ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 316.728
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЯН
И.С. Карабедова
В западных странах свободное время человека является большой ценностью, а трудоголики менее уважаемы и популярны. Российское общество транзитивно (переходно) и объединяет признаки как традиционного, так и индустриального обществ. По статистическим данным свободное время в целом за 1960-е-1990-е гг. ХХ в. выросло на три часа в неделю, но определяющим было мнение о досуге как о форме восстановления сил для дальнейших успехов в труде и мужчин и женщин. С 1961 по 1976 гг. повышается роль саморазвития и снижается процент бездеятельного отдыха. В 80-е годы продолжительность развлечений увеличилась, составляя от 67 до 84 % свободного времени у мужчин и от 68 до 81 % у женщин [1, с. 135].
Россия пережила период конкретных реформ во многих сферах общественной жизни. В контексте современных социокультурных, экономических и политических трансформаций проблемы досуга мужчин и женщин, становятся все более актуальными. Изменения в социальной сфере общества привели к изменению структуры самого общества и в его рамках произошли изменения в сфере досуга. Проблемы качественного досуга наиболее актуализировались в связи с глобальными последствиями экономических и политических реформ.
Понятие культурно-досуговой деятельности вошло в научный обиход с 80-х годов ХХ в. В.Т. Лисовский рассматривает досуг в зависимости от культурных потребностей личности в познании, творчестве, общении, игре, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме [2].
Карабедова Ирина Сергеевна - аспирант кафедры истории и философии Новочеркасской государственной мелиоративной академии, 346428, Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Пушкинская 111, e-mail: adalistka_87@ list.ru, т. 8(86352)222960.
В.А. Артемов исследует влияние досуговой деятельности на создание культурной сферы и положительных человеческих взаимоотношений [3]. В. Д. Патрушев изучает доминирующие и вторичные функции досуга, создает типологию досуга по факторам и формам досуговой деятельности: содержание, способы деятельности, частота и периодичность участия в деятельности и временные затраты [4]. Е.И. Сафронкина изучает досуг в сельской местности [1]. Ю.Д. Красильникова, Г.Г. Киселева анализируют досуг в контексте социально-культурной деятельности [5]. Ж. Дю-мазедье явился основоположником теории "цивилизации досуга", исследовал массовый досуг, взаимодействующий со всеми сферами общества, выделяя отдых, развлечения и саморазвитие личности [6]. А.С. Орлов анализирует функции досуга, которые, полностью охватывают все способности досуговых явлений влиять на человека от биологического уровня до социетального [7]. Р.А. Стеббинс изучает стили досуга, понимая под ним время, не затрачиваемое на заработки и проводимое по усмотрению индивида [8].
Целью исследования является анализ досуговой деятельности, на примере среднего российского города Новочеркасска. Данная цель реализуется в достижении следующих исследовательских задач:
- проанализировать досуговую деятельность в контексте социального положения мужчин и женщин;
- выявить и исследовать социальные возможности досуговой деятельности населения в среднем российском городе.
Предпринимая социологическое исследование, мы учитывали, что и в рамках досуга
Irina Karabedova - post-graduate student of the History and Philosophy Department at the Novocherkassk State Reclamation Academy, 150, Pushkinskaya Street, Novocherkassk, Rostov region, 346428, e-mail: [email protected], ph. +7(86352)222960.
населения России в целом, и применительно к населению среднего города главным типоло-гизирующим данную сферу деятельности фактором практически для всех слоев является направленность досуговой активности. Структура свободного времени может быть предельно простой или достаточно сложной, а спектр досуговых предпочтений - оставаться примитивным. Качество досуга во многом определяется тем, где именно различные группы населения имеют возможность его проводить - дома, в семье или вне ее, практикуя пассивное потребление того, что доступно, или активное использование того, что предпочтительно с учетом гендерного контекста.
Исходя из этого, мы выделили так называемый простой тип досуга, предполагающий преимущественно домашние формы проведения свободного времени при отсутствии любой социальной деятельности вне дома, и, соответственно, активный тип досуга, о котором можно говорить только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, развлекательной, рекреационной, общественной или иной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуальных плана).
В настоящее время степень активности досуга отдельных индивидов характеризуется прямо пропорциональной зависимостью от их материального положения. Как показало проведенное нами исследование, женщины практикуют преимущественно пассивные формы досуговой активности, что подразумевает для них фактические лишения в сфере свободного времени, а также фактическое исключение из общественной жизни. Данные обстоятельства не могут не вызывать тревогу еще и потому, что в составе российских женщин сейчас находятся и представители интеллигенции, наиболее образованной части общества, по определению обладающей высокими интеллектуальными и культурными запросами. В то же время ситуация складывается таким образом, что в реальности эти люди вынуждены ориентироваться преимуществен-
но на домашние способы удовлетворения потребностей в сфере заполнения свободного времени. А ведь именно для них полноценная социальная жизнь и активный содержательный досуг являются непременными атрибутами их духовных притязаний, желаемого стиля жизни.
В рамках нашего исследования, проведенного в 2010 г., были опрошены респонденты: 50 женщин и 50 мужчин, в среднем российском городе Новочеркасске. Возрастная группа опрошенных 35-45 лет.
Малообеспеченные мужчины и женщины оказываются самой обделенной категорией российского населения с точки зрения доступности для них обновления предметов длительного пользования (таких как телевизор, холодильник). Составляя нашу анкету, мы сформулировали свой вопрос к респондентам следующим образом: "Какие виды покупок Вы можете себе позволить?". Как оказалось, покупка предметов длительного пользования является доступной лишь для 11 % опрошенных. Для остальных же это является проблемой. Важно подчеркнуть то, что низкое материальное положение большей части респондентов, высокий уровень испытываемых ими лишений объективно сужает для них возможности проведения полноценного досуга, особенно досуговой деятельности активного типа. Если опираться на концепцию А. Маслоу, в частности на разработанный им принцип иерархии потребностей, согласно которому потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы, то получается, что для жителей г. Новочеркасска потребности в творческом самовыражении посредством досуговой деятельности не являются актуальными. Невозможность приобретения минимального набора жизненных благ, ограничения в питании, одежде и других видах потребления могут расцениваться как "барьер" на пути полноценного досуга у мужчин и женщин рассматриваемого населенного пункта.
Отношения к досугу тесно связано с отношением к работе. Результаты проведенного нами исследования позволяют констатировать, что для половины респондентов из общего массива (44,9 %) работа является куда более важной ценностью, чем досуг. Представители данной категории опрошенных индивидов ориентируются главным образом на более
"высокий заработок", достичь которого возможно путем "сжатия" свободного времени. Другую половину (48,2 %) существующая продолжительность работы и свободного времени вполне устраивает. В то же время, крайне невелико (6,8 %) число тех, кто предпочел бы иметь "существующую продолжительность работы и величину свободного времени". Подобная мотивационная структура, свойственная жителям России, в целом характерна для бедных стран, так как по мере роста благосостояния привлекательность досуга увеличивается.
Интересно отметить, мужчины в два раза реже, чем женщины высказывались в пользу необходимости иметь больше свободного времени. Это обстоятельство можно объяснить более высокой степенью загруженности мужчин, их достижительными ориен-тациями, желанием иметь более высокий заработок. Последнее характерно и для женщин, половина которых (50,94 %) заинтересована в том, чтобы меньше отдыхать и больше зарабатывать. Все это свидетельствует о невысоком уровне душевого дохода жителей г. Новочеркасска, что объективно сужает для них возможности активного проведения свободного времени и детерминирует стремление повысить уровень своей материальной обеспеченности.
Следует отметить, что респонденты мужчины, наряду с общением с друзьями, ориентируются на расширение своего культурного кругозора, укрепления здоровья и физическое развитие (т.е. активный досуг); у женщин же эти потребности развиты не так сильно. Главным ориентиром в досуговой деятельности для женщин является стремление пообщаться с друзьями, членами семьи (31,53 %). Интересно, что в обеих группах респондентов достаточно велик процент тех, кто не руководствуется какой-то определенной целью при выборе форм проведения свободного времени, что свидетельствует о неразвитости досуговых потребностей у жителей исследуемого нами города.
Большинство представителей женщин, как показывают данные проведенного нами опроса, не пытаются сделать свой досуг "более интересным и содержательным": собственный досуг либо устраивает их (26,44 %), либо же все попытки как-то разнообразить его заканчиваются неудачей (30,10 %). В свою очередь, женщины в гораздо большей степени
удовлетворены содержанием своей досуговой деятельности (43,30 %) и лишь незначительная часть рассматриваемой подгруппы (13,40 %) оказывается не в состоянии изменить свой досуг в лучшую сторону. Большая значимость досуга для женщин подтверждается и тем обстоятельством, что среди них в два раза меньше тех, кто "не видит необходимости" в том, чтобы сделать свой досуг более интересным и содержательным (8,93 %): взгляды же мужчин характеризуются большей степенью безразличия к качеству своего свободного времени (15,06 %).
В частности, большое внимание в трудовом законодательстве уделено отпускам, ежегодным и оплачиваемым, которые предоставляются на отдых за труд в течение определенного времени с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. В Трудовом Кодексе РФ специально оговаривается, что право работников на отпуск не зависит от места работы, выполняемой трудовой функции, формы собственности, на основе которой ведется хозяйственная деятельность в организации, срока трудового договора. Причем трудовое законодательство устанавливает для работников важную гарантию: ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам на срок 28 календарных дней (возможен и удлиненный основной отпуск).
Как видим, "на бумаге" все выглядит очень гладко, однако ни для кого не является секретом, что российское законодательство далеко не всегда соответствует нормам реальной жизни. Данное обстоятельство касается и отпусков, являющихся важным правом работника на свободное от исполнения своих трудовых обязанностей время в течение установленного законом количества дней. Немалая часть работников, в силу разных обстоятельств оказывается лишенной законного права на отпуск.
Если рассматривать наиболее распространенные формы проведения отпусков на примере женщин, то получается, что именно работающие женщины оказываются наиболее обделенной с точки зрения отпусков категорией работающего населения.
Неслучайно, что именно у женщин за последние годы обнаруживается заметное снижение планки собственных духовных притязаний. По причине острых материальных затруднений люди начинают отказы-
ваться от стиля и образа жизни, которые для них являлись наиболее предпочтительным и в недавнем прошлом, т.е. они отказываются от важнейшего компонента собственной социальной идентификации и постепенно не только опускаются на дно в материальном плане, но и деградируют в личностном отношении. По сравнению с дореформенным периодом резко снизилось потребление интеллектуальной продукции. Данное обстоятельство, вызванное, прежде всего, удорожанием данного вида благ, в наибольшей степени отразилось на женщинах. Для них оно означает невозможность полноценного социального и культурного участия в жизнедеятельности общества, и в перспективе угрожает стране социальным взрывом.
Выход из сложившегося положения может быть найден на путях радикального пересмотра той политики, которую проводит современное российское государство в сфере досуга. Широкое распространение платных услуг в сфере свободного времени, безусловно, не является панацеей, поскольку закрывает доступ к культурно-досуговому и рекреационному обслуживанию для немалой части населения, прежде всего женщин, которая является необеспеченной в материальном плане. Для таких категорий населения подобные услуги должны быть или бесплатными, или реализовываться по льготным расценкам. Интересно, что в так называемых развитых странах для некоторых социальных групп (пенсионеров, женщин с детьми, студентов) предусмотрено льготное обслуживание в ряде учреждений культурно-досуговой сферы: театрах, кинотеатрах, музеях, льготный проезд в поездах дальнего следования к месту отдыха. Подобная практика могла бы способствовать втягиванию женщин в активную досуговую деятельность и в нашей стране.
Таким образом, как показало проведенное исследование, в составе жителей Новочеркасска преобладают группы населения, которые по объективным показателям (прежде всего, уровню дохода) могут быть отнесены к бедным слоям, что предполагает и отсутствие достаточных средств для активного и творческого досуга.
Рассмотрев состояние сферы культурно-досугового и рекреационного обслуживания в г. Новочеркасске, мы выяснили, что объективные показатели развития указанного сектора характеризуются преимущественно
негативными тенденциями, проявляющимися, в частности, в снижении доступности услуг, оказываемых учреждениями данного профиля. Некоторые результаты проведенного нами социологического исследования дают основания утверждать, что характер восприятия досуговой деятельности (в том числе оценка качества рекреационных услуг, их доступности и т.д.) становится неотъемлемой чертой принадлежности к определенному социальному слою в гендерном контексте. Для мужчин характерно восприятие данных услуг как более или менее доступных, тогда как женщины оценивают их как однозначно недоступные (некоторое исключение составляют лишь праздничные мероприятия).
Полученные данные позволили нам сделать вывод, что степень активности досуговой деятельности отдельных индивидов прямо пропорциональна их материально-имущественному положению. Как показало проведенное исследование, соотношение разных типов досуга качественно различается у мужчин и женщин. Если у мужчин число приверженцев активного досуга составляет 77,13 %, то у женщин 41,79 %. Эмпирические данные однозначно указывают на то, что тип досуга и отношение к своему свободному времени становятся неотъемлемыми чертами принадлежности к определенному социальному слою.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сафронкина Е.И. Досуговедение в сельской местности: учеб. пособие для студ. вузов. Новочеркасск: НГМА, 2006. 156 с.
2. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учеб. пособие. СПб.: СПБГУП, 2000. 520 с.
3. Артемов В.А., Болтов В.И., Вольская О.В. и др. Статистика бюджетов времени трудящихся. М.: Статистика, 1967. 220 с. С. 19.
4. Патрушев В.Д. Труд и досуг рабочих (бюджет времени, ценности и мотивы). М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. 164 с.
5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: учебник. М.: МГУКИ, 2004. 540 с.
6. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-полит. исслед. 1993. № 1. С. 83-88.
7. Орлов А.С. Социология рекреации. М.: Наука, 1995. 148 с.
8. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга взгляд из Канады // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 64-72.
12 сентября 2011 г.