Научная статья на тему 'Социальный импринтинг и импрессинг как объекты социально-гуманитарного познания (теоретико-методологические основания и перспективные направления)'

Социальный импринтинг и импрессинг как объекты социально-гуманитарного познания (теоретико-методологические основания и перспективные направления) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-гуманитарное знание / объекты познания / социальный импринтинг / импрессинг / индивидуальное сознание / общественное сознание / ценности / нормы / деятельность / socio-humanitarian knowledge / objects of cognition / social imprinting / imprinting / individual consciousness / social consciousness / values / norms / activities

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Елена Викторовна Викторова

В статье представлено видение направлений изучения биосоциальных феноменов импринтинга и импрессинга в масштабах социально-гуманитарного знания в соответствии с современными научными тенденциями к междисциплинарности. Показано, что интерес к данным феноменам, вышедший за рамки этологии в социально-гуманитарное поле, и перенесение акцентов в их биосоциальной природе с биосоставляющей на социокультурную, позволяет наметить научные перспективы их многоаспектного изучения, значимого как с теоретической, так и с практической точек зрения. Продуктивным видится анализ функционирования импринтинга и импрессинга как механизмов формирования ценностных ориентиров и поведенческих реакций индивидов в различных сферах общественной жизни: морали, религии, политике, искусстве, экономике и т. д. Выявлена необходимость определения роли социального импринтинга и импрессинга как механизмов управления общественным сознанием с различными последствиями. Особо подчеркнута значимость выявления роли импрессинга как катализатора творческой активности человека, которая в благоприятных социокультурных условиях приводит к значительным достижениям в науке, искусстве, социальной жизни. Показано, что в масштабах социально-гуманитарного знания импринтинг и импрессинг предстают феноменами, функционирование которых демонстрирует тесную связь биологического и социокультурного, рационального и иррационального, индивидуального и общественного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Imprinting and Impressing as Objects of Socio-Humanitarian Knowledge (Theoretical and Methodological Foundations and Promising Directions)

The article presents a vision for the study of the bio-social phenomena of imprinting and impressing within the scope of socio-humanitarian knowledge, in line with modern scientific trends towards interdisciplinarity. It is shown that the interest in these phenomena, which has gone beyond the framework of ethology into the social and humanitarian field and the transfer of emphasis in their biosocial nature from the biocomponent to the sociocultural one, makes it possible to outline scientific prospects for their multidimensional study, significant from both theoretical and practical points of view. It seems productive to analyze the functioning of imprinting and impressing as mechanisms for the formation of value guidelines and behavioral reactions of individuals in various spheres of public life: morality, religion, politics, art, economics, etc. he necessity of defining the role of social imprinting and impressing as mechanisms for managing public consciousness with various consequences is identified. The significance of recognizing the role of impressing as a catalyst for human creative activity, which under favorable socio-cultural conditions leads to significant achievements in science, art, and social life, is particularly emphasized. It is shown that on the scale of social and humanitarian knowledge, imprinting and impressing appear as phenomena, the functioning of which demonstrates a close connection between the biological and sociocultural, rational and irrational, individual and social

Текст научной работы на тему «Социальный импринтинг и импрессинг как объекты социально-гуманитарного познания (теоретико-методологические основания и перспективные направления)»

Научная статья УДК 304.2

https://doi.org/10.24158/fik.2024.8.4

Социальный импринтинг и импрессинг как объекты социально-гуманитарного познания (теоретико-методологические основания и перспективные направления)

Елена Викторовна Викторова

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3169-1444

Аннотация. В статье представлено видение направлений изучения биосоциальных феноменов им-принтинга и импрессинга в масштабах социально-гуманитарного знания в соответствии с современными научными тенденциями к междисциплинарности. Показано, что интерес к данным феноменам, вышедший за рамки этологии в социально-гуманитарное поле, и перенесение акцентов в их биосоциальной природе с биосоставляющей на социокультурную, позволяет наметить научные перспективы их многоаспектного изучения, значимого как с теоретической, так и с практической точек зрения. Продуктивным видится анализ функционирования импринтинга и импрессинга как механизмов формирования ценностных ориентиров и поведенческих реакций индивидов в различных сферах общественной жизни: морали, религии, политике, искусстве, экономике и т. д. Выявлена необходимость определения роли социального импринтинга и импрессинга как механизмов управления общественным сознанием с различными последствиями. Особо подчеркнута значимость выявления роли импрессинга как катализатора творческой активности человека, которая в благоприятных социокультурных условиях приводит к значительным достижениям в науке, искусстве, социальной жизни. Показано, что в масштабах социально-гуманитарного знания импринтинг и импрессинг предстают феноменами, функционирование которых демонстрирует тесную связь биологического и социокультурного, рационального и иррационального, индивидуального и общественного.

Ключевые слова: социально-гуманитарное знание, объекты познания, социальный импринтинг, импрессинг, индивидуальное сознание, общественное сознание, ценности, нормы, деятельность

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Викторова Е.В. Социальный импринтинг и импрессинг как объекты социально-гуманитарного познания (теоретико-методологические основания и перспективные направления) // Общество: философия, история, культура. 2024. № 8. С. 37-42. https://doi.org/10.24158/fik.2024.84.

Original article

Social Imprinting and Impressing as Objects of Socio-Humanitarian Knowledge (Theoretical and Methodological Foundations and Promising Directions)

Elena V. Viktorova

Penza State University, Penza, Russia, [email protected], https://doi.org/0000-0002-3169-1444

Abstract. The article presents a vision for the study of the bio-social phenomena of imprinting and impressing within the scope of socio-humanitarian knowledge, in line with modern scientific trends towards interdisciplinary. It is shown that the interest in these phenomena, which has gone beyond the framework of ethology into the social and humanitarian field and the transfer of emphasis in their biosocial nature from the biocomponent to the sociocultural one, makes it possible to outline scientific prospects for their multidimensional study, significant from both theoretical and practical points of view. It seems productive to analyze the functioning of imprinting and impressing as mechanisms for the formation of value guidelines and behavioral reactions of individuals in various spheres of public life: morality, religion, politics, art, economics, etc. he necessity of defining the role of social imprinting and impressing as mechanisms for managing public consciousness with various consequences is identified. The significance of recognizing the role of impressing as a catalyst for human creative activity, which under favorable socio-cultural conditions leads to significant achievements in science, art, and social life, is particularly emphasized. It is shown that on the scale of social and humanitarian knowledge, imprinting and impressing appear as phenomena, the functioning of which demonstrates a close connection between the biological and sociocultural, rational and irrational, individual and social.

Keywords: socio-humanitarian knowledge, objects of cognition, social imprinting, imprinting, individual consciousness, social consciousness, values, norms, activities

© Викторова Е.В., 2024

Funding: Independent work.

For citation: Viktorova, E.V. (2024) Social Imprinting and Impressing as Objects of Socio-Humanitarian Knowledge (Theoretical and Methodological Foundations and Promising Directions). Society: Philosophy, History, Culture. (8), 37-42. Available from: doi:10.24158/fik.2024.8.4 (In Russian).

Введение. Интеграционные тенденции, с середины ХХ в. устойчиво характеризующие современное научное знание, не только допускают, но подразумевают обращение к междисциплинарным феноменам, рассмотрение которых продуктивно с применением методологии и терминологии различных научных дисциплин. Примером тому в рамках социально-гуманитарного знания являются феномены импринтинга и импрессинга.

Понятие «импринтинг», или запечатлевание (от англ. imprint - оставлять след, запечатлевать), вошло в научный оборот в рамках этологии (Lorenz, 1965). Понятие «импрессинг», или впечатление (от англ. impress - оставлять след, впечатлять), введено как терминологический аналог обозначению импринтинга в жизни человека1. Поскольку истоки научного исследования имприн-тинга/импрессинга обнаруживаются в этологии и затем в зоопсихологии, наибольшее развитие таковое исследование получило в рамках нейрофизиологии, психофизиологии, психологии, где довольно полно описан импринтинговый механизм формирования моделей поведения у человека (Боулби, 2003; Дилтс, 2024; Horn, 1985; Leary, 2014; McFarland, 1993).

Однако обращает на себя внимание возрастающий в последнее время интерес к данным феноменам представителей широкого круга социально-гуманитарных дисциплин. В импринтинге/им-прессинге видят скрытую социально-биологическую силу, способную формировать индивидуальное и общественное сознание, обладающую значительным социализационным, воспитательным потенциалом, но в то же самое время лежащую в основе определенных манипулятивных техник. Перенесение акцентов в биосоциальной природе данных феноменов с их биосоставляющей на социокультурную становится очевидным и перспективным.

Цель теоретического исследования, результаты которого представлены в статье, - наметить наиболее перспективные направления изучения импринтинга и импрессинга в масштабах социально-гуманитарных дисциплин. Эта цель достигается посредством аксиоматических построений на базе анализа научных работ, посвященных феноменам импринтинга и импрессинга, с применением методов дедукции, индукции и аналогии.

Теоретико-методологические основания социально-гуманитарного исследования феноменов импринтинга и импрессинга. Междисциплинарное внимание к феноменам импринтинга и импрессинга вполне отвечает современным научным тенденциям. Современное социально-гуманитарное знание исходит из представления о сложном взаимодействии природы, общества, культуры и человека2 (Лосев, 1998; Маркарян, 1983; Сорокин, 2021). Так, по выражению Е. Панова, «контакты этологии с максимально возможным числом дисциплин, традиционно связанных с темой индивидуального и социального в человеческом обществе», со временем становятся все более продуктивными3.

В.П. Эфроимсон, подчеркивая актуальность исследований импринтинга в жизнедеятельности человека и необходимость введения нового термина, отмечал, что импрессинг является одним из основных путей воздействия макро- и микросоциума на индивидуальное развитие (Эфроимсон, 1995). Это позволяет говорить о продуктивности рассмотрения феноменов, подобных импринтингу, в системе социально-гуманитарного знания, в котором, как отмечал А.С. Ахиезер, все более возрастает интерес к пониманию, объяснению взаимосвязи между природой, культурой и формами отношений, взаимодействий людей (Ахиезер, 2000).

Для социально-гуманитарных отраслей знания импринтинг - относительно новый объект познания, и в настоящее время работы, посвященные ему, характеризуются значительной разрозненностью и понятийным разночтением. Обращает на себя внимание специфика функционирования понятий «импринтинг» и «импрессинг». «Импринтинг» находит достаточно широкое применение в социально-гуманитарном знании, но при этом сохраняет прочные позиции в знании естественно-научном, обозначая форму научения у животных. Понятие же «импрессинг» укореняется в знании социально-гуманитарном, ассоциируется только с человеком и упоминается там, где речь идет о нем как о субъекте деятельности творческого характера (Сагатовский, 1999; Узи-левский, 2000; Холодная, 2002). Функционирование синонимичных понятий в рамках социально-гуманитарных наук остается неоднозначным, поэтому нередко для уточнения импринтинг в них именуется «культурным», но чаще - «социальным» (Оконская, 2001; Шмерлина, 2013).

1 Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика [Электронный ресурс] // Газета «Биология». 2000. № 31. URL: https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200003104 (дата обращения: 02.07.2024).

2 Каган М.С. Философия культуры : учебное пособие для вузов. М., 2024. 353 с.

3 Панов Е. Этология человека: история и перспективы // Скепсис: Научно-просветительский журнал. 1989. URL: http://scepsis.net/library/id_504.html (дата обращения: 02.07.2024).

Как объекты социально-гуманитарного познания, импринтинг и импрессинг, сохраняя свою биосоциальную специфику, безусловно, обнаруживают новые, многогранные характеристики, что отражается в их различных толкованиях. В данной работе опорными являются нижеследующие трактовки рассматриваемых феноменов. Под социальным импринтингом понимается воздействие на индивида в сензитивные периоды его развития, приводящее к фиксации (запечат-лению) определенной информации в памяти, следствием чего становится его устойчивая склонность к воспроизведению определенных образцов социального поведения (Viktorova, 2023). Импрессинг трактуется как информационное воздействие, оказывающее в определенных психофизиологических и социокультурных условиях на личность такое впечатление, результатом которого становится ее устойчивое, ценностно обусловленное стремление к определенному виду творческой деятельности (Viktorova, 2023).

При этом необходимо отметить, что не каждое воздействие социокультурной среды на человека становится импринтингом/импрессингом. Воздействие приводит к запечатлеванию информации или формированию значимого впечатления при совпадении следующих факторов: наследственная предрасположенность (определяет неуправляемый, казалось бы, случайный характер последствий воздействий на человека), критический/сензитивный период онтогенеза и стихийная или специально организованная ситуация эмоциональной уязвимости (регулируемые внешне факторы, обусловливающие возможность использования описываемых механизмов в про- или антисоциальных манипулятивных целях).

Таким образом, в масштабах социально-гуманитарного знания социальный импринтинг и импрессинг могут быть рассмотрены как феномены, функционирование которых демонстрирует тесную связь биологического и социокультурного, рационального и иррационального, индивидуального и общественного.

Перспективные направления социально-гуманитарного познания феноменов импринтинга и импрессинга. Рассмотрим наиболее актуальные в настоящее время направления социально-гуманитарного исследования импринтинга и импрессинга, указывая на уже имеющиеся немногочисленные достижения и намечая направления, видящиеся нам перспективными.

Первое из них, являющееся наиболее широко представленным, - это анализ функционирования социального импринтинга и импрессинга как механизмов формирования убеждений, ценностных (морально-нравственных, религиозных, политических) установок (Перельман, Амусья, Пугов-кин, 2004; Сагатовский, 1999; Холодная, 2002). Работы этого направления, как и других, характеризуются теоретико-методологической разрозненностью и понятийной несогласованностью при довольно богатой, многогранной тематике. Так, существует мнение о том, что импрессинг определяет ценностные ориентиры и поведенческие реакции в религиозной жизни индивидов и целых поколений (Перельман, Амусья, Пуговкин, 2004).

О значении импрессингов в функционировании морали можно говорить, опираясь на труды В.П. Эфроимсона: он отмечал ключевое воздействие импрессингов на формирование этических ценностей, норм и качеств личности (Эфроимсон, 1995). Импрессинговая природа формирования моральных и религиозных установок объясняется тем, что они формируются в условиях непосредственного эмоционального взаимодействия людей (убеждение, порицание, пример, авторитет и т. д.). Личностно и общественно значимое воздействие может произойти в любом месте и в любой момент, спектр импрессинговых воздействий очень широк, решающее значение могут возыметь «какие-либо наблюдения, какой-либо акт доброты, жестокости, несправедливости, какая-либо книга, фильм, разговор, жизненное происшествие» (Эфроимсон, 1995: 85).

В этой связи особое направление, на наш взгляд, представляет исследование взаимосвязи импрессинга и искусства. С одной стороны, специфика общения человека с искусством имеет нередко импрессинговую природу, с другой стороны, само искусство может выступать источником импрессингов, которые влияют на возникновение установок в разных сферах жизнедеятельности человека - морали, религии, политике и т. д.

Встречаются отдельные представления об импринтинговой основе формирования индивидуальных, групповых и общественных мифов (Leary, 2014). «Импрессинги иногда пожизненно, но всегда на очень долгий срок определяют многие мотивы деятельности человека, его цели, его ценностную шкалу»1. Импринтинговая информация способна стать устойчивыми моделями мышления и поведения, компенсировать недостаток объективных знаний, становясь неким объяснением чего-либо непонятного человеку, и, подкрепляясь в сензитивные периоды социальными паттернами извне, разрастаться до символа (Leary, 2014). Виды современных мифов коррелируют с содержательным многообразием импрессингов: их спектр варьируется от ценностей повседневной жизни, например, полоролевых отношений, до ценностей идеологических, религиозных.

1 Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика...

Необходимо отметить, что роль импринтингов/импрессингов легко обнаруживается и в функционировании других форм общественной жизни, таких как право, политика, экономика и т. д. Так, по мнению М.Е. Перельмана, М.Я. Амусьи и А.П. Пуговкина, пережитые людьми в импрессинговый период (к которому исследователи относят прежде всего подростковый возраст) события государственного и мирового масштаба - военные действия, политические перевороты, межнациональные конфликты, террористические акты и т. п. - и их исход отражаются на поведении уже повзрослевших граждан, которые подсознательно стремятся к повторению конфликтных ситуаций, их избеганию, неверию в их разрешение (Перельман, Амусья, Пуговкин, 2004).

Каждый из затронутых выше аспектов исследования импринтинга/импрессинга заслуживает более детального, глубокого анализа. При этом в данном случае особого внимания требует применение терминов и разграничение обозначаемых ими феноменов, поскольку при схожих механизмах формирования ценностных ориентиров в любой из форм общественной жизни, социальный импринтинг и импрессинг имеют разные последствия. Если речь идет о воспроизведении и межличностной, межгрупповой, межпоколенной передаче запечатленных «образцов», то анализу должен быть подвержен социальный импринтинг как один из механизмов социального научения. В случае же творческого осмысления и создания новых идей, ценностей, норм речь идет об импрессинге.

В этой связи одним из перспективных направлений в социально-гуманитарном познании импрессинга является анализ его как пускового механизма наследственно обусловленных творческих способностей личности, как средства для формирования интеллектуальных интенций1 (Узилевский, 2000; Холодная, 2002). Актуальность подобного научного поиска связана прежде всего с тем, что в благоприятных социокультурных условиях личность, пережившая импрессинг, способна достичь больших успехов в выбранных ею видах деятельности2.

Значительные перспективы открываются перед исследованиями импринтинга и импрессинга на макроуровне их функционирования. Существует лишь незначительное число работ, в которых импринтинг подвергается концептуальному анализу в качестве целостного социального феномена. Так, Н.Б. Оконская рассматривает импринтинг как системный механизм эволюции общества и придает ему огромное значение в «закреплении социальных изменений генетики человека» (Оконская, 2001: 117). Она отмечает, что запечатлеванию могут подвергаться любые внешние воздействия, в том числе социальные условия и артефакты (Оконская, 2001: 123). Однако по-прежнему остаются недостаточно изученными аспекты функционирования социального импринтинга и импрессинга в масштабах социализации, инкультурации, формирования и передачи социальной/культурной/исторической памяти.

С теоретической и практической точек зрения актуальны исследования социального импринтинга и импрессинга как механизмов, влияющих на индивидуальное и общественное сознание и позволяющих манипулировать им (Dilts, 1996; Leary, 2014). В научных и научно-публицистических работах, посвященных подобным темам, отмечается важная роль импринтинговых механизмов в единстве функционирования общественного сознания на трех уровнях - собственно общественном, групповом, индивидуальном.

Учитывается большое значение для формирования сознания социальных групп таких факторов, как слово (устное и письменное), действия, вызывающие аффективные реакции (представления, митинги, богослужения и т. д.), эмблемы и символы (знаки каст, орденов, государств), способы непосредственного психического взаимодействия (взаимовнушение, взаимоподражание и др.). В каждом из перечисленных случаев как случайные, так и специально организованные им-принтинги/импрессинги способны усилить эффект воздействия на индивидуальное сознание.

Особое значение и особую сложность приобретает изучение данных феноменов в условиях изменения социокультурных практик, связанных с цифровизацией всех сфер культуры и общественной жизни. Функционирование социального импринтинга и импрессинга в интернет-среде в основном остается вне поля зрения исследователей. При этом функционирование данных механизмов в цифровой среде обнаруживает свою специфику, требующую пристального научного внимания из-за возникающих в данном случае индивидуальных и социокультурных рисков.

Перспективным направлением здесь может рассматриваться изучение роли социальных им-принтингов в реальном и виртуальном общении, а также в возникновении коммуникативных барьеров, стереотипов, предрассудков. Незнание их импринтинговой основы лишь способствует их укреплению: «Если же решающее воздействие, определившее ценностные координаты индивида, его душевный склад, настрой, останется нераскрытым, то, продолжая ориентироваться на эту систему ценностных координат, ушедших в подсознание, личность будет невосприимчива к любым самым интенсивным воздействиям» (Эфроимсон, 1995: 85).

1 Эфроимсон В.П. Педагогическая генетика...

2 Там же.

Заключение. Как объекты социально-гуманитарного познания, импринтинг и импрессинг обнаруживают свою актуальность и с теоретической, и с практической точек зрения. При этом указанные в работе направления исследования рассматриваемых нами биосоциокультурных феноменов в масштабах социально-гуманитарных наук, безусловно, не исчерпывают все возможные. Их обзор лишь позволяет наметить перспективы изучения импринтинга и импрессинга как значимых в протекании процессов социальной жизни личности и общества.

Список источников:

Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. № 9. С. 29-45. Боулби Д. Привязанность / пер. с англ. Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской. М., 2003. 447 с. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб., 2024. 384 с. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1998. 364 с.

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983. 284 с. Оконская Н.Б. Импринтинг как системный механизм эволюции общества // Философские науки. 2001. № 1. С. 114-124. Перельман М.Е., Амусья М.Я., Пуговкин А.П. История и импрессинг поколений // Посев. 2004. № 11. С. 30-34. Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии : в 3 ч. Ч. 3: Антропология. СПб., 1999. 288 с. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М., 2020. 988 с.

Узилевский Г.Я. О сверхраннем обучении, классических принципах воспитания и обучения с позиций антропологической семиотики // Образование и общество. 2000. № 5. С. 57-64.

Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2 изд., доп. и перераб. СПб., 2002. 264 с. Шмерлина И.А. Биологические грани социальности. Очерки о природных предпосылках социального поведения человека. М., 2013. 200 с.

Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. СПб., 1995. 279 с.

Horn G. Memory, imprinting and the brain. An Inquiry into Mechanisms. Oxford, 1985. 315 p. Leary Т. Chaos and Cyber Culture. California, 2014. 272 p.

Lorenz К. Über tierisches und menschliches Verhalten. Münchеn, 1965. 411 s. (на нем. яз.) McFarland D. Animal Behaviour: Psychobiology, Ethology and Evolution. NY, 1993. 585 p.

Viktorova E.V. Imprinting and Impression Concepts in Contemporary Knowledge: Problems of Correlation and Interdisciplinary Applications / ed. by S.G. Maximova // Complex Social Systems in Dynamic Environments. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham., 2023. Vol. 365. Р. 39-48. https://doi.org/10.1007/978-3-031-23856-7_5.

References:

Akhiezer, A.S. (2000) Filosofskie osnovy sotsiokul'turnoy teorii i metodologii [Philosophical foundations of sociocultural theory and methodology]. Voprosy filosofii. (9), 29-45. (In Russian) Bowlby, J. (2003) Attachment. Moscow. 447 p. (In Russian)

Dilts, R.B. (2024) Fokusyyazyka. Izmenenie ubezhdeniy spomoshch'yu NLP [Tricks of the tongue. Changing beliefs with NLP]. St. Petersburg. 384 p. (In Russian)

Efroimson, V.P. (1995) Genetika etiki i estetiki [Genetics of ethics and aesthetics]. St. Petersburg. 279 p. (In Russian) Horn, G. (1985) Memory, imprinting and the brain. An Inquiry into Mechanisms. Oxford. 315 p.

Kholodnaya, M.A. (2002) Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence. Paradoxes of research]. 2nd ed., expanded and revised. St. Petersburg. 264 p. (In Russian) Leary, Т. (2014) Chaos and Cyber Culture. California. 272 p.

Lorenz, К. (1965) Über tierisches und menschliches Verhalten. Münchеn. 411 p. (In German) Losev, A.F. (1988) Derzanie dukha [Daring of the spirit]. Moscow. 364 p. (In Russian)

Markaryan, E.S. (1983) Teoriya kul'tury isovremennaya nauka (logiko-metodologicheskiy analiz) [Theory of culture and modern science (logical and methodological analysis)]. Moscow. 284 p. (In Russian)

McFarland, D. (1993) Animal Behavior: Psychobiology, Ethology and Evolution. New York. 585 p.

Okonskaya, N.B. (2001) Imprinting kak sistemnyy mekhanizm evolyutsii obshchestva [Imprinting as a systemic mechanism of the evolution of thesociety]. Russian Journal of Philosophical Sciences. (1), 114-124. (In Russian)

Perelman, M.E., Amusya, M.Y. & Pugovkin, A.P. (2004) Istoriya i impressing pokoleniy [History and impressing of generations]. Posev. (11), 30-34. (In Russian)

Sagatovsky, V.N. (1999) Filosofiya razvivayushcheysya garmonii. Ch. 3: Antropologiya. [Philosophy of developing harmony. Part 3: Anthropology]. In 3 Parts. St. Petersburg. 288 p. (In Russian)

Shmerlina, I.A. (2013) Biologicheskie granisotsial'nosti. Ocherki o prirodnykh predposylkakh sotsial'nogo povedeniya cheloveka [Biological edges of sociality. Essays on the natural prerequisites for human social behavior]. Moscow. 200 p. (In Russian) Sorokin, P.A. (2020) Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika [Social and cultural dynamics]. Moscow. 988 p. (In Russian) Uzilevsky, G.Y. (2000) O sverkhrannem obuchenii, klassicheskikh printsipakh vospitaniya i obucheniya s pozitsiy antropologicheskoy semiotiki [On ultra-early education, classical principles of education and training from the perspective of anthropological semiotics]. Education and Society. (5), 57-64. (In Russian)

Viktorova, E.V. (2023) Imprinting and Impression Concepts in Contemporary Knowledge: Problems of Correlation and Interdisciplinary Applications. In: Maximova, S.G. (ed.). Complex Social Systems in Dynamic Environments. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer, Cham., 365, 39-48. Available from: doi:10.1007/978-3-031-23856-7_5.

Информация об авторе Е.В. Викторова - кандидат педагогических наук, доцент по специальности «Социология культуры», Пензенский государственный университет, Пенза, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=679805

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.V. Viktorova - PhD in Education Science, Associate Professor in the specialty "Sociology of Culture", Penza State University, Penza, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=679805

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 05.07.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.08.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 20.08.2024.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.