УДК 796.011 Б01: 10.24411/2305-8404-2020-10713
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ОЛИМПИЙЦА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ
И.И. Круглик
Проанализированы идеи олимпизма разного периода в эволюции. Построены модели олимпийца античности, периода кубертеновского олимпизма и современного спортсмена. Представлена авторская концепция социального портрета олимпийца в системе Международного олимпийского движения. Описано влияние идей олимпизма на личность спортсмена под влиянием эволюции олимпизма.
Ключевые слова: Олимпийские игры, система международного олимпийского движения, социальный портрет.
Актуальность изучения эволюционирования социального портрета олимпийца как предмета научного исследования не вызывает сомнения. Научная проблема заключается в том, чтобы отследить влияние идей олимпизма на личность спортсмена. Зарождение олимпизма связано с Древней Грецией, из культуры которой пошел сам культ, провозглашающий, что спорт (состязательность) оказывает мощнейшее влияние на формирование личности спортсмена-олимпийца. Пьер де Кубертен видел в спорте средство, оказывающее влияние на личность, идеи олимпизма выступают в качестве воспитательной среды. Под влиянием эволюции идей олимпизма все время происходило их видоизменение, они «подстраивались» под социокультурные условия своего времени, что не могло не оказывать влияние на саму личность олимпийца [2, 3, 5-8].
Научная проблема исследования. В белорусской историографии отсутствуют работы системного характера изучения эволюционирования социального портрета олимпийца в системе Международного олимпийского движения (МОД) как предмета научного исследования.
Цель исследования: построение социальных моделей олимпийца разного периода формирования идей олимпизма.
Методы исследования: библиографический поиск, анализ и систематизация данных литературных источников, метод историзма, метод сравнения и аналогии.
Результаты исследования и их обсуждение. Социально-культурные особенности Древней Греции отражались в античной культуре, религии, эллинской системе физического воспитания и особенностях античного спорта. Что касается личности олимпионика-античности то это, прежде всего, лучший грек, больше любитель, чем профессионал. Каждый грек считал себя счастливцем, если ему удавалось побывать в Олимпии, не говоря уже об участии в играх, а тем более победе в них. Победитель-
олимпиец получал оливковую ветвь, считалось, что он снискал снисхождение богов, тем самым прославлял он не только себя, но и свой родной полис (современное «город»). «Любимец богов» приравнивался чуть ли не к жителям Олимпа, бессмертным богам. Победа и поражение, по мысли эллинов, были даром богов, выражением их воли и милости. С 540 года до нашей эры стали устанавливать статуи победителей игр. Статуя олимпионика устанавливалась и в родном городе победителя.
Идеалом эллина было гармоничное развитие ума и тела. В олимпийскую программу того времени включались не только состязания атлетов, но и поэтов, философов и т. д. Однако Эллада времен античности не была идеальным местом для раскрытия физических и духовных способностей человека. Участвовать в играх могли только эллины, и никому из чужеземцев не положено было с ними состязаться. Рабы не допускались к играм. Не всякий эллин мог себе позволить участие в играх, он должен был быть богатым. Пример из олимпийской истории: для участия в самом опасном виде олимпийской программы античных игр -«Гонках колесниц» нужно было приобретать резвейших коней и саму колесницу [2, 14, 15].
Социальный портрет олимпийца времен античности. При построении социального портрета олимпийца античности были выбраны такие критерии, как социальная среда, которая оказывала влияние на личность, социальный статус, мировоззрение олимпийца, прикладные навыки и всесторонняя подготовка.
1. Культурно-социальная среда, в которой существует олимпиец.
2. Социальный статус / образ олимпийца. Олимпиец времен античности - это свободнорожденный лучший грек, из своего полиса.
3. Мировоззрение олимпийца, отношение к религии.
4. Прикладные навыки и всесторонняя подготовка (рис. 1).
По мнению П.М. Нестерова (2010), ключевым моментом в истории античных Олимпийских игр следует считать период упадка Олимпии (Ш-1У века н. э.), в это время в качестве новой идеологии в античном обществе утвердилось христианство [14].
Античная традиция проведения Олимпийских игр была необходимой в регуляции межплеменных отношений в античном обществе, это привело к появлению социальной функции, которую выполняли античные игры, - упрочению греческой цивилизации. Античная олимпийская состязательная традиция выполняла еще ряд социокультурных функций -воспитательную, интегрирующую, миротворческую, социального ранжирования и укрепления групповой солидарности.
Древнегреческая олимпийская педагогика характеризуется сле -дующими чертами: 1 ) государственный подход к воспитанию и образованию; 2) агонистика в процессе обучения и воспитания; 3) представления о гармоничном человеке.
СОЦИАЛЬНЫМ ПОРТРЕТ ОЛИМПИИЦА (АТЛЕТА) ВРЕМЕН АНТИЧНОСТИ
тт
-Л I-
Культурно-социальная среда в которой существует олимпиец
-и
Социальный статус / образ олимпийца
и ь
Мировоззрение щлимпийца, отношение к религии
Прикладные навыки и всесторонняя подготовка
Л У
Л У
Л У
Л У-
Современным людям трудно понять человека античности, так как он жил в особой среде, не было машин, магазинов, Интернета и многого другого, без чего современному человеку трудно представить свою жизнь. Для того чтобы существовать, ему нужно охотиться, добывая себе пищу, защищать себя самостоятельно
Олимпиец времен античности - это свободнорожденный лучший грек из своего полиса. Больше любитель, чем профессионал. Каждый грек считал себя счастливцем, если ему удавалось побывать в Олимпии, не говоря уже об участии в играх, а тем более победе в них
тгг
Победитель-олимпиец в античности получал оливковую ветвь, считалось, что он снискал снисхождение богов, тем самым прославляя не только себя, но и свой родной полис (современное «город»). «Любимец богов» приравнивался, чуть ли не к жителям Олимпа, бессмертным богам. Победа и поражение, по философской мысли эллинов, были даром богов, выражением их воли и милости
Олимпийцу античности для того чтобы существовать нужно охотиться, добывать себе пищу, защищать себя самостоятельно. Соответственно, ему приходилось бегать, прыгать, лазать и метать, плавать и стрелять. Эти прикладные навыки были просто необходимыми для выживания во времена античности
Рис. 1. Социальный портрет олимпийца времен античности
Период борьбы Спарты и Афин за первенство в Элладе закончился Римскими завоеваниями. В период Римского владычества первенство на олимпийской арене переходит к эллинистическим городам восточно-римских провинций. Греческие игры напоминали эллинам о независимости Эллады, римская эпоха заботилась о том, чтобы гимнастика и агонистика эллинов не распространяла своего влияния. Упадок античной культуры привел к прекращению античных Олимпийских игр.
В эпоху Средневековья христианские церковники жестоко преследовали тех людей, которые пытались вспоминать не только Олимпийские игры, но и всю античную культуру, инквизиторы подвергали их пыткам и казням.
По мере упадка Эллады изменились и олимпийские традиции. Из состязаний, благословляемых богами (самым сильным эллинам должны были достаться все почести), они превратились в состязания богатых и бедных. В эпоху главенства в Элладе Римской империи наравне с эллинами могли состязаться и римляне [2, 13, 14].
Имя Пьер де Кубертен навечно вписано в олимпийскую историю. Этот человек, используя спорт как средство влияния на личность и общество, сформулировал основу олимпийской философии под названием «Олимпизм». С его именем связано возрождение Олимпийских игр современности, реформирование системы образования и воспитания с помощью спорта. Кубертеном были сформулированы положения, которые можно считать «Кубертеновской моделью идеала олимпийца», то есть те качества характера и основы поведения, которыми он должен обладать.
Наиболее полно педагогические идеи Кубертена изучены в исследовании Г.М. Аксенова (2003) «Педагогические идеи Кубертена и их современное значение». Автором проведен анализ деятельности Кубертена, изучены основные педагогические идеи, выявлено современное значение идей Кубертена и возможности их использования для подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта [1].
Кубертен считал, что занятия спортом должны быть объединены с культурой и образованием, в его понимании спорт - это средство влияния на личность. Особенно важное значение Кубертен придавал обоснованию ценности спорта не только для физической подготовленности и здоровья, но также и для совершенствования интеллектуальных, нравственных, эстетических и других способностей личности, для человека во всех его аспектах и отношениях. Он доказывал, что спорт способен формировать «характер и укреплять нравственные силы», а также инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям», а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но и «гармоничному развитию взрослого человека». Кубертен видел спорт и спортсмена глазами творца. Он ратовал за объединение духовного и физического в одной личности, видел спортсмена-любителя, не получающего гонорар за свое выступление, видел объединение спорта с наукой, культурой, искусством. Принцип любительства в спорте был ключевым в концепции кубертеновского олимпизма. Кубертен был против каких-либо поощрений занятий спортом, то есть он поддерживал бескорыстный спорт. Пьер де Кубертен отмечал, что спортсмен не должен стремиться к установлению рекорда, к победе любым способом. Он должен соревноваться честно, проявлять благородное поведение в соперничестве в духе честного соревнования. Ключевой идеей Кубертена и наиболее важной, по мнению автора статьи, было использование спорта как средства укрепления мира между нациями и установления международного взаимопонимания [5-8, 15, 16].
Кубертеновская идеализированная модель олимпийца:
1. Культурно-социальная среда, в которой существует олимпиец.
2. Социальный статус / образ олимпийца.
3. Мировоззрение олимпийца, отношение к религии.
4. Прикладные навыки и всесторонняя подготовка (рис. 2).
КУБЕРТЕНОВСКАЯ ИДЕАЛИЗИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОЛИМПИИЦА
Культурно-социальная среда, в которой существует олимпиец
Мировоззрение олимпийца, отношение к религии
Прикладные
навыки и всесторонняя подготовка
Кубертен ратовал за объединение спорта с культурой, наукой и искусством
«Кубертеновский олимпиец» должен быть любителем, всесторонне гармонично развитым, ориентированным на достижения спортивных целей и результатов только честным способом. Олимпиец должен быть настроен на бесконечное самосовершенствование
Пьер де Кубертен не поддерживал материальных поощрений занятий спортом. Эти положения подтверждают принцип бескорыстности. Использование занятий спортом для достижения любых неспортивных целей несовместимо с идеей олимпизма. Он отмечал, что спортсмен не должен стремиться к установлению рекорда, к победе любым способом
Кубертен придавал значение обоснованию ценности спорта не только для физической подготовленности и здоровья, но также и для совершенствования интеллектуальных, нравственных, эстетических и других способностей личности, для человека во всех его аспектах и отношениях. Он доказывал, что спорт способен формировать «характер и укреплять нравственные силы», а также инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям», а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но и «гармоничному развитию взрослого человека»
Рис. 2. Кубертеновская идеализированная модель олимпийца
Концепция кубертеновского олимпизма за время развития спорта значительно видоизменилась, потеряли свое значения многие ее стержневые положения (принцип любительства, кубертеновский идеал
атлета и др.). Олимпийское движение на посткубертеновском периоде развития олимпизма столкнулось с массой современных проблем (вызовов) (политизация олимпийских игр, национализм, расизм, коммерциализация и профессионализация, допинг, маскулинизация, насилие, дискриминации в спорте и др.).
Социальный портрет современного спортсмена-олимпийца (рис. 3).
Рис. 3. Социальный портрет современного спортсмена
«Олимпийца»
Современный спорт профессионализирован, о любительстве и речи быть не может. Спортсмены зарабатывают огромные гонорары. Встречается масса примеров, нарушающих Олимпийскую хартию и основные принципы честного соперничества. Существенно расширилась программа игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр [11-13]. Из различных других социокультурных течений появились «вызовы» олимпийскому движению. Ключевыми из них можно считать следующие: политизация Олимпийских игр, национализм, расизм, коммерциализация и профессионализация, допинг, маскулинизация женского спорта, насилие, дискриминации в спорте, коррупция, терроризм и др.). Они находятся за пределами олимпийского движения и всегда в противоборстве с идеями и принципами олимпизма [3, 4, 9, 10, 17].
Таким образом, проведен социальный анализ идей олимпизма в разные периоды их эволюции, построены социальные модели социального портрета олимпийца античности, периода кубертеновского олимпизма и современного спортсмена. Представлена авторская концепция социального портрета олимпийца в системе Международного олимпийского движения, описано влияние идей олимпизма на личность самого спортсмена под влиянием эволюции олимпизма.
Список литературы
1. Аксенов Г.М. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение: автореф. дис. ... канд. пед. наук М., 2003. 23 с.
2. Бубка С.Н. Олимпийский спорт: древнегреческое наследие и современное состояние: дис. ... д-ра наук по физ. воспит. и спорту. Киев, 2013. 498 с.
3. Быховская И.М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований: коллект. монография. М.: Смысл, 2010. 640 с.
4. Визитей Н.Н. Социология спорта: курс лекций. Киев: Олимп. лит., 2005. 247 с.
5. Круглик И.И., Круглик И.П., Курамшин Ю.Ф. Основные «Вызовы» олимпийскому движению и актуализация термина «Олимпийская политика» // Спорт, человек, здоровье: материалы VIII Междунар. конгресса / под ред. В.А. Таймазова. СПб.: Изд-во СПбУ, 2017. С 33-35.
6. Круглик И.И., Курамшин Ю.Ф., Круглик И.П. Кубертеновский идеализм спорта и современные реалии спорта // Олимпизм: истоки, традиции и современность: сб. статей Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Воронеж: Научная книга, 2015. С. 239-248.
7. Круглик И.И., Курамшин Ю.Ф., Круглик И.П. Современный спорт и олимпизм - совместимы ли эти понятия? // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XX Междунар. конгресса: в 2 ч. Ч. 1. СПб.: Издат. центр Политехн. унив., 2016. С. 274-278.
8. Кубертен П. Олимпийские мемуары // Киев: Олимп. лит., 1997.
180 с.
9. Кыласов А.В. Окольцованный спорт. М.: АИРО-XXI, 2010. 326 с.
10. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 272 с.
11. Мельникова Н.Ю. История Игр Олимпиад (1896-2012 гг.): монография. М.: Смоленск. гор. тип., 2014. 152 с.
12. Мельникова Н.Ю. История Олимпийских зимних игр (19242014 гг.): монография. М.: Смоленск. гор. тип., 2014. 126 с.
13. Мельникова Н.Ю. Олимпийские традиции: история и современность: монография. М.: Смоленск. гор. тип., 2014. 120 с.
14. Нестеров П.В. Античные олимпийские игры в период упадка Олимпии как отражение древнегреческой идеологии и педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2010. 21 с.
15. Столяров В. Идеи Кубертена, имеют ли они ценность в настоящее время? // Наука в олимпийском спорте. 2013. № 3. С. 16-21.
16. Столяров В.И. Философия спорта и телесности человека: монография. М.: Университет. кн., 2011. 766 с.
17. Суник А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. М.: Совет. спорт, 2004. 764 с.
Круглик Иван Иванович, канд. пед. наук, доц., kruglik.ivan@mail.ru, Республика Беларусь, Минск, Российский государственный социальный университет (филиала в г. Минске)
SOCIAL PORTRAIT OF THE OLYMPICIANIN THE SYSTEM OF THE INTERNATIONAL OLYMPIC MOVEMENT
I.I. Kruglik
The ideas of Olympism of different periods of their evolution are analyzed. Models of a social portrait of an Olympian of antiquity, the period of Coubertin Olympism and a modern athlete are built. The author's concept of the social portrait of the Olympian in the system of the International Olympic Movement is presented. The influence of the ideas of Olympism on the personality of an athlete under the influence of the evolution of Olympism is described.
Key words: Olympic games, system of the international Olympic movement, social
portrait.
Kruglik Ivan Ivanovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, kruglik. ivan@,mail. ru, Republic of Belarus, Minsk, Russian State Social University (branch in Minsk)
References
1. Aksenov G.M. Pedagogicheskie idei Kubertena i ih sovremennoe znachenie [Coubertin's pedagogical ideas and their modern significance]: author. dis. ... cand. ped Sciences M., 2003. 23 p.
2. Bubka S.N. Olimpijskij sport: drevnegrecheskoe nasledie i sovremennoe sostoyanie [Olympic sports: ancient greek heritage and current status]: dis. ... doctor of science in phys. educate and sports. Kiev, 2013. 498 p.
3. Byhovskaya I.M. Sport v sovremennom mire: sociokul'turnyj analiz i social'naya praktika [Sport in the modern world: sociocultural analysis and social practice] // Kul'turologiya: fundamental'nye osnovaniya prikladnyh issledovanij [Culturology: fundamental foundations of applied research: collection]: monograph. M.: Sense, 2010. 640 p.
4. Vizitej N.N. Sociologiya sporta [Sociology of Sport]: a course of lectures. Kiev: Olympus. lit., 2005. 247 p.
5. Kruglik I.I., Kruglik I.P., Kuramshin Yu.F. Osnovnye «Vyzovy» olimpijskomu dvizheniyu i aktualizaciya termina «Olimpijskaya politika» [The main "Challenges" to the Olympic movement and the actualization of the term "Olympic politics"] // Sport, people, health: materials of the VIII Intern. congress / ed. V.A. Taymazova. SPb.: Publishing house of SPbU, 2017. P. 33-35.
6. Kruglik I.I., Kuramshin Yu.F., Kruglik I.P. Kubertenovskij idealizm sporta i sovremennye realii sporta [Coubertin's idealism of sports and modern realities of sports] // Olympism: origins, traditions and modernity: collection of books. Vseros articles. scientific-practical conf. from int. participation. Voronezh: Scientific Book, 2015. P. 239-248.
7. Kruglik I.I., Kuramshin Yu.F., Kruglik I.P. Sovremennyj sport i olimpizm -sovmestimy li eti ponyatiya? [Modern sport and Olympism - are these concepts compatible?] // Olympic sports and sports for all: materials of the XX Intern. Congress: at 2 h. Part 1. St. Petersburg: Izdat. Polytechnic Center. Univ., 2016. P. 274-278.
8. Kuberten P. Olimpijskie memuary [Olympic memoirs] // Kiev: Olympus. lit., 1997. 180 p.
9. Kylasov A.V. Okol'covannyj sport [Ringed sport]. M.: AIRO-XXI, 2010. 326 p.
10. Lubysheva L.I. Sociologiya fizicheskoj kul'tury i sporta [Sociology of physical culture and sports]: textbook. allowance. M.: Academy, 2010. 272 p.
11. Mel'nikova N.Yu. Istoriya Igr Olimpiad (1896-2012 gg.) [History of the Olympics Games (1896-2012)]: a monograph. M.: Smolensk. mountains typ., 2014. 152 p.
12. Mel'nikova N.Yu. Istoriya Olimpijskih zimnih igr (1924-2014 gg.) [History of the Olympic Winter Games (1924-2014)]: monograph. M.: Smolensk. mountains typ., 2014. 126 p.
13. Mel'nikova N.Yu. Olimpijskie tradicii: istoriya i sovremennost' [Olympic traditions: history and modernity]: monograph. M .: Smolensk. mountains typ., 2014. 120 p.
14. Nesterov P.V. Antichnye olimpijskie igry v period upadka Olimpii kak otrazhenie drevnegrecheskoj ideologii i pedagogiki [Antique Olympic games during the decline of Olympia as a reflection of ancient Greek ideology and pedagogy]: author. dis. ... cand. ped sciences. Malakhovka, 2010. 21 p.
15. Stolyarov V. Idei Kubertena, imeyut li oni cennost' v nastoyashchee vremya? [Ideas of Coubertin, do they have value at present?] // Nauka v olimpijskom sporte [Science in Olympic sports]. 2013. No. 3. P. 16-21.
16. Stolyarov V.I. Filosofiya sporta i telesnosti cheloveka [Philosophy of sport and human body]: a monograph. M.: University. book. 2011. 766 p.
17. Sunik A. Rossijskij sport i olimpijskoe dvizhenie na rubezhe XIX-XX vekov [Russian sport and the Olympic movement at the turn of the XIX - XX centuries]. M.: Council. Sport, 2004.764 p.