ШЕСТОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД: МЕХАНИЗМЫИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
13-14 ноября 2015 г.
УДК 330.342.24
СОЦИАЛЬНЫЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - ПРИОРИТЕТЫ СЕДЬМОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА
М. Р. Арпентьева
Важнейший параметр, обеспечивающий устойчивость ресурсозависимой экономики к внешним потрясениям - качество ее социального и человеческого капитала. Если в рамках четвертого и пятого укладов отмечалось стремление к вертикально выстроенной организации социума, то шестой уклад предполагает горизонтальную пространственно-временную распределенность, имеет сетевой характер, для него типичен переход к долгосрочным инвестициям, и, как следствие - к сверхпроектам и долгосрочным перспективам. Сеть как интерсубъектный механизм обмена информацией и принятия решений позволяет максимально расширить круг людей, участвующих в разработке и принятии управленческих решений. Сущность шестого технологического уклада представляет собой замену информации смыслом, приоритет производящей, а не потребляющей экономики. Требуется иная организация социума, который становится в большей степени сетевым, кластеризированным или «гранулированным». Однако, современный глобализированный мир продолжает жить «по вертикали», которая работает в условиях мобилизации и необходимости решить какую-либо сверхзадачу. Переход экономики к новому укладу является длительным и многоплановым процессом и несет в себе массу рисков и «витков». Таких витков сейчас пройдено пять, наступает шестой технологический уклад - НТР сменяет эпоха нанотехнологий, просматриваются черты седьмого - эпоха социальных технологий [7]. Один из основных рисков последнего, так же как и шестого и, в неявном виде, остальных предшествующих укладов, связан с недостаточным учетом роли социального и человеческого капитала. Интересна в этом контексте гипотеза, которая связывает циклический характер новаций с теорией пассионарных толчков Л.Н. Гумилева: долгосрочные колебания экономической конъюнктуры (длинные волны Н.Д. Кондратьева), связаны с колебаниями «пассионарного напряжения» суперэтнической системы - «цивилизованного мира». Высокий уровень «пассионарного напряжения» соответствует высокой активности этносов и суперэтноса, что выражается в подъеме экономики, более быстром научно-техническом прогрессе и осте темпов общественно-политической жизни (включая рост социальных потрясений: войн и революций). В периоды низкого «пассионарного напряжения» картина противоположна. Кроме большого цикла - порядка 1500 лет, численность пассионариев колеблется в пределах волны 50-100 лет. При этом, поскольку отвечающий за пассионарность ген, рецессивен, то после войн и иных тяжелых ситуаций, потрясений цивилизации, в которых пассионарии погибают первыми, их численность медленно восстанавливается за счет потомства скрытых носителей этого гена и через 2-3 поколения активность этноса вновь возрастает, возникают войны, катаклизмы и иные социальные потрясения: малый цикл повторяется [3].
Вместе с тем, исследователям до сих пор не вполне ясна причина: почему, несмотря на заметное изменение экономики по мере ее развития, ритм «Кондратьевских волн» не меняется и почему волны Н.Д.°Кондратьева синфазны для разных стран мира. Дело, по-видимому, в том, что речь идет о социокультурной детерминации: в развитии экономики ведущими факторами являются не производство и капитал финансовый, НТР как таковые, а капитал социальный и человеческий, включая процессе культурной трансмиссии и законы смены поколений, связанные с трансмиссией. Синфазность связана с существованием таксономической единицы более высокого порядка, - суперэтносом, например, с таким как «цивилизованный мир». Волны Н.Д. Кондратьева не являются только формами экономической динамики, но разновидностями исторических циклов, охватывающих всю структуру общества [5]. Как отметил Ф. Бродель: «Если сложить два этих движения - вековую тенденцию и цикл Кондратьева, - то мы будем располагать «музыкой» долгосрочной конъюнктуры, звучащей
М. Р. Арпентьева
на два голоса... Добавляя свои движения к подъему или спаду вековой тенденции, циклы Кондратьева усиливали или смягчали ее» [1]. Первостепенное значение циклам Н.Д. Кондратьева в развитии капитализма придает и основоположник «мир-системного» анализа, И.Валлерстайн. Он пишет, что «В девятнадцатом столетии возникли три основных течения политической идеологии - консерватизм, либерализм и социализм, и с тех пор все три течения (в постоянно меняющихся обличьях) непрестанно боролись друг с другом». И в результате исследования борьбы этих трех течений политических идеологий И. Валлерстайн приходит к однозначному выводу: «Мы и в самом деле движемся в направлении другой исторической системы... Потребуется, однако, по меньшей мере, еще пятьдесят лет предсмертного кризиса, то есть «хаоса», прежде чем мы сможем надеяться выйти к новому социальному по-рядку»[2]. Даже несмотря на внимание к феноменам социального и человеческого капитала: слишком долго они игнорировались и производство сводилось к бизнесу и «ничего кроме бизнеса» буржуазия понимать не хотела и пока еще не хочет.
В основе исследований С.П. Капицы лежит количественное описание человечества как динамической системы. Её рост и развитие обязаны взаимодействию, охватывающему всех людей и возникшему тогда, когда появился человек, одаренный сознанием. А. В. Молчанов, критикуя синергетический подход к феномену экономического и демографического роста, когда гиперболический рост населения мира рассматривается как автомодельный, масштабно инвариантный рост, автокаталитический (самоускоряющийся) в режиме с обострением процесс, он отмечает, что такой рост, на мой взгляд, гораздо более похож на плановый, поэтапный, эквифинальный процесс, имеющий свое начало и свое завершение, в том числе рост некой иерархической «сети» связей между людьми, построение которой было завершено во второй половине ХХ века [4; 8]. Развивая концепцию С.П.Капицы, он полагает, что поскольку циклы Н.Д.Кондратьева совпадают с циклами сети, то эти циклы и « ...есть собственно циклы сети человека, наблюдаемые через призму экономической конъюнктуры». »Более того, можно предположить, что циклы С. Кузнеца, К. Жугляра и Дж. Китчина имеют ту же природу».По крайней мере очевидно одно: экономическое и социальное, культурно-историческое и экономико-технологическое развитие тесно связаны.И чем раньше будет обращено внимание на накопления и развитие социального и человеческого капитала, тем эффективнее будут инновации и продуктивнее - антикризисные мероприятия. Для эффективного функционирования и накопления социального и человеческого капитала необходимо конкурентоспособное качество жизни, включая безопасность, относительно комфортные условия жизни, а также свобода изучения себя и мира при наличии прочной идеологической основы, направленной на развитие человека и общества, сформированных духовно-нравственных ориентиров жизнедеятельности. Основными драйверами его развития являются продуктивная конкуренция, осмысленные инвестиции, системные инновации (Таблица №1).
Таблица №1.
Инновационный потенциал сообществ: приоритетыи характеристики сообществ
с разным инновационным потенциалом
развитие, инновации функционирование, практики деструкция,коллапс
социальный капитал человеческий капитал социальное служение и взаимопомощь модели взаимопомощи взаимные инвестиции доверие и принятие взаимопонимание связи, мосты, узы профессионализм экономический капитал политический капитал социальная аномия модель взаимного потребления накопление и вклады отчуждение и толерантность шаблонность осмысления изоляция, одиночество потребление нормативное существование социальный антикапитал человеческий антикапитал социальный каннибализм мальтузианская модель вынужденное использование, вражда и неприятие манипулирование сознанием захват и подавление бандитизм болезни души и тела
здоровье души и тела либерализм безнравственность
нравственность псевдодемократия криптократия
глубинная демократия подавление, репрессии расправы, уничтожение
творчество, свобода дикая конкуренция выживание
продуктивная конкуренция коррупция и преференции воровство - «освоение»
осмысленные инвестиции хаотические инновации отказ от инноваций
системные инновации
Развитие человеческого капитала связано с развитием общественного и, при наличии гуманных отношений в сообществе, активно развивается и служит развитию сообщества. При наличии потребительских отношений, человеческий и социальный капитал в должной мере не используются и не развиваются, превращаются в элемент манипуляции отношениями и жизнями людей и организаций. Инновационный потенциал как совокупность социального и человеческого капитала, еще ждут своего достойного осмысления, главное, что необходимость развития человека и сообществ уже найдена - «выгодной»[6; 9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. В трех томах. Т.3: Время мира. - М.: Прогресс, 1992, С. 76.
2. Валлерстайн И. После либерализма. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.
3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 480 с.
4. Капица С.П. Общая теория роста человечества. М.: Альпина Нон-фикшн, 2009. 204 с.
5. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. - М.: Экономика, 2002. - 767 с.
6. Коротаев А. В., Цирель С. В. Кондратьевские волны в мировой экономической динамике // Системный мониторинг. Глобальное и региональное развитие / Под ред. Д. А. Халтуриной, А. В. Коротаева. М.: Либроком, URSS, 2009.. С. 189-229.
7. Лепский В. Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. - М.: Когито-Центр, 2010 - 255с.
8. Молчанов А. В. Циклы Кондратьева // Молчанов А. В. Развитие теории С.П. Капицы. -Санкт-Петербург, 2006. -160с.
9. Яковец Ю.В. Закон смены поколений и перспективы социально- экономического развития России. - М.: МФК, 2003 - 39 с.