УДК 305
В.А. Половинкин
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Общественные отношения в современном обществе характеризуются многообразием взаимодействий между различными объектами экономической, политической, социальной и организационно-правовой деятельности. Причем можно отметить, что взаимодействие субъектов общественных отношений наиболее слабо представлено в вопросах правопорядка, обеспечения жизнедеятельности и жизнеспособности граждан, как известно, объединенных в различные институты гражданского общества. Считалось, что вопросы правопорядка — это прерогатива милиции / полиции. Однако ее деятельность весьма ограниченна, а в последние годы имеет и множество нареканий из-за включенности ее сотрудников в коррупционные действия, кры-шевания, преступную деятельность. Сложилась ситуация, когда органы правопорядка в лице полиции противопоставляются деятельности институтов гражданского общества, а сами институты участвуют в обеспечении правопорядка лишь номинально. Возникает вполне очевидный вопрос о создании социального механизма взаимодействия субъектов гражданского общества в решении общественно значимых задач социально-экономического развития государства и присущих ему общественных отношений. И своеобразное начало создания такого социального механизма — это социальный контроль. В этой связи произведем обоснование данного тезиса.
Важнейшее условие общественного развития, и в этом сходятся социологи, философы и психологи различных направлений и взглядов [4], — свобода личности, возможность выбора линии поведения и образа мыслей. Объективными факторами свободы личности являются развитые производственные отношения, производительные силы общества, равенство возможностей для всех слоев и групп населения в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, безопасность трудовой и общественной деятельности. Эти же факторы — основа воспитания человека, гармонизации общественных отношений, формирования ответственного отношения человека к своим трудовым и общественным
правам и обязанностям, к другим людям, к коллективу и обществу в целом. По сути, данные факторы воздействуют на все стороны жизнедеятельности и жизнеспособности людей, создают условия для их социального взаимодействия. Не является исключением и функциональное взаимодействие субьектов гражданского общества, тем более что в обществе всегда находятся люди, которые нарушают установленные нормы и правила общественной жизни, уклоняются от ответственности за свое поведение, за нравственные и правовые нарушения. Э.В. Ильенков писал: «Хотите, чтобы человек стал личностью? — Тогда поставьте его с самого начала — с детства — в такие взаимоотношения с другим человеком (со всеми другими людьми), внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью. Сумейте организовать весь строй его взаимоотношений с людьми так, чтобы он умел делать все то, что делают они...» [1, с. 358]. И здесь воздействие на человека должно приобретать комплексный характер: политический, организационный, правовой, социально-психологический, духовно-нравственный, экономический, а в основе его — социальные нормы и социальный контроль.
Социальная ситуация развития человека такова, что она охватывает весь сложный комплекс общественных отношений, а, как известно, социальные нормы из внешних общественно значимых требований превращаются в конкретные поведенческие акты человека только в соответствующих условиях его функционирования в производственной системе, быту, общественной жизни.
Узкофункциональный подход к обеспечению выполнения человеком определенных социальных норм, на наш взгляд, является малопродуктивным. В.Н. Кудрявцев в этой связи писал: «В силу объективных свойств. юридические оценки тех или иных деяний максимально совпадают с нравственными. Но в силу столь же объективных особенностей правового и морального регулирования определенные расхождения в оценках конкретного поступка с позиции права и с позиций нравственности
могут встречаться и в условиях современного общества. В результате безнравственный поступок может оказаться правомерным, а нравственный — противоправным» [3, с. 128].
Социальное взаимодействие субъектов гражданского общества в контексте соблюдения человеком, социальными группами, поселенческой общностью всей совокупности социальных норм способствует формированию общественных регуляторов в виде социального контроля, который фиксирует границы, рамки, содержание поведения людей и вносит порядок и организованность в систему социальных связей и зависимостей, т. е. вносит определенность в регулирование общественных отношений.
Социальный контроль представляет собой процессы, обеспечивающие устойчивость, сплоченность, непрерывность и объективность в управлении поведением людей, социальных групп, институтов. Он объединяет их в одно организованное целое и обеспечивает воспроизводство нормативно-ценностной системы общества, поддерживает социальные действия, стабилизирующие общественное развитие, и создает предпосылки для взаимодействия различных субъектов, выполняющих функции обеспечения правопорядка и законности. При этом, видимо, следует отметить, что социальный контроль является действенным механизмом в установлении того, насколько человек, социальная группа или поселенческая общность соответствуют определенным социальным нормам, законам, императивам. Посредством социального контроля создается возможность фиксации степени отклонения различных поведенческих актов от установленных обществом социальных норм и разработки общественно значимых мер по их рационализации, реализуемых в деятельности субъектов гражданского общества.
Рациональность здесь во многом носит социальный, а не организационный или управленческий подтекст и предполагает выделение из общего конструкта поведения человека аспектов, наиболее характерных для общепринятых социальных норм поведения. А. Орлеан так определяет зависимость между рациональностью и социальными нормами: рациональность ^ индивидуализм ^ равновесие; нормативность ^ коллективизм ^ порядок [9].
Таким образом, формы социального действия, образующиеся на основе социальной ра-
циональной нормы, очерчивают контуры индивидуальных, коллективных и социальных типов поведения. Когда мы говорим о коллективности, то имеем в виду, что субъектом социального контроля может выступать не только семья, трудовой коллектив, поселенческая общность, но и общественная ассоциация, каковой являются институты гражданского общества, и профессиональные ассоциации различного профиля.
Любое преступление (кража, вымогательство, бандитизм и т. п.) должно стать объектом не только правового контроля и оценки, но и социального контроля и оценки. Правовой контроль и оценка преступных деяний кого-либо является все же единичным актом, информационно ограниченным и содержательно во многом конфиденциальным, а социальный контроль — комплексно-информационный, общественно обсуждаемый и воспроизводящий в общественном сознании людей последствия противоправной деятельности. В отсутствие гласности функционирования, характера и содержания социального строя «ложь, сокрытие и извращение истины, как правило, выражают вражду, недоверие и неуважение к людям, служат средством угнетения» [6, с. 185].
В сферу социального контроля попадают не только противоправные действия, отклоняющиеся от социальных норм поведения, но и аморальные намерения, установки, мотивы и социальные действия.
Социальный контроль в своем результирующем качестве преследует не формирование чувства страха, не наказание, а формирование совестного поведения, развитие чувства стыда за неблаговидные поступки, чувства собственного достоинства каждого человека. Чувство стыда отнимает у человека его социальный авторитет, а чувство собственного достоинства формирует активную жизненную позицию каждого человека-гражданина. В силу социальной природы человека, в силу того, что его жизнедеятельность возможна при условии функционального и межфункционального взаимодействия с другими людьми, социальный контроль, в случае совершения человеком противоправных действий, может носить характер общественного осуждения. А там, где противоправные действия не фиксируются, замалчиваются, искажаются, создаются условия для совершения еще более тяжких преступлений.
Социальный контроль означает вовсе не одну только сторону контрольных функций институтов гражданского общества, действий человека или социальных групп, но и самоконтроль.
Самоконтроль — это прежде всего личный контроль за характером, направленностью и социальными последствиями деятельности любого человека; самостоятельное регулирование своего поведения, мотивов и побуждений; самооценка своего положения в обществе, конкретной сфере деятельности и общественной жизни. Однако самоконтроль различается у людей по предметной области, характеру деятельности, осознанию своего положения в обществе и во многом зависит от уровня социализации личности. Социализация обеспечивает интернационализацию ценностей и норм, переведя задачи социального контроля извне внутрь личности. И поскольку социальные нормы становятся личными ожиданиями и требованиями, привычками и предпочтениями среди возможных моделей поведения, социальный контроль приобретает свойства самоконтроля индивидом собственных целей поведения в обществе.
Сложность достижения результатов взаимодействия субъектов институтов гражданского общества по обеспечению безопасности жизнедеятельности граждан состоит, во-первых, в прямом и опосредованном воздействии социально-экономической политики государства на социальную структуру; во-вторых, в трансформационном преобразовании политической и идеологической системы общественных отношений; в третьих, в углублении неравенства как отдельных граждан, так и социальных групп по имущественному положению; в-четвертых, в изменении условий политической, культурной, образовательной среды, обеспечивающей взаимодействие различных социальных групп.
Система социальной деятельности, включая материальную и духовную, условия этой деятельности, а также потребности, социальные ориентации и оценки образуют в своей совокупности достаточно сложный для социального контроля социальный механизм (см. рис. 1).
Вместе с тем социальный контроль в системе общественных отношений, являясь подсистемой социального мира, характеризуется такими качествами, как:
• устойчивая ориентация личности на конкретную деятельность, в которой определены пред-
метная направленность, форма и возможности реализации материальной заинтересованности;
• сформированная опытным путем установка на оптимизацию энергетических затрат в процессе труда в соответствии с их ожидаемой и реальной материально-вещественной и социально-экономической компенсацией;
• аксиологическая ориентация личности на конкретную специализированную форму труда, в содержании которой выражен подлинный и формальный интерес производственной системы, и ответственность за результаты своих профессиональных действий;
• собственно профессиональная способность на определенной стадии ее развития, являющаяся сама по себе относительно самостоятельным побудителем к действию, а также явно или неявно выраженная потребность развития этой способности, расширяющая в перспективе диапазон возможностей личности работника;
• осознание конкретного временного масштаба, в рамках которого поэтапно формируются профессиональная и жизненная перспективы личности, что позволяет ей тем или иным образом распределять, регулировать и использовать физические, интеллектуальные и энергетические ресурсы в процессе удовлетворения свих потребностей, реализации интересов и достижения целей;
• чувство профессионального долга, являющееся неотъемлемым атрибутом самосознания личности работника и позволяющее ей соизмерять свои поступки с нормативными предписаниями конкретной производственной системы;
• четкое представление личности о возможностях и пределах тех поведенческих установок, которые фиксируются в границах заданного профессионально-квалификационного статуса и раскрываются в конкретных функционально-ролевых характеристиках ее трудового поведения;
• ориентация на групповые социальные нормы профессионального поведения, являющаяся следствием более или менее устойчивой идентификации с конкретным профессиональным окружением и профессиональной субкультурой, что выражается в принятии свойственных ей наиболее целесообразных форм и способов активизации и реализации своих профессиональных способностей;
• ситуативные обстоятельства, складывающиеся в пространственно-временных пределах
Производительные силы
Технико-технологические условия
Разделение общественного производства
Содержание труда
г
Общественное содержание труда
X
Целесообразная форма
Квалификация и сложность труда
Звенья совокупного труда
Сферы производства
Отрасли производства
Предприятие, первичный коллектив
Социальный контроль в системе общественных отношений
Социальная структура общества
Функционирование и развитие классов и социальных групп
Условия жизни, деятельности, мотивации социальной группы
Личность
Общественные отношения: производственные, политические, идеологические
Социально-экономические, политические и культурные
условия _у_
Общественное разделение труда
_у_
Характер поведения
Структура потребностей, интересов и ориентаций. Реальное поведение
Веществен- Социальная
ная сторона форма
характера
труда
труда
Непосредственно общественный планомерный характер труда
Экономические механизмы
г
х:
Физический труд
Умственный труд
Материальные и социальные
условия Классообразующие критерии:
1) место в производстве,
2) отношение к средствам производства,
3) роль в организации труда,
4) размер и источники дохода
/ \ ✓ \
Про- Слож- Про- Слож-
стои ный стой ный
Рутин- Твор- Рутин- Твор-
ным ческий ный ческий
Испол- Орга- Испол- Орга-
нит: низат. нит. низат.
Социально-экономическая неоднородность труда
Обеспечение правопорядка и безопасной деятельности граждан
Органы государственного управления: полиция
Институты гражданского общества
Рис. 1. Социальный контроль в системе общественных отношений
и границах конкретной социально-производственной среды и системы общения, детерминирующие и определяющие актуальные мотивы и мотивацию личности и соответственно модальные, реальные формы поведения;
• формирование представлений человека об окружающей общественной среде и социальных нормах поведения;
• распределение прав, обязанностей и ответственности между субъектами общественных отношений по поддержанию правопорядка и безопасной деятельности физических и юридических лиц;
• определение социального механизма взаимодействия органов государственного управления, включая полицию и институты гражданского общества, в вопросах противодействия различным видам преступной деятельности и разработке правоприменительных инициатив, обеспечивающих безопасные условия жизнедеятельности и жизнеобеспечения граждан.
Социальный мир, являясь носителем определенных общественных отношений, представлен органами государственного управления и его структурными подразделениями, а также институтами гражданского общества. К ним относятся организации в сфере искусства, формирующие нормы общественного сознания. Значительное влияние на формирование общественной идеологии оказывает церковь. В политической сфере действуют общественные организации, партии, профсоюзы.
Большое значение в воспроизводственном процессе имеют государственные организации, учреждения. Основные из этих учреждений в своей совокупности представляют собственно государство. Это в первую очередь армия, полиция, прокуратура, судебные учреждения, тюрьма. Государство в своей основе представлено совокупностью учреждений, организаций, осуществляющих функции принуждения. Деятельность государственных учреждений обеспечивается налогообложением населения, предприятий. По этой причине к важнейшим органам государства следует отнести организации, осуществляющие сбор налогов и перераспределение ресурсов.
Главной функцией государства в современном обществе является воспроизводство весьма важной части общественных отношений — гражданских отношений и отношений собственности. В настоящее время воспроизводство таких
отношений в определенной своей части осуществляется посредством применения прямого насилия или угрозы насилия. Обычными наказаниями, помимо денежных штрафов, являются тюремное заключение, публичное бесчестие, причинение переходящей физической боли и больших мучений. Для осуществления этой функции необходимы властные полномочия, отношения власти и подчинения. Собственно система отношений государственной власти также в значительной мере воспроизводится посредством насилия, обоснованного Конституцией и соответствующими законами [5, с. 126].
Существование государства, представленного некоторой совокупностью учреждений и организаций, также обеспечивается протеканием воспроизводственных процессов внутри отдельных государственных учреждений и всей их совокупности. Собственные воспроизводственные процессы внутри таких подразделений ввиду специфического характера выполняемых ими функций в состоянии осуществляться только благодаря получению материальных благ и работников извне, от других подразделений территории.
Все государственные учреждения характеризуются тем, что их отношения с негосударственными предприятиями, организациями основываются на отношениях власти и подчинения.
Осуществление насилия государственными органами в гражданском обществе опосредовано функционированием таких специфических учреждений, какими являются суды, определяющие меру вины и способ наказания субъектов гражданских отношений. Существуют случаи, когда человек не выступает субъектом гражданских отношений, действует в иной системе отношений — внутрипроизводственных в рамках предприятия, внутрисемейных, является субъектом отношений, существующих внутри государственных учреждений, внутри общественных или религиозных организаций. Разрешение споров, конфликтов, установление способов наказания в этих обстоятельствах регулируются собственными органами управления, собственными нормами, такими как инструкции, правила, приказы, традиции. Обычная ошибка — распространение такого рода норм за пределы конкретных предприятий, организаций, учреждений, внутри которых они разрабатываются и действуют, на лиц, не являющихся членами
этих организаций, работниками предприятий, учреждений. Например, попытки применения административных норм, инструкций, разрабатываемых для регулирования отношений внутри государственных учреждений, вне этих учреждений есть вторжение в систему гражданских отношений. Инструкции в этом случае противопоставляются законам.
Наличие тех или иных форм гражданского общества обусловливает существование представительных органов. Представительные органы законодательной власти выполняют нормативные функции регулирования в первую очередь гражданских отношений и отношений собственности, регулирование довольно широкого круга общественных отношений посредством установления самых разнообразных норм.
Государственные учреждения выполняют важные информационные функции. Движение информации, предоставление информации в этом случае происходит вне отношений обмена на основе властных полномочий государственных органов.
С начала XX века в большинстве стран государство последовательно расширяло свои функции, распространяя их на сферу процессов воспроизводства рабочей силы, формируя за счет государственных средств систему медицинского обслуживания, систему народного образования. Государственные учреждения все более вторгались в экономическую сферу, переходя от регулирования экономических отношений («...необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе...» [2, с. 429]) к прямому управлению производством. В нашей стране на протяжении десятков лет практически все подразделения сферы материального производства, организации социальной сферы были непосредственно подчинены государству.
Вместе с тем в последние десятилетия заметна тенденция к некоторому ограничению вмешательства государства в экономику. Это проявляется в форме денационализации, приватизации предприятий [8, с. 6]. В нашей стране эта общая тенденция выступает в форме широкомасштабной экономической реформы.
Гражданин, как субъект экономических отношений, выступает в качестве экономического человека. Экономический человек, несомненно, есть абстракция. Реального человека, свя-
занного с другими людьми, с подразделениями воспроизводственной структуры только через рынок, следовательно, лично независимого и являющегося единоличным частным собственником, в действительности не существует.
В подавляющем большинстве случаев человек, попеременно вступая в те или иные отношения, как бы поочередно принимает и сбрасывает определенные социально-экономические формы. Между тем эти последовательно принимаемые человеком социально-экономические формы взаимосвязаны, испытывают взаимное влияние. Человек, вступая в гражданские отношения с окружающими его вне семьи людьми, остается и членом семьи. Это обстоятельство в значительной степени воздействует на поведение человека, оставляет свой отпечаток на конкретных формах гражданских отношений, в которые он вступает. Гражданин, выступая на рынке в качестве свободного, независимого товаровладельца или покупателя такого рода, реализует в значительной степени не только свои интересы, даже, может быть, не столько свои интересы, сколько интересы семьи, которую в данном случае он представляет.
Естественно, что вся совокупность отношений между людьми не ограничивается этими основными социально-экономическими формами. Каждый человек, каждый член общества осуществляет свой собственный процесс воспроизводства, процесс самовоспроизводства. При этом человек воспроизводится физически, биологически. Затем он воспроизводится как совокупность определенных отношений. Воспроизводятся такие формы отношений, как знания, умения, навыки, воззрения, идеология. Наиболее сложным оказывается воспроизводство общественных отношений, в первую очередь отношений в семье, на предприятии, товарном рынке, с представителями государственных органов управления.
Множество субъектов общественных отношений обусловливает: 1) определенную роль государства в их формировании и регулировании, 2) определение зон ответственности, 3) формирование механизма нормотворчества с определением его направленности на конкретный результат, 4) определение участия в социальном контроле общественных отношений. Схематически система государственного участия в регулировании общественных отношений представлена на рис. 2.
Система государственного участия в регулировании общественных отношений
Постановка ЦЕЛЕЙ
Критерии регулирования
ДЛЯ ЧЕЕО
регулировать?
Определение НАПРАВЛЕНИЙ
государственного вмешательства
Разработка ПРИНЦИПОВ
Правила регулирования
КАКИМ
должно быть регулирование?
Формирование ХАРАКТЕРА государственного влияния
Формулировка ЗАДАЧ
Параметры воздействия
ЧТО
регулировать?
Установка МАСШТАБОВ государственного регулирования
Определение соотношения между рыночным и государственным регулированием
Создание ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ БАЗЫ
Условия функционирования
ПОСРЕДСТВОМ КАКИХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ осуществляется воздействие? КАК и С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО регулировать?
Создание ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ для регулирования Разработка СПОСОБОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ
Органы регулирования Законодательная основа Методы регулирования Формы регулирования
Определение ФУНКЦИЙ
Действия, необходимые для осуществления регулирования
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ для осуществления регулирования?
Установка ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ
государственного регулирования
Реализация КОНКРЕТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Способ осуществления
НА ЧТО ИМЕННО и КАК ИМЕННО
воздействовать?
Выбор ПРИОРИТЕТНО-ЕО ВАРИАНТА
для достижения целей государственного регулирования
Разработка механизма государственного воздействия
Рис. 2. Система государственного участия в регулировании общественных отношений
Исходя из предметно-функциональной структуры общественных отношений, вмешательство государства в деятельность частных, совместных предприятий, общественных организаций, представленных институтами гражданского общества, весьма ограниченно. Общесистемным признаком такого вмешательства становятся правопорядок и безопасность. И именно в этих вопросах социальный контроль является наиболее важным и приоритетным.
Последовательно определим направления и содержание социального контроля, реализуемого в деятельности полиции и институтов гражданского общества.
В социальном контроле за состоянием общественных отношений, по нашему мнению, необходимо выделить три важнейших направления: ретроспективный, превентивный и прогнозный контроль. Ретроспективный социальный контроль показывает спектр ранее рассматриваемых проблем, механизм их решения и результаты. Этот контроль становится основой для более
углубленной оценки достигнутых результатов в противодействии различным правонарушениям. Превентивный социальный контроль способствует выработке у граждан стереотипов поведения, основанных на общественно значимых социальных нормах. В.А. Ядов подчеркивает: «В основе социальных стереотипов находится реальный психологический феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, которая аккумулирует предшествующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту» [7, с. 134]. Не вызывает сомнений, что стереотипы поведения закрепляются в сознании индивидов и социальных групп, сотрудников полиции и представителей институтов гражданского общества и представляют собой синтез отражения повторяющихся свойств тех или иных явлений. Они помогают людям ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в них закрепляется морально-нравственный и духовный опыт общественного развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильенков, Э.В. Что же такое личность? [Текст] / Э.В. Ильенков // С чего начинается личность. — М., 1984.
2. Кейнс, Дж. Общая теория занятости процента и денег [Текст] / Дж. Кейнс // Антология эконом. классики. В 2 т. Т. 2. — М.: Эконов, 1992.
3. Кудрявцев, В.Н. Правовое поведение: нормы и патология [Текст] / В.Н. Кудрявцев. — М., 1982.
4. Марцинковская, Т.Д. История психологии [Текст] / Т.Д. Марцинковская. — М.: Академия, 2003. — 544 с.
5. Петрухин, И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе [Текст] / И.Л. Петрухин. - М.: Наука, 1989.
6. Рачков, П.А. Науковедение: проблемы, структура, элементы [Текст] / П.А. Рачков. — М.: Изд-во МГУ, 1974.
7. Стереотипы социальные [Текст] // Филос. эн-цикл. - Т. 5. - М., 1970.
8. Эрцлих, Г. Несмирная ярмарка приватизаций [Текст] / Г. Эрцлих // За рубежом. - 1994. - № 13.
9. Orlean, A. La sociologie économique et la question de e' unite' sciences sociales [Text] / A. Orlean // L' Annee Sociologique "Histore et methode de la sociologue economique". - P., 2005.
УДК 316.6
Н.В. Рудская
КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ДУХОВНЫЙ ИММУНИТЕТ В ИННОВАЦИОННЫХ РЕАЛИЯХ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА
Среди коммуникативных стратегий информационного общества особое место занимает концепт «манипуляция сознанием». С одной стороны, он не относится к числу часто обсуждаемых тем, с другой — все ощущают его
постоянное (как бы незримое) присутствие в любой научной (или околонаучной) дискуссии. Прибегнув к языку метафоры, можно сказать, что в «табели о рангах коммуникативных стратегий информационного общества»