Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА'

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ОЦЕНИВАНИЕ / ЛИДЕРСТВО / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ РАБОТА / РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филясова Юлия Анатольевна, Потемкин Валерий Константинович

Современное zобщество характеризуется активной трансформацией социальноэкономической и образовательной парадигмы. В академической среде происходит сокращение базовых академических курсов и ускоренный переход к интеграции студентов в профессиональную среду, их привлечению к изучению практико-ориентированных и научных проблем. Преподаватель университета в условиях цифровой реальности перестал быть главным носителем информации, однако высокие ожидания общества формируются в отношении его личностных и профессиональных качеств, потому что именно преподаватель является проводником общественных трансформаций, которые необходимо реализовать в академической среде для перехода к следующему этапу развития общества. Преподаватель должен обладать лидерскими качествами, быть носителем интеллектуального и социального капитала общества. Перфекционизм преподавателя складывается как идеализированное представление о нем общества, проецируемое на его сознание всеми участниками образовательного процесса посредством экспектаций и оценки его личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL FACTORS OF UNIVERSITY FACULTY PERFECTIONISM

Modern society is characterized by active transformation of the social, economic and educational paradigm. In the academic environment, fundamental academic courses are reduced; and accelerated transition to student integration into professional environment, their involvement in solving practice-oriented and scientific issues is in progress. University faculty is not the primary source of information in the digital society, however high social expectations are aimed at their personal and professional qualities because it is the faculty who implement societal transformations to ensure the transition to the next stage of social development. The university teacher ought to possess leadership qualities, to be the owner of intellectual and social capital. Teachers’ personal perfectionism develops as a result of an idealistic social view of their personality by means of expectations and evaluative judgement by all participants of the educational process.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА»

Социальные предпосылки перфекционизма преподавателя университета

Филясова Юлия Анатольевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики E-mail: [email protected]

Потемкин Валерий Константинович,

доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: [email protected]

Современное zобщество характеризуется активной трансформацией социально-экономической и образовательной парадигмы. В академической среде происходит сокращение базовых академических курсов и ускоренный переход к интеграции студентов в профессиональную среду, их привлечению к изучению практико-ориентированных и научных проблем. Преподаватель университета в условиях цифровой реальности перестал быть главным носителем информации, однако высокие ожидания общества формируются в отношении его личностных и профессиональных качеств, потому что именно преподаватель является проводником общественных трансформаций, которые необходимо реализовать в академической среде для перехода к следующему этапу развития общества. Преподаватель должен обладать лидерскими качествами, быть носителем интеллектуального и социального капитала общества. Перфекционизм преподавателя складывается как идеализированное представление о нем общества, проецируемое на его сознание всеми участниками образовательного процесса посредством экспектаций и оценки его личности.

Ключевые слова: перфекционизм, оценивание, лидерство, мотивация, учебная деятельность, научная работа, развитие персонала.

Одной из главных задач управления персоналом является учет социальных и социально-психологических характеристик при распределении рабочих обязанностей, ожидании результатов деятельности, повышении мотивации, управлении межличностным и групповым взаимодействием - для достижения целей и развития организации.

Перфекционизм является одним из распространенных явлений в современном обществе, ориентированным на ускоренное развитие экономики, науки, бизнеса, образования. Перфекцио-низм является естественным желанием старшего поколения воспитать молодежь, обладающую лучшими знаниями, умениями и навыками, путем передачи им накопленного опыта, а также своих стремлений и амбиций. Перфекцио-низм чаще всего появляется в детстве под влиянием диссеминации внутрисемейных отношений и проявляется, прежде всего, в учебной деятельности, которая в большой степени находится под контролем родителей. Многочисленные исследования подтверждают ключевую роль родителей в ожидании академических успехов детей и установлением прямых связей между результатами учебной деятельности детей и оценкой их личности.

В более зрелом возрасте перфекци-онизм означает стремление индивида к достижению высоких целей, однако имеет ряд отрицательных психологических характеристик, которые обусловливают социальную дезадаптацию, а в своих крайних проявлениях - социальную патологию личности: самокритичность, критику в отношении других, трату чрезмерного количества времени на выполнение определенных заданий в ущерб другим видам работ; создание стрессовых ситуаций для себя и окружающих из-за ощущения собственной слабости и страха недостижения цели; формирование четких представлений

169

о результатах деятельности и конкретных ожиданий; отождествление собственного «образа-Я» с результатами собственной деятельности в ущерб социальному благополучию (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение положительных и отрицательных сторон перфекционизма

Положительные качества

1) демонстрация идеального поведения на собственном примере;

2) оценка деятельности

по объективно существующим организационным нормам и правилам;

3) помощь в развитии и самосовершенствовании членов коллектива;

4) открытость новым идеям;

5) внушение доверия окружающим, желания подражать его/ее идеальному образу;

6) вдохновение окружающих на самосовершенствование.

Отрицательные качества

1)критика поведения коллег и подчиненных;

2) предъявление необоснованных требований сверх определенной нормы;

3) продвижение личного образа (имиджа) за счет достижений других, игнорирование заслуг коллег и подчиненных;

4) нетерпимость к критике окружающих;

5) внушение недоверия, ужаса, нежелания осуществлять деловое общение;

6) провокация конфликтов, интриг в деловой среде.

Несмотря на идеальный внешний образ, перфекционисты имеют негативные стороны: дисбаланс между работой и семьей [5]; чрезмерное стремление к чистоте, порядку, чувство превосходства над окружающими, чрезмерное внимание к деталям [6]; самокритичность, сложность в получении обратной связи, прокрастинация, постановка недостижимых целей [7]; повышенная самооценка, потребность похвалы и восхищения, возвеличивание собственного «Я-образа», импульсивность, непредсказуемость, частая смена настроения, повышенные требования к коллегам и подчиненным [8]; беспокойство, избегание сложностей, депрессия [9]; высокая психосоматическая утомляемость [10]. Центральное место «Я-кон-цепции» перфекционистов занимает ощущение слабости, неполноценности и тревоги быть отвергнутым. Перфекционисты постоянно испытывают эмоциональные расстройства и часто вступают в межличностные конфликты [11].

Основу перфекционизма составляет осознание собственной неполноценности, несостоятельность «Я-кон-цепции» и склонность к невротизму. Слабость собственного «образа-Я» подталкивает индивида ставить завышенные цели, прилагать чрезмерные усилия, чтобы компенсировать осознаваемые или мнимые недостатки. С одной стороны, волевые усилия помогают перфекционистам демонстрировать высокий уровень самоорганизации, направленную на уменьшение неопределенности. Планирование позволяет контролировать события до мельчайших подробностей. Отношение к окружающим основывается на аналогичных ожиданиях определенности, пунктуальности, аккуратности. Внешний вид перфекционистов отличается исключительной опрятностью: до блеска начищенная обувь, белая блузка или рубашка как ежедневный атрибут образа сотрудника, бумаги в идеальном состоянии.

Перфекционизм создает проблемы, связанные с социальной адаптацией, препятствуют реализации потребностей, осмыслению целесообразности действий, осуществлению продуктивной деятельности, самоэффективностью. В профессиональном контексте перфекционизм является причиной коммуникативных барьеров, затрудняет взаимодействие в коллективе, препятствует принятию эффективных решений, достижению ключевых показателей деятельности.

К общезначимым социальным ценностям относят семью, здоровье, работу, материальное благополучие, самореализацию, круг общения, отдых, развлечения, общественное признание. Для перфекционистов особую важность в силу определенных обстоятельств воспитания и социализации приобретает одна из ценностей, а другие рассматриваются ими как менее значимые. При выполнении задач перфекциони-сты создают идеализированное представление о результатах деятельности и завышенные ожидания по сравнению с фактически заданными; интенсив-

170

ность выполнения задач повышается, что приводит к чрезмерным человеческим усилиям, напрасным временным затратам и срывам графика выполнения намеченного плана работ. Кроме того, идеализированное представление о результатах деятельности подталкивает перфекционистов к критическому анализу существующих норм, правил, стандартов, организационной культуры организации и поиску недостатков в работе коллег. Такое поведение, несомненно, приводит к возникновению конфликтных ситуаций и нездоровым межличностным отношениям. Помимо нарушения деловой коммуникации, идеализированный образ, будучи неосуществимым на практике, формирует отрицательную самооценку собственных действий перфекционистов и приводит к депрессии и эмоциональному выгоранию. При акцентуации внимания на трудовой деятельности развиваются трудоголизм, дисбаланс между социальной, семейной и профессиональной жизнью, которые являются предикторами социального неблагополучия индивида.

Обладая низкой самооценкой, пер-фекционист стремится не только к выполнению, но и перевыполнению запланированных организационных работ для того, чтобы повысить собственное мнение о себе и своих способностях. Идеализированное представление о результатах порождает потребность в усложнении полученных заданий за счет добавления деталей, которые требуют дополнительного времени на их осуществление. В результате, полученное задание не выполняется в необходимые сроки. В социальной практике наблюдается прокрастинация, несмотря на то, что задание на исходно заданном уровне могло быть выполнено.

Актуальность изучения проблемы перфекционизма личности объясняется тем, что убеждения, представленные выше, определяют выбор профессии, т.е. компетенции, которые индивид решает приобретать и развивать, образ действий и социальное поведение, а также окружение, т.е. круг общения,

эмоциональную атмосферу взаимодействия с окружающими, поскольку убеждения и ценности, согласно иерархии нейрологических уровней психики Р. Дилтса [4], занимают более важную позицию в самосознании и самоидентификации индивида, чем внешние обстоятельства.

Необходимость изучения перфек-ционизма личности для практических целей управления персоналом определяется приоритизацией личных целей перфекционистов над общественными, а также установлением собственных завышенных стандартов деятельности, качества, отношений и правил. Если личные цели, так или иначе, учитываются в практике управления персоналом, если речь идет о ценных, ключевых сотрудниках организации, то завышенные требования не всегда означают возможность их реализации с точки зрения целесообразности и рациональности.

Целью данной работы является анализ социальных предпосылок развития перфекционизма у преподавателей университета, учитывая, что стремление к совершенствованию личности студентов и саморазвитию составляет основу педагогической деятельности. Основными аспектами деятельности, способствующими формированию пер-фекционистского конструкта личности преподавателя, по нашему мнению, являются положение лидера и оценочная деятельность. Рассмотрим их более подробно.

Перфекционизм преподавателя университета определяется особенностями его профессиональной деятельности ввиду необходимости служить лидером и моделью социального поведения в студенческой среде:

- необходимость отслеживания самых передовых тенденций в современном трансформирующемся обществе: экономических, политических, социальных, технологических, образовательных, научных;

- необходимость расширения общекультурного, психолого-педагогического, научного кругозора;

171

- необходимость регулярного повышения квалификации и приобретения новых компетенций;

- необходимость выполнения научных исследований для создания новых знаний и обеспечения своей конкурентоспособности в педагогической среде;

- необходимость демонстрации положительного примера для обучающихся, т.е. владения знаниями, умениями, навыками, как минимум, по профильному предмету на профессиональном уровне;

- необходимость формирования и сохранения собственного доброго имени, репутации, имиджа в социальном и профессиональном сообществе.

Лидерство является основой профессии преподавателя университета. Социальные категории населения, которые предъявляют повышенные требования к преподавателям, - это обучающиеся, родители студентов, администрация университета, министерство науки и высшего образования, работодатели. Положение лидера в студенческой среде обязывает преподавателя формировать мотивацию учебной деятельности студентов. Общество ожидает от преподавателя не только передачи знаний, но и создания положительной внутренней мотивации выпускников высших учебных заведений к выполнению будущих рабочих обязанностей, готовых к профессиональной самореализации во благо общества. Соответственно, помимо вышеперечисленных компетенций, преподаватель университета должен обладать высокой личностной мотивацией к своей профессии, ха-ризматичным типом лидерства, а также быть примером высоконравственного социального поведения. В целом, образ преподавателя университета в обществе ассоциируется с высокими идеалами, посвящениям себя науке, педагогике, профессии, альтруистическими мотивами деятельности.

Перфекционизм личности преподавателя есть результат общественных ожиданий, формирующих его социаль-

ный образ (табл. 3). Альтруизм в педагогической деятельности объясняется ожиданием совмещения нескольких видов профессиональной деятельности: учебной, научной и собственно профессиональной. Последняя, с точки зрения современных представлений, должна быть основным источником дохода преподавателя и сферой его профессионализации. Педагогическая деятельность рассматривается, скорее, как сопутствующая и не такая важная как собственно профессиональная. Научная деятельность также видится как результат собственно профессиональной.

Учебная деятельность, какой объемной бы она ни была в числовом выражении в академических часах, не рассматривается как единственный показатель эффективности. Публикация научных статей является одним из значимых показателей работы преподавателя сегодня, который учитывается при принятии решения о продлении трудового контракта. В качестве другой устойчивой тенденции в работе преподавателя университета является привлечение работодателей - не только для проведения профориентационных мероприятий, но и систематических занятий, особенно со студентами выпускных курсов. В случае если тенденции интеграции бизнеса в сферу высшего образования распространятся и укрепятся, то на смену классическим придут корпоративные университеты, в которых академические дисциплины широкого профиля станут вспомогательными или факультативными, а карьерный рост на предприятии будет рассматриваться как основной показатель уровня образованности и профессиональной компетентности индивида. Педагогическая деятельность наставников будет считаться показателем их высокого профессионального мастерства и, в определенной степени, социального статуса, потому что педагогическая деятельность, по существу, имеет многогранный профиль, инкорпорирующий в себе различные компоненты личностного, трудового и социального лидерства (табл. 2).

172

Таблица 2. Общественные ожидания, определяющие свойства личности преподавателя университета

Личностные Учебные Профессиональные Научные Социальные

Быть харизма-тичным лидером, мотивирующим и вдохновляющим молодое поколение на успешное обучение Владеть педагогической компетентностью, обладать глубокими знаниями предмета Быть ведущим специалистом в отрасли, относящейся к преподаваемым дисциплинам Быть лидером в научной деятельности, быть конкурентоспособным в научной среде, иметь много публикаций в высокорейтинговых журналах Быть примером социального благополучия, успешной социальной адаптации

Быть психологом Быть носителем интеллектуального капитала Быть носителем социального капитала

Таким образом, перфекционизм преподавателя университета формируется в результате высоких общественных ожиданий. Компетентность современного преподавателя представляет собой сложный синтез трех основных направлений деятельности: учебной, научной и профессиональной. Одновременно, преподаватель должен являть собой социальную модель лидерства, высоконравственного поведения и социального благополучия для формирования у студентов положительной мотивации в учебной и будущей трудовой деятельности, а также демонстрации положительного примера молодому поколению.

Риск появления негативных признаков перфекционизма личности преподавателя университета может возникнуть в результате осознания несоответствия собственных личностных и профессиональных качеств высоким социальным ожиданиям. Совмещение трех основных компонентов деятельности является непростой задачей, требующей индивидуальных способностей, личной предрасположенности к данной профессии, высокой мотивации к педагогическому труду, накоплению значительного объема знаний, постоянному совершенствованию, готовности к социальным переменам и трансформациям, развитию научных и профессиональных компетенций в результате многолетнего опыта работы.

При низкой самооценке преподавателя и его стремлении к компенсаторному замещению мнимых недостатков,

перфекционизм личности может привести к чрезмерной работе, развитию психосоматических заболеваний, типичных для данной профессии. Перфекци-онистские устремления могут вызвать дисбаланс между личной и профессиональной жизнью. Высокая вероятность развития негативных последствий пер-фекционизма объясняется фундаментальностью каждого из компонентов деятельности преподавателя, требующего накопления большого объема знаний и развития профессиональных компетенций. Лидерство требует постоянной включенности преподавателя в работу.

Оценочная деятельность преподавателя университета, нацеленная на измерение академической успеваемости обучающихся, является вторым фактором развития перфекционизма. Оценивая других, преподаватель, в первую очередь, рассматривает собственную личность в системе существующих социальных требований, в целом, и в рамках преподаваемой дисциплины, в частности. В процессе совершенствования педагогического мастерства у преподавателя формируется идеализированное представление об уровне владения профессиональными компетенциями, которыми должны обладать студенты по окончании курса. Учитывая влияние зеркальных нейронов на психологию и поведения человека, преподаватель проецирует создаваемый идеализированный образ на себя. Соответственно, предлагаемый объем материала, методы и приемы обучения, контрольные

173

вопросы и тестовые задания преподаватель мысленно оценивает с позиции идеализированного образа, т.е. собственного представления о владении объема информации и уровня сформи-рованности умений и навыков. Оценивая работу студентов, преподаватель одновременно имеет в виду собственный вклад в развитие личности обучающихся: насколько его лекции и семинарские занятия эффективны и полезны для развития учебных и профессиональных компетенций студентов.

В качестве обучающих материалов преподаватель университета использует не только классические учебники, но и собственные учебно-методические пособия, а также материалы о новейших научных достижениях, результаты которых отражены в научных публикациях. Объем информации, предлагаемый преподавателем, всегда обновляется и, в определенной степени, не ограничивается раз и навсегда устоявшимися известными фактами. Более того, сегодня, наряду со знанием фактов об окружающей действительности, такую же значимость приобретает знание проблем и проблемных областей, требующих своего решения. Следовательно, идеализированный образ преподавателя о компетентности студентов также не является до конца завершенным и предполагает постоянное обновление.

Резюмируя, склонность к перфекци-онизму преподавателя развивается под влиянием прогрессивного развития науки и технологий, а также его собственной оценочной деятельности, основанной на постоянном мониторинге последних научных событий и сравнении компетентности студентов с постоянно обновляющимся идеализированным образом.

Склонность преподавателя к пер-фекционизму формируется под влиянием необходимости методической организации курса и оценки качества выполнения студентами заданий данного курса. Разработка курса с тщательно продуманной последовательностью тем, заданий, упражнений, тестов, проектных индивидуальных и групповых

работ с изначально заданными критериями оценки формирует четкое представление у преподавателя о должном количестве выполненных работ студентами, качестве их подготовки, сроков выполнения заданий. Фактически, курс, подготовленный преподавателем на электронной платформе, представляет собой идеализированную модель, ориентированную на развитие определенных компетенций.

Важную роль в современном образовании приобретают критерии и дескрипторы оценки. Компьютерные технологии предоставляют практически безграничные возможности для организации работы студентов и получении высокоточных цифровых данных о результатах их учебной деятельности. Преподаватель может анализировать числовые данные, например, о выполнении тестов по сто балльной шкале, однако какую оценку следует ставить на основе полученных результатов, зависит от собственной интерпретации преподавателя. Несомненно, существует единая европейская шкала оценок ECTS, которая унифицирует всеобщее представление о качестве выполненных работ. Однако если рассматривать задания в отдельности, то необходимо разрабатывать критерии качества по каждому виду работ и создавать дескрипторы для того, чтобы студенты понимали, какой объем материала следует изучить, какое практическую или научную задачу решить, и как достигнутые результаты повлияют на итоговую оценку. Другими словами, точные результаты измерения контрольных работ не исключает обязанности преподавателя выставлять оценки. Во многих отношениях оценка преподавателя остается субъективной.

Оценочная деятельность преподавателя - это многокомпонентное явление [1], которое включает в себя вербальные, невербальные, числовые, эмоциональные составляющие. Предмет оценки также не однозначен: он не всегда предполагает оценку только уровня сформированности определенной узкой компетентности студентов.

174

В рамках текущего контроля в фокусе внимания преподавателя может оказаться уровень подготовленности студентов по предмету, объем и качество выполненных ими тренировочных заданий, которые обеспечивают формирование навыков и умений. В отдельных случаях оценка может учитывать эмоциональный настрой и психологическую готовность студентов к продолжению обучения. Другими словами, оценка используется преподавателем, в том числе, как инструмент формирования мотивации студентов к учебной деятельности. Эффект от использования такого инструмента неоднозначен: он зависит от личности конкретного студента, его изначальной мотивации, ситуации, а также от значимости оценки как таковой. Перфекционизм личности преподавателя заключается в том, что оценка как способ мотивации всегда направлена на совершенствование знаний, умений и навыков студентов.

Одновременно с необходимостью непрерывного оценивания студентов (вербального, числового, мотивирующего), оценочная деятельность преподавателя университета, в совокупности с его личностью, является предметом непрерывной оценки со стороны студентов. Данный феномен также является проявлением работы зеркальных нейронов, в данном случае, в сознании студентов. Будучи объектом оценки, студенты проецируют оценочную деятельность обратно на преподавателя как субъекта оценивания.

Предметом оценки студентов являются личность преподавателя, учебный материал, методология обучения, изложение материала, оценочная деятельность преподавателя, в том числе критерии оценки, дескрипторы, результаты обучения, собственная мотивация студентов как результат мотивирующей деятельности преподавателя. Все аспекты, поддающиеся непосредственному наблюдению студентов, а также аспекты деятельности преподавателя, выводимые аналитическим путем, так или иначе, попадают в оценочное поле обучающихся.

Формы оценки деятельности преподавателя студентами достаточно разнообразны: обратная связь в виде устных комментариев, высказываемых лично преподавателю, анкетирование, устные и письменные отзывы при заполнении целевых опросов, составляемых администрацией университета, студенческим сообществом, экспертами, независимыми исследователями.

Оценка деятельности преподавателя косвенно проявляется в учебной деятельности студентов, их вовлеченности и активности в учебном процессе, посещаемости, качестве выполняемых заданий. При высоких косвенных показателях оценки деятельности преподавателя возрастает самооценка педагога, поскольку он осознает значимость собственной деятельности для студентов.

Кроме того, профессиональная деятельность преподавателя является предметом оценки коллег, независимых экспертов и руководства университета: насколько материал соответствует программе дисциплины, насколько методология представления материала соответствует современным педагогическим принципам и учебному материалу, насколько поведение преподавателя профессионально, этично и отвечает требованиям эффективности обучения и некоторые другие. Деятельность преподавателя не представляет собой ценности как таковая в отрыве от других участников образовательной деятельности. Она приобретает значимость только в контексте интересов и требований остальных сторон - студентов как субъектов высшего образования, а также общества как заказчика будущих специалистов, обеспечивающих его устойчивое экономическое и социальное развитие и конкурентоспособность страны в мировом масштабе.

При низкой оценке деятельности преподавателя возрастает риск развития отрицательного перфекционизма и эмоционального выгорания. В случае если чрезмерные усилия преподавателя не оцениваются на должном уровне, в том числе с точки зрения вознаграждения, перфекционизм преподавателя

175

теряет свою значимость и требует системного анализа с целью выявления ошибок в педагогической деятельности и психологии.

Осознание того, что его собственная педагогическая деятельность находится в фокусе постоянной оценки студентами, коллегами, руководителями, преподаватель формирует перфекци-онистский тип мышления, нацеленный на соответствие ожиданиям различных социальных групп и проявляющийся в осознанном и целенаправленном контроле собственного вербального, невербального поведения, критичном отношении к собственной профессиональной деятельности, постоянной проверке и перепроверке учебного контента, методических приемов и т.д.

В учебной деятельности перфекцио-низм преподавателя проявляется в завышенных требованиях к студентам, занижении оценок, повышенной степени контроля учебной деятельности студентов, выполнении большого объема подготовительной работы в ущерб семейной и социальной жизни, изучении новых социальных и технологических реалий в сжатые сроки для достижения поставленных целей в новых трансформирующихся условиях в ущерб собственному здоровью.

Перфекционизм личности преподавателя имеет отрицательные последствия, когда в фокусе его внимания оказывается учебный контент, требования ФГОС, формальные признаки будущей профессии либо личность самого преподавателя - вместо студентов как субъектов образовательной деятельности. Акцент на важности формальных показателей приобретаемых компетенций, требованиях преподавателя, учебного материала - без учета потребностей и интересов обучающихся - ведет к снижению учебной мотивации студентов и ставит под сомнение адекватность процесса обучения в целом. Задачей лидера является именно развитие личности обучающихся [2, с. 137].

Негативные признаки перфекци-онизма проявляются, когда преподаватель не готов проявлять гибкость

и адаптироваться в условиях новых социальных реалий, когда устоявшиеся модели обучения и поведения не обеспечивают успешности педагогической деятельности и эффективности образовательного процесса.

Перфекционизм также проявляется в отрицательной форме при авторитарном стиле управления аудиторией студентов - создании атмосферы повышенной тревожности и страха получения низких оценок. Эмоциональная отстраненность и негативная эмоциональная атмосфера подавляют учебную мотивацию студентов, снижают их творческий потенциал и мотивацию достижений. Стремление преподавателя контролировать каждый шаг способствует развитию страха допустить малейшую ошибку. Внимание фокусируется на правилах, нормах, стандартах, а не на содержании материала.

В другой крайней форме проявления перфекционизма, преподаватель стремится, напротив, завышать оценки студентов, не предлагая им сложных заданий, требующих изучения большого объема материала, анализа информации, поисковой или исследовательской работы и т.д. Перфекционизм выражается в стремлении преподавателя производить благоприятное впечатление о себе за счет создания атмосферы повышенного комфорта и легкости в обучении для студентов, исключающей какие-либо усилия со стороны обучающихся. Данная тенденция сегодня систематически проявляется в академической практике. С одной стороны, легкость в обучении приводит к массовости получения дипломов о высшем образовании, однако в долгосрочной перспективе намечается тенденция к непрерывному обучению в течение всей жизни, которое предоставляет возможность не только восполнять пробелы в знаниях, но и приобретать ситуативно значимые компетенции. В добавление, легкость в процессе обучения позволяет студентам успешно решать социально значимые вопросы, связанные с трудоустройством и развитием карьеры, а также созданием се-

176

мьи и успешной социализацией и социальной адаптацией.

В научной деятельности перфек-ционизм преподавателя выражается в стремлении к выполнению и перевыполнению плана по научной работе. С одной стороны, это может привести к негативной практике: распространению плагиата, дублированию материала собственных публикаций, опубликованию статей в низкорейтинговых журналах, низкому качеству содержания научных публикаций, подготовке рукописей в соавторстве с пятью и более коллегами без особой ценности самого материала, безосновательному включению в соавторы своих руководителей с целью получения материальной выгоды или обеспечения себе продолжения трудового контракта, участие в публикациях не по своему дисциплинарному профилю и др. Такая тенденция в научной работе свидетельствует о непрофессионализме преподавателя, его неспособности соответствовать требованиям своего профессионального стандарта, а также о низком уровне деловой этики и безнравственности, когда любые средства годятся для накрутки рейтингов в наукометрических базах данных. Менеджеры научных подразделений, характеризующиеся негативным перфекционизмом и одновременно непрофессионализмом, отсутствием деловой этики, могут создавать такие условия для своих подчиненных с привлечением мощного административного ресурса и своей власти, которые вынуждают преподавателей включать их в соавторы своих научных публикаций.

С другой стороны, перфекционизм преподавателя может выражаться, напротив, в чрезмерных усилиях по изучению большого количества научных данных, скрупулезному анализу, проверке и перепроверке научных гипотез, тщательному выбору журнала для публикации материалов исследования. В результате, план по научной работе может не быть выполнен в срок, что свидетельствует о прокрастинации и неспособности преподавателя учитывать организационно значимые задачи

и соответствовать рабочему плану. Оба приведенных примера демонстрируют отрицательный тип перфекционизма.

Положительный перфекционизм выражается в активности, результативности научной деятельности преподавателя, его высоких адаптационных возможностях, способности соответствовать требованиям университета, исполнении планов прошлых, текущих и будущих периодов. Научные публикации преподавателя-перфекциониста не только многочисленны, но и имеют высокую научную ценность и представляют интерес для научного сообщества; публикации постепенно набирают высокие рейтинги в наукометрических базах данных.

Итак, перфекционизм личности преподавателя университета является следствием высоких социальных ожиданий. В эпоху перехода от одной социально-экономической и образовательной парадигмы к другой, перфек-ционизм преподавателя университета может приобретать негативные признаки ввиду нежелания или неспособности адаптироваться к новым образовательным стандартам. Ключевое значение сегодня приобретает такое качество как гибкость, не свойственное перфек-ционистам, характеризующимся ригидными конструктами личности [3].

Современная тенденция к интеграции трех основных направлений в деятельности преподавателя ориентирована на формирование его новой идентичности, сочетающей в себе разноплановые характеристики и ценности: homo institutus - социальной личности, и homo economicus - экономической личности [2, с. 23-24]. Если каждая из них в отдельности имеет явно выраженные недостатки: ориентацию на социальный статус или материальное обогащение, - то в совокупности они способны создать более гармоничный конструкт, обладающий осознанием важности не только материальных ресурсов, но и ценности этично-нравственных отношений.

Перфекционизму личности преподавателя в значительной степени спо-

177

собствует собственная оценочная деятельность, а также систематическое оценивание его личности и деятельности со стороны других участников образовательного процесса, которые создают зеркальные проекции результатов деятельности в сознании преподавателя и формируют идеализированный образ его собственной личности с учетом требований всех сторон образовательной деятельности. Идеализированный образ себя и социально предписанная необходимость следования этому образу и составляют основу перфекционизма преподавателя.

Управление педагогическим персоналом университета сегодня ориентировано на выполнении ключевых показателей эффективности. Личность преподавателя рассматривается по большей части как средство достижения этих показателей. Социально-экономические потребности преподавателей не являются приоритетным направлением деятельности университета. Личные интересы, связанные с профессией и научной деятельностью, а также способности и возможности преподавателя чаще не учитываются в индивидуальных планах работ. Возникновение систематических нарушений кодекса научной этики, связанной с некачественной публикацией научных статьей, смещение внимания преподавателя с личности студентов на формальные показатели образовательной деятельности (оценки) является результатом ориентации системы управления персоналом на ключевые показатели эффективности.

Развитие системы управления педагогического персонала университета необходимо для разностороннего развития личности преподавателя, задействования его положительных качеств для решения социально-значимых задач. Учет потребностей преподавателя способствует его активному включению в деятельность университета и исключает развитие отрицательных качеств, таких как нездоровый, неадаптивный перфекционизм.

Литература

1. Батурин Н.А. Психология оценки: общие представления, дифференциация понятий и области изучения // Психология. Психофизиология. 2008. № 31 (131). С. 17-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Потемкин В.К. Деловая этика. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. 151 с.

3. Филясова Ю.А. Моделирование конструкта личности перфекциони-стов // Системная психология и социология. 2020. № 4. С. 58-69.

4. Dilts R. Changing the beliefs system with NLP. Bucharest, 2008.

5. Ekmekci O.T., Camgoz S.M., Karapi-nar P.B. Path to Well-being: Moderated Mediation Model of Perfectionism, Family-Work Conflict, and Gender // J. of Family Issues. 2020.

6. Farmer J.R., Mackinnon S.P., Cowie M. Perfectionism and Life Narratives: A Qualitative Study // SAGE Open. 2017. Vol. 7 (3).

7. Ferguson K.L., Rodway M.R. Cognitive Behavioral Treatment of Perfectionism: Initial Evaluation Studies // Research on Social Work Practice. 1994. Vol. 4 (3). Pp. 283-308.

8. Fruyt F.D., Clercq B.J.D., Miller J., Rolland J.-P., Jung S.-Ch., Taris R., Furnham A., Hiel A.V. Assessing Personality at Risk in Personnel Selection and Development // European J. of Personality. 2009. Vol. 23. Pp. 51-69.

9. Gnilka P.B., Ashby J.S., Noble C.M. Adaptive and Maladaptive Perfectionism as Mediators of Adult Attachment Styles and Depression, Hopelessness, and Life Satisfaction // J. of Counselling And Development. 2013. Vol. 9 (1). Pp. 78-86.

10. O'Hara J., Miller T., Carding P., Wilson J., Deary V. Relationship between Fatigue, Perfectionism, and Functional Dysphonia // Otolaryngology - Head and Neck Surgery. 2011. Vol. 144 (6). Pp. 921-926.

11. Overholser J., Dimaggio G. Struggling with perfectionism: When good enough is not good enough // J. of Clinical Psychology. 2020. Vol 78 (11).

178

SOCIAL FACTORS OF UNIVERSITY FACULTY PERFECTIONISM

Filyasova Yu.A., Potemkin V.K.

Saint-Petersburg University of Management Technologies and Economics, Saint-Petersburg State University of Economics

Modern society is characterized by active transformation of the social, economic and educational paradigm. In the academic environment, fundamental academic courses are reduced; and accelerated transition to student integration into professional environment, their involvement in solving practice-oriented and scientific issues is in progress. University faculty is not the primary source of information in the digital society, however high social expectations are aimed at their personal and professional qualities because it is the faculty who implement societal transformations to ensure the transition to the next stage of social development. The university teacher ought to possess leadership qualities, to be the owner of intellectual and social capital. Teachers' personal perfectionism develops as a result of an idealistic social view of their personality by means of expectations and evaluative judgement by all participants of the educational process.

Keywords: perfectionism, evaluation, leadership, motivation, learning activity, research, personnel development.

References

1. Baturin N.A. Psychology of evaluation: general concepts, differentiation of definitions and areas of learning // Psychology. Psy-chophysiology. 2008. 31 (131). Pp. 17-31.

2. Potemkin V.K. Business ethics. Saint-Petersburg: SPSUE, 2016. 151 p.

3. Filyasova Yu.A. Perfectionist personal construct modelling // Systems psychology and sociology. 2020. 4. Pp. 58-69.

4. Dilts R. Changing the beliefs system with NLP. Bucharest, 2008.

5. Ekmekci O.T., Camgoz S.M., Karapi-nar P.B. Path to Well-being: Moderated Mediation Model of Perfectionism, Family-Work Conflict, and Gender // J. of Family Issues. 2020.

6. Farmer J.R., Mackinnon S.P., Cowie M. Perfectionism and Life Narratives: A Qualitative Study // SAGE Open. 2017. Vol. 7 (3).

7. Ferguson K.L., Rodway M.R. Cognitive Behavioral Treatment of Perfectionism: Initial Evaluation Studies // Research on Social Work Practice. 1994. Vol. 4 (3). Pp. 283308.

8. Fruyt F.D., Clercq B.J.D., Miller J., Rolland J.-P., Jung S.-Ch., Taris R., Furnham A., Hiel A.V. Assessing Personality at Risk in Personnel Selection and Development // European J. of Personality. 2009. Vol. 23. Pp. 51-69.

9. Gnilka P.B., Ashby J.S., Noble C.M. Adaptive and Maladaptive Perfectionism as Mediators of Adult Attachment Styles and Depression, Hopelessness, and Life Satisfaction // J. of Counselling And Development. 2013. Vol. 9 (1). Pp. 78-86.

10. O'Hara J., Miller T., Carding P., Wilson J., Deary V. Relationship between Fatigue, Perfectionism, and Functional Dysphonia // Otolaryngology - Head and Neck Surgery. 2011. Vol. 144 (6). Pp. 921-926.

11. Overholser J., Dimaggio G. Struggling with perfectionism: When good enough is not good enough // J. of Clinical Psychology. 2020. Vol 78 (11).

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.