4. http://korusconsulting.ru/tasks/upravlenie-personalom/1c-zarplata-i-upravlenie-personalom-raschet-bonusov.html ;
5. http://simplecs.ru/files/Progr_ex1.pdf ;
6. http://www.kaminsoft.ru/products/kamin/zpku/zp30.html .
Соломина Н.В., к.филол.н.
доцент
кафедра «Философия и социальные коммуникации»
Владимирова Н.В., кфилол.н.
доцент
кафедра «Философия и социальные коммуникации»
Никонова М. Н., к.филол.н.
доцент
кафедра «Философия и социальные коммуникации» Омский государственный технический университет
Россия, г. Омск
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ
В статье рассматриваются социальные сети как способ коммуникации в виртуальной реальности. Анализируются особенности виртуального коммуникативного процесса и принципы организации общения в социальных сетях. Предлагается рассмотрение социальных сетей как технологии управления общественным мнением.
Ключевые слова: социальные сети, коммуникация, виртуальная реальность, информационно-коммуникативная технология.
The article deals with social networks as a means of communication in virtual reality. The features of virtual communication process and the principles of social networking. It is proposed to treat social networks as a public opinion management technology.
Keywords: social networking, communication, virtual reality, information and communication technologies.
Виртуальная информационная реальность, существование которой уже ни у кого не вызывает сомнения, достаточно сильно изменила нашу жизнь: она является мощным и эффективным глобализационным каналом, облегчает размещение и поиск необходимой информации, создает возможность существования в параллельном мире (так называемая «квазиреальность», иллюзорно-чувственная, мнимо-подлинная за счет иного, приближенного к реальному, эмоционально-чувственному
восприятию/интерпретации реальности), создаваемом посредством ИКТ.
Создание виртуальной реальности невозможно без использования
интернет-технологий. Причем цели такой информационной (виртуальной) коммуникации могут быть самыми различными: собственно общение, подчиненное законам разговорной речи, «игровое пространство», создание образовательной среды, реализация маркетинговых стратегий, формирование имиджа и пр. Иными словами, научно-технический прогресс способствовал, с одной стороны, стремительному развитию сети Интернет, предоставляющей огромные возможности для обмена информации не только в неофициальных, но и в официальных условиях; с другой - доступности электронных устройств и различных гаджетов для рядового пользователя; это, в свою очередь, сделало процесс коммуникации осуществимым практически в любой ситуации (подробнее см. [1]).
Полагаем, что как минимум два аспекта делают использование интернет-технологий не только модным, но и удобным, эффективным: доступность и интерактивность. Все это позволяет упрочить взаимодействие с адресатами («акторами», которые могут быть как конкретными личностями, так и организациями), повышая уровень вовлеченности аудитории в процесс общения, тем самым делая коммуникацию более целенаправленной, более адресной.
Итак, предлагаем рассмотреть социальную сеть, которая может анализироваться и с точки зрения некоторого виртуального пространства, среды, и с точки зрения информационной (интернет) технологии.
Роль социальных сетей в жизни современного человека достаточно велика: это возможность коммуникации вне зависимости от «шумов» (категории времени, пространства, социальной роли и статуса, возраста, пола, в какой-то мере образования становятся не столь значимыми или вовсе нерелевантными; главным критерием является коммуникативные намерения акторов и общность их интересов; единственным условием коммуникативного взаимодействия, на наш взгляд, являются технические возможности: средства для подключения к социальной сети, программные продукты, регистрация в сети, наличие точки доступа к интернету). Причем подобный дистанцированный вид общения видится более привлекательным для участников коммуникации. По всей видимости, это связано, с одной стороны, с психологическими установками (например, в реальных, а не виртуальных, коммуникативных условиях собеседникам сложнее установить и поддерживать контакт, сложнее задавать личные вопросы напрямую и т.п.); с другой - с доступностью и оперативностью передачи/получения информации различного характера и в различной форме (невербальные средства выражения эмоций, дополнительные возможности данной оболочки: обмен текстовыми, а также фото-/аудио-/видеофайлами, голосовыми сообщениями, использование библиотек данных, создание собственного контента с возможностью его комментирования другими участниками и пр.). Социальные сети позволяют человеку (актору) находить собеседников по интересам, формируя круг общения посредством
частичного проникновения в профиль другого участника (рубрика «Друзья»), вступая в одну или несколько «Групп» внутри социальной сети, тем самым образовывая коммуникативную полифонию порой с совершенно незнакомыми людьми. Нельзя забывать и о том, что виртуальный образ участника намеренно может не совпадать с его реальными характеристиками (модераторы социальных сетей рекомендуют участникам регистрироваться под настоящими, подлинными, именами, считая это правилом хорошего тона, однако веб-сайт допускает регистрацию вымышленных имен). В таком случае социальные сети предоставляют возможности для воплощения alter ego пользователя.
Итак, социальная сеть представляет собой интерактивный онлайн-сервис (или веб-сайт, или платформу) предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете. Единицей социальной сети является аккаунт (профиль, учетная запись) пользователя, содержащий достоверную или вымышленную информацию об акторе.
Первая социальная сеть в Интернете Classmates.com появилась еще в 1995 г. Рэнди Конрадс решил создать веб-сайт, помогающий зарегистрированным пользователям находить и поддерживать связь с друзьями и знакомыми. В настоящее время в сети Classmates.com более сорока миллионов пользователей (преимущественно из США и Канады). Classmates.com стал первенцем, опередившим своё время: до начала двухтысячных годов виртуальные социальные сети развивались очень медленно. В 2002 г. первая из наиболее популярных сегодня социальных сетей - Friendster - запустила бета-версию в виде частной сети. Стремительное развитие виртуальных социальных сетей связывают с активным функционированием с 2003 г. гигантов сети - LinkedIn, MySpace, Hi5, Tribe. В 2004 г. появились Orkut и Facebook, а Friendster был запущен для массового использования. В 2005 г. появились Bebo и Yahoo 360, а в 2006 г. - Twitter - социальная сеть для публичного обмена сообщениями. Короткие публикации (не более 140 символов) в формате блога получили название «микроблогинг». Twitter быстро нашел свою аудиторию. Уже к 2010 г. количество зарегистрированных аккаунтов составляло 190 млн. человек (в России - 183 тыс. пользователей).
В русскоязычном сегменте сети Интернет первая успешная социальная сеть «Мой Круг» появилась в ноябре 2005 г. В 2006 г. в Рунете появились еще две социальные сети - «Одноклассники» (март) и «ВКонтакте» (сентябрь), которые очень быстро набрали популярность (к концу 2007 г. число зарегистрированных пользователей достигло 7 млн. и 3 млн. человек соответственно).
В 2010 г. начинает функционировать одна из самых популярных социальных сетей на сегодняшний день Instagram. В течение года свой аккаунт имели уже более 2 млн. человек по всему миру, а после того, как
приложение стало доступно не только в App Store, но и для устройств, работающих на основе Android, количество аккаунтов в первый же день увеличилось на 2 млн. На сегодняшний день в Instagram зарегистрировано более 300 млн. человек.
Социальные сети могут использоваться специалистами как инструмент управления мнением людей (иными словами, как информационно -коммуникационная технология). В последнее время использование социальных сетей как способа воздействия на аудиторию стало не только популярным, но и фактически обязательным атрибутом, поскольку обеспечивают точечный контакт с внутренней и внешней целевой аудиторией, возможность быстрого распространения сообщения о личности или компании, а также дает уникальные возможности фактически мгновенной обратной связи. Тем самым с помощью социальных сетей расширяется целевая аудитория компании (увеличивается число пользователей), способствуя ее продвижению (см. также [2]).
Использование социальной сети как информационно-коммуникативной технологии требует систематической, планомерной и кропотливой работы слаженной команды (контент-менеджер, аналитик, администратор, специалист, отвечающий за стимулирование общения между членами сети, комьюнити-менеджер, специалист по управлению репутацией и др.).
Таким образом, можно сделать некоторые выводы:
1. Социальная сеть - это интернет-ресурс, который способствует взаимодействию пользователей (между индивидуумами и группами).
2. Социальные сети способствуют нивелированию многих критериев, которые в реальных условиях коммуникации становятся определяющими.
3. Социальные сети вне зависимости от степени популярности в пределах страны/стран/мира, по сути, являются зеркалом реальной жизни, отражающим культурные обычаи, религию, устои, менталитет и т.д.
4. Социальные сети должны анализироваться как некая среда для общения, коммуникативное пространство и как информационно-коммуникативная технология (в первую очередь, для продвижения компаний/товара), поскольку кроме коммуникативной функции социальные сети могут выполнять управленческую функцию - воздействие на аудиторию с целью формирования (управления) общественного мнения.
5. Сеть выполняет функции огромной библиотеки, имеющей архив, выполняет коммуникацию в интерактивном режиме (чаты, формы, виртуальные конференции т др.), а также является инструментом формирования имиджа (сайт, социальные сети).
Использованные источники: 1. Соломина Н.В., Темерева Е.В. Веб-сайт как коммуникационная технология // «Экономика и социум». 2016, № 6(25). - [URL]:
http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_25/Solomina%20N.V.%20(Informacionny e%20i%20kommunikativnye%20tehnologii).pdf (дата обращения: 28.10.2016). 2. Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети / Ларри Вебер; пер. с англ. Елены Лалаян. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 320 с.
Оглавление
ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ.........................................................................................3
Khadartseva L. S, Cherkasova V. G., THE ORGANIZATION OF PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES (OPEC)......................................................................3
Mikheeva M. A., Kvasova I.I., Dolganovskaya N.V., IDENTITY: MODERN SOCIAL PHENOMENA..........................................................................................7
Mikitenko E. G, Yakubenko K. S., Bilovus V. K., PHILOSOPHICAL FOUNDATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY..................................................9
Minaeva I., Dolganovskaya N. V., GLOBALIZATION AS A CONFLICT FACTOR IN INTER-ETHNIC FAMILIES...........................................................11
Pleshakova Y, DolganovskayaN.V., THE EFFECTIVENESS OF MEDIATION AS AN ALTERNATIVE METHOD OF RESOLVING LEGAL CONFLICTS...13
Абдуллаев Ш.Х., ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ....................................................................................15
Абдуллаев Ш.Х., ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАНКОВСКИХ РИСКОВ.................................................................................................................18
Абдуллаев Ш.Х., МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ .20
Аглиуллин Р.И., УПРАВЛЕНИЕ АКТИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА..............................................................................23
Албеков Х.Н., ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ СКФО).................29
Алимова О.В., Хизбуллина Р.Р., ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УСЛОВИЯМИ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ).....................34
Анастасова А.С., Никушина А.Н., Павлова А.С., Сарафанов А.Д., ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ КАК ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.....................................................................................................36