ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.015.3:37.015.3
А.А. Мошура
Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Т.В. Семенова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СТРАНАХ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Статья посвящена обобщению результатов лонгитюдного исследования об эмоциональном компоненте социальных представлений о ряде стран у студентов вузов. В статье представлены и проанализированы в динамике данные за 2010 -2011 гг. Рассмотрен интегративный подход к исследованию социальных представлений.
Социальные представления, интегративная перспектива, страны, эмоциональное отношение.
The article is devoted to generalization of the results of a longitudinal research of the emotional component of social representations of the number of countries of university students. The paper presents and analyzes the data for 2010th - 2011th years in dynamics. The integrative approach to the research of social representations is considered in the paper.
Social representations, integrative perspective, countries, emotional attitude.
Тема социальных представлений является традиционной для социальной психологии. Современное эмпирическое исследование социальных представлений отличается разнообразием тематик и исследовательских ракурсов. Теоретические аспекты проблемы рассматривались такими исследователями, как С. Московичи, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Л. Леви-Брюль и другие. Однако основой исследований часто остается именно теория социальных представлений С. Московичи. В данной статье мы опираемся на положения этого ученого о социальных представлениях. Под социальными представлениями Московичи
[3]. Следует отметить, что по-прежнему остаются незначительно изученными социальные представления об окружающем нас макросоциальном мире.
Предметом исследования, о котором далее будет идти речь, являются социальные представления о ряде стран: стран-партнеров, соседей, лидеров и аутсайдеров внешней политики Российской Федерации. Здесь потенциал изучения социальных представлений молодежной аудитории носит весьма важный характер для формирования принципов молодежной политики. На фоне процесса глобализации и резких изменений общественной жизни, выражающихся в протестных явлениях, конфликтах и социальной напряженности, исследования социальных представлений могут пролить свет на основания поведения граждан по отношению к представителям различных национальных групп. Данная задача стоит особенно остро для Самарской области.
Самарская область имеет сложный многонациональный состав. По результатам последней переписи населения, проведенной в 2010 г., мы можем увидеть
следующие количественные характеристики: русское население составляет 85,6 %, татары - 4,1 %, чуваши
- 3,2 %, а так же армяне, азербайджанцы, казахи, киргизы и многие другие народности. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в Самарской области, подавляющая часть - это граждане государств-участников СНГ (92 % всех иностранцев) [2]. Кроме того, жители Самарской области, как и жители прочих областей, сталкиваются с всевозможной информацией, начиная от рекламы и импортных продуктов и заканчивая мировыми новостями.
И здесь в исследовательском плане интересно то, каким образом люди реагируют на информацию, носящую оттенок национальной внешней и внутренней политики. В то же время возможность рассмотрения социальных представлений студенческой молодежи в перспективе лонгитюдного исследования и определения надежного инструментария для исследования социальных представлений позволяют обнаружить ряд закономерностей и разрешить ряд задач: каковы эти социальные представления, меняются ли социальные представления и если меняются то насколько быстро? Руководствуясь принципами практического потенциала, можно выделить такую задачу как формирование зрелой личности, готовой войти в общество, находящееся в условиях глобализации.
С. Московичи изначально считал социальным представлениям роль «живого», изменчивого процесса. А взаимодействие естественного или лабораторного конфликта и сотрудничества выступает, на его взгляд, как одна из параллелей формирования представлений [8]. Valsinser на передний план выдвигает тот факт, что социальные представления изменчивы, толкование социальных представлений наполняется различным контекстом. Социальные представления заново продумываются и представляются [9]. Moloney и Wolker дополнительно отмечают, что в процессе принятия социального представления и использования его в повседневной жиз-
подразумевает элемент духовной жизни общества, отражающий особенности социальных отношений его носителя. Социальные представления задают диспозиции интерпретаций и ожиданий воспринимаемых индивидом ситуаций взаимодействия, в частности, - элементы ситуации групповой динамики
ни всегда есть возможность реинтерпритации, переоценки и обсуждения. Howarth выражает созвучное с Московичи мнение и отмечает, что именно возможность обсуждения и диалога дает возможность рассмотрения социальных представления как некоторого пространства для обсуждения и диалога держателей социальных представлений [5]. Исследования Ме посвящено тому, как меняются представления об угрозе ВИЧ / СПИДА у здоровых людей. Joffe демонстрирует, что содержание социальных представлений хоть и меняется, но так же указывает, что сами социальные представления оказывают встречное сопротивления к изменению [6]. ЫШапё в процессе исследования социальных представлений о безработице определил, что мнение о ней становится автономным и более четко очерченным только после конкретного и наглядного опыта взаимодействия индивида с безработицей [7]. Изменение и формирование социальных представление, однако, не означает только прямое столкновение с объектом социальных представлений. Представления основаны не на тех вещах и ситуациях, которые в них упоминаются, а на на коммуникации, касающейся этих вещей и ситуаций [2].
Учитывая положения А.В. Юревича, нами были выделены следующие компонентные составляющие социальных представлений о странах:
- эмоциональный компонент (содержащий в себе эмоциональное отношение к объекту),
- поведенческий компонент (представление о поведение предполагаемом в отношении граждан ряда стран),
- когнитивный компонент (набор когниций, дополняющих и поддерживающих основу социальных представлений; черпается из формальных новостных и информационных источников, а так же из каждодневной коммуникации).
А.В. Юревич полагает, что «психологическая реальность показала себя как многомерная, но не безмерная, а ее когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты зарекомендовали себя как основные составляющие психического, что породило представления о так называемой фундаментальной психологической триаде. Эти два результата слились в «умеренную» интегративную установку, состоящую в том, что на психологическую реальность надо смотреть не из одной точки (поскольку так ее невозможно обозреть), а из разных точек (при этом не из всех, а только из ключевых, поскольку из всех точек сразу невозможно смотреть). «<...> как правило, именно когниции, эмоции и поведение - во всех их разнообразных проявлениях - рассматриваются в качестве основных слагаемых психологической реальности, и именно на опорных точках, сформированных совместно, хотя и в конфронтации друг с другом, бихевиоризмом, когнитивизмом и психоанализом, выстраивается интегративная перспектива» [4, с. 16]. Исследуя социальные представления в рамках интегративной перспективы в динамике, мы получаем возможность более подробного осмысления. А значит, можем реализовать актуальные социальные задачи, такие как: сохранение национальной идентичности, отслеживание неадаптивных и деструктивных компонентов в структуре социальных представлений молодежи об окружающем мире.
Цель исследования: рассмотреть эмоциональный компонент социальных представлений студентов о ряде стран в динамике.
Эмпирическая база исследования: общая выборка составила 880 респондентов. Это студенты различных высших учебных заведений Самары, Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и прочих городов - мужчины и женщины от 18 до 23 лет. Выборка составлена из представителей различных направлений подготовки. В пилотажном этапе участвовало 120 человек. Сбор эмпирических данных проводился по лонгэтюдной модели: респонденты проходили через процедуру исследования в мае и ноябре каждого года. Ниже представлены данные четырех этапов: ноябрь 2009, май 2010, ноябрь 2010, май 2011 и ноябрь 2011.
Методы исследования: библиографическое интервью, наблюдение, Цветовой Тест Отношений (ЦТО) - Бажина Е.Ф., Эткинда А.М. Методической основой Цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним. Методика оценивается ее авторами (как проективная, так согласно получаемым результатам), что позволяет выявлять неосознаваемые компоненты отношений, минуя механизмы психологической защиты. В качестве стимульного набора в ЦТО используется восьми цветовая таблица Цветового теста Люшера [2].
В результате пилотажного исследования, прошедшего в два этапа, нами был выделен следующий список стран: Франция, Италия, США, Бразилия, Ирак, Япония, Грузия, Австрия, Латвия, Иран, Россия, Китай. На первом этапе был выделен список стран, порядок которых был распределен от самых известных среди студентов, до самых малоизвестных стран. В конечный список вошли страны из групп известных, неизвестных и занимающих среднюю позицию стран. А так же по результатам методики Бажина Е.Ф., Эткинда А.М. в стимульный материал изначально вошли страны с положительным, отрицательным и нейтральным эмоциональным отношением. В исследовательских целях нами в стимульный ряд была добавлена Россия. В конечном итоге, в каждом из этапов лонгитюдного исследования принимал участие следующий фиксированный список стран: Россия, Франция, Италия, США, Бразилия, Ирак, Япония, Грузия, Австрия, Латвия, Иран, Россия, Китай. Анализ данных проводился при помощи программных продуктов: SPSS 20.0 и Microsoft Excel. На основе данных проводился анализ методами математической статистики: критерий Колмаго-рова-Смирнова, медиана и критерий Манна-Уитни.
Результаты эмпирического исследования и их обсуждение: значение медиан и их векторы эмоционального отношения к странам указаны в табл. 1. Ориентируясь на данные, указанные в табл. 1, мы можем условно выделить те страны, эмоциональный компонент социальных представлений у которых подвергся наименьшим изменениям, и те страны, эмоциональный компонент социальных представлений у которых менялся наиболее интенсивно.
Далее порядок интерпретации результатов будет упорядочен от стран с более устойчивым эмоциональным компонентом социальных представлений до стран с менее устойчивым. Так, например, вектор эмоционального компонента социальных представлений о Японии (эмоционально нейтральное отношение - представления о стране не наполнены отрицательными и положительными эмоциями) значение медианы не менялось ни на одном из этапов исследования (8=0,00). Эмоциональный компонент социальных представлений о Японии оказался наиболее устойчивым. Однако стандартное отклонение на каждом из этапов можно назвать скорее средними по выборке: і = 2,28588; 2,44922; 2,11614; 2,11614; 2,13117 (см. табл. 2). Что касается Франции, то эмоциональный компонент социальных представлений на разных этапах исследования претерпевал изменения. Так в мае 2010 г. можно было говорить о положительном векторе эмоционального представления (значение медианы равно 3, что позволяет отнести вектор к положительному) и вектор сохранялся на всех этапах исследования кроме этапа «май 2011».
На этом этапе вектор сменился на нейтральное положение эмоционального отношения, что означает наличие в эмоциональном компоненте эмоций, которые можно отнести к нейтральным. Однако именно в этот период зарегистрировано самое малое стандартное отклонение (^ = 1,98291). Эмоциональный компонент социальных представлений о Бразилии отличается нейтральным эмоциональным отношением на каждом из этапов, исключая этап «ноябрь 2010», на котором зарегистрирован некоторый сдвиг в сторону положительного отношения. Изменение вектора эмоционального компонента социального представления о Латвии происходило в рамках нейтрального отношения. Однако стандартное отклонение результатов наиболее высокое. И на протяжении времени нами не было зарегистрировано устойчивого понижения или повышения этого разброса (я = 2,64056; 2,44922; 2,04517; 2,71604). Комментарии респондентов, высказанные в процессе исследования, позволяют сделать вывод, что это связанно с бедностью знаний и конкретного опыта, связанного с этой страной.
Таблица 1
Значение медиан эмоционального компонента социальных представлений о ряде стран у студентов вузов
Страны Май 2010 Вектор Ноябрь 2010 Вектор Май 2011 Вектор Ноябрь 2011 Вектор
Франция 3,00 + 3,00 + 3,50 0 3,00 +
Италия 3,00 0 3,00 + 3,00 + 3,50 0
США 3,00 0 4,50 0 5,00 0 3,50 0
Бразилия 3,50 0 3,00 + 4,00 0 3,50 0
Ирак 6,00 - 6,00 - 7,00 - 5,50 -
Япония 4,00 0 4,00 0 4,00 0 4,00 0
Г рузия 6,00 - 6,00 - 6,00 - 3,50 0
Австрия 3,00 0 4,00 0 4,00 0 2,00 +
Латвия 4,00 0 4,50 0 4,00 0 5,00 0
Иран 6,50 - 5,00 0 6,00 - 6,50 -
Россия 3,00 0 3,00 + 4,00 0 2,00 +
Китай 3,00 0 4,00 0 3,00 + 3,50 0
Таблица 2
Значение стандартного отклонения по эмоциональному компоненту социальных представлений
о странах у студентов вузов
Страны Стандартное отклонение, 8.
Май 2010 Ноябрь 2010 Май 2011 Ноябрь 2011
Франция 2,27426 2,44922 1,98291 2,39663
Италия 2,27069 2,44922 2,04466 1,90087
США 1,94825 2,44922 1,93895 2,35516
Бразилия 1,94028 2,44922 2,39467 2,57737
Ирак 2,07881 2,44922 2,30801 3,25818
Япония 2,28588 2,44922 2,11614 2,13117
Г рузия 2,42338 2,44922 2,12120 2,61344
Австрия 2,13955 2,44922 2,28758 2,66615
Латвия 2,64056 2,44922 2,04517 2,71604
Иран 1,80340 2,44922 2,34877 3,17278
Россия 2,14627 2,44922 2,08740 2,49828
Китай 2,02017 2,44922 2,01250 2,59831
Г оворя о Китае, следует отметить, то здесь имела место смена вектора эмоционального компонента с нейтрального на положительный на одном из этапов. Более изменчивым оказывается эмоциональный компонент социальных представлений в отношении Италии. Были получены значения медиан, близкие к границе между эмоционально положительным и эмоционально нейтральным отношением, и медиана на разных этапах переходила их одного интервала в другой, тем самым, меняя вектор эмоционального отношения. Ирак, Иран и Грузия - тройка стран, отличающихся отрицательным вектором эмоционального отношения. Характерно, что на период исследования в данных странах проводились вооруженные операции, информация о которых широко освещалась средствами массовой информации. Для этих стран также оказалось характерным изменение значения медианы в пределах интервала отрицательного вектора. Если расположить эти страны в порядке увеличения медианы (что является свидетельством смещения значения медианы в отрицательный вектор и увеличения выраженности отрицательных эмоций связанных с этой страной), то получится следующий порядок: Иран, Грузия, Ирак. Характерно так же то, что Иран связан границей с Ираком. Кроме некоторого сходства в названии этих стран присутствует национально-культурные общности: именно Ирак фигурировал в новостях как зона активных действий. Однако респонденты в подавляющем количестве не смогли вербально разделить эти страны. Знания и опыт в отношении этих двух стран отличался бедностью содержания. Источники в отношении Ирака и Ирана огранивались средствами СМИ, информация из которых получена скорее непреднамеренно, о чем свидетельствуют результаты библиографического блока анкет. Если определять стандартное отклонение между медианами поэтапно, то Ирак и Иран имеют одинаковые стандартные отклонения (^ = 0,62). Стандартное отклонение между медианами эмоционального компонента социальных представлений в отношении Грузии отличается наибольшим значением (« = 1,25), эмоциональный компонент социальных представлений о Грузии меняется быстрее, чем социальные представления о Иране и Ираке. Содержание опыта и информации об этих странах отличается большим разнообразием и количеством источников. Если обратить внимание на значение медиан поэтапно, то в целом наблюдается уменьшение значения медианы от изначально высокой, что свидетельствует в смещении медианы в сторону нейтрального отношения. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о некоторой закономерности. Эмоциональный всплеск в обществе основан на информации из СМИ, обнаруживается ростом выраженности эмоционального отношения к объекту. Впоследствии без должной информационной подпитки выраженность эмоций снижается. Определить относится ли данная закономерность к положительно окрашенным и нейтрально окрашенным эмоциям, а также оценить влияние различного рода информации помогут выяснить дальнейшие исследования.
Говоря об Австрии, следует упомянуть, что здесь
замечено смещение вектора из нейтральной в положительную зону. Вектор социально психологических представлений о США располагается и изменяется в нейтральной зоне. Стандартное отклонение здесь на разных этапах изменяется от наименьшего по выборке к среднему. Вектор эмоционального компонента социально-психологического представления о России на разных этапах исследования располагался то в интервале положительного отношения, то в интервале нейтрального. Характерно так же то, что стандартное отклонение можно характеризовать как высокое. Здесь имеем в виду как стандартное отклонение по изменению вектора на разных этапах, так и стандартное отклонение внутри каждого этапа данных предоставленных респондентами.
Исследования социальных представлений о странах можно определить несколькими факторами, прежде всего, отсутствием теоретического анализа данного явления со стороны более актуальной современным исследованиям и сложной предметной области трехкомпонентной структуры интегративной перспективы. На данный момент накоплен обширнейший опыт теоретических разработок как в России, так и за рубежом. Этим обусловлена необходимость обобщения и критического анализа теоретико-методологических подходов к исследованию социально психологических представлений их сущности и структуры. Рассмотрение динамики может помочь выяснить, как именно отозвалась в респондентах та или иная информация, а это прольет свет на основание поведения отдельных групп населения. Исследования динамики социальных представлений о странах могут способствовать более точным прогнозам.
Литература
1. Базыма, Б. Цвет и психика / Б. Базыма. - СПб., 2001.
2. Всероссийская перепись населения. Том 1. Численность и размещение населения. - URL: http://www.
gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.h tm
3. Донцов, А.И. Социальные представления как предмет экспериментального исследования в современной французской социальной психологии / А.И. Донцов, Т.П. Емельянова // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. - 1985. - № 1. - С. 45 - 53.
4. Юревич, А.В. Интеграция психологии: утопия или реальность? / А.В. Юревич // Вопросы психологии. - 2005.
- № 3. - С. 16 - 28.
5. Howarth, C. Representations and applied social psychology / C. Howarth. - V. 14. - 2004. - P. 356 - 377.
6. Joffe, H. The relationship between representational and materialistic perspectives: AIDS and “The Other” / H. Joffe // L. Yardley (ed) MaterialDiscourses of Health and illness. -London: Rutledge. - 2002.
7. Milland, L. De la dynamique des rapports entre representations sociales du travail et du chomage / L. Milland // Doctoral Thesis in Psychology. - Universite de Provence, Aix-en-Provence. - 2001.
8. Moscovici, S. Introductory Address // Papers on social representations / S. Moscovici // V. 2. - 1993. - № 3. - P. 160
- 170.
9. Valsiner, J. Beyond social representations: a theory of enablement / J. Valsiner // Papers on social representations. -2003.
ЮБИЛЕЙ
Зотею Константиновичу Кабакову - 70 лет
Зотей Константинович Кабаков родился 24 октября 1942 г. в г. Серове Свердловской области. В 1961 г. после окончания Серовского металлургического техникума по специальности «Электрометаллургия стали и ферросплавов» поступил в Уральский государственный университет на специальность «Математика». После завершения первого курса был призван в ряды Советской Армии и отслужил три года в качестве оператора индукционной сталеплавильной печи на заводе в группе Советских войск в Германии. Награжден медалью «20 лет окончания Великой Отечественной войны».
Вернулся в университет, и после его окончания в 1969 г. был распределен на работу в лабораторию теплотехники, нагрева, охлаждения и кристаллизации слитка Всесоюзного НИИ металлургической теплотехники (ВНИИМТ, г. Свердловск). В течение 1969 - 1995 гг. работал в данной лаборатории на должностях старшего лаборанта, младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника и начальника лаборатории. При его участии создана методология разработки и совершенствования режимов вторичного охлаждения заготовок, отливаемых на машинах непрерывного литья (МНЛЗ). Методология включает измерение температуры в непрерывно отливаемых заготовках на МНЛЗ, анализ недостатков охлаждения заготовок, определение параметров теплообмена при охлаждении в зоне вторичного охлаждения (ЗВО) МНЛЗ на основе результатов измерения температуры и прогноз расходов воды на секции ЗВО с помощью математических моделей затвердевания и охлаждения непрерывных заготовок. Разработанная методология была использована на МНЛЗ металлургических заводов и комбинатов СССР (НТМК, НЛМК, ОХМК, ЧерМК, БМЗ, ПМЗ, «Амурсталь» и др.). Теория и результаты проведенной работы представлены в монографии «Тепловые процессы при непрерывном литье стали» в соавторстве (1982 г.). Разработки, выполненные с участием З.К. Кабакова, были представлены ВНИИМТ на ВДНХ СССР в 1980 и 1985 г.г.
В 1974 г. Зотей Константинович защитил кандидатскую диссертацию «Теплотехническое исследование затвердевания и охлаждения листовых стальных слитков при непрерывной разливке». В 1978 г. ВАК при Совете Министров СССР присвоил ему ученое звание старшего научного сотрудника. В течение 1989 - 1994 гг. З.К. Кабаков руководил основным разделом работы по обоснованию конструктивных и технологических параметров устройств кондуктивного электромагнитного перемешивания (КЭМП) в затвердевающих заготовках на МНЛЗ. Работа выполнялась в соответствии с поставленной в 1986 - 1987 гг. программой работ по электромагнитному перемешиванию (ЭМП) при непрерывной разливке стали, утвержденной первым заместителем министра черной металлургии Колпаковым С.В. и программой КПН ТП СЭВ (раздел 4.З.4.4. «Разработка оборудования и технологических режимов ЭМП жидкой фазы непрерывных слитков в процессе затвердевания»).
На основе обобщения результатов исследований, выполненных лабораторией, З.К. Кабаковым была создана методология разработки и освоения устройств КЭМП, электромагнитного торможения (ЭМТ) затопленной струи жидкой стадии в кристаллизаторе слябовых МНЛЗ и электромагнитной деформации поперечного сечения свободной струи жидкого металла, позволяющая разливать металл в кристаллизаторы для формирования тонких слябов (ДС). Методология включает математическое и физическое моделирование тепловых и магнитогидродинамических процессов, экспериментальное исследование поля температуры в непрерывных слитках в процессе литья и методики расчета основных конструктивных и режимных параметров устройств КЭМП, ЭМТ и ДС. Используется при разработке и опробовании опытно-промышленных устройств КЭМП для вертикальной МНЛЗ кислородно-конвертерного цеха Новолипецкого металлургического комбината, а также машины полунепрерывного литья кузнечных слитков на опытно-экспериментальном заводе НИИПТМАШ (г. Крамоторск, Украина). В результате апробации этих устройств получено улучшение качества металла по неметаллическим включениям, сокращение количества трещин и повышение выхода годного металла.
При участии этого ученого выполнено измерение температуры в непрерывно отливаемом слябовом слитке на вертикальной МНЛЗ ПМЗ. Впервые был обнаружен разогрев поверхности затвердевающего слитка на участке использования КЭМП. Подготовлены исходные данные для проектирования устройства КЭМП вертикальных МНЛЗ электросталеплавильных цехов НЛМК и ЧерМК, а также устройства ЭМТ для кристаллизатора слябовой вертикальной МНЛЗ ЧерМК.
В 1988 - 1990 гг. З.К. Кабаков состоял членом Всесоюзного координационного совета научной программы «СЛИТОК», принимал участие в работе специализированного совета по защите кандидатских диссертаций и Ученого совета ВНИИМТ. Диссертацию «Теплотехнические основы и разработка устройств магнитного и электрического воздействия для повышения качества металла при непрерывной разливке стали» на соискание док-