Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 28 (282).
Филология. Искусствоведение. Вып. 70. С. 36-38.
Л. А. Битков
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ: МЕЖДУ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫМ ОБЩЕНИЕМ
В статье описывается уникальное положение, которое заняли социальные сети в современном коммуникационном ландшафте. С одной стороны, их можно отнести к средствам массовой коммуникации нового поколения, так как они выполняют все соответствующие функции, с другой -они остаются средством межличностного общения.
Ключевые слова: социальные сети, массовая коммуникация, СМИ.
Отталкиваясь от основных функций, структуры и параметров социальных сетей можно вывести следующее определение: социальная сеть (в Интернете) - это автоматизированный, интерактивный, многопользовательский сервис, созданный для взаимодействия людей в группе или группах, в основе которого лежат система «друзей» и система «комьюнити»; контент сервиса загружается самими участниками сети [1].
В современном коммуникационном ландшафте социальные сети заняли совершенно уникальное положение, с одной стороны, соответствуя большинству параметров средства
массовой коммуникации, с другой, оставаясь эффективным средством для межличностной коммуникации. Т. Ляпина в своей работе «Политическая реклама» приводит следующую таблицу критериев разграничения массовой и межличностной коммуникации [2. С. 98].
Совершенно очевидно, что социальные сети как раз и являются средством общения между коммуникатором и потребителем информации, причем они могут выступать одновременно площадкой для общения как больших социальных групп, так и сервисом для переписки отдельных индивидов. Поэтому ярко выраженная социальная ориентированность здесь
Массовая коммуникация Межличностная коммуникация
Опосредованность общения техническими средствами Неопосредованный контакт в общении
Общение больших социальных групп Общение в основном отдельных индивидов
Ярко выраженная социальная ориентированность общения Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения Более «свободное», отношение к соблюдению принятых норм общения
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент - отдельный конкретный человек
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание непосредственного восприятия сообщения
соседствует с индивидуально-личностным общением. В равных степенях характер коммуникации в социальных сетях бывает организованным и спонтанным. При этом наличие обратной связи между участниками вариативно. В плане соблюдения принятых норм социальные сети скорее ближе к устному общению, чем к традиционным СМИ: телевидению, радио и прессе. Также можно отметить неоднозначность в распределении коммуникативных ролей. Так, коммуникатор может оставить за потребителями информации право на обратную связь, поэтому в коммуникации будет наблюдаться попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей. С другой стороны, коммуникатор этого права своих потребителей может лишить. Тогда мы видим однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей. Реципиентом может выступать как отдельный конкретный человек, группа пользователей, так и массовая стихийная, анонимная, разрозненная аудитория. Анонимность в социальных сетях, кстати, понятие тоже относительное - из массы людей всегда можно выделить конкретных пользователей. Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений в социальных сетях существуют наряду с единичностью, приватностью, универсальностью, индивидуальной актуальностью, необязательной периодичностью. Что касается двухступенчатого характера общения, то суть его заключается в том, что окончательное мнение отдельных реципиентов по тем или иным вопросам, освещаемым в массовой коммуникации, формируется, как правило, лишь после обсуждения соответствующих сообщений с другими людьми, прежде всего со значимыми для них лицами, которых принято называть «лидерами мнений» [3. С. 56].
В работе мы хотели бы поставить вопрос: можно ли считать социальные сети полноценным средством массовой коммуникации? Если опираться на классическое определение понятия «массовая коммуникация» (по которому это процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) [4, С. 81] на численно большие, рассредоточенные аудитории), то ответ - «нет». Социальные сети не могут считаться самостоятельным средством массовой коммуникации по той простой причине, что не имеют собственной тех-
нологической базы. Средство, позволившее их существование - Интернет, поэтому функционировать и развиваться они обязаны по его законам и соответственно его возможностям. На этом причины, по которым социальные сети не могут называться СМК, заканчиваются.
На практике социальные сети выполняют все функции, соответствующие средству массовой коммуникации [5. С. 112], - информативную, регулирующую и культурологическую. Информативность заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности - деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т. п. Два года назад крупнейшее агентство новостей AFP провело занимательный эксперимент под названием «За закрытой дверью сети» [6]. В одной из французских правительств была арендована ферма. В ней на пять дней поселились пять франкоговорящих журналистов. Их задача заключалась в том, чтобы отслеживать последние новости через Twitter.com и Facebook. com и на их основе писать новостные заметки. Остальные интернет-ресурсы были для них закрыты. Связи с внешним миром тоже не было: всем им пришлось сдать сотовые телефоны. Цель эксперимента была проверить качество информации, поступающей из социальных сетей. В целом социальные сети проверку выдержали. Картина мира, которую представили заметки изолированных журналистов, выглядела довольно адекватно. Группа исследователей университета Миссури в 2009 году проводила исследования субъективного доверия к новостной информации, найденной в сети Facebook. Исследователи обнаружили, что пользователи Facebook расценивали новости, опубликованные их друзьями, как заслуживающие большего доверия, чем новости, опубликованные на сайтах традиционных СМИ. Это было справедливо даже для студентов-журналистов, зарегистрированных на Facebook [7]. Также, согласно совместному исследованию Cision и Университета им. Джорджа Вашингтона, около 60 процентов профессиональных журналистов ищут информацию именно в социальных сетях [8].
Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного
38
Л. А. Битков
сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. Последние думские выборы в России показали, что социальные сети могут использоваться как эффективный политический инструмент. Во-первых, в предвыборной кампании, во-вторых, для организации выступления масс. Во многом благодаря социальным сетям «vkontakte» и «twitter» в условиях полнейшего информационного вакуума со стороны традиционных СМИ политикам и общественникам удалось организовать массовые выступления несогласных с результатами выборов [9].
Культурологическая функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства и способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. На сегодняшний день социальные сети являются самым эффективным инструментом для поиска медиа-контента. Например, в базу сети «vkontakte» загружено большинство шедевров мирового кинематографа, можно найти очень редкую и этническую музыку. Причем поиск занимает считанные секунды, в то время как даже через поисковики подбор нужной музыки может занять несколько часов или дней.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать социальные сети как совершенно новый класс средств массовой коммуникации - виртуальное СМК. Не имея собственной технологической базы, они, тем не менее, стоят особняком от всех остальных интернет ресурсов. Потому что, в свою очередь, стали очень удобной технологической и идеологической площадкой для создания полноценных средств массовой информации. «Социальные медиа в интернете - многозначный термин, обозначающий разнообразную активность по созданию и обмену информацией, в которой принимает участие множество акторов, посредством сети Интернет. Социальные медиа включают в себя несколько характеристик, отличающих это явление от традиционных СМИ: социальные
медиа построены на основе взаимодействия людей, включающего обсуждение и преобразование информации, а также выработку общего мнения; социальные медиа используют динамичные способы распространения информации: принимающие информацию люди могут комментировать её и даже редактировать» [10]. Сейчас в социальных сетях найти аналоги всех традиционных СМИ - полноценные телевизионные каналы [11], радиостанции [12] и интернет-газеты [13]. Если быть точнее, социальные сети стали некой виртуальной моделью полноценного средства массовой коммуникации. Во многом представляя из себя оцифрованную межличностную и массовую коммуникацию, они расширяют возможности традиционных средств массовой информации.
Список литературы
1. Битков, Л. А. Практическое использование социальных сетей журналистами и специалистами по PR // Российские СМИ и журналистика в новой реальности : междунар. науч.-практ. конф., 14-15 апр. 2011 г. Екатеринбург, 2011.
2. Ляпина, Т. Политическая реклама. Киев, 2000.
3. Богомолова, Н. Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.
4. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2002.
5. Николаева, Ж. В. Основы теории коммуникаций. Улан-Удэ, 2004.
6. URL: http://habrahabr.ru/blogs/sotial_net-works/81 588/
7. URL: http://mediarevolution.ru/audience/be-havior/ 730.html
8. URL: http://habrahabr.ru/blogs/mass_me-dia/84395/
9. URL: http://www.youtube.com/watch?feature= player embedded&v=UXvcwfH55oo
10. URL: http://press-service.com.ua/novosti/ chto-takoe-socialnye-media/
11. URL: http://www.youtube.com/user/Adam ThomasMoran
12. URL: http://www.lastfm.ru/
13. URL: http://vkontakte.ru/vkurse