a higher level of social intelligence. The authors characterize the following personal features among convicts: communicative necessity; communicative flexibility; communicative tempo; communicative emotions.
Key words: person of the criminal, social intelligence, formal-dynamic properties of individuality.
М.Г. Чухрова, д-р мед. наук, проф. каф. психологии личности и спец. психологии ФП ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. педагогический университет», г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]; Е.В. Черепкова, д-р мед. наук, н.с. Научно-исслед. института физиологии и фундаментальной медицины СО РАМН, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]; А.П. Кушнарев, преподаватель, Войсковая часть 44261, Е-mail: [email protected], О.А. Костюкова, педагог-психолог ФКОУ В(С) ОШ ГУФСИН России по НСО, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО ПРЕСТУПНИКА*
С целью выявления уровня социального интеллекта и коммуникативных способностей у преступников, были обследованы 50 человек, осужденных по разным статьям, в основном, связанных с экономическими преступлениями, а также преступлениями против человека. Применялись методика Гилфорда-Саливена и опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Показано, что в зависимости от характера преступления имеются особенности социального интеллекта и коммуникативных качеств, как по общему уровню социального интеллекта, так и по компонентному его составу. Экономические преступления и мошенничество требовали более высокого уровня социального интеллекта.
Ключевые слова: личность преступника, социальный интеллект, формально-динамические свойства индивидуальности.
Актуальность исследования вызвана значительным количеством совершаемых преступлений и потребностью общества противодействовать им.
Развитие современных технологий (компьютеризация, свободный доступ в интернет, автоматизация и пр.) приводит к появлению новых видов преступлений, таких как мошенничество с помощью банковских карт, телефонные мошенничества, компьютерное мошенничество, мошенничество на рынке недвижимости и многое другое. Растет не только количество совершаемых экономических преступлений, но и их качество. Можно сказать, что мошенничество присутствует во всех видах деятельности государственных и частных структур. С усложнением организации современного мира мошенничество становится более разнообразным и все больше приобретает выраженный интеллектуальный характер. Наряду с этим преступная мотивация остается «психологическим стержнем» преступления, и представляет интерес для психологов и педагогов. Описание психологического портрета (мотивация и психологические особенности личности) преступника может быть полезным для оперативно-розыскной деятельности и криминалистики.
В структуре личности преступника интерес представляли такие элементы, как нравственная характеристика, интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства, социальная роль и социальный статус. По нашему мнению, именно нравственные свойства играют главную роль в становлении личности, способной на преступление закона. Если влияние внешней среды благоприятствует совершению преступления, то реакция на эту представившуюся возможность зависит от личности индивида, его морально-нравственных качеств, мотивации, осознавания преступности намерений, способности прогнозировать последствия преступления и т.п. Окончательный выбор - «совершать или не совершать преступление» - делает человек, исходя из своей психологической природы, т.е. он выбирает то поведение, которое ему в наибольшей степени соответствует. Человек осознанно становится преступником при условии наличия определенных на жизнь. В случае мошенничества - это всегда осознанный выбор.
Можно согласиться с профессором, доктором юридических наук В.Н. Кудрявцевым в том, что мотивационная сфера является стержнем нравственно-психологической структуры личности преступника, интегрирующим ее потребности и интересы [1].
Нравственно-психологическая структура личности преступника тесно связана с параметрами социального интеллекта и коммуникативными качествами. Социальный интеллект является показателем не только успешной адаптивности человека, он является индикатором качества социализации личности, наряду с коммуникативными способностями личности. Коммуникативные способности индивида, его коммуникативная компетентность, как составляющие части социального интеллекта,
формируются и развиваются в процессе его жизни в обществе, однако предпосылки этих способностей являются биологически обусловленными. Ведущими психологическими факторами в социальном интеллекте и коммуникативных способностях являются чувствительность, отзывчивость, умение оценивать эмоциональное состояние другого человека, коммуникабельность; физиологическими факторами - реактивность и лабильность нервной системы, доминирование первосигнальных функций. В коммуникативных способностях также существен параметр невербальность - вербальность. «Ядром» коммуникативных способностей, если воспользоваться исследованиями и терминологией А.А. Бодалева, является «восприятие и понимание человека человеком» [2].
Под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, в частности, сумму языковых навыков и знаний.
Цель исследования заключалась в выявлении уровня социального интеллекта и коммуникативных способностей у осужденных по разного рода статьям, в основном связанными с экономическими преступлениями, а также преступлениями против человека.
Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе одной из колоний Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) России по Новосибирской области. Основную группу (группа 1) составили осужденные за совершение различных видов экономических преступлений (25 чел., средний возраст 31,2+2,61 лет), контрольную группу (группа 2) - осужденные по статьям, не относящихся к экономическим преступлениям (грабеж, разбой, торговля наркотиками), 25 чел., средний возраст 28,4+1,38 лет, время нахождения в местах лишения свободы от 1 до 5 лет, в среднем 2,5+0,43 года. Все испытуемые мужского пола, все впервые осужденные, все подписали информированное согласие на проведение исследования.
Отдельные компоненты социального интеллекта изучались с помощью методики Гилфорда-Саливена [3], которая включает четыре субтеста: «Истории с завершением», «Группы экспрессии», «Вербальная экспрессия», «Истории с дополнением». Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест, третий - вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Успешность выполнения теста не зависит от пола обследуемого. Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей. Каждый субтест содержит двенадцать - пятнадцать заданий. Время проведения субтестов ограничено. Об-
щий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется с помощью композитной оценки.
Коммуникативные функции изучались с использованием опросника формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) [4], который позволяет наиболее полно и точно оценивать как отдельные формально-динамические свойства индивидуальности, так и устойчивые структуры (индексы, типы), отражающие различную степень их интеграции в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах поведения человека. ОФДСИ позволяет исследовать следующие параметры:
1. Коммуникативная эргичность - уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вовлеченность в социальную деятельность.
2. Коммуникативная пластичность - степень легкости переключения в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ, разнообразию количества готовых (неосознаваемых, импульсивных) форм социального контакта.
3. Коммуникативный темп (скорость) - скоростные характеристики двигательных актов в процессе общения (скорость речи при общении и т.д.)
Коммуникативная эмоциональность - эмоциональная чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Результаты и их обсуждение. Большинство осужденных 1 группы по субтесту № 1 показали результат средний или выше среднего, следовательно, их способности понимать и прогнозировать поведение людей соответствуют норме. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предвидеть события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. По данным авторов методики, люди с высокими показателя субтеста № 1 умеют неплохо выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, достаточно хорошо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей. Показатели субтеста №1 у испытуемых из 2 группы достоверно ниже, что свидетельствует о недостаточных навыках социальных взаимодействий (4,12+0,87 усл.ед. в 1 гр. и 2,82+0,56 усл.ед. во 2 гр., при Р = 0,018).
Среднеарифметический показатель субтеста № 2 в основной группе (1) соответствует результату выше среднего, а в контрольной группе (2) - ниже среднего (3,8+0,56 и 2,6+0,44, Р = 0,34). На основании проведенного субтеста можно сказать, что способность понимать состояния, чувства, намерения людей по невербальным проявлениям (позам, мимике, жестам), умение улавливать смысл невербальных реакций общения, у лиц основной группы помогает им в преступной деятельности (мошенничестве), а для лиц 2 группы этот же показатель, являясь дефицитарным, по-видимому, связан с общей криминальной направленностью.
На основании проведенного субтеста № 3 можно сказать, что в основной группе способность понимать характер человеческих взаимоотношений и интерпретировать слова собеседника в зависимости от контекста ситуации общения развита хорошо. Такие люди никогда не «говорят невпопад» и не ошибаются в интерпретации слов собеседника, хорошо контролируют ситуацию и управляют ей. В контрольной группе, напротив, эти качества показали значения ниже средних величин (3,8+0,66 и 2,6+ 0,38, Р = 0,001).
Анализ данных по субтесту № 4 - «истории с дополнением» в основной группе (1) показал, что испытуемые хорошо понимают связи между поступками людей и их последствиями, их ориентация в общепринятых нормах и правилах поведения находится на высоком уровне. Что еще раз свидетельствует о сознательном характере мотивации к совершению экономического преступления. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, только если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя самым неожиданным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко 260
выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели.
Обследуемые хорошо распознают различные смыслы и оттенки, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Они обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях, и имеют большой репертуар ролевого поведения, то есть они проявляют ролевую пластичность. Эти свойства являются важными для мошенника, по сути дела, эти свойства и «работают» в процессе преступного деяния.
В контрольной группе (2), напротив, результат по субтесту № 4 на границе среднего и низкого (2,26+ 0,34 против 4,2+0,45, Р = 0,005), это указывает на то, что обследуемые испытывают некоторые трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и как следствие, у них могут возникать трудности адаптации к различным системам взаимоотношений между людьми. Им сложно анализировать ситуации взаимодействия людей, понимать логику их развития, чувствовать изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Им сложнее достраивать не известные и не достающие звенья в цепи этих взаимоотношений. Можно предположить, что причина этого кроется в том, что осужденные 2 группы испытывают недостаточность социального опыта и социальных связей, они несколько отгорожены от «внешнего мира» и не имеют достаточного опыта общения с людьми вне своего микросоциума и опыта взаимодействовия с окружающими в рамках принятой большинством нормы. Это классические девианты. В наших предыдущих исследованиях мы показали, что для лиц, совершивших данного рода преступления (разбой, грабеж и т.п.), были характерны специфические семейные условия, связанные с разного рода депривациями, отягощенная наследственность, экзогенные повреждающие факторы [5; 6].
Показатели композитной оценки, определяющей общий уровень социального интеллекта, а следовательно и социальной адаптации у лиц 2 группы существенно ниже, чем у испытуемых 1 группы. Следовательно, испытуемые 2 группы испытывают трудности в прогнозировании и понимании людей, что несколько усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Однако в данном исследовании речь идет о социальной адаптации в обществе, а не в криминальной субкультуре, где показатели адаптированности могут оказаться прямо противоположными.
Результаты исследования коммуникативной сферы по опроснику ОФДСИ показали, что данные достоверно не отличаются в группах испытуемых, т.е. группы практически идентичны. Данные соответствуют высокому значению, т.е. у испытуемых обеих групп высокая потребность в общении, тяга к людям. В отношении с испытуемыми 1 группы можно рассматривать мотивационный аспект коммуникации - это наличие потребности во взаимодействии с обществом: «Я хочу». Не исключено, что такой результат обусловлен длительным периодом нахождения в местах лишения свободы.
При исследовании коммуникативной пластичности получены результаты, которые достоверно отличаются в двух группах испытуемых. Полученные данные в группе 2 соответствуют низкому значению, т.е. у этих испытуемых низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, недостаточное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов.
Полученные данные в 1 группе соответствуют высокому значению и означают легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ.
При исследовании коммуникативной скорости получены результаты, которые достоверно различаются в исследованных группах. Полученные данные во 2 группе испытуемых соответствуют низкому значению, т.е. это низкая речевая активность, медленная вербализация, речевая заторможенность. Владение вербальными средствами общения не на должном уровне. Полученные данные в 1 группе соответствуют высокому значению, т.е. легкая и плавная речь, быстрая вербализация, высокая скорость речевой активности.
При исследовании коммуникативной эмоциональности получены результаты, которые достоверно отличаются в изученных группах. Во 2 группе данные соответствуют низкому значению, т.е. низкая эмоциональная чувствительность к неудачам в общении с другими людьми. По нашему мнению, это является своеобразным защитным механизмом. Полученные данные в 1 группе соответствуют высокому значению, т.е. высокая чувствительность (ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспокойства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раздражительность в ситуации общения, потребность в обратной связи при общении.
Полученные в исследовании результаты могут быть использованы практическими психологами при проведении коммуникативных тренингов у осужденных лиц, а также для учета сильных и слабых сторон их коммуникативной компетенции, что немаловажно в криминалистике. В современном обществе коммуникативные способности играют огромную роль. Находясь в местах лишения свободы длительное время, осужденные на-
Библиографический список
ходятся «среди своих», но им предстоит, выйдя из заключения, столкнуться с трудностями общения, войти в новый коллектив и начать самостоятельную жизнь в большом макросоциуме. Необходимо найти выход из этой ситуации и сделать так, чтобы максимально уменьшить непонимание между членами общества и максимально повысить уровень их коммуникативной и речевой компетенции.
Заключение. Осужденные за разные преступления имеют особенности социального интеллекта и коммуникативных качеств, как по общему уровню социального интеллекта, так и по компонентному его составу. Среди осужденных по показателю социального интеллекта есть как высокоинтеллектуальные, так и низкоинтеллектуальные лица. Все они нуждаются в целенаправленной длительной систематической работе в виде социально-психологических тренингов по формированию адаптации в свободном обществе.
*Работа выполнена в рамках гранта Президента РФ МД 1401.2014.7 и гранта Правительства Новосибирской обл. на проведение прикладных научных исследований № ОН-14-25.
1. Антонян, Ю.М. Личность преступника / Ю.М., Антонян, В.Н., Кудрявцев, В.Е. Эминов. - СПб., 2004.
2. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика. - М., 1987.
3. Батаршев, А.В. Диагностика способности к общению. - СПб., 2006.
4. Русалов, В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. - М., 1997.
5. Черепкова, Е.В. Особенности социально-психологической адаптации подростков, совершивших правонарушение, в зависимости от наличия среди близких родственников осужденных преступников / Е.В. Черепкова, К.Г. Гуревич, М.Г. Чухрова, А.Р. Антонов // Вестник психотерапии. - 2014. - № 52(57).
6. Черепкова, Е.В. Психоэмоциональные нарушения и склонность к криминальному поведению, сопутствующие наркотической зависимости / Е.В. Черепкова, М.Г. Чухрова, А.П. Кушнарев // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 5(48).
Bibliography
1. Antonyan, Yu.M. Lichnostj prestupnika / Yu.M., Antonyan, V.N., Kudryavcev, V.E. Ehminov. - SPb., 2004.
2. Bodalev, A.A. Obthaya psikhodiagnostika. - M., 1987.
3. Batarshev, A.V. Diagnostika sposobnosti k obtheniyu. - SPb., 2006.
4. Rusalov, V.M. Oprosnik formaljno-dinamicheskikh svoyjstv individualjnosti. - M., 1997.
5. Cherepkova, E.V. Osobennosti socialjno-psikhologicheskoyj adaptacii podrostkov, sovershivshikh pravonarushenie, v zavisimosti ot nalichiya sredi blizkikh rodstvennikov osuzhdennihkh prestupnikov / E.V. Cherepkova, K.G. Gurevich, M.G. Chukhrova, A.R. Antonov // Vestnik psikhoterapii. - 2014. - № 52(57).
6. Cherepkova, E.V. Psikhoehmocionaljnihe narusheniya i sklonnostj k kriminaljnomu povedeniyu, soputstvuyuthie narkoticheskoyj zavisimosti / E.V. Cherepkova, M.G. Chukhrova, A.P. Kushnarev // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 5(48).
Статья поступила в редакцию 28.11.14
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редакторы раздела:
ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)
ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА ТЕРЕНТЬЕВА - доктор экономических наук, проректор по НИР, зав. каф. бухучета и аудита (г. Владивосток)
УДК 330.101.8
Dotdueva Z.S., Lovyannikova V.V. THEORY OF CRISES: EVOLUTION, CAUSE-AND-TYPE ASPECTS. The
article shows the patterns and the conditions for achieving economic growth through overcoming an economic crisis. The authors present the basic theory of economic cycles and their role in the study of cyclical economic development; the work describes the four main phases of the cyclical nature of economic development: "expansion", "recession" (or "crisis"), "depression", "revival". The authors write about features of a modern crisis. The researchers conclude that the market economy typically have cyclical fluctuations that are not reducible to seasonal periods of overproduction. A simple model of economic cycles allows observing how under the influence of the individual conjuncture-constituting factors the national economy experiences the cyclical fluctuations. The work also contains the ideas of the authors about the internal and external reasons of cycles in economic crises.
Key words: business cycle, economic growth, crisis, depression, revival, rise, recurrence of economic development, monetary theories of business cycles, recession, exogenous theories, endogenous theories.
З.С. Дотдуева, канд. эконом. наук, доц. каф. экономической теории и мировой экономики института экономики и управления ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]; В.В. Ловянникова, канд. эконом. наук, доц. каф. экономической теории и мировой экономики института экономики и управления Северо-Кавказского гос. университета г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ТЕОРИИ КРИЗИСОВ: ЭВОЛЮЦИЯ, ПРИЧИННО-ВИДОВЫЕ АСПЕКТЫ
В статье показаны закономерности, и условия достижения экономического роста посредством преодоления экономических кризисов. Авторами представлены основные теории экономических циклов и их роль в изучении проблемы цикличности экономического развития; описаны четыре основные фазы цикличности экономического развития: «экспансия», «рецессия (кризис)», «депрессия», «оживление». Выделены особенности современных кризисов. Авторы приходят к выводу, что рыночной экономике имманентно присущи циклические колебания конъюнктуры, не сводимые к сезонным периодам перепроизводства. Простые модели экономических циклов позволяют проследить за тем, как под воздействием отдельных конъюнктурообразующих факторов в национальной экономике возникают циклические колебания.
Ключевые слова: экономический цикл, экономический рост, кризис, депрессия, оживление, подъем, цикличность экономического развития, монетарные теории экономических циклов, рецессия, экзогенные теории, эндогенные теории.
Одним из недостатков рыночной экономики считается нестабильность экономического развития, то есть его циклический характер. Соответственно данный фактор является ключевым признаком рыночной экономики, поскольку экономический рост - это не плавный и равномерно совершающийся подъем, а регулярно повторяющиеся за определенный промежуток времени колебания в движении общественного производства, что собственно и есть цикличность экономического развития.
Экономический цикл (economic cycle) - в современной трактовке крупномасштабное колебательное движение экономической деятельности; следующие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение нескольких лет [1].
Различные варианты объяснения краткосрочных и долгосрочных изменений экономической активности экономическая теория объединяет в общую теорию экономических флуктуаций (лат. Fluctuation - колебание). Главными целями изучения колебаний хозяйственной конъюнктуры в рамках различных школ и направлений являются:
- выяснение базовых причин и факторов этих колебаний;
- прогнозирование развития различных отраслей и секторов мезо- и макроэкономики;
- разработка стратегии и тактики поведения микроэкономических субъектов в рыночной среде;
- определение мер государственного воздействия на экономику с помощью антициклической, антикризисной, инвестиционной, структурной, внешнеэкономической форм макроэкономической политики, а так же политики занятости и экономического роста.
В связи с этим изучение и анализ теорий экономических циклов является актуальным на протяжении уже последних двух столетий.
Профессор Оксфордского университета, историк Филип Кей (англ. Philip Kay) считает, что первый в мировой истории кризис разразился ещё в Римской империи в 88 году до нашей эры. Однако, определенной долей условности точкой манифестации циклического развития рыночной экономики считается 1825 год,