УДК 101.1:316+312
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: ЦИКЛИЧЕСКИЙ ПОДХОД Е.Н.Струк1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Статья преследует цель расширить методологическую базу социально-философских исследований пределов развития общества. Анализируются возможности использования циклического подхода для описания социальных пределов. Дана общая схема развития ситуации предела в обществе, а также ситуация дециклирования как возможность нарушения сложившегося цикла. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: социальные пределы; социальные циклы; дециклирование.
SOCIAL LIMITS OF PUBLIC EVOLUTION: A CYCLIC APPROACH E.N. Struk
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article focuses on the expanding of the methodological base of social and philosophical studies of society evolution limits. The author analyses the possibilities to use a cyclic approach to describe the social limits. She presents a general development scheme of the situation of the limit in a society, as well as the situation of decycling - as a possible violation of the existing cycle. 5 titles.
Key words: social limits; social cycles; decycling.
Общество, как в России, так и во всем мире, проявляет в настоящее время все признаки переходного периода - изменяется тип социальности, формируется новая социальная структура, переосмысливаются и трансформируются традиционные социальные институты. Практически во всех сферах общественной жизни разыгрывается коллизия между «старым» и «новым», «традицией» и «инновацией», уходящим и вновь формирующимся. При этом важной является проблема - как долго будет сохраняться это переходное состояние и когда оно сменится стабильным. Философская и социальная науки еще не обладают в достаточной степени разработанным научным аппаратом для анализа переходных общественных процессов. Классическая парадигма «социального» не содержит методологии для выявления переходных состояний в движении социальных систем. Связано это с тем, что философия и социальные науки занимались, главным образом, изучением социального порядка в обществе. Именно для его исследования и разрабатывался весь социально-философский инструментарий. Со вступлением же человеческой истории в этап нового цивилизационного перехода, в результате которого происходят социально-экономические и духовные преобразования, переоценка старых и создание новых ценностей, связано включение феномена «предела» в категориальную систему философских наук.
В традиционной социально-философской парадигме предел как аналог кризиса мыслится как скачкообразный, кратковременный феномен, который не
нуждается в особом исследовательском инструментарии. Однако предельные состояния в обществе становятся все более длительными, следовательно, возникает необходимость выработки новых подходов к анализу предела как самостоятельного социального явления. В данной статье используется циклический подход к анализу социальной ситуации предела в обществе. Выбор циклической парадигмы для исследования социальных пределов обусловлен тем, что именно в данном подходе, на наш взгляд, раскрывается сущность развития, частным случаем которой оказывается предел. Изучение циклов также дает возможность рассмотреть механизм выхода из ситуации предела благодаря процессу дециклирования.
Предел понимается нами как общее свойство универсума, которое является объективным атрибутом всех сфер социума и человека. Предел есть одновременно и причина, и следствие, начало и конец сущего. Понятие предела является абстракцией и, как всякая абстракция, не может быть определено точно и однозначно. Предел понимается как принципиально важный, методологически, логически и гносеологически нагруженный феномен, всё более обретающий статус достаточно проясненной универсалии и культурной формы, на совершенствование и активное использование которого должно быть направлено современное философское мышление. Предел как философская категория характеризуется признаками всеобщности, качественной специфичности, скоординированности с другими философскими категориями (мера, необходимость, бесконечность) и доказуемости его свойств.
1Струк Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы, тел.: (3952)224124, e-mail: [email protected]
Struk Elena Nikolaevna, Candidate of historical sciences, associate professor of the chair of Sociology and Social Work, tel.: (3952)224124, e-mail: [email protected]
Предел - это общее (то есть содержащее более одного элемента), абстрактное (свойством предметов и явлений может быть их ограниченность) понятие. Антиподом понятия «предел» являются понятия «бес-предельность»/»бесконечность».
Довольно немного пределов в современном обществе имеют природное происхождение (в первую очередь это географические пределы), большинство же пределов созданы людьми, именно поэтому человек все время желает нарушить эти пределы, изменить их. С точки зрения философской антропологии для человека пределами являются две самоочевидности: рождение и смерть, между которыми лежит жизнь. Однако если рождение воспринимается как предел положительный, высокого свойства, так как в нем заложен смысл предела как начала, то смерть есть предел низкого отрицательного свойства, так как это предел финала (конца). Ф. Бекон определил конечную границу предела любого социального явления в высказывании о границах увеличения власти человека над природой, «покуда все не станет для него возможным».
Предел подводит общество к той черте, когда встает необходимость выбора: или оставить все, как есть, или перейти на новую стадию. Необходимость выбора возникает в сам момент предела как поиск новых ориентиров. В основе предела лежит импульс, представляющий собой момент перехода стабильности в нестабильность, и наоборот. В этом заключается источник саморазвития и движения мира, в том числе истории и культуры. Любая система, в том числе и социальная, обладает пределом развития, достижение которого приводит общество к эволюционным кризисам и исчерпанию ресурсной базы дальнейшего роста. В результате социум переходит в новый режим функционирования с понижением уровня структурной организации и экономией ресурсов, что сопровождается сначала временным «всплеском» развития, а затем падением эффективности работы. Но формирование ресурсного потенциала становится основой для нового этапа восходящей эволюции. Таким образом, в пределе проявляются уже оформляющиеся новые структуры, в отличие от хаоса, где такие структуры находятся лишь в потенциальной форме и непонятно, какая из структур будет существовать в дальнейшем.
Предел - это пространство становления новой ситуации, ситуации на грани хаоса и жесткой структуры. Уход старого и рождение нового в обществе оформляется в состоянии социального предела, который представляет собой совокупность коренных преобразований в структуре социального организма, приводящих общество на новую ступень развития. Он представляет собой ряд взаимосвязанных событий, модификаций, трансформаций, социокультурных и структурных изменений, а также процесс исчерпания полного качества социального уровня структурной организации человеческих сообществ, взятых в единстве его субстанциальных оснований, функций и условий существования.
Социальные пределы являются связующими звеньями между различными ступенями в развитии
того или иного социального организма. Предел развития общества складывается из нескольких отдельных стадий, достижение его влечёт переход на более высокий/низкий уровень существования. Предел развития заканчивается достижением последнего уровня и переходом в состояние финала (абсолютного конца). Таким образом, совершенствование человеческого общества складывается из множества предельных состояний, но в целом является беспредельным или бесконечным. Общая схема развития предела в обществе такова:
- фаза расширения - хаос (максимальное накопление количественных изменений);
- фаза сжатия - эквифинальности (выбор возможного варианта развития);
- фаза трансгрессии - границы (переход в новое качество).
Таким образом, в пределе раскрывается механизм основных диалектических законов: единства и борьбы противоположностей (в фазе расширения); отрицания отрицания (в фазе сжатия); перехода количественных изменений в качественные (фаза трансгрессии).
Общество является самоорганизующейся системой, и ему свойственны волнообразные процессы, представляющие собой последовательное прохождение различных циклов. Все циклические процессы, в том числе и социальные, имеют колебательную или волновую природу. Циклы и волны выражают две стороны единого циклично-волнового процесса. При этом циклы носят более строгий, регулярный характер и обусловлены, в основном, действием внутренних системных факторов. Волны же подвержены действию как системных, так и случайных факторов и, следовательно, могут не повторяться во времени. Особенностью циклично-волнового процесса является выход социума на качественно новый уровень функционирования, представляющий необходимое условие его самоорганизации. Волновые процессы в обществе связаны с изменением социальной среды во времени и пространстве. При этом энергия изменений порождает временной лаг (длительное или кратковременное состояние) социального предела. Волны имеют различную протяженность. Существуют волны глобального исторического развития протяженностью около полутысячи лет, волны более короткие 100-50 лет, короткие 10-12 лет, сверхкороткие 3-5 лет.
Предельные процессы возникают при переходе от устойчивого состояния системы к неустойчивому и при достижении управляющим параметром критического значения. Они проявляются в виде периодических волн, которые возникают как естественное возмущение активной среды, когда скрытая энергия системы высвобождается, а волна служит средством ее высвобождения. Волна характеризует направленность социального развития. При этом волны в обществе характеризуются высокой степенью изменчивости и непредсказуемости. Они представляют непрерывное развитие общества, которое может включать в себя ряд циклов, которые представляют отдельные этапы в развертывании волнового процесса. Циклические и волновые процессы выражают диалектическое един-
ство повторяемости и необратимости общественных явлений. Цикл указывает на протекающий в определенном пространстве и в определенное время относительно завершенный процесс развития общественной системы, а волна отражает форму распространения возникающих в обществе явлений в виде колебательных движений.
В циклических теориях понятие предела связано с переходом из одного цикла в другой. Достижение системой пределов роста и устойчивости приводит к началу процесса взаимных превращений, обеспечивая динамичность количественных и качественных параметров процесса. При этом традиционные пары противоречий: начало и конец, предел и беспредельность - превращаются друг в друга. В историческом процессе следует различать два пути, ведущие к порядку. Первый - это когда историческое пространство становится структурно более сложным и приобретает новое качество (путь развития). Второй - это упрощение структуры и утрата определенного качества (путь деградации) [1]. В первом случае переход из одного цикла в другой означает подъем на более высокую ступень развития путем приобретения нового качества. В процессе перехода происходит смена целей и программ развития. Переход есть всегда изменение, поэтому происходит смена векторов предела (понимаемого как порядок, так как он придает обществу как некой форме определенные очертания) и беспредельности (хаоса). Таким образом, изменению системы соответствует изменение самой ее сущности и, следовательно, степень доминирования одного из ее начал (предела или беспредельности). П.А. Сорокин, исследуя проблему соотношения нового и традиционного (старого) в социокультурных процессах, отмечал, что «любой социокультурный процесс в каждый момент является новым и в то же самое время старым. Эти два противоположных утверждения - система является вечно новой и вечно старой, вечно изменяющейся и вечно той же самой - взаимно дополняют друг друга» [4, с. 846].
Рост любого рода изменений подчиняется простым правилам, которые отметил Пер Бак в своей теории «самоорганизующихся явлений». Суть данных наблюдений состоит в том, что количественные изменения всегда имеют определенный предел, при этом данный предел имеет определенную степень на временной и размерной шкале , причем всегда одну и ту же степень. Таким образом, становится понятным, что нестабильные ситуации в любых сферах человеческой жизни неизбежны. «К сожалению, управлять этим процессом мы не можем. В наших силах лишь проведение мониторинга событий и принятие правильных мер, когда что-то происходит» [5, с. 62].
Состояние социального предела характеризует переход от одного социального цикла к другому. При этом цикл мы понимаем как последовательный законченный процесс, элементы которого, подчиняясь внутренней закономерности, следуют или чередуются в определенном порядке в течение определенного промежутка времени. Категория цикл отражает пере-ходно-преобразовательные процессы и сдвиги в круп-
ных общественных системах, которые могут повторяться с определенным временным интервалом. При этом существуют различные по длительности и пространственному охвату циклы. Есть глобальные циви-лизационные циклы, циклы развития конкретных обществ, циклы определенных сфер (институтов) общества и т.д. При этом пределы как фаза перехода (конец одного цикла и начало другого) также соответствуют различным циклам. Мы можем выделить глобальные социальные пределы эволюции земной цивилизации, пределы развития отдельных стран и регионов, пределы изменений институциональных структур в конкретных обществах, пределы организационных и групповых изменений и, наконец, пределы индивидуального человеческого существования. Циклические изменения могут накладываться друг на друга. Особенно плодотворными (как в положительном, так и отрицательном смысле) оказываются изменения, когда пределы одних циклов накладываются на пределы других циклов, например: глобальные и региональные пределы, пределы региональные и институциональные, институциональные и индивидуальные пределы. Состояния коренного изменения человеческого общества происходят при наложении глобальных (иногда к ним подключаются и природные циклы, влияние которых на человеческое общество убедительно доказано всей историей философии), региональных, институциональных и индивидуальных циклов. Согласно циклическим теориям, разрушение и созидание в развитии материи повторяются вечно. При этом пределы как разрушение и переход к новому могут быть с точки зрения развития четырех видов, что соответствует основам квадралектики: абсолютное предельное разрушение, периодическое предельное разрушение, катастрофическое предельное разрушение и непрерывное предельное разрушение. Данные пределы могут быть применены для анализа циклов различной протяженности и пространственности. Так, абсолютное предельное разрушение возникает при сложении всех циклов, включая природные, и приводит к исчезновению народов и цивилизаций. Периодическое предельное разрушение связано с наложением друг на друга социальных циклов и приводит к смене эпох. Такие пределы могут повторяться бесчисленное число раз. Катастрофическое предельное разрушение связано с исчезновением старого и зарождением нового (например разрушением прежней социальной структуры и созданием новой). Непрерывное предельное разрушение происходит постоянно и характеризует собой институциональные кризисы в конкретных обществах.
Идея управления циклами как индивидуальными человеческими, так и глобальными общественными, а лучше и природными, в умах человечества витала всегда. Идея «природа - храм, а человек в ней работник» получила в современную эпоху новое воплощение. В. Леви предложил формулу «всеобщего закона волнообразности, неискоренимого маятника». Он пишет: «Не в нашей власти устранить колебания, но мы можем управлять их амплитудой, продолжительностью, можем в определенных пределах смещать оси
равновесия, регулировать уровни своего бытия» [3, с. 60]. Выход из ситуации предельного разрушения с точки зрения циклических теорий, возможен только при разрывании цикла (дециклировании). Термин де-циклирование при изучении циклических процессов первыми стали употреблять экономисты С. де Вольф и Н.Д. Кондратьев. Сегодня данное понятие имеет широкое применение в медицине (например в наркологии), однако в социально-философских науках практически не используется. В данной статье термин де-циклирование употребляется применительно к социальным процессам. Дециклирование - это механизм непосредственного воздействия на циклические социальные процессы с целью изменения (сбивания) конкретного цикла. Революции, социальные реформы и т.д. связаны с попытками децикличности. Со стремлением изменить циклические процессы в экономике связано государственное планирование. Одной из самых эффективных методик социального дециклиро-вания является смена элит. При этом, как правило, возникает новая цикличность, которая в ситуации новой предельной цикличности потребует и нового де-циклирования. Даже стремление к бессмертию связа-
но с дециклированием, т.е. разрыванием естественного человеческого цикла: рождение-детство-юность-зрелость-старость-смерть. Со стремлением устранить циклический фатализм в жизни общества (перестать быть «вечными жертвами бесконечной космической шутки») связана теория А. Тойнби, в которой он полагает, что цикличность есть движение прошлого, а в настоящем и будущем все зависит от преобразовательных действий людей. «Знание прошлого, считает Тойнби, говорит нам только об одной из многих будущих возможностей. И это позволяет избежать повторения нежелательного для нас развития событий, разумеется, при условии, что мы в этом искренне заинтересованы и готовы приложить все необходимые усилия» [2].
На разных временных отрезках (циклах) истории и человек, и общество меняют свои качественные показатели. На конечном пределе развития современного типа общества не завершается эволюционный путь человека, но он входит в новую постглобальную стадию своего развития, что коренным образом изменит его образ жизни.
Библиографический список
1. Азроянц Э.А. Вдохи и выдохи истории. М., 2006. [Электронный ресурс]: URL:
http://xrh.ru/e107_plugins/content/content.php7content7. (дата обращения: 14.02.2010).
2. Гречко П.К. Концептуальные модели истории [Электронный ресурс]: URL:
//http://www.xrh.ru/e107_plugins/content/content.php7content.18 .9. (дата обращения: 05.01.2010).
3. Леви В. Разговор в письмах. М.: Советская Россия, 1982. 272 с.
4. Сорокин П.А. Социология революции. М.: Издательский дом «Территория будущего» РОССПЭН, 2005. 768 с.
5. Янсен Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2002. 308 с.
УДК 130.122
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ДУХОВНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Ж.П.Черкасова1
Черемховский педагогический колледж, 665413, г. Черемхово, ул. Советская, 1.
Выявляются противоречия, приведшие к изменению состояния биосферы, нарушению устойчивого развития. Проанализирован процесс отчуждения человека от природы. Обозначены ценностные, целевые, смысловые явления духовного кризиса. Определена значимость духовности и ее регулятивов для перехода общества к ноосфере.
Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: биосфера; ноосфера; жизнепригодность; индустриализация; технизация; духовный кризис; духовность; духовные регулятивы; смысложизненность; ценность; десакрализация; природопреобразующая деятельность; природосоразмерность; устойчивое развитие; аксиологический регулятив; парадигма социо-природного императива.
INTERACTION BETWEEN MAN AND NATURE THROUGH SPIRITUALITY AS AN ESSENTIAL CONDITION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT Z.P. Cherkasova
Cheremhovo Teachers Training College, 1, Soviet St., Cheremhovo, 665413.
The article reveals contradictions that have led to the change in the state of biosphere, the breaking of sustainable de-
1 Черкасова Жанна Петровна, соискатель, заместитель директора по научно-методической работе, e-mail: [email protected]
Cherkasova Zhanna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Competitor for a scientific degree of the Department of Philosophy, Religious Studies and Theology of Irkutsk State University, tel.: 89500939349, e-mail: [email protected]