Список литературы
Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. - Уфа, 2010.
Материалы социологического исследования на базе анкетного опроса работников сельского хозяйства Республики Башкортостан, проведенного автором в 2009 году по теме «Социально-трудовые отношения в сельском хозяйстве».
© Салахутдинова Р.Р., 2010
К.О. Магомедов, В.Н. Грязнова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
МАГОМЕДОВ Керем Османович - доктор социологических наук, профессор кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС (e-mail: [email protected]);
ГРЯЗНОВА Вера Николаевна - аспирант кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС (e-mail: [email protected])
Аннотация. Рассматриваются некоторые социальные особенности взаимодействия институтов государства и гражданского общества в современных российских условиях с позиций необходимости учета государственно-организационного подхода и самоорганизационного потенциала гражданского общества в выборе наиболее оптимальных его форм. Ключевые слова: государство, государственная служба, гражданское общество, межинституциональное взаимодействие.
Современное Российское государство в качественно иных исторических условиях провозгласило «программу жизни», сущность которой заключается в эффективном инновационном развитии общества, государства, экономики, изменении философии государственного управления в интересах и во имя человека, повышении качества жизни, тесном и многогранном сотрудничестве с институтами гражданского общества. В условиях динамичных и противоречивых трансформаций Российское государство вынуждено корректировать приоритеты развития: требуются новые подходы к содержанию и методам государственного управления, по-иному
воспринимается роль государства. Целью деятельности государственных органов власти и управления в большей степени становится согласование социальных интересов, создание условий для самореализации личности, необходимость действовать в общественных интересах. В то же время возрастает ответственность власти за выбранные стратегии развития, реализацию объявляемых программ и проектов. Возникает необходимость обратиться к новым ресурсам общества, взаимодействиям общественных и государственных структур, учитывать преимущества самоорганизационных начал в развитии социума. Важнейшей проблемой становится поиск «социального консенсуса относительно мировоззренческих ценностей и принципов жизнедеятельности. - «Россия не может идти вперед без морального оздоровления!»1.
В современных условиях модернизации и укрепления государственности существенно возрастают требования общества к институту государственной службы, к деятельности государственных служащих. В то же время государственная служба проявляет потребность в существовании зрелых гражданских институтов, способных на равных вести конструктивный диалог. В связи с этим особый смысл приобретает позиция, обоснованная В.С. Карпичевым: «...результат управления возможен лишь благодаря взаимодополнению управления и социальной самоорганизации. Данный социальный факт становится базисной (институциональной) структурой всех взаимодействий в социуме... При таком подходе управление рассматривается как соуправление, такое «взаимоСодействие», где реальным субъектом управления.....является, прежде всего, народ, граждане России»2.
Социальная самоорганизация берет свое начало от устойчивого осознания гражданами своих ближайших общих интересов. У конкретного индивида такое осознание проявляется в его целевом поведении. На уровне институтов гражданского общества оно может играть роль элемента общественной самоорганизации. Можно утверждать, что социальная самоорганизация - это конкретные гражданские инициативы или отдельных людей, или их групп, которые воспринимаются как «деятельность, направленная на достижение общественных благ, общественно-значимых целей». Россия как социальное государство провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения его достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого потенциала, развития его созидательной активности. Функционально государство, выступая в качестве механизма властного согласования интересов отдельных личностей, социальных групп и общества в целом, создает условия для институтов гражданского общества, деятельность которых нацелена на удовлетворе-
1 Соколов, В.М. Власть и общество в поисках нравственной константы //Государственная служба. - 2010.- № 2.-Марь-апрель.
2 Карпичев, В.С. Воспоминание о будущем, неизведанные тропы управлениями Проспект, 2010 - С. 5.
ние преимущественно частных интересов граждан, и в этой сфере используются не властные механизмы. В таких условиях для эффективного развития системы в целом необходимо гармоничное сочетание двух начал: государственного управления и творческого самоуправления гражданского общества, что является важнейшей системообразующей характеристикой социального государства.
Российская Федерация в соответствии с ее Конституцией провозглашается правовым демократическим социальным государством. Социально ориентированный государственнический подход предполагает отношение к государству как открытой системе, соединяющей множество субъектов социального взаимодействия, связанных наличием общеразделяемых ценностных и культурных установок, позволяющих правильно и в определенной мере единообразно оценивать поведенческую ситуацию, заранее ожидая друг от друга согласованных действий. Поэтому государственные институты, рассматривая себя с позиций обеспечения достойной жизни своих граждан, реализации прав и свобод человека и гражданина, нацелены на формирование эффективной системы взаимодействия со всеми субъектами «социальной самоорганизации российского социума. В таком аспекте перспективы развития государства (правового, демократического и социального) определяются его возможностями сотрудничества с институтами гражданского общества, где преобладает сетевой принцип построения внутренней структуры и общественная самоорганизация.
По М. Веберу, любое социальное действие — это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия1. Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно в силу зависимости между людьми, которые и создают предпосылки взаимодействий. Из данной позиции вытекает, что связь между людьми, институтами есть не что иное, как взаимная зависимость, реализованная посредством взаимонаправленных социальных действий, т. е. взаимных осознанных действий с взаимными ориентация-ми друг на друга, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. Социальные взаимодействия - система действий индивидов, групп, общества в целом. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями, влияние этих изменений на других индивидов, их обратную реакцию. Вычленение данных элементов имеет принципиальное значение, так как механизм взаимодействия института государственной службы и институтов гражданского общества предполагает обратную связь как со стороны власти, так и общественности. Это положение важно с позиции необходимости взаимной реакции всех участников взаимодействия, при этом в условиях общественного консенсуса важны кооперационные взаимодействия, так как именно они способствуют дости-
1 См.: Вебер, М. Избранные произведения.- М.,1990.- С.602-603.
жению общих целей с получением результата, выгодного для всех взаимодействующих акторов. Партнерское взаимодействие возможно, например, посредством: 1) взаимного обмена актуальной информацией о целях и средствах в процессе взаимодействия (коммуникации), 2) взаимного изучения и оценки возможностей и намерений, 3) воздействие друг на друга с учетом интересов всех взаимодействующих сторон и т. д. Это зависит от целей и задач, которые ставят перед собой взаимодействующие субъекты.
Государственная гражданская служба России как важнейший социальный институт регулирует отношения государства и общества, государства и государственного служащего, государственного служащего и гражданина. Она изначально социальна, так как обеспечивает стабильное развитие общества, а развитие России как социального государства детерминирует превращение государственной службы в один из основных социальных институтов российского социума. Ее социальный характер подтверждают принципы организации и функционирования. К ним в первую очередь относятся: равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, приоритет прав человека и гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, открытость и прозрачность деятельности государственных органов власти и управления. Ее социальная роль, социальный статус обусловлены типом государства, составом служащих, внутренним устройством, характеристикой функционирования. Основная задача государственной службы как государственно-управленческого и социального института — ориентация на защиту интересов личности, общества и государства. Эти интересы являются высшим принципом профессиональной этики и конечной целью деятельности государственных служащих.
С точки зрения социальной целесообразности, цели и задачи государственной службы России определяются потребностями и волей социума, его первосубъекта — народа, и конкретизируются в правовых, организационных, этических и других нормах. Если развитие государственной службы как государственно-правового института обуславливается логикой процессов совершенствования системы власти в стране, то развитие социального института государственной гражданской службы основано на объективной необходимости удовлетворения общественных потребностей в упорядочении жизнедеятельности, согласовании государственных групповых и индивидуальных интересов, объединении значимых общественных ценностей. Акцентирование внимания на социальном характере института государственной службы позволяет особо выделить выполнение данным институтом функции координации, состоящей в упорядочении и согласованности интересов во взаимодействии с другими социальными институтами. Важнейшей составляющей новых требований, предъявляемых обществом к модернизационным процессам в системе государственного
управления, и происходящих вследствие этого изменений парадигмы государственной власти становится поворот государственной службы в сторону удовлетворения интересов и потребностей населения посредством выполнения государственно-управленческих функций и предоставления государственно-управленческих услуг.
С учетом этого государственную гражданскую службу Российской Федерации можно определить в роли субъекта институциональных взаимодействий как открытый социальный институт, который обеспечивает взаимодействие общества и государства. Он представляет собой публичную профессиональную деятельность государственных служащих на государственных должностях и должностях государственной гражданской службы в государственных органах на условиях максимальной открытости, конструктивного диалога с институтами гражданского общества.
Гражданское общество современной России как «системный элемент единой метасистемы (социума), как та часть общества, которая взята вне политической власти, включающая в себя неполитические отношения, т. е. совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы и потребности людей»1, призвано через механизмы взаимодействия с государственными институтами, прежде всего с государственной гражданской службой, включиться в процесс государственного управления в качестве самостоятельного участника, разделяющего с ними всю полноту ответственности за принимаемые решения.
Гражданское общество современной России представляет собой совокупность негосударственных публичных институтов, участвующих в различного рода общественных отношениях, возникающих по поводу реализации и защиты прав и свобод граждан, населения страны. Выступая как система негосударственных отношений и организаций, институтов, формирующихся на принципах свободы, правового равенства граждан, самодеятельности, самоорганизации, оно находится в сложном процессе своего развития и взаимодействия с государством, государственной гражданской службой. Считается, что в настоящее время в большей степени, определяющей чертой его развития является активное присутствие власти и желание государства регулировать данный процесс порой без формирования устойчивой обратной связи с отдельными институтами гражданского общества или отдельными социальными общностями, находящимися в процессе институ-ционализации. Особенность формирования гражданского общества России заключается в том, что этот процесс основан на модели «сверху вниз», в соответствии с которой законы и государственная политика обеспечивают условия для создания управляемых гражданских организаций.
Однако в современной научной литературе можно встретить такое излишне детермированное утверждение: «С учетом конкретных полити-
1 Магомедов, К.О. Гражданское общество и государство.- М., 1998. - С. 46.
ческих и социально-экономических реалий, существование и развитие в нашей стране институтов гражданского общества без целенаправленной государственной поддержки невозможно»1. Конечно, в России на современном этапе ее развития формирование гражданского общества тесно связано с демократическими трансформациями государственной системы, однако с такой позицией автора трудно согласиться. Практика свидетельствует, что сегодня можно признать зрелость целого ряда институтов в системе институтов гражданского общества, и в современных условиях наиболее действенными социальными институтами выступают институты: политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, профессиональных союзов. Именно с данными институтами гражданского общества взаимодействует государственная власть.
То, что институты гражданского общества являются самостоятельными субъектами взаимодействия с институтами государства и оказывают на них непосредственное влияние, подтверждают данные социологических исследований. Так, в рамках социологического исследования по духовно-нравственным проблемам государственной службы Российской Федерации, проведенного социологической группой, учеными и аспирантами кафедры государственной службы и кадровой политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, было установлено, что вопросы нравственности представителей власти в достаточно сильной мере волнуют российское общество. 54,9% респондентов массового опроса населения (N=1 270) и 58,8% экспертов (N=197) считают эту проблему очень острой, еще 28,9% респондентов и 31,5% экспертов отмечают ее наличие, но с меньшей остротой; только 4,3% респондентов и 2,5% экспертов ответили, что такой проблемы нет (11,9% респондентов и 7,1% экспертов затруднились с ответом). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, деятельность государственных служащих сегодня еще в малой степени регулируется нравственными институтами, вырабатывающими необходимые нормы служебной этики, традиции, моральные ограничения и т. п., что их необходимо развивать. С другой стороны,- что общество готово посредством своих институтов оказывать воздействие на власть, вырабатывать необходимые механизмы межинституционального взаимодействия2. Одним из механизмов такого взаимодействия может стать создание специальных административных и общественных комиссий по рассмотрению отклонений нравственности в служебном поведении государственных служащих. Целесообразность такого шага полностью или частично одобрили 67,0% экспертов при 28,4% не одобряющих его в той или степени (4,6% затруднились с ответом).
1 Гоудцына, Л.Ю. Государство и гражданское общество. - М.,2010.
2 См.: Турчинов, А.И., Магомедов, К.О. Кадровый потенциал государственной гражданской службы: духовно-нравственные проблемы. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - С. 93 - 119.
В заключение необходимо отметить, что именно социальный характер взаимодействия институтов государственной власти и гражданского общества определяет сегодня содержание и направленность общественных процессов в стране и является предпосылкой и фактором успешности их дальнейшего развития.
Список литературы
Вебер, М. Избранные произведения.- М.,1990.
Грудцына, Л.Ю. Государство и гражданское общество. - М.,2010.
Карпичев, В.С. Воспоминание о будущем, неизведанные тропы управления.- М.: Проспект, 2010.
Литвинцева, Е.А. Институциональная структура государственной гражданской службы. - М.: Проспект, 2010.
Магомедов, К.О. Гражданское общество и государство. - М., 1998.
Соколов, В.М. Власть и общество в поисках нравственной константы // Государственная служба. - 2010.- № 2.-Марь-апрель.
Турчинов, А.И., Магомедов, К.О. Кадровый потенциал государственной гражданской службы: духовно-нравственные проблемы. - М.: Изд-во РАГС, 2010.
© Магомедов К.О., 2010 © Грязнова В.Н., 2010
З.Э. Исаев
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ИСАЕВ Зураб Эдиевич - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС (e-mail: [email protected])
Аннотация. Рассматривается актуальная в современной России проблема эффективного использования социальных ресурсов в субъекте Российской Федерации. Предмет научного анализа составляют состояние и перспективы развития трудовых ресурсов Чеченской Республики. Ключевые слова: трудовые ресурсы, состояние рынка труда, численность экономически активного населения, состояние безработицы, нехватка квалифицированных кадров, создание благоприятного инвестиционного климата.