УДК 152.3
ББК Ю 952
Н.А. СЕТКОВА
старший преподаватель Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.
г. Чита
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЛИЧНОСТНАЯ ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИЙ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
Аннотация: Приведены результаты исследования профессиональной самореализации у представителей профессий типа «человек-человек». Установлена связь между уровнем их самореализации и социальным интеллектом. Определены также показатели осмысленности жизни и социально-психологической адаптации. Данные подвергнуты факторизации.
Ключевые слова: социальный интеллект, самореализация.
Researches of professional level for representatives ofprofession "man - man' were brought. Connection between level their self-realization and social intelligence was established. Indicators of intelligence of life and social and psychological adaptation were defined. Results were exposed to factorization.
Key words: social intelligence, self-realization.
Проблема самореализации имеет междисциплинарный и даже межпарадигмальный характер (Л.А. Коро-стылева). Ее анализу посвящены работы многих исследователей. Идеи возможности высших достижений в разных пространствах жизнедеятельности человека лежат в основе акмеологического подхода (Б.Г. Ананьев, 1968, 1996; А.А. Деркач, Н.В. Кузьмин, 1993; В.Г. Зазыкин, А.К. Маркова 2000; А.А. Бодалев, 1998, 2001 и др.), основная цель которого состоит в изучении факторов, обусловливающих самореализацию личности. Зарубежные психологи изучали условия, механизмы возникновения самореализации (К. Голь-дштейн, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Отечественные исследователи сосредоточены на анализе самореализации как одной из сущностных способностей человека, связанных с развитием личности (С.Л. Рубинштейн, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадриков, Г.П. Щедровицкий и др.).
Известно, что первым ввел в научный оборот понятия «самоактуализация» и «самореализация», - по существу не делая между ними четкого разграничения, - нейрофизиолог К. Гольдштейн. Определение самореализации в отечественной науке появилось совсем недавно, сформулировала его Л.А. Коростылева. Автор считает, что «самореализация - это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, содеятельности и сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [2, с.4]. Большинство исследователей отождествляют самоактуализацию и самореализацию. Мы вслед за Л.А. Коростылевой рассматриваем самоактуализацию как процесс, протекающий во внутреннем плане личности, а самореализацию - во внешнем.
Среди разнообразных сфер самореализации личности одной из важнейших является профессиональная деятельность. Психологическое сопровождение самореализации в профессии не теряет своей актуальности
в течение всей жизни человека, поскольку достижение конечного результата в этом процессе невозможно, что определяет значимость изучения самореализации. Несмотря на активные исследования, многое в ее психологии остается неясным. Необходимо продолжение теоретического и эмпирического анализа самореализации, детальное изучение ее детерминант.
Самореализация личности в профессиональной сфере, имеет системную детерминацию (внутреннюю и внешнюю). К первой относятся социальные факторы и условия самореализации. Личностные свойства входят в число внутренних детерминант самореализации. Базовым свойством выступает интеллект, который определяет уровень профессионального развития человека, независимо от того, к какой сфере деятельности принадлежит специалист. Однако существует тип профессий, у представителей которых наряду с базовым интеллектом, ведущую роль в самореализации играет социальный интеллект. Это профессии типа «человек-человек», где специалист действует вместе с другими или по отношению к другим.
Проблема социального интеллекта рассматривалась как в рамках однофакторных теорий, которые отдают приоритет одной общей способности, так и многофакторных, которые рассматривают интеллект, как совокупность нескольких независимых способностей. Исследователи считают, что наиболее состоятельными являются - «гибридные теории», согласно которым социальный интеллект складывается из общей способности и ряда специальных.
Социальный интеллект, по мнению В.Н. Куницы-ной, выступает как средство познания социальной действительности, социальная компетентность - как продукт этого познания [3]. В концепции В.Н. Куни-цыной утверждается, что социальный интеллект полностью охватывает весь диапазон функций, которые ответственны за адекватность и успешность социального взаимодействия. Социальному интеллекту свойственны и другие сложные и глобальные для личности функции: саморазвитие, самопознание, самообучение и мотивационная функция. Они призваны помочь личности не просто приспособиться к меняющимся условиям, но и консолидировать силы для саморазвития и самореализации.
Несмотря на активный интерес к проблеме социального интеллекта, степень ее изученности не соответствует потребностям научного знания. Актуальным является выявление его взаимосвязей со значимыми сферами жизни личности, в частности, - с профессио-
нальной самореализацией.
Мы предположили, что социальный интеллект можно представить как профессионально значимое системное качество людей, самореализация которых осуществляется в профессиональной сфере «человек-человек». Можно ожидать, что 1) в силу специфики профессиональной деятельности среди специалистов сферы «человек-человек» большее число людей будет иметь более высокие показатели социального интеллекта по сравнению с представителями сферы «человек-техника», «человек-знаковая система»; 2) уровень самореализации специалиста связан с уровнем развития социального интеллекта: чем выше социальный интеллект, тем выше уровень самореализации; 3) существуют отличия в связях между уровнем самореализации и уровнем развития социального интеллекта, а также ряда других личностных характеристик у представителей профессий разных типов: типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система».
Для подтверждения (опровержения) гипотезы было проведено эмпирическое исследование. В нем принимало участие 83 представителя профессий типа «человек-человек» и 83 представителя профессий «человек-знаковая система», «человек-техника». Уровень самореализации определялся по самоактуализа-ционному тесту (САТ) Э. Шострома и по показателям осмысленности жизни (с помощью теста смысложиз-ненных ориентаций Д.А. Леонтьева). Уровень социального интеллекта выявлялся по тесту Дж. Гилфорда и М. Салливена и с помощью опросника социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА).
Результаты исследования социального интеллекта по тесту Дж. Гилфорда и М. Салливена представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество специалистов (в %) разных типов профессий по уровням социального интеллекта
Уровень социального интеллекта Специалисты профессий «человек-человек» Специалисты профессий «человек-техника», «человек-знаковая система»
Высокий 7,4 5,0
Средний 90,0 56,5
Низкий 2,6 38,5
Данные таблицы демонстрируют отчетливую тен-
денцию. В группе представителей профессий типа «человек-человек» количество людей с низким уровнем социального интеллекта значительно меньше, чем в группе представителей профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система» (уровень значимости отличий по критерию ф* Фишера 0,001). Значимы отличия в показателях социального интеллекта среднего уровня в пользу представителей профессий типа «человек-человек» (р = 0,001).
Установлено, что среди представителей профессий типа «человек-человек» у 49% специалистов отмечается высокий уровень социально-психологической адаптации, у 49% - средний уровень, и низкий уровень выявлен у 2% респондентов. В сфере профессий типа «человек-техника», «человек-знаковая система» у 26,5% специалистов выявлен высокий уровень социально-психологической адаптации, средний уровень - у 56,5% и низкий уровень - у 17% испытуемых. Итак, среди представителей профессий «человек-человек» больше людей с высоким и средним уровнями социально-психологической адаптации, что свидетельствует о достаточно развитом социальном интеллекте респондентов. В группе специалистов профессий «человек-техника» и «человек-знаковая система» большая часть респондентов имеет средний и низкий уровни социально-психологической адаптации. Уровень значимости отличий в выборках по критерию ф* Фишера по высокому уровню СПА - р = 0,001; по низкому уровню - р = 0,001.
Таким образом, подтверждается, что в силу специфики профессиональной деятельности в группе представителей сферы «человек-человек» большее число людей имеет более высокие показатели социального интеллекта по сравнению со специалистами сферы «человек-техника», «человек-знаковая система».
Обратимся к показателям уровня самореализации у представителей профессий разных типов (таблица 2).
Таблица 2
Количество специалистов (в %) разных типов профессий по уровням самореализации
(показатели САТ)
Уровень самореализации Специалисты профессий «человек-человек» Специалисты профессий «человек-техника», «человек-знаковая система»
Высокий 41,0 20,5
Средний 34,0 53,0
Низкий 25,0 26,5
По результатам Самоактуализационного теста нельзя сделать однозначного вывода о том, представители какого профессионального типа достигают более высокого уровня самореализации. Критерий ф* Фишера демонстрирует отсутствие значимых различий в показателях самореализации. При дополнении результатов САТ показателями теста СЖО были получены данные, представленные в таблице 3.
Обращает на себя внимание, что в группе профессий «человек-техника», «человек-знаковая система» больше респондентов с низким показателем осмысленности жизни. Наблюдаются существенные отличия (р = 0,01) в показателях высокого уровня шкалы «Результат» у представителей разнотипных профессий - то есть в уровне самореализации или степени удовлетворенности самореализацией, что совпадает с итогами САТ. То же можно сказать о показателях низкого уровня шкал «Цели» (выявляющих оптимистичный настрой на будущее, наличие жизненных целей,
Название шкал теста СЖО Специалисты профессий «человек-человек» Специалисты профессий «человек-техника», «человек-знаковая система»
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Цели 45,0 48,0 7,0 43,0 43,0 14,0
Процесс 42,0 48,0 10,0 37,0 42,0 21,0
Результат 43,0 42,0 15,0 29,0 45,0 26,0
Локус-Я 43,0 50,0 7,0 34,0 24,0 42,0
Локус-жизни 44,0 43,0 13,0 36,0 27,0 37,0
Общий уровень осмысленности 48,0 41,0 11,0 37,6 31,2 31,2
Таблица 3
Количество специалистов (в %) разных типов профессий по уровням осмысленности жизни (показатели СЖО)
призвания, намерений в жизни - р = 0,01) и «Процесс» (свидетельствующих об обязательности выполнения деятельности, даже при наличии внутреннего протеста, - р = 0,01). Та же тенденция в показателях низкого уровня шкал «Локус-Я», отражающих способность личности ощущать себя хозяином собственной жизни, влиять на ее ход (р = 0,001), и «Локус-жизни», характеризующих уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора (р = 0,001).
Проанализируем более детально, по каким шкалам и какое количество респондентов в группах представителей профессий разного типа имеет высокие показатели самореализации, чтобы понять, какие личностные свойства обусловливают ее успешность. Количество людей (в %) с высокими показателями шкал САТ в группе с высоким уровнем самореализации представлено на рис. 1.
Прежде всего, отметим у специалистов профессий «человек-человек» большее число людей имеет высокие оценки по таким шкалам, как: самопринятие (разница в 20%), принятие собственной агрессии (разница
в 21%), контактности (разница в 21%). Это характеристики социального интеллекта. Обнаружена большая разница по базовой шкале компетентность во времени (12%). Примерно равны показатели самоуважения, ценностных ориентаций, важные для людей любых профессий.
Успешность самореализации в профессиях «человек-техника», «человек-знаковая система» достигается за счет высоких показателей по шкалам спонтанности и представления о природе человека. По названным шкалам 100 % специалистов данных профессий имеют высокие баллы. Высокие показатели выявлены по шкалам компетентности во времени, поддержки, ценностных ориентаций и синергии.
Высокие оценки базовых шкал и характеристик социального интеллекта у представителей профессий типа «человек-человек» также служат подтверждением положения гипотезы о том, что уровень самореализации специалиста связан с уровнем развития социального интеллекта: чем выше социальный интеллект, тем выше уровень самореализации.
Обратимся к группе с низким уровнем самореализа-
1-компетентность во времени, 2 - поддержка, 3 - ценностные ориентации, 4 - гибкость поведения, 5 - сен-зитивность к себе, 6 - спонтанность, 7- самоуважение, 8 - самопринятие, 9 - представление о природе человека, 10 - синергия, 11 - принятие собственной агрессии, 12 - контактность, 13 - познавательные потребности, 14 -креативность.
Рисунок 1.
Количество представителей профессий разного типа (в %) с высокими показателями шкал САТ (в группе с
высоким уровнем самореализации)
ции представителей разнотипных профессий (рис. 2.).
Диаграмма показывает, что и в данной группе у 53 % респондентов профессий типа «человек-человек» высокие показатели по шкале представления о природе человека, у 62 % - по шкале самоуважения. Но малое число людей имеет высокие баллы по шкалам самопринятия (14%), сензитивности к себе (33%), гибкости поведения (4,5%), компетентности во времени (38%), ценностных ориентаций (29%), спонтанности (33%), синергии (19%), принятия собственной агрессии (9,5%), контактности (4,7%), познавательных потребностей (43%), креативности (38%). Отсутствуют респонденты, имеющие высокие баллы по базовой шкале поддержки, которая отражает степень ответственности за собственную жизнь.
Низкие показатели по названным шкалам у представителей профессий типа «человек-человек» свидетельствуют о недостаточно развитом социальном интеллекте, что связано и с низким уровнем самореализации.
Среди представителей профессий «человек-техника» и «человек-знаковая система» сравнительно много людей с высокими баллами по шкалам компетентности во времени (50%) и самоуважения (54%), но низки оценки по всем другим шкалам. Гибкость поведения высоко оценивают только (4,5 %) респондентов,
самопринятие - (18 %), представление о природе человека - (27%), принятие собственной агрессии - (9%), контактность - (4,5 %), познавательные потребности -(18 %) и креативность - (13,5%). По шкале поддержка только (9 %) респондентов имеют высокие показатели. Недостаточен потенциал для самореализующегося поведения специалиста, задействованы компенсаторные механизмы, обеспечивающие безопасность и устойчивость существования.
Для уточнения и углубления понимания связи уровня самореализации в профессии с уровнем развития социального интеллекта использовалась процедура факторного анализа. Результаты факторного анализа представлены в таблицах 4-5.
У специалистов профессий типа «человек-человек» самый значимый фактор обозначен как «Творческое, динамическое отношение к жизни, социальный интеллект». Он включает показатели способности понимать сходные значения вербальных реакций в зависимости от контекста (0,83592), способности к логическому обобщению (0,82529), способности предвидеть последствия поведения людей (0,86660) и показатель шкалы «Процесс жизни» теста смысложизненных ориентаций (0,85723). «Гармоничный профиль» социального интеллекта позволяет сделать вывод о высоком
1-компетентность во времени, 2 - поддержка, 3 - ценностные ориентации, 4 - гибкость поведения, 5 - сен-зитивность к себе, 6 - спонтанность, 7- самоуважение, 8 - самопринятие, 9 - представление о природе человека, 10 - синергия, 11 - принятие собственной агрессии, 12 - контактность, 13 - познавательные потребности, 14 -креативность.
Рисунок 2.
Количество представителей профессий разного типа (в %) с высокими показателями шкал САТ
(в группе с низким уровнем самореализации)
Таблица 4
Результаты факторизации данных в группе специалистов с высоким уровнем самореализации
Тип проф. Название фактора Процент охвата дисперсии Тип проф. Название фактора Процент охвата дисперсии
«Человек-человек» Творческое, динамическое отношение к жизни, социальный интеллект 18 £ я 12 ио И св ев Осмысленность жизни 19
Ответственно сть 17 « « и и ,н> еес вви Ответственность и синергия 13
Гармоничные отношения со средой 11 оос <ц 3 % 5 Гармоничные отношения со средой 15
уровне самосознания, эмоционально стабильном, волевом, стеничном поведении, активном в деятельности и коммуникации.
У респондентов профессий типа «человек-техника» и «человек-знаковая система» важную роль в факторной структуре играет показатель осмысленности жизни. Он назван первым.
Второй фактор в группе профессии типа «человек-человек» - «Ответственность» - также включает в себя характеристики социального интеллекта: высокий уровень способности понимать себя и других (0,72960), прощать себе и другим возможные негативные поступки (0,71736).
Данный фактор наряду с синергией, то есть ощущением комфортности, ценности своего бытия и взаимодействия с другими (0,70775), обеспечивает высокий уровень самореализации и в группе специалистов профессий типа «человек- техника», «человек-знаковая система».
В качестве третьего фактора в обеих группах выступают «Гармоничные отношения со средой» (0,65853 - «человек-человек»; 0,67008 - «человек-техника», «человек-знаковая система»).
Факторный анализ выявил важную, в чем-то преобладающую, роль социального интеллекта в достижении высокого уровня профессиональной самореализации специалистов профессий типа «человек-человек», что еще раз подтверждает его статус в качестве базовой компетенции для данной группы специалистов.
Интересны результаты факторизации данных в группе с низким уровнем самореализации (таблица 5).
В группе специалистов профессий типа «человек-человек» с низким уровнем самореализации социальный интеллект обеспечивает не столько самореализацию, сколько адаптацию. Социальный интеллект входит в механизм адаптации. Обращает на себя внимание второй фактор - «Размытость целевых границ». Осмысленность жизни как, самостоятельный компо-
Таблица 5
Результаты факторизации данных в группе специалистов с низким уровнем самореализации
Тип проф. Название фактора Процент охвата дисперсии Тип проф. Название фактора Процент охвата дисперсии
«Человек-человек» Приспособление к среде 18 «Человек-техника» «человек знаковая система» Размытость целевых границ 21
Размытость целевых границ 13 Приспособление к среде 13
Я-концепция, агрессия 13 Я-концепция, агрессия 9
нент, уходит из факторной структуры. Но появляется фактор «Я-концепция, агрессия». У людей с низким уровнем самореализации «Я-концепция» представляет не совсем «стройное» и недостаточно гармоничное образование, что препятствует самореализации. В качестве альтернативного способа поведения выступает агрессия.
«Размытость целевых границ» и специфика Я-концепции препятствует самореализации специалистов и других профессий. Не является у них ведущим и фактор адаптации.
На основании факторного анализа и детальной интерпретации шкал САТ можно сделать вывод, что профессиональная самореализация обусловлена разными переменными. В профессиях типа «человек-человек» уровень самореализации связан с уровнем развития социального интеллекта. Чем выше уровень социального интеллекта специалиста данной сферы, тем выше уровень его самореализации. И при высоком, при и среднем уровне самореализации у представителей профессии типа «человек-человек» наибольший вес имеют факторы социального интеллекта и осмысленности жизни. Социальный интеллект можно характеризовать как важнейшую детерминанту самореализации личности в профессиях типа «человек-человек».
Литература
1. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томского Университета, 2000. 153 с.
Klochko VE., Galazinski E.V., Self-realization of person: system view. Tomsk: Publishing house of Tomsk University, 2002. p. 153
2. Коростылева Л.А., Проблема самореализации личности в системе наук о человеке //Психологические проблемы самореализации личности /Под ред. А.А. Крылова. СПб., 1997.
Rjrostileva L.A psychological of self-realization of person in system of sciences about man // Psychological problems of self-realization of person// Krilova A.A. St.-Petersburg 1997.
3. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Изд-во СпбГУ, 2001. 232 с.
Runitcina V. N., Kazarinova N.V., Pogolsha VM. Interpersonal dialogue. St.-Petersburg.: Publishing house of St.-Petersburg, 2001. p. 232
4. Маркова А. К. Психология труда учителя. М., 1993. 45 с.
Markova A.K. Psychology of teacher' s trade. M., 1993. p.45