Н. Н. Фомина
СОЦИАЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И КАДРОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Работа представлена кафедрой педагогики Мурманского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук М. Б. Зацепина
Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на основе опыта социально-педагогической деятельности, накопленного внешкольными учреждениями в период 1970-80-х годов. Основой трансформации внешкольного образования в систему дополнительного образования детей являются кадровые и научно-педагогические, а также социально-экономические изменения ситуации в стране. Достижением советского периода было создание государственной системы внешкольной работы, направленной на развитие творческой личности ребенка и детской самодеятельности. Сохранение социально значимых направлений деятельности, накопленного опыта, кадрового потенциала внешкольных учреждений явилось основой перехода от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей. Демократические и гуманистические ценности внешкольного образования предопределили стратегические ориентиры развития системы учреждений дополнительного образования детей.
The system of extracurricular education of children in Russia is based on the variety of socio-pedagogical activities applied in the institutions of out-of-school education in the 1970-1980s. Scientific, pedagogical and socio-economic changes in Russia formed the basis of transformation of these institutions into the system of extracurricular education. One of the achievements of the Soviet period was creation of the state system of out-of-school work aimed at the development of a child’s creativity and talents. Preservation of socially important activities, experience and human resources of out-of-school institutions became the basis for the system of extracurricular education of children. The democratic and humanistic values of out-of-school education predetermined strategies of development of children’s extracurricular education.
Развитие детей - одна из основных проблем современного общества, стремящегося дать будущему поколению полноценное развитие, передать огромнейший опыт, которым впоследствии это поколение воспользуется и приумножит. Успех преобразований в обществе сегодня во многом зависит от его культурного потенциала, от степени сформированное™ социально-значимых, творческих качеств личности, от их практической реализации во всех сферах общества, так как идет процесс его дегуманизации, расширяется разрыв между обра-зованием и культурой.
В современных условиях, когда многие ценностные ориентиры, общечеловеческие традиции и жизненные устои находятся в кризисном состоянии, на первый план выдвигаются задачи преодоления сложившейся ситуации, формирования окружающей социокультурной среды для развития школьника, его приобщения с самого раннего детства к миру культуры. Одним из эффективных путей преодоления негативных тенденций в системе просвещения, по нашему мнению, является широкое использование учреждений дополнительного образования детей, основой становления которых была внешкольная и внеклассная работа. На территории Мурманской обла-сти первое учреждение внешкольного об -разования детей открылось в 1945 г.
Мурманская область была основана в 1938 г. На момент революции 1917 г. эта территория характеризовалась крайне тяжелыми условиями жизни, отрезанностью от России, многонациональностью населения1.
80% населения не умело читать и писать в связи с отсутствием каких-либо форм образования2. По состоянию на конец 1917 г. в среде населения почти полностью отсутствовали кадры культурных работников и работников образования, были сильны вековые предрассудки, вопросы просвещения и воспитания в регионе не поднимались, воспитательная работа велась по собственной инициативе учителей. Например, учитель Пулозерской школы для организации досуга детей открыл при школе клуб, куда приходили дети в свободное от учебных занятий время. Они играли в коллективные игры, учились играть в шашки и шахматы, пели, читали, проводили громкие читки3.
В послереволюционный период в связи с широкой индустриализацией СССР нуждался в ресурсах Севера, поэтому правительство поставило задачу вовлечения природных богатств региона во все виды экономической и культурно-просветительской работы. С целью ускорения процесса налаживания экономики и культуры Правительственной комиссией было принято решение оказывать этому региону необходимую научно-практическую помощь, направить в край специалистов, необходимые кадры. Таким образом, Великая Октябрьская революция создала предпосылки и условия для быстрого хозяйственно-культур -ного развития Крайнего Севера. На Кольском полуострове развернулась широкая и планомерная деятельность по коренному преобразованию жизни населения.
Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были
клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Все это явилось заслугой представителей прогрессивной интеллигенции: П. Ф. Лесгафта, С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, К. А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования, поэтому стремились создавать благоприятные условия для воспитания как индивидуальных качеств личности ребенка, так и формирования у него ответственности, солидарности, товарищества. Повседневная жизнь и разнообразные занятия в организованных ими клубах, несомненно, способствовали этому.
В целом в начале XX в. уже существовали разнообразные направления научных исследований в области педагогического знания и педагогической теории, оказывающие заметное влияние на характер детских учреждений, их образовательную жизнь. После революции 1917 г. начинается научно-теоретическое осмысление внешкольной работы. А. В. Луначарский определяет его как «дело создания и использования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не простым времяпрепровождением... Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества и т. д.»4.
Именно тогда стали входить в жизнь внешкольных учреждений интересные педагогические начинания, появляться оригинальные формы организации детской жизни. Шло интенсивное становление научно-методической базы внешкольного движения, внешкольной работы, велись серьезные научные исследования и наблюдения за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы.
В мае 1919 г. в Москве прошел I Съезд по внешкольному образованию. Съезд рас-
смотрел широкий круг вопросов внешкольного образования и принял ряд резолюций, в частности о создании государственной системы учреждений внешкольного образования. Внешкольное образование становится частью общей системы народного просвещения, и на внешкольные учреждения переносится воспитательная работа с населением в свободное от основной учебы или работы время5. Внешкольное образование было направлено на удовлетворение интересов детей к одной из отраслей знаний, организацию досуга школьников, оказание помощи в выборе занятий, обучение навыкам участия в общественной работе, развитие творческих и познавательных интересов.
Начинают выходить в свет работы А. К. Гермониуса, С. О. Серополко, Е. Н. Медынского, посвященные вопросам внешкольного образования. Первой теоретической разработкой практики внешкольного образования стала работа В. П. Вах-терова «Внешкольное образование народа». Но наиболее последовательную работу по систематизации имеющейся информации по внешкольному образованию проделал В. И. Чарнолуский - автор книг и статей: «Основные вопросы внешкольного образования», «Земство и внешкольное обра-зование» и др. Он был активным участником подготовки и издания справочника «Внешкольное образование».
Особую ценность в разработке теории внешкольного образования представляет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1923 г. В работе отмечается, что объект исследования теории внешкольного образования - процесс воспитания человека - во многом шире объекта многих из признанных уже научных дисциплин6. Е. Н. Медынский подошел к определению целей и содержания внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности на протяжении всей жиз-
ни человека. Большинство его идей, сформулированных в области теории внешкольного образования, были применены во внешкольной работе с детьми, а затем в дополнительном образовании детей.
В 1930-е гг. термин «внешкольное образование» в России был заменен термином «внешкольное воспитание» в связи с тем, что в довоенные годы в стране в основном уже сложилась общественно-государственная система внешкольной воспитательной работы с детьми. Это дало возможность активно развивать творческие способности и интересы детей, прежде всего к искусству, литературе, живописи и технике, юннатской и туристской работе, спорту7. Для работы в школах и проведения внешкольной работы с подрастающим поколением приезжали педагогические кадры из Санкт-Петербурга. Кроме этого, при областном отделе народного образования в Мурманске были организованы летние областные курсы для учителей.
После Великой Отечественной войны начал издаваться журнал «Опыт работы школ Крайнего Севера», где освещались вопросы воспитания учащихся в школах и интернатах, проблемы улучшения внеклассной и внешкольной работы учащихся, работа классных руководителей, учебно-воспитательная работа в школьных интернатах, работа с родителями и др.
В проведении воспитательной работы с детьми оказывали помощь крупные предприятия города: «Апатитстрой», АНОФ-2 в г. Апатиты и др. Молодежные бригады «Апатитстроя» занимались организацией экскурсий на предприятия, проведением бесед по профессиональной ориентации детей; вели кружки, писали заметки в стенные газеты. В г. Апатиты городской отдел образования и городской комитет профсоюза составили план совместной с общественностью работы с учащимися во внеурочное время. Одновременно усиливается роль внешкольных учреждений как методических центров, укрепляются связи со
школой и общественностью, педагогическими коллективами внешкольных учреждений, с наибольшей нагрузкой используется в воспитательной работе индивидуально-личностный подход, который органически дополняется и развитием самоуправления.
Таким образом, внеклассная и внешкольная работа давала возможность детям широкого выбора культурных занятий и развлечений соответственно их наклонностям и интересам, позволяла разумно организовать отдых детей и в то же время содействовать повышению их успеваемости. По мнению специалистов, внешкольное учреждение стало представлять собой своеобразную общность педагогов и детей, характеризующуюся целенаправленностью, автономностью существования, разнообразием и свободой выбора деятельности, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли.
Со временем стал отмечаться постепенный рост работников внешкольных учреждений г. Мурманска с высшим образованием: в 1959 г. было 7 работников внешкольный учреждений, которые имели высшее образование; в 1960 - 12 человек; в 1962 -уже 27. Подготовка работников внешкольного образования была начата еще в 19121913 гг. в Педагогической академии и в университете Шанявского. В Мурманской области систематическое обучение работников внешкольного образования осуществлялось с 1931 г. педагогическим техникумом, ас 1939 г. учительским институтом и институтом усовершенствования учителей, с 1948 г. педагогическое училище открыло школьно-пионерское отделение.
Одной из форм повышения квалификации работников внешкольного образова-ния являлось самообразование. План самообразования составлялся каждым педагогом, отчеты о ходе его выполнения периодически заслушивались, что способствовало повышению уровня преподавания, твор-
ческой работы всего коллектива8. Отдельные занятия с педагогами проводились артистами и режиссерами областного театра кукол. Члены Всероссийского театраль-ного общества читали лекции для работников внешкольного образования. Сотрудники агрохимической лаборатории организовывали тематические семинары с практическими лабораторными занятиями. Мурманский отдел географического общества проводил с педагогами тематические семинары.
В целом достижением советского периода было создание государственной си-
стемы внешкольной работы, направленной на развитие творческой личности ребенка и детской самодеятельности. Сохранение социально значимых направлений деятельности, накопленного опыта, кадрового потенциала внешкольных учреждений явилось основой перехода от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей. Демократические и гуманистические ценности внешкольного образования предопределили стратегические ориентиры развития системы учреждений дополнительного образования детей.
ПРИМЕЧАНИЯ
1ГАМО. Ф. 9. Д. 4. О. 1. Л. 95.
2 Белошистая А. И. Из истории ликвидации безграмотности на Кольском полуострове // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1976. С. 56-78.
3 Базанов А. Г. Школы на Крайнем Севере. Л., 1939.
4Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 31.
5 Дополнительное образование детей / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000.
6Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1998.
7Луначарский А. В. Указ. соч.
8 Терский коммунист. 1977. № 80.