Научная статья на тему 'Социальный портрет молодых российских фрилансеров'

Социальный портрет молодых российских фрилансеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1475
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРИЛАНС / НЕСТАНДАРТНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ МОЛОДЫХ РОССИЙСКИХ ФРИЛАНСЕРОВ / РЫНОК ТРУДА / FREELANCE / NON-STANDARD EMPLOYMENT / SOCIAL PHENOMENON / SOCIAL PORTRAIT OF YOUNG RUSSIAN FREELANCERS / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дудина Ольга Мухаметшевна, Голованова Дарья Владимировна

Актуальность исследования обусловлена распространением среди российской молодежи нестандартной занятости в виде фриланса. Однако последствия фриланса для молодых людей недостаточно изучены. В инициативном социологическом исследовании, проведенном авторами, был выявлен в первую очередь социальный портрет российских фрилансеров. Ими оказались молодые высококвалифицированные женщины (16-30 лет), обладающие ценными для современного рынка труда деловыми качествами. Заметная доля среди них состоит в браке и имеет детей. Они придерживаются ценностей самореализации, возможности заниматься любимым делом, а также свободы и независимости. Фриланс повышает качество жизни и удовлетворенность жизнью в целом. Сделан вывод о том, что фрилансеры испытывают на себе не только преимущества, но и существенные недостатки этой формы занятости, делающие их социально уязвимыми. Это ставит вопрос о создании профессиональных организаций фрилансеров, защищающих их права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дудина Ольга Мухаметшевна, Голованова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social portrait of young Russian freelancers

The relevance of the study is due to the spread of non-standard employment in the form of freelancing among Russian youth. However, the implications of freelancing for young people are not well understood. In the initiative sociological research carried out by the authors, first of all, a social portrait of Russian freelancers was revealed, they were young highly qualified women (16-30 years) with valuable business qualities for the modern labor market. A significant proportion of them are married and have children. They adhere to the values of self-realization, the ability to do what they love, as well as freedom and independence. Freelancing improves the quality of life and life satisfaction in General. It is concluded that freelancers experience not only advantages, but also significant disadvantages of this form of employment, making them socially vulnerable. This raises the question of creating professional organizations of freelancers to protect their rights.

Текст научной работы на тему «Социальный портрет молодых российских фрилансеров»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 12 • Номер 9 • сентябрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

социальный портрет молодых российских фрилансеров

Дудина О.М.1, Голованова Д.В. 1' 2

1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

2 Индивидуальный предприниматель, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Актуальность исследования обусловлена распространением среди российской молодежи нестандартной занятости в виде фриланса. Однако последствия фриланса для молодых людей недостаточно изучены. В инициативном социологическом исследовании, проведенном авторами, был выявлен в первую очередь социальный портрет российских фрилансеров. Ими оказались молодые высококвалифицированные женщины (16-30 лет), обладающие ценными для современного рынка труда деловыми качествами. Заметная доля среди них состоит в браке и имеет детей. Они придерживаются ценностей самореализации, возможности заниматься любимым делом, а также свободы и независимости. Фриланс повышает качество жизни и удовлетворенность жизнью в целом. Сделан вывод о том, что фрилансеры испытывают на себе не только преимущества, но и существенные недостатки этой формы занятости, делающие их социально уязвимыми. Это ставит вопрос о создании профессиональных организаций фрилансеров, защищающих их права.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фриланс, нестандартная занятость, социальное явление, социальный портрет молодых российских фрилансеров, рынок труда.

social portrait of young Russian freelancers

Dudina O.M. 1, Golovanova D.V. 2

1 The Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia

2 Russia

введение: актуальность исследования фриланса как социального явления рыночной экономики среди российской молодежи

Социально-экономические трансформации в современном российском обществе, а также кризисы последнего десятилетия вызвали такую адаптацию рынка труда и конкретных организаций, как гибкость (нестандартность) форм занятости. С точки зрения потребностей работодателей, предприятия стремятся к тому, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность за счет снижения издержек производства, в том числе издержек, связанных с персоналом. С точки зрения работников, нестандартная занятость обеспечивает их потребности на том или ином этапе жизненного цикла в использовании неполного рабочего дня, уда-

ленной занятости, вообще сочетания периодов занятости и незанятости. Появление за последние десятилетия новых стратегий занятости влечет необходимость переосмысления такого явления, как карьера, которая в современном обществе все реже связывается с одной формой занятости. Одновременно новые коммуникационные технологии способствовали появлению и развитию новых форм организации производства и труда, которые открывают новые возможности для продвижения в различных сферах. Социальные последствия нестандартной занятости, в том числе фриланса, являются противоречивыми и нуждаются в социологическом осмыслении. Особенно важно проанализировать эти последствия для молодых российских фрилансеров, которые составляют большую часть работников этого вида занятости.

Исследование фриланса и фрилансеров как нового типа работников предполагает понимание и всестороннее раскрытие сущности социальных трансформаций, происходящих в процессе развития информационного общества. Большой вклад в осмысление указанных процессов внесли такие ученые, как З. Бауман, У. Бек, Д. Белл, А. Горц, М. Грановеттер, М. Кастельс, М. Маклюэн, Д. Норт, Э. Тоффлер, в трудах которых представлены общие характеристики информационного общества. Специалисты анализируют особенности жизни индивида социетального общества в таких сферах, как экономика, политика, образование, занятость, досуг, в которых под влиянием социальных трансформаций происходят кардинальные изменения.

Работы таких футурологов, как К. Гарейс, А. Горц, Р. Кастель, Р. Лаубахер, Т. Малоун, Д. Пинк, Дж. Рифкин и Ч. Хэнди, способствовали концептуализации

ABSTRACT:_

The relevance of the study is due to the spread of non-standard employment in the form of freelancing among Russian youth. However, the implications of freelancing for young people are not well understood. In the initiative sociological research carried out by the authors, first of all, a social portrait of Russian freelancers was revealed, they were young highly qualified women (16-30 years) with valuable business qualities for the modern labor market. A significant proportion of them are married and have children. They adhere to the values of self-realization, the ability to do what they love, as well as freedom and independence. Freelancing improves the quality of life and life satisfaction in General. It is concluded that freelancers experience not only advantages, but also significant disadvantages of this form of employment, making them socially vulnerable. This raises the question of creating professional organizations of freelancers to protect their rights.

KEYWORDS: freelance, non-standard employment, social phenomenon, social portrait of young Russian freelancers, labor market

JEL Classification: J20, J23, J24 Received: 10.07.2018 / Published: 30.09.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Dudina O.M. (dudinaom@yandex.ru)

CITATION:_

Dudina O.M., Golovanova D.V. (2018) Sotsialnyy portret molodyh rossiyskikh frilanserov [Social portrait of young Russian freelancers]. Kreativnaya ekonomika. 12. (9). - 1441-14565. doi: 10.18334/ce.12.9.39393

понятия «будущего труда». Названные авторы подробно описывают изменения на рынке труда, происходящие в современную эпоху, и на данной основе пытаются дать прогнозы относительно развития бизнеса, организаций, рынка труда и общества в целом. В их трудах подчеркивается возрастание нестандартных форм занятости. Так, Ч. Хэнди полагает, что работник должен иметь много форм занятости и источников дохода (так называемый «портфель работ»), так как время классической занятости постоянно сужается, и остаться в «ядре» постоянно занятых очень трудно [1] (Хэнди, 2001).

В работе Д. Пинка «Нация свободных агентов» труд фрилансеров анализируется как труд свободных работников, самостоятельно организующих свою работу и жизнь. Эмпирическим материалом послужили многочисленные интервью автора с независимыми работниками и анкетные опросы на собственном сайте [2] (Pink, 2005).

Социальные феномены труда и трудовых отношений стали предметом рассмотрения в многочисленных работах как российских, так и зарубежных исследователей. Среди отечественных ученых, уделяющих внимание данному вопросу, можно назвать И. Алексеева, Б. Гладарева, З.Т. Голенкову, Е.М. Жидкову, Е.Д. Игитханян, И.М. Козину, И.О. Мальцеву, О.В. Понукалину, С.Ю. Рощина, Т.Ю. Сидорину, Г.Г. Силласте, В.А. Лапшова, О.М. Дудину, Ж.Т. Тощенко, Н.И. Шаталову, О.И. Шкаратан, И.А. Шмерлину. Из зарубежных авторов можно выделить: Э. Аспа, Ж. Ле Гоффа, С. Кларка, К. Клеман, Дж. Рифкина, У. Уайта, Э. Хьюза и др.

В трудах Г.П. Бессокирной, Т.С. Бандюковой, С.Ю. Барсуковой, К.Х. Брайер, В.Е. Гимпельсона, Т.М. Зайцевой, Р.И. Капелюшникова, Т.С. Карабчук, Г. Кузнецова, И. Перовой, О.В. Синявской, А.Л. Темницкого рассматривается феномен нестандартной занятости и его последствия.

Исследования В.В. Вязниковой, С.А. Заиченко, К.М. Никуткиной, А.О. Приваловой, Д.О. Стребкова, А.В. Шевчука, Н.В. Чаплашкина касаются анализа фрилансеров как новой для российского рынка труда группы занятых, их образа жизни, преимуществ и недостатков такой занятости.

Отметим, что группа исследователей под руководством Д.О. Стребкова и А.В. Шевчука провела 3 масштабных исследования фрилансеров под названием «Всероссийская перепись фрилансеров» (первая прошла в 2009 г., вторая - в 2011 г., третья - в 2014 г.) [3] (Strebkov, Shevchuk, Spirina, 2016).

ОБ АВТОРАХ:_

Дудина Ольга Мухаметшевна, доцент Департамента социологии, истории и философии, кандидат философских наук, доцент (dudinaom0yandex.ru)

Голованова Дарья Владимировна, бакалавр социологии (экономическая социология), Финансовый Университет при Правительстве РФ; фрилансер (3246daria0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Дудина О.М., Голованова Д.В. Социальный портрет молодых российских фрилансеров // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 9. - С. 1441-1456. doi: 10.18334/ce.12.9.39393

Специалисты консалтинговой компании «Джейсон и партнеры» также занимались исследованием российского рынка труда, в том числе фриланса. По их мнению, в течение трех лет количество фрилансеров увеличится до 14 миллионов человек, что составит 20% от рынка труда.

Международное исследование фриланса было проведено аналитиками компании «Пэйонир», оно было направлено на выявление новых тенденций на глобальном рынке фриланса [4].

Определение понятия «фриланс»

Исторически термин «фриланс» впервые был употреблен В. Скоттом в романе «Айвенго». Он обозначал наемных воинов - фрилансеров (англ. - free - свободный, lance - копье, то есть свободный копьеносец).

В Оксфордском английском словаре он-лайн под фрилансом понимаются такие формы занятости, как работа на различные компании в разное время вместо постоянной занятости в одной компании [5], принятие на работу в различные компании для выполнения конкретных задач [6]. В словаре Macmillan под фрилансом понимается «трудовая деятельность, осуществляемая человеком/работником, который не является штатным сотрудником какой-либо компании/организации, и предоставляет свои услуги более чем одной компании/организации за материальное вознаграждение» [7] (Makmillan, 2007). Но это, скорее, операциональные определения. С социологической точки зрения, анализ фриланса как социального явления предполагает определение его участников, субъектов, являющихся носителями явления; их ценностно-мотива-ционную сферу; социальные последствия фриланса для участников, для рынка труда, для сферы труда, для общества в целом.

В диссертации Н.В. Чаплашкина, посвященной особенностям фриланса как социального явления, проводится тщательный анализ понятий, отражающих различные формы нестандартной занятости (удаленная занятость, внештатная работа, электронная занятость, самозанятость и т.д.). В результате этого анализа он приходит к следующему определению фриланса, которое нам представляется наиболее точным, выделяющим фриланс из других видов занятости: «Фриланс (свободная занятость) -это вид занятости на рынке товаров и услуг, характеризующийся самостоятельностью выбора формы и места ее реализации и низкой степенью зависимости от работодателя. Занятый в данном виде деятельности работник (фрилансер) обладает высокой степенью свободы и возможностями самореализации и творческого роста, определением личного трудового распорядка» [8] (Chaplshkin, 2013).

С целью изучения фриланса как социального явления среди российской молодежи нами было проведено авторское социологическое исследование. Проблемная ситуация заключается в том, что, с одной стороны, такая форма занятости удовлетворяет многие потребности работников-фрилансеров, а с другой стороны, делает их социально уязвимыми, так как они не имеют социальных гарантий на случай болезни, и т.д.

Сбор первичной социологической информации осуществлялся методом интернет-опроса, так как фрилансеры - это особая группа респондентов, образ жизни которых связан с «виртуальной реальностью». Фрилансеры являются труднодоступными респондентами, они выходят на контакт с исследователями исключительно через интернет. Анкеты были размещены на сайтах freelance.ru, dalance.ru, weblancer.ru, а также в различных группах в интернете, посвященных фрилансу. Время проведения исследования - апрель-май 2016. Использована стихийная выборка. Название анкеты: «Российская молодежь и фриланс: мое мнение».

В ходе исследования было опрошено 95 человек, разделенных на 2 группы респондентов. Первая группа - 54 человека - молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет, занятые фрилансом. Далее в тексте мы будем называть их «фрилансерами». Вторая группа - 41 человек - в этом же возрасте, но не занятые фрилансом, то есть отрицательно ответившие на вопрос о том, приходилось ли им когда-нибудь заниматься фрилансом.

особенности социального портрета молодых российских фрилансеров

Проведенное исследование дает нам возможность составить социальный портрет молодого российского фрилансера. Это означает дать описание демографических, социальных, ценностно-духовных черт, свойств, присущих определенной общности.

В первую очередь оказалось, что среди опрошенных нами фрилансеров (среди 54 человек) преобладают молодые женщины, их численность составила 78%. Остальные 22% - молодые мужчины. Так что, это скорее «свободные копьеносицы», чем «свободные копьеносцы». Если ориентироваться на данные «Всероссийских переписей фри-лансеров», то это, по-видимому, группа начинающих фрилансеров, именно среди них доминируют женщины. А по выборке в целом эта занятость характерна для мужчин (соотношение примерно 2 к 1 в пользу мужчин) [3] (Strebkov, Shevchuk, Spirina, 2016).

Хотя исследователи отмечают, что за годы, прошедшие со времени Первой переписи фрилансеров, доля женщин среди них выросла.

В нашем исследовании 3/4 опрошенных (76%) составляют молодые люди в возрасте от 25 до 30 лет, которых исследователи молодежи относят к группе «молодых взрослых». Чуть больше 1/5 (22%) составляют молодые люди в возрасте 19-24 лет (исследователи их называют «молодежью»). А представители подростков («тинейджеров») в возрасте от 16-18 лет представлены лишь 2%. Таким образом, фриланс преимущественно используют молодые взрослые, имеющие, по-видимому, достаточный социальный опыт за плечами. Что касается возраста, то у нас нет расхождений с результатами «Всероссийских переписей фрилансеров», это, действительно, занятие для молодежи.

Среди опрошенных нами фрилансеров высокая доля (72%) тех, кто имеет законченное и незаконченное высшее образование (59% и 13% соответственно), низкая доля среднего специального образования - 18,5%. Молодежь с более низким уровнем образования представлена лишь единицами. Среди опрошенных во «Всероссийских пере-

писях фрилансеров» также высока доля лиц (72-82%), имеющих высшее образование. Так что можно сказать, что наши результаты лишь немного отличаются.

В проведенном нами исследовании почти 3/5 (58%) молодых российских фрилансеров живут в крупных городах: городах-миллионниках (30%) и городах от 500 000-1 000 000 чел. - 28%. Очень интересным фактом является то обстоятельство, что часть фрилансеров (24%) живут в относительно небольших городах: численностью менее 100 тыс. человек; от 100 до 250 тыс. человек; а также в сельских поселениях. Это означает, что фриланс распространяется не только в крупных городах, но и является формой занятости в относительно небольших городах и сельской местности.

Большинство имеет опыт семейной жизни (64%): из них половина (50%) состоит в зарегистрированном браке, 9% - в гражданском браке, 5% находятся в разводе. 35% молодых российских фрилансеров не состоят в браке. Кроме исполнения супружеских ролей, у многих есть опыт родительства. У 52% опрошенных есть дети (у 35% - 1 ребенок; у 17% - по двое детей). Нет детей у 48%. Таким образом, к их семейному опыту присоединяется опыт родительский. Это означает также, что молодые мамы и папы нуждаются в гибкой форме занятости, при которой было бы удобно сочетать работу и уход за детьми или использовать фриланс как дополнительный заработок к заработку супруга.

Подавляющее большинство опрошенных молодых фрилансеров (81%) оценивают уровень своего материального благосостояния как хороший (13%) и средний (68%), и лишь 19% - как плохой и очень плохой.

Социальный портрет будет неполон, если не коснуться ценностей анализируемой социальной группы. Как известно, ценности (в смысле ценностные ориентации) представляют собой наиболее обобщенное и устойчивое представление людей, выступающее критерием при оценке явлений окружающего социального и природного мира, о желательном состоянии их взаимоотношений, их жизнедеятельности. Они подразделяются на ценности-цели и ценности-средства. Ценности-цели Милтон Рокич предложил назвать терминальными, они являются «конечными» целями жизни людей, элементами того, что представляется человеку счастьем. Они важны сами по себе, например, мир во всем мире, любовь, здоровье. Ценности-средства, или инструментальные ценности, выступают способами, средствами для достижения терминальных жизненных ценностей. Например, интересная работа, которую большинство выбирают как ценность-цель, в наше время практически невозможна без качественного образования. Тогда качественное образование будет инструментальной ценностью, то есть средством для возможности получения интересной работы.

Изучение жизненных ценностей молодых российских фрилансеров показало, что наиболее важными ценностями (терминальными) являются собственное здоровье и здоровье родных (59,3%, 1-е место), счастье в семейной жизни, дети

(40,7%, 2-3 место); материальный достаток (40,7%, 2-3 место), самореализация, возможность заниматься любимым делом (38,9%, 4-е место), а также свобода и независимость (27,8%, 5-е место); любовь (24,1%, 6-е место), интересная работа (16,7%, 7-8 место), мир, спокойствие и порядок в обществе (16,7% , 7-8 место); хорошие, верные друзья (9,3%, 9-е место) и успешная карьера, высокое положение в обществе (7,4%, 10-е место). Как можно ожидать, на 1-3 места выходят ценности экзистенциальные, ценности существования. Следующую группу ценностей можно назвать ценности самовыражения, куда вошли «самореализация, возможность заниматься любимым делом», а также «свобода и независимость». Вероятно, это логично, надо ценить свободу и независимость, чтобы быть занятым в формате фриланса. Тем более, что «успешная карьера, высокое положение в обществе» относительно малозначимы для наших молодых женщин-фрилансеров.

Существенным моментом, дополняющим наше исследование, является наблюдение, сделанное в ходе «Всероссийской переписи фрилансеров»: трудовые ценности фрилансеров существенно отличаются от трудовых ценностей россиян. Если на 1 и 2 местах находятся общие для фрилансеров и остальных россиян ценности, то затем их структура меняется. Так, значимость «интересной работы» отметили 82% всех респондентов; «хорошую оплату труда» - 78%, а среди россиян эта ценность является первостепенной, она важна практически для каждого (96%). А дальше идут различия: фрилансеры гораздо сильнее стремятся к трудовым достижениям и инициативе: 3-е место в ряду трудовых ценностей занимает стремление к работе, «на которой можно чего-то достичь» (60%), возможность проявлять инициативу (44%). Аналогичные показатели для россиян почти в 1,5-2 раза меньше. Немаловажную роль играет и удобный график работы (58%), а выбранная форма занятости позволяет им удачно сочетать свои желания с возможностями. Обратим внимание на следующий факт: «Надежное место работы» стабильно входит в тройку трудовых приоритетов россиян, однако значимость этого фактора для фрилансеров в 2,5 раза меньше: всего 34% опрошенных считают это важным [9] (Strebkov, Shevchuk, 2010). Таким образом, фрилансеры проявляют себя как профессионалы, не боящиеся быть мобильными, любят и ценят работу, позволяющую проявлять инициативу, достигать каких-либо важных результатов.

В ходе авторского исследования респондентам был задан вопрос об их инструментальных ценностях, то есть о том, какими способами современный человек может добиться успеха в жизни. Большинство респондентов (46,3%) считают, что достичь успеха в жизни можно при помощи природной одаренности, способностей; 38,9% полагают, что может помочь предприимчивость, еще по 27,8% респондентов отметили самоконтроль, самообразование, качественное образование не менее важными, 26% опрошенных указали на важность умения себя правильно преподнести. Такое сочетание инструментальных ценностей характерно для представителей среднего класса, чья социально-профессиональная мобильность опирается по большей части как раз на природную одаренность, способности, предприимчивость.

Изучение личностных качеств показало, что большинство молодых фрилан-серов отмечают у себя такие качества, как ответственность (64,8%), организованность (48,2%), высокая работоспособность (38,9%), склонность работать в одиночестве (35,2%), а также обладание уверенностью в своих профессиональных знаниях: (29,6%) (рис. 1).

О 10 20 30 40 ЬО 60 70

Ответственность Организованность Высокая работоспособность Склонность работать в одиночестве

Уверенность в себе и своих профессиональных »маниях Интерес к профессии, к работе Независимость Предприимчивость, деловая хватка Высокий профессионализм Инициативность Свой ответ

Рисунок 1. Распределение ответов опрошен ных фрилансеров о своих деловых кач ествах

Примечание: ответы в% от опрошенных фрилансеров; «Какими качествами обладаете Вы?»; можно было выбрать не более трхх вариантов отвата, поэтому смммо больше 100%.

Источник: инициетивное социологическое исследование.

В каких отраслях народного хозяйства заняты фрилансеры? Наибольшая часть фрилансеров является нредставителями творческих профессий (1Т%), а также занята в сфере услуг (17%). Но фриланс начинает распространяться и в таких сферах, как бизнес и торговля (11%), финансы, бухгалтерия, банки (8%), информационные технологии (8%), производство (5%), СМИ (5%), образование и наука (6%) и др.

Таким образом, перед нами вырисовывается образ фрилансера как высококвалифицированной женщины, молодой, но уже обладающей завидными деловыми качествами. Ее привлекает нестандартная форма занятости и нестандартные виды деятельности, то есть они осваивают новую форму занятости и являютея новаторами в этом смысле.

Возмтныностт л оырспкктито! фриланса в оцеткаи инлодыхрнысийсыитфрлланте ров

Основываясь на результстах проведенного иссиедования, можно выявить возможности и перспективы такой формы занятости, как фриланс. Они зависят от сложившейся экономической ситуации в целом. Так, по мнению подавляющего большинства

опрошенных фрилансеров (92% !), экономическая ситуация в стране является неблагоприятной. 83% оценили ее как напряженную и кризисную. Еще 9% респондентов оценивают экономическую ситуацию в стране как катастрофическую. Лишь 6% молодых россиян оценивают ситуацию в стране как нормальную, спокойную.

Большинство опрошенных респондентов (55%) считают, что рынок отчасти имеет свободные вакансии для высококвалифицированных специалистов, но хорошую работу найти не очень легко, 39% считают, что на рынке труда вакансий мало, найти хорошую работу (очень) сложно. Лишь 6% респондентов оценивают положение на рынке труда для высококвалифицированных кадров весьма оптимистично, выбрав вариант ответа в анкете: «Рынок полон вакансий, найти хорошую работу несложно». Таким образом, подтверждена одна из наших гипотез об ухудшении положения высококвалифицированных молодых специалистов на российском рынке труда.

В какой мере распространена среди молодежи такая форма занятости, как фри-ланс? Основная часть фрилансеров (70%) считает, что такая форма занятости, как фриланс, пока недостаточно распространена, но постепенно расширяется. 11% молодых фрилансеров полагают, что фриланс как форма занятости мало распространена и не имеет будущего в нашей стране. 19% затруднились ответить. Аналогичное распределение было получено для лиц, не являющихся фрилансерами.

Рисунок 2. Распределение ответов опрошенных фрилансеров о факторах нераспространенности

фриланса в России

Примечание: ответы в% от опрошенных фрилансеров; «Чем можно объяснить сравнительно небольшое количество фрилансеров в России?»; можно было выбрать не более двух вариантов

ответа, поэтому сумма больше 100%. Источник: инициативное социологическое исследование.

Рисунок 3. Распределение ответов опрошенных фрилансеров о недостатках фриланса Примечание: ответы в% от опрошенных фрилансеров; «Какие Вы видите недостатки фриланса?»; можно было выбрать не более трех вариантов ответа,поэтому сумма больше 100%. Источник: инициативное социологическое исследование.

Нераспространенность фриланса в России опрошенные фрилансеры объясняют следую щими факторами: отсутствием социальных гарантий (40,79%), относительно невысоким уровнем дохода (33,3%), невысоким престижем данного вида з анятости (29,6%), неуверенностью работников в собственных силах (25,9%), отсутствием подтвержденных: д оходов (1°, 5%) и др. (р40.2).

Основываясь на результатах проведенного исследования, можно выделить основные недостатки фриланса как формы занятости для российской молодежи. К ним относятся:риск неполучения оплаты (64,8%), нестабильность (59,3%), отнокительно невысокий ур овень доход а (40,7%%), отсутствие социальных тарантий работодателя и социального пакета (40,7%) (рис. 3). Следовательно, наша гипотеза о том, что нестабильность и относительно невысокий уровень дохода являются основными недостатками фриланса, частично подтверди лась, так как на первое место вонпел такой вариант ответа, как риск неполучения оплаты.

В Переписи фрилансеров 2011 г. среди недостатков отмечаются также нестабильность и непредсказуемостьбудущих доходов (55%), вероятность обмана со стороны заказч ико в (44%) и отсутствие соци альных гаранти й ( 32%) [10].

Однако фриланс имеет и среи преимущества для российской молодежи, среди них: гибкий график (64,8%), возможность работать дома (55,6%), удобство совмещать с

Гибкий график

Возможность работать дома Удойно совмещать г другой деятельностью возможность выбирать проекты по душе Нет привязки к рабочему месту Отсутствие начальства и контроля

Возможность работать индивидуально Отсутствие рутины Относительно высокий уровень дохода ыозможность не платить подоходный налог Свой ответ

Рисунок 4. Распределение ответов опрошенных фрилансеров о преимуществах фриланса Примечание: ответы в% от опрошенных фрилансеров; «Какие Вы видите преимущества фри-

ланса?»; можно было выбрать не более трех вариантов ответа, поэтому сумма больше 100%%.

Источник: инициативное социологическое исследование.

другой деятельностью (ее,9%), возможность выбирать проекты по душе (40,7%), оисут-ствие сривязки к рабочему месту (22,С%), отсутствие начальства и контроля (20,4%) и др. (рис. 4).

В Переписи 2011 г. в качестве преимуществ назван «гибкий график» (79%), «возможность работать дома» (659%) и «возможность выбиратн проекты по душе» (56%)) е 10].

В ходе исследования ре спондентам был задан вопрос о воз можностях фриленеа как формы занятости с точки зрения удовлетворения их разнообразных, не связанных с трудом потребностей. Основными из них являются возможность совмещать учебу с рабстой (42,6%), реализация своих способностей в профессии (35,2%), уменьшение расходов (на проезд на работу / с работы, расходы на питание на работе и т.д.) (27,8%), получение большего удовольствия от работы (24,1%), в целом повышения удовлетворенности жиснью (20,4%%)), большего досуга (18,5%)), большей! мобильности (18,5%) (рис. 5). Таким оСразом, наша гипотеза о том, что фриланс спонобствует удовлетворению значимых потребностей и в первую очередь совмещению с учебой, как приоритетной задачи, стоящей перед молодыми людьми, подтвердилась.

Подтверждение даннагм анкетирования мы нашли в исследовании фрилансеров Н.Ю. Зарицкой, проведенном методом полуструктурированного нтервью. Оно словно дает возможность услышать их «голоса». Н.Ю. Зарицкая также обра-

20.4 IB,5

1«,S 16,7

14.8 14,8

Возможности совмещать учебу с работой Реализации свои» способностей в профессии уменьшения ходов {на проезд на раОогу/с работы. Получения большего удовольствия от работы В целим повышения удовлетворенности житыью Большей мобильности Большего досуга Высокой оплаты труда возможности работать в одиночестве Увеличения ценности свободного времени Повышения продуктивности работы Улучшений качества работы Улучшения состояния здоровья, самочувствия, появление

Повышения настроения 3,7 Карьерного роста Н| Свой ответ В

Рисунок 5. Распределение ответов опрошенных овозможностях фриланса по удовлетворению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разнообразных потребностей, в том числе не связанных с трудом Примечание: ответы в% от опрошенных фрилансеров; «Чего можно достичь, работая фрилансеров?»; можсо было выбрать не более трех вариантов ответа, поэтому сумма больше 100%. Источник: инициативное социологическое исследование.

щает внимание на возможность удовлетворения разнообразных потребностей, которы е дает фриланс. В интервью фрилансеры говорили ей, что у них появилась возможность вести здоровый об раз жизни, занимоться спортом, питаться з доро-вой пищей. Приведем некоторые цитаты из различных интервью. «Образ жизни стал здоровым, потому что у меня появилось больше времени для приготовления пищи, для ухода за собой. Это даже какие-то процедуры, потому что при полном рабочем дне я выделяла только выходные» (Ж., 35 лет, хореограф). «Спорта стало

больше, есть возможность нормально все делать, как хочу.....Есть определенные

тренировки, которые с друзьями делаем. Они по-своему происходят. Растяжки, гимнастика разная» (М., 27 лет, архитектор). Разнообразнее становится досуг. У фрилансеров появляется возможность больше путешествовать, как по стране, так и за рубежом. Вот, например, одно из высказываний: «У меня за последние четыре года путешествий просто немерено, в принципе. И я в них провожу где-то в году до ста дней» (М., 33 года, тренер по йоге) [11] ^агИ^кауа, 2014).

Исследуя особенности трудовой деятельности фрилансеров, Н.Г. Вишневская и И.Ф. Алтынбаева получили похожие результаты о плюсах и минусах фриланса. Так, среди достоинств фриланса они выделяют свободный график и возможность труда в условиях дома, а к недостаткам относят социальную незащищенность, проблемы

регулирования труда и правовой защищенности работников. Интересным и дискуссионным является вопрос о правовом статусе фрилансеров. Можно ли уменьшить социальную и правовую незащищенность фрилансеров? По мнению Н.Г. Вишневской и И.Ф. Алтынбаевой, актуальной является проблема создания профессионального союза фрилансеров. Он будет действовать как универсальный организационный правозащитный институт. Авторы приводят в качестве иллюстративного материала опыт решения рассматриваемого вопроса в зарубежных государствах (США, Германии, Франции, Великобритании и др.). Для обоснования целесообразности создания такого объединения в России приводятся данные социологического опроса фрилансеров в нашей стране.

Итоги их опроса показали, что фрилансеры испытывают потребность в организации профсоюзного движения для того, чтобы отстаивать свои трудовые права. Это касается гарантий социальных льгот, достойного уровня оплаты труда, пресечения случаев нарушения трудовых прав и др. Кроме того, неоднократно осуществлялись и попытки создания профсоюзной ячейки. В связи с этим Н.Г. Вишневская и И.Ф. Алтынбаева делают обоснованный вывод о необходимости создания подобного рода профсоюзного объединения, поскольку это поможет уменьшить социальную уязвимость фрилансеров [12] (Altynbaeva, Vishnevskaya, 2014).

Заключение

Изучение проблемы свободной занятости, а также особенностей ее формирования и развития на российском рынке труда в контексте социологической теории свидетельствует об актуальности, сложности, противоречивости и многоплановости данного социального явления, необходимости выработки новых подходов к его анализу. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что исследование выявило основные характеристики фриланса и факторы его распространения среди российской молодежи.

Анализ всех возможных плюсов и минусов свободной занятости - фриланса -позволяет констатировать, что он характеризуется не только свободой от руководства, гибким рабочим графиком и т.п. Для того, чтобы перейти во фриланс и добиться значительных успехов в данной сфере трудовых отношений, необходимо быть самостоятельным, обладать самоорганизацией и самодисциплиной на высоком уровне, что представляет сложность для многих людей, привыкших к стабильной деятельности в условиях штата компании и контроля со стороны руководителей.

Фриланс как форма занятости в настоящее время недостаточно распространен среди молодежи, что вызвано отсутствием социальных гарантий, относительно невысоким уровнем дохода, риском неполучения оплаты и нестабильности.

С другой стороны, фриланс имеет и свои преимущества, главными из них являются гибкий график, возможность работать дома, удобство совмещать с другой деятельностью, в частности учебу с работой, реализация своих способностей в профессии.

Таким образом, говоря о перспективах распространения фриланса среди российской молодежи, можно заключить, что существует потенциал его роста.

Однако не до конца проясненным является вопрос об отчуждении в труде фри-лансера. Так, Д. Пинк в своем труде отдает приоритет фрилансерам, утверждая, что они располагаются «выше на лестнице эволюции», тогда как «человек организации» постепенно уходит в прошлое [2] (Pink, 2005). Он весьма оптимистично оценивает этот вид занятости. С другой стороны, Ж.Т. Тощенко, известный российский социолог, полагает, что смена формы занятости не преодолевает отчуждения труда, и относит фрилансеров к новому эксплуатируемому классу, появившемуся в современном обществе - прекариату [13] (Toschenko, 2015).

Таким образом, проблемы фриланса ждут своих новых исследователей.

ИСТОЧНИКИ:

1. Хэнди Ч. Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего. -

СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Пинк Д. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют

жизнь Америки. / Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Секрет фирмы», 2005.

3. Стребков Д.О., Шевчук А.В., Спирина М.О. Самостоятельная занятость на рын-

ке удаленной работы: распространение инновационной трудовой практики // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2016. - № 6(136). - с. 89-106. - doi: 10.14515/monitoring.2016.6.06.

4. Гид по международному рынку фриланса. Shevchenko.co. [Электронный ресурс].

URL: http://shevchenko.co/blog/?go=all/gid-po-mezhdunarodnomu-rynku-frilansa ( дата обращения: 01.07.2018 ).

5. Oxford English Dictionary Online. Oxforddictionaries. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oxforddictionaries.com/definition/american_english/freelance ( дата обращения: 09.05.2016 ).

6. Oxford English Dictionary Online. Oxforddictionaries. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/freelance ( дата обращения: 09.05.2016 ).

7. Макмиллан Английский Словарь 2-е издание. Macmillandictionary. [Электронный

ресурс]. URL: https://www.macmillandictionary.com/search/british/?q=freelance ( дата обращения: 09.05.2016 ).

8. Чаплшкин Н.В. Фриланс как новое социальное явление и его последствия. / Дисс....

канд социол. наук. - М., 2013. - 62-63 c.

9. Стребков Д.О., Шевчук А.В. Фрилансеры на российском рынке труда // Социологические исследования. - 2010. - № 2(310). - c. 45-55.

10. Итоги первой всероссийской переписи фрилансеров в диаграммах и графиках. Mskit.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://mskit.ru/analytics/a106523 ( дата обращения: 01.07.2018 ).

11. Зарицкая Н.Ю. Альтернативные стилежизненные практики в украинском обществе (на материалах кейс - стади в г. Киеве) // Журнал социально-гуманитарных исследований. - 2014. - № 2. - с. 78-86.

12. Алтынбаева И.Ф., Вишневская Н.Г. Профсоюзное объединение фрилансеров - необходимость или прихоть?. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/profsoyuznoe-obedinenie-frilanserov-neobhodimost-ili-prihot ( дата обращения: 17.04.2016 ).

13. Тощенко Ж.Т. Прекариат -новый социальный класс // Социологические исследования. - 2015. - № 6(374). - с. 3-15.

14. Shevchuk A., Strebkov D., Davis S.N. Educational mismatch, gender, and satisfaction in self-employment: The case of Russian-language internet freelancers. Research in Social Stratification and Mobility. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/pii/S0276562415000190 ( дата обращения: 01.07.2018 ).

REFERENCES:

Chaplshkin N.V. (2013). Frilans kak novoe sotsialnoe yavlenie i ego posledstviya [Freelancing as a new social phenomenon and its consequences] M.. (in Russian).

Khendi Ch. (2001). Vremya bezrassudstva. Iskusstvo upravleniya v organizatsii buduschego [Time for recklessness. The art of management in the organization of the future] SPb.: Piter. (in Russian). Oxford English Dictionary OnlineOxforddictionaries. Retrieved May 09, 2016,

from http://www.oxforddictionaries.com/definition/american_english/freelance Oxford English Dictionary OnlineOxforddictionaries. Retrieved May 09, 2016,

from http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/freelance Pink D. (2005). Natsiya svobodnyh agentov: kak novye nezavisimye rabotniki menyayut zhizn Ameriki [A nation of free agents: how the new independent workers are changing the lives of America] M.: Izdatelskiy dom «Sekret firmy». (in Russian). Shevchuk A., Strebkov D., Davis S.N. Educational mismatch, gender, and satisfaction in self-employment: The case of Russian-language internet freelancersResearch in Social Stratification and Mobility. Retrieved July 01, 2018, from https://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S0276562415000190 Strebkov D.O., Shevchuk A.V. (2010). Frilansery na rossiyskom rynke truda [Freelancers in Russia's labor market]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (2(310)). 45-55. (in Russian). Strebkov D.O., Shevchuk A.V., Spirina M.O. (2016). Samostoyatelnaya zanyatost na rynke udalennoy raboty: rasprostranenie innovatsionnoy trudovoy praktiki [Self-employment in the remote work market: diffusion of inno-vative labor practice]. Monitoring of public opinion: economic and social changes. (6(136)). 89106. (in Russian). doi: 10.14515/monitoring.2016.6.06.

Toschenko Zh.T. (2015). Prekariat -novyy sotsialnyy klass [Precariat - a new social class]. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (6(374)). 3-15. (in Russian).

Zaritskaya N.Yu. (2014). Alternativnye stilezhiznennye praktiki v ukrainskom obschestve (na materialakh keys - stadi v g. Kieve) [Alternative stylistic practices in the Ukrainian society (on the materials of case-study in Kiev)]. Zhurnal sotsialno-gumanitarnyh issledovaniy. (2). 78-86. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.