Проблемы экономики и менеджмента
УДК 339.138
А.А. Голодова
канд. экон. наук, доцент, кафедра маркетинга и рекламы, ФГАОУВПО «Волгоградский государственный университет»
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация. Рассматриваются основные характеристики социальных сетей как инструмента профориентационной работы образовательных учреждений при привлечении абитуриентов.
Ключевые слова: абитуриенты, образовательные учреждения, продвижение, социальные сети.
A.A. Golodova, Volgograd state university
SOCIAL NETWORKING SERVICE AS A UNIVERSITIES TOOL OF CAREER-GUIDANCE WORK AT THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET
Abstract. The main characteristics of social networks as a tool for career guidance work in educational institutions in attracting entrants are examines in this article.
Keywords: entrants, educational institutions, promotion, social networks.
Социальные сети на сегодняшний день являются одним из самых популярных сервисов, используемых для коммуникации. Они позволяют решать широкий круг задач в области маркетинга и рекламы. Социальные сети (social networking service) представляют собой интерактивный многопользовательский интернет-сайт, контент которого наполняется его посетителями с возможностью указания информации об отдельном человеке, по которой аккаунт пользователя смогут отыскать участники в интернете. Это платформа, онлайн-сервис или веб-сайт, которые предназначены для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [9].
Маркетинг в социальных сетях определяют как «использование сервисов социальных сетей для продвижения и реализации товара/услуги, а также получения важной маркетинговой информации путем вовлечения существующей аудитории в коммуникационный процесс, связанный с этим товаром/услугой» [5, с. 18].
В последнее время актуальными являются исследования, направленные на изучение возможности использования социальных сетей в качестве инструментов профориентационной работы образовательных учреждений. Связано это с тем, что большинство вузов (как федерального, так и регионального уровней) имеют официальные страницы в социальных сетях, создание которых было инициировано как администрацией вуза, так и самими учащимися. По данным исследования массачусетского университета, 98% высших учебных заведений США имеют свои официальные странички в Facebook, 84% - в Twitter, 86% - в You Tube. Причем более 90% опрошенных образовательных учреждений считают, что их опыт использования социальных медиа является успешным [1].
№ 3 (31) - 2014
31
Проблемы экономики и менеджмента
На основе анализа опыта использования социальных сетей в образовательных учреждениях зарубежных стран [3], можно сделать вывод о том, что они имеют ряд преимуществ:
- школьники и студенты регулярно и с удовольствием используют социальные сети не только для общения и обмена информацией, но и в образовательных целях;
- социальные сети являются условно бесплатным способом донесения необходимой информации до целевой аудитории (абитуриенты, студенты, преподаватели);
- социальные сети позволяют доносить информацию оперативно и в нужном объеме;
- используя социальные сети в качестве постоянного средства общения преподавателя и студентов достигается непрерывность образовательного процесса и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальные сети представляют собой мощный инструмент взаимодействия образовательного учреждения с его целевой аудиторией. В качестве целевой аудитории могут выступать не только студенты вуза, но и будущие абитуриенты, а также преподавательский состав. Особую актуальность в условиях усиливающейся конкурентной борьбы на рынке имеет изучение взаимодействия вуза посредством социальных сетей с потенциальными абитуриентами, выпускниками школ.
Конкуренция между образовательными учреждениями на рынке идет, в основном, за привлечение абитуриентов, планирующих обучаться на договорной основе, поскольку бюджетные места ежегодно заполняются, и соперничают за них уже сами поступающие. Таким образом, основная цель профориентационной работы вуза заключается в привлечении именно «договорных» абитуриентов и их удержании.
На настоящий момент образовательными учреждениями используется широкий, но далеко неполный список профориентационных инструментов для привлечения абитуриентов:
- проведение Дней открытых дверей;
- посещение ведущими преподавателями (заведующими кафедрами, деканами/ директорами факультетов/институтов) школ региона с презентациями направлений подготовки;
- рассылка информационно-рекламных материалов в школы региона;
- рекламные ролики в СМИ;
- привлечение преподавательского состава вуза к образовательному процессу школ региона;
- веб-сайт образовательного учреждения;
- социальные сети.
Нужно отметить, что в данном списке многие инструменты являются достаточно затратными по временным, человеческим (проведение Дней открытых дверей, посещение школ, привлечение преподавателей к образовательному процессу) и финансовым (рассылка материалов, реклама в СМИ) ресурсам. Веб-сайт вуза можно рассматривать как пассивный инструмент, поскольку его можно использовать лишь в том случае, когда абитуриенты уже заинтересованы в получении информации о
32
№ 3 (31) - 2014
Проблемы экономики и менеджмента
направлениях подготовки. В настоящее время необходимой является активизация именно тех инструментов, которые позволяют вузам самостоятельно находить абитуриентов и доносить до них необходимую информацию. Таким инструментом можно считать социальные сети, которые, являясь условно бесплатным ресурсом для вуза, могут позволить привлечь необходимое количество абитуриентов.
Профориентационная работа в социальных сетях должна быть построена на принципах оперативности, доступности, актуальности, достоверности и непрерывности. Данные принципы подразумевают, что информация, которую образовательное учреждение доносит до абитуриентов, должна постоянно обновляться и быть максимально достоверной. Также необходимо формулировать и доносить информацию в таком виде, в каком она может заинтересовать абитуриентов.
Наиболее популярными социальными сетями в России являются:
- «ВКонтакте» (vk.com) - сетевой проект, который помогает пользователям высказываться, находить слушателей и позволяет общаться с широким кругом интересных людей или поддерживать связь с друзьями и близкими [8];
- «Одноклассники» (odnoklassniki.ru) - мультиязычная социальная сеть, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников, а также родных и близких родственников и общения с ними [7];
- «Facebook» (facebook.com) - крупнейшая социальная сеть в мире, созданная в 2004 году [3];
- «Твиттер» (twitter.com) - система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты [4];
- «Мой Круг» (moikrug.ru) - русскоязычная сеть, направленная на установление деловых контактов между людьми. Архитектура сети представляет собой круги пользователей, где первый круг - близкие друзья пользователя, которым он доверяет свою контактную информацию, второй - друзья друзей пользователя и т.д. [6].
Наиболее популярной среди пользователей 14-24 лет является сеть «ВКонтакте», потому ее используют большинство вузов для донесения информации до потенциальных/реальных абитуриентов, студентов и преподавателей. Для более эффективного взаимодействия с пользователями создается публичная страница (паблик) вуза, факультета/института, кафедры, в которой размещается актуальная и достоверная информация. Публичная страница отличается от групп тем, что любой пользователь интернета может увидеть все материалы страницы, не имея регистрации в социальной сети. По сути это полноценная веб-страница, которая является не только доступной всем пользователям, но и бесплатной для ее обладателей.
Публичная страница должна быть привлекательной для всех ее потенциальных и реальных участников. Можно отметить, что характер и содержание информации, которую размещают в паблике, имеет «сезонный» характер. Большинство участников публичной страницы вуза - его студенты и преподаватели вуза, потому информация должна быть нацелена в первую очередь на них. Это может быть размещение учебных
№ 3 (31) - 2014
33
Проблемы экономики и менеджмента
материалов (конспектов лекций, планов семинарских занятий, требований к написанию научных работ и т.д.), проведение различного рода и тематик опросов, информирование о планируемых и уже прошедших событиях, размещение фотографий с мероприятий. Такие действия будут способствовать созданию положительного образа вуза в глазах его студентов и преподавателей. Что касается абитуриентов, то работа по их привлечению должна активизироваться в период проведения приемных кампаний вузов. Цель - заинтересовать выпускников школ и наиболее полно информировать их о направлениях подготовки, конкурсе и проходных баллах и т.д. вся информация, которую абитуриенты получают в приемной комиссии любого вуза, должна быть сосредоточена в его публичной странице. К тому же абитуриенты, не выходя из дома, смогут получить всю необходимую информацию от преподавателей, администрации вуза. Будут иметь возможность увидеть, какие события происходят в вузе, смогут пообщаться с его студентами. «Полуразвлекательный» характер донесения информации позволит привлечь абитуриентов в паблик, а затем и в вуз.
Основной задачей руководства вуза по окончании приемной кампании является проведение анкетирования студентов первого курса на предмет того, были ли они информированы о наличии паблика, пользовались ли им, насколько информация была доступной и полной, что повлияло на выбор той или иной специальности и т.д. По результатам исследования можно будет вносить корректировки в работу паблика.
Несмотря на то, что работа в социальных сетях является достаточно трудоемкой и требует практически круглосуточного внимания, результаты ее положительно скажутся на формировании образа вуза, что сможет стать конкурентным преимуществом на рынке образовательных услуг.
Список литературы:
1. Barnes N.G. Social Media Adoption Soars as Higher-Ed Experiments and Reevaluates Its Use of New Communications Tools [Electronic resource] / Barnes N.G., LescaultA.M. URL: http://www.umassd.edu/media/umassdartmouth/cmr/studiesandresearch/ higherEd.pdf
2. Facebook [Electronic resource]. URL: доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Facebook
3. The Facebook Classroom: 25 Facebook Apps That Are Perfect for Online Education [Electronic resource]. URL: http://www.collegedegree.com/library/conege-life/15-facebook-apps-perfect-for-online-education
4. Twitter [Electronic resource]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Twitter
5. Воронцов, Д.А. Особенности применения социальных сетей в качестве маркетингового инструмента // Сборники конференций НИЦ «Ноосфера». 2012. № 1. С. 18-20.
6. Мой Круг [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/
wiki/Мой_Круг
7. Одноклассники.ru [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Одноклассники.ru
8. Официальный сайт «ВКонтакте» [Электронный ресурс]. URL: vk.com.
9. Социальная сеть [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/Социальная_сеть
34
№ 3 (31) - 2014