Королева Е.Г.
(Санкт-Петербург)
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗБИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ Б РОССИИ И ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СНГ
SOCIAL PREREQUISITES FOR DEVELOPMENT OF PRODUCTIVE ADULT LEARNING IN RUSSIA AND CIS COUNTRIES
В статье предпринят анализ продуктивного обучения, рассматриваются его основные принципы, социально-экономические предпосылки развития продуктивного обучения взрослых в России и государствах-участниках СНГ.
Ключевые слова: продуктивное обучение, концепция продуктивного обучения, образование взрослых, государства-участники СНГ
The article analyzes productive learning, considers its basic principles, social and economic prerequisites
for the development of productive adult learning in Russia and the CIS member states.
Key words: productive learning, concept of productive learning, adult education, CIS member states.
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, требуют постоянного обновления теории и практики непрерывного образования взрослых, в частности концепции продуктивного обучения.
Первоначально концепция продуктивного обучения получила распространение на Западе. В качестве основоположников идей продуктивного обучения называют таких ученых, как И. Бём, Д. Дьюи, Й. Шнайдер и др. Внедрение основ продуктивного обучения в систему российского образования связывают с именами А.В. Хуторского, М. И. Башмакова, Н. Б. Крыловой, О.М. Леонтьевой. В исследованиях, направленных на изучение феномена продуктивного обучения, отмечается, что в отличие от зарубежных педагогов, стремящихся к реализации его как целостной системы, в России основное внимание уделялось внедрению его методов в практику работы общеобразовательных школ (A.A. Востриков, И.А. Сивцева, И.С. Сорокина и др.) средних специальных учебных заведений (О.И. Апасова, М.А. Корочки-на, Е.В. Борисова и др.) [ 12, с. 2.].
Наиболее развернутое определение продуктивного обучения мы находим в работах М.И. Башмакова. Продуктивное обучение автор рассматривает как «личностно ориентированную педагогическую систему, обеспечивающую получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последовательность учебных и производственных модулей, самостоятельно выбираемых индивидуумом и обеспечивающих рост его общеобразовательной подготовки и культуры, профессиональную ориентацию, осуществление различных этапов профессионального образования, его уверенное вхождение в социум с учетом своих склонностей и особенностей своего развития на основе широкого использования информационных обучающих технологий» [10, с 56].
Проведя анализ определений понятия «продуктивное обучение», данных и другими авторами, можно сделать вывод об условиях его реализации. Это индивидуальный образовательный маршрут, выстроенный «в логике обучаемого и в соответствии с его зоной ближайшего развития» (С.М.Каплу-
нович); познавательная самостоятельность самого обучаемого как источник самоорганизации своего образовательного процесса; его интересы и склонности; информационные технологии, обеспечивающие уровень образовательного процесса, соответствующего современным требованиям.
Отличительными признаками продуктивного обучения выступают нацеленность образовательного процесса на решение реальных жизненных ситуаций, приобретение необходимых жизненных навыков; обеспечение личностного роста и развития обучаемых, изменение их роли и места в социуме. Еще одним существенным признаком продуктивного обучения является его многоаспектность. Так, его личностный аспект заключается в создании условий, необходимых для наиболее полного развития личности обучаемого, его способностей, интересов, талантов, создании стимулов для самообразования. Социальный аспект выражается в том, что учащийся принимает участие в социально ориентированной деятельности, а продукт, получаемый в результате этой деятельности, имеет социальное значение. Деятельностный аспект продуктивного обучения вытекает из его осуществления через деятельностную составляющую учебного процесса.
Для обучения взрослых важное значение приобретает профессиональный аспект продуктивного обучения. Его смысл заключается в предоставлении возможности для профессионального развития и профессионального общения, приобретения новых компетенций и навыков, освоения новых видов деятельности, выстраивания стратегии профессиональной карьеры.
Следует отметить, что принципы, на которых основывается система продуктивного обучения, имеют непосредственное сходство с андрагогическими принципами. Это - индивидуализация процесса обучения, реализация своей образовательной траектории; приоритет самостоятельности обучения; субъектность как отражение в образовании возможностей взрослого человека в сфере нового познания и освоения способов деятельности; как рассмотрение взрослого в качестве носителя социального
и жизненного опыта; диалоговый характер обучения, где преподаватель выступает в роли тьютора, фасилетатора, советчика; социальная обусловленность результата обучения.
В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой - строится с учетом профессиональной, социальной деятельности обучающегося.
Социальная обусловленность включения продуктивного обучения в систему образования взрослых выражается также в усилении социального спроса на более высокий уровень профессионального образования, соответствующего современной экономике, отвечающего потребностям рынка труда, удовлетворяющего потребности различных социальных групп взрослых, имеющих специфические образовательные запросы.
Основные тенденции модернизации системы продуктивного обучения выражаются:
- в продуктивном обучении изменяется роль субъектов образования, так как личность поставлена в центр образовательной системы и самостоятельно определяет образовательные маршруты, что приводит к развитию конкурентоспособности на рынке труда, обеспечению более высоких показателей трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений; изменяет отношения между субъектами образовательного процесса;
- в повышение значения профессиональных образовательных учреждений в социально-образовательном пространстве в связи с новыми целями образования, что приводит к возникновению и усилению конкуренции между профессиональными образовательными учреждениями, развитию и расширению их профессионального поля деятельности;
- в необходимости активного и эффективного участия взрослых в различных направлениях общественной жизни, включения в социально значимую деятельность, продуктивные социальные практики, спо-
собствующие самореализации взрослого, формированию необходимых социальных компетенций;
- в развитии специализированных технологий и средств обучения - сетевых средств, мультимедиа технологий, специализированного программного обеспечения для подготовки, учебных курсов и обучения взрослых слушателей.
Все это характерно для России и для государств - участников СНГ, как государств с растущей экономикой, нуждающихся в развитии и росте человеческого капитала, в росте эффективности производства и производительности труда. Общим направлением для государств - участников СНГ стала необходимость возрождения профессионального образования, способного удовлетворить запросы экономики и промышленности в квалифицированной рабочей силе [9, с. 65].
Также имеют место и специфические процессы и тенденции, характерные для отдельных стран Содружества, обусловленные социально-экономической ситуацией, сложившейся в стране, стимулирующие развитие концептуальных основ продуктивного обучения взрослых.
Так, анализ социально-образовательной ситуации, сложившейся в Республике Казахстан, обозначил следующие проблемы. Прежде всего это дефицит рабочей силы, и в первую очередь дефицит квалифицированных кадров, работников технического и обслуживающего труда. Отмечается низкое качество трудовых ресурсов и отсутствие реальной связи производства и обучения. Значительная часть занятого населения не имеет профессионального образования, а специалисты-профессионалы не всегда работают по полученной специальности. Как отмечает В.В. Можарова, в Казахстане постепенно формируется новая модель продуктивной занятости, в рамках которой разрабатываются профессионально-квалификационные требования к специалистам, которые будут положены в основу профессиональных стандартов и компетенций [ 10, с. 234.].
В числе основных социальных факторов, формирующих потребность в развитии системы образования и обучения взрослого
населения в Казахстане, называются: уровень текучести кадров, который оценивается экспертами как ключевой показатель эффективности управления человеческими ресурсами, занятость в неформальном секторе, особенно в таких сферах, как мелкая торговля, приводящая к утрате имеющейся квалификации, профессиональных навыков; нерегулярный характер занятости; появление новых видов деятельности (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг).
Как отмечают представители казахской педагогической науки, в последние годы отмечается тенденция увеличения образовательных запросов взрослых, стремление повысить профессиональную квалификацию, функциональную и технологическую грамотность, общую культуру. План действий по образованию взрослых Казахстана интегрирован в стратегические государственные программы в области образования, экономики и социальной политики, такие как Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы; Стратегия «Казахстан 2030» и др. [ 7. с. 47. ].
Актуальность развития сферы образования взрослых, внедрения технологий продуктивного обучения для Кыргызстана обусловлена сходными социально-экономическим проблемами: трудностью адаптации взрослого населения к новым социально-экономическим условиям; снижением занятости взрослого населения; ростом безработицы; потерей квалификации [1, с. 37.]. Большое количество взрослых людей оказались функционально неграмотными и не обладающими необходимыми жизненными навыками в условиях развивающегося рынка. В настоящее время Правительство Казахстана успешно реализует Программу занятости 2020. Реализуется Стратегия развития образования в Кыргызской Республике 2012-2020.
Как отмечено в концепции образования взрослых в Кыргызской Республике, перед страной и системой образования остро стоит вопрос создания различных обра-
зовательных организаций, помогающих взрослым быстрее ориентироваться в существующих жизненных реалиях, получать жизненно необходимые знания и навыки, осваивать приоритетные специальности, имеющие спрос на рынке труда, расширять профессиональные знания и умения в целях повышения конкурентоспособности на рынке труда [ 8 ].
Для Республики Таджикистан образование взрослых также является одной из актуальных проблем в контексте социально-экономических преобразований, происходящих в стране. В числе социальных проблем, выступающих предпосылками для формирования продуктивной системы образования взрослых, актуальны: высокий уровень безработицы, что приводит к повышению уровня бедности населения; низкий уровень профессионального образования и мобильности трудовых ресурсов, а также неконкурентность трудовых ресурсов на рынке труда.
Постановлением Правительства Республики Таджикистан утверждена Государственная стратегия развития рынка труда в Республике Таджикистан до 2020 года. Одной из основных задач стратегии является переориентация образования для поддержки структурных реформ в экономике, что само по себе для Таджикистана является инновационным подходом, для переориентации образования для нужд рынка труда и обеспечения взаимосвязи между экономической политикой, занятостью и образованием [6. с.76].
Характерные признаки подуктивного обучения можно отметить в системе образования взрослых, сложившейся в республике Беларусь. Страна достигла практически стопроцентного уровня грамотности взрослого населения, а 98% работающего населения имеют среднее или высшее профессиональное образование. Современные процессы, происходящие в сфере образования взрослых, обусловлены рядом тенденций социокультурного развития общества, в числе которых представители белорусской науки называют: возрастание динамизма экономики; интеллектуализация, интенсифика-
ция и технологизация труда; возрастание роли образования и престижа образованности в процессах социального развития, усиление роли образования и здравоохранения в обеспечении качества человеческих ресурсов [ 3, с. 17].
В связи с тем, что Республика Беларусь имеет экспортно-ориентированную экономику (70% выпускаемой продукции идет на экспорт), осуществляется активное развитие наукоемких технологий, возникают качественно новые требования к профессиональной подготовке специалистов. В рамках Государственной программы развития среднего специального образования создана система прогнозирования потребности отраслей экономики и социальной сферы в трудовых ресурсах, определен порядок формирования заказа на подготовку кадров с ответственностью отраслей и регионов, разработаны образовательные стандарты по всем специальностям, оптимизирована структура подготовки кадров, повысилась адресность подготовки, улучшились показатели трудоустройства выпускников [4, с.22].
В стране создана гибкая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями инновационного развития. Система дополнительного образования взрослых развивается на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, интеграции профессионального образования, науки и производства.
Как отмечает Г. В. Веремейчик, в последние годы Республика Беларусь делает уверенные шаги в развитии образования взрослых. Важную роль в этом сыграл принятый в 2011 году Кодекс об образовании Республики Беларусь, который обозначил образование взрослых как равноправную часть национальной системы образования. Важнейшие задачи в практике образования взрослых - в расширение тематического спектра обучающих программ для различных целевых групп, повышение их качества и обеспечение стоимостной и территориальной доступности. Наряду с программами повышения квалификации, переподготовки, стажировок специалистов и руководящих кадров важнейшее значение придается
развитию неформального дополнительного образования взрослых как фактору поддержки участия граждан в культурном, социальном, экономическом развитии страны
Эффективность внедрения основ продуктивного обучения в практику работы со взрослыми может быть выражена в расширении деятельности и спектра образовательных маршрутов за счет новизны и отсутствия аналогов в предыдущем опыте; организации профессионального обучения на основе перестройки содержания и оптимизации методов обучения с учетом процессов преемственности и интеграции; в достижении целостности профессиональной подготовки, посредством взаимосвязей ее основных компонентов на основе принципа диверсификации; в проявлении гибкости и самостоятельности личности в выборе и построении обучения в соответствии со своими возможностями и способностями, потребностями рынка труда.
[2. с.5.].
Таким образом, несмотря на определенное различие целей и задач, стоящих перед системой образования взрослых в странах-участниках СНГ, андрагогический аспект продуктивного обучения должен основываться на комплексном подходе к обучению взрослого - опираться на возможности его развития, формировать человека мобильного, самореализующегося, творческого, способного ориентироваться в изменяющейся ситуации, эффективно решать практические задачи и добиваться планируемого результата.
Литература
1. Бойко Е.В. Политика в области образования в Кыргызской республике//Непрерывное образование взрослых - характерная черта современного общества: материалы форума/ под общ.ред. М.С.Якушкиной - СПб.: СПб ИУО РАО, 2016, -313 с.
2. Веремейчик Г.В. Дополнительное образование взрослых: опыт программно-методического обеспечения: сборник программ дополнительного образования взрослых / сост. С.И. Тарарышко. - Минск : Пропилеи, 2012. - 180 с.
3. Воднева Г. Д. Дополнительное образование взрослых: принципы, содержание, формы реализации// Дополнительное образование взрослых: опыт программно-методического обеспечения: сборник программ дополнительного образования взрослых / сост. С.И. Тарарышко. - Минск : Пропилеи, 2012. - 180 с.
4. Жук А.И. Педагогическое образование в республике Беларусь: государственная поддержка, тенденции, перспективы// Человек и образование.- 2016.- №1.- С.22-39.
5. Каплунович С.М. Продуктивное обучение как один из путей реализации деятельност-ного подхода в профессиональном образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.-Волгоград.: ВГСПУ «Перемена», 2011. -474 с.
6. Каримова И.Х. Образование взрослых в Республике Таджикистан: проблемы и пути решения//Педагогическое образование в государствах-частниках СНГ: современные проблемы, концепции, теории и практика.: сб. науч. ст./ под общ. ред. И.И. Соколовой. -СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2012. - Ч. 1.- 386 с.
7. Калиева Э.И. Актуальность проблемы образования взрослых в Казахстане. //Непрерывное образование взрослых - характерная черта современного общества: материалы форума/ под общ.ред.М.С. Якушкиной - СПб.: СПб ИУО РАО, 2016. -313 с.
8. Концепция развития образования взрослых Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. UPL:http //davaiknam.ru
9. Марон А.Е., Монахова Л.Ю. Тенденции развития национально-региональных образовательных пространств государств-участников СНГ// Человек и образование.-2017.-№1.- С.64-68.
10. Можарова В.В. Система непрерывного образования взрослого населения Казахстана как фактор роста человеческого капитала// Формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в Казахстане: Материалы международ.науч.-практ. конф.- Алмааты, 2010.-405 с.
11. Теория и практика продуктивного обучения (коллективная монография). — М.: Народное образование, 2000. — 284 с.
12. Чамина О.Г. Продуктивное обучение: потенциал развития в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5.