Научная статья
УДК 316.42
DOI: 10.18522/2658-5820.2022.3.11
EDN ZKBZVP
Социальные установки в армянском обществе по вопросу о статусе «Нагорного Карабаха в составе Российский Федерации» Самвел А. Манукян1
Ереванский государственный университет, г. Ереван, Республика Армения e-mail: [email protected]
Аннотация
Введение. После тяжелого поражения во второй 44-дневной Карабахской войне 2020 г., Армения испытывает сложности в обеспечении безопасности Нагорно-Карабахской Республики. Несмотря на это, подавляющее большинство населения Армении отрицает какой-либо статус Нагорно-Карабахской Республики в составе Азербайджана и продолжает стремиться к нереалистичным в сложившейся ситуации вариантам независимого статуса Нагорного Карабаха, а также включения Карабаха в состав Армении. В общереспубликанском репрезентативном исследовании «Кавказский барометр 2021» впервые прозондирована принципиально новая альтернатива - Нагорный Карабах в составе Российской Федерации. В статье проанализированы характеристики сегмента армянского общества, для которого этот статус полностью или частично приемлем. Методы. Анализ проведен посредством вторичной обработки базы данных общереспубликанского социологического исследования «Кавказский барометр 2021». Генеральная совокупность исследования -население Армении в возрасте от 18 лет. Выборка исследования - вероятностная, многосупенчато стратифицированная, кластерная, репрезентативная по полу и возрастным группам респондентов, регионам Армении, типам и размерам населенных пунктов. Объем выборки - 1648 респондентов.
Результаты и их обсуждение. Со статусом «Нагорный Карабах с составе Российской Федерации» однозначно согласились или скорее согласились бы 50% респондентов. Этот показатель в различных сегментах общества колеблется в пределах от 34% до 68%. Показатель относительно высок в менее благосостоятельных и менее образованных слоях, в сельской местности, среди старших возрастных групп, среди электората пророссийских партий, либо с пророссийской внешнеполитической ориентацией. Показатель относительно ниже в лояльном к текущему политическому курсу страны сегменте. У сегментов населения, выступающего как против статуса «Нагорного Карабаха в составе РФ», так и - за, наблюдаются практически одинаковые характеристики политической культуры и электорального участия.
Ключевые слова: Армения; статус Нагорного Карабаха; Российская Федерация; политическая культура; внешнеполитическая ориентация; внутриполитический конфликт.
Для цитирования: Манукян С. А. (2022). Социальные установки в армянском обществе по вопросу о статусе «Нагорного Карабаха в составе Российский Федерации». Caucasian Science Bridge. 5 (3). С 130-142 . https://doi.Org/10.18522/2658-5820.2022.3.11
Social attitudes in the Armenian society on the issue of the status of " Nagorno-Karabakh within the Russian Federation"
Samvel A. Manukyan1 1Yerevan State University, Yerevan, Republic of Armenia e-mail: samvelmanukyana@ gmail. com
Abstract
Introduction. After a heavy defeat in the second 44-day Karabakh war in 2020, Armenia cannot guarantee the security of the Nagorno-Karabakh Republic. Despite this, in 2021, the vast majority of Armenian society denied any status of the Nagorno-Karabakh Republic as part of Azerbaijan. On the other hand, the vast majority of society considers unrealistic variants of the status of the Nagorno-Karabakh acceptable - independence or inclusion into Armenia. In the all-republican representative study "Caucasian Barometer 2021", for the first time, a fundamentally new alternative was probed - the Nagorno-Karabakh as part of the Russian Federation. The article analyzes the characteristics of the Armenian society segment for which this status is wholly or partially acceptable.
Methods. The analysis was carried out through secondary analysis of the database of the sociological nationwide survey "Caucasian Barometer 2021". The general population of the study is the population of Armenia aged 18 years and older. The survey sample type is a probability, multi-stage stratified clustered sample, representative by sex and
age groups of respondents, regions of Armenia, types of settlements, and sizes of settlements. The sample size is 1648 respondents.
Results and its discussion. With the status of "Nagorno-Karabakh as part of the Russian Federation", 50% of the Armenian society unambiguously agreed or would probably agree. This figure in various segments of society ranges from 34% to 68%. The indicator is relatively high in the less well-to-do and less educated strata, in rural areas, among older age groups, among the electorates of pro-Russian parties, and in the stratum with a pro-Russian foreign policy orientation. The indicator is relatively lower in a small segment loyal to the country's political course. Both the segments that reject and do not reject the status of "Nagorno-Karabakh within the Russian Federation", have practically identical characteristics of the distribution of the participatory political culture and electoral participation. Keywords: Armenia; the status of Nagorno-Karabakh; Russian Federation; political culture; foreign policy orientation; internal political conflict.
For citation: Manukyan S.A. (2022). Social attitudes in the Armenian society on the issue of the status of "Nagorno-Karabakh within the Russian Federation". Caucasian Science Bridge. 5 (3). P. 130-142. https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.3.11
Введение
До 44-дневной Карабахской войны 27 сентября - 9 ноября 2020 г. Нагорно-Карабахская Республика и главный гарант ее безопасности - Республика Армения находились в выгодном по отношению к Азербайджану военно-стратегическом положении. Пояс безопасности вокруг НКР считался надежной защитой в случае войны. В информационном поле Армении преобладали публикации о мощи Армянской армии и ее непрерывном усилении (Нерсисян, 2017).
Вследствие войны Армения и НКР понесли серьезные стратегические потери. По официальным данным на 21 марта 2021 г. армянская сторона имеет 3822 человек убитыми (Армения назвала ..., 2022), азербайджанская сторона - 2783 (Азербайджан впервые раскрыл ..., 2020).
Под контроль Азербайджана перешли все семь районов пояса безопасности, значительные территории Гадрутского и Шушинского районов (в том числе - города Гадрут и Шуши), которые в советское время находились в составе Нагорно-Карабахской Автономной Области, а также вторая автодорожная магистраль Варденис - Мартакерт, связывающая Армению и НКР (Рисунок 1). Значительно увеличилась протяженность границы между НКР и Азербайджаном, а также Арменией и Азербайджаном. Большое количество сел в Армении и НКР, которые находились в безопасной зоне, превратились в приграничные поселения. Армения фактически потеряла статус гаранта безопасности НКР. По трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020г. (Заявление Президента ..., 2020), безопасность оставшегося от НКР армянского анклава обеспечивают миротворцы РФ.
Рисунок 1. Карта НКР до и после 44-дневной войны 2020 г. (Что осталось ..., 2020).
На рисунке оранжевым цветом обозначена территория НКР после 44-дневной войны, темно-зеленым - территории, завоеванные Азербайджаном в ходе боевых действий, светло-зеленым - территории, перешедшие к Азербайджану по заявлению от 9 ноября 2020 г., красной линией - граница Нагорно-Карабахской Автономной Области в 1991 году.
После войны выросла роль Пограничных войск РФ в вопросе обеспечения безопасности Армении, а также роль РФ в вопросе восполнения тяжелых военно-технических потерь. В сложившейся ситуации очевидно, что претерпело определенные изменения социально-психологическое состояние общества и его установки по отношению к важнейшим для Армении и НКР проблемам, в том числе - по вопросу о будущем НКР, включая гипотетическую альтернативу «НКР в составе РФ».
Методы
Приведенные в статье данные получены посредством вторичной обработки базы данных «Caucasus Barometer, 2021» Кавказского исследовательского ресурсного центра (CRRC Downloads, 2022). Полевая фаза исследования в Армении проведена в течение 18 декабря 2021 - 30 января 2022. Выборка исследования вероятностная, многоступенчато-стратифицированная кластерная, объем выборки - 1648 опрошенных. Кроме того, в процессе исследования проводился анализ актуальных документов - выступлений, заявлений по изучаемому вопросу.
Результаты
В рамках исследования рассмотрены общественные установки в Армении по отношению к различным вариантам будущего НКР, которые так или иначе озвучивались в течение всего карабахского конфликта, включая послевоенную стадию. Респондентам было предложено ответить на вопрос, с каким из предложенных им вариантов они бы согласились однозначно, возможно, либо никак не согласились бы. Было предложено шесть вариантов ответов: 1) Нагорный Карабах официально в составе Армении; 2) Нагорный Карабах как независимая республика; 3) Нагорный Карабах как особая административная территория, совместно управляемая Азербайджаном и Арменией; 4) Нагорный Карабах в составе Азербайджана с высоким уровнем автономии; 5) Нагорный Карабах в составе Азербайджана без автономии; 6) Нагорный Карабах в составе Российской Федерации.
Распределение ответов на перечисленные вопросы приведены в Диаграмме 1.
56% 21% 21%
3%
21% 29%
4%
46%
92%
Нагорный Карабах официально в составе Армении.
Нагорный Карабах -независимая республика.
Нагорный Карабах в составе Российской Федерации.
Создать особую административную...
Нагорный Карабах в составе Азербайджана с высоким.
Нагорный Карабах в составе Азербайджана без автономии.
■ Однозначно согласился бы
■ Возможно согласился бы
■ Никогда не согласился бы
Диаграмма 1. Приемлемость различных статусов Нагорного Карабаха в общественном мнении
Армении
2%
96%
1%
97%
Получены результаты, практически повторяющие картину исследований последних 20 лет. Подавляющее большинство респондентов Армении видят Нагорный Карабах вне Азербайджана. В частности, со статусом «Нагорный Карабах - независимое государство» согласились бы, или возможно согласились бы 90% опрошенных. Статус «Нагорный Карабах - независимое государство» приемлем или возможно приемлем для 77% опрошенных. Никогда не согласились бы со статусом «Нагорный Карабах в составе Азербайджана» - 97%. Статус «Нагорный Карабах в составе
Азербайджана с высоким уровнем автономии» не приемлем для 96% опрошенных, а статус «Нагорный Карабах как особая административная территория, управляемая совместно Азербайджаном и Арменией», не приемлем для 92% опрошенных. Следует обратить внимание, что исследование проведено через год после 44-дневной войны.
В опросе «Кавказский Барометр 2021» в числе возможных статусов Нагорного Карабаха впервые рассмотрен статус «Нагорный Карабах в составе Российской Федерации». Оказалось, что этот вариант однозначно приемлем для 21% опрошенных и возможно приемлем еще для 29%. Суммарный объем сегмента, в той или иной степени согласного со статусом «Нагорный Карабах в составе РФ», составляет 50%.
Такой гипотетический статус Карабаха принципиально нов как в геополитическом контексте, так и в плане национальных интересов Армении.
То, что в армянском обществе существуют примерно равные сегменты, допускающие и даже желающие статуса Нагорного Карабаха в составе РФ, а также не допускающие подобной альтернативы, обозначает значительный конфликтный потенциал вокруг этой идеи во внутриполитическом дискурсе, а с учетом сложившейся ситуации после 44-дневной войны, данный конфликтный потенциал может превратиться в существенный фактор во внутриполитической борьбе.
Это предположение подтверждается следующими фактами. Премьер Министр Армении Никол Пашинян в своем выступлении в Национальном Собрании Армении 13 апреля 2022 г. сказал: «Сегодня международное сообщество нам говорит - несколько опустите планку в вопросе статуса Нагорного Карабаха, и вы обеспечите большую международную консолидацию вокруг Армении и Арцаха1, ... иначе, международное сообщество просит не надеяться на него, не из-за того, что оно не хочет нам помочь, а из-за того, что не сможет нам помочь» (Международное сообщество обеспечит ..., 2022).
С другой стороны, в Заявлении Национального Собрания Республики Арцах от 30 октября 2022, категорически отвергается подход западного сообщества по статусу НКР, в очередной раз подтверждается решение народа НКР на референдуме 10 декабря 1991 г. о выходе из состава Азербайджана (Референдум о независимости ...), а также содержится призыв к Российской Федерации: «Обращаемся к Российской Федерации с просьбой и далее продолжать выполнять взятое на себя обязательство по обеспечению безопасности народа Арцаха. Учитывая реальную экзистенциальную опасность, угрожающую народу Арцаха, предлагаем с целью укрепления безопасности, внедрить дополнительные политические и военные механизмы» (Заявление Национального Собрания Республики Арцах, 2022).
Контекст дополняет комментарий посла РФ в Армении С. П. Копыркина об итогах трехсторонних переговоров В. Путина, Н. Пашиняна и И. Алиева, прошедших 31 октября 2022 г. в Сочи: «Могу повторить то, что неоднократно заявлялось российским руководством, в том числе и президентом Путиным. На наш взгляд, вопрос статуса Нагорного Карабаха - это тот вопрос, который следовало бы оставить следующим поколениям, когда будут сформированы условия для приемлемого для всех справедливого решения этого вопроса» (Посол России Сергей Копыркин: Вопрос статуса Нагорного Карабаха ., 2022).
Принимая во внимание вышеизложенное, рассмотрим, насколько статус «Нагорный Карабах в составе РФ» приемлем в различных слоях и группах армянского общества, в том числе в социально-демографических, лояльных и не лояльных политическому курсу руководства Армении группах, имеющих различные партийные предпочтения, политическую активность, электоральное участие, внешнеполитические ориентации и информационные предпочтения.
Далее в диаграммах приведены объединенные объемы сегментов, которые «согласились бы» или «возможно, согласились бы» со статусом «Нагорный Карабах в составе РФ».
Социально-демографические характеристики. Уровень приемлемости статуса «Нагорный Карабах в состав РФ» относительно выше среди жителей сельских регионов, мужчин, старших возрастных группах (45-59, 60 и старше лет), экономически менее состоятельных и менее образованных респондентов (Диаграмма 2).
1 Армянское название Нагорного Карабаха.
с Е-
М
К
си Ч си и о С
си
К
со м О со со
Ю
О
си
К «
О н и о и о
[-4
со
ч ш
н и со л
со О М
Ч О
С
& м Ч к Й % £ §
Село Город Ереван Высше Незак. Высшее Средне спец. Среднее Ниже среднего Богатые Зажиточные Средние Ниже среднего Бедные 60+ 45-59 30-44 18-29 Муж. Жен.
50% 43% 43% 48% 53%
52% 58%
37% 43%
51% 54% 54% 57%
53%
46% 45%
53% 48% 50%
0%
50%
Диаграмма 2. Приемлемость статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» в социально-
демографических группах.
Лояльность политическому курсу Армении. Ситуация с лояльностью политическому курсу Армении выглядит следующим образом (Диаграмма 3):
Отказ отвечать | 1% Не знаю В неправильном В основном... Не меняется В основном в. В правильном 4%
12%
14%
22% 22%
26%
Диаграмма 3. «В каком направлении развивается внутренняя политика Армении?»
Общий объем нелояльного текущей политике страны сегмента (44%) почти в 2,5 раза превышает общий объем лояльного сегмента (18%). Четверть населения (26%) считает, что внутренняя политика Армении осталась неизменной. В контексте значительного роста цен на товары первой необходимости после 44-дневной войны, этот показатель имеет скорее отрицательное значение. 12% не ориентируется в этом вопросе. В контексте полученных данных уровни приемлемости статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» в группах лояльности (Диаграмма 4) становятся более содержательными.
Политика несомненно движется в. 38%
Политика движется в основном в. 49%
Политика нисколько не меняется. 54%
Политика движется в основном в. 44%
Политика несомненно движется в. 51%
Затрудняюсь ответить 60%
Вся выборка 50%
Диаграмма 4. Приемлемость статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» в сегментах различной
лояльности к политическому курсу страны.
Уровень приемлемости статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» относительно выше в группе, которая считает, что политика Армении никак не изменилась (54%), и относительно ниже (38%) в очень маленьком лояльном сегменте населения (4%, см. Диаграмме 3, нижний зеленый столбик).
Партийные предпочтения. В контексте политического процесса важно оценить уровень согласия с установкой «Нагорный Карабах в составе РФ» в электоратах различных партий. Распределение населения Армении по партийным предпочтениям на январь 2022 приведено на Диаграмме 5. В Армении 43% населения не имеет партийных предпочтений, 6% не ориентированы в этом вопросе и еще 6% скрывают свои предпочтения. В целом сегмент с неопределенными партийными предпочтениями составляет 54% совершеннолетнего населения. Это очень большой объем. Поэтому в политических и электоральных технологиях на этот сегмент следует обратить особое внимание.
Нет такой партии ^^^^^^^^^^^^^^^^ 42,8% Затруднились ответить 6,0%
Отказались ответить 5,6%
Партия "Гражданский договор» ^^^^^^^^ 22,4% Блок «Армения" 7,6%
Партия «Процветающая...Ц 4,5% Партия «Республика» | 2,4% Другие партии | 2,4% «Союз демократов Ширинян -. . .| 2,0% Блок «Честь имею» | 1,6% Партия «Просвященная Армения» | 1,3% «Национально-. 1,1% Партия «Армянский. 0,5%
Диаграмма 5. «Какую партию Вы считаете ближе к Вам?»
Наибольший электорат у правящей партии «Гражданский договор» (22,4%), возглавляемый Премьер-министром РА Н. Пашиняном, на втором месте, намного уступая правящей партии, находится оппозиционный парламентский блок «Армения» (7,6%), возглавляемый вторым президентом Армении Р. Кочаряном, на третьем - партия мультимиллионера Г. Царукяна «Процветающая Армения» (4,5%). Затем идут прозападные партии «Республика» (2.4%), «Демократический союз Ширинян - Бабаджанян» (2,0%), а также парламентский блок «Честь имею», неформальным лидером которого является третий президент Армении С. Саркисян (1,6%).
Среди партий, имеющих минимально значимый объем электората, установка «Нагорный Карабах в составе РФ» значительно выше среднереспубликанского в электорате блока «Армения» (64%) и партии «Процветающая Армения» (62%). Это партии пророссийской ориентации. Эта установка выше среднего также в сегменте, не имеющем партийных предпочтений (62%, Диаграмма 6).
Партия «Просвященная Армения» Блок «Армения" Затруднились ответить Партия «Процветающая Армения»
РА
Другие партии Нет такой партии Партия "Гражданский договор» Партия «Республика» «Национально-. Блок «Честь имею» Партия «Армянский. Отказались ответить «Союз демократов Ширинян -.
64% 64% 62% 62%
50% 50% 50% 47% 44% 43% 41% 41% 38% 34%
Диаграмма 6. Приемлемость статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» в электоратах партий
С другой стороны, установка «Нагорный Карабах в составе РФ» сравнительно ниже общереспубликанского уровня в электоратах прозападных партий, в частности -«Демократического союза Ширинян - Бабаджанян» (34%), «Армянского национального конгресса» (41%), неформальный лидер которого - первый президент Армении Л. Тер-Петросян, «Национально-демократического полюса» (43%) (лидер - Ж. Сефильян, чьи единомышленники из партии «Сасна Црер» организовали захват здания патрульно-постового полка в Ереване в июле 2016 г.), партии «Республика» (лидер - А. Саркисян - брат убитого в террористическом акте в парламенте Армении 27 октября 1999 г. тогдашнего Премьер-министра Армении Вазгена Саркисяна), а также в электорате блока «Честь имею».
В электорате правящей партии «Гражданский договор» установка «Нагорный Карабах в составе РФ» составляет 47% и близка к общереспубликанскому уровню (50%), что является достаточно высоким уровнем.
Политическая активность. В контексте политического управления важное значение имеет тип политической культуры, в частности, распространенность культуры политического участия. Нами был построен индекс политической культуры участия, в котором агрегированы различные элементы этой политической культуры, в том числе заинтересованность индивида во внутренней и внешней политике страны, чувство политической компетентности и чувство политической влиятельности. Индекс аппроксимирует степень политической культуры участия у индивида. Значение индекса 0 означает отсутствие политической культуры участия, а 1 - наибольшее присутствие (в рамках набора элементов, из которых составлен индекс). Оказалось, что индекс имеет нормальное распределение (Диаграмма 7).
14%
6%
5%
3%
1% 3%
4%
■ 2% 90/
2% 1% 2%
0,00 0,07 0,14 0,21 0,29 0,36 0,43 0,50 0,57 0,64 0,71 0,79 0,86 0,93 1,00 Значения индекса политической культуры участия Диаграмма 7. Распределение индекса политической культуры участия в Армении.
Расчеты показали, что средние значения и стандартные отклонения распределения индекса в сегментах с различной установкой к статусу «Нагорный Карабах в составе РФ» практически не отличаются. Средние значения находились в диапазоне 0,47-0,49. Следовательно, эти сегменты имеют подобные паттерны политического участия, т.е. по этому показателю ни один из сегментов не имеет преимущества.
Электоральное поведение. В контексте политического процесса важное значение имеет электоральное участие в сегментах с разными установками к статусу «Нагорный Карабах в составе РФ». Расчеты показали, что установки к статусу «Нагорный Карабах в составе РФ» в группах, принявших и не принявших участие в парламентских выборах 20 июня 2021 г., практически не отличаются. Следовательно, стратегии подстегивания или сдерживания электорального участия не дадут преимущества никакой из сторон, поддерживающих или не поддерживающих установку «Нагорный Карабах в составе РФ».
Внешние ориентации. До 2013 г. Россию считало наилучшим стратегическим союзником Армении более 80% населения Армении. Однако, в последующие годы, вследствие антироссийской пропаганды западных стран, в том числе посредством армянских медиа, неправительственных организаций и молодежных общественных движений, а также формирования значительного слоя людей, деятельность которых финансировалась из западные фондов и организаций, пророссийские ориентации существенно снизились и, по данным «Кавказского барометра 2011-2021», упали до 34% (Диаграмма 8).
81%
1%
83%
75%
37%
34%
12% 19%
2011 2013 2015 2017 2019 2021 -•-РФ —А— Франция ♦ У Армении нет наилучшего союзника
Диаграмма 8. «Какая страна - наилучший союзник Армении?», принимался только один ответ,
2011-2021 гг.
Место России начала замещать Франция. Если в 2013 г. ее считали наилучшим союзником Армении 7% населения, то в 2021 году этот показатель вырос до 37%, обогнав Россию. Постепенно росло также количество тех, кто считает, что у Армении «нет наилучшего союзника».
Следует отметить, что, если оценивать дружественность стран не в качестве «наиболее дружественной», т.е., когда от респондентов принимается только один ответ, а по отдельности, например по шкале «дружественная - нейтральная - враждебная», то получаются результаты отличающиеся от приведенных в статье. Например в исследовании (Атанесян А., Мкртичян А., 2021), Францию оценили дружественной страной 82% респондентов, а Россию - 47%.
Расчеты показали, что установка по отношению к статусу «Нагорный Карабах в составе РФ» сильно ассоциирована с внешнеполитической ориентацией людей. Среди тех, кто «наилучшим союзником Армении» считает Россию, приемлемость статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» составляет 68% (Диаграмма 9), а среди тех, кто «наилучшим союзником Армении» считает Францию - 41%.
к и
а нз н
ра
рс
а
т
и и н е
к а
и ши р
уч рА
л и а н
Россия Не знаю США Франция Иран
68% 63%
Диаграмма 9. Приемлемость статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» в сегментах с различными
внешнеполитическими ориентациями
Наименьшая приемлемость этого статуса среди тех, кто «наилучшим союзником Армении» считает Иран - 33% (Диаграмма 8). Отметим, что в 2021 году Иран считали наилучшим союзником Армении 3,3%, а США - 2,6%.
Информационные предпочтения. В Армении наиболее мощным медиа, формирующим общественное мнение, остается телевидение. Телевидение является первым или вторым главным источником новостей для 70,4% совершеннолетнего населения, а социальные сети - для 52,6%. Поэтому следует оценить связь между доверием к различным телеканалам с установкой «Нагорный Карабах в составе РФ».
На Диаграмме 10 представлены уровни доверия к телеканалам в Армении. Первые три места по уровню доверия населения (следовательно, и по популярности) на протяжении более 20-и лет занимают три канала: «Армения ТВ», «Шант» и «1-ый общественный канал», которые иногда меняются местами.
«1-ый общественный канал» «Армения ТВ» «Шант ТВ" Армнюз Другие каналы 5-ый канал
28%
| 5% 4% 4%
Еркир Медиа Щ 2% Кентрон | 1% 2-ой канал | 1% A-TV | 1%
Диаграмма 10. «Какому телеканалу больше всех Вы доверяете для получения политическим
новостей?»
Объем сегментов аудиторий каналов, для которых приемлем статус «Нагорный Карабах в составе РФ» приведен на Диаграмме 11.
2-ой канал Армнюз Кентрон «Армения ТВ» Еркир Медиа Общее «Шант ТВ» «1-ый общественный канал» 5-ый канал Другие каналы A-TV
95%
I 76% 73%
I 60% 58%
50%
I 49% 46%
41%
30% 23%
Диаграмма 11. Приемлемость статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» в аудиториях телеканалов
Приемлемость статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» очень высока в аудиториях 2-го канала (95%), Армнюс (76%) и Кентрон (73%), которые считаются оппозиционными и имеют маленькие аудитории. Однако, «2-ой канал» лишен эфира с января 2021, хотя имеет интернет-вещание, а телеканал «Армнюс» прекратил вещание с февраля 2022. Показатель значительно выше республиканского значения (50%) у аудитории «Армения ТВ» (60%) и Еркир Медиа (58%). Среди аудитории телеканала «Шант ТВ», который считается лояльным нынешней власти, значение показателя - 49%.
Выводы
Гипотетический статус «Нагорного Карабаха в составе РФ», апробированный в проанализированном социологическом исследовании, показал приемлемость для половины
населения Армении. Следует предположить, что эта установка в армянском обществе появилась гораздо раньше, но не проявлялась, так как до карабахской войны 2020 года оставалась вне актуальной политической повестки дня, а также вне поля зрения социологических исследований.
Эта установка относительно больше распространена среди слоев населения с относительно низким социальным статусом. Однако, ее распространенность в других социальных слоях также довольно высока и составляет 40% и выше.
В Армении дискурс по поводу статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» имеет конфликтный потенциал и является одним из показателей политической поляризации послевоенного армянского общества. Направление развития этого дискурса будет зависеть от информационных ресурсов и информационных стратегий соперничающих сторон, а также, возможно, внешних сил. Стратегия вовлечения государственных структур в этот дискурс еще больше накалит ситуацию.
Аналитические данные показывают, что для имеющих различные установки по отношению к статусу «Нагорный Карабах в составе РФ» политических групп, исходные возможности информационной и политической борьбы с точки зрения политического и электорального участия, приблизительно одинаковые. Однако снижение в обществе уровня лояльности к политическому курсу страны повысит распространенность установки «Нагорный Карабах в составе РФ».
Среди электората правящей партии «Гражданский договор» уровень приемлемости установки «Нагорный Карабах в составе РФ» довольно высок и составляет 47%. В январе 2022 г. рейтинг партии значительно превышал рейтинги оппозиционного блока «Армения» и партии «Процветающая Армения». Однако, официальная позиция партии по этому вопросу может существенно повлиять на текучесть ее электората. С точки зрения влияния на будущие парламентские выборы важное значение имеет то, как изменится отношение к статусу «Нагорный Карабах в составе РФ» в большом сегменте общества, который не имеет партийных предпочтений (42%), а также в сегментах не определившихся (5,6%) или скрывающих (6,0%) свои партийные предпочтения.
Динамика приемлемости статуса «Нагорный Карабах в составе РФ» во многом зависит от динамики внешнеполитических ориентаций в обществе, в первую очередь, от соотношения ориентаций к РФ и Франции, а также укоренения в обществе понимания, что Армения не в состоянии защищать НКР без помощи регионального актора, который способен и готов воевать. Причем, ориентация должна быть однозначной и адекватной.
Продолжение агрессивного и провокационного поведения Азербайджана в отношении к Армении, скорее всего, будет способствовать росту уровня приемлемости статуса «Нагорный Карабах в составе РФ».
Так как западные страны уже однозначно заявили, что видят Нагорный Карабах в составе Азербайджана, а исследовательские данные показывают неприемлемость такого статуса Нагорного Карабаха для подавляющего большинства населения Армении и Арцаха, ввод в политический и общественный дискурс дилеммы «Нагорный Карабах в составе Азербайджана или РФ» будет содействовать росту ее приемлемости.
Литература
Атанесян, А., Мкртичян, А. (2021). Армянское общество на перекрестке. Внешнеполитические ориентации, приоритеты и восприятия. Ереван: Фонд Конрада Аденауера Армянское отделение, 96.
Нерсисян, Л. (2017). ВПК Армении делает качественный скачок: РЭБ, лазерное оружие и БПЛА. Информационный портал Regnum.ru. Режим доступа: https://regnum.ru/news/2314334.html Азербайджан впервые раскрыл потери в войне в Карабахе (2020) Информационный портал BBC news Русская служба, Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-55149056
Армения назвала точное число погибших в войне за Карабах (2022). Информационный портал Lenta.ru. Режим доступа: https://lenta.ru/news/2022/03/21/armenian casualties/
Заявление Национального Собрания Республики Арцах (2022). Сайт Национального Собрания Республики Арцах nankr.am/ru. Режим доступа: http://www.nankr.am/ru/4955
Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации (2020), Портал Президент России http://kremlin.ru/. Режим доступа http://kremlin.ru/ events/president/news/64384
Международное сообщество обеспечит консолидацию вокруг Армении и Нагорного Карабаха, если Ереван снизит планку в вопросе статуса - премьер (2022). Портал Радио Азатутюн https://rus.azatutyun.am/ Режим доступа: https://rus.azatutyun.am/a/31801576.html
Посол России Сергей Копыркин: Вопрос статуса Нагорного Карабаха - это тот вопрос, который следовало бы оставить следующим поколениям (2022). Информационный портал panorama.am/ru/. Режим доступа: https://ww.panorama.am/ru/news/2022/11/01/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BB-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-
%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD/2750319
Референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики. Портал Министерства иностранных дел Республика Арцах http://www.nkr.am/ru. Режим доступа: http://www.nkr.am/ru/independence-referendum-in-karabakh
Что осталось от НКР - новая карта (2020). Информационный портал Sputnik Армения. Режим доступа
https://ru.armeniasputnik.am/20201121/Chto-ostalos-ot-NKR---novaya-karta-25433350.html.
CRRC Downloads (2022). Режим доступа: https:/ / caucasusbarometer.org/ en/downloads/
References
Atanesyan, A., Mkrtichyan, A. (2021). Armenian society at the crossroads. Foreign policy orientations, priorities, and perceptions. Yerevan: Konrad Adenauer Foundation Armenian Branch, 96.
Nersisyan L. (2017). Armenian military-industrial complex makes a qualitative leap: electronic warfare, laser weapons and UAVs. Information portal Regnum.ru. Available at: https://regnum.ru/news/2314334.html
Armenia named the exact number of those killed in the war for Karabakh (2022). Information portal Lenta.ru. Available at: https://lenta.ru/news/2022/03/21/armenian casualties/
Azerbaijan reveals losses in Karabakh war for the first time (2020) BBC news. Available at: https://www.bbc.com/russian/news-55149056
CRRC Downloads. Available at: https: / / caucasusbarometer.org/ en/downloads/
Referendum on the independence of the Nagorno-Karabakh Republic. Portal of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Artsakh: http://www.nkr.am/ru. Available at: http://www.nkr.am/ru/independence-referendum-in-karabakh
Russian Ambassador Sergei Kopirkin: The issue of the status of Nagorno-Karabakh is one that should be left to future generations (2022). Information portal: panorama.am/ru/ Available at:
https://www.panorama.am/ru/news/2022/11/01/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BB-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9-
%D0%9A%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD/2750319
Statement by the President of the Republic of Azerbaijan, the Prime Minister of the Republic of Armenia and the President of the Russian Federation (2020), Portal President of Russia http://kremlin.ru/. Available at: http://kremlin.ru/ events/president/news/64384
Statement of the National Assembly of the Republic of Artsakh (2022). Website of the National Assembly of the Republic of Artsakh http:/ / www.nkr. am/ru Available at: http:// www.nankr.am/ru/4955
The international community will ensure consolidation around Armenia and Nagorno-Karabakh if Yerevan lowers the bar on the issue of status - premier (2022). Radio Azatutyun Portal https://rus.azatutyun.am/ Available at: https://rus.azatutyun.am/a/31801576.html
What's left of the Nagorno-Karabakh Republic - the new map (2020). Information portal Sputnik Armenia. Available at: https://ru.armeniasputnik.am/20201121/Chto-ostalos-ot-NKR---novaya-karta-25433350.html.
Дата получения рукописи: 8.11.2022 Дата окончания рецензирования: 20.11.2022 Дата принятия к публикации: 24.11.2022
Информация об авторе
Манукян Самвел Аршалуйсович - кандидат социологических наук, преподаватель кафедры прикладной социологии, Ереванский государственный университет, г. Ереван, Республика Армения, e-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов
Information about the author Manukyan Samvel Arshaluisovich - Candidate of Sociological Sciences, Lecturer, Department of Applied Sociology, Yerevan State University, Yerevan, Republic of Armenia, e-mail: [email protected]
The author has no conflict of interests to declare