Научная статья УДК 159.9.07
https://doi.org/10.24158/spp.2024.8.3
Социальные представления современной молодежи об успешной женщине
Людмила Петровна Караваева1, Людмила Владимировна Тарасова2
1Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия, [email protected]
2Гуманитарный университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Аннотация. Вопрос успешности современного человека является актуальной для изучения научной проблемой. Особую значимость он приобретает в контексте рассмотрения представлений молодого поколения как части общества, определяющей перспективы его развития и наиболее чутко реагирующей на социальные изменения. В статье анализируются особенности представлений об успехе жителей различных урбанизированных сред - мегаполисов и небольших городов, относящихся к молодежной возрастной группе. Сделан акцент на изучении феномена успешности женщин и репрезентации соответствующего образа в общественном сознании. В эмпирической части статьи представлены особенности восприятия успешной женщины современной молодежью из мегаполиса и небольших городов. В качестве методов сбора данных в исследовании были использованы семантический дифференциал и методика свободных ассоциаций. Обработка результатов осуществлялась при помощи как качественных (прототипический анализ ассоциаций), так и количественных (U-критерий Манна - Уитни, факторный анализ методом главных компонент) методов. В результате исследования выдвинутая гипотеза о том, что имеются различия представлений об успешной женщине у молодежи больших и малых городов, подтвердилась на статистически значимом уровне.
Ключевые слова: социальные представления, образ, мегаполис, гендерные стереотипы, успех, успешная женщина, молодежь, гендерные роли
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Караваева Л.П., Тарасова Л.В. Социальные представления современной молодежи об успешной женщине // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 8. С. 29-35. https://doi.Org/10.24158/spp.2024.8.3.
Original article
Social Representations of Successful Woman among Young People of the Metropolis Lyudmila P. Karavaeva1, Lyudmila V. Tarasova2
1Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia, [email protected] 2Ural Institute of Humanities, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
Abstract. The issue of success in modern individuals is a pertinent subject of scientific inquiry. It acquires special importance in the context of considering the ideas of the younger generation as a part of society that determines the prospects for its development and is most responsive to social changes. The article examines the peculiarities of the ideas about the success of residents of various urbanized environments - metropolises and small towns belonging to the youth age group. Emphasis is placed on studying the phenomenon of female success and the representation of the corresponding image in public consciousness. The empirical part of the article presents the specifics of how modern youth from metropolises and small towns perceive a successful woman. The data collection methods employed in the study included the semantic differential and the free association technique. The results were processed using both qualitative methods (prototypical association analysis) and quantitative methods (Mann - Whitney U-test, factor analysis by the principal component method). As a result of the study, the hypothesis that there are differences in the ideas of a successful woman among young people in large and small cities was confirmed at a statistically significant level.
Keywords: social representations, image, metropolis, gender stereotypes, success, successful woman, young people, gender roles
Funding: Independent work.
For citation: Karavaeva, L.P & Tarasova, L.V. (2024) Social Representations of Successful Woman among Young People of the Metropolis. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 29-35. Available from: doi: 10.24158/spp.2024.8.3 (In Russian).
На 2024 г. доля городского населения России составляет 74,9 % от общей численности жителей1. При этом около 40 % урбопространства страны представлено мегаполисами и крупными
1 Демография. Доля городского населения в общей численности населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 01.08.2024).
© Караваева Л.П., Тарасова Л.В., 2024
ПСИХОЛОГИЯ РБУСНОЬООУ
городами с населением от 500 тыс. чел. Это обстоятельство вызывает устойчивый исследовательский интерес у современных ученых - имеется множество научных статей и публикаций, посвященных анализу социально-психологических проблем жителей крупных городов и их отличиям от остального населения страны. Рассмотрим их.
В эмпирическом исследовании В.А. Барановой показано, что есть различия в представлениях молодых людей о жителях деревни и города (Баранова, 2012). При составлении образа сельской молодёжи современное поколение характеризует ее представителей как трудолюбивых, простых, дружелюбных, открытых, добрых и приветливых людей с низким уровнем образования и недостаточностью финансовых возможностей. Городские жители, напротив, позиционируются как замкнутые, закрытые, малообщительные и неразговорчивые индивидуалисты. Они проявляют недоверие, равнодушие друг к другу и окружающим и стремятся к самостоятельности. Внешне горожане выглядят модно, ухоженно и хорошо одеты, однако страдают от слабого здоровья из-за постоянного стресса, что делает их нервными, неуравновешенными и уставшими. Другими словами, исследованием В.А. Барановой подтверждается стереотипность современных представлений о жителях крупных городов и маленьких поселений.
Аналогичные результаты показало исследование городской идентичности жителей современного мегаполиса, выполненное А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой (Микляева, Румянцева, 2011). Оно выявило, что типичный житель большого города описывается респондентами как «спешащий», «усталый», «целеустремленный», «занятой», «замкнутый», «избирательный в общении», «безразличный», «нервный», «хмурый». Его противоположностью выступает среднестатистический представитель провинции: его жизнь «спокойная» и «размеренная», а сам он «общительный», «открытый», «доброжелательный», «трудолюбивый», «здоровый».
Говоря об особенностях молодых людей из города и деревни, следует отметить различия в их отношении к профессиональному будущему, карьере, достижении успеха. Так, в исследовании карьерной направленности молодых людей из больших и малых городов (Чернякевич, 2020) доказано, что существуют различия в профессиональной ориентации этих категорий граждан:
1. Студенты из больших городов в большей степени сосредоточены на том, чтобы сбалансировать профессиональную и семейную сферы жизни, помогать людям и служить обществу.
2. Показатели вовлеченности в карьерный рост, профессиональной стабильности и интуиции в группе студентов из малых городов выше, что свидетельствует о большем количестве респондентов среди них, осознающих свои личные ресурсы для карьерного роста. Они готовы работать с максимальной эффективностью для достижения целей.
3. Студенты из маленьких городов связывают построение карьеры не только с положительными, но и с негативными факторами: трудностями, стрессом, конкуренцией.
Изучая представления о жизненном успехе жителей провинции, Е.В. Реутов, М.Н. Реутова, И.В. Шавырина получили следующие результаты (Реутов и др., 2020):
1. Основным критерием жизненного успеха респонденты считают семейное благополучие, на втором месте - материальное благополучие. Профессиональная самореализация значима лишь для четверти опрошенных респондентов. Ещё одним критерием успеха участники исследования назвали спокойную жизнь, поставив его на четвертое место по значимости в своих ответах. Наименьшее влияние на достижение успеха, по мнению жителей провинций, оказывает общественное признание и яркие впечатления.
2. Локус контроля жителей провинций не является доминантным при объяснении ими факторов успеха. Большая часть респондентов считают личные усилия и активность ключевыми факторами в достижении или недостижении богатства и успеха. Вторым по значимости фактором ими признано ближайшее окружение индивида, особенности социализации в микрогруппах, что выражалось параметром «семейное воспитание и помощь со стороны семьи и родственников». На третьем месте расположился фактор внешнего характера - стечение обстоятельств и судьбы.
3. Половина респондентов считает, что роль образования в определении успеха жителей провинции достаточно велика, в то время как остальные участники исследования не считают его важным фактором индивидуального успеха.
4. Значительное число респондентов уверены, что без помощи связей невозможно найти хорошую работу, добиться карьерного роста, начать успешный бизнес или заняться другими формами профессиональной самореализации в своем городе или регионе.
В контексте представленных исследований интерес представляет восприятие обозначенными категориями респондентов феномена успешной женщины. В настоящее время роль представительниц слабого пола в обществе существенно трансформировалась: многие из них стали занимать высокие руководящие должности, вести свой бизнес, проявляют себя сегодня как активные члены общества, заметные фигуры на деловом пространстве (Андросенко, 2013; Нанаева, 2023).
Ю.В. Артамошиной (Артамошина, 2007) изучены особенности представлений самих женщин о жизненном успехе: участники опроса в равной степени продемонстрировали приверженность семейному счастью как его основе, а также отметили значимость наличия конкретных личностных и психологических качеств для достижения жизненной успешности - целеустремлённости, решительности, активности, ответственности, самостоятельности и др.
Большую роль в формировании общественного мнения играют средства массовой информации (СМИ). Начиная с 90-х гг. прошлого века в моду вошли так называемые «глянцевые» журналы - издания, предназначенные в основном для женщин, о красоте, стиле, домоводстве и др. Неотъемлемой частью их является репрезентация тех или иных образов представительниц слабого пола. Так, в исследовании М.А. Утробиной, В.А. Барановой, проведенном в 2018 г. и посвященном изменениям репрезентируемого российскими журналами образа успешной женщины, было выявлено (Утробина, Баранова, 2018):
1. Современные издания рассеивают миф о дихотомии «карьеристка - жена». Всё больше на страницах глянца поддерживается образ успешной женщины, умеющей совмещать профессиональные дела и социально значимые контакты, а также уделяющей внимание себе, своим потребностям и интересам. При этом делается акцент на том, что на фоне осуществления деятельности в одной из обозначенных сфер женщина будет считать приоритетом для себя семью и детей.
2. Большое внимание уделяется внешности успешной женщины, развенчивается сложившийся ранее стереотип о том, что женщина-карьеристка утрачивает присущую ей красоту. Поддержанию образа привлекательной, но при этом успешной в работе и дома женщине посвящено множество статей, содержание которых касается оформления внешности, выбора одежды, пропаганде спорта, поддержания физической формы, основ правильного питания, макияжа, использования парфюмерии и пр. С одной стороны, такой материал может помочь представительницам слабого пола в проявлении собственной женственности, с другой - загнать в ещё большие рамки и ограничить индивидуальность, добавив комплексы и неуверенность в себе.
3. Во всех анализируемых журналах имеются свои различия по некоторым аспектам, однако общей объединяющей характеристикой создаваемого ими образа успешной женщины является наличие высшего образования.
4. Развеивается также миф о том, что работающие женщины не осведомлены об окружающей жизни, не интересуются проблемами извне и т.д., делается акцент на прогрессивности и разносторонности современных успешных представительниц слабого пола.
5. В качестве важной составляющей образа активной женщины в современных журналах выделяют не финансовую мотивацию к работе, как это было прежде, а, скорее, личностную самореализацию, удовлетворение в любимом деле, развитие и рост.
В целом, при описании деловых качеств успешной женщины используются лишь положительные определения (предприимчивость, уверенность в себе, востребованность, перспективность, исполнительность, собранность, ответственность и пр.). Добавляются также и маскулинные характеристики, помогающие женщине в достижении успеха (Гендерное неравенство на работе как фактор карьерной успешности женщин ..., 2023).
В нашем исследовании мы обратились к рассмотрению составляющих успеха женщины с точки зрения молодежи мегаполисов и мелких городов. Исходной гипотезой выступило предположение о том, что имеются различия в представлении об успешной женщине у представителей молодого поколения из населённых пунктов разной величины.
Материалы и методы. Выборка составила 188 человек, 103 из них - жители крупных населенных пунктов, 85 - представители маленьких городов и деревень. Были охвачены различные регионы России, преимущественно - Урал, Свердловская область. Выборка состояла преимущественно из женщин (81 %) молодого возраста - от 18 до 22 лет (77 %).
Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
1. Частный семантический дифференциал1, построенный по результатам анализа данных пилотажного исследования. Испытуемым было предложено оценить по 23 полярным шкалам объект «успешная женщина» по семибалльной системе.
2. Методика свободных ассоциаций. Испытуемым предлагалось написать в свободной форме перечень реакций на стимул-словосочетание «успешная женщина».
Исследование проводилось в онлайн-формате, результаты фиксировались с помощью платформы Google Forms. Обработка полученных данных осуществлялась с использованием U-крите-рия Манна - Уитни, факторного анализа методом главных компонент при помощи статистической программы IBM SPSS Statistics 27.0.1.
1 Петренко В.Ф. Основы психосемантики : учебник. СПб., 2005. 480 с.
Результаты и их обсуждение. На первом этапе исследования респонденты были поделены на две группы и обозначены условными знаками: большой город (мегаполис) - БГ, маленький город - МГ.
Рассмотрев результаты шкалирования характеристик образа успешной женщины представителями групп сравнения, можно отметить, что жители БГ, в отличие от МГ, считают успешную женщину более недоверчивой, сдержанной, степенной, но при этом всём более счастливой. В то время как жители МГ относят к характеристикам успешности представительницы прекрасного пола ум, активность и внимательность (рис. 1).
|_1 2 3 4 5 6 7
Отталкивающая и Располагающая
Непривлекательная Привлекательная
Глупая > Умная
Безучастная Доброжелательная
Неискренняя Искренняя
I Суверенная Л* Уверенная
Робкая Смелая
Скованная Свободная
Слабая Сильная
Пассивная Активная
Замкнутая j Открытая
1 ¡¿посредственная Расчетливая
с табнльная Рискованная
Недоверчивая Доверчивая
Сдержанная Эмоциональная
Черствая Внимательная
Безрахзичная : L/ Сочувствующая
Степенная < Суетливая
Фамильярная Корректная
11есчастная Счастливая
Предсказуемая 4.S Непредсказуемая
Ненадёжная Надёжная
Неорганизованная Организованная
• БГ ф МГ
Рисунок 1 - Сравнительный профиль образа «Успешная женщина» в сознании молодежи большого и малого города
Figure 1 - Comparative Profile of the Image "Successful Woman" in the Consciousness of Young People in Big and Small Cities
В представлении молодежи малых городов успешная женщина не теряет свою чуткость и внимательность, тем более при условии высокой выраженности показателей ума, активности и организованности, внимательность к деталям имеет свои преимущества в выстраивании как дружеских, так и деловых отношений, сопутствующим успеху в карьере.
Последующий статистический анализ показал наличие достоверных различий в представлении об успешной женщине: молодежь малых городов считает успешную женщину более доброжелательной (U Манна - Уитни = 616,000, при р = 0,006), искренней (U Манна - Уитни = 580,500, при р = 0,003), открытой (U Манна - Уитни = 622,500, при р = 0,007), доверчивой (U Манна - Уитни = = 604,500, при р = 0,005) и внимательной (U Манна - Уитни = 499,500, при р = 0,000), тогда как жители крупных городов согласны с этим в меньшей степени, они больше склоняются к антонимичным определениям: безучастная, неискренняя, замкнутая, недоверчивая, черствая.
Выделенные характеристики имеют общее начало - это всё черты, свойственные эмпатич-ным, социально приемлемым, приятным представительницам слабого пола. Другими словами, в представлении молодежи малых городов успешная женщина не рациональная и холодная, а, скорее, чувствительная, ранимая, в какой-то степени ветреная и добродушная. Чего нельзя сказать о
молодежи мегаполисов, в сознании которой женщина, добившаяся успеха в жизни, ориентирована на четкость и последовательность проявления своих действий, своих чувств и эмоций, это более замкнутый тип представительницы слабого пола, опирающийся на разум, а не на сердце. Далее был проведён факторный анализ обнаруженных характеристик (табл. 1).
Таблица 1 - Сравнительный анализ факторов, характеризующих успешную женщину Table 1 - Comparative Analysis of Factors Characterizing a Successful Woman_
Факторы Переменные фактора
Группа респондентов мегаполиса (74,233 % объясненной дисперсии)
Самодостаточность (17,94 %) Сильная (0,714), активная (0,728), надёжная (0,718), организованная (0,81)
Социальность (14,958 %) Располагающая (0,811), доброжелательная (0,718), корректная (0,611), счастливая (0,666)
Честность (11,919 %) Свободная (,873), открытая (0,815)
Эмпатия (9,149 %) Внимательная (0,866), сочувствующая (0,767)
Авантюризм (7,494 %) Рискованная (0,846), суетливая (0,676)
Результативность (6,985 %) Уверенная (0,779), непредсказуемая (-0,713)
Разноплановость (5,787 %) Привлекательная (0,741), умная (0,676)
Группа респондентов малых городов (70,943 % объясненной дисперсии)
Самостоятельность (23,553 %) Умная (0,758), свободная (0,787), активная (0,806), расчетливая (0,792)
Жизнестойкость (11,368 %) Сильная (0,624), доверчивая (0,777), счастливая (0,745), надёжная (0,57)
Открытость (11,228 %) Доброжелательная (0,834), искренняя (0,757), непредсказуемая (0,523)
Социальность (10,002 %) Располагающая (0,724), привлекательная (0,736), уверенная (0,641)
Раздраженность (7,539 %) Эмоциональная (0,622), суетливая (0,848)
Рискованность (7,254 %) Рискованная (0,809)
Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:
1. В целостном представлении молодежи больших городов успешная женщина обладает большим спектром характеристик, нежели для жителей малых городов (для них этот образ более структурированный, без явных отклонений).
2. Выделенные факторы не сильно различаются у жителей БГ и МГ, они все дают общую характеристику, согласно которой успешная женщина обладает стойкостью характера, ясностью ума, свободой действий, социальной привлекательностью, рискованностью.
На следующем этапе исследования был проведен прототипический анализ свободных ассоциаций (по П. Вержесу). Респондентами было дано 356 реакций (204 - БГ и 152 - МГ). Ж. Абрик в своём структурном подходе к социальным представлениям выделяет в них две составляющие: ядро и периферию (АЫс, 2000). Первое - это стабильная и устойчивая часть образа, не поддающаяся изменениям, включающая исторический и культурный контекст группы. Ядро определяет суть всего представления, придаёт ему начальную структуру. Периферическая система зависит от контекста конкретной группы. В нее входят понятия, склонные меняться от случая к случаю.
Таким образом, разделив смысловые группы по частоте встречаемости и рангу упоминания, мы получили структуру социального представления об успешной женщине у жителей БГ и МГ (табл. 2).
Таблица 2 - Структура социального представления молодежи больших и малых городов об успешной женщине
Table 2 - Structure of Social Perception of Successful Women among Young People in Cities and Towns
Понятие
Группа 1 (мегаполис) Группа 2 (малые города)
1 2
Ядро представления
Карьера. Деньги. Уверенность. Независимость. Самодостаточность. Семья Карьера. Независимость. Стиль. Красота. Деньги. Уверенность. Самодостаточность
Первая перифе рическая система
Целеустремленность. Сила. Стиль. Трудолюбие. Саморазвитие. Ум. Счастье. Красота. Власть. Популярность Целеустремленность. Образование. Ум. Сила. Семья. Счастье. Смелость. Трудоголизм
Продолжение таблицы 2
1 2
Собственно периферия
Одиночество.
Яркость. Доброжелательность.
Стабильность. Здоровье.
Комфорт. Справедливость.
Искренность. Строгость.
Статус. Рост
Роскошь
В результате можно отметить следующее: вне зависимости от местности проживания в структуру социального представления об успешной женщине входят такие понятия, как «карьера», «деньги», «независимость», «уверенность», «самодостаточность». Молодежь малых городов считает «красоту» и «стиль» такими же приоритетными составляющими образа успешной женщины, как и все остальные характеристики, в отличие от жителей больших городов. Респонденты данной группы не относят внешние качества к главенствующим, зато выделяют фактор «семья» как один из основных составляющих ядра.
Изменчивость социального представления у молодежи больших городов определяется понятиями власти, статуса, популярности, то есть показателями значимого места женщины в обществе. У жителей малых городов это смелость, образованность, счастье и семья. Примечательно, что молодежь мегаполисов не ассоциирует успешную женщину с наличием образования, это ещё один отличительный критерий. Возможно, это связано с особенностями выборки - молодёжь от 18 до 22 лет, которая в данный момент может отрицать фактор образования как жизненный приоритет. Однако следует отметить, что образование перестаёт быть социальным лифтом достижения успеха для молодых людей и замещается другими, обеспечивающими более быстрый результат, но сопряженными с риском структурами.
Заключение. Гипотеза о том, что имеются различия представлений об успешной женщине у молодежи больших и малых городов, подтвердилась на статистически значимом уровне. Жители больших городов считают успешную женщину безучастной по отношению к окружающим, неискренней, замкнутой, недоверчивой, черствой. Молодежь малых городов воспринимает ее как более доброжелательную, искреннюю, открытую, доверчивую и внимательную.
Отличительной составляющей образа успешной женщины для жителей мегаполисов является наличие власти, статуса и высокого социального положения, в то время как для населения малых городов эти параметры образа не имеют значения.
Базовые характеристики успеха: карьера, материальный достаток, семья, счастье - прослеживаются в образе успешной женщины у молодежи вне зависимости от местности проживания.
Список источников:
Андросенко М.Э. Гендерные особенности социальных представлений об успешности // Мир психологии. 2013. № 2 (74). С. 240-246.
Артамошина Ю.В. Особенности представлений женщин о жизненном успехе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 4 (48). С. 211-215.
Баранова В.А. Городской и сельский социумы: социально-психологические аспекты исследования территориально-поселенческих общностей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 2. С. 194-201.
Гендерное неравенство на работе как фактор карьерной успешности женщин / С.Д. Гуриева [и др.] // Психологический журнал. 2023. Т. 44, № 2. С. 15-27. https://doi.org/10.31857/S020595920024904-0.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Городская идентичность жителя современного мегаполиса: ресурс личного благополучия или зона повышенного риска? СПб., 2011. 160 с.
Нанаева Б.Б. Трансформация социальной роли женщины в условиях кризиса патриархальных семейно-брачных отношений (социально-исторический анализ) // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. 2023. Т. 19, № 2 (32). С. 43-51. https://doi.org/10.26200/GSTOU.2023.95.82.006.
Реутов Е.В., Реутова М.Н., Шавырина И.В. Жизненный успех и шансы на его достижение в представлениях жителей российской провинции // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 61-71. https://doi.org/10.31857/S013216250009480-1.
Утробина М.А., Баранова В.А. Образ успешной женщины в современных женских глянцевых журналах // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание : в 2 т. СПб., 2018. Т. 1. С. 208-215.
Чернякевич Е.Ю. Карьерная направленность молодых людей из больших и малых российских городов // Вестник университета. 2020. № 4. С. 197-204. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-4-197-204.
Abric J.-Cl. La Notion de Noyau Central: Bilans et Perspectives Actuelles // Actes de la Cinquieme Conference Internationale sur les Representations sociales. Montreal, 2000. P. 87-88. (на фр. яз.)
References:
Abric, J.-Cl. (2000) La Notion de Noyau Central: Bilans et Perspectives Actuelles. In: Actes de la Cinquieme Conference Internationale sur les Representations sociales. Montreal, рр. 87-88. (In French)
Androsenko, M. E. (2013) Gender Peculiarities of Social Ideas of the Success. The World of Psychology. (2 (74)), 240-246. (In Russian)
Artamoshina, Yu. V. (2007) Peculiarities of Women's Ideas about Success in Life. Tambov University Review: Series Humanities. (4 (48)), 211-215. (In Russian)
Baranova, V. (2012) Urban and Rural Societies: Socio-Psychological Aspects of the Study of Territorialsettler Communities. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. (2), 194-201. (In Russian)
Cherniakevich, E. Yu. (2020) Career Direction of Young People from Big and Small Russian Cities. Vestnik Universiteta. (4), 197-204. Available from: doi:10.26425/1816-4277-2020-4-197-204. (In Russian)
Gurieva, S. D., Mararitsa, L. V., Kazantseva, T. V. & Gundelakh, O. E. (2023) Gender Inequality at Work as a Factor of Women's Career Success. Psikhologicheskii Zhurnal. 44 (2), 15-27. Available from: doi:10.31857/S020595920024904-0. (In Russian)
Miklyaeva, A. V. & Rumyantseva, P. V. (2011) Gorodskaya identichnost'zhitelya sovremennogo megapolisa: resurslichnogo blagopoluchiya ili zona povyshennogo riska? [Urban identity of a resident of a modern megalopolis: a resource of personal well-being or a high-risk zone?]. St. Petersburg. 160 р. (In Russian)
Nanaeva, B. B. (2023) Transformation of the Social Role of a Woman in a Crisis Patriarchal Family and Marriage Relations (Socio-Historical Analysis). Herald of GSOTU. Humanitarian, Social and Economical Sciences. 19 (2 (32)), 43-51. Available from: doi:10.26200/GST0U.2023.95.82.006. (In Russian)
Reutov, E. V., Reutova, M. N. & Shavyrina, I. V. (2020) Life Success and Chances for Its Achievement in the Representations of the Inhabitants of the Russian Province. Sotsiologicheskie Issledovaniya. (6), 61-71. Available from: doi:10.31857/S013216250009480-1. (In Russian)
Utrobina, M. A. & Baranova, V. A. (2018) Obraz uspeshnoi zhenshchiny v sovremennykh zhenskikh glyantsevykh zhurnalakh [The image of a successful woman in modern women's glossy magazines]. In: Psikhologiya XXI veka: psikhologiya kak nauka, iskusstvo i prizvanie. Vol. 1. St. Petersburg, рр. 208-215. (In Russian)
Информация об авторах Л.П. Караваева - кандидат психологических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и социология» факультета экономики и управления Уральского государственного университета путей сообщения, Екатеринбург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=500327
Л.В. Тарасова - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и прикладной психологии факультета социальной психологии Гуманитарного университета, Екатеринбург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=669217
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors L.P. Karavaeva - PhD in Psychology, Associate Professor of the Personnel Management and Sociology Department, Faculty of Economics and Management, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=500327
L.V. Tarasova - PhD in Psychology, Associate Professor, Head of the Department of General and Applied Psychology, Faculty of Social Psychology, Ural Institute of Humanities, Ekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=669217
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.07.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 31.07.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 27.08.2024.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.