Научная статья на тему 'Социальный интеллект как личностная детерминанта профессиональной самореализации представителей профессий типа «Человек-человек»'

Социальный интеллект как личностная детерминанта профессиональной самореализации представителей профессий типа «Человек-человек» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SOCIAL INTELLIGENCE / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

Приведены результаты исследования профессиональной самореализации у представителей профессий типа «человек-человек». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены также показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Данные подвергнуты факторизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сеткова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social intelligence as personal a determinant of professional self-realization of representatives of trades of type "person-person"

Researches of professional level for representatives of profession "man man' were brought. Connection between level their self-realization and social intelligence was established. Indicators of intelligence of life and social and psychological adaptation were defined. Results were exposed to factorization.

Текст научной работы на тему «Социальный интеллект как личностная детерминанта профессиональной самореализации представителей профессий типа «Человек-человек»»

УДК 152.3

ББК Ю 952

Н.А. СЕТКОВА

старший преподаватель Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

г. Чита

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

Аннотация: Приведены результаты исследования профессиональной самореализации у представителей профессий типа «человек-человек». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены также показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Данные подвергнуты факторизации.

Ключевые слова: социальный интеллект, самореализация.

Researches of professional level for representatives ofprofession "man - man' were brought. Connection between level their self-realization and social intelligence was established. Indicators of intelligence of life and social and psychological adaptation were defined. Results were exposed to factorization.

Key words: social intelligence, self-realization.

Проблема самореализации имеет междисциплинарный и даже межпарадигмальный характер (Л.А. Коро-стылева). Ее анализу посвящены работы многих исследователей. Идеи возможности высших достижений в разных пространствах жизнедеятельности человека лежат в основе акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, 1968, 1996; А.А. Деркач, Н.В. Кузьмин, 1993; В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова 2000; А.А. Бодалев, 1998, 2001 и др.), основная цель которого состоит в изучении факторов, обусловливающих самореализацию личности. Зарубежные психологи изучали условия, механизмы возникновения самореализации (К. Голь-дштейн, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Отечественные исследователи сосредоточены на анализе самореализации как одной из сущностных способностей человека, связанных с развитием личности (С.Л. Рубинштейн, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.).

Известно, что первым ввел в научный оборот понятия «самоактуализация» и «самореализация», - по существу не делая между ними четкого разграничения, - нейрофизиолог К. Гольдштейн. Определение самореализации в отечественной науке появилось совсем недавно, сформулировала его Л.А. Коростылева. Автор считает, что «самореализация - это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [2, с.4]. Большинство исследователей отождествляют самоактуализацию и самореализацию. Мы вслед за Л.А. Коростылевой рассматриваем самоактуализацию как процесс, протекающий во внутреннем плане личности, а самореализацию - во внешнем.

Среди разнообразных сфер самореализации личности одной из важнейших является профессиональная деятельность. Психологическое сопровождение самореализации в профессии не теряет своей актуальности

в течение всей жизни человека, поскольку достижение конечного результата в этом процессе невозможно, что определяет значимость изучения самореализации. Несмотря на активные исследования, многое в ее психологии остается неясным. Необходимо продолжение теоретического и эмпирического анализа самореализации, детальное изучение ее детерминант.

Самореализация личности в профессиональной сфере, имеет системную детерминацию (внутреннюю и внешнюю). К первой относятся социальные факторы и условия самореализации. Личностные свойства входят в число внутренних детерминант самореализации. Базовым свойством выступает интеллект, который определяет уровень профессионального развития человека, независимо от того, к какой сфере деятельности принадлежит специалист. Однако существует тип профессий, у представителей которых наряду с базовым интеллектом, ведущую роль в самореализации играет социальный интеллект. Это профессии типа «человек-человек», где специалист действует вместе с другими или по отношению к другим.

Проблема социального интеллекта рассматривалась как в рамках однофакторных теорий, которые отдают приоритет одной общей способности, так и многофакторных, которые рассматривают интеллект, как совокупность нескольких независимых способностей. Исследователи считают, что наиболее состоятельными являются - «гибридные теории», согласно которым социальный интеллект складывается из общей способности и ряда специальных.

Социальный интеллект, по мнению В.Н. Куницы-ной, выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность - как продукт этого познания [3]. В концепции В.Н. Куни-цыной утверждается, что социальный интеллект полностью охватывает весь диапазон функций, которые ответственны за адекватность и успешность социального взаимодействия. Социальному интеллекту свойственны и другие сложные и глобальные для личности функции: саморазвитие, самопознание, самообучение и мотивационная функция. Они призваны помочь личности не просто приспособиться к меняющимся условиям, но и консолидировать силы для саморазвития и самореализации.

Несмотря на активный интерес к проблеме социального интеллекта, степень ее изученности не соответствует потребностям научного знания. Актуальным является выявление его взаимосвязей со значимыми сферами жизни личности, в частности, - с профессио-

нальной самореализацией.

Мы предположили, что социальный интеллект можно представить как профессионально значимое системное качество людей, самореализация которых осуществляется в профессиональной сфере «человек-человек». Можно ожидать, что 1) в силу специфики профессиональной деятельности среди специалистов сферы «человек-человек» большее число людей будет иметь более высокие показатели социального интеллекта по сравнению с представителями сферы «человек-техника», «человек-знаковая система»; 2) уровень самореализации специалиста связан с уровнем развития социального интеллекта: чем выше социальный интеллект, тем выше уровень самореализации; 3) существуют отличия в связях между уровнем самореализации и уровнем развития социального интеллекта, а также ряда других личностных характеристик у представителей профессий разных типов: типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система».

Для подтверждения (опровержения) гипотезы было проведено эмпирическое исследование. В нем принимало участие 83 представителя профессий типа «человек-человек» и 83 представителя профессий «человек-знаковая система», «человек-техника». Уровень самореализации определялся по самоактуализа-ционному тесту (САТ) Э. Шострома и по показателям осмысленности жизни (с помощью теста смысложиз-ненных ориентаций Д.А. Леонтьева). Уровень социального интеллекта выявлялся по тесту Дж. Гилфорда и М. Салливена и с помощью опросника социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА).

Результаты исследования социального интеллекта по тесту Дж. Гилфорда и М. Салливена представлены в таблице 1.

Таблица 1

Количество специалистов (в %) разных типов профессий по уровням социального интеллекта

Уровень социального интеллекта Специалисты профессий «человек-человек» Специалисты профессий «человек-техника», «человек-знаковая система»

Высокий 7,4 5,0

Средний 90,0 56,5

Низкий 2,6 38,5

Данные таблицы демонстрируют отчетливую тен-

денцию. В группе представителей профессий типа «человек-человек» количество людей с низким уровнем социального интеллекта значительно меньше, чем в группе представителей профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система» (уровень значимости отличий по критерию ф* Фишера 0,001). Значимы отличия в показателях социального интеллекта среднего уровня в пользу представителей профессий типа «человек-человек» (р = 0,001).

Установлено, что среди представителей профессий типа «человек-человек» у 49% специалистов отмечается высокий уровень социально-психологической адаптации, у 49% - средний уровень, и низкий уровень выявлен у 2% респондентов. В сфере профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система» у 26,5% специалистов выявлен высокий уровень социально-психологической адаптации, средний уровень - у 56,5% и низкий уровень - у 17% испытуемых. Итак, среди представителей профессий «человек-человек» больше людей с высоким и средним уровнями социально-психологической адаптации, что свидетельствует о достаточно развитом социальном интеллекте респондентов. В группе специалистов профессий «человек-техника» и «человек-знаковая система» большая часть респондентов имеет средний и низкий уровни социально-психологической адаптации. Уровень значимости отличий в выборках по критерию ф* Фишера по высокому уровню СПА - р = 0,001; по низкому уровню - р = 0,001.

Таким образом, подтверждается, что в силу специфики профессиональной деятельности в группе представителей сферы «человек-человек» большее число людей имеет более высокие показатели социального интеллекта по сравнению со специалистами сферы «человек-техника», «человек-знаковая система».

Обратимся к показателям уровня самореализации у представителей профессий разных типов (таблица 2).

Таблица 2

Количество специалистов (в %) разных типов профессий по уровням самореализации

(показатели САТ)

Уровень самореализации Специалисты профессий «человек-человек» Специалисты профессий «человек-техника», «человек-знаковая система»

Высокий 41,0 20,5

Средний 34,0 53,0

Низкий 25,0 26,5

По результатам Самоактуализационного теста нельзя сделать однозначного вывода о том, представители какого профессионального типа достигают более высокого уровня самореализации. Критерий ф* Фишера демонстрирует отсутствие значимых различий в показателях самореализации. При дополнении результатов САТ показателями теста СЖО были получены данные, представленные в таблице 3.

Обращает на себя внимание, что в группе профессий «человек-техника», «человек-знаковая система» больше респондентов с низким показателем осмысленности жизни. Наблюдаются существенные отличия (р = 0,01) в показателях высокого уровня шкалы «Результат» у представителей разнотипных профессий - то есть в уровне самореализации или степени удовлетворенности самореализацией, что совпадает с итогами САТ. То же можно сказать о показателях низкого уровня шкал «Цели» (выявляющих оптимистичный настрой на будущее, наличие жизненных целей,

Название шкал теста СЖО Специалисты профессий «человек-человек» Специалисты профессий «человек-техника», «человек-знаковая система»

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

Цели 45,0 48,0 7,0 43,0 43,0 14,0

Процесс 42,0 48,0 10,0 37,0 42,0 21,0

Результат 43,0 42,0 15,0 29,0 45,0 26,0

Локус-Я 43,0 50,0 7,0 34,0 24,0 42,0

Локус-жизни 44,0 43,0 13,0 36,0 27,0 37,0

Общий уровень осмысленности 48,0 41,0 11,0 37,6 31,2 31,2

Таблица 3

Количество специалистов (в %) разных типов профессий по уровням осмысленности жизни (показатели СЖО)

призвания, намерений в жизни - р = 0,01) и «Процесс» (свидетельствующих об обязательности выполнения деятельности, даже при наличии внутреннего протеста, - р = 0,01). Та же тенденция в показателях низкого уровня шкал «Локус-Я», отражающих способность личности ощущать себя хозяином собственной жизни, влиять на ее ход (р = 0,001), и «Локус-жизни», характеризующих уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора (р = 0,001).

Проанализируем более детально, по каким шкалам и какое количество респондентов в группах представителей профессий разного типа имеет высокие показатели самореализации, чтобы понять, какие личностные свойства обусловливают ее успешность. Количество людей (в %) с высокими показателями шкал САТ в группе с высоким уровнем самореализации представлено на рис. 1.

Прежде всего, отметим у специалистов профессий «человек-человек» большее число людей имеет высокие оценки по таким шкалам, как: самопринятие (разница в 20%), принятие собственной агрессии (разница

в 21%), контактности (разница в 21%). Это характеристики социального интеллекта. Обнаружена большая разница по базовой шкале компетентность во времени (12%). Примерно равны показатели самоуважения, ценностных ориентаций, важные для людей любых профессий.

Успешность самореализации в профессиях «человек-техника», «человек-знаковая система» достигается за счет высоких показателей по шкалам спонтанности и представления о природе человека. По названным шкалам 100 % специалистов данных профессий имеют высокие баллы. Высокие показатели выявлены по шкалам компетентности во времени, поддержки, ценностных ориентаций и синергии.

Высокие оценки базовых шкал и характеристик социального интеллекта у представителей профессий типа «человек-человек» также служат подтверждением положения гипотезы о том, что уровень самореализации специалиста связан с уровнем развития социального интеллекта: чем выше социальный интеллект, тем выше уровень самореализации.

Обратимся к группе с низким уровнем самореализа-

1-компетентность во времени, 2 - поддержка, 3 - ценностные ориентации, 4 - гибкость поведения, 5 - сен-зитивность к себе, 6 - спонтанность, 7- самоуважение, 8 - самопринятие, 9 - представление о природе человека, 10 - синергия, 11 - принятие собственной агрессии, 12 - контактность, 13 - познавательные потребности, 14 -креативность.

Рисунок 1.

Количество представителей профессий разного типа (в %) с высокими показателями шкал САТ (в группе с

высоким уровнем самореализации)

ции представителей разнотипных профессий (рис. 2.).

Диаграмма показывает, что и в данной группе у 53 % респондентов профессий типа «человек-человек» высокие показатели по шкале представления о природе человека, у 62 % - по шкале самоуважения. Но малое число людей имеет высокие баллы по шкалам самопринятия (14%), сензитивности к себе (33%), гибкости поведения (4,5%), компетентности во времени (38%), ценностных ориентаций (29%), спонтанности (33%), синергии (19%), принятия собственной агрессии (9,5%), контактности (4,7%), познавательных потребностей (43%), креативности (38%). Отсутствуют респонденты, имеющие высокие баллы по базовой шкале поддержки, которая отражает степень ответственности за собственную жизнь.

Низкие показатели по названным шкалам у представителей профессий типа «человек-человек» свидетельствуют о недостаточно развитом социальном интеллекте, что связано и с низким уровнем самореализации.

Среди представителей профессий «человек-техника» и «человек-знаковая система» сравнительно много людей с высокими баллами по шкалам компетентности во времени (50%) и самоуважения (54%), но низки оценки по всем другим шкалам. Гибкость поведения высоко оценивают только (4,5 %) респондентов,

самопринятие - (18 %), представление о природе человека - (27%), принятие собственной агрессии - (9%), контактность - (4,5 %), познавательные потребности -(18 %) и креативность - (13,5%). По шкале поддержка только (9 %) респондентов имеют высокие показатели. Недостаточен потенциал для самореализующегося поведения специалиста, задействованы компенсаторные механизмы, обеспечивающие безопасность и устойчивость существования.

Для уточнения и углубления понимания связи уровня самореализации в профессии с уровнем развития социального интеллекта использовалась процедура факторного анализа. Результаты факторного анализа представлены в таблицах 4-5.

У специалистов профессий типа «человек-человек» самый значимый фактор обозначен как «Творческое, динамическое отношение к жизни, социальный интеллект». Он включает показатели способности понимать сходные значения вербальных реакций в зависимости от контекста (0,83592), способности к логическому обобщению (0,82529), способности предвидеть последствия поведения людей (0,86660) и показатель шкалы «Процесс жизни» теста смысложизненных ориентаций (0,85723). «Гармоничный профиль» социального интеллекта позволяет сделать вывод о высоком

1-компетентность во времени, 2 - поддержка, 3 - ценностные ориентации, 4 - гибкость поведения, 5 - сен-зитивность к себе, 6 - спонтанность, 7- самоуважение, 8 - самопринятие, 9 - представление о природе человека, 10 - синергия, 11 - принятие собственной агрессии, 12 - контактность, 13 - познавательные потребности, 14 -креативность.

Рисунок 2.

Количество представителей профессий разного типа (в %) с высокими показателями шкал САТ

(в группе с низким уровнем самореализации)

Таблица 4

Результаты факторизации данных в группе специалистов с высоким уровнем самореализации

Тип проф. Название фактора Процент охвата дисперсии Тип проф. Название фактора Процент охвата дисперсии

«Человек-человек» Творческое, динамическое отношение к жизни, социальный интеллект 18 £ я 12 ио И св ев Осмысленность жизни 19

Ответственно сть 17 « « и и ,н> еес вви Ответственность и синергия 13

Гармоничные отношения со средой 11 оос <ц 3 % 5 Гармоничные отношения со средой 15

уровне самосознания, эмоционально стабильном, волевом, стеничном поведении, активном в деятельности и коммуникации.

У респондентов профессий типа «человек-техника» и «человек-знаковая система» важную роль в факторной структуре играет показатель осмысленности жизни. Он назван первым.

Второй фактор в группе профессии типа «человек-человек» - «Ответственность» - также включает в себя характеристики социального интеллекта: высокий уровень способности понимать себя и других (0,72960), прощать себе и другим возможные негативные поступки (0,71736).

Данный фактор наряду с синергией, то есть ощущением комфортности, ценности своего бытия и взаимодействия с другими (0,70775), обеспечивает высокий уровень самореализации и в группе специалистов профессий типа «человек- техника», «человек-знаковая система».

В качестве третьего фактора в обеих группах выступают «Гармоничные отношения со средой» (0,65853 - «человек-человек»; 0,67008 - «человек-техника», «человек-знаковая система»).

Факторный анализ выявил важную, в чем-то преобладающую, роль социального интеллекта в достижении высокого уровня профессиональной самореализации специалистов профессий типа «человек-человек», что еще раз подтверждает его статус в качестве базовой компетенции для данной группы специалистов.

Интересны результаты факторизации данных в группе с низким уровнем самореализации (таблица 5).

В группе специалистов профессий типа «человек-человек» с низким уровнем самореализации социальный интеллект обеспечивает не столько самореализацию, сколько адаптацию. Социальный интеллект входит в механизм адаптации. Обращает на себя внимание второй фактор - «Размытость целевых границ». Осмысленность жизни как, самостоятельный компо-

Таблица 5

Результаты факторизации данных в группе специалистов с низким уровнем самореализации

Тип проф. Название фактора Процент охвата дисперсии Тип проф. Название фактора Процент охвата дисперсии

«Человек-человек» Приспособление к среде 18 «Человек-техника» «человек знаковая система» Размытость целевых границ 21

Размытость целевых границ 13 Приспособление к среде 13

Я-концепция, агрессия 13 Я-концепция, агрессия 9

нент, уходит из факторной структуры. Но появляется фактор «Я-концепция, агрессия». У людей с низким уровнем самореализации «Я-концепция» представляет не совсем «стройное» и недостаточно гармоничное образование, что препятствует самореализации. В качестве альтернативного способа поведения выступает агрессия.

«Размытость целевых границ» и специфика Я-концепции препятствует самореализации специалистов и других профессий. Не является у них ведущим и фактор адаптации.

На основании факторного анализа и детальной интерпретации шкал САТ можно сделать вывод, что профессиональная самореализация обусловлена разными переменными. В профессиях типа «человек-человек» уровень самореализации связан с уровнем развития социального интеллекта. Чем выше уровень социального интеллекта специалиста данной сферы, тем выше уровень его самореализации. И при высоком, при и среднем уровне самореализации у представителей профессии типа «человек-человек» наибольший вес имеют факторы социального интеллекта и осмысленности жизни. Социальный интеллект можно характеризовать как важнейшую детерминанту самореализации личности в профессиях типа «человек-человек».

Литература

1. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томского Университета, 2000. 153 с.

Klochko VE., Galazinski E.V., Self-realization of person: system view. Tomsk: Publishing house of Tomsk University, 2002. p. 153

2. Коростылева Л.А., Проблема самореализации личности в системе наук о человеке //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rjrostileva L.A psychological of self-realization of person in system of sciences about man // Psychological problems of self-realization of person// Krilova A.A. St.-Petersburg 1997.

3. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. 232 с.

Runitcina V. N., Kazarinova N.V., Pogolsha VM. Interpersonal dialogue. St.-Petersburg.: Publishing house of St.-Petersburg, 2001. p. 232

4. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. 45 с.

Markova A.K. Psychology of teacher' s trade. M., 1993. p.45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.