Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 3
нальным, выражавшимся в корпоративности и Примечания статусности средневекового общества, основной принцип которого составляло служение. Служение Богу было доминантой духовной жизни, служение вассалов своим сеньорам - социальной.
В основе идентификационной матрицы средневековых людей находились идентичность верующих и идентичность членов корпоративных объединений, союзов и т. п.
Хотя корпоративные рамки феодальных объединений-корпораций существенно ограничивали идентификацию их участников, идентичность средневековых граждан формировалась прежде всего в них. В целом же общее увеличение гражданского населения за счет появления новых категорий граждан расширяло поле для идентификации в средневековом обществе.
удк 316.75
социальные зоны толерантности в молодежной среде
С. В. Ситникова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Гуревич А. Я. Словарь средневековой культуры. М. : РОССПЭН, 2007. С. 261.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. :
Прогресс-Академия, 1992. С. 33.
См.: Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры.
М. : Искусство, 1984. С. 168-169.
Ле Гофф Ж. Указ. соч. С. 162.
См.: Гуревич А. Я. Индивид и социум на средневековом Западе. М. : РОССПЭН, 2009. С. 155-156. Фан И. Б. Концепт гражданина в политической мысли: методологические подходы и теоретические модели : автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Екатеринбург, 2010. С. 25.
Там же. С. 26-27.
в статье представлены результаты эмпирического исследования уровня толерантности молодежи г. Саратова. определены факторы и социальные зоны проявления различных типов толерантности. кроме того, дисперсионный анализ позволил выявить степень согласованности мнений молодежи по ряду индикаторных позиций терпимости.
Ключевые слова: толерантность, терпимость. social Zones of Tolerance in Youth Community s. V. sitnikova
The article presents the results of empiric research of tolerance level among young people in Saratov. The factors and social zones of manifestation of different tolerance types are defined. Moreover, the analysis of variance helped to show the degree of consistency of young people's opinions according to the range of tolerance indicating points. Key words: tolerance, patience.
Под толерантностью в социологии принято понимать терпимость, снисходительность к кому-или чему-либо, в обществе - терпимое отношение индивида, социальной группы или общества в целом к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей или сообществ. Толерантность способствует достижению взаимного понимания и согласованию самых разных мотивов, установок и ориентаций без насилия и подавления достоинства других людей. В развитых обществах толерантность выступает как культурная норма и моральная ценность. Первые про-
явления толерантности в истории человечества были связаны с урегулированием религиозной напряженности и выступали как веротерпимость. В условиях глобализации современного мира необходимость перехода к новому типу социальных отношений, основанных на принципах плюрализма и толерантности, становится очевидной. Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью1.
Одной из задач нашего эмпирического исследования2, посвященного изучению ценностных приоритетов молодежи, было выявление границ толерантности современных молодых людей. Что касается религиозной толерантности, самый высокий уровень готовности принять человека иной веры продемонстрирован для туриста нашей страны (58,7%) и близкого друга (57,8%). 52,2% из опрошенных молодых людей готовы всегда принять человека другой веры в качестве коллеги по работе, 50,8% - соседа по дому, 49,5% - гражданина страны, 44,7% - матери или отца своих детей и 41,1% - супруга, супруги (табл. 1). Представленные данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне религиозной толерантности современной саратовской молодежи, причем даже в рамках социального микропространства человека.
Общий уровень национальной толерантности также достаточно высок. Существенным отличием от показателей религиозной толерантно-
© Ситникова С. В., 2014
С В. Ситникова. Социальные зоны толерантности в молодежной среде
Качества принятия человека другой веры, % по строке
Таблица 1
Качества Соглашусь всегда В каких-то случаях Никогда Затрудняюсь ответить
Гостя, туриста в нашей стране 58,7 26,5 7,1 6,0
Гражданина нашей страны 49,5 35,5 7,5 5,8
Коллеги по работе 52,2 33,8 7,7 4,9
Соседа по дому 50,8 32,1 9,2 6,2
Близкого друга 57,8 24,8 9,9 5,8
Матери или отца ваших детей 44,7 25,7 19,9 8,3
Вашего супруга/супруги 41,1 27,8 20,6 8,8
сти выступает мнение относительно роли матери или отца своих детей. Представителя другой национальности в этом качестве всегда готовы принять лишь 14,3% опрошенной молодежи, 16,5% - не готовы ни при каких обстоятельствах (табл. 2). Однако при этом почти треть респон-
Качества принятия человека др
дентов не столь категорична. В некоторых случаях предполагают и такую возможность. Данные свидетельствуют о наименьшей согласованности мнений молодых людей относительно человека другой национальности в качестве родителя своих детей.
Таблица 2
й национальности, % по строке
Качества Соглашусь всегда В каких-то случаях Никогда Затрудняюсь ответить
Гостя, туриста в нашей стране 52,7 33,2 7,1 5,3
Гражданина нашей страны 41,1 41,5 10,3 5,8
Коллеги по работе 48,6 36,4 8,3 5,1
Соседа по дому 48,4 33,8 10,1 5,8
Близкого друга 56,5 28,9 8,3 4,3
Матери или отца ваших детей 14,3 28,7 16,5 6,9
Вашего супруга/супруги 44,8 27,0 18,2 8,1
Наша теоретическая модель предполагала раскрытие специфики культурной и языковой толерантности. В качестве индикатора было предложено суждение, по которому респондентам необходимо было выразить меру своего согласия. «Проникновение другой культуры и языка вредит населению России»: с этим согласилось большинство опрошенных (53,1% в той или иной степени согласных), 36,4% данную позицию не разделяют (табл. 3). Уровень по данному типу толерантности можно условно назвать средним относительно высокой национальной и религиозной терпимости. Кроме того, подтверждением высокого уровня национальной толерантности является позиция большинства опрошенных (47,8%), что
«Проникновение другой культуры
российское государство должно делать больше для защиты прав национальных меньшинств. Таким образом, российская молодежь легко принимает в свое общество представителей другой национальности и веры, готова к соблюдению и защите их прав, однако не готова к проникновению иной культуры и языка в свою ментальную среду.
Одной из наиболее частых причин нетерпимости российской молодежи выступает сексуальная ориентация. Наше исследование подтверждает этот факт. Именно сексуальная толерантность имеет самый низкий уровень среди саратовской молодежи. Более трети всех опрошенных молодых людей ни в каких ситуациях Таблица 3
и языка вредит населению России»
Степень согласия Частота Процент
Полностью согласен 148 27,8
Скорее согласен 135 25,3
Скорее не согласен 113 21,2
Абсолютно не согласен 81 15,2
Затрудняюсь ответить 4 0,8
Нет ответа 52 9,8
Итого 533 100,0
Социология
17
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 3
не готовы принять человека другой сексуальной ориентации даже в качестве гостя, туриста нашей страны или гражданина. В ближайший социальный круг не готовы принять такого человека более 50% опрошенной молодежи (табл. 4).
Дисперсионный анализ ряда высказываний, характеризующих как уровень гражданственности, так и уровень толерантности, выявил некоторые особенности в согласованности мнений молодежи. Так, наибольшая степень согласия и согласованности во мнениях проявлена в отношении позиций: «Проникновение другой культуры вредит населению России», «Россия должна быть страной для русских», «Национальность всегда будет разъединять людей». Уровень разброса в степени согласованности по ряду этих позиций самый низкий (850-860). Чуть меньший уровень согласованности продемонстрирован по позициям: «Для сохранения военной мощи России можно пойти на снижение уровня жизни людей», «Западные страны ставят целью ослабить Россию». Показатель дисперсии равен 1000. Наименее согласованно мнение молодежи по позициям «Российское государство должно делать больше, чтобы защищать права национальных
Качества принятия человека другой
меньшинств» и «Ради сохранения порядка и безопасности в стране можно пойти на нарушение Конституции» ^ = 1300). Различия в согласованности не очень велики, однако свидетельствуют о том, что позиции, характеризующие национальную идентичность и толерантность, сформированы и более типичны для российской молодежи. Также одним из проявлений нетерпимости современной молодежи является отношение к западным странам. Так, около 60% опрошенных согласились с тем, что западные страны ставят своей целью ослабить Россию. Опрос проводился в 2012 г. при отсутствии явной напряженности в отношениях с этими странами. Вероятно, на сегодняшний день, в связи с обстановкой в Украине, уровень нетерпимости в отношении «Запада» значительно повысился. Дальнейший факторный анализ позволил выявить гендерную специфику по индикаторным позициям толерантности. В отношении влияния западных стран, вреде проникновения другой культуры и национальности как разъединяющем людей факторе юноши более категоричны, чем девушки. Абсолютно согласных юношей с данными позициями в среднем на 10% больше, чем девушек (табл. 5).
Таблица 4
сексуальной ориентации, % по строке
Качества Соглашусь всегда В каких-то случаях Никогда Затрудняюсь ответить
Гостя, туриста в нашей стране 30,6 25,0 35,3 8,1
Гражданина нашей страны 27,2 24,8 39,0 8,1
Коллеги по работе 25,1 25,3 41,7 6,8
Соседа по дому 21,8 25,9 42,8 8,3
Близкого друга 23,8 20,5 45,0 9,4
Матери или отца ваших детей 13,7 18,0 55,7 11,6
Вашего супруга/супруги 15,8 14,3 55,9 13,1
Тендерный аспект толерантности,%
Таблица 5
Абсолютное согласие с позициями Мужчины Женщины
Западные страны ставят целью ослабить Россию 34,2 23,7
Проникновение другой культуры и языка вредит населению России 33,1 22,6
Национальность всегда будет разъединять людей 22,4 17,0
Таким образом, одним из самых высоких уровней нетерпимости саратовской молодежи проявлен в отношении людей иной сексуальной ориентации. По этому типу толерантности также выявлены гендерные особенности. Девушки, как показал анализ, обладают большей терпимостью, чем юноши в отношении представителей иной сексуальной ориентации. Но при всем этом терпимость девушек имеет четкие социальные границы. Так, согласных всегда принять человека иной сексуальной ориентации в качестве туриста, гражданина своей страны, коллеги по работе
среди опрошенных девушек в 3 раза больше, чем среди юношей. В качестве соседа и друга - среди девушек в 2 раза больше, чем среди юношей. Принять человека иной сексуальной ориентации в качестве мужа/жены или отца/матери своих детей готовы не более 15% респондентов как мужского, так и женского пола (табл. 6). Таким образом, уровень толерантности девушек тем ниже, чем уже социальное пространство допустимости3.
Иных факторов, имеющих статистическое доказательство влияния на уровень толерантности молодежи, наш анализ не выявил.
18
Научный отдел
Д. В. Покатов. Политический рекрутинг в России (XX - начало XXI века)
Гендерная специфика сексуальной толерантности молодежи, %
Таблица 6
Качества Мужчины Женщины Значение по УКрамеру Значимость по УКрамеру
Гостя, туриста в нашей стране 17 43 0,38 0,000
Гражданина нашей страны 14 39 0,38 0,000
Коллеги по работе 13 36 0,41 0,000
Соседа по дому 13 30 0,37 0,000
Близкого друга 15 32 0,34 0,000
Матери или отца ваших детей 12 15 Связь отсутствует Связь отсутствует
Вашего супруга/супруги 15 15 Связь отсутствует Связь отсутствует
Примечания
1 См.: Социологическая энциклопедия : в 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд ; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. М. : Мысль, 2003. С. 660-661.
2 Исследование методом опроса было проведено Центром региональных социологических исследований
Саратовского государственного университета при участии автора в 2012 г. Объем репрезентативной квотно-стратифицированной выборки составил 533 человека: 49,3% - мужчины, 50,7% - женщины. Наличие статистической зависимости доказано значением коэффициента УКрамера в диапазоне (0,41-0,34) при значимости 0,000.
удк 316.334.3
политический рекрутинг в россии (xx - начало xxi века): опыт сравнительного социологического анализа
Д. В. Покатов
3
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье дается сравнительный анализ принципов и форм рекрутирования политико-административной элиты современной россии и правящего класса бывшего ссср, рассматриваются факторы, детерминирующие рекрутинг элитных групп. Ключевые слова: политический рекрутинг, политическая элита, правящий класс, политическая карьера, модели.
Political Recruitment in Russia (XX - the Beginning of the XXI Century): Experience of Comparative Sociological Analysis
D. V. Pokatov
The article deals witch the comparative analysis of principles and forms recruitment of political-administrative elite in modern Russia and the ruling class of the former USSR, studies the factors determining recruiting the elite groups.
Key words: political recruitment, political elite, ruling class, political career, models.
Продолжающийся в России процесс трансформации различных сторон общественной жизни по-прежнему свидетельствует об усилении влияния на них элитных групп, и прежде всего политической элиты. От того, каким потенциалом обладают данные группы, во многом зависят как эффективность их функционирования, так и векторы общественного развития в целом.
В условиях осуществляющихся в современном российском обществе модернизационных процессов продолжаются значительные изменения не только характерных признаков и функций политической элиты, но и форм и моделей ее рекрутирования.
Традиционно рекрутирование элит (от франц. recruiter - вербовать) рассматривается в научной литературе как процесс формирования элит, пополнение их новыми членами1 либо как особый механизм отбора на руководящие должности в государстве и партии новых членов2.
Однако, думается, политический рекрутинг нельзя сводить только к принципам и формам отбора кандидатов в состав политической элиты как особой относительно небольшой социальной группы, объединяющей выходцев из различных социальных слоев, профессионально занимающихся политической деятельностью и располагающих как статусными, так и иными возможностями для воздействия на общество. Рекрутинг элиты сегодня представляет собой более сложное и комплексное явление, которое предполагает и учет того, каким образом кандидаты в элиту вовлекаются в политику, выдвигаются на руководящие посты, и взаимосвязь самой системы отбора кандидатов, ее принципов и механизмов
© Покатов Д. В., 2014