Научная статья на тему 'Социальные сети и политическое поведение'

Социальные сети и политическое поведение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
509
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛИТИКА / ИНТЕРНЕТ / ПОВЕДЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ / ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / SOCIAL NETWORKS / POLITICAL BEHAVIOR / POLITICS / THE INTERNET / INTERNET BEHAVIOR / POLITICS AND SOCIAL NETWORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пак Алина Владиславовна

В статье поднимается проблема формирования политического поведения на онлайн-платформах, то есть социальных сетях. Проведен анализ необходимости присутствия политических лидеров, а также их целей и задач в социальных сетях. Приводятся и анализируются конкретные примеры политических деятелей, которые имеют свои собственные аккаунты в различных социальных сетях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL NETWORKS AND POLITICAL BEHAVIOR

The article raises the problem of the formation of political behavior on online platforms, that is, social networks. The analysis of the need for the formation of political leaders, as well as their goals and objectives in social networks. Concrete examples of politicians who have their own accounts in various social networks are given and analyzed.

Текст научной работы на тему «Социальные сети и политическое поведение»

28

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

УДК 32.019.51

Дата направления в редакцию: 04-12-2019 Дата рецензирования: 05-12-2019 Дата публикации: 20-12-2019

Пак Алина Владиславовна

факультет менеджмента, Финансовый университет при Правительстве РФ,

Россия, г. Москва E-mail: [email protected]

Понявина Мария Борисовна

Научный руководитель, кандидат экономических наук, Финансовый университет при Правительстве РФ,

Россия, г. Москва E-mail: [email protected]

Pak Alina Vladislavovna

Faculty of Management,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow e-mail: [email protected]

Ponyavina Maria Borisovna

Scientific adviser PhD in Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ SOCIAL NETWORKS AND POLITICAL BEHAVIOR

Аннотация (на рус). В статье поднимается проблема формирования политического поведения на онлайн-платформах, то есть социальных сетях. Проведен анализ необходимости присутствия политических лидеров, а также их целей и задач в социальных сетях. Приводятся и анализируются конкретные примеры политических деятелей, которые имеют свои собственные аккаунты в различных социальных сетях.

Ключевые слова: социальные сети, политическое поведение, политика, интернет, поведение в интернете, политики и социальные сети.

Abstract (in Eng). The article raises the problem of the formation ofpolitical behavior on online platforms, that is, social networks. The analysis of the need for the formation ofpolitical leaders, as well as their goals and objectives in social networks. Concrete examples of politicians who have their own accounts in various social networks are given and analyzed.

Keywords: social networks, political behavior, politics, the Internet, Internet behavior, politics and social networks.

«Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, Пришел невод с травой морскою. В третий раз закинул он невод, — Пришел невод с одною рыбкой, С непростою рыбкой,

— золотою». Все знают знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина [1]. Сегодня, этой цитатой из сказки, можно охарактеризовать значение социальных сетей в жизни человека, в большей степени молодежи, но и старшие поколения не сильно отстают. Главным движущим фактором бурного развития соцсетей в настоящее время является желание поймать «золотую рыбку». Все стремятся получить с их помощью различную выгоду

- экономическую, политическую, социальную, рекламу, успешность. Важной является коммуникативная и познавательная функции соцсетей.

Среди различных факторов воздействия социальных сетей на общество, главным является их влияние на политическое поведе-

ние, потому что именно политическое поведение стоит во главе угла развития общества. Именно политическое поведение формирует устройство общества и задает вектор его развития. Еще недавно в моде было выражение «я вне политики». мол, меня это не интересует. Сегодня, благодаря соцсетям таких людей все меньше. Волей-неволей все становятся участниками политических процессов в стране и в мире, важную роль в этом играют именно социальные сети.

«Рука - лицо» - это выражение сегодня знакомо каждому, так подшучивают друг над другом, высмеивая зависимость от смартфона. Все объясняет статистика о росте интернет-пользователей и соцсетей. Обращаясь к данным аналитического агентства «We Are Social» [7] и крупнейшей SMM-платформы «Hootsuite» [6] о глобальном цифровом рынке сегодня в мире 5,11 млрд. уникальных мобильных пользователей. Значительный рост отмечается и в аудитории социальных сетей.

N 6. Декабрь 2019 г.

Каждый месяц с соцсетями взаимодействуют более 3 млрд. человек. Всего в социальных сетях зарегистрировано около 3,5 млрд. пользователей. На сегодняшний день по данным статистики пользователи во всем мире, в частности и в России, проводит в сетях 2 часа 19 минут каждый [8].

Уровень насыщенности соцсетей в мире составляет 45%, российская аудитория составляет около 49% от численности всего населения страны. Всего активных пользователей соцмедиа у нас 70 млн. человек. Самыми

_ 29

популярными сайтами в России, по данным А1еха на 2019 год [5], являются youtube.com, за ним с большим отрывом следует yandex.ru и социальная сеть vk.com, , google.ru занимает 4 место, mail.ru на 5 месте.

Среди опрошенных россиян 63% пользуются YouTube, 61% ежедневно используют ВКонтакте. Про Facebook вспомнили 35% респондентов, а про Одноклассники - 42%. В России выходят в онлайн каждый день 85% людей, активно используют мобильный интернет 91,4 миллионов человек [9].

ALEXA'S TOP WEBSITES

Щ V-КПй OrwnSrTLSmTTlU 4d№ lit or Vi J|TC#5 AN D TOTAL ГМХ. Vlt YV3

oi namjKOm*

03 WNDUtU

A) VI COM

OOOOlf.WW

л* wig III

Ofr JMIQUI

07 OttU

0> GOOOLE ни

09 ADCtnfSCOM

in WWPHJLAOtO

нмт

MM Jii

Miniiil

Mi

LSJliQTS

еьицш

gw LA

5 01 Ul

4. if fti* 14?

II 0}

III 7t™ 101»

Til

11 шфщим со*

В MNOrOllfcllJ

ц uMiiatu

Н -,ЦЦЛМ(Ч1

U ГИМПОГИ

* HVfJfXJUNAJCOJW

IT ISOSUVUOILI

11 ГМЗ loot (ГШ

№ ииллоом

9a dJOM ни

a.jM ¿JS

S3M JfS

0М1Я

tUMil!

CUJJ2IS

OiWOK □ w Jli

i »

S.H

ifl

in

174

Jui

ЛИ

tl If

Hoot suite

Рис.1. Список популярных сайтов в России, по данным Alexa на 2019 год.

Под определением социальных сетей подразумевают онлайн-платформу, которую используют для общения, социальных взаимоотношений и обмена информацией. Определений термина социальные сети большое количество. Для точности обратимся к книге «Современные PR-технологии работы в интернете», в которой авторы А. Н. Чумиков М. П. Бочаров, М. В. Тишкова и другие [8] предлагают для нас определять социальные сети, как «веб-сайты и иные инструменты Интернета, главной особенностью которых является предоставление возможности пользователям взаимодействовать друг с другом и обмениваться различными видами информации» [8, с. 16]. Онлайн-платформы включают в себя организацию различных сообществ, объединяющихся по интересам, которые способствуют расширению знаний о политике, а

так же участия и привлечения дополнительных пользователей, заинтересованных в политических целях определенных сообществ.

Несомненно, во многом именно социальные сети имеют огромное влияние на формирование политических взглядов граждан и их поведение. Мы видим, что на сегодняшний день политическая сфера все больше зависит от социальной активности граждан: «цветные революции», гражданские митинги, забастовки, акции - все это является следствием взаимодействий граждан в социальных сетях.

Политикам очень важно постоянно напоминать о себе в интернете, сегодня это становиться важнее чем на телевидении. Популярные социальные сети, такие как Vk.com, Telegram, Facebook, Twitter имеют большое влияние на развитие разных сфер жизни общества. Ежедневно просматривая ленты но-

30 _

востей, публичные каналы и комментарии в социальных сетях, можно наблюдать за тем, что волнует людей, какие проблемные ситуации имеют большее значение для них. С другой стороны способность индивидов постоянно быть в курсе событий, происходящих в его городе, стране, и во всем мире. Другие, не менее важные особенности социальных сетей, которые делают их актуальными — это возможность проявлять политическую, социальную, и иные виды деятельности, содержащие возможность обратной связи, то есть способность оперативно реагировать на запросы граждан, идущие напрямую через он-лайн-платформы. Это - механизм активного влияния на политические и социальные процессы, а также возможность выражать мнение в отношении тех или иных политических лидеров, доступ к социальным и политическим материалам.

Можно сказать, что на сегодняшний день практически каждый политический деятель имеет свой аккаунт на одной, либо нескольких онлайн-платформах, где публикуется информация о его политических действиях, а порой раскрывается и личная жизнь. В зарубежных странах, блоги политиков - это самый распространенный инструмент публичной речи.

Сегодня появляются и политические социальные сети. В США очень популярна сеть, которая тесно связана с политикой - The American Political Science Association (APSA). Сайт устроен так, что любой пользователь может сразу найти информацию об основной деятельности организации, о целях и задачах, о членстве. Данная сеть является нейтральной площадкой для обсуждения мнений, идей, предложений.

Нельзя забывать о таких онлайн-платформах, как Twitter, Facebook и Instagram, которые помогли Дональду Трампу одержать победу на выборах. «Дело в том, что у меня такой мощный актив в виде показателей на Facebook, Twitter, Instagram и других сервисах... Думаю, это помогло мне победить во всех противостояниях, когда другие платили значительно больше, чем я», - выразился Трамп [2]. Дональд Трамп - кандидат республиканской партии, как известно, одержал победу на выборах 8 ноября 2016 года в США.

ВЕСТИ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

В России состояние социальных сетей находится не на самом высоком уровне. Хотя очевидно, что социальные сети - это мощный рычаг, который способен влиять на различные политические процессы, происходящие в обществе. В последнее время большое количество российских политиков стали создавать аккаунты в таких социальных сетях, как ВКонтакте, Telegram-каналы, Facebook и Twitter. Их главная цель - показать гражданам, в том числе молодому поколению, что он идут в ногу со временем.

Среди российских политиков можно выделить Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева. Его команда прилагает много усилий для создания эффектного и продуманного образа политика в социальных сетях, например, онлайн-платфор-ма Вконтакте [6]. Количество подписчиков на сегодняшний день составляет более 2-х миллионов человек. Профиль Председателя Правительства Российской Федерации является «образцовым», в нем подробная анкета, информация о личных интересах, качественный аватар, постоянно обновляемый контент, много фотоальбомов, видеозаписей. Профиль интересен, вызывает доверие и привлекает многомиллионную аудиторию [6].

Среди популярных блогов российских политиков можно выделить особенно инстаг-рамм Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. На своей личной странице, через посты он рассказывает о развитии республики, информирует народ о деловых встречах, и также часто выкладывает фотографии семьи, рассказывает о своей личной жизни. Рамзан Кадыров не стандартно ведет свой блог в ин-стаграмме, он каждую фотографию или видеоролик дополняет информативным текстом. Подписчики узнают не только о происходящем в республике, но и могут получить ответ лично от Главы Чеченской Республики.

Социальные сети - важный инструмент для общения и взаимодействия с гражданами.

Во-первых, умение правильно подать информацию через различные онлайн-плат-формы и социальные сети, позволяет умелым интернет-пользователям использовать социальные сети в качестве инструмента для продвижения политической карьеры; продвижения себя, как лидера; призывает граждан

N 6. Декабрь 2019 г.

активно участвовать в политической жизни своего государства. Во-вторых, социальные сети обладают такими чертами, как легкость и доступность информаций, с помощью которых всегда в режиме реального времени можно связаться с любым человеком, незави-

_ 31

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

симо от его местонахождения. Это позволяет политику, государственному деятелю, чиновнику и многим другим быть в курсе последних новостей, а также знать и видеть реакции граждан на происходящие события в мире, в стране, в городе.

Библиография

1. Дмитрий Медведев [Электронный ресурс] //vk.com: Издание Vkontakte. 2006-2019. URL: https:// vk.com/diri

2. Интервью с Дональдом Трампом [Электронный ресурс] https://www.cbsnews.com/news/60-minutes-donald-trump-family-melania-ivanka-lesley-stahl/

3. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. 1835. 338 с. https://rvb.ru/pushkin/01text/03fables/01fables/ 0799.htm

4. Современные PR-технологии работы в интернете / авт. коллектив: А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров, М. В. Тишкова и др. Рязань: Объединенная редакция МЧС России. 2011. 16 с. https://search.rsl.ru/ru/ record/01006519630

5. Alexa. URL: https://www.alexa.com/topsites/countries/RU

6. Hootsuite. URL: https://hootsuite.com/

7. We are social. URL: https://wearesocial.com/

8. WebCanape. URL: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issle-dovanie/

9. WebCanape. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet/

References (transliterated)

1. Dmitrij Medvedev [Elektronnyj resurs] //vk.com: Izdanie Vkontakte. 2006-2019. URL: https://vk.com/diri

2. Interv'yu s Donal'dom Trampom [Elektronnyj resurs] https://www.cbsnews.com/news/60-minutes-donald-trump-family-melania-ivanka-lesley-stahl/

3. Pushkin A.S. Skazka o rybake i rybke. 1835. 338 s. https://rvb.ru/pushkin/01text/03fables/01fables/079 9.htm

4. Sovremennye PR-tekhnologii raboty v internete / avt. kollektiv: A. N. Chumikov, M. P. Bocharov, M. V. Tishkova i dr. Ryazan': Ob"edinennaya redakciya MChS Rossii. 2011. 16 s. https://search.rsl.ru/ru/ record/01006519630

5. Alexa. URL: https://www.alexa.com/topsites/countries/RU

6. Hootsuite. URL: https://hootsuite.com/

7. We are social. URL: https://wearesocial.com/

8. WebCanape. URL: https://www.web-canape.ru/business/socialnye-seti-v-2018-godu-globalnoe-issledovanie/

9. WebCanape. URL: https://www.web-canape.ru/business/internet/

©A.B. Пак, МБ. Понявина, 2019

Ссылка на статью: Пак А.В., Понявина М.Б. - Социальные сети и политическое поведение // Вести научных достижений. - 2019. - №6. - С. 28-31. DOI: 10.36616/2618-7612-2019-6-28-31 URL: https://vestind.ru/joumals/vestind/ releases/6-2019/articles?pdfView&page=28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.