Татьяна РАЗИНА
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЯМИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье описаны результаты социологического исследования согласованности инвестиционной политики органов местного самоуправления с социальной средой. В качестве объекта исследования выбрано типичное муниципальное образование - Лысковский муниципальный район Нижегородской области.
The results of sociological research of local self-government bodies’ investment policy coordination with the social environment are revealed. Typical municipal authority - Lyiskovskiy municipal union is chosen as an object of research.
Ключевые слова:
муниципальные образования, местное самоуправление, повышение квалификации, социальные реформы, инвестиции; municipal unions, local self-government, improvement of professional skill, social reforms, investments.
Инвестиционная политика органов местного самоуправления на современном этапе модернизации российской экономики становится видом муниципальной деятельности, способным внести значительный вклад в согласованность социальных реформ на территории муниципального образования. Для выявления социальных процессов в сфере инвестиционной деятельности, протекающих в социальном образовании — Лысковском муниципальном районе Нижегородской области — проведен анализ содержания публикаций районной газеты «Приволжская правда» за 2007—2009 гг. Такого рода контент-анализ позволяет подробно рассмотреть тенденции в деятельности органов власти, в т.ч. и по согласованию результатов инвестиционных проектов с потребностями жителей данного муниципального образования.
Поскольку средства массовой информации осуществляют реальный диалог всех секторов общества, исследование общественного дискурса СМИ является достоверным социологическим материалом, способным выявить реальные социальные процессы, участниками которых являются и власть, и бизнес-сектор, и население в целом на территории муниципального района.
В частности, СМИ, выступая от имени населения, высказывают претензии и замечания к власти в области решения значимых социальных проблем. С другой стороны, корреспонденты печатного издания транслируют интерпретацию представителями органов власти различного рода инвестиционных проектов, социальноэкономических планов и их реализации.
Поскольку социологическое содержание совокупности публикаций, избираемых в качестве источниковой фактологической базы, достоверно лишь в том случае, если анализу подвержена репрезентативная выборка публикаций или репрезентативный период их издания, в рамках данного исследования был осуществлен многомерный контент-анализ всей совокупности публикаций районной газеты «Приволжская правда» на тему инвестиционной деятельности на территории муниципального образования. Был изучен период полных двух лет (2007—2008 гг.) и семи месяцев (21 января — 18 июля 2009 г.), при этом анализировалась генеральная совокупность публикаций, а не выборка. Кроме того, в рассмотрение не включались публикации областных СМИ и прессы других муниципальных районов, поскольку в круге данных медиа-средств проблема управления инвестиционным потенциалом и социальной согласованности
РАЗИНА
Татьяна
Валерьевна —
начальник отдела
дистанционных
технологий
Института
повышения
квалификации
ВВАГС,
г. Н.Новгород
ір!гоу@праа.
nvags.ru
социальных реформ Лысковского района Нижегородской обл. затрагивается опосредованно или вообще индивидуально не позиционируется. Период, в течение которого были опубликованы исследуемые материалы районного издания, в полной мере репрезентативен: два с половиной года — срок, дающий возможность изучить всю совокупность информационных поводов, создающих комплекс тематики по основным направлениям инвестиционной деятельности, значимым для местного сообщества. Данный информационный комплекс, не исключая элементы общефедерального и регионального содержания, в первую очередь отражает специфику процессов социальных преобразований, происходящих на территории Лысковского района Нижегородской обл.
Материалы об инвестиционной деятельности и социальных проблемах публикуются с первой декады января 2007 г. достаточно регулярно в разных разрезах, в зависимости от появления тех или иных информационных поводов. В целом, в изучаемый период в анализируемом СМИ было опубликовано 153 материала (информация подготовлена корреспондентами районной газеты, пресс-службами органов местного самоуправления Лысковского района и пресс-службой губернатора и правительства Нижегородской области). В рамках данных материалов нами было выделено 278 фрагментов, каждый из которых содержит один основной и определенное количество (от одного до семи) сопутствующих сюжетов.
Исследуемая совокупность содержит 76 877 слов, при этом около 80% из них являются лексическими формами русского языка, ответственными за связность текстов; основной смысл материалов определен с помощью 16 150 слов и словосочетаний (21,0%), использованных в качестве аналитических фильтров. Тем самым в проведенном исследовании была использована основная масса смыслов, содержащихся в анализируемых текстах комплекса публикаций газеты «Приволжская правда».
В результате многомерного анализа было выделено и изучено пять основных направлений по проблеме управления ресурсами муниципального образования и связанной с ней необходимости согласования проводимых социальных реформ:
— инвестиционная деятельность и инвестиционные проекты;
— перспективы развития социальной и инженерной инфраструктуры Лысковского района;
— проблемы сохранения сельскохозяйственных предприятий и участия в производстве сельхозпродукции личных подсобных хозяйств на территории муниципального района;
— проблемы сохранения традиционных производств и квалифицированных кадров на промышленных и перерабатывающих предприятиях городского поселения и муниципального района;
— трансформация ресурсов района для создания и устойчивого функционирования сферы въездного и внутреннего туризма как перспективного источника доходной части местного бюджета.
Каждое из пяти направлений раскрывается по нескольким сюжетным линиям, достаточно неравномерно распределенным по времени. В частности, в течение второй половины 2007 г. и всего 2008 г. более чем детально освещается событийная канва вокруг реализации инвестиционного проекта «Физкультурно-оздоровительный комплекс» по вполне понятной причине — высокой оценке журналистами значимости данного объекта и по обилию информационных поводов с присутствием первых лиц области и района. При этом практически все публикации носят исключительно позитивный, почти бравурный характер, критические материалы вообще отсутствуют.
Для сравнения, в этот же период сюжеты, связанные с проблемами деятельности сельскохозяйственных предприятий, носят сезонный характер в стереотипных рамках СМИ: «посевная — уборочная», в целом отражая общую озабоченность общественности района многочисленными проблемами, существующими в этой сфере, без ярко выраженной критики деятельности органов власти.
Характеризуя комплекс изученных публикаций, в первую очередь необходимо отметить существенную разницу в качестве и контексте материалов, подготовленных корреспондентами редакции газеты и пресс-службами органов местного самоуправления Лысковского района и пресс-службой губернатора и правительства Нижегородской обл.
Публикации профессиональных авто-
ров содержат, как правило, один основной информационный повод и контекст, направленный на разъяснение читателям смысла данного информационного повода. Язык таких публикаций соответствует требованиям, предъявляемым к языку СМИ, даже в тех случаях, когда лексика остается в рамках деловой.
Тексты, подготовленные областными и районными пресс-службами, являют собой их прямую противоположность.
Например, областная пресс-служба размещает в местной газете информационные поводы в форме новости, никак не привязанной к жизни населения данного района, в самых общих формулировках. Например: «Инвестиционный совет при губернаторе Нижегородской области рассмотрел 13 заявок. На получение статуса приоритетного претендовал один проект, 12 инвестиционных заявок предусматривали выделение земельных участков. 6 проектов было одобрено, 7 заявок отложено в связи с недостаточной подготовленностью. Общий объем инвестиций по проектам, получившим одобрение инвестиционного совета, превысит 9,5 млрд. рублей. Реализация проектов предусматривает создание 2869 новых рабочих мест. Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области по окончании реализации проектов составят не менее 136 млн. рублей ежегодно».
Пресс-службы муниципальных органов власти, напротив, размещают на газетных полосах объемные материалы разнообразных жанров, по сути, представляющих собой едва ли не стенографические отчеты рабочих совещаний и хозяйственных активов районной администрации или Земского собрания, чрезмерно насыщенные цифрами и фактами. Полный текст может содержать свыше 20 сюжетов, относящихся к разнообразным естественным информационным поводам, и не может претендовать на какую-либо связность.
Кроме того, публикации пресс-служб всех уровней не несут практически никакой информации, разъясняющей жителям района необходимость реализации того или иного инвестиционного проекта на территории, где существует традиционный уклад жизни, даже в тех случаях, когда этому укладу предстоят объективные изменения (не обязательно в худшую,
но даже и в лучшую сторону). Тем самым выбранные направления и разработанные альтернативы решения проблемы согласованности инвестиционной деятельности с социальной средой органами власти даже не обозначаются. Как следствие, местное сообщество при отсутствии позиционирования в доступном для нее канале информации с высокой вероятностью продолжит пополнять собой ряды оппозиционной группы граждан в полном соответствии с социальными законами восприятия информации.
Негативная оценка управленческой деятельности органов власти, хозяйствующих субъектов всех сфер производства, наполнение критическим содержанием журналистских материалов по выявленным сюжетным линиям происходит с октября 2008 г. и нарастающим образом развивается в публикациях на протяжении всего изучаемого периода 2009 г. Сравнение публикаций за 2007—08 гг. и семи месяцев 2009 г. по фильтру «кризис» показывает соотношение 1:23. «Падение в пропасть», «растет армия безработных», «загнали в угол», «собственники предприятия вопрос выхода из кризиса решают преимущественно за счет трудящихся», «кризис прокатился в первую очередь по людям» — такого рода лексикой изобилуют все материалы издания в 2009 г. Не снижают общего уровня тревожности публикуемые высказывания руководителей районной администрации, делегирующие ответственность на федеральный уровень по принципу: «выход из кризиса должно искать и найти правительство страны». Не добавляют социуму оптимизма обращенные к прошлому сентенции районных лидеров общественного мнения такого рода: «страну застроили гипермаркетами, развлекательными комплексами, а не современными предприятиями промышленного и сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, в период финансовоэкономического кризиса в информационной среде муниципального образования во всей полноте проявилась проблема несогласованности инвестиционной деятельности органов МСУ с социальной средой, существовавшая ранее и не решенная органами власти в период «сырьевого» экономического роста.