УДК 316.422
социальный эффект инноваций
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные проблемы инновационного развития Российской Федерации, особое внимание уделено социальному эффекту инновационной деятельности. Выделяются и описываются характерные особенности инновационной сферы экономики России в современных реалиях. Для сравнения приводится опыт построения инновационной экономики в Республике Корея. Для международных сопоставлений используются данные крупнейших рейтинговых агентств и организаций. Актуальность статьи обусловлена недостаточным уровнем инновационной активности отечественных субъектов экономики. Значительное место в статье отводится анализу стимулирующих методов государственного воздействия на экономику России, способных стимулировать инновационную активность. В заключительной части исследования представлены перспективы развития социальной сферы в рамках построения инновационной экономики.
Ключевые слова: инновационная активность; инновационная сфера экономики; социальный эффект; инновация; расходы на НИОКР; стимулирующие меры.
Abstract. The article considers the topical problems of innovative development of the Russian Federation, paying special attention to the social effect of innovative activity. The authors identify and describe the main features of the innovation sphere of Russia’s economy in today’s realities. For comparison, the article gives the experience of building an innovative economy in the Republic of South Korea. Ratings compiled by the major international rating agencies and organizations used for comparisons. The relevance of the chosen topic is defined by insufficient level of innovative activity of domestic economic entities. Significant place in the article is given to the analysis of stimulating methods of state influence on Russia’s economy, contributing to the creation of favorable conditions for innovation. The final part of the research substantiates social development prospects of building the innovation-active economy in Russia.
Keywords: innovation activity; innovation sphere of economy; social effect; innovation; research and development expenses; incentive measures.
Макарова О.А.,
студентка Финансового университета Н [email protected]
Чванова А.Г.,
студентка Финансового университета Н [email protected]
движущая сила роста
В современных условиях хозяйствования и развития экономики движущей силой роста, развития и прогресса, индикатором успешности как на макро-, так и на микроуровне являются показатели инновационной активности, т.е. количество и качество внедряемых новшеств. Сегодня именно они обеспечивают государству, транснациональной корпорации или молодой start-up-компании качественный рост и эф-
фективное развитие. Общество развивается очень динамично: один технологический уклад сменяет другой, на смену экономическому подъему приходит спад, за которым следуют восстановление и вновь подъем, одни отрасли устаревают и умирают, но в это же время рождаются новые. Для того чтобы успевать за всеми этими процессами и изменениями, адаптироваться к новым требованиям рынка и условиям хозяйствования, необходимо постоянное инновационное обновление экономики и общества.
Российская экономика и хозяйствующие субъекты в настоящее время находятся в процессе переориентации на инновационный путь развития. Этот процесс связан с коренными преобразованиями в социальной и политической жизни, а также общественном сознании в ходе системной модернизации. Модернизация, в свою очередь, имеет целью выход на определенный уровень конкурентоспособности, достижение устойчивых темпов социально-экономического развития, обеспечивающих высокий уровень жизни, рост качества человеческого материала, позитивные изменения менталитета российского народа.
Научный руководитель: Родионова М.Е., кандидат социологических наук, доцент.
К сожалению, инновационный потенциал российской экономики пока характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, существует огромный задел в фундаментальной и отраслевой науке, с другой - уровень использования результатов научных исследований в практических инновациях все еще крайне низок.
Сам термин «инновация» (англ. Innovation - нововведение, новаторство) в общественном сознании устойчиво ассоциируется с экономическим прорывом, новым этапом развития экономики, что особенно актуально для современной России. Под инновацией мы понимаем «инвестицию в новацию» как результат практического освоения нового процесса, продукта или услуги. Инновация (инновационный продукт, нововведение) является результатом длительных усилий ученых и предпринимателей, итогом развития научного открытия или технического изобретения, создания на этой основе нового продукта (товара) и его коммерциализации. Таким образом, в основе инновации лежит научное знание. Однако не любое знание является инновацией. Инновация - это знание, воплощенное в коммерческий продукт [1].
Инновационное - предприятие, занимающееся инновационной деятельностью, т.е. связанной с трансформацией идей (обычно результатов НИОКР) в технологически новые или усовершенствованные продукты либо услуги, внедренные на рынке, а также новые или усовершенствованные технологические процессы либо способы производства услуг, использованные в практической деятельности.
республика корея. все возможно
Сегодня одним из ярких примеров успешного построения и функционирования инновационной экономики является Южная Корея. А ведь еще 60 лет назад вряд ли кто мог поверить, что такое возможно...
Из Второй мировой войны и войны с Северной Кореей Южная Корея вышла одной из беднейших стран мира, уровень отсталости которой приближался к неразвитым странам Африки. Страна, понесшая колоссальные материальные и людские потери, не имела ни промышленности, ни науки. Казалось, что у такой страны, да еще и разделенной на две части, нет перспектив. Но в начале 60-х гг. прошлого столетия правительство республики Корея сформировало план долгосрочного развития страны, опирающийся на развитие научно-технической сферы. Не удивительно, что после разрушительных войн и отделения части страны в самостоятельное враждебное государство первоочередную государственную поддержку получило развитие военно-технической и оборонной сферы.
В этот период экономическая политика была направлена на индустриализацию страны и создание условий, пригодных для жизни населения. В сложившихся
условиях наиболее быстрым и безболезненным путем бы экспорт зарубежных технологий. Однако ввозимые товары зачастую не вписывались в традиционный быт жизненный уклад корейцев, вследствие чего возникала необходимость адаптировать их под нужды населения. Для этого в республике был создан первый Корейский институт науки и технологии (К^Т).
С середины 1970-х гг. был дан старт следующему этапу развития научно-технической политики страны, суть которого заключалась в поддержке приоритетных и капиталоемких отраслей промышленности - машиностроения, энергетики, электроники и химической промышленности. Очевидно, что для финансирования перечисленных отраслей требовались значительные финансовые ресурсы.
Проблема была решена благодаря созданию чебо-лей1 - крупных финансово-промышленных групп, объединяющих формально самостоятельные фирмы, находящиеся в собственности определенных семей и под единым административным и финансовым контролем. Чеболи существовали при поддержке правящей элиты страны, которая обеспечивала им защиту и ряд привилегий, однако и требовала выполнения определенных обязательств перед государством. Этот этап стал толчком для развития высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Южной Кореи, которые в этот период не только активно ассимилировали зарубежные технологии, но и существенно перерабатывали их. Вузы готовили кадры инженеров и исследователей для практического применения разработок научно-исследовательских институтов.
Третий этап построения экономики, ориентированной на инновации, был ознаменован принятием в Республике Корея Первой Национальной программы в области исследований и разработок. Следует отметить, что если на первых этапах все принимаемые решения имели чисто экономическую направленность, то с принятием данной программы акценты были смещены в область фундаментальной науки, развитие которой соответствовало долгосрочным стратегическим целям Южной Кореи в области инновационного развития. В этот момент государство начинает активную финансовую поддержку подготовки высококвалифицированных кадров, которая выражается в привлечении в высшие учебные заведения иностранных преподавателей, развитии системы обучения и стажировок в передовых вузах мира.
Следующий этап развития научно-технической политики Южной Кореи стартовал в начале 1990-х гг. Процес-
1 Это корейское произношение названия довоенных японских концернов «дзайбацу», обозначенное двумя китайскими иероглифами (И'Н), которые могут быть переведены как «денежная аристократия».
сы индустриализации государства были уже практически завершены, экономика демонстрировала положительные показатели, вследствие чего с 1993 г. началась активная реструктуризация неэффективных чеболей.
К тому времени ситуация в стране и мире изменилась. Не случайно одной из причин кризиса 1998 г. в Азиатско-Тихоокеанском регионе эксперты считают огромную кредиторскую задолженность чеболей. В настоящее время разукрупнение, а в ряде случаев ликвидация финансовопромышленных корпораций признаны одним из главных успехов посткризисной адаптации и структурной реформы Республики Корея.
Сегодня научно-техническая политика Кореи направлена на дальнейшее развитие инновационного пути, причем приоритет отдается социальным нуждам. Кроме того, являясь в данный момент активным членом мирового сообщества, Корея поддерживает международные программы по улучшению условий жизни с использованием достижений науки и техники. Важным отличием республики Корея от западных стран является готовность относительно свободно поставлять свои научные разработки в развивающиеся страны.
Важно отметить, что правительство Республики Корея уделяет большое внимание поддержке и развитию НИОКР во всех регионах страны, считая науку мощным драйвером развития территорий, определяющим рост уровня жизни населения.
Целенаправленное развитие инновационного сектора помогает корейцам создавать рабочие места (уровень безработицы, по данным 2012 г.,- 2,9%), обеспечивает высокий уровень жизни (12-е место в мировом рейтинге качества жизни в 2012 г.) и высокую среднюю продолжительность жизни (79,1 года).
Заслуживает особого внимания уровень открытости корейского руководства. ООН официально признала систему «электронного правительства» Республики Корея самой лучшей в мире [2]. Структуры управления и жители Южной Кореи смогли почти полностью отказаться от бумажного документооборота, что позволило существенно ускорить процесс принятия решений, а правительству дало возможность широко информировать общественность и советоваться с ней, при этом экономить огромные средства, исключив из оборота бумажные документы.
а что у нас?
Вернемся домой, в Россию. Посмотрим, каковы состояние и перспективы высокотехнологичной экономики на 1/9 земной суши.
Провозгласив, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (до 2020 г.), ориентацию на инновационный путь развития экономики, Правительство РФ сделало ставку
на развитие НИОКР, отраслей экономики, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Однако в настоящий момент Россия, за исключением единичных примеров, практически отсутствует на мировых рынках высокотехнологичной, инновационной продукции, где ее доля оценивается в интервале 0,2-0,3% общего производства всей наукоемкой продукции в мире. А в числе лидеров по этому параметру США (22%), Германия (9%), Япония (7%), Англия и Франция (4%) [3].
Уровень инновационной активности российских предприятий заметно уступает странам - лидерам производства высокотехнологичной продукции. Об этом свидетельствует показатель расходов на НИОКР. По данным 2010 г., эти расходы в России составляют 1,16% ВВП против 1,7% в Китае, 2,3% в странах ОЭСР, 2,9% в США, 3,36% в Японии, 3,74% в Республике Корея и 4,4% в Израиле [4].
Кроме того, в России число организаций и учреждений, выполняющих научные исследования и разработки, в 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизилось на 0,03% (по сравнению с 2000 г.- на 13%).
Следует отметить дефицит кадров, способных на инновационную активность. За период экономических реформ значительно изменилась структура научных кадров - сократилась численность непосредственных участников научного процесса: исследователей (почти в 2,5 раза) и техников (в 3,5 раза) [5]. Ученый-инноватор в России, в большинстве своем, это не молодой аспирант, который отлично разбирается в высоких технологиях, а пожилой научный сотрудник с фундаментальным советским образованием, работавший над своим изобретением не один десяток лет. Факты таковы: более 70% российских «инновационных» проектов родом из Советского Союза, а средний возраст инноватора в приоритетных областях исследований и разработок составляет 60 лет [6].
Меры прямые и косвенные
Инвестиционная политика государства, вставшего на путь инновационного развития, очевидно, должна предусматривать комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата в приоритетной сфере. Целесообразными представляются меры государственного воздействия на экономику, которые условно можно разделить на две группы: прямые и косвенные.
К прямым отнесем, во-первых, административные меры, которые выражаются в прямом государственном финансировании НИОКР. Причем с акцентом именно на прикладных исследованиях, которые уже имеют под собой практическую базу для применения, а следовательно, им проще выйти на рынок в более короткий срок. В этом плане важную роль может сыграть принятие закона
о технопарках, который, к сожалению, до сих пор отсутствует в российском правовом поле.
Представляется актуальным дальнейшее развитие механизмов государственной поддержки инвестиций в инновационную сферу. Особенно это касается развития российских венчурных фондов, которые до сих пор не зарекомендовали себя как действенный инструмент привлечения инвестиций в инновационную сферу.2
Вторым мощным инструментом прямого воздействия на экономику является широкое использование программно-целевого метода, в частности активное развитие системы государственного заказа. Также для создания экономики,ориентированной на инновации, необходимо развивать и поощрять программы по созданию кооперативных связей между наукой и бизнесом.
Теперь рассмотрим косвенные методы воздействия. Первоочередным здесь является налоговое стимулирование. Из действенных мер можно выделить, во-первых, увеличение сроков так называемых налоговых каникул для предприятий, работающих в инновационной сфере. Еще одним перспективным направлением косвенного воздействия является предоставление предприятиям, которые инвестируют часть своей прибыли в новые технологии, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Помимо этого, для стимулирования инновационной активности в России необходимо в кратчайшие сроки отредактировать и ужесточить законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности и авторского права, а также упростить процедуру патентования.
От принятия мер в обозначенных областях напрямую зависит, сможет ли российская экономика занять достойное место в числе стран - лидеров мирового инновационного процесса.
так зачем они нужны?
Теперь зададим главный вопрос: так зачем нужны инновации, каков их социальный эффект, как они влияют на общество, на жизнь людей?
Опыт мировых лидеров в области высоких технологий показывает, что инновационная деятельность субъектов хозяйствования стимулирует экономическое развитие и переход к шестому технологическому укладу на основе экономики знаний и информационного общества. Кроме того, весь инновационный процесс, от возникновения идеи до внедрения инновационного продукта, представляет собой огромный ресурс создания новых рабочих мест. Следствие его рационального использования - повышение уровня занятости населения, что также благоприятно сказывается на состоянии экономики. При этом инновационная деятельность, являясь приоритет-
2 В 2010 г. из средств РОСНАНО и ОАО «РВК» было профинансировано лишь 18% инновационных продуктов, созданных в том же году.
ным направлением, обеспечивает хороший доход. Крупные компании и предприятия, заинтересованные в повышении конкурентоспособности, для успешного функционирования и развития готовы предложить выгодные условия специалистам: ученым, разработчикам, технологам. При этом они не ограничиваются привлекательным уровнем зарплаты, но и создают возможности для саморазвития и самореализации сотрудников на различных курсах и тренировочных программах. Очевидно, что такие условия способствуют всестороннему развитию личности. Иными словами, заниматься инновациями становится не просто выгодно, но еще и престижно.
Еще одной важной положительной стороной внедрения инноваций является замещение сырьевой ориентации на наукоемкое производство. Очевидно, что ископаемые ресурсы, на которых в большой степени держится в настоящее время экономика нашей страны, исчерпаемы. Стабильность экономики и наше благосостояние находятся в прямой и очень жесткой зависимости от стабильности цен на топливные ископаемые ресурсы. Занимаясь научными разработками и внедрением инноваций, мы сможем застраховать себя от спадов и кризисов, связанных с колебанием цен на ископаемые ресурсы или же их истощением.
Мощный социальный эффект инновационной деятельности состоит и в том, что дает возможность более полно и всестороннее удовлетворить потребности личности. Ведь разработки чего-то прорывного ведутся в тех сферах жизни общества, в которых чего-то не хватает, или там, где что-то можно или нужно улучшить. Из этого следует, что инновации создаются людьми для удовлетворения личных и общественных потребностей, они служат улучшению жизни, и в этом их неоспоримый социальный эффект.
литература
1. Портал дистанционного консультирования малого предпринимательства www.dist-cons.ru/moduLes/innova/index.html
2. Российская газета, Интернет-портал URL: www.rg.ru/2012/06/28/ pravitelstvo-anons.html
3. Совершенствование институциональных и финансовых механизмов формирования и реализации инвестиционной политики государства: Монография/ рук. авт. колл. д-р экон. наук, проф. О.М. Белоусова.- М.: Финансовый университет, 2013. 248 с.
4. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) / United Nations Educational, Scientific, and Cultural Organization (UNESCO). Рейтинг стран мира по уровню расходов на НИОКР http://www.uis.unesco.org/
5. Филатов Ю.Н. Проблемы активизации инновационной деятельности в Российской Федерации // Вестник ТГУС.- 2008. Серия «Экономика».-Выпуск 3.
6. Даббах А.В. Четыре главные проблемы инвестиций в инновации // Forbes, 2010. 25 ноября.