая все виды консультативной и дорогостоящей помощи, в максимально сжатые сроки, что обусловлено многопрофильнос-тью услуг, оказываемых в больнице.
Таким образом, оказание медицинских услуг с использованием новых технологий в объемах сверх Программы Государственных гарантий на платной основе является перспективной формой оказания медицинской помощи населению в многопрофильной больнице.
Список литературы
1. Кадыров Ф. Н. Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении / Ф. Н. Кадыров. — М.: Грантъ, 2003. — 306 с.
2. Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями: Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.96 г. № 27.
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 г. № 5487-1 // Ведо-
мости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19.08.93 г.
4. Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями: Приложение 1 к Приказу Минздравмедпрома России от 29.03.96 г. № 109.
5. Столяр В. Л. Телемедицинские консультации для регионов (Новые возможности медицины и рынок услуг) / В. Л. Столяр, А. И. Сельков, О. А. Атьков // Визуализация в клинике. — 2000. — № 6. — С. 60—61.
6. Тептина Л. А. Научное обоснование новых организационных форм оказания платных услуг населению района крупной агропромышленной области: Автореф. ... канд. мед. наук / Тептина Л. А. — СПб., 2002. — 18 с.
7. Чолоян С. Б. Телемедицинские технологии в работе Муниципальной детской городской клинической больницы г. Оренбурга / С. Б. Чолоян, Е. Г. Лукьянова, Н. Ю. Пе-репелкина, Е. Ф. Судоргина // Сборник научных трудов 1 Российского конгресса «Реабилитационная помощь населению в Российской Федерации». — 2003. — С. 274 — 275.
SOCIAL PORTRAIT OF PATIENTS REFERRING TO DEPARTMENT OF PAID MEDICAL SERVICES OF A MANY-FIELD HOSPITAL
S. B. Choloyan, E. G. Lukyanova, N. Yu. Perepelkina
State Medical Academy, Municipal Children’s City Clinical Hospital, Orenburg
In the article, the principles of organization of paid medical services at a many-field hospital have been described, the legal and economical aspects have been covered. The four-year experience of work of the Department of Paid Medical Services at the Orenburg Municipal Children’s City Clinical Hospital has been presented. The analysis of the volume and kinds of paid medical services has been carried out. The social portrait of patients that were rendered paid medical services has been studied. The consumers’ opinions about the level of accessibility, quality of services and reasons of referral to the Department of Paid Medical Services have been analyzed.
Key words: a many-field hospital, a patient, a paid medical service.