4. Бондарко Л.В. Слоговая структура речи и дифференциальные признаки фонем: автореф. дис. ... д-ра филолог. наук. - Л., 1969. - 32 с.
5. Зиндер Л.Р., Бондарко Л.В. Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи. - Л.: ЛГУ, 1980. - 151 с.
6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодо-
ление дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. -140 с.
7. Прищепова И.В. Дизорфография и ее диагностика у младших школьников с общим недоразвитием речи. - О.: ООО «Издательство Практика». - 2013. - 256 с.
УДК 37.04; 37
Герлах Ирина Витальевна
кандидат педагогических наук, доцент Армавирская государственная педагогическая академия
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ ЖИВОГО ДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
В статье обобщены и систематизированы результаты использования социальных ролевых игр живого действия в работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Представлены и раскрыты подходы к их структурированию, использованию воспитательных, образовательных и развивающих возможностей данных игр в рамках социальных проектов.
Ключевые слова: социальная ролевая игра живого действия, дети в трудной жизненной ситуации, ролевое сообщество, социальный проект.
Современная педагогическая наука считает актуальной пропаганду разнообразных игровых форм, ориентированных на развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей и подростков, реализацию их природных способностей и задатков, созидательного потенциала. Идею о важности игры для самовоспитания, самореализации, самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум, творчество и коррекции личности подростка и молодого человека развивают в своих трудах Л.С. Выготский и С.А. Шмаков, подчёркивая, что игра как «индивидуально-психологическая особенность личности, является условием развития реализуемых в ней способностей и успешной продуктивной деятельности» [1, с. 40; 6, с. 26].
Для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, свойственно категорическое отрицание традиционных форм досуга, предлагаемых системой учреждений культуры и образования. Они сталкиваются с целым рядом различных затруднений: правовыми, бытовыми, карьерными, коммуникативными, а также эмоционально-личностными, социальными и социокультурными.
Социокультурные затруднения вызваны ограничением социальных связей и контактов, доступа к активному участию в общественной жизни, отсутствием позитивных идентификационных образцов поведения. К социокультурным затруднениям можно отнести ситуации, при которых ребенок не может реализовать возможности полноценного участия, например в гражданской жизни общества; в реализации личностных интересов и склонностей; в удовлетворении культурных потребностей; в широких социальных сетях; в «социальных лиф-
тах» и т.д. Подобные затруднения не позволяют сформировать у ребенка высокий уровень социокультурной компетентности, вовлечь его в широкое позитивное социальное взаимодействие, предоставить возможности выбора и активного участия в многообразных формах гражданской и активности [4, с. 15].
17-летний опыт работы Армавирской городской молодёжной общественной организации (АГМОО) «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр» и результаты научных исследований, проведённых на базе организации в 2001-2012 гг., показывают, что инновационные формы социокультурной деятельности, предлагаемые в рамках деятельности ролевого сообщества, выступают в качестве чрезвычайно привлекательного для детей и подростков, эффективного комплексного педагогического инструмента, оказывающего позитивное воспитательное воздействие на формирование личностных качеств подрастающего поколения.
Ролевое сообщество, зародившееся в России в конце 80-х гг., объединяет сотни неформальных общественных объединений и молодёжных общественных организаций (клубов ролевых игр), занимающихся созданием и проведением ролевых игр живого действия, а также связанными с ними различными видами деятельности (литературным и музыкальным творчеством, изучением и реконструированием исторических событий, историческим фехтованием, разработкой теории ролевой игры, изготовлением игрового оружия, доспехов, костюмов, аксессуаров и т.д.).
Ролевые игры живого действия - сегодня одна из наиболее популярных форм интеллектуально-творческого досуга. Они могут иметь различную
© Герлах И.В., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
185
смысловую и содержательную направленность: воспроизведение исторических событий и литературных сюжетов, моделирование авторских миров, военно-спортивные манёвры и т.п. В рамках любой из них возможно создание обучающих и воспитывающих ситуаций, условий, которые будут способствовать формированию и развитию позитивных личностных качеств.
Социальные ролевые игры живого действия -это игровая технология, позволяющая в рекреативной форме решать целый комплекс психолого-педагогических и социально-педагогических задач. В играх такого типа возможна как командная, так и индивидуальная игровая деятельность, воспроизведение разнообразных персонажей и жизненных ситуаций. Социальные ролевые игры живого действия предназначены для погружения детей в максимально приближенные к реальности ситуации социального взаимодействия «из жизни взрослых», происходящие в близком для детей сказочно-игровом контексте. Такая игра не требует от участников специальных знаний, умений и навыков. При желании в игре могут участвовать и взрослые (родители, педагоги). Время проведения игры (вместе с вводной частью) занимает около 4-х часов.
Цели социальной ролевой игры живого действия триедины - обучение, воспитание и развитие участников: детей и подростков.
Цели обучающие: знакомство детей с основами экономических взаимодействий, правовых норм и взаимоотношений в современном обществе; выработка алгоритмов действий в различных жизненных ситуациях: развитие и поддержка малого бизнеса, решение экономических и бытовых проблем, участие в политической и общественной жизни, взаимодействие с представителями власти, государственными и муниципальными службами, представителями различных социальных слоёв общества и т.д.
Цели воспитательные: формирование социально-значимых качеств личности: инициативного поведения, толерантности, взаимопомощи, социальной активности; сплочение детского коллектива; потенциальное повышение самооценки детей; приобщение детей к инновационным формам интеллектуально-творческого досуга; предоставление возможностей разносторонней самореализации; создание ситуаций морально-нравственного выбора.
Цели развивающие: приобретение детьми уникального базового социального опыта; развитие навыков быстрого принятия решений (в том числе коллективных) и совершения жизненных выборов, работы в команде, самоанализа и рефлексии, решения социальных ситуаций; развитие коммуникативных, творческих и интеллектуальных способностей; развитие лидерских качеств.
Рассмотрим в качестве примера социальную ролевую игру живого действия «Теремок». Коли-
чество участников - от 15 до 20 человек. Возраст -от 10 лет. Местом проведения может стать достаточно большое помещение с несколькими отдельными комнатами или, например, детская игровая площадка, где легко провести зонирование игровых локаций. В нашей игре их три: Теремок, город Пряников и деревня Коврижки.
Перед началом игры каждый участник получает общую (вводную) и личную информацию (игровую цель, детали личной истории, социальные связи и т.п.). Общую информацию должны знать все участники игры, личную раскрывать до начала игры категорически запрещено. От этого зависит игровой интерес и развитие сюжета. Исключения возможны только, если персонажи тесно взаимосвязаны друг с другом. Игровые цели персонажей, обозначенные в личной информации, совпадают в смысловом и ситуационном планах с целями, возникающими в реальной жизни современного человека, как активного члена общества.
Вводная информация, список персонажей, описание способов их взаимодействий, игровые механизмы, условности, модели и рамки описываются в игровых правилах, с которыми авторы (мастера) игры знакомят участников заранее. По возможности в день накануне игры, чтобы у участников было время подготовить элементы костюмов, продумать свою личную игровую стратегию, осмыслить роль и соотнести её со своим внутренним «Я», пообщаться с другими игроками. Таким образом, правила игры имеют чёткую структуру: вводная, персонажи, локации, экономика, законы игры, игровой арбитраж, требования к костюмам и антуражу. Это облегчает подготовку, мониторинг и управление игровым процессом.
Наша игра называется «Теремок» по аналогии с одноимённой русской народной сказкой, сюжет которой лёг в основу игры. При этом вводная информация только отчасти напоминает знаменитую сказку. Так авторы игры сразу дают понять, что игровые события не воспроизводят сказочный сюжет, а в достаточной мере близки современной жизни и существующим в ней социальным отношениям.
Пример вводной информации к игре «Теремок». «За далёкими морями, за высокими горами есть сказочное государство, где люди и звери на одном языке говорят и по общим законам живут. На юге этого государства раскинулось поле васильковое -глаз радует, вдали бор сосновый шумит - воздух озонирует. Одним словом, место красивое, глазу приятное, почти курортное. Стоит в поле Терем-теремок, а в нём живут Мушка, Лягушка, Зайчик, Лисичка и Волк. Живут они дружно. Друг друга не обижают, законы сказочного государства уважают. Целый день они работают, за огородом и теремком ухаживают. Рядом с ними больше никто не живёт. Теремок один в поле стоит, но за пригорком есть деревенька Коврижки, а за сосновым бором горо-
док Пряников. Туда и на ярмарку можно съездить, и в цирк, а то и в чудное место под названием Зоопарк.».
Поэтому и игровые персонажи не только традиционные звери, но и жители города Пряникова и деревни Коврижки: мэр, начальник полиции, депутат, охотники и др. Как и в любой ролевой игру живого действия в процессе игры возможно введение дополнительных персонажей для оживления сюжетных линий, внесения новой информации, стимулирования участников.
В игру «Теремок» заложен целый набор инструментов, позволяющих персонажам влиять на ход событий, добиваться достижения игровых целей не с помощью насильственных методов, а путём участия в социальных взаимодействиях: выборы, суд, привлечение к решению возникающих у персонажа проблем «юриста», «эколога», «представителей власти», создание органов местного самоуправления, включение в разнообразные экономические, гражданские и правовые отношения.
Экономика на игре моделируется вырабатыванием ресурса «конфетка», который «выращивают» на своём «огороде» жители Теремка. Конфетки можно использовать и в качестве еды, и в качестве денег, т.е. с конфетками можно делать всё то, что принято делать с деньгами. Кроме того, в игре есть и «коммунальные» ресурсы, моделируемые «водопроводом», подключённым к Теремку. Законы игры предполагают, что жители локаций обязаны соблюдать законы своего сказочного государства: платить штрафы, оплачивать коммунальные услуги, выдавать зарплаты и т.п. За нарушение законов сказочной полицией могут быть наложены санкции: штраф и арест. Охотники имеют право ловить зверей, находящихся вне Теремка, при условии, что у них есть на руках лицензия на охоту, подписанная мэром города, лесником и начальником полиции.
Одно из преимуществ игры «Теремок» в том, что она рассчитана на участников, не имеющих игрового «стажа», и может быть воспроизведена многократно. Она не требует долгой и сложной подготовки, больших материальных затрат и человеческих ресурсов. Управлять игрой могут даже 2 мастера, в отличие от «традиционных» ролевых игр живого действия, где необходима длительная подготовка, игровой опыт большинства участников, костюмы, антураж и целая команда мастеров.
Социальные ролевые игры живого действия являются авторской разработкой игротехников Армавирской городской молодёжной общественной организации «Клуб сюжетно-ролевых театрализованных игр» и были успешно апробированы в рамках социальных программ (проектов) «Истории ожившие страницы» (2012 г.) и «Воспитание игрой» (2014 г.), получивших поддержку администрации Краснодарского края [2; 3; 5]. Целевой группой программ стали воспитанниками детского дома
г. Лабинска, учащиеся ГС(К)ОУ школы №35 (VII вида) г. Усть-Лабинска, подростки, стоящие на учёте в отделах по делам несовершеннолетних администраций МО г. Армавир, МО Усть-Лабинский район и МО Лабинский район, воспитанники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа-интернат №1 г. Армавира «Казачья» и государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Лабинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга».
Цель программ - содействие духовному и интеллектуально-творческому развитию подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством вовлечения их в инновационную социально-культурную деятельность. На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач: 1) создание условий для духовного и интеллектуально-творческого развития подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством организации занятий на базе клубов ролевых игр; 2) повышение уровня профессиональной компетентности работников учреждений культуры и социальных педагогов в области работы с подростками и молодёжью, находящимися в трудной жизненной ситуации; 3) объединение усилий органов власти, общественных организаций, образовательных учреждений и учреждений культуры по решению проблем подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Проведение цикла из 10 социальных ролевых игр живого действия стало центральным звеном в программах, включающих в себя целый комплекс взаимосвязанных мероприятий: проведение на базе городских музеев и домов культуры еженедельных мастер-классов и тренировок по историческому фехтованию, мастер-классов по историческим и бальным танцам; организация на базе городских библиотек литературных гостиных, посвящённых истории, культуре и литературе жанров «фентези» и «альтернативная история»; издание и распространение методической литературы по проблематике программ; проведение мастер-классов по ролевому моделированию, тренингов развития позитивных качеств личности, игротек по настольным инновационным интеллектуальным играм; проведение обучающих семинаров «Социализация детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами социокультурной деятельности» для работников учреждений культуры и социальных педагогов Армавира и Лабинска; проведение индивидуальных консультаций для работников учреждений культуры и социальных педагогов по вопросам педагогической поддержки, организации социокультурной деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации; про-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
187
ведение ежегодного Южного регионального ролевого конвента «ЮРКон» (фестиваля ролевых игр и исторической реконструкции), в котором активное участие приняли дети и подростки из целевых программных групп.
В проведении всех программных мероприятий огромную помощь оказали студенты-добровольцы Армавирской государственной педагогической академии. Общее количество детей и подростков - участников программ, составило более 2000 человек. Мониторинг эффективности программы показал, что был достигнут ряд качественных результатов:
- дети и подростки, получившие такой игровой опыт, быстрее и эффективнее социализируются, увереннее чувствуют себя в трудных жизненных ситуациях, испытывают меньше коммуникативных затруднений;
- созданы условия для духовного и интеллектуально-творческого развития подростков и молодёжи, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством организации занятий на базе клубов ролевых игр;
- повысился уровень профессиональной компетентности работников учреждений культуры и социальных педагогов в области работы с подростками и молодёжью, находящимися в трудной жизненной ситуации;
- укрепилось партнёрство общественных организаций, образовательных учреждений, учреждений культуры и муниципальных органов власти целевых МО в сфере духовного и интеллектуально-творческого развития детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Роль игры в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. -№ 6. - С. 62-76.
2. Герлах И.В. Воспитание игрой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://293.86137.3535.ru/ about/news/ (дата обращения: 14.06.2014).
3. Герлах И.В. Играя, воспитываем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kulturalab.ru/news/ 180-statya-proekt-smi (дата обращения: 14.06.2014).
4. Решетников О.В., Решетникова О.Н. Работа добровольцев с детьми, находящимися в социальной эксклюзии. - М.: ООО «Издательство «Проспект», 2009. - 240 с.
5. Теремок в библиотеке [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ustlabinsk.bezformata.ru/ listnews/teremok-v-biblioteke/7954970/ (дата обращения: 14.06.2014).
6. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.