Научная статья на тему 'Социальный интеллект как ресурс конкурентоспособности высококвалифицированных спортсменов'

Социальный интеллект как ресурс конкурентоспособности высококвалифицированных спортсменов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLECT / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПОРТСМЕНА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / RESISTANCE TO STRESS / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / TOLERANCE TO UNCERTAINTY / ATHLETES'' COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Совмиз З. Р.

В связи с возрастанием требований, предъявляемых к физической и психологической подготовке спортсменов к соревнованиям мы предлагаем внедрение в учебно-тренировочный процесс спортсменов тренинга, направленного на развитие социального интеллекта. Апробация тренинга подтверждает, что он повышает социальную и коммуникативную компетентность спортсменов, а также толерантность к неопределенности и стрессоустойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Intellect as a Resource of Competitiveness of Highly Skilled Athletes

The author suggests to implement social intellect development training in the training process of highly skilled athletes in connection with the increasing requirements to physical and psychological training of athletes to competitions. The approbation of the training confirms its benefit in increasing social and communicative competence of athletes and also their tolerance to uncertainty and resistance to stress.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект как ресурс конкурентоспособности высококвалифицированных спортсменов»

УДК 796.01:159.9

социальный интеллект как

РЕСУРС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

высококвалифицированных спортсменов

Аспирантка З. Р. Совмиз,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в связи с возрастанием требований, предъявляемых к физической и психологической подготовке спортсменов к соревнованиям мы предлагаем внедрение в учебно-тренировочный процесс спортсменов тренинга, направленного на развитие социального интеллекта. Апробация тренинга подтверждает, что он повышает социальную и коммуникативную компетентность спортсменов, а также толерантность к неопределенности и стрессоустойчивость.

Ключевые слова: социальный интеллект; коммуникативная компетентность; конкурентоспособность спортсмена; стрессо-устойчивость; толерантность к неопределенности.

В современной науке о спорте большое внимание уделяется не только совершенствованию мастерства, но и готовности спортсмена успешно включаться в социальную среду спортивной деятельности.

На каждом этапе своей спортивной карьеры спортсмен принимает участие в различных социальных ситуациях, соприкасаясь с тренерами, судьями, соперниками, членами своей команды. Чем выше статус спортсмена, тем в более противоречивые ситуации взаимодействия он попадает. Этап высшего спортивного мастерства характеризуется возрастанием организационного стресса и ростом требований, предъявляемых к физической, тактической и психологической подготовке спортсмена. Данный этап сопровождается рядом социальных проблем, требующих быстрого включения, гибкости и способности противостоять стрессу. К таким ситуациям общения можно отнести необходимость сотрудничать с прессой, поддерживать стабильные и взаимовыгодные отношения с трене-

ром и коллегами, проявлять толерантное отношение к соперникам, правильно воспринимать и интерпретировать полученную информацию [1, 3, 6].

К способностям, благодаря которым возможна успешная адаптация, относят стрессоустойчивость, толерантность к неопределенности и коммуникативную компетентность личности. Последняя в свою очередь складывается из вербальных и невербальных навыков, из умения правильно воспринимать и интерпретировать ситуации общения и рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Предпосылкой в формировании коммуникативной компетентности является социальный интеллект. Социальный интеллект многокомпонентное и многомерное явление, представляющее собой способность правильно оценивать поведение людей, эффективно взаимодействовать с ними и успешно адаптироваться в различных социальных ситуациях [1, 2].

Наиболее распространенное определение термина «социальный интеллект» введено в научный оборот Э. Торндайком более 80 лет назад и подразумевает дальновидность в межличностных отношениях, способность понимать окружающих людей и мудро взаимодействовать с ними [10].

Как показывает теоретический анализ психолого-педагогической литературы, социальный интеллект выполняет ряд важнейших функций. Познавательно-оценочная функция выражается в умении определить индивидуальные возможности, необходимые для достижения цели; коммуникативно-ценностная - связана с потребностью понимать окружающих и, в свою

очередь быть понятым. Рефлексивно-коррекционная - сдерживает выплеск отрицательных эмоций и помогает выйти из состояния стресса [5, 7].

На наш взгляд, социальный интеллект представляет большой интерес для исследования, так как является ресурсом конкурентоспособности и повышения эффективности деятельности спортсменов путем выполнения таких функций, как формирование программы успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях; планирование межличностных событий и прогнозирование их развития и, наконец, самое основное и наиболее ценное в любой стрессо-генной среде - расширение социальной и коммуникативной компетентности [2, 5].

Цель исследования: выявление особенностей влияния социального интеллекта на толерантность к неопределенности и стрессоустойчивость, обоснование и разработка психологического тренинга, направленного на развитие социального интеллекта.

Задачи исследования: изучить особенности развития компонентов социального интеллекта, стрес-соустойчивости и толерантности к неопределенности спортсменов; определить особенности влияния социального интеллекта на толерантность к неопределенности и стрессоустойчивость; разработать и апробировать в формирующем эксперименте тренинг, направленный на развитие социального интеллекта; определить эффективность тренинга.

Методы исследования: метод констатирующего эксперимента с применением методов психодиагно-

стики: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена [7], методика «Прогноз» для диагностики уровня нервно-психической устойчивости [8], опросник толерантности - интолерантности к неопределенности Т. В. Корниловой [4]; метод формирующего эксперимента; методы математической статистики: многофакторный дисперсионный анализ (MANOVA), критерий Ливена, достоверность различий по критерию Стьюдента [9].

Результаты и их обсуждение. Одной из целей исследования было выявление статистически значимых результатов влияния компонентов социального интеллекта на становление толерантности к неопределенности и стрессоустойчивости, которое осуществлялось с помощью многофакторного дисперсионного анализа (MANOVA) и проверки тестом Ливена. В качестве независимой переменной был рассмотрен социальный интеллект и его компоненты, в качестве зависимых переменных: стрессоустойчивость и компоненты толерантности к неопределенности.

В ходе констатирующего эксперимента были выявлены следующие статистически значимые результаты влияния факторов (таблица 1): высокий уровень способностей, определяемых субтестом № 1 «Истории с завершением», влияет на рост стрессоустойчивости и снижает межличностную интолерантность к неопределенности. То есть, умение определить намерения и эмоциональное состояние человека по вербальным и невербальным признакам позволяет спортсмену получить достаточное количество информации о собесед-

Таблица 1

Показатели достоверного влияния компонентов социального интеллекта на нервно-психическую устойчивость и компоненты толерантности -интолерантности к неопределенности в группе спортсменов (п=108)

Независимые переменные Зависимые переменные

Шкалы опросника толерантности - интолерантности к неопределенности нервно-психическая устойчивость

толерантность к неопределенности интолерантность к неопределенности межличностная интолерантность к неопределенности

F Sig F Sig F Sig F Sig

Субтест № 1 «Истории с завершением» 6,43 0,00* 1,09 0,36 6,73 0,00** 5,81 0,00*

Субтест № 2 «Группы экспрессии» 1,69 0,18 1,84 0,15 0,14 0,93 1,46 0,23

Субтест № 3 «Вербальная экспрессия» 1,50 0,21 1,60 0,18 0,33 0,86 3,47 0,01*

Субтест № 4 «Истории с дополнением» 3,38 0,04* 4,04 0,02** 1,18 0,31 0,39 0,68

Композитная оценка 3,61 0,03* 0,21 0,82 5,75 0,01** 1,24 0,30

Примечание: Выделены статистически значимые результаты влияния факторов, прошедших проверку тестом Ливена ^д<0,05); * показатели, которые растут под влиянием независимой переменой; ** показатели, которые снижаются под влиянием независимой переменной.

нике, что понижает его стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях и снижает уровень тревоги. Так же повышению уровня стрессоустойчи-вости способствует чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений и правильное понимание речевой экспрессии в контексте конкретных взаимоотношений (субтест № 3 «Вербальная экспрессия»).

Умение правильно прогнозировать различные ситуации взаимодействия (субтест № 4 «Истории с дополнением») способствует повышению уровня толерантности к неопределенности, так как владение набором всех возможных вариантов изменения и развития той или иной ситуации избавляет человека от страха перед неизвестностью.

Композитная оценка социального интеллекта способствует росту уровня толерантности к неопределенности и понижению уровня межличностной интоле-рантности к неопределенности.

Согласно полученным данным, социальный интеллект является фактором толерантности к неопределенности и стрессоустойчивости, что позволяет нам перейти к разработке и внедрению тренинга на развитие социального интеллекта спортсменов с целью повышения их способности противостоять стрессорам, успешно адаптироваться в меняющихся условиях и прогнозировать развитие определенных ситуаций.

Тем более, как показало исследование уровня социального интеллекта, нервно-психической устойчивости и толерантности к неопределенности, данные показатели у большинства спортсменов не высоки и требуют дальнейшего развития. Так, например, наименее успешно развита способность, определяемая субтестом № 3 «Вербальная экспрессия» (2,69 стена при тах=5) и субтестом № 4 «Истории с дополнением» (2,59 при тах=5). То есть, спортсмены испытывают трудности при анализе речевой экспрессии, ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к различным типам взаимоотношений (семейным, деловым, дружеским и другим).

Уровень стрессоустойчивости соответствует 3,6 балла (при тах=10). Стремление спортсмена к ясности как в межличностных отношениях, так и в любых других ситуациях объясняется спецификой выполняемой им деятельности, требующей владения информацией о сопернике на соревнованиях с целью грамотного распределения собственных сил и успешного построения тактики борьбы во время соревнований, что проявляется в следующих результатах исследования: «толерантность к неопределенности» (8,2 балла), «ин-толерантность к неопределенности» (9,5 балла), «межличностная интолерантность к неопределенности» (3,9 балла).

Таким образом, на констатирующем этапе исследования установлено влияние социального интеллекта на толерантность к неопределенности и нервно-психическую устойчивость спортсменов и вместе с тем выявлен недостаточно высокий уровень его развития.

Это обусловило необходимость разработки тренинга, направленного на развитие социального интеллекта.

Основываясь на трехкомпонентой структуре социального интеллекта (вербальные, невербальные и прогностические способности), тренинг был разделен на 3 блока, каждый блок содержит 5 занятий по 1,5 астрономического часа каждое: 1 блок направлен на развитие вербальных способностей; 2 блок - на развитие умения правильно интерпретировать невербальные проявления; 3 блок - на развитие прогностических способностей [6, 7].

Цель тренинга: развитие социального интеллекта как фактора толерантности к неопределенности и стрессоустойчивости.

Задачи тренинга: расширение возможностей использования и интерпретации невербальной и вербальной коммуникации; обучение методам прогнозирования в различных обстоятельствах; развитие способностей к дальновидности в процессе соревновательной борьбы.

Участники: тренинг рассчитан на спортсменов старшего подросткового и юношеского возраста. Рекомендуемая численность группы 10-15 человек.

Для выявления эффективности внедренного тренинга были сформированы две группы исследования: контрольная и экспериментальная. Группы формировались по схожему уровню развития компонентов социального интеллекта, достоверных различий между группами не установлено. Экспериментальную группу составили 15 спортсменок женского футбольного клуба «Кубаночка» в возрастном диапазоне от 16 до 19 лет. Из них 8 спортсменок квалификации КМС, 7 спортсменок, имеющих I взрослый разряд.

Контрольную группу составили 19 спортсменов по разным видам спорта: женский футбол, спортивная акробатика, художественная гимнастика, в возрастном диапазоне от 16 до 20 лет. Из них 10 спортсменов квалификации КМС, 9 спортсменов, имеющих I взрослый разряд.

Средние значения показателей композитной оценки социального интеллекта до внедрения тренинга соответствуют умеренному уровню, но граничащему с низким (31,5 и 30,5 балла).

По итогам внедрения тренинга был проведен сравнительный анализ результатов первичного и повторного исследования, который показал достоверное повышение показателей в экспериментальной группе спортсменов по субтесту № 1 «Истории с завершением» (11,6 балла при р<0,01), субтеста № 3 «Вербальная экспрессия» (9,4 балла при р<0,05), а также уровня композитной оценки (с 31,5 балла до 34,1 балла при р<0,05) (таблица 2).

Таким образом, внедренный тренинг повысил уровень отдельных компонентов социального интеллекта спортсменок, что выразилось в развитии умения прогнозировать события и понимать речевую экспрессию в контексте определенной ситуации.

Таблица 2

Средние значения показателей в экспериментальной и контрольной группах по компонентам социального интеллекта до и после внедрения тренинга (в баллах)

выборки исследования Этапы исследования Компоненты социального интеллекта

субтест № 1 «Истории с завершением» субтест № 2 «Группы экспрессии» субтест № 3 «вербальная экспрессия» субтест № 4 «Истории с дополнением» композитная оценка

Экспериментальная группа (п=15) первичное 9,7 ± 2,6 8,6 ± 2,37 8,3 ± 1,8 4,4 ± 1,6 31,5 ±3,98

повторное 11,6 ± 1,3 8,4 ± 1,5 9,4 ± 1,9 5,1 ± 2,4 34,1 ±4,01

достоверность различий р < 0,01 - р < 0,05 - р < 0,05

Контрольная группа (п=19) первичное 9,3 ± 0,58 8 ± 3,06 8,5 ±1,53 4,7 ± 2,31 30,5 ±0,58

повторное 9,9 ±1,1 8,02 ±0,58 8,7 ± 1,73 4,62 ± 3,06 31,2 ±3,69

достоверность различий - - - - -

Достоверных различий по результатам субтеста № 2 «Группы экспрессии» и субтеста № 4 «Истории с дополнением» не установлено. Возможно, для достоверного повышения данных показателей требуется проведение большего количества занятий, так как обстановка, характерная для спортсменок, принявших участие в тренингах, обусловлена постоянным нахождением друг с другом в привычной для них обстановке, что значительно затрудняет развитие невербальных навыков (таблица 2).

Рост уровня развития компонентов социального интеллекта повлек за собой достоверное повышение показателей по шкалам «Толерантность к неопределенности» (с 8,1 до 9,4 балла) и «Интолерантность к неопределенности» (с 8,8 до 9,5 балла), в то время как в контрольной группе достоверных изменений по данным шкалам не установлено.

Следует учесть, что первичное обследование проводилось в период учебно-тренировочных занятий, в то время как повторное - в период соревновательной деятельности. Сама по себе соревновательная деятельность - весьма стрессогенный фактор, но, несмотря на это, повышение уровня развития компонентов социального интеллекта способствовало сохранению оптимального уровня стрессоустойчивости и даже ее незначительному росту (с 3,6 до 4,1 балла).

Преимуществами данного тренинга являются легкость и доступность в применении (возможность применения самим тренером при отсутствии психолога), скорость внедрения (возможность применения в сжатые сроки), методика вызывает высокий интерес участников тренинга и выполняет требования «зоны ближайшего развития». Наряду с преимуществами технология требует дальнейшей проработки блоков, не вызвавших достоверных изменений в некоторых компонентах социального интеллекта. Именно в этом направлении и осуществляется наша дальнейшая работа.

выводы. Результаты исследования свидетельствуют о значимости развития социального интеллекта спортсменов как ресурса эффективности деятельности. Социальный интеллект может обеспечить команде успешное взаимодействие и на основе этого стабильную конкурентоспособность путем выполнения таких функций, как обеспечение адаптивности в меняющихся условиях; формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, расширение социальной и коммуникативной компетентности; стрессоустойчивости.

Полученные данные позволят спортивным педагогам, тренерам и психологам при изучении свойств личности начинающих и высококвалифицированных спортсменов применять тренинг по развитию социального интеллекта с целью их максимального деятельностно-го прогресса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Балдина, М. Ю. Коммуникативная компетентность и общение: теоретический аспект // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2011. - № 3. - С. 4-11.

2. Белова, С. С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова/. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 109-118.

3. Горская, Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учебное пособие. - Краснодар, 2008. - 209 с.

4. Корнилова, Т. В. Новый опросник толерантности - интоле-рантности к неопределенности // Психологический журнал. - 2010. - Т.31. - № 1. - С. 74- 86.

5. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып. 1. - М., ч. 1, 1995. - С. 48-61.

6. Курашвили, В. А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. - М.: Центр инновационных спортивных технологий Москомспорта, 2008. - 114 с.

7. Люсин, Д. В., Михеева, Н. Д. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. Салливена // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д.В. Ушакова/. -М.: Институт психологии РАН, 2004. - С.119-129.

8. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Ме-

тодики и тесты: учебное пособие. - Самара: БАХРАМ, 2005. - 672 с.

9. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2004. - 350 с.

10. Thorndik, E. L. Intelligence and its uses // Harper's Magazine, 1920. - 140. Р. 227-235.

SOCIAL INTELLECT AS A RESOURCE OF COMPETITIvENESS OF HIGHLY SKILLED ATHLETES

Postgraduate student Z. Sovmiz,

Federal State Budget Institution of Higher Professional Education « Kuban State University of Physical

Education, Sport and Tourism», Krasnodar.

Contact information: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

Abstract. The author suggests to implement social intellect development training in the training process of highly skilled athletes in connection with the increasing requirements to physical and psychological training of athletes to competitions. The approbation of the training confirms its benefit in increasing social and communica-

tive competence of athletes and also their tolerance to uncertainty and resistance to stress.

Key words: social intellect, communicative competence, athletes' competitiveness, resistance to stress, tolerance to uncertainty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.