СОЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ Т.Н. Толстых, В.В. Болдырев
Рассмотрены вопросы образовательных социальных инвестиций как фактора экономического развития.
Ключевые слова: образование, социальные гарантии, инвестиции.
Обеспечение государственных социальных гарантий представляет сложную структуру взаимосвязей ее составляющих: гарантия здоровья, гарантия питания, гарантия образования, гарантия жилищных условий, гарантия необходимого набора услуг, гарантия предоставляемых льгот и т. д. Это предполагает необходимость выявления новых подходов к созданию программ обеспечения социальных государственных гарантий.
Проблемы экономического развития общества, экономического роста всегда занимали и занимают центральное место в современной науке и практике. Это объясняется тем, что экономический рост является одной из составляющих экономического развития страны, а также важнейшей целью общества.
В целях обеспечения требуемых социальных гарантий в России необходимо умело и грамотно сочетать использование механизмов рыночной конкуренции, целевых социальных инвестиций, законодательства. Необходима кропотливая и последовательная работа организационного и научно-исследовательского направления. Все это должно сориентировать проводимые в стране реформы на обеспечение социальных гарантий со стороны государства.
Теория человеческого капитала появилась в результате приложения принципов экономической теории к проблемам обеспечения государственных социальных гарантий. Люди как потребители заинтересованы в максимизации доходов всей жизни в целом, а не отдельного периода или года. Существует четкая зависимость между образовательным уровнем работника и его пожизненными заработками. Предполагается, что эта зависимость отражает причинно-следственную связь, идущую от образования к мастерству, от мастерства к производительности труда и, наконец, от производительности труда к заработкам. Решающим критерием производи-
тельного труда следует считать его причастность к созданию национального дохода.
Интеллектуализация труда и других сторон человеческой деятельности привела к заметному росту образовательного и квалификационного уровня населения, к увеличению интеллектуальных затрат в материальном и духовном производстве, проявив экономическую закономерность более быстрого возрастания потребностей в образовательных услугах, чем в материальных благах. Повышенные требования общественного производства к качеству рабочей силы, к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки работников материального и духовного производства предопределили необходимость значительного увеличения затрат на развитие образовательного комплекса.
Одним из направлений социальных инвестиций в человеческий капитал является образование. Модели теории человеческого капитала позволяют оценить на теоретическом уровне эффективность инвестиций в человеческий капитал (социальные инвестиции) с точки зрения улучшения благосостояния в будущем.
Так или иначе выгоды от образования можно получать длительное время, практически всю жизнь. Выгоды в будущем имеют меньшую ценность по сравнению с такими же выгодами, получаемыми сегодня.
Дополнительные доходы от высшего образования для многих людей являются стимулом для инвестиций в образование. Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образованием, должны намного превышать инвестиции в образование, поскольку дисконтирование будущих доходов уменьшает их величину при приведении к настоящему моменту времени. В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Тем не
менее абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления затрат на него.
В процессе реализации «Концепции модернизации российского образования» наибольшее продвижение было сделано в решении задач по обновлению общего среднего образования. Концентрация усилий на данном направлении объяснялась тем, что общее образование, будучи опорой всей образовательной системы и самым массовым ее компонентом, являлось вместе с тем наименее эффективным, что проявляется в снижении общего образовательного уровня выпускников.
Среди приоритетных направлений образовательной политики следует назвать: обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования; создание условий для повышения качества общего и профессионального образования; формирование эффективных экономических отношений в образовании; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами и их поддержка государством; управление развитием образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики.
Поэтому сегодня в российской системе образования все более активно ведутся поиски эффективных технологий, с помощью которых можно осуществлять ее развитие.
Наряду с такими уже хорошо апробированными средствами, как целевая программа развития образования до 2010 г., грантовая поддержка основных направлений ее реализации, экспериментальная работа в ряде территорий Российской Федерации по введению профильного обучения, переходу на подушевое финансирование и др., еще одной управленческой технологией становится приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО).
Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России в сентябре 2005 г. Были определены конкретные пути социальной политики страны до 2008 г. В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, назвав
развитие программ - «Приоритетные национальные проекты».
Реализация национальных проектов началась с 1 января 2006 г. В целом на эти цели в бюджете в 2006 г. было выделено 134,5 млрд руб., в т. ч. на образование - 30,8 млрд руб.
Одна из главных особенностей проекта состоит в содержании его целей, состоящих в том, чтобы получить не какие-то отдельные, частные, а положительные системные эффекты, касающиеся всего российского образования в целом, за счет оказания на него стимулирующего воздействия, выражающегося в форме усиления государственной материальной поддержки лидеров и выравнивания условий между субъектами Российской Федерации. Это позволит ускорить модернизацию российского образования и, в конечном счете, достичь высокого качества образования, отвечающего развивающимся запросам общества и экономики страны.
Новизна первого подхода состоит в том, что средства государственной поддержки распределяются не всем поровну, а лучшим, т. е. наиболее сильным, способным направить получаемые деньги на развитие образования, инвестировать их в будущее. Однако это не мешает тому, что национальный проект одновременно остается и социальным проектом. Таким образом, в национальном проекте идея его социальной направленности объединяется с другой идеей - эффективности.
Помимо этого проект преследует цель внедрения в массовую практику новых механизмов управления развитием образования (рис. 1).
Необходимым условием для эффективной реализации проекта «Образование» является направленное расходование бюджетных средств, выделяемых на образование. Поэтому одним из самых важных вопросов является вопрос о бюджетном финансировании образовательных учреждений.
Достижение устойчивого экономического роста служит важнейшим фактором повышения уровня жизни в стране. Основой дальнейшего роста экономики является повышение производительности труда, которое сегодня невозможно без наличия образованной и высококвалифицированной рабочей силы. Для подготовки хорошо обученных и квалифицированных кадров требуются систематические и значительные капиталовложения в образование.
Рис. 1. Механизмы управления развитием образования
Сегодня в Российской Федерации источники поступления финансовых ресурсов в сферу образования весьма разнообразны. Они складываются из бюджетных и внебюджетных средств, включая собственные средства образовательных учреждений. Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма меж-бюджетного перераспределения. В составе
межбюджетных трансфертов на 2007 г. из федерального бюджета предусмотрены средства, предоставляемые субъектам Российской Федерации на реализацию национальных проектов.
Несмотря на некоторое улучшение ситуации, система образования в нашей стране функционирует в условиях постоянного недофинансирования.
Требуется интенсивное увеличение объемов бюджетного финансирования общего и профессионального образования. Оживления в национальной экономике, рост занятости среди экономически активного населения, высокие цены на нефть на мировом рынке, профицит государственного бюджета, наличие золотовалютного резерва и Стабилизационного фонда позволяют инвестировать больше средств в образовательную сферу. Однако простое вливание денежных средств может оказаться малоэффективным.
Конечно, образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное финансирование учреждений образования (другими словами - плата за обучение) во многих случаях стало нормой жизни.
В обращении Президента РФ В.В. Путина к Федеральному Собранию РФ говорится, что «мы должны четко разграничивать сферу бесплатного образования, сделав доступ к нему справедливым и гарантированным, и платного, дав ему адекватную правовую основу...».
Повышение престижа профессионального образования определяет рост приема в высшие учебные заведения. По прогнозу в 2007/2008 учебном году численность студентов предположительно составит 37,46 тыс. человек. Таким образом, можно сделать вывод, что сфера образования, а именно высшее образование, является привлекательной в инвестиционном плане.
Одним из показателей, характеризующих вклад выпускников высших учебных заведений в экономику, является уровень их жалованья. Разница в жалованьи служащих, окончивших высшие учебные заведения, и тех, кто не получил высшего образования, является тем показателем, с помощью которого оценивается квалификация служащих. Однако разница в оплате труда может отражать не только уровень квалификации или уровень образования, но и формироваться под воздействием других факторов. В среднем разница в оплате труда на 60-80 % зависит от уровня образования и на 20-40 % - от индивидуальных способностей работника, его опыта работы на данном месте, происхождения и других факторов.
Считается, что высокое жалованье лиц с высшим образованием соответствует их
вкладу в развитие экономики. Хотя и высказываются предположения, что экономика со значительным числом высококвалифицированных специалистов не всегда в состоянии быстро и эффективно перестроиться с учетом технологических нововведений и новых методов организации хозяйственной деятельности. Трудно с достаточной точностью определить влияние работников с высшим образованием на развитие экономики наряду с другими факторами, влияющими на экономический рост. С одной стороны, роль высшего образования имеет большое значение для получения высокого жалованья и с точки зрения его вклада в экономическое развитие страны, с другой - знания - это то богатство, которое приносит его обладателю моральное удовлетворение, хотя эти знания не всегда могут быть полностью востребованы в процессе работы.
Человеческий капитал - это совокупность способностей индивида получать доход, приобретать блага, завоевывать жизненные позиции. Высшее образование, как правило, является трамплином в карьерном росте.
Согласно Федеральному закону и закону Тамбовской области «Об образовании» право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. В ст. 43 Конституции РФ говорится, что каждый имеет право на образование; государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Таким образом, государство берет на себя ответственность создания благоприятных финансово-экономических условий развития образования, достойное финансирование учебных заведений для обеспечения необходимой материально-технической базы образовательных учреждений, субсидии и субвенции для финансовой поддержки научных исследований и внедрение их жизнь и т. д.
Несмотря на сокращение контингента обучающихся в школах, наблюдается тен-
денция роста людей, желающих получить высшее образование.
После окончания начальных, средних, высших профессиональных образовательных учреждений обучающиеся выходят молодыми квалифицированными специалистами. Но часть выпускников оказывается невостребованной на рынке труда. Это возникает по причине несоответствия спроса на специалистов конкретных специальностей и предложения учебных заведений, готовящих специалистов.
Невостребованная наука - это неэффективно растрачиваемые государственные средства, это реальная угроза государственной безопасности. Тем самым акцентируется внимание на эффективности инвестиций в образование.
В настоящее время проблемы оценки человеческого капитала и его роли в увеличении объема национального богатства все больше выдвигаются на передний план, хотя единые принципы исчисления этого комплексного показателя еще не выработаны. Тема взаимосвязей человеческого потенциала и экономического роста получила свое развитие в последнее десятилетие ХХ в. Накопление совокупности знаний в обществе рассматривается специалистами Всероссийской академии естественных наук как важный фактор экономического роста.
Растущая экономика при положительном значении темпов экономического роста характеризуется приростом годового реального продукта, который дает возможность полнее и более эффективно удовлетворять постоянно возрастающие потребности общества.
Экономический рост позволяет обществу осуществлять новые социальные и экономические мероприятия. Основные индикаторы уровня социально-экономического развития регионов на основе методологии, разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, показывают, что Тамбовская область занимает 53 место из 89 субъектов РФ, 14 место из 18 субъектов Центрального федерального округа, и имеет обобщающий показатель: уровень развития ниже среднего.
Сравнительный анализ социально-экономического положения Тамбовской области и других субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что по своим основ-
ным показателям Тамбовская область относится к числу динамично развивающихся, имеющих положительные тенденции в преодолении кризисных явлений в экономике. На протяжении последних лет область имеет положительные показатели роста валового регионального продукта.
Обеспечение экономического роста, переход региона к устойчивому социальноэкономическому развитию требуют решения комплекса проблем. Среди них важное место занимает проблема выработки модели региональной экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также создание эффективной структуры экономики региона. Общим подходом к исследованию вышеуказанной проблемы является определение точек экономического роста.
Сочетание на практике принципов территориально-производственных комплексов и кластеров дает возможность развития в направлении, наиболее благоприятном для региона. При этом упор должен быть сделан на взаимосвязь структуры производства с комплексом экономических ресурсов, присущих региону, в т. ч. образованием.
Реализация региональной инвестиционной политики является важным инструментом разработки модели развития экономики региона. Главной задачей этой политики будет являться создание условий, способствующих притоку инвестиционных ресурсов в экономику области, и обеспечение на этой основе устойчивого экономического роста.
Многие исследователи рассматривают инвестиции в сферу образования как важный вид капиталовложений и один из главных факторов устойчивого экономического развития. Вклад образования в экономическое развитие может проявляться в различных формах: повышается производительность
труда, улучшаются предпринимательские способности человека, ускоряется научный и технический поиск. Образование еще и великий уравнитель, весьма эффективно борющийся с бедностью и безработицей.
Считается, что, тратясь сегодня на образование и профессиональную подготовку людей, завтра государство получит от них максимальный вклад в ВВП. За новыми знаниями следуют новые технологии, а прогрессивные технологии рождают инновационные и успешно реализуемые товары.
Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.
Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что безусловно позитивно повлияет на качество образовательного процесса.
Широкое распространение высшего образования, интеллектуализация нации может повысить общий культурный уровень. Растущее число студентов российских вузов -как в абсолютном выражении, так и относительно общей численности населения - это положительная тенденция развития государства в целом.
Среди широко обсуждаемых новых подходов важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности как одному из решающих факторов развития экономики и общества, основанных на знаниях.
Ситуация в обществе стремительно меняется в сторону национально ориентированных интересов. В этом русле меняется и наш регион.
Основные направления региональной программы напрямую пересекаются со стратегией современного развития университета.
Основная цель ТГУ - повышение инвестиционной привлекательности и становление университета как центра инновационнообразовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона. Роль университета состоит в обеспечении экономики региона инновациями и продвинутыми специалистами.
В 2007 г. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина вошел в число сорока победителей Всероссийского конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках национального проекта
«Образование», и получил грант почти в полмиллиарда рублей.
Участие и победа в конкурсе определили стратегию перспективного развития университета, в основе которой лежит система нетрадиционных подходов к образовательной концепции высшей школы. Тамбовский государственный университет изначально воспринял в качестве системообразующих принципов и ведущих ориентиров включение в мировой образовательный процесс, обеспечение комплекса преобразований и новаций высокопрофессиональными специалистами из числа выпускников, а также развитие духовно-культурной среды посредством теоретико-методологической рефлексии над повседневными социальными практиками внутривузовской реальности. Поэтому актуальны проблемы реализации новаторских проектов, в которых обобщен накопленный опыт, соотнесенный с альтернативными моделями, представленными мировым образовательным сообществом.
Таким образом, важнейшим условием эффективной жизнедеятельности вуза в среде существования является максимальная концентрация его возможностей и ресурсов для достижения стратегических целей в образовательно-научной, социально-экономической, идеолого-воспитательной и материально-технической сферах развития.
Платность обучения - это не обучение лишь за счет средств индивидуального лица, а, напротив, создание системы обучения не только за счет личных средств граждан, а, прежде всего, за счет реального заказа работодателя.
Одной из новых функций вуза является кластерная, т. е. связанная с позиционированием вуза как идеологического центра развития региона, объединяющая все остальные функции. Главным достоинством станет все возрастающий синергетический эффект в социально-экономическом развитии региона.
«Кластер - это особая неформальная организация развития социального субъекта. В нашем случае это ТГУ и Тамбовщина. Являясь неотъемлемой частью региона, университет берет на себя ряд региональных функций, продиктованных его регионально образующим началом. Как следствие ТГУ им. Г.Р. Державина выступает как центр инновационного кластера, распространяющего свое влияние
фактически на все сферы хозяйственной, социальной и культурной жизни региона. Университет генерирует инновационные предложения и продукты и продвигает их через свои функции на социально-экономическое и культурно-духовное пространства Тамбовской области. Это продвижение носит не директивный характер, а формируется особый механизм реализации инноваций, создания особой инновационной среды развития региона, придания этому развитию единого стратегического вектора» [1, с. 81].
Университет как системообразующий фактор социально-экономического и социокультурного развития региона позиционирует себя, прежде всего, через качество подготовки своих выпускников, востребованных на рынке труда, через качество осуществляемых им образовательных и научно-исследовательских услуг. Тем самым университет достигает эффективной конкурентоспособности и узнаваемости на рынке образовательных, научно-инновационных и социально-экономических услуг, формирует благоприятную среду своего функционирования и развития, а также укрепляет в регионе государственную идеологию, ориентированную на общенациональные интересы страны в целом и инвестиционную привлекательность региона, развитие в нем благоприятного социального климата. Как справедливо отмечает ректор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина В.М. Юрьев, «Университет, модернизируя свои учебно-научные структуры, повышая качество высшего и послевузовского образования, одновременно усиливает прямое воздействие на улучшение качества жизни в регионе, предоставляя населению, прежде всего молодежи, широкий и разнообразный круг профессионально-образовательных и культурно-досуговых услуг, организуя различные виды профессиональной подготовки и переподготовки работников в соответствии со спросом региона на ту или иную специальность и квалификацию».
Разработка Концепции и решение заложенных в ней задач позволит региональному университету не отстать от уровня развития современного информационного общества и сделать его привлекательным на местном уровне.
Рассмотрим общие тенденции развития вуза как центра кластера инновационно-
образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона.
Кластер как крупная структура, имеющая огромные собственные финансовые ресурсы, а также значительные возможности по их привлечению, в состоянии конкурировать на рынке образовательных услуг.
Многовариантный характер смешанной экономики, вероятность комбинаций государственных и частных инвестиций, соответствующих условиям развития экономики региона, позволяют найти одновременно оптимальный и специфический вариант смешанной общественно-экономической системы, адекватный задачам развития региона в целом. Таким вариантом является инновационно-образовательный кластер (ИОК). Инновационно-образовательный кластер как организационная структура обладает принципиальным рядом преимуществ по сравнению с другими крупными структурами. Четкое законодательное регулирование деятельности ИОК достигается путем согласования вопросов с органами региональной и местной исполнительной власти.
Хотя подобный опыт в России отсутствует, но, по аналогии с крупными корпоративными образованиями, можно предположить, что в подавляющем большинстве наложение выбранной структуры интеграции на объединяемые организации не дает желаемого синергетического эффекта и требует значительных усилий по созданию конкурентоспособной корпоративной интеграционной структуры.
ИОК объединяет разнородных по структуре и капиталу участников, является наиболее показательной надфирменной структурой по отработке различных вариантов корпоративного управления с целью достижения максимального эффекта кластеризации. Объединение, созданное в форме ИОК, призвано обеспечить, в т. ч., процесс образования финансового капитала в результате интеграции различных капиталов, конкретные формы существования которых объединяются в единую систему хозяйствования. В основе такой схемы лежат объективные предпосылки их взаимодействия на основе согласования интересов участников консолидации. Входящие структуры преследуют, в первую очередь, цель повышения эффективности
использования финансовых ресурсов путем диверсификации их приложения с целью выполнения основных функций инновационнообразовательного кластера. Если говорить о финансовых институтах-участниках ИОК, то они нацелены на быстрое получение прибыли от эксплуатации своего капитала (примерно 5 лет) в виде высококвалифицированных специалистов. Финансовые институты, имеющие свободные средства, пытаются занять свое место в системе кластеризации и обеспечить свое участие в собственности. Основной интерес вступления в ИОК заключается в повышении конкурентоспособности образовательной продукции в виде высококвалифицированных специалистов и реальных возможностей к выживанию в новых экономических условиях.
ИОК может быть достаточно устойчивой интегрированной организационной формой. То есть актуально использование ИОК и как организационной формы процесса рекрутирования различных капиталов, и как традиционной - слияние этих капиталов.
Обобщающим критерием финансовоэкономических перспектив участия в ИОК является повышение эффективности их деятельности за счет рациональной организации взаимодействия участников, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, а значит и конкурентоспособности предприятий, региона, страны.
1. Юрьев В.М. «Жить по средствам»: реальность и возможности социально-экономического и материально-технического развития вуза: развернутые тез. докл. на заседании Расширенного Совета ТГУ им. Г.Р. Державина, 25 дек. 2007 г. Тамбов, 2007.
Поступила в редакцию 3.07.2008 г.
Tolstykh T.N., Boldyrev V.V. Social educational investments. The issues of educational social investments as a factor of economic development are considered in the paper.
Key words: education, social guarantees, investments.
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ МАРКЕТИНГОВОЙ МИКРОСРЕДЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Р.Р. Толстяков
В статье раскрываются взаимосвязи между субъектами рынка образовательных услуг и факторами маркетинговой макросреды, выявляется специфика конкурентоспособности образовательного учреждения.
Ключевые слова: маркетинг образовательных услуг, субъекты образовательного рынка, макросреда, конкурентоспособность.
Понятие окружающей маркетинговой среды является одним из ключевых понятий маркетинга. Факторы микросреды - это факторы, на которые предприятие опирается, тем самым увеличивая свою конкурентоспособность. В сфере высшего профессионального образования в большинстве своем таким учреждением является вуз, поэтому будем рассматривать данную аббревиатуру в качестве синонима «учебное учреждение». Микросреда подразделяется на:
1) факторы, не контролируемые образовательным учреждением (включая конкрет-
ных поставщиков, контрагентов, потребителей, конкурентов);
2) факторы, в определенной степени контролируемые руководством образовательного учреждения (выбор и коррекция сферы деятельности, определение целей учреждения, роль в нем маркетинга, общий уровень профессионализма и маркетинговой культуры персонала и др.) Степень контролируемости этих факторов коррелирует со степенью самостоятельности учреждения.
В качестве таковых факторов можно выделить:
- месторасположение вуза;